Мой портсигар
Комментарий Т.Ю. Быстровой:
1. в вертикали нет связи с сегодняшним культурным контекстом 2. список литературы оформлен не по правилам 3. обратную сторону и размеры мы обсуждали на консультации, но здесь этого почти нет 4. тема ритуала развита не в достаточной мере: дизайн, который как бы усиливает привязанность человека к вещи. Оценка 30.
работу выполнил: Логиновская Анна Николаевна
- Введение
- Первое впечатление
- Рисунок
- Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
- Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
- Основная часть
- Культурологический анализ продукта дизайна
- Смысловая структура продукта дизайна
- Анализ названия или концепта (не обязательная часть)
- Заключение
Введение
Объект анализа
Этот портсигар подарили мне друзья, когда я училась на первом курсе. Сначала он привлек мое внимание своим металлическим блеском с переливами в местах гравировки. Хотелось взять его в руки, почувствовать холод, посмотреть, наконец, какой же он внутри. Портсигар мягко лег на ладонь, как будто под нее и был сделан, мой большой палец сразу же нащупал кнопочку.. Щелк! И в руке уже не коробочка, а металлическая книга..
После того, как несколько раз забыла подарок в гостях, те же друзья временно конфисковали его у меня и нанесли гравировку в виде первых двух букв моего никнейма, такой своеобразный вензель. С тех пор портсигар никогда и нигде больше не был забыт. А я поняла, что эта вещь останется со мной надолго.
Первое впечатление
Этот портсигар подарили мне друзья, когда я училась на первом курсе. Сначала он привлек мое внимание своим металлическим блеском с переливами в местах гравировки. Хотелось взять его в руки, почувствовать холод, посмотреть, наконец, какой же он внутри. Портсигар мягко лег на ладонь, как будто под нее и был сделан, мой большой палец сразу же нащупал кнопочку.. Щелк! И в руке уже не коробочка, а металлическая книга..
После того, как несколько раз забыла подарок в гостях, те же друзья временно конфисковали его у меня и нанесли гравировку в виде первых двух букв моего никнейма, такой своеобразный вензель. С тех пор портсигар никогда и нигде больше не был забыт. А я поняла, что эта вещь останется со мной надолго.
Рисунок
Рисунок 1: портсигар
Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
Поисковая система Яндекс на запрос «портсигар»» находит 1 млн. страниц. В то время как русскоязычный Google по аналогичному запросу выводить 161 тыс. ссылок. Выбранному объекту приписываются следующие характеристики: «серебряный» (134 т.с.), «антиквариат» (84 т.с.), «женский» (512 т.с.), «с секретом» (80 т.с.), «с зажигалкой» (854 т.с.), «золотой» (358 т.с.)
Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
• Три магнитофона, три портсигара, куртка замшевая…
• — Мужик, дай спичку.
— Пожалуйста.
— Давай уж заодно и папиросу.
— Нате.
— Так они в портсигаре? Давай заодно и портсигар.
— Карау-у-ул!
— Да у тебя и зубы золотые?!
• Чем отличается пустой портсигар и круглый сирота?
Пустой портсигар - без папирос.
А круглый сирота и без папи рос и без мами рос!!!
Культурологический анализ продукта дизайна
Культурологическая "вертикаль"
Слово "портсигар" состоит из двух французских корней - porte - "носить" и cigare - "сигара".
На самом деле проблема "в чем носить табак" встала перед человечеством сразу, как только зелье получило распространение в Европе. Поначалу все было просто. Нюхательные смеси засыпали в вычурные коробочки и шкатулки, которые не стыдно было достать на светском рауте, дабы продемонстрировать склонность к новомодному пороку. Отсюда и карманные габариты, и драгоценная отделка табакерок. Для табака трубочного существовали кисеты из плотной кожи. Ведь его нужно таскать с собой побольше, нарезка листа покрупнее, а условия ношения зачастую приближены к экстремальным. Долгий конный переход в те времена был обычным делом даже для дворянина. Кисет был распространен среди всех слоев населения, социальный статус выражался не в конструкции, а в качестве отделки - более тонкая кожа, шитье серебряными и золотыми нитями, драгоценные камни в оформлении.
Новая проблема хранения и транспортировки табачных изделий возникла с распространением сигар и появлением папирос. И те, и другие выдвигали к футлярам очень похожие требования. Герметичность - табак ведь сохнет или наоборот может набрать лишнюю влагу. Твердость - и сигары, и папиросы, а впоследствии и сигареты - продукт ломкий. Первыми, конечно, появились специальные футляры для сигар. Это ясно даже из самого названия, ведь слово "портсигар" состоит из двух французских корней - porte - "носить" и cigare - "сигара". Делали их в основном из серебра, иногда оформляя все теми же драгоценными камнями. Но с появлением хьюмидоров, эти штуки канули в небытие. Но тут как раз появились папиросы , и опыт пригодился.
Они сразу же стали признаком статуса владельца – на крышках гравировались или выкладывались драгоценными камнями инициалы, корпуса изготавливали из поделочных минералов или золота. Фаберже сделал множество прекрасных портсигаров для членов царской семьи – например, родонитовый, густо-красный, с монограммой Александра II; или уникальные портсигары заядлого курильщика Николая II, так тонко украшенные цветными прозрачными эмалями, что кажется будто металл обтянут шелком или муаром. Сам последний император также постоянно дарил драгоценные портсигары своим приближенным, а также родственникам и друзьям – эти безупречно изготовленные произведения ювелирного искусства служили выражением искренней симпатии и признательности государя. Не исчезли портсигары и сегодня – наоборот, они переживают «второе рождение», и вырезанные из яшмы, змеевика, малахита, родонита или обсидиана, чудесно смотрятся в любом окружении – главное не забыть о достойном их наполнении. Можно заменить портсигар сигаретницей – высоким сосудом с крышкой, являющим собой «вертикальный портсигар» и отличающийся еще и тем, что по вместительности предназначен конкретно для тонких сигарет
Культурологическая "горизонталь"
Почти сразу портсигар стал известен человечеству в том виде, в каком дошел до наших дней. Поначалу это была дорогущая изящная коробочка из драгметалла, с инкрустацией, изысканными граверными работами и прочими атрибутами "хорошей жизни". Но постепенно мода на курение папирос распространилась во всех слоях общества, и портсигары из дорогих статусных табачных аксессуаров превратились в массовое приспособление.
Во все времена портсигары различали нескольких видов: фирменные (массового заводского выпуска), эксклюзивные (редкие образцы ювелирной работы), европейские (немецкие, шведские и английские портсигары, часто со встроенными зажигалками) и самодельные (изготовленные, как правило, фронтовыми солдатами из подручных материалов). Со временем портсигары перестали принадлежать только мужчинам и частные ювелиры наравне с пудреницами, мушечницами и позолоченными рамками начали изготавливать дамские портсигары. Женские портсигары отличались изысканностью форм, цветов и материалов, они стоили дорого, но были прекрасным подарком от влюбленного кавалера. В середине XX века портсигары, сохранив свою основную эстетическую функцию, обрели новый смысл. Чтобы папиросы не мялись, не промокали, портсигары использовали и на войне. В непростое военное время, которое выпало на долю нашей страны, портсигары оказались для солдатов еще и своеобразным стимулом для борьбы с вражескими войсками, напоминанием о желанном доме. Окопные будни были связаны с постоянной борьбой за выживание, на фронте каждый пытался остаться человеком даже в мелочах, сохранить традиции и привычки. Бойцы мастерили зажигалки из гильз, а портсигары - из фляжек и обломков военной техники. Именно во второй половине XX века появилось большое количество самодельных портсигаров, столь высоко ценимых коллекционерами. Каждый портсигар изготавливался персонально для будущего хозяина, сообразно тому, какие сигареты будущий владелец предпочитает: “Беломор”, “Казбек” или любимые папиросы товарища Сталина, “Герцеговина Флор
Смысловая структура продукта дизайна
Бытийный смысл
Мой портсигар – металлический, сделанный под серебро, с гравировкой. Он довольно небольшой, уменьшается в женскую ладошку, из чего можно сделать вывод, что задумывался он непосредственно, как женский аксессуар. Об этом же говорит и гравировка в виде витиеватого растительного узора на фоне тонких горизонтальных линий. Несмотря на то, что серебряный блеск диктует пассивность, вышеописанная гравировка придает портсигару динамику. А также дополняет ощущение изящества и женственности, о чем нам также говорит и блеск.
На задней стенке портсигара также имеется узор, напоминающий ротанговое плетение, выполненный в виде коротких горизонтальных и вертикальных линий. Через узор проходят несколько параллельных длинных линий. В совокупности, эта сторона вещи придает ей дополнительную динамику и обозначивает ритм.
Форма моего предмета – прямоугольная, но со скругленными углами. Таким образом, вещь сочетает в себе две архетипичных формы – квадрат и круг.
Квадрат и четырехугольник – является символом постоянства, безопасности, равновесия, божественного участия в сотворении мира, пропорциональности, ограничения, нравственных устремлений и честных намерений. Квадрат противостоит "динамичным" знакам - кругу, спирали, кресту, треугольнику, являясь наиболее статической из геометрических форм, используемых в качестве символов. Квадрат воспринимается как нечто стабильное, прочное, основательное. Во многих культурах является символом земли.
В дополнение к нему, круг - Универсальный символ. Означает целостность, непрерывность, первоначальное совершенство. Округлость значима как наиболее естественное состояние, содержащее самостоятельность, неявленное, бесконечное, вечность. «Круг воспринимается как целостное и единое… ,связан с определенностью места, обозначенностью, отсюда – покоем и уютом». Круг зачастую обозначает центр. «В этой форме более чем в какой-либо другой выражена идея природы, Земли, мироздания».
Однако, в то же время, квадрат является олицетворением мужского начала, а круг – женского. Таким образом, если посмотреть на это через парадигму восточной философии, даосизма в частности, данный портсигар гармоничен сам по себе.
Функциональный смысл
Несомненно, что данный портсигар выполняет свою изначальную функцию – защищает табачные изделия от влаги и повреждений. Данная функция совмещена с возможностью компактного хранения сигарет, так как размеры портсигара меньше сигаретной пачки. Именно это, на мой взгляд, выступало решающим фактором при создании формы изделия.
Для удобства применения по назначению предусмотрена своеобразная защелка в виде прямоугольника на «ребре» портсигара. Такое ее расположение удобно тем, что при использовании вещи, «кнопка» оказывается в положении, удобном для нажатия.
Эргономичность и функциональность портсигара очевидны, потому что при такой обтекаемой форме, удачном расположении «защелки», малых размерах вытащить сигарету можно одной рукой за считанные секунды.
Знаковый смысл
Практически любая вещь способна показать принадлежность (или отрицание таковой) владельца к некоему социальному слою, группе. Портсигар, наряду с часами, автомобилем или мобильным телефоном, рассчитан как на обладателя, так и на окружающих его людей. Мне кажется, можно сказать, что рассматриваемый портсигар напрямую рассчитан на подчеркивание индивидуальности, особенности их владельца, выделение его из общей массы.
Духовно-ценностный
Человек, который носит портсигар «проповедует» эстетику курения. Для него это больше, чем просто процесс. Это какой-то ритуал. Это неотъемлемая часть его реальности, каждого дня. Даже быстрый перекур на ходу, с портсигаром приобретает какое-то особое значение. Ведь одна из функциональных особенностей вещи – ее компактность. Конкретно этот портсигар умещается в кармане даже узких джинс, помещается в ладошку.. Можно открыть его и достать сигарету буквально в одно движение и одной рукой. Таким образом, вещь полностью отображает мировоззрение своего владельца.
Культурно-символический и культурно-исторический смысл
Портсигарами Фаберже награждали русских воинов: солдат — медными, офицеров — серебряными. Особо отличившимся в сражениях император жаловал портсигар со своим портретом. А во времена Великой Отечественной портсигары с изображением Сталина предназначались для высшего комсостава. Фронтовые умельцы изготавливали самодельные портсигары из фляг, алюминиевых котелков и других подручных средств. Портсигар всегда был желанным подарком. «Командиру от взвода, 1942г.», «На Берлин, 1945 г.» — по этим дарственным надписям на можно изучать историю. На портсигарах советских времен — вся история Союза, от взятия Зимнего и коллективизации до БАМа и целины.
В 1955 г. известный оружейник И.Стечкин сконструировал пистолет-портсигар ТКБ-506А. Внутри коробки монтировались три стволика и спусковое устройство с клавишей в виде защелки. Любезно протягивая человеку такой портсигар, достаточно открыть крышку, чтобы уложить «объект» наповал. Портсигар Стечкина был одобрен и официально принят на вооружение КГБ.
Чтобы помочь безвольным курильщикам, швейцарские инженеры создали программируемый портсигар. Он раскрывается, скажем, в первую неделю один раз в час, потом — через каждые полтора часа, а затем, соответственно, часа через три-четыре. При этом из него удается выудить лишь одну сигарету. Обмануть портсигар трудно. Он сделан так, что при попытке заполучить лишнюю сигарету механизм «обижается» и выходит из строя без всякой возможности дальнейшего ремонта.
Китайские «умельцы» создали мобильный телефон XYW 3838, который по форме и размеру повторяет сигаретную пачку. Что интересно — аппарат действительно содержит внутри сигареты, но это не мешает ему выполнять все функции сотового.
Личностно-ассоциативный смысл
Моя симпатия к этому портсигару обусловлена, во-первых, положительными ассоциациями с дарителем. Во-вторых, любовью к блестящим металлическим вещам. А в-третьих, - большим интересом к оригинальным вещам, ведь на момент появления его в моей жизни, ни у кого из знакомых не было подобного аксессуара.
Он ассоциируется у меня, безусловно, с какой-то статусностью, благородством, эстетикой. Как я уже писала выше, портсигар придает процессу курения элегантность, превращает его в ритуал. Этим он меня и покорил. Таким образом, я как бы показываю окружающим, что курение для меня – это еще один источник положительных эмоций.
Актуальный смысл
Несмотря на свою доступность, портсигары, тем не менее, остаются «показателями» статусности и нетривиального образа жизни их владельца.
Художественно-образный смысл
Мой портсигар напоминает мне книгу. Тем, как он открывается, своей «родной» гравировкой и той, которую нанесли позже. Лицевая сторона портсигара похожа на обложку книги.
Выводы
В ходе анализа выбранного предмета я заметила явное преобладание функциональности. Тема практичности и удобства прослеживается во всех смыслах этой вещи. Но на мой взгляд, это не является существенным минусом – портсигар в первую очередь и должен быть практичным, защищать сигареты от влаги и повреждений
Заключение
Не могу сказать, что первое, эмоциональное, впечатление от предмета сильно изменилось. Скорее оно только дополнилось новым пониманием скрытых смыслов вещи, что позволило составить некий портрет любителей такого типа аксессуаров
Список литературы
- 1. http://tabak.ua/epoxa-v-portsigare.html
- 2. http://koptseva.ru/index.php/2006/09/30/epoxa-v-portsigare.html
- 3. http://www.top4man.ru/menthings/2229/97071/
- 4. Быстрова Т. Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна. Монография. – Екатеринбург: УрГУ, 2001
Причина обращения к теме
Это одна из дорогих для меня вещей, стало интересно, насколько глубокий смысл в ней кроется
Данную работу можно предложить
Свою работу я бы предложила магазинам (в том числе и интерактивным), которые специализируются на табачной тематике, в качестве краткого исторического материала по специфике восприятия таких изделий, рекламного материала.
Ключевые фразы работы
Портсигар
История портсигара
Курение
Смысл вещи, портсигар
План работы
- Введение
- Первое впечатление
- Рисунок
- Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
- Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
- Основная часть
- Культурологический анализ продукта дизайна
- Смысловая структура продукта дизайна
- Анализ названия или концепта (не обязательная часть)
- Заключение
но не вещь.
Иосиф Бродский