taby27.ru о философии дизайне, имидже, архитектуре, у нас появился логотип!  


Мохеровый шарф

Комментарий Т.Ю. Быстровой:

Умница, Румяна. Научите всех так анализировать предметы. Оценка отлично (40 баллов в новой системе).




 

 

работу выполнил: Саматова Румяна Римовна 403 гр.

Введение


Объект анализа

Мои впечатления о мохеровом шарфе: первое и все последующие – всегда сводились к слову «ужасный». В детстве шарф я не любила из-за того, что он был очень жестким и колючим (от него постоянно чесалась шея и лицо), его раскраска была мрачной и совсем не детской.

Я не обращала внимания на его греющие свойства – теплый он или нет. Меня волновало только то, что каждый день мне повязывали этот шарф, совершенно не спрашивая, нравится он мне или нет, потому что других альтернатив не было. Был только этот, ненавистный мне, мохеровый шарф.

С течением времени мое отношение к мохеровому шарфу не изменилось.

Первое впечатление

Мои впечатления о мохеровом шарфе: первое и все последующие – всегда сводились к слову «ужасный». В детстве шарф я не любила из-за того, что он был очень жестким и колючим (от него постоянно чесалась шея и лицо), его раскраска была мрачной и совсем не детской.

Я не обращала внимания на его греющие свойства – теплый он или нет. Меня волновало только то, что каждый день мне повязывали этот шарф, совершенно не спрашивая, нравится он мне или нет, потому что других альтернатив не было. Был только этот, ненавистный мне, мохеровый шарф.

С течением времени мое отношение к мохеровому шарфу не изменилось.

Рисунок

мохеровый шарф
Рисунок 1: мохеровый шарф

Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет

В поисковой системе Yandex словосочетание «мохеровый шарф» встречается 21 тыс. раз. Запросов «мохеровый» - 372, «шарф» - 36 871. Выбранная мною вещь чаще всего сопровождается словами: новый – 2 460, старый – 1060, красивый – 948, в клетку – 899, советский – 760, СССР – 469, индийский – 382, колючий – 209.

Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект

Анекдоты:

Тбилиси. Середина лета. Жара. Вдоль проспекта Шота Руставели
ездит черная ``Волга`` - туда-сюда, туда-сюда. В ней сидит
компания местных жителей в дубленках, норковых шапках и
мохеровых шарфах. Окна машины плотно закрыты.
Часа через полтора один из них не выдерживает:
- Слюшай, давай окно откроем, да-а...
- Нэт, пуст думают, что у нас кондиционэр.

Встречаются две блондинки. - Ты куда спешишь? - Да вот хочу вернуть шарфик в магазин, а то купила вчера, а он мне жмёт...

Зачем джентельмену шарф ?
Ответ не-джентельмена: чтобы в него сморкаться.
Ответ джентельмена: чтобы в него сморкалась моя дама.

На него надели шапочку `Динамо`, майку `Торпедо`, шарф `Локомотива` и
посадили в сектор `Спартака`. Смотрите на ТВ:"Последний герой-3".

Встречаются два товарища. У одного горло шарфом перевязано, сипит.
Другой его спрашивает:
- Простудился?
- Да нет.. Вчера тещу хоронили - три баяна порвали.

Держит мужик на руках слоника.
Слоник ему говорит: "Холодно!"
Мужик снимает с себя шарф и кутает слоника.
"Жарко!"
Мужик снимает шарф.
"Не хочу на ручках, - хочу пешком!"
"Господи! Да когда же меня отпустит?"

Культурологический анализ продукта дизайна


Культурологическая "вертикаль"

В качестве первообраза вещи я взяла рисунок в клетку. История клетки:
классическая история клетки насчитывает около 100 лет. Родиной клетки является Великобритания, где её использование началось в 1924 году в качестве подкладочной расцветки для верхней одежды. Как и многие модные тенденции, клетки была заимствована из национальных костюмов – на этот раз шотландские килты стали прототипом её использования в одежде. Настоящая шотландская шерстяная или полушерстяная клетчатая ткань называется тартан. У кельтских родов Шотландии килт, выполненный из такой ткани, был настоящим произведением искусства, и немудрено – ведь он служил символом родовой принадлежности. Рисунки на шотландских килтах были уникальными, разрабатывались каждым родом индивидуально, ткались вручную из шерсти домашних овец и переходили из поколения в поколения. Но, если углубиться в историю ещё больше, выяснится, что клетчатые расцветки в одежде встречались практически у всех горных народов в разных уголках мира, даже римские аристократы носили клетку, а самый поразительный факт заключается в том, что в поречье Нила были найдены мумии, обвёрнутые в ткань клетчатой расцветки, очень похожую на тартан.
58 год до нашей эры – появление теплых шерстяных шарфов.
Предшественник сегодняшних теплых шарфов появился в Древнем Риме. На латыни он назывался focale. Его носили римские легионеры, пытаясь укрыться от непривычного холода во время походов в Галлию и Германию. Они повязывали шарфы на шею, защищая горло от холода, подкладывали их под доспехи в боях. А военачальники поверх мускульного панциря надевали офицерский шарф красного цвета с золотыми кручеными кистями.

Культурологическая "горизонталь"

В то время (1982-1985 гг. – время появления мохеровых шарфов) было модно:
1. любая вещь с иностранным лэйблом.
2. короткие куртки.
3. куртки «Аляска» - 250 – 280 руб., самые дорогие.
4. скошенные каблуки «Казаки» для мужчин.
5. джинсы любые
6. джинсы «бананы».
7. кофта «Монтана».
8. балоневые куртки.
9. искусственные шубы.
10. дипломаты.
11. сумки «Колбаски».
12. солнце-защитные очки «Капли».
13. шапки «Петушки» с кисточкой.
14. полиэтиленовые пакеты с Голливудскими рисунками, которые снаружи обклеивали липкой пленкой, а внутри делали вкладыши, чтобы не рвались.
15. дутые сапоги (школьные брюки заправлены внутрь).
16. футболки «Лакост».

Мохеровые шарфы были Индийского производства, стоили 120 – 150 руб., при зарплате в 110 руб. Сначала купить такой шарф мог далеко не каждый. Считалось, что если вещь «импортная», значит, она автоматически становилась модной. В СССР не было модных журналов, не было Советской моды. Люди при выборе одежды ориентировались на торгашей; что они завезут, то и будет модным.

Мохеровый шарф для того времени был абсолютно необычной и оригинальной вещью. Он не походил ни на какие Советские шарфы, кардинально отличался. Мохеровый шарф, в сравнении с другими шарфами Советского производства, был намного больше их (и по длине и по ширине), был очень теплым и практичным. Носили его лэйблом вперёд, чтобы все видели, что вещь заграничная.

Изначально такой шарф носили студенты (т.к. зарабатывали строй-отрядами, подрабатывали на халтуре) и модная молодежь. Шарф носили везде и в сочетании практически с любой одеждой – это являлось показателем социального статуса. Молодежь в то время зарабатывала прилично, денег особенно тратить было не куда и не на что. Поэтому молодые люди (с приличной суммой свободных денег) могли потратиться только на какую-нибудь модную вещь – они с легкостью отдавали за мохеровый шарф всю зарплату. Молодежь старалась выделяться любыми доступными способами, пыталась быть максимально модной и яркой.

Позже люди стали копить деньги, и уже очень многие смогли позволить себе мохеровый шарф. Ближе к 90-м годам практически каждый ходил в мохеровом шарфе.

Смысловая структура продукта дизайна


Онтологический смысл

Основной цвет шарфа – синий:

Тёмно-синий цвет является «Эмоциональной глубиной», концентрическим (направленность в центр), объединяющим, чувствительным, задумчивым, соединяющим; означает покой, удовлетворение, нежность, любовь и склонность.
Темно-синий цвет представляет собой свободный от раздражения покой. При рассмотрении темно-синего наступает вегетативное успокоение, организм настраивается на щадящий режим и отдых. При заболеваниях и томлении возрастает потребность в синем. Повышается чувствительность и готовность воспринимать болезненные ощущения. Темно-синий цвет - это, как и каждый из четырех основных цветов, цветовое выражение биологической потребности: физиологически - это покой, психологически - это удовлетворение.
Удовлетворение - это период, когда наступает мир и удовлетворенность. Тот, кто находится в таком уравновешенном гармоничном состоянии, без напряжений, чувствует себя приспособленным, принадлежащим коллективу и находится в безопасности. Поэтому синий цвет представляет собой привязанность ко всему окружающему вокруг: единение, тесную связь. Да и в народе говорят: "Синий цвет - это верность". В состоянии единения ощущают особую чувствительность к различиям. Поэтому синий цвет соответствует всем видам эмоциональности (восприимчивости).
Синий цвет, как спокойная (разряженная) эмоциональность, является предпосылкой прочувствования для эстетического переживания и одухотворенных раздумий.
Это счастливое воплощение идеала; это праматеринская привязанность, верность и доверие, любовь и самоотверженность. Синий цвет представляет собой вечность, а поэтому также и традицию.

Шарф окрашен в 4 основных цвета: синий, зеленый, желтый и красный. Но основными цветами являются синий и зеленый. Сочетание синего и зеленого цветов означает «Осторожный контроль» - покой (синий) поддерживается напряженным самоутверждением (зеленый).
Зеленый и синий составляют «концентричную пару». Между ними существует «согласие» в том, что лучше сохранить уже имеющееся, чем претендовать на что-то новое. Синий «идет» вглубь, это цвет — «интроверт», «созерцатель», для которого важнее внутренние богатства, чем внешняя мишура. Он пытается преодолеть «тупое самодовольство» зеленого, который вообще не «хочет» никуда «идти», а оставаться на месте. Зеленый сдерживает движение синего вглубь, поэтому их сочетание выражает спазматическое состояние.

Четыре основных цвета: синий, зеленый, красный и желтый особенно важны, так как они представляют собой фундаментальные психические потребности:
синий - потребность в покое и удовлетворении;
зеленый - в самоутверждении;
красный - в активности и успехе;
желтый - в ожидании и в ориентированном в будущее желании.

Форма шарфа – это длинный прямоугольник, состоящий из большого числа маленьких клеток (квадратов):
квадрат и четырехугольник – является символом постоянства, безопасности, равновесия, божественного участия в сотворении мира, пропорциональности, ограничения, нравственных устремлений и честных намерений. Квадрат противостоит "динамичным" знакам - кругу, спирали, кресту, треугольнику, являясь наиболее статической из геометрических форм, используемых в качестве символов. Квадрат воспринимается как нечто стабильное, прочное, основательное. Во многих культурах является символом земли.

Мохеровый шарф обладает следующими свойствами материи: матовость, непрозрачность, шероховатость, мягкая фактура, теплый материал. Прикосновение к натуральному материалу (в данном случае к шерсти) – делает шарф более желанным и привлекательным на ощупь.
Матовая поверхность — мелкопористая, шероховатая, рассеивающая свет в разных направлениях, одинаково яркая со всех точек обозрения, а поэтому воспринимаемая равномерно освещенной, никогда ничего не отражающая зеркально, но отражающая рефлексно цветные лучи.
Материалы из натуральных волокон (шерсть) с неброскими текстурными узорами (клетка или полосы) приглушенных оттенков создают ощущение сдержанности и уюта.


Функциональный смысл

Несомненно, в своё время мохеровый шарф был эталоном комфорта и удобства, идеальной вещью для постоянного использования холодной зимой.
Удобство и комфорт объяснялись:
1. форма длинного вытянутого прямоугольника – самый оптимальный вариант для шарфа;
2. по размеру шарф был большой, широкий и длинный – им было легко обматывать шею, удобно было завязывать;
3. шарф окрашен в классическую, среднего размера клетку – это классический рисунок, дает ощущение уравновешенности и организованности, является элементом некоторой свободы стиля с оттенком аристократизма. С давних пор квадрат считался символом устойчивости, равновесия, спокойствия.
4. Клетка в первую очередь ассоциируется с шотландкой, что даёт ощущение тепла, уюта, мягкости и комфорта в сочетании с шерстяной тканью – это самый лучший вариант для холодных Российских зим.
5. В советские времена вся одежда была однотипной, темной и однотонной. А яркий мохеровый шарф в клеточку хорошо разбавлял эту серую массу.
6. Клетка состояла из 4 основных цветов: синий, зеленый, красный и желтый – классическая гамма. Сочетание этих цветов – гармония во всём.
7. Мохеровый шарф был очень теплым, прочным и толстым, что играло немаловажную роль в холодный сезон. Натуральная шерсть – хорошо воспринимается как визуально, так и тактильно (хотя была некоторая жесткость на ощупь, неприятная колючесть всё-таки присутствовала и порой раздражала).


Знаковый смысл

Мохеровый шарф в советское время был знаковой вещью, обладание которой было почти обязательным для определенного круга людей. Люди материально обеспеченные и модные обязательно носили подобный шарф.
Эта вещь была своего рода визиткой, показателем статуса, успеха и общественного положения. Небывалый успех мохерового шарфа в СССР можно объяснить высоким качеством, удобством и комфортом, а так же большой знаковостью.


Духовно-ценностный смысл

Духовные ценности советских потребителей сводились к одному слову «дефицит» - что было дефицитом, то было ценно. Не было эстетики и функциональности, имела значение только знаковость вещи. Людям достаточно было просто желать дефицитную вещь, и они делали всё, чтобы купить её. Парадокс того времени – уродливые вещи были популярны, потому что создавалась искусственная статусность. Реальные ценности вещи (её качество и функциональность) не были важны. Они заменялись на ложные ценности. Людьми правили деформированные ценности и представления.
Мировоззренческая ценность того времени – значимость себя через обладание этой вещью. Получалось так, что человек в советские времена был своеобразным винтиком системы, который подтверждал свой статус дефицитными вещами.

Актуальный смысл

Вещь неразрывно связана с процессами моды. На сегодняшний день у моей вещи нулевой актуальный смысл: шарф из мохера никоим образом не создаёт современную моду и не обусловлен модными тенденциями. Сегодня мохеровый шарф – это лишь своего рода ностальгия по прошлому, вещь из далёкого светлого детства. Хотя в СССР мохеровый шарф был пиком моды. Это была культовая вещь, которой хотел обладать каждый советский товарищ. Мохеровый шарф определенным образом формировал поведение, стиль жизни и стиль потребления. Был определенный период, когда данная вещь была частью «униформы», правилам которой следовали абсолютно все.


Культурно-исторический и культурно-символический смысл

Мохеровый шарф в клетку, несомненно, в первую очередь ассоциируется с шотландкой. Шарф пользовался большим спросом, потому что все хотели иметь импортную вещь, все хотели быть «а-ля» шотландец. Советские люди не хотели отставать от заграницы, поэтому хватались за любые заграничные вещи, тем более если они имели собственный культурный стиль (в данном случае стиль «шотландка»).

Мохеровый шарф обладал внешней символикой – лейблом (который всегда выставляли напоказ). Лейбл в советское время был символом дефицита, заграницы, моды, стиля, успеха и высокого социального статуса.
Клетка во все времена была символом универсальности, классики и утонченности. Клетка сама по себе является украшением и не требует никаких дополнительных аксессуаров. Клетка поразительно сочетается с любыми стилями одежды – поэтому клетчатый шарф всегда носили с любой одеждой. В истории культуры клетка и квадрат имеют символическое и даже клановое значение.


Личностно-ассоциативный смысл

Формальные ассоциации: мохеровый шарф напоминает мне старый бабушкин плед.
Шарф ассоциируется со змеёй (колючий и противный, туго опутывает шею), с шотландской юбкой. Уже потом пришла ассоциация с терновым венком (только на шее).
Ложные образы: ковер, трава, баклажан, пуховой оренбургский платок, мохнатая гусеница.


Художественно-образный смысл

Художественный смысл данной вещи заключается в культурологическом отсыле к «шотландке», к классической чопорной Великобритании. Мохеровый шарф в клетку несёт в себе образ кельтского тартана. Клетчатый тартан имеет свою интересную философию, вековую историю. Предметы первобытного искусства процарапывали палочкой, чтобы нанести рисунок. Из прямых полосок складывались клеточки. Первые предметы ткачества, циновки, коврики и даже переплетение волокон древнего папируса также имели рисунок в клетку, полученную естественным способом переплетения волокон. Так что рисунок в клетку — сама сущность ткани, сущность переплетения ее нитей. Сегодня мы позабыли о символике клетки, но до сих пор ощущаем энергию, мужественность и силу, которые она привносит в образ.

Выводы

Схема взаимодействия смыслов

Мой личностно-ассоциативный уровень противоречит онтологическому и функциональному смыслам (у меня шарф вызывает только негативные ассоциации, хотя, исходя из онтологии и функциональности, шарф должен вызывать исключительно положительные эмоции, ощущения).
Все остальные смыслы согласуются между собой, нисколько не противоречат друг другу. Если убрать моё личное отношение к данной вещи, то мохеровый шарф – это замечательная вещь, т.к. все смыслы в ней гармонично связаны, сочетаются между собой.

Заключение


В процессе работы я узнала очень много интересных фактов, связанных с моей вещью. Было интересно и познавательно. Но по большому счёту, мое мнение о мохеровом шарфе не изменилось. Негативные эмоции в отношении шарфа преобладают. Во мне столкнулись чувственно-эмоциональное восприятие и разум. Умом я понимаю, что мохеровый шарф – хорошая вещь, функциональная и знаковая. Но негативные ощущения перекрывают все разумные мысли. И почему-то я об этом сожалею.

Список литературы

  • http://afield.org.ua/mod3/mod32_2.html
  • http://www.sneg1978.ru/node/46
  • http://hghltd.yandex.net
  • http://www.rbtl.ru/konkurs/kirsanova/SDM/master/choice.htm


Причина обращения к теме

Причина, по которой я выбрала данную вещь – это протест. Все выбирали вещи, которые им нравятся. Я же выбрала вещь, которая мне определенно не нравится. Мне показалось, что так будет интересней, и в конце работы может получится весьма неожиданный результат. Негатив в отношении вещи лишь помогал мне в работе, определенным образом подстегивал.

Данную работу можно предложить

Мою работу можно было бы предложить ресурсам, порталам, СМИ, книгам по советской культуре.

Ключевые фразы работы

мохеровый шарф, СССР, дефицит, советский потребитель, социалистическая культура, рисунок в клетку

План работы

...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский