мундштук дизайна Оллье-Карден для сигарет Vogue (2008)
Комментарий Т.Ю. Быстровой:
Все хорошо, даже выделены дополнительные функциональные смыслы (хотя эстетику можно было поместить в духовно-ценностном блоке). Оценка 40.
работу выполнил: Ибатуллина Ульяна Игоревна, гр. 403
- Введение
- Первое впечатление
- Рисунок
- Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
- Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
- Основная часть
- Культурологический анализ продукта дизайна
- Смысловая структура продукта дизайна
- Анализ названия или концепта (не обязательная часть)
- Заключение
Введение
Объект анализа
Он французский, женский, утончённый, порочный, хищный, изящный, холодный, лаковый и нервный. Сначала слишком простой, потом настолько сложный, что кажется слишком простым. Не удивляет, но тихо завораживает. Классика. Изыск. Доступная роскошь. С шармом создаёт легкомысленное настроение.
Первое впечатление
Он французский, женский, утончённый, порочный, хищный, изящный, холодный, лаковый и нервный. Сначала слишком простой, потом настолько сложный, что кажется слишком простым. Не удивляет, но тихо завораживает. Классика. Изыск. Доступная роскошь. С шармом создаёт легкомысленное настроение.
Рисунок
Рисунок 1:
Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
В поисковой системе Yandex фраза "мундштук для Vouge" встречается на 2200 страницах. Чаще всего сопровождается понятиями "дамский", "элегантный", "платья", "дорогой", "развлечения", "шик". Упоминается, в основном, в связи с описанием стиля ар деко, часто подобные (но не те же самые)мундштуки можно заказать в табачных интернет-магазинах.
Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
Расскажи мне, как ты yхаживаешь за своей трyбкой, и я скажy, кто ты
Теперь столько пишут о вреде курения, что я твердо решил бросить читать...
Если вы думаете, что никотин не влияет на голос женщины, попробуйте стряхнуть пепел на ковер.
-Сусанна, ты куришь?! - Это я так, для коммуникабельности... ( из к/ф "Самая обаятельная и привлекательная")
Дорогие сигареты отличаются от дешёвых более чистыми, вкусными и ароматными ядами.
Как-то мне показалось, что я влюбилась. Потом поняла, что у меня просто кончились сигареты.
Сигарета придаёт девушке элегантность, сигара даме - шарм!
Под настроение
Вы такая эстетная в шумном платье муаровом…
В жёлтой гостиной с обивкою шёлковой
Я целую впервые замшу ваших перчат…
Ты пришла в шоколадной шаплетке
Подняла золотую вуаль
И,смотря на паркетные клетки,
Положила боа на рояль.
Культурологический анализ продукта дизайна
Культурологическая "вертикаль"
Культурологическая вертикаль
Прообраз, варианты: курительные приспособления индейцев Майя, которые изготовлялись из природных материалов.
В древних цивилизациях курение, или вдыхание дыма, было связано в основном с религиозными ритуалами. В качестве первых приспособлений для вдыхания дыма, прообразов современных трубок, служили самые простые предметы - кусочки тростника, полые кости и рога животных. Позже появились глиняные и деревянные, реже металлические трубки незамысловатой цилиндрической формы. На территории Индии и африканских стран практиковалось вдыхание через трубочки дыма от тлеющих листьев, засыпанных землей. На фреске храма Майя, построенного в 5 веке н.э., изображен жрец, выдувающий густой дым через трубочку, похожую на длинный мундштук. В Центральной Америке и в долине Миссисипи были обнаружены трубки, относящиеся к доколумбовой эпохе, сделанные из минералов стеатита или катлинита и украшенные резьбой или изображениями голов птиц, зверей и рептилий.
Всё, связанное с курением, в то время носило характер загадочности, божественности, потому что курить могли только «полубоги» - жрецы. Мундштуки и трубки долгое время оставались недоступными для широких слоёв населения. С распространением табака трубки приобрели большую популярность, а вот мундштуки вошли в моду только в 20-х годах 20-ого века, причём до сих пор считаются исключительно женским аксессуаром.
Культурологическая "горизонталь"
Культурологическая горизонталь
«Бритиш Американ Тобакко» запустил сигареты Vogue Ephemere в новой упаковке, разработанной французским дизайнером Жан-Пьер Оллье (Jean-Pierre Ollier). В создании дизайна упаковок и сувенирной продукции принял участие дом Пьера Кардена.
Новая серия была впервые анонсирована в апреле 2008 года. Сообщается, что каждые полгода Vogue представляет новый дизайн пачек Vogue Ephemere, определяя тем самым тенденции на рынке. «Удивительное и изумляющее можно найти не только в традиционных предметах искусства, но и в самой простой вещи», – рассказывает дизайнер Оллье. Основным мотивом нового дизайна пачки сигарет стали метаморфозы джунглей. Вдохновляемый таинственными перевоплощениями природы, он сумел сделать идею этих метаморфоз осязаемой.
Среди субпродукции, выпущенной наряду с самими сигаретами, встречаются зажигалки и мундштуки в чехлах под змеиную кожу, подарочные сумки, полиграфические материалы, выполненные в стиле джунглей.
Если коротко описывать ситуацию настоящего времени (2008 год создания), то получается, что существует несколько компаний-мировых лидеров, которые занимаются выпуском мундштуков и других принадлежностей для курения. Среди основных фирм на российском рынке представлены «FINIX», «DOYAR’S», «FRIEND HOLDER», Handelsgold Mundstuck. Это довольно специфический товар, который, тем не менее, пользуется постоянным спросом, так что выпуск Vogue пришелся на вполне подходящее время. Размеры, форма, оформление разрабатывались согласно основным стандартам табачной промышленности, что говорит о современности. Стоит упомянуть, что в продажу мундштуки и зажигалки не поступали, а использовались исключительно для продвижения Vogue Ephemere.
Портрет потребителя
Стараниями British American Tobacco сигареты Vogue и аксессуары к ним прочно связаны в сознании курильщиц с образом утонченной леди, светской львицы. Это женщина большого города, успешная в работе, игривая, образованная, умеющая флиртовать с мужчинами и завоевывать их, романтическая девушка нового времени, уверенная и целеустремленная.
Змеиные мотивы подходят не каждой, поэтому она должна быть смелой, яркой, привыкшей к вниманию и ожидающей его, женщина «со вкусом» и с собственным стилем.
Смысловая структура продукта дизайна
1) Бытийный смысл
Здесь, по сути, можно выделить 2 вещи: мундштук и футляр для него. Смысл передается через форму, цвет, фактуру, блеск и, что немаловажно, после первого же использования – запах.
Мундштук представляет собой длинную узкую черную трубку, украшенную золотистой змейкой. Трубка разборная: 2 ее раскручивающиеся части соединяются позолоченной резьбой. Мягкий футляр выполнен из натуральной кожи с рисунком под змею бежево-коричневого цвета.
Мундштук. Форма
Форма полой трубки несет в себе сложное и древнее значение. Она призвана передавать, отдавать, направлять, перемещать. На основе этого трубку можно толковать как путь, дорогу к священному. Раньше принимать дым в себя значило принимать в себя богов, получать и отдавать что-то божественное. Такую форму можно считать побуждением к действию, способом осуществления его. Сама по себе полость не активна, но служит посредником для человека, который использует ее. Ограниченная пустота призвана перемещать вещество из сообщающихся сосудов. Кроме того, форма трубки расценивается как фаллический символ, что делает ее древней, относящейся к сущности и происхождению вещей.
Мундштук. Цвет
Черный цвет традиционно ассоциируется с элегантностью, изысканностью и сексуальностью, однако ни один цвет не соотносится с мистикой и древностью так, как он. Черный цвет- цвет ночи и смерти, цвет ведьмовства и черной магии. При всей его мистической и немного мрачной репутации, черный незаменим, когда нужно создать ореол тайны, подпустить интригу или передать властный посыл. Кроме того, это лучший выбор для того, чтобы сфокусировать внимание на смысле и форме вещи.
Оттенки золотого на резьбе и змее придают эксклюзивность, роскошь, принадлежность к высокому. Золотой цвет олицетворяет солнце, день, деньги, бога, тайну, жизнь (люди умирают, империи исчезают, дома разрушаются, лишь драгоценные металлы передаются от поколения к поколению), смерть (золото как понятие вмещает в себя пороки и желания человечества, которые убивают или служат причиной убийства).
Таким образом, в цветах дня и ночи, жизни и смерти, нищеты и богатства воплощается идея существования, бытия во всех его значениях, баланса, высшего порядка.
Мундштук. Фактура
Гладкий мундштук сделан из полированного пластика, на вид и ощупь напоминающего эбонит – материал, из которого изготавливают статусные и дорогие вещи. Однородный, приятный для рук материал делает мундштук удобным для использования.
Мундштук. Блеск
Здесь можно говорить о двойном блеске: мягком блеске черной блестящей поверхности и блеске золота. Все блестящее красиво, элитарно, привлекательно, ярко, жизненно.
Мундштук. Запах
После первого же употребления мундштук впитывает табачный запах. «Дух» трубки издавна считался ее воплощением, преимуществом, индивидуальностью, принадлежностью ее курильщика. Табачный запах ассоциируется с уютом, мужским началом, роскошью, уверенностью, стабильностью и силой.
Если говорить о футляре, то можно выделить в качестве основных характеристик цвет и материал. По замыслу дизайнеров «змеиный окрас» должен служить средством выделения среди других, ярким атрибутом. Коричневая гамма напоминает природу, естественность, опасность. Кожа рептилий служит атрибутом высшего света, аристократии, элиты, даже если это не настоящая змеиная кожа. Материал мягкий, прочный, легкий, во многом напоминает колчан для стрел или ножны для кинжала.
2) Функциональный смысл
Выделяются 2 основные функции:
1. Первоначальная, назначение вещи.
Основное назначение мундштуков изначально было продиктовано гигиеническими требованиями. Сигары, например, для благородных особ обвязывали шелковой лентой, чтобы перчатки или пальцы не желтели и не пахли табаком при курении. Когда в 20-е годы 20 в. закурили женщины, то мундштуки позволяли сигарете оставаться сухой от слюны и губной помады и делали сигареты не такими крепкими.
2. Эстетическая функция.
Элементом утонченности и украшения мундштук стал, когда эмансипированные представительницы прекрасного пола решили не отставать от мужчин и ввели моду на курение. Теперь он стал гораздо длиннее и изящнее, а сигарета с мундштуком очень выгодно смотрелось в тонких женских пальцах. Всегда, во все времена находились эстеты, превращавшие самые обычные бытовые вещицы в предметы роскоши.
В этой вещи гармонично соединились удобство и красота, что, по моему мнению, и является первоочередной задачей дизайна.
3) Знаковый смысл
Второе рождение мундштук пережил в эпоху ар деко, когда стал непременным элементом почти любой женщины, идущей в ногу со временем. Дамы бросали вызов обществу (мужчинам в первую очередь), сигарета в мундштуке была элегантным символом прогресса.
В наше время здорового образа жизни вообще нечасто можно встретить женщину с мундштуком, это слегка отдает карнавальностью. Для нее мундштук – способ самовыделения, ощущения непринадлежности к массе. Такие женщины носят чулки со стрелками, узкие юбки и перчатки до локтей. Они чувствуют себя по-другому: более женственными, утонченными, самоироничными.
4) Ассоциативный смысл
Мундштук напоминает древние приспособления для курения: тростниковую или глиняную палочку, «трубку мира». Кроме того, как уже упоминалось, фаллическая форма переносит нас к истокам человеческих цивилизаций.
По теории психоанализа мужчина во время курения демонстрирует свою мужскую сущность и намекает на истинные желания. Спрашивая у дамы разрешения закурить, он явно флиртует с ней. Однако сам Фрейд заявлял, что иногда сигара – это просто сигара, и ничего, кроме сигары.
5) Духовно-ценностный смысл
Мундштук для современного курильщика – это не просто удобство, но и часть имиджа. В наш век всеобщего стремления к индивидуальности и «малоподвижного» сигаретного рынка с небольшим ежегодным предложением настоящих новинок именно мундштуки (наравне с зажигалками) могут демонстрировать неповторимость и характер каждого человека.
Следует сказать о той роли, которую эстетическая ценность мундштука играет в жизни его обладательницы. Красота и утонченность, некая порочность придают ей особый шик – этакая роковая женщина.
Роковая женщина (фр. la femme fatale) — женский образ, заключающийся в сексапильности и умении манипулировать мужчинами посредством флирта. Образ имеет древнюю историю (Лилит, Саломея). Он воспет в работах Эдварда Мунка и Оскара Уайльда, но окончательно в эпоху ар деко и нуар (Мата Хари, Лиля Брик). Ассоциируется с перчатками до локтей, сигаретой с мундштуком, меховым боа, вечерним декольтированным платьем, дорогим нижним бельём и бокалом красного вина в руке.
Мундштук не соотносится с религией, христианский Бог не велит ублажать свою плоть с помощью удовольствий, а в Европе за курение табака несколько столетий назад вообще отлучали от церкви.
6) Культурно-исторический смысл
По мнению Фрейда, курение – результат недоразвития на оральной стадии, то есть следствие того, что ребенка рано отняли от груди. Курение как действие имеет большое прошлое: от священнодействия для избранных до порицаемого порока в наши дни. Как и процесс, приспособления для курения претерпели значительные изменения.
Можно выделить несколько основных временных этапов в существовании мундштуков.
Во-первых, первобытность.
Огонь служит важнейшим признаком присутствия человека, потому что только человек обладает властью над этим божественным даром. Нет ни одного народа, который бы не пытался объяснить его происхождение. Согласно большинству мифов, огонь, это величайшее благо человеческой жизни, был похищен родоначальником племени у богов или духов. Мундштук имеет смысл только в присутствии огня, которым поджигается сигарета. В древности возносились молитвы Создателю мира именем огня, потому что благодаря его чистоте, светлости, живости, тонкости, плодовитости и неразрушимости он является совершеннейшим символом божества.
Табак в свою очередь стал самым распространенным слабым наркотиком. У индейцев, африканцев и других племен табак – символ божества, шаманства, дым воплощает святое, священное, тайное. Курение приравнивалось к молитве, жертвоприношению, воззванию к высшим силам. Отнесенность к обрядам говорит о древности этой вещи (например, трубка мира у индейцев или курение перед охотой у бурятов). Вскоре каждый участник действия начал пользоваться своим мундштуком, так воплощалась идея единения с другими, но признания себя как личности, появление частной собственности, сборища людей перед огнем, общения с божеством один на один, вызова духов, сопровождения празднеств).
Во-вторых, начало – середина 20-ого века (период ар деко).
После Первой Мировой войны женщины перестали во всем полагаться на мужчин. Они заимствовали у сильного пола всевозможные атрибуты: брючные костюмы, галстуки, шляпы, курили сигареты в мундштуках и пили алкоголь – так демонстрировалось наплевательское отношение к условностям. Стремление к всеобщему украшательству породило моду, в которой идеалом была худая женщина в узком шикарном платье с боа на плечах, коротко стриженная, сильно накрашенная, с длинным мундштуком и алыми ногтями. Запах сигарет перекликался с ароматами духов и бензина. Мундштук служил роскошным (часто драгоценным, выполненным у известного ювелира) аксессуаром настоящей леди. Выполненные из драгоценных материалов и ценных пород дерева, инструктированные камнями, жемчугом, украшенные сложнейшими рисунками, эти трубочки были таким же символом статуса как машины или часы, только теперь женщины могли похвастаться этим. Возможно, они появились в это время в связи с интересом к древним культурам и их атрибутике – восточной, азиатской, африканской, русской, египетской. Курение снова стало ритуалом, способом самореализации, приобщении к сообществу.
В-третьих, последующие годы 20-ого века и наше время.
Мундштук нельзя назвать вещью первой необходимости для современной женщины, однако, он существует как дополнение к образу Женщины. Несомненно, образ леди ар деко является классическим, говорит о присутствии стиля у женщины, ее элегантности и умении очаровывать. Дамы того времени все еще служат иконами стиля: Грета Гарбо, Марлен Дитрих, Айседора Дункан и многие другие.
Всё это говорит о том, что мундштук имеет значительную историю своего существования и несет большую смысловую нагрузку.
7) Культурно-символический смысл
Кроме символики цветов, описанной выше, можно выделить главный символ, встречающийся на мундштуке и футляре – змею. Нет, пожалуй, ни одной культуры, в которой не встречалось бы упоминание о змеях. Змея – весьма противоречивый символ: женское плодородие, материнство – мужское оплодотворяющее начало; огонь, земля и вода; смертельный яд и врачевание; красота и опасность; злое в природе и опора мира. Будучи причастной как мужскому, так и женскому началам (соответственно — верхнему, небесному и нижнему, земному мирам), выступала символом сакрального брака земли и неба (соотносимого с творением мира), и в этом плане — сакральным сексуальным символом. В том же контексте может быть зафиксирована связь змея с дождем, оплодотворяющей землю небесной влагой.
Змея – страж сокровищ, ценностей, божественной власти. При сочетании с дымом, курением, ее можно считать древнейшим символом мудрости, опасности, животных инстинктов, страха, потустороннего мира, общения с мертвыми и богами. Золотая змея – возможно, воплощение бога, мира, вселенной, абсолюта, единства противоположностей, жизни и смерти. Человек боится змей и преклоняется перед ними; наличие аксессуаров, подобных мундштуку со змеей в змеином футляре внушает уважение, почитание, желание, приобщенность к опасностям и приключениям.
8) Актуальный смысл
Кожа рептилий всегда в моде из-за ее красоты и стоимости. Курение в современном обществе не приветствуется, поэтому мундштуки не на пике моды, тем не менее, как стильная, качественная, необычная вещь они прекрасно подходят для создания исторического образа, преподнесения необычного подарка. Мундштук стал классикой, которой и не нужно быть в моде, она существует и признана, периодически к ней обращаются.
9) Художественно-образный смысл
Мундштук стал культовой вещью, которая далеко не всем идет, однако, если подходит, то мгновенно придает шарм и индивидуальность. Он почти потерял свое основное значение – быть средством для удержания сигареты и для придания курению дополнительных свойств, однако, его значение не ослабело, потому что он четко ассоциируется со стилем ар деко и женственностью.
Несколько консервативная, но очаровательная и самодостаточная женщина может стать обладательницей такого мундштука. Присутствие змеиных мотивов создает ощущение некой хищности, агрессивности и изворотливости, в то же время говорит об уверенности в себе, настойчивости и деловитости.
Выводы
В этой части прослеживается каждый из 9 смысловых уровней, что говорит о внутренней наполненности рассматриваемого мундштука и о том, что можно проследить нечто такое, чего не видно при первом рассмотрении.
Заключение
Первоначальное впечатление от мундштука было очень положительным, но, в основном, за счет ассоциативной связи с некой эксцентричной женщиной, которая могла бы им пользоваться.
В ходе анализа смысловых уровней, появилось множество новых значений вещи, несомненна связь с истоками человеческой культуры, ранними представлениями о природе мира и вещей.
При глубоком рассмотрении становится понятно, что внешние и внутренние характеристики, символика и функциональность успешно воплотились в этом мундштуке, что, определенно, делает честь команде французских дизайнеров во главе с Оллье и Карденом, которые разработали его. Мундштук стал казаться более сложным, многогранным, продуманным, мистическим, отсылающим к истокам.
Список литературы
- 1)Происхождение вещей. Очерки первобытной культуры. Под редакцией Е.В. Смирницкой. Издательство «ННН», Москва, 1995г.
- www.fashiontime.ru
- 2)Материалы Википедии
- 3)Журналы Elle, Vogue
- 4)www.sostav.ru
- 5)Ганс Бидерман „Энциклопедия символов“
Причина обращения к теме
Данную работу можно предложить
Эту работу можно предложить для размещения на форумах и в статьях табачных интернет-лавок, хорошим глянцевым журналам, например, Vogue, компаниям, которые занимаются дизайном сопутствующей рекламной продукции, и, конечно, сигаретному бренду Vogue.
Ключевые фразы работы
мундштук для Vogue, дизайн мундштуков, змеиная символика, история трубок, мундштук в ар деко
План работы
- Введение
- Первое впечатление
- Рисунок
- Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
- Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
- Основная часть
- Культурологический анализ продукта дизайна
- Смысловая структура продукта дизайна
- Анализ названия или концепта (не обязательная часть)
- Заключение
но не вещь.
Иосиф Бродский