соковыжималf от Филиппа Старка Juicy Salif 1990 года - дополненный вариант
Комментарий Т.Ю. Быстровой:
1 непонятна тема чая с лимоном 2 нет культурного контекста 3 нет структуры 4 учитывайте техногенность и ассоциации с живым. Это самая философская тема для анализа оценка 18
работу выполнил: Елена Ханова, 502 гр
- Введение
- Первое впечатление
- Рисунок
- Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
- Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
- Основная часть
- Культурологический анализ продукта дизайна
- Смысловая структура продукта дизайна
- Анализ названия или концепта (не обязательная часть)
- Заключение
Введение
Объект анализа
Меня сразу привлекла необычная форма предмета, совсем не похожая на соковыжималку, но это была именно она. Удивительно дерзкая и стремительная форма, больше похожая на аксессуар, нежели на прибор для выжимания лимонного сока. Я сразу представила себе как ей пользоваться, сверху кладем разрезанный лимон, а снизу ставим кружку, чуть надавливаем на лимон сверху, сок по форме предмета попадает в кружку. Довольно удобно и главное появляется целый ритуал во время чаепития. Теперь выпить чай с лимоном стало намного увлекательнее. Эту причудливую соковыжималку придумал известный французский дизайнер Филипп Старк.
Данный предмет словно говорит: оглянитесь на мелочи, которые Вас окружают, почувствуйте подлинные моменты жизни. Автор призывает насладиться самой культурой общения.
Я представила себе эту соковыжималку на столе, она не занимает много места, вносит современности и украшает, меня заинтересовала эта идея и я решила проанализировать именно ее.
Первое впечатление
зМеня сразу привлекла необычная форма предмета, совсем не похожая на соковыжималку, но это была именно она. Удивительно дерзкая и стремительная форма, больше похожая на аксессуар, нежели на прибор для выжимания лимонного сока. Я сразу представила себе как ей пользоваться, сверху кладем разрезанный лимон, а снизу ставим кружку, чуть надавливаем на лимон сверху, сок по форме предмета попадает в кружку. Довольно удобно и главное появляется целый ритуал во время чаепития. Теперь выпить чай с лимоном стало намного увлекательнее. Эту причудливую соковыжималку придумал известный французский дизайнер Филипп Старк.
Данный предмет словно говорит: оглянитесь на мелочи, которые Вас окружают, почувствуйте подлинные моменты жизни. Автор призывает насладиться самой культурой общения.
Я представила себе эту соковыжималку на столе, она не занимает много места, вносит современности и украшает, меня заинтересовала эта идея и я решила проанализировать именно ее.
Рисунок
Рисунок 1:
Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
В поисковой системе Гугл словосочетание «соковыжималка от Филиппа Старка» встречается на 423 страницах, что не так уж и много, для такой известной вещи, чаще всего сопровождаясь словами «знаменитая соковыжималка Juicy Salif», «соковыжималка 20 века», «знаменитая модель».
Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
Пословицы и поговорки у русского народа:
Про сок:
Я из тебя выжму сок
Если сока нет, то и вода за сок сойдет.
В каждом стебельке есть сок.
Культурологический анализ продукта дизайна
Культурологическая "вертикаль"
Горячий чай с лимоном часто называют чисто русским изобретением и чисто русской традицией. В других странах могут ароматизировать лимоном, лимонным маслом или лимонными листьями сухую заварку – но дольки лимона добавляют в чашку значительно реже, чем мы. Часто в заграничных рецептах можно встретить заголовок «Чай по-русски» - и можно не сомневаться, что речь пойдет о горячем чае с лимоном.
Этому есть и свое объяснение. Что такое русские дороги, знает каждый. Полтора века назад все было еще хуже. Путешествовали тогда люди с использованием конной тяги, и таблеток от морской болезни не было. Так что предлагать путешественникам обильную еду было бы коварством. Однако от чая путешественники никогда не отказывались. Для улучшения состояния предлагалось и что-нибудь кисло-соленое. Тем, кто победнее – соленые огурцы и квашеная капуста. Тем, кто побогаче – долька лимона. Укачанным это помогало. Возможно, именно присутствие в одном месте и чая и лимона стало причиной их объединения в одной чашке.
В настоящее время существует два основных способа употребления чая с лимоном: для аромата и для вкуса. Отличаются они только размером лимонной дольки.
Добавление дольки лимона в чай «для аромата» - действо, преследующее скорее эстетические, чем вкусовые цели. Долька эта должна быть очень тонкой (нарезать лимон такими дольками – настоящее мастерство). Прелесть неполной дольки в том, что ее приятно рассматривать. Такой чай лучше пить без сахара, наслаждаясь нюансами аромата и вкуса, которые вносит в напиток лимон. И еще его лучше пить из прозрачной чашки – долька лимона, чуть-чуть осветляющая напиток – исключительно приятное зрелище.
Второе – вкусовое – чаепитие с лимоном носит несколько противоречивый характер. В достаточно крепкий чай кладут дольку лимона толщиной 5-7 мм. Да еще иногда чайной ложкой его мнут и давят. В результате кислота лимона компенсирует крепость чая и сладость.
Анализируемую соковыжималку можно сравнить со всеми известной ручной соковыжималкой для половинок цитрусовых. На основе ее разные дизайнеры разрабатывали концепт, функциональный смысл оставался тем же (необходимо использовать половинку цитруса при ручном надавливании). К примеру, французский дизайнер Pierre Schwenke спроектировал новую модель ручной соковыжималки. Изделие имеет ручку и горлышко, чтобы переливать витаминный напиток в бокал, а деревянная крышка выполняет роль доски для резки фруктов.
Филипп Старк облагородил древнюю традицию чаепития с лимоном, создав оригинальную соковыжималку. Теперь во время чаепития хочется поговорить о чем-то возвышенном, о любви, например.
Культурологическая "горизонталь"
Филипп Старк - французский дизайнер, архитектор, один из лидеров современного дизайна. Пожалуй, на сегодняшний день он единственный представитель своей профессии, ставший не только очень известным дизайнером, но и поп-звездой планетарного масштаба. Старк - уникум, умудряющийся сочетать в себе огромный талант дизайнера, массу энергии, популизм и удивительный творческий, духовный, а порой даже физический эксгибиционизм. Его работы признаны и высоко оценены как международным профессиональным сообществом, так и огромным числом потребителей - от самых состоятельных слоев общества до простых людей. Вещи от Старка узнаваемы, притягательны и любимы. А Старк - преуспевающий бизнесмен. При том, что Старк постмодернист, приемлющий, все стили и отрицающий само понятие "стиль", он является ярким носителем собственного стиля: взглянув на спроектированную им вещь, сразу понимаешь, это - Старк... правда, в чем она, "старковость", заключается, сразу определить не просто. Доминирующие черты его дизайна - супертехнологизм, точность аналитического расчета, изобретательность, остроумие, броскость конструктивных решений, склонность к зрелищным эффектам, ироничность.
В различных произведениях он, кажется, руководствуется принципами прямо противоположными. Воплощенные во многих проектах идеи экономии материалов и энергии, минимализации вещной среды (скажем, четвертая ножка сиденья нередко убирается как "излишество") явно противоречат чрезмерной, далеко превосходящей разумные потребности, вызывающей роскоши суперинтерьеров его ресторанов и отелей, где туалеты великолепием отделки и разнеживающим комфортом соперничают с парадными залами. Соседство формальных признаков конструктивизма и функционализма с отголосками "ар деко" и исторического барокко говорит о солидарности Старка с эпохой, разочарованной поисками стиля, однако обладающей собственной "манерой" видеть вещи. Объединяющим, снимающим противоречия в его творчестве является иронически-игровое начало. Старк "играет" в вещи. Между тем удивительное и странное в вещах Старка большей частью не так уж таинственно. Его загадки - приманка для пытливого ума, предполагающая нахождение разгадок. Наследник инженерной традиции французского дизайна, Старк неравнодушен к технологическим фокусам: его лампы "парят" без видимой опоры, столы складываются так, что легко "исчезают" в багажнике автомобиля. Кладезь сюрпризов - необозримое собрание его складных стульев. По меткой формулировке Буасьера, "Старк делает из техники зрелищный элемент, а из зрелищного - технический параметр". В итоге, анализируя, понимаешь - все, спроектированное дизайнером, - вещи, интерьеры и архитектурные объекты объединяет то, что они эмоциональны, человечны, не несут в себе злобного или агрессивного заряда и всегда содержат секрет, знак, мыслительную провокацию. Старк не может быть неоригинальным, неостроумным, неироничным, отстраненным от людей, ведь все спроектированные им вещи - только "спусковой крючок" человеческих эмоций, они окрашены огромной разнообразной палитрой субъективных восприятий потребителей его дизайна.
Филипп Старк делает дизайн для сегодняшней жизни, говорит, что глупо размышлять о будущем, когда необходимо решать повседневные проблемы. Считает, если хорошо работать сегодня, то вы уже в будущем. С другой стороны, сегодня всем правит материальный интерес, люди ставят собственность превыше любви. Филипп Старк считает, что это ужасно, потому что, красота нашего биологического вида и нашей цивилизации в том, что мы изобрели любовь. Надо бороться за то, чтобы эта прекрасная идея сохранилась, бороться с этой глупой материальностью. Надо сказать людям - задумайтесь на секунду, что вы предпочитаете: иметь два "Мерседеса" и жить в одиночестве или идти пешком, держа за руку величайшую любовь своей жизни?
Несмотря на признанный успех, некоторые разработки Филиппа Старка считаются недостаточно функциональными. На это он с небрежной иронией отвечает, что может быть, в этих вещах и нет необходимости, но они не нанесут никакого вреда.
Соковыжималка от Филиппа Старка полностью отражает его иронически-игривый подход к дизайну. Такая соковыжималка подходит для всех людей от выдающихся до простого народа. Она сделана специально из экономичного материала, следовательно доступна по деньгам. Она будет украшать повседневную жизнь любого человека. Соковыжималка будет интересна людям после 25 лет, они с охотой будут ее использовать в быту. Для молодых людей это прекрасный повод выпить чаю со своей второй половинкой, поговорить о любви, планах на будущее. Для более взрослого поколения она будет служить незаменимым аксессуаром, когда за одним столом собираются все члены семьи. Филипп Старк искренне верит в то, что если окружить людей красивыми вещами, то их мозг будет функционировать лучше, и они окажутся более способными любить.
Смысловая структура продукта дизайна
Онтологический смысл:
Форма:
Соковыжималка по форме напоминает некую космическую ракету, корабль, а на мой взгляд на некое космическое существо. Форма вся стремительная, чувствуется движение вверх. Форма симметричная, стоит на трех тонких ножках, а в центре находится некий объем, который, по-видимому, и является центром композиции. Этот объем напоминает мне сочный фрукт. В целом форма выглядит довольно аппетитно и привлекательно.
Цвет:
Цвет, который я выбрала для анализа золотой. Золото во все времена считалось самым желанным трофеем. И хотя уже давно известно, что есть металлы, более ценные, оно по-прежнему символизирует безбедную жизнь и обещает все земные удовольствия. Поэтому неудивительно, что золотой цвет оказывает на многих из нас прямо-таки гипнотическое действие и заставляет, подолгу задерживаться у витрин ювелирных магазинов. Блеск драгоценного металла не только поднимает настроение, но и создает ощущение богатства и престижа. Этим вероятно, и объясняется постоянный спрос на предметы золотого цвета. Золотой – это цвет славы, неизбежной победы. Он не приносит себя в жертву и не принимает жертв, остается самим собой (ему ничего не надо). Положительный аспект – зрелость, опыт, мудрость, жизнеспособность, неистощимые ресурсы; негативны аспект – пессимизм, ограниченность, бесчестие. Золотой нимб над головой – символ всепрощения и способ преодолевать все препятствия. Золото объединяет скромность ребенка и мудрость истинного правителя. Желтый цвет – цвет золота, которое с древности воспринималось как застывший солнечный cвет.
Функциональный смысл:
Старк сделал красивую соковыжималку, но ей не очень удобно получать сок из фруктов, она абсолютно не функциональна. В соковыжималке не предусмотрено приспособления для задержания косточек, Старку показалось, что этот элемент будет неэстетичным. Старк и не пытался показать, как давить сок с помощью созданной им необычной соковыжималки, он хотел спровоцировать повод поговорить о любви, о лирике. Соковыжималка удивляет зрителя, ему хочется ее приобрести, пусть она не настолько функциональна, зато необычна и вызывает кучу интересных размышлений и фантазий. Человек начинает мыслить красиво, в нем открываются новые таланты рядом с такой причудливой вещицей. Правда есть одна функциональная особенность этой соковыжималки, она компактна и не займет много места на столе.
Художественно-образный смысл:
Наличие образности придает вещи дополнительную выразительность, самобытность. Данная соковыжималка мне напоминает космического паука из фантастического фильма. Но артистичной натуре Старка мало одной идеи, абстрактного художественного образа. Он ориентируется не только на сам объект (как вещь в себе), но и на восприятие этого объекта, провоцируя ответную реакцию зрителя и потребителя.
Знаковый смысл:
Знаковый смысл способен обозначать принадлежность владельца к социальному слою, идейному течению, сообществу людей. Эта соковыжималка характеризует ее хозяина, как скупщика безделушек, радующих его и она займет почетное место среди себе подобных. В данном случае, вещь не показывает на уровень финансовой обеспеченности, поскольку Старк делает свои вещи общедоступными. Такую вещь можно подарить, как недорогой и креативный подарок коллеге к празднику и порадовать его этой причудливой штучкой.
Духовно-ценностный смысл:
Духовно-ценностный смысл вещи несет информацию об эстетической шкале, нравственно-этических нормах, представлениях о богатстве или чести, личных религиозных пристрастиях и т.п. Приобретая такую соковыжималку человек, раскрывает свои внутренние переживания. Данная покупка может быть совершена на пике влюбленности, когда обострены эмоции и чувства, когда хочется петь и танцевать при любой представившейся возможности. То есть ее может приобрести любой человек, находящийся в определенном приподнятом душевном состоянии. К примеру, в канун нового года.
Актуальный смысл:
Живя в эпоху высоких технологий и быстрых скоростей люди порой забывают о эмоциональной стороне жизни и подобные этой соковыжималки вещи, как никогда актуальны в нашем мире, они призывают человека отвлечься от перенасыщенного, перегруженного и напряженного мира к состоянию релаксации, одухотворенности и равновесия. Комические формы соковыжималки провоцируют в нашем сознании состояние невесомости, в таком состоянии человек может воспринимать действительность с точки зрения гуманности, любви и умиротворения.
Культурно-исторический и культурно-символический смысл:
Культурно-историческая ценность данной соковыжималки состоит в том, что автор не пытался отталкиваться от штампов предметов, созданных для получения соков из фруктов, а создал принципиально новую даже менее функциональную, эстетически ценную модель. Восприятие человеком данной формы обусловлено стиранием стереотипов и ложных направлений, наложенных на человека цивилизацией в историческом пути. Он как бы родил новую ветку эволюции в выдавливании сока, как и всем известную ручную соковыжималку для апельсинов.
Личностно-ассоциативный смысл:
Соковыжималка вызывает ассоциации с космическим пауком, фантастическими роботами и аппаратами будущего.
Выводы
Соковыжималка несет посредственный смысл, как для потребителя, так и для самого дизайнера, он не вкладывал в нее функциональные особенности, больше отдавая предпочтение эмоциональной стороне приобретения. По его замыслу она должна внести в жизнь счастливого обладателя частичку радости, счастья, то есть разбудить в человеке чувственность, чего так не хватает в сегодняшнем мире.
Заключение
В ходе анализа этой соковыжималки я поняла для себя истинное значение подобных предметов дизайна, не всегда вещь существует ради вещи, неся лишь функциональную нагрузку. Меня поразила глубина замысла Филиппа Старка при проектировании этой соковыжималки, та чувственность, красота, одухотворенность в роде бы по сути функциональной вещи завораживает. При взгляде на соковыжималку отчетливо видна борьба между материальным миром и миром чувств. И я могу точно сказать, что победили эмоции. Я мечтаю приобрести эту соковыжималку и по возможности подарить ее еще своим хорошим друзьям.
Список литературы
- 1. Быстрова Т.Ю. Вещь.Форма.Стиль.: Введение в философию дизайна. Екатеринбург, 2001г., 288с.
- 2. www.a3d.ru - Электронный журнал о дизайне и архитектуре, статья Филипп Старк
- 3. Цвет и психика - Базыма Б.А.
- 4. www.starck.com – веб сайт Филиппа Старка
- 5. Электронная версия журнала Salon interior, №7 (85), 2004 г., статья Филиппе Старке
- 6. http://www.ted.com/index.php/talks/lang/rus/philippe_starck_thinks_deep_on_design.html - размышления Филиппа Старка о дизайне, видео
Причина обращения к теме
Мне понравилась эта вещь, в первую очередь я заинтересовалась ее технологическими формами, новизной и оригинальностью исполнения.
Данную работу можно предложить
Работу можно предложить, каталогам подарков к праздникам, интернет магазинам креативных подарков (SmartMasses, Смайл, LeFutur), журналам дизайнерской тематики в раздел о известных дизайнерах («Лучшие интерьеры», «ЭльДекор», «Архидом»)
Ключевые фразы работы
Соковыжималка от Филиппа Старка, знаменитая соковыжималка.
План работы
- Введение
- Первое впечатление
- Рисунок
- Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
- Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
- Основная часть
- Культурологический анализ продукта дизайна
- Смысловая структура продукта дизайна
- Анализ названия или концепта (не обязательная часть)
- Заключение
но не вещь.
Иосиф Бродский