горные лыжи Atomic D2 Vario Flex 72, сезон 2008/2009
Комментарий Т.Ю. Быстровой:
Записка выглядит убедительно, текст интересен, но без картинки некоторые особенности формы трудно представить. Гипотезы исследования нет. Оценка (по традиционной шкале) отлично.
работу выполнил: Башкирова Ольга Сергеевна, з/о, 4Р
- Введение
- Первое впечатление
- Рисунок
- Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
- Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
- Основная часть
- Культурологический анализ продукта дизайна
- Смысловая структура продукта дизайна
- Анализ названия или концепта (не обязательная часть)
- Заключение
Введение
Объект анализа
Лыжи сразу привлекают внимание своей простой. Первое, что я подумала: «Ну надо же! Какие необычные, а главное — ничего лишнего». Скорее всего, это из-за следующего: сами лыжи - белого цвета, крепления — металлические, никаких рисунков, никаких «лишних» штрихов, посередине — широкая металлическая полоса (не до конца лыжи) с оранжевым окаймлением. "И как всё это гармонично сочетается с моими лыжными ботинками, а главное — белым комбинезоном", - думала я. Потом, слушая продавца, глядя на лыжи, прочно засело: «Вот она — стремительность, скорость, лёгкость». Эта полоса, что посередине, похожа на стрелу; лыжи очень лёгкие (по весу, т.е. в прямом смысле слова), а их белый цвет с металликом создаёт ощущение лёгкости.
Первое впечатление
Лыжи сразу привлекают внимание своей простой. Первое, что я подумала: «Ну надо же! Какие необычные, а главное — ничего лишнего». Скорее всего, это из-за следующего: сами лыжи - белого цвета, крепления — металлические, никаких рисунков, никаких «лишних» штрихов, посередине — широкая металлическая полоса (не до конца лыжи) с оранжевым окаймлением. "И как всё это гармонично сочетается с моими лыжными ботинками, а главное — белым комбинезоном", - думала я. Потом, слушая продавца, глядя на лыжи, прочно засело: «Вот она — стремительность, скорость, лёгкость». Эта полоса, что посередине, похожа на стрелу; лыжи очень лёгкие (по весу, т.е. в прямом смысле слова), а их белый цвет с металликом создаёт ощущение лёгкости.
Рисунок
Рисунок 1: горные лыжи Atomic D2 Vario Flex 72
Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
В поисковой системе Yandex словосочетание: Atomic D2 Vario Flex 72 встречается на 39 страницах. В поисковой системе Google — на 10 страницах. Сопровождается следующими характеристиками: мощные (8), революционные (5), эксклюзивные (3), чуткие (2). По своему содержанию сайты представляют собой интернет-магазины для лыжников, сайт производителя, каталоги и экспертные мнения после тестов.
Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
1)-Как вы думаете, что хуже сломать ногу - или лыжу?
- Конечно, лыжу. Ногу вам восстановят в любой больнице бесплатно.
2) - А у вас есть горнолыжные ботинки 55-го размера?
- Какого???
- 55-го...
- А зачем вам лыжи?!
3) Очень быстрых два коня
По снегам несут меня -
Через луг к березке,
Тянут две полоски. (Лыжи)
4) «Куда это ты лыжи навострил?».
5) «Бросай курить, вставай на лыжи...».
Культурологический анализ продукта дизайна
Культурологическая "вертикаль"
Сегодня дизайнерам при разработке формы просто необходимо обращаться к культуре, к знаниям первоистока (первообраза) в процессе познания сущности изготавливаемой ими вещи.
Первообразом горных лыж являются снегоступы — самое древнее приспособление для передвижения по снегу (чем больше площадь поверхности, тем меньше давление на снег, и, соответственно, человек меньше проваливается при передвижении по снежной целине).
В Скандинавии викинги применяли «медвежьи лапы» из ивовых ветвей. В «лапах» ходили зимой по снегу, летом по болотам и даже крепили их к копытам лошадей. Подобные приспособления известны на юге, у грузин и казахов. Чукчи до сих пор используют снегоступы и называют их «вороньими лапками». А индейцам Северной Америки «ступательные лыжи» настолько пришлись по душе, что обычных они изобретать
не стали.
Главное отличие от лыж: снегоступы ступают, а лыжи — скользят.
Скандинавские крестьяне (2 тыс.лет. до н.э.) начали становиться на укороченные лыжи, они брали в руки длинную палку с расширением на конце, подобно веслу (чтобы лучше рулило и не утопало в снегу), и, опираясь на нее то с одной, то с другой стороны, скользили вниз между скалами, обрывами и деревьями.
Очень интересно рассмотреть «теорию» Жюля Верна: в романе «80 дней вокруг света», есть эпизод, когда находчивый Филиас Фог для передвижения по глубокому снегу с успехом применяет теннисные ракетки. По одной версии, эта игра (теннис) появилась в Египте около 2500 лет назад. По другой, историю этого вида спорта следует вести с античных времен: игры с маленьким мячом, который с помощью приспособлений типа ракетки игроки перебивали через сетку, были известны в Древней Греции и Древнем Риме. Поэтому вполне возможно, что прообразом снегоступов, а следовательно, и лыж, является теннисная ракетка.
Культурологическая "горизонталь"
Вообще выбор самой формы горных лыж зависел в первую очередь от условий, в которых их использовали: глубокий снег, который покрывает землю несколько месяцев в году (преимущественно мягкий); снег должен покрывать большие пространства, которые нельзя обойти по камням или льду; местность — пересеченная, поскольку на плоской лесистой равнине ступающие лыжи куда удобнее; нужно много дерева, поскольку из другого материала хороших лыж не сделаешь.
Сегодня (т.е. время создания лыж - нынешнее время) производители не устают баловать потребителя новыми технологиями. Прослеживается общая тенденция - разработки ведутся в направлении расширения потребительских качеств моделей лыж.
Что касается рассматриваемых лыж, то конструктивно модели, сделанные по их технологии (D2), состоят из нижней и верхней лыжи. Более мягкая нижняя лыжа (Adapter Desk) должна поддерживать постоянный контакт со снегом и адаптироваться к условиям трассы. Это аналог 4WD привода на автомобиле. Верхняя лыжа (Control Desk) отвечает за управляемость и адаптацию к лыжнику (по аналогии с креслом в самолете). Такая конструкция оптимизирует отдачу на высоких скоростях, что позволяет лыжнику не терять управляемость из задней стойки. В результате в этих лыжах Atomic соединил мощь спортивной лыжи с комфортом универсальной, что отражает тенденции этого времени: сейчас человек всё больше стремится к комфорту, удобству, при этом не желая чем-либо жертвовать и идти на компромиссы.
Одной из тенденций можно отметить скорость: автомобили (всё больше мощности, всё меньше время, за которое автомобиль разгоняется до 100 км), самолёты, ракеты и пр. Лыжи тоже в полной мере можно отнести к одним из «скоростных» (т.е. человеку, который катается очень интересно и захватывающе развивать высокую скорость, при этом управляя лыжами) средств передвижения, хотя и используются лишь на отдыхе.
Внешне эти лыжи похожи на две лыжи, наложенных одна на другую и объединенных в высокотехнологичный продукт, который, бесспорно, выглядит новаторски: словно космический или «самолётный» внешний вид.
Опять же, обращаясь к модным тенденциям этого сезона, можно заметить, что актуальны кристаллы, блестки, металлизированные переливы; в аксессуарах также следует отдавать предпочтение массивным металлическим или кованым украшениям. Здесь тоже можно провести параллель с внешним обликом лыж: металлические крепления на белом фоне, металлическая полоса посередине.
Ценится и простота — минимум лишних деталей, а тех, которые не несут функциональной нагрузки, - вообще быть не должно.
Нельзя тут же не сказать о влиянии экономической ситуации (т.е. мирового кризиса): если пару лет назад человек думал, а не приобрести ли ему две пары лыж для разных целей, то сейчас, в условиях бОльшей ограниченности материальных ресурсов, он выступает "за" универсальность (чем и отличаются эти лыжи).
Потребителями данных лыж являются спортивные, хорошо подготовленные, с близкой к безупречной техникой лыжники. Лыжники эти должны быть новаторами, интересующимися новинками, главное - тестирующими их в действии.
Информация о производителе: в 1957 зарегистрирована торговая марка Atomic. Объем производства - 2 тысячи пар лыж в год. Промышленное производство начато в 1966 году, а в 1968 начата спортивная программа и завоевана первая золотая олимпийская медаль (Olga Pall). 1996 год - запатентована Beta-технология. в 1997 выпущена первая коллекция горнолыжных ботинок Atomic, а в 1998 — креплений. Сейчас Atomic выпускает горнолыжное снаряжение для людей с разным уровнем дохода, разными требованиями к лыжам, разными интересами в горнолыжном спорте.
Смысловая структура продукта дизайна
Онтологический смысл
«Онтологический смысл формируется всеми выразительными средствами дизайна». На данном уровне рассматривается эмоционально-чувственное восприятие, т.е. посредством чего данная вещь притягивает к себе внимание. Психофизические особенности восприятия предмета обуславливают оценку, определения, знания и толкования, в том числе и в дизайне. Воздействие осуществляется посредством цвета, фактуры, линий или их сочетаний, ритма и, конечно же, формы.
Данное «средство передвижения» структурно, организовано, имеет активную форму. Здесь наблюдается сочетаний форм, кинематики, ритма, блеска и матовости, фактуры. Лыжи созданы для выполнения поворота с изменяющимся радиусом, в соответствии с формой бокового выреза. Все в их форме направлено по вектору движения. Главный формообразующий прием - стремление вперед: из креплений выходит линия (посередине), которая напоминает (даже как бы заверашает или переходит потом) в форму самих лыж. Основные конструктивные элементы — серо-металлические (по цвету), а сами лыжи — белые. Это усиливает ощущение легкости и придает стремление вперед.
Материал: D2 Elastomere Dampening, декоративное покрытие Ultra Light Glossy, скользящая поверхность UHMW Electra Graphite. Вызывает ощущение, что лыжи легко скользят, легко идут в поворот, технологичны, что ассоциируется ещё и с безопасностью (базовой потребностью).
Цвет: лыжи белого цвета, цвета снега; этот цвет символизирует чистоту, незапятнанность, невинность, добродетель, радость. Он ассоциируется с дневным светом, а также с производящей силой, которая воплощена в молоке и яйце.
В Древнем Риме весталки носили белые платья и белые вуали. Еще с античности белый цвет имел значение отрешенности от мирского, устремления к духовной простоте. В христианской традиции белое обозначает родство с божественным светом. В белом изображаются ангелы, святые и праведники. У некоторых народов белую одежду носили цари и жрецы, что символизировало торжественность и величие.
Форма: Форма - это природа вещи. Вещь не возникает до тех пор, пока в процессе изготовления форма не соберет эти части воедино.
Сильно вытянутая форма лыж, обращенная вперёд, воспринимается как отдающее, стремящееся вперёд, проходящее препятствия.
Как эквивалент уравновешенности, устойчивости и гармонии с давних пор оценивается симметрия. Рассматриваемая вещь симметрична (притом ещё и парная), что дает ей ощущения стабильности и гармоничности.
Здесь, на мой взгляд, следует обратить ещё и внимание на форму следов, оставляемых лыжами, - дуги. Это — округлая форма, а круг связан с покоем, уютом, обозначает некий центр, из которого происходит восприятие мира, начало добра и развития. Если округлая форма не имеет полного материального изображения, то человеческий глаз достраивает его в воображении.
Блеск: глянцевый блеск лыж. Все блестящее всегда расценивается как красивое. Глянцевое покрытие отражает свет, делая при этом лыжи мерцающими, приковывающими к себе взгляд. Блеск неразрывно связан с представлениями о гладкости, сразу возникают ассоциации: чистота, технологичность, холодность, зеркальность.
Функциональный смысл:
Функциональный смысл, связанный с полнотой удовлетворения потребностей, соответствия эргономическим и антропометрическим показателям. Он особенно важен для такой вещи, как лыжи, как для формы, продолжающей тело человека.
Данные лыжи: а) выполняют свою прямую функцию, т.е. предназначены для того, чтобы на них кататься. Достаточно широкая лыжа, что очень удобно (талия 72 см), технология поышенной прочности кантов: разгоняется мгновенно, очень лёгкая перекантовка; точное ведение, чистая дуга; неровности склона не чувствует. Изменение радиуса дуги позволяет спокойно и прогнозируемо переводиться в дозированное соскальзывание на любой скорости и при любом состоянии снега, вплоть до льда. Отлично контролируется в поворотах большого радиуса на высокой скорости, выполняемых с дозированным боковым сползанием на склонах самой разной крутизны.
б) эстетическая функция: оригинальный, очень необычный для лыж дизайн.
в) имиджевая функция: покупая такие лыжи, человек создаёт о себе впечатление эксперта, профи в горнолыжном спорте.
Ещё, с точки зрения эргономичнсти, хотелось бы подчеркнуть, что поскольку есть разные ростовки, то можно выбрать подходящие конкретному человеку, что, безусловно, облегчит катание.
Знаковый смысл:
Знаковый смысл вещи связан с тем, что вещь способна обозначить принадлежность владельца к определённому социальному слою, идейному течению, группе людей. Можно заметить здесь, что потребителями данных лыж могут быть как лыжники-эксперты-новаторы, которые способны по достоинству оценить все новшества, так и «пытающиеся казаться» новаторами и экспертами, однако, эти лыжи очень чувствительны к технике, поэтому навряд ли вторая группа людей станет лояльным потребителем данного продукта. Учитывая цену, можно определить потребителя как человека с доходом выше среднего, но говорить об эксклюзивности продукта, а следовательно, о том, что покупая эти лыжи, человек чувствует себя в более высоком (деление по уровню дохода) слое в обществе, на мой взгляд, тут нельзя, т.к. продукт всё-таки поточный и не настолько дорогой.
Аксиологический
Вещь несет информацию о видении мира и месте в нем человека, нравственно-этических нормах, представлениях о богатстве или чести, личных религиозных пристрастиях, эстетических ценностях, художественных идеалах и т.п. Этот смысл генетически близок знаковому, но более субъективирован, индивидуализирован, связан с образом жизни, мировоззрением, манерой поведения конкретного человека.
Представленные лыжи - вещь стремительная, скоростня, изящная, самодостаточная. Они диктует владельцу хоть и не полностью стиль жизни, но стиль и технику катания. До таких лыж нужно, что называется «дорасти».
Если на витрине в магазине, как было замечено выше, эти лыжи привлекают внимание своей простотой и какой-то мере строгостью, то на склоне они себя ведут прямо противополжно, т.е. в отличие от пёстрых лыж эти будут не так заметны на снегу, ведь главное для их владельца — «прокатиться с ветерком», а не «пощеголять» красивой обложкой.
Культурно-исторический
Вещь может нести на себе отпечаток того или иного культурного символа, знание которого может перевести смысл в разряд творческих формообразующих принципов.
Человек - существо конкурирующее, соревнующееся. Ещё в первобытном обществе самый сильный, быстрый, ловкий занимал главенствующее положение и получал привилегии.
История именно горных лыж насчитывает около двух столетий, т.е. появились они как отделный вид сравнительно недавно, и сразу стали участниками всевозможных испытаний. Первой high-tech лыжей в Америке была алюминиевая Alu-60, появившаяся в 1947 году.
В 1946 году фирма Dinamique придумала первую сверхгладкую подошву для лыжи. В 1954 году появилась первая полностью пластиковая лыжа, Holley. Сначала горные лыжи сравнивали с уже существующими лыжами, так называемой «классикой», а позднее, да и сейчас, когда уже разработано огромное количество лыж для разных стилей катания, их всё ещё сравнивают между собой.
Человек всегда не удовлетворён тем, что он имеет сейчас. Стали появляться карвинговые, фрирайдовые и пр. лыжи. Постепенно все они стали все больше различаться, поскольку нужны для разных целей, но чувство скорости, движения, стремления, «бесстрашности» навсегда закрепилось за любыми горными лыжами. Данные же лыжи - попытка соединить воедино работу с разными техническими параметрами. Эта новая технология Atomic открывает новые горизонты в отношении универсальности лыж. Их даже можно назвать едва ли не первыми универсальными лыжами такого высокого уровня.
Данные конкретные лыжи отслыают нас к XXI веку, когда важно сочетание функциональности и комфорта, скорости и безопасности, спокойствия и в то же время движения.
Культурно-символический
С моей точки зрения, символом здесь может явиться стрела: проникающий, мужской принцип. Означает проникновение, фаллическое начало, молнию, дождь, плодородие, мужественность, силу. Полет стрелы символизирует восхождение к небесному.
Широкая стрела (цветок лилии) означает королевскую собственность. У американских индейцев стрелы - лучи Солнца. У христиан это мучение, страдание, гвозди креста. У египтян две скрещенных стрелы на щите - символ богини Нейт как воительницы. У греков стрелы Аполлона могут быть как благодатными и плодородными, так и обжигающими и приносящими вред. В исламе стрела означает гнев и наказание божье, посылаемое на врагов его. В митраизме - это эмблема Митры как бога света. То же в шаманизме. Стрела оперенная означает полет птицы к Небу, переход земного состояния.
Личностно-ассоциативный
Содержание этого уровня дизайнер полностью предусмотреть не в силах. Здесь смыслы рождаются в ходе освоения, использования, обживания вещи и связаны с очень конкретными ассоциациями и переживаниями.
Конкретные ассоциации: скорость-ветер, грациозность, полёт, простота, лёгкость. Ощущение того, что сам едешь на этих лыжах «красиво», «правильно», легко.
Можно даже сказать, что как-то по-иному воспринимаешь сам себя, когда "паришь" на этих лыжах.
Актуальный
Рассматриваемый объект находится в русле современной спортивной, горнолыжной моды. Эти лыжи способны сформировать стиль катания и технику их владельца. Такая модель появилась исходя из потребностей современных лыжников, которые катаются на различных склонах (жесткие трассы, целина, крутые могульные склоны); которые любят скорость, но предпочитают иметь над ней контроль, а не подчиняться лыжам; которые могут и хотят технически контролировать свои движения, баланс тела. Будучи, к тому же, достаточно лёгкими по весу, имеют шансы сопровождать в путешествиях своих владельцев.
Художественно-образный
Художественно-образный смысл, связанный со способностью вещи быть носителем некоего образа. С точки зрения автора, наличие этого смысла способно снизить уровень функциональности, поскольку, когда художественно-образное начало выдвигается на первый план, происходит уход от сущности вещи к несовершенству формы.
Никаких дополнительных образов из живого или предметного мира объект не содержит, опирается на культурологический прообраз.
Выводы
Проанализированные смысловые уровни не противоречат друг другу и явного перекоса в сторону одного из них нет.
Заключение
В качестве объекта исследования выступают горные лыжи.
Первое впечатление – симпатичные и функциональные лыжи, очень мне подходящие.
В результате проделанного исследования можно заметить, что этот продукт обладает множеством подсознательно ему присвоенных автором подтекстов, отсылающих нас не только в различные эпохи существования человечества, но и к различные сферам жизни человека.
Прекрасное сочетание универсальности (как попытки производителя соединить изменение жёсткости и радиуса) и эксклюзивности, индивидуальности (необычное оформление, требование умений и хорошей техники от владельца).
Список литературы
- 1. Бодрийяр Ж. Система вещей: пер. с франц. М.: Рудомино, 1995.
- 2. Быстрова Т.Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна.
- 3. http://ru.wikipedia.org
- 4. www.ski.ru
- 5. www.taby27.ru
Причина обращения к теме
Горные лыжи - одно из моих увлечений.В этом году мне захотелось купить себе новые лыжи — стал выбор, поиск. Рассматривала всё детально: от того, чтоб нравились внешне до технических характеристик и поведения на трассе. Так и появились в моих планах эти лыжи (я на них каталась, но их у меня нет, только скоро появятся). Теперь же, раз у меня появилась возможность изучить их гораздо глубже и совершенно под иным углом зрения, — непременно решила ею воспользоваться.
Данную работу можно предложить
1) Форумам лыжников (например, сайта ski.ru) как “новое измерение” лыж. 2) В маркетинговых (например, выделить какое-либо необычное конкурентное преимущество или качество или образ) или рекламных целях (взять образ или символ) фирмам-проиводителям или рекламным фирмам.
Ключевые фразы работы
философия дизайна, универсальные горные лыжи, технология лыж.
План работы
- Введение
- Первое впечатление
- Рисунок
- Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
- Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
- Основная часть
- Культурологический анализ продукта дизайна
- Смысловая структура продукта дизайна
- Анализ названия или концепта (не обязательная часть)
- Заключение
но не вещь.
Иосиф Бродский