Металлическая шкатулка, Нижнетагильский металлургический комбинат (примерно 1995)
Комментарий Т.Ю. Быстровой:
1. не указана причина обращения к теме 2. скрытые цитаты из меня неуместны: я еще в памяти и распознаю свой текст даже без кавычек и сносок. 3. список источников - по требованиям ГОСТа. 4. контент-анализ: анализ предполагает комментарии и выводы. Такая уж процедура. 5. современные эквиваленты шкатулок: коробки, секретеры и т.п. Чем шкатулки привлекательнее? 6. что собственно от дизайна, что от ремесла? соответственно: что от эстетики, что от китча? 7. Урал и Н. Тагил - подробнее о технологических традициях. Очень поверхностно, хотя и лирично Оценка 20.
работу выполнил: Токарева Владислава Сергеевна гр.403
- Введение
- Первое впечатление
- Рисунок
- Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
- Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
- Основная часть
- Культурологический анализ продукта дизайна
- Смысловая структура продукта дизайна
- Анализ названия или концепта (не обязательная часть)
- Заключение
Введение
Объект анализа
Понятие « дизайн вещи»
Нас окружает богатый разнообразием мир предметов. Многие из них являются целью и продуктом деятельности дизайнеров. Дизайн представляет собой область предметной эстетической деятельности, реального эстетического преобразования мира.
Каждая вещь, созданная дизайном, отвечает каким – то определенным потребностям человека, живущего в предметной среде. Это означает, что в философии культуры вещью можно назвать только востребованный предмет, отвечающий на потребность или совокупность потребностей, находящийся во взаимодействии с человеком, вносящий в его мир эстетическое наслаждение, гармонию.
Эмоциональное впечатление
В современном российском рынке вещей богатым по количеству мы всё же стараемся выбирать вещи, которые бы нас радовали. На нас работает наш вкус, самооценка и самомнение.
При встрече с вещью возникает масса прекрасных фантазий её применения. «Твоя вещь» становится частью тебя. Она холится, лелеется, ревностно содержится в чистоте и охраняется от других. То ли вещь для тебя, то ли ты для вещи? «Любимая» становится «монстром»! Но ей это прощается! Она дарит счастье!
А как сложно выбирать подарки… Хорошо, если попал в «точку»! В каждом доме, наверное, есть подарки, к которым «душа не лежит», и выбросить как-то неприлично.
Таким подарком для моей тёти оказалась металлическая шкатулка, подаренная мной и моим братом более десяти лет назад. Столько я не была у неё, шкатулку я увидела сразу, как только переступила порог. Она стояла в прихожей на тумбочке перед зеркалом среди расчесок, перчаток, баночек, духами, одеколонами, дезодорантами, помадами. Множество хрупких предметов вокруг и немного подогнутые ножки самой шкатулки подчеркивали её массивность, грузность. Крышка в виде ступенек пирамиды придавала ей некоторую величавость. «Благородство происхождения» угадывалось по пластинке малахита на крышке и бархатной тёмно-бардовой выкладке внутри. Металлический серебристый отблеск отдавал холодком и надменностью: «Среди этой мелкоты я – главная!»
Совсем другие чувства испытали мы с братом, когда увидели эту «гордячку» в магазине подарков. Она стояла в витрине около окна. Вечернее солнце отсвечивало от блестящей поверхности весёлыми искорками. От шкатулки повеяло тайной. Да это же сундук с сокровищами пиратов! Открой крышку – зазвенят, падающие на пол золотые и серебряные монеты! Счастливые мы несли шкатулку в подарок! А как же иначе? Ведь мы несли сокровища мира!
Любопытство, появившееся от воспоминаний, подтолкнуло к шкатулке: «А что там?». Открыла крышку и... Наполовину шкатулка заполнена монетами разного достоинства. Долго тётя искала ей применение, пока однажды её не осенило складывать в неё накопившиеся в кошельке от сдачи монеты. Накопившиеся «сокровища» похищают приезжающие внуки. Вот почему шкатулка в прихожей! А может для этого её и задумал мастер?
Первое впечатление
Понятие « дизайн вещи»
Нас окружает богатый разнообразием мир предметов. Многие из них являются целью и продуктом деятельности дизайнеров. Дизайн представляет собой область предметной эстетической деятельности, реального эстетического преобразования мира.
Каждая вещь, созданная дизайном, отвечает каким – то определенным потребностям человека, живущего в предметной среде. Это означает, что в философии культуры вещью можно назвать только востребованный предмет, отвечающий на потребность или совокупность потребностей, находящийся во взаимодействии с человеком, вносящий в его мир эстетическое наслаждение, гармонию.
Эмоциональное впечатление
В современном российском рынке вещей богатым по количеству мы всё же стараемся выбирать вещи, которые бы нас радовали. На нас работает наш вкус, самооценка и самомнение.
При встрече с вещью возникает масса прекрасных фантазий её применения. «Твоя вещь» становится частью тебя. Она холится, лелеется, ревностно содержится в чистоте и охраняется от других. То ли вещь для тебя, то ли ты для вещи? «Любимая» становится «монстром»! Но ей это прощается! Она дарит счастье!
А как сложно выбирать подарки… Хорошо, если попал в «точку»! В каждом доме, наверное, есть подарки, к которым «душа не лежит», и выбросить как-то неприлично.
Таким подарком для моей тёти оказалась металлическая шкатулка, подаренная мной и моим братом более десяти лет назад. Столько я не была у неё, шкатулку я увидела сразу, как только переступила порог. Она стояла в прихожей на тумбочке перед зеркалом среди расчесок, перчаток, баночек, духами, одеколонами, дезодорантами, помадами. Множество хрупких предметов вокруг и немного подогнутые ножки самой шкатулки подчеркивали её массивность, грузность. Крышка в виде ступенек пирамиды придавала ей некоторую величавость. «Благородство происхождения» угадывалось по пластинке малахита на крышке и бархатной тёмно-бардовой выкладке внутри. Металлический серебристый отблеск отдавал холодком и надменностью: «Среди этой мелкоты я – главная!»
Совсем другие чувства испытали мы с братом, когда увидели эту «гордячку» в магазине подарков. Она стояла в витрине около окна. Вечернее солнце отсвечивало от блестящей поверхности весёлыми искорками. От шкатулки повеяло тайной. Да это же сундук с сокровищами пиратов! Открой крышку – зазвенят, падающие на пол золотые и серебряные монеты! Счастливые мы несли шкатулку в подарок! А как же иначе? Ведь мы несли сокровища мира!
Любопытство, появившееся от воспоминаний, подтолкнуло к шкатулке: «А что там?». Открыла крышку и... Наполовину шкатулка заполнена монетами разного достоинства. Долго тётя искала ей применение, пока однажды её не осенило складывать в неё накопившиеся в кошельке от сдачи монеты. Накопившиеся «сокровища» похищают приезжающие внуки. Вот почему шкатулка в прихожей! А может для этого её и задумал мастер?
Рисунок
Рисунок 1: Металлическая шкатулка
Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
В поисковой системе Yandex словосочетание "металлическая шкатулка" встречается на 2 млн страниц, "малахитовая шкатулка" - 140 тыс. страниц, "история шкатулки" - 2 млн страниц, "шкатулки Нижнетагильского комбината" - 618 страниц
Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
"Хороший сын не говорит о поле отца, хорошая дочь не говорит о шкатулке со своим приданым." русская пословица
Счастье в шкатулке, а ключ на небе.
Культурологический анализ продукта дизайна
Культурологическая "вертикаль"
Как говорится каждой вещи – свое место. Нужной и необходимой вещь становится, если мы с ней сживёмся, правильное найдем применение.
С давних времён появилась потребность украшать себя перьями птиц, бусами из ракушек, камешками с отверстиями. Украшения были ценностью. Их нужно было беречь. Без шкатулок женщины не обходились во все времена, их разновидностью являлись и огромные сундуки, когда-то служившие на Руси для хранения одежды.
Шкатулка - небольшой закрывающийся ящик для мелких вещей. Разнообразие материалов, цветов и эстетических образов, вложенных дизайнерами в эти изделия, позволяет делать личные, корпоративные подарки, выбирая шкатулку для украшений, подходящую лишь ее будущей владелице. Старинная шкатулка с инкрустациями, швейная (для швейных принадлежностей), музыкальная шкатулка и много других видов.
Шкатулка у многих ассоциируется с чем-то полным секретами и дорогими вещами, это не случайно, ведь с давних времен в них хранили фамильные драгоценности, важные документы. В настоящее время шкатулка все также окружена ореолом таинственности.
В чем же заключается привлекательность шкатулки? С женщинами понятно, играет роль природная тяга к прекрасному, тайнам. Каждую девочку в детстве сильно тянуло к маминой или бабушкиной шкатулке с украшениями. Сидя в укромном уголке, она детально изучала содержимое. Среди мужчин тоже часто находятся ценители искусства (а шкатулку, изготовленную хорошим мастером, иначе чем, произведением искусства не назовешь). Поскольку представители сильного пола зачастую оказываются азартными коллекционерами, то для них также немаловажно, где хранится их, так сказать, богатство, будь то дорогие сигары или старые марки.
Культурологическая "горизонталь"
С давних пор мало что изменилось, но шкатулка не утратила своей популярности и шарма. В каждом доме хотя бы одна представительница данного хранилища сокровищ есть.
С уникальной резьбой, необычной росписью или инкрустацией дорогими камнями она олицетворяет богатство и определенный статус владельца. В такие шкатулки кладутся дорогие украшения из золота, бриллиантов и драгоценных камней. А такие украшения не каждый может себе позволить.
Бижутерию хранят в пластмассовых, керамических или стеклянных шкатулках. Они имеют узоры, необычные формы, лепные узоры.
Шкатулки нам расскажут не только о количестве денег у хозяев, но и о личностных качествах обладателя.
Легкие, с цветочным узором, лепниной выберут дамы, любящие флирт.
Скрытные, имеющие тайны, не любящие быть на виду, приобретут шкатулку с замочками, секретом, пряжками массивные, глубокие. Скромные - классическую, неяркую, неглубокую, прямоугольной формы.
Те, кто придерживается традиций в семье, любят порядок обзаведутся комплектом шкатулок, 3 штуки, но разной формы или одинаковые по форме, разные по цвету.
Что ж на вкус и цвет товарища нет!
В изготовлении шкатулок сохраняются народные традиции, мастерство нашего народа, творческое наследие которого и по сей день храниться и развивается.
Смысловая структура продукта дизайна
Онтологический уровень
На этом уровне рассмотрим за счет каких средств вещь обращает на себя внимание, эмоционально-чувственное восприятие вещи. По внешней конфигурации, это обычная шкатулка. По форме корпуса, внутренней выкладке она подобна тысяче других. Форма достаточно проста и лаконична. Использовано простое стандартное решение корпуса: ящик квадратной формы с крышкой. У крышки нет ни защелки, ни замочка с ключиком или секретом, ни кнопочки.
Простота внешней формы шкатулки усложнена рельефной выемкой на стыке боковых граней, изогнутыми короткими ножками. Металлическому холодному блеску изделия противопоставлена теплота малахита и бордовой бархатной выкладке внутренней ёмкости. В этой вещи контрастирует тяжеловесность квадратной формы, незатейливость и легкость узоров на крышке и боковых гранях.
Шкатулка структурно организована, имеет активную форму, с прекрасным сочетанием формы, цвета, блеска, фактуры. Рассмотрим цветовое решение дизайнеров. Бордовый цвет, как насыщенный темный оттенок красного обозначает стремление к достижению, успеху, инициативе, наступлению, деятельности, борьбе, возбуждению. Матовость металла с небольшими бликам придаёт шкатулке благородство, степенность, благоразумие. Тёмно–зелёный цвет малахитовой пластинки - неспешность, приземлённость, стабильность. В общем внешний вид шкатулки ассоциируется с достатком, уверенностью в завтрашнем дне. Благодаря всем этим средствам дизайна, шкатулка становится многофункциональной. Её можно использовать для хранения украшений, документов, писем, каких-то затейливых вещичек, денег. При определённом интерьере ей может быть место в спальне на туалетном столике, в кабинете, в гостиной и даже в прихожей. Везде шкатулка будет нести не только функциональность, но и эстетичность.
Функциональный смысл
Наши потребности и требования к жизни мы выражаем через вещи. Шкатулка приобреталась для хранения личных мелких вещей, предпочтительно для украшений. Главную свою функцию шкатулка выполняет, даже если это мелкие деньги. Она проста по форме, объёмна, устойчива, легко открывается.
На стенках и крышке шкатулки рельефный рисунок, что делает его предметом эстетического восприятия, а не просто предметом домашнего употребления.
Шкатулка приобреталась как подарок. Следовательно, является выражением уважения, прекрасного отношения к получателю подарка.
Знаковый смысл
Приобретённые нами вещи могут быть, как отражение статуса личности в обществе или показывать отношение к окружающим людям и в целом к обществу. Знаковый смысл вещи, её способность отразить социальную принадлежность человека, его качества, интересы.
Это предмет массового промышленного производства с уральского завода. Следовательно, истоки возникновения уходят к народному промыслу. Более всего металл известен как строительный материал. Однако в послед¬нее время все больше используется как декоратор. Удобный в использовании, с четкими линиями и ровными краями, металл отлично контрастирует с камнем и текстилем, что умело использовано в изготовлении шкатулки. Нержавею¬щая сталь вошла в моду в конце 1980-х гг., она считается символом урба¬нистической роскоши.
Красивая металлическая шкатулка с бордовой бархатной отделкой внутри, заслуживающая лучшего места в квартире, чем прихожая, говорит о том, что хозяйка не приемлет предметы из металла. Её угнетает серый цвет, металлический блеск или основательность, тяжеловесность, так как шкатулка спрятана за разноцветными предметами из стекла и пластмассы. Невысокий социальный статус, упущенные возможности, недовольство собой – вот что характерно для хозяйки.
Культурно-символический смысл
Шкатулка произведена на уральском заводе, можно уловить связь с первым разработчиком месторождений металлов на Урале – Демидовым. Предметы из меди, железа, олова считались предметами богатства и благополучия в прямом и переносном значении.
Форма – квадрат. Это символ уравновешенности, устремленности, трудолюбия. Орнамент в виде простых цветов в переплетении – символ любви к родному краю, близости к природе. Малахитовая пластинка сверху шкатулки – символ богатства земли уральской самоцветами, мастерами, которые прославили своей искусностью в горном, поделочном ремесле Урал.
Актуальный смысл
При современном многообразии строительных материалов, возможно осуществление любой дизайнерской задумки в оформлении интерьера. Это могут быть оригинальные решения, нестандартные, классические или в стиле ретро. Кто-то хочет отметить блеск своего жилья в блестящей фактуре, которая придает ему живость, нарядность, разнообразие, иллюзорно расширяет пространство и отражает многоцветную среду интерьера.
Кто-то не любит блесткости, а приемлет равномерное освещение и строгость общего облика интерьера. «В этом случае более пригодны поверхности с матовой фактурой. Диффузно рассеивая свет, они более комфортны, создают благоприятную зрительную среду, вызывают впечатление пространственной определенности и благородства». В таком интерьере прекрасным дополнением будет металлическая шкатулка, может быть и несколько шкатулок. Металл в небольших количествах привнесет броскую оригинальную ноту в интерьер. Камень создает чувство устойчивости, вечности, изоли¬рованности, холодности, что помогает отдохнуть от мирской суеты, поразмышлять о вечном, ценном.
Я думаю, это всегда будет актуально потому, что чем быстротечнее жизнь за стенами дома, тем больше спокойствия хочется дома.
Выводы
Проведя анализ смысловых уровней металлической шкатулки, я пришла к выводу, что первоначальное впечатление оказалось верным, но в процессе исследования оно дополнилось скрытыми от поверхностного взгляда смыслами. Совпало и цветовое ощущение, и чувства, возникающие при взаимодействии с формой и материалами, из которых она изготовлена. Вещь приобрела более яркий и индивидуальный характер. Это вещь массового производства, но содержит в себе множество скрытых смыслов. Некоторые из этих смыслов были вложены в вещь мастером сознательно, некоторые, возможно, подсознательно. И совершенно иные смыслы проявились в процессе ее эксплуатации пользователями.
Заключение
Разбирая шкатулку, я пришла к выводу, что каждая вещь, выполненная дизайнером, находит своего хозяина, так как отвечает определенным потребностям. Одни могут использовать шкатулку для хранения украшений, другие – для документов, а третьих она может удовлетворять и радовать как вещь, которая соответствует их внутренним качествам, ощущениям и жизненной ситуации. Я обратила внимание на то, что в шкатулках, различных коробочках нуждаются все и у каждого в доме есть шкатулка. Эта вещь будет существовать еще много-много лет, конечно, изменяясь, преобразовываясь в материалах и формах, отвечая тенденциям моды, но она будет не меньше востребована и значима.
Список литературы
- 1) Быстрова Т.Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна.
- 2) http://bookz.ru/authors/iohanes-itten/
- 3) http://www.koob.ru/dragunskij/dragunskij_cvetovoj_lichnostnij_test
- 4) http://www.krugosvet.ru/articles/104/1010471/1010471a1.htm
- 5) http://www.mirslovarei.com/sim_A/
- 6) http://proslova.ru/word/шар/
- 7) www.splav.ru
- 8) http://www.sreda.boom.ru/history.htm www. -1/tu-cottbus.de.htm
- 9) http://www.taby27.ru
- 10)http://uz-ker.narod.ru
-
-
Причина обращения к теме
Данную работу можно предложить
Людям, кому интересна сувенирная продукция, интерьерные аксессуары. Изданиям и интернет-порталам, занимающимся дизайном, архитектурой, интерьером...
Ключевые фразы работы
Металлическая шкатулка, малахит, уральское мастерство, шкатулка, шкатулка в интерьере
План работы
- Введение
- Первое впечатление
- Рисунок
- Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
- Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
- Основная часть
- Культурологический анализ продукта дизайна
- Смысловая структура продукта дизайна
- Анализ названия или концепта (не обязательная часть)
- Заключение
но не вещь.
Иосиф Бродский