фарфоровая чашка, RAK porcelain, design by Vavro( ориентировочно 2007г.)
Комментарий Т.Ю. Быстровой:
Нет контент-анализа. Нет первообраза и условий созданий вещи. Нет онтологии - сразу символика, нет Стокгольма и 2007 года. А что есть? 20 баллов.
работу выполнил: Воронцова Дарья Сергеевна гр.403
- Введение
- Первое впечатление
- Рисунок
- Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
- Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
- Основная часть
- Культурологический анализ продукта дизайна
- Смысловая структура продукта дизайна
- Анализ названия или концепта (не обязательная часть)
- Заключение
Введение
Объект анализа
Увидела чашку в окружении сотни таких же идентичных ей, на длинном столе "шведского" завтрака в стокгольмском отеле. Привлек насыщенный белый цвет, скромный блеск, а главное форма, точнее нестандартный объем- не маленькая кофейная и не большая, как дома. Сразу захотелось потрогать гладкие стенки, а в следующую секунду наполнить ее горячим напитком, лучше какао, и насладиться вкусом и сочетанием светлого белого и насыщенного коричневого.
Первое впечатление
Увидела чашку в окружении сотни таких же идентичных ей, на длинном столе "шведского" завтрака в стокгольмском отеле. Привлек насыщенный белый цвет, скромный блеск, а главное форма, точнее нестандартный объем- не маленькая кофейная и не большая, как дома. Сразу захотелось потрогать гладкие стенки, а в следующую секунду наполнить ее горячим напитком, лучше какао, и насладиться вкусом и сочетанием светлого белого и насыщенного коричневого.
Рисунок
Рисунок 1: форфоровая чашка объем 220мл
Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
в поисковике GOOGLE название фирмы RAK porcelain встречается 48тыс раз
Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
Если чашка ударится о чашку, обе они сломаются/ ну что же няня, где же кружка?/Не пей из рук невежды даже если это живая вода(пословица крымских татар)/Без чашки бражки - гость гложи кость/Неудачника можно утопить и в чашке
Культурологический анализ продукта дизайна
Культурологическая "вертикаль"
В английском языке слово «china» имеет 2 значения:1)Китай 2)фарфор.
Китайцы изобрели состав твердого фарфора ещё приблизительно в VI веке, т.е. за тысячу лет до того, как он стал производиться в Европе. Долгое время фарфор оставался одной из самых запретных и желанных для западных владык загадок Востока.
Более тысячи лет назад в Китае пили из нефритовых чашек. Они были очень дороги. После долгих лет поисков и многих неудач китайские гончары сделали материал, который превзошел нефрит своими качествами, оказался доступнее и легче в обработке. Это был фарфор. Еще долго его называли "подражанием нефриту". В провинции Цзянси оказались огромные запасы "фарфорового камня" - горной породы, состоящей из кварца и слюды. Фарфоровую массу делали из брикеторованного порошка "фарфорового камня" (пе-тун-тсе) и каолина, придававшего изделию белизну. Каолин имелся в избытке в той же провинции. Массу "вылеживали" не один десяток лет, чтобы они приобрела пластичность. Глазурь составляли из нескольких слоев разной прозрачности, получая особый, матовый блеск.
Культурологическая "горизонталь"
Производитель: RAK porcelain , Арабские Эмираты
Дизайнерское кредо: RAK porcelain - фарфор нового поколения
Название завода состоит из первых букв эмирата , на территории которого он расположен -Ras AL Khaimah. Предприятие по производству столовых фарфоровых изделий начало работать в 2005 году. В стратегических планах завода – стремиться быть первым на рынке столовой посуды из фарфора.
С появлением в Европе китайского фарфора и довольно успешных попыток его копирования мануфактурами многих стран фарфоровая посуда заняла прочное место на столах заведений питания всех уровней.
Стиль ресторана, кафе, бистро во многом определяют предметы сервировки и аксессуары, на которых невольно останавливается взгляд клиента. И далеко не каждому посетителю нравятся навязчивые пасторальные сценки на чашках и тарелках. Декораторы отмечают, что лучше всего в готовый интерьер вписываются классическая однотонная посуда и аксессуары. Наверное, поэтому абсолютный хит нынешнего сезона на европейском ресторанном рынке -- сочетание белой фарфоровой посуды с серебристо-стальными приборами и аксессуарами на самом деле тенденция к использованию белой лаконичной посуды неизменна, минимализм в этой области не выходит из моды.
В кофейнях и ресторанах чаще всего предлагают напитки на основе классического эспрессо, в процессе приготовления которого вода под высоким давлением пропускается через кофейный порошок. Чтобы как можно дольше сохранить кофе горячим, его подают в толстостенной фарфоровой чашке. хороша она и тем, что является более стойкой, чем изящные и хрупкие аналоги. Перед розливом напитка посуду подогревают на специальной подставке, расположенной сверху кофемашины.
Нecмoтpя нa кaжущуюcя пpocтoту фopм кoфeйнoй чaшки, ee кoнcтpукция тщaтeльнo пpocчитывaeтcя пpoизвoдитeлями, пocкoльку дoлжнa cooтвeтcтвoвaть pяду кpитepиeв. Вo-пepвыx, чaшкe тpeбуeтcя coxpaнять выcoкую тeмпepaтуpу нaлитoгo в нee нaпиткa. Пoэтoму ee cтeнки и ocнoвaниe oбязaтeльнo выпoлняютcя утoлщeнными Вo-втopыx, пocудa для HoReCa пoдвepгaeтcя пoвышeннoй экcплуaтaции и пoэтoму дoлжнa быть изнocoуcтoйчивoй. Кpaя чaшки, мecтo, нaибoлee уязвимoe для cкoлoв, тaкжe дeлaют утoлщeнным. К тoму жe иx зaкpуглeннaя фopмa влияeт нa вкуcoвoe вocпpиятиe нaпиткa. И, в-тpeтьиx, для oптимaльнoй кoнцeнтpaции кoфeйнoгo apoмaтa у чaшки дoлжнa быть нeмнoгo cужaющaяcя квepxу кoничecкaя фopмa, a внутpи нe плocкoe, a зaкpугляющeecя дoнышкo.
Исходя из вышеуказанных характеристик, делаю вывод что по большинству параметров чашка- кофейная(большой объем, утолщенные стенки, материал, сохраняющий свойства кофе). Однако отличие все же находится- кружка не заужается кверху, с целью удержать аромат. Анализируемая чашка- унифицированный предмет , может использоваться как для кофе так и для чая.
Портрет потребителя вырисовывается очень четко: стремление к минимализму, сокращение количества предметов на кухне путем их универсализации, максимальный комфорт( материал сохраняет температуру, вмещается большой объем жидкости, эргономичная форма). Выбор данного дизайна и сопутствующего цвета говорит об устойчивости и уравновешенности, лаконичности, собственный взгляд на постоянно меняющиеся тенденции(«не бежит» за модой), стремление к ощущению комфорта и уюта (наливая себе большую чашку горячего кофе или чая, подразумевается продолжительное и неторопливое потребление)
.
Смысловая структура продукта дизайна
3.1 Онтологический смысл
рассмотрим эмоционально-чувственное восприятие, т.е. посредством чего, данная вещь притягивает к себе внимание:
размер. Заметно большой объем чашки достигается за счет большого диаметра нежели за счет высоты стенок- это нестандартное решение, т.к. низкие, почти кукольные чашечки ассоциируются у нас с крепким кофе, объем которого по разным причинам не превышает 50-100гр.
Форма.В основе лежит правильная окружность- Символизирует бесконечность, совершенство и законченность. Эта геометрическая фигура служит для отображения непрерывности развития мироздания, времени, жизни, их единства. Круг — одна из форм созидания пространства. Различные архитектурные строения являются круглыми в плане, в форме окружности возводятся поселения. КРУГ — первичный символ единства и бесконечности, знак абсолюта и совершенства. Как бесконечная линия, круг символизирует время в вечности . Окружность, лежащая в основании, а также невысокие стенки кружки делают ее широкой, устойчивой, прочной
Цвет. Единственный цвет, который мы видим- белый.
Белый цвет символизирует чистоту, незапятнанность, невинность, добродетель, радость. Этот цвет- полное отсутствие пигмента, ассоциируется с новизной, девственностью, покоем и невинностью, а также с высоким качеством.
Эти характеристики как никак лучше подходят ресторанной посуде, которая поддерживает репутацию заведения, где чистота- важнейший критерий. Он также всегда связывается в сознании человека с простотой, однако здесь важно не переборщить-создадите ощущение стерильности и больничной атмосферы.
Белая посуда без декора не только особенно стильно смотрится, но и наиболее универсальна для ресторанов с различной концепцией и дизайном. А в качестве декора на белом фарфоре выступает кулинарный шедевр повара. Белый цвет не искажает цветовые и вкусовые качества блюд, не вызывает подсознательного желания или неприятия.
Материал. "Белизной подобен нефриту, тонкостью - бумаге. Блеском подобен зеркалу, звонкостью - цимбалам". Так уже тысячу лет назад восхищались фарфором в древнем китае. Но еще 300 лет назад европейцы даже не представляли, из чего и как делают фарфор, из-за редкости и новизны его ценили на вес золота.
фарфор содержит в основном два исходных материала: каолин и полевой шпат (чаще всего в соединении с белой слюдой; относительно легко плавится). К этим основным веществам добавляется кварц или песок. Свойства фарфора зависят от пропорции двух главных веществ: чем больше каолина содержит его масса, тем труднее ее плавить и тем она тверже. Смесь эту перемалывают, замешивают, промалывают и затем высушивают до степени способного к принятию формы тестообразного состояния. Возникает пластичная масса, которую можно либо отливать в формах, либо обтачивать на гончарном круге. Отформованные предметы дважды обжигаются, сначала при 600-800оС, а потом - уже с глазурью - при 1300-1500оС. Глазурь состоит из тех же веществ, что и черепок, только в другой пропорции, и благодаря этому может соединяться с черепком совершенно однородным образом. Ее нельзя ни отбить, ни отслоить. Твердый фарфор отличается крепостью, сильной сопротивляемостью жару и кислотам, непроницаемостью, прозрачностью, раковистым изломом и, наконец, чистым колокольным звуком. В Европе он изобретен в 1708 году в Мейсене Фридрихом Бётгером.
Фарфор - благороднейший и наиболее совершенный материал для посуды
Блеск. Исходя из технологии изготовления, фарфоровая кружка покрывается слоем глазури для наилучшего сохранения свойств. На анализируемый предмет не нанесен никакой рисунок, поэтому блеск глазури является ее единственным декоративным элементом. Блеск всегда привлекает взгляд, пусть и приглушенный, спокойный, не кричащий.
3.2 Функциональный смысл
Изначально эта чашка- часть большого набора посуды для общественных мест. Главная ее функция- обеспечить «презентацию» напитка, дать возможность насладиться вкусом, ароматом, мастерством приготовления. По средством именно этой чашки повар общается с клиентом, рассказывает все достоинства , поэтому здесь так важна форма, удобство держать, материал и цвет, которые в синтезе являются «инструментом»,посредником .
Как уже говорилось выше, форма этой кружки может использоваться с разными целями- подавать чай или напитки на основе кофе- при этом являясь подходящей по техническим и эстетическим характеристикам обоим церемониям потребления. Достигается это благодаря нестандартному решению с объемом(230мл), сохраняющему тепло и аромат материалу(фарфор), нейтральному белому цвету и отсутствию отвлекающего декора.
Каждый элемент «работает» на выгодную подачу напитка.
3.3 Знаковый смысл
Пересекается с п. описания потребителя, где уже говорилось о его возможности выкроить себе время для неторопливого ритуала потребления горячего напитка в большом объеме. К тому же нельзя забывать, что данная посуда разрабатывается в первую очередь для мест общественного питания, куда заходят потребители с определенными характеристиками: уровень дохода средний/выше среднего, скорее всего заняты на работе полный день, наслаждаются общением и приемом пищи в обществе людей, не обременяют себя домашними делами, балуют себя. По мимо этого фарфор уже несколько столетий остается неизменным признаком качества и вкуса.
3.4 Аксиологический смысл
Ценности, которые несет с собой эта чашка- ее универсальность, способность «подстроиться» под потребителя( это либо кружка полезного зеленого чая посреди дня, чтобы взбодриться, либо до краев полная емкость горячего какао на ночь), ее ненавязчивый цвет и форма, ее «органичность», с которой она готова вписаться в жизнь своего хозяина
3.5 Культурно-исторический смысл
Потребление горячих напитков стало ритуалом тысячелетия назад.
Всем известно о существовании так называемой чайной церемонии Востока, где каждый жест и каждое слово не случайны. Классическое чайное действо как процесс регулируется четырьмя принципами: гармония (ва), почитание (кэй), чистота (сэй), покой (дзяку), которые называют «четырьмя благородными истинами» пути чая, по аналогии с «четырьмя благородными истинами» буддизма, подчеркивая их важнейшее значение для чайной церемонии.
Что касается кофе, то нельзя обойти стороной Турцию. Привезенный в Стамбул в 1555-ом году двумя сирийскими торговцами, кофе вскоре стал известен, как "молоко шахматистов и мыслителей". Стоит сказать о том, что к середине семнадцатого столетия, турецкий кофе стал частью сложных церемоний приготовления. Те, кто приготовляли кофе для султана, проводили эту церемонию при помощи более чем сорока помощников. К тому же такие традиционные обычаи и церемонии, как помолвки и переговоры приобрели, так сказать свой «внешний вид» благодаря ритуалу приготовления кофе.
2 этих самых известных примера в мировой истории говорят о важности, которую придают потреблению горячих напитков, и постоянном присутствии в жизни человека вне зависимости от времени, вероисповедания,страны.
С развитием рынка HoReCа в России растет и культура потребления
горячих напитков. На сегодняшний день уже у многих, не только
гурманов, но и ценителей есть понимание, что такое качественный
кофе или чай, правильное их приготовление и подача. Аудитория
стала требовательной.
Как следствие, необходимо уделять большее внимание, качеству
горячих напитков, закупке правильного оборудования и посуды,
сервису и подаче. Горячий напиток — последнее, чем «балует» себя
посетитель в ресторане и испортить впечатление от хорошего ужи$
на и атмосферы плохим горячим напитком, легко.
3.6 Культурно-символический смысл.
Колодец - Символизирует женское начало, утробу Великой Матери, душу. Имея связь с подземным миром, колодец нередко содержит волшебные воды, обладающие способностью исцелять и исполнять желания. Закрытый колодец - символ девственности. Колодец, питаемый источником, олицетворяет союз мужского и женского. В кельтском эпосе священные колодцы дают доступ в иной мир, имеют магические свойства и содержат целебные воды. В еврейской символике колодец с чистой водой символизирует Тору. В христианстве он символизирует спасение и очищение. Колодец, источник или родник у подножия Древа Жизни в раю дает начало Водам Жизни и четырем рекам рая.
Пытаясь создать именно эту связь автор делает максимально похожую форму
3.7 Личностно-ассоциативный смысл.
Форма вызывает ассоциации с колодцем, вазой, горшком для цветов, кормушкой для птиц, шкатулкой.
Выводы
даже такой простой и привычный мне в быту предмет, состоящий из одного материала и не обладающий никаким декором оказался полон смыслов и поддался расшифровке.
Заключение
Первое положительное впечатление от данной кружки еще больше укрепилось по мере проведения анализа. Узнав о ее неслучайной универсальности, сложившейся из материала, объема и цвета, она приобрела для меня больший «вес», теперь я знаю, что такие простые и лаконичные решения принимаются в результате долгой и кропотливой работы над функционалом и художественно-выразительной стороной
Список литературы
- Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999;
- tehpoisk.ru
- Кофейный этикет www.restoranoff.ru/publications
Причина обращения к теме
бытовая повседневная вещь, которая доставляет удовольствие
Данную работу можно предложить
возможно размещение на сайтах ресторанов или отелей, которые хотят информативно наполнить такой инструмент связи с клиентом, обосновав там самым свой выбор посуды, а не слепо следуя сложившейся тенденции в этой сфере
Ключевые фразы работы
фарфор, кружка, напитки,
План работы
- Введение
- Первое впечатление
- Рисунок
- Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
- Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
- Основная часть
- Культурологический анализ продукта дизайна
- Смысловая структура продукта дизайна
- Анализ названия или концепта (не обязательная часть)
- Заключение
но не вещь.
Иосиф Бродский