taby27.ru о философии дизайне, имидже, архитектуре, у нас появился логотип!  


Маленькое черное платье Коко Шанель (1926)

Комментарий Т.Ю. Быстровой:

Анастасия, вам все-таки не удалось уйти от анализа платья как типа, а не той конкретной модели, которая изображена на фотографии. Много из Ш. Зелинг без цитат. Оценка 34.




 

 

работу выполнил: Хома Анастасия, гр. 502

Введение


Объект анализа

Сумбурное. Столько эмоций, впечатлений, статей. А что в нем такого? Им восхищаются и по сей день, но ведь в настоящее время единицы из женщин одели бы его. Оно не подчеркивает талию, не облегает по фигуре, не открывает коленки, в нем нет декольте, но оно обладает одним очень весомым качеством, о котором говорится в каждой публикации о нем – оно совершенно. Оно напоминает мне одну известную истину: «Все гениальное – просто».
Крепдешиновое черное платье сделало переворот в истории моды. Чем дольше я смотрела на него, тем больше я хотела узнать об истории его создания, о том, за что его так полюбили женщины. Ведь на самом деле на первый взгляд восхищения лично у меня это платье не вызывает.

Первое впечатление

Сумбурное. Столько эмоций, впечатлений, статей. А что в нем такого? Им восхищаются и по сей день, но ведь в настоящее время единицы из женщин одели бы его. Оно не подчеркивает талию, не облегает по фигуре, не открывает коленки, в нем нет декольте, но оно обладает одним очень весомым качеством, о котором говорится в каждой публикации о нем – оно совершенно. Оно напоминает мне одну известную истину: «Все гениальное – просто».
Крепдешиновое черное платье сделало переворот в истории моды. Чем дольше я смотрела на него, тем больше я хотела узнать об истории его создания, о том, за что его так полюбили женщины. Ведь на самом деле на первый взгляд восхищения лично у меня это платье не вызывает.

Рисунок

Черное платье Коко Шанель (1926)
Рисунок 1: Черное платье Коко Шанель (1926)

Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет

В поисковой системе Yandex при наборе словосочетания «маленькое черное платье» нашлось 4 млн. страниц. При наборе «маленькое черное платье коко шанель» - 85 тыс. страниц. Запросов за месяц: маленькое — 1 161 006, черное — 1 567 349, платье — 972 019. Для сравнения Yahoo.com нашел всего 55400 страниц, а Google и того меньше – 22 800. Но если же это словосочетание набрать на английском языке «little black dress coco chanel», то Yahoo! тут же находит чуть больше миллиона страниц, а Google – больше 20 миллионов! Среди описания платья чаще всего встречаются эпитеты «модное» - 17 000, «роскошное» - 5574, «элегантное» - 8463, «культовое» - 7997, «универсальное» - 2345

Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект

Быть вполне искренней для женщины значит то же, что показаться на людях без платья.
Стендаль

Манеры выказывают нравы, подобно тому как платье обнаруживает талию. Бэкон Фрэнсис

Платья хорошеют от комплиментов. Янина Ипохорская

Платье должно быть достаточно облегающим, чтобы показать, что вы женщина, и достаточно свободным, чтобы показать, что вы леди. Эдит Хед

Сначала сшейте платье, а потом уж подбирайте отделку. Коко Шанель

Культурологический анализ продукта дизайна


Культурологическая "вертикаль"

Первообразом маленького черного платья стал мужской английский классический стиль. Пришел он к нам из Англии XVII века, а затем распространился по всей Европе. Это ОДИН из старейших стилей в современной одежде.

Английскому стилю соответствуют строгость, простота, добротность, практичность, функциональность, соответствие фигуре, деловая комфортность, образцовость, элегантность. Классика ассоциируется с гармонией и красотой, предполагает чувство меры во всем: в форме и объеме, цветовой гамме, отделке, художественном оформлении и, конечно же, в манерах и поведении. Не стоит в строгом костюме разваливаться в кресле или бегать сломя голову.
Время от времени классический английский стиль претерпевает определенное перерождение, появляются разнообразные ответвления, которые становятся сами полноценными направлениями в одежде. Так, например, в 80-х годах XVIII века очень популярным стал костюм для верховой езды: суконный фрак, редингот - верхняя одежда с прямыми полами, узкие панталоны-шорты.
Английский стиль, зародившись как чисто мужское веяние, повлиял и на женскую одежду. Изменился силуэт, дамы перестали носить жесткие каркасы корсетов, что сделало одежду удобнее и проще. Спустя почти столетие, в 80-х годах XIX века, вошел в моду женский английский костюм, покроем напоминающий мужской: прямая юбка со складкой (или без нее) и длинный прямой жакет на подкладке. Такие костюмы обычно шили мужские мастера, а их первые обладательницы шокировали чопорную британскую публику явной демократичностью облика.

Культурологическая "горизонталь"

Первая мировая война уничтожила десятки миллионов мужчин, резко изменилось представление о месте женщины в обществе, возникла совершенно новая женская мода. После окончания войны женщины не захотели отказаться от свободы и самостоятельности, и в 1920-е гг. движение эмансипации праздновало первые победы: в ряде стран женщины добились избирательных прав, возможности учиться в университетах вместе с мужчинами. Все больше встречается женщин врачей, учителей, медицинских сестер. Возникает потребность в более удобном костюме. Дамы массово коротко постриглись, стали водить автомобиль, курить в обществе, ходить в театры и рестораны без обязательного прежде спутника – мужчины; носили одежду в мужском стиле: смокинги, брючные костюмы, сорочки и галстуки, шляпы и кашне, закрытые туфли типа мужских полуботинок. Именно тогда были заложены основы современной женской моды.
Новая роль женщины в обществе нашла выражение в несколько гротескном модном образе «а ля гарсонн» (как мальчик), получившем название благодаря модному роману В. Маргеритта «Ля гарсонн».
Героиней этого романа была новая женщина — с короткой стрижкой и мальчишеской фигурой, стремящаяся делать карьеру и отказывающаяся от традиционных семейных ценностей ради свободной любви.
Если идеалом женского тела в 1920-е гг. была фигура мальчика, то модный макияж с лихвой «компенсировал» недостаток женственности -- лицо «женщины-вамп» было одной из главных эрогенных зон в костюме «а ля гарсонн».
Брюки постепенно завоевывали место в женском гардеробе — в 1920-е гг. они вошли в моду как домашняя одежда и одежда для отдыха.
Но самой большой новостью в истории моды стали открытые ноги, на которых теперь сосредоточивалось внимание. Промышленным производством начали выпускаться в огромном количестве шелковые прозрачные чулки телесного цвета.
Основной силуэт тех лет – труба, с бретельками или без рукавов, с низким декольте спереди и сзади. Декольте на спине зачастую достигало талии. Популярны были банты на бедрах и неровный подол. В моде бисерная вышивка сверху донизу, бахрома.
Стало возможно шить одежду массово, но это потребовало унифицирования покроя. Чтобы подходило как можно большему числу людей, покрой становился свободно-прямым, а крой геометричным в основе. Впервые женские фигуры разделили на размеры и стали шить усредненные платья на все размеры с простыми деталями.
В 1926-м, - маленькое черное платье – стала самой знаменитой моделью ХХ века. Оно сразу стало символом истинной стильности и элегантности, не подвластной времени и идущей всем без исключения женщинам.
Коко Шанель невероятно удачно трансформировала классический мужской английский костюм, сделав его более женственным и элегантным.
Платье из крепдешина с полукруглым вырезом и длинными узкими рукавами было выполнено без всяких излишеств: воротничка, пуговиц, шнурков, складок или оборок. Единственное дозволенное Коко Шанель украшение к нему – длинная нитка белого жемчуга.
Это платье привнесло в моду демократизм. Позволить себе такой наряд могла любая женщина - даже с весьма скромными доходами.
Впоследствии дизайнеры экспериментировали с длиной рукава и юбки, формой горловины, отделкой. Но любое отклонение от первоначального варианта лишало маленькое платье его уникальной безликости. Оно становилось деловым, коктейльным или вечерним – и переставало быть универсальным.

Смысловая структура продукта дизайна

Онтологический смысл
Цвет платья – черный.
Маленкое платье не случайно было черным: Шанель потеряла возлюбленного. Но все, что она придумывала, мгновенно становилось модным. Поэтому в траур оделось полмира.
Предпочтение черного в одежде – нехватка или отсутствие в жизни чего-то очень важного – человек закрывается черным цветом.
Черный цвет- цвет ночи и смерти, цвет ведьмовства и черной магии, цвет незаконных действий (черный рынок), цвет отверженности (черный список) и изгнания (черная овца). В пословицах и поговорках черный цвет часто ассоциируется со страхом, гневом и депрессией. Черный цвет подталкивает к конфронтации и нарушению запретов. В среде художников - модельеров и дизайнеров черный цвет приобрел популярность очень давно, поскольку он всегда говорил о нарушении запретов.
По Люшеру: черный - - это "нет" в противоположность "да" белого. Черный цвет символизирует отказ, полное отречение или неприятие. На первом месте черный цвет говорит о протесте против существующего положения вещей восстающего против судьбы человека, готового действовать опрометчиво и безрассудно.
Несмотря на негативные характеристики черного цвета, тем не менее в одежде он является одним из самых основных и универсальных в гардеробе современных женщин. Черный цвет традиционно ассоциируется с элегантностью, изысканностью и сексуальностью. Очень часто женщины надевают на деловые встречи именно черные костюмы. Для любого официального приема маленькое черное платье - это беспроигрышный вариант. Черное белье выглядит очень сексуально - наверное, потому, что черный цвет так же связан и с опасностью.
Маленькое платье Шанель было из крепдешина. Она всегда предпочитала работать со струящимися, воздушными тканями, более сложными в работе, в противоположность плотным материям. Крепдешин – красив и элегантен, но только до первой стирки. Он дает очень сильную усадку, линяет, поскольку натуральные волокна хуже держат краску нежели искусственные. Достоинства: хорошая драпируемость и малая сминаемость, очень приятен на ощупь. Появился в Европе на рубеже 19-20 веков.
Функциональный смысл.
Маленькое черное платье отвечало всем требованиям к одежде, какие только можно было изобрести в далеком 1926 году: на него нужно было минимальное количество ткани (а военные и революционные потрясения не лучшим образом сказались на текстильной промышленности); его можно было использовать и как вечернее платье, и как рабочую одежду; оно гармонировало практически с любой прической и любой длиной волос (что особенно важно - и с введенной в моду Рудольфо Валентино короткой стрижкой, приглаженной бриллиантином); оно не требовало особых затрат и могло быть сшито практически из любой ткани, как из дорогой, так и из дешевой; оно могло обходиться вовсе без аксессуаров или минимальным их количеством. Позволить себе маленькое чёрное платье могла любая женщина, даже с довольно невысоким доходом.
Оказалось, что платье Шанель - штучка с двойным дном. Оно могло быть настолько незаметным, что красота женского тела выступала на его фоне ярче обычного. Оно не отвлекало внимание от индивидуальности его хозяйки на затейливые наряды. Универсальность, элегантность и доступность обеспечили этой модели немыслимую любовь модниц и модельеров.
Знаковый смысл
Выяснилось, что женская индивидуальность неожиданно ярко проявляется именно на фоне такого, казалось бы, безыскусного и безликого одеяния, не отвлекающего внимание от своей хозяйки. Придуманного, чтобы женщина не чувствовала себя "разодетой". Это была новая философия, где даже слово "наряжаться" приобрело негативный оттенок. И графини, и их кухарки, одновременно надев маленькое черное платье, сделались одинаково модными.
Изобретение Шанель давно превратилось из платья в идею. Идею об одежде, подходящей всем, независимо от возраста, цвета кожи и индивидуальных особенностей.
Духовно-ценностный смысл
В ходе избавления женщинами от своих длинных, многослойных платьев, обрезания волос и наслаждения безумным темпом вечеринок, общество постепенно стало принимать женщин, все больше обнажающих плечи, спину и ноги. Желанный силуэт эпохи был большей частью очень стройным и юным.
Простое платье, которое нарушило все правила и табу. Ведь до Коко такие платья одевались только по случаю траура. Невероятно было себе представить, что такой наряд можно одеть по другому случаю. Шанель же провозгласила, что его можно носить всегда - в течение дня и вечера в зависимости от того, как оно дополнено аксессуарами.
Шанель любила работать с нейтральными цветами и мягкими легкими в носке трикотажем и крепдешином, простыми формами и кроем. Коко Шанель поистине произвела революцию в женской моде простыми линиями, которые не просто были современным образом тех дней, но и легко носились без потребности в тесных корсетах.
Актуальный смысл
Конечно, современное маленькое черное платье отличается от классической модели, предложенной Коко Шанель. Теперь уже не обязательной деталью стали рукава или напуск на плотно обтянутых юбкой бедрах. Ушла в небытие декоративная вышивка. Юбки стали разнообразными - от широких и пышных, до узких, следующих всем изгибам фигуры. Маленькие черные платья обзавелись декольте, бретельками, поясами. Но что бы с ними не делали, они все равно сохраняют главное: идею - современность, элегантность и удобство.
Культурно-исторический и культурно-символической смысл
Шанель всегда стремилась создать настоящий стиль, который соответствует потребностям женщины и темпу современной жизни. Эту идею Шанель воплотила в «маленьком черном платье». Дизайнеры-функционалисты также тогда мечтали о подобных универсальных вещах. «Маленькое черное платье» благодаря простоте формы и универсальному черному цвету можно было носить несколько сезонов подряд.
Это был аналог мужскому смокингу, который превратился в 1920-е гг. в вечернюю мужскую униформу. Не все тогда приняли эту идею —- особенно возмущен был П.Пуаре, который говорил, что Шанель одевает светских дам, как горничных.
Когда американский журнал Vogue предсказывал появление платья, которое благодаря своей простоте подойдет буквально всем, это казалось безумием. А когда Шанель это платье создала, Vogue окрестил его "фордом" среди платьев". "Станете ли вы колебаться при покупке автомобиля из-за того, что он похож на другие?" - вопрошал журнал.
Шанель подтверждала стремление к демократизму в моде: "Я создаю "форды", а не "роллс-ройсы". Позволить себе такой наряд могла женщина даже с весьма скромными доходами. Чтобы чувствовать себя хорошо одетой, достаточно было иметь в гардеробе всего лишь одно платье.

Художественно-образный смысл
Женскую одежду в стиле "Шанель" принято считать классическим решением. Свои первые модели одежды Шанель создала для работающих женщин, заменивших в годы первой мировой войны мужчин на заводах и в учреждениях. Модная перед первой мировой войной очень длинная и сравнительно узкая юбка, то завязанная у щиколотки, то с разрезом до колена, была не удобна и непрактична для работы.
К классическому решению относится одежда прямого и прилегающего силуэта, а также одежда с рукавами покроя реглан. Шанель в отношении к костюму заимствовала из Англии ее мягкие ткани, особую английскую практичность, любовь к комфорту и боязнь быть перегруженной одеждой. По Шанель, элегантность означает умение изгнать лишнее: лишнюю нижнюю юбку, пуговицу, волан, лишний миллиметр в пройме.

Выводы

Смыслы взаимосвязаны, наполнены, интересны с точки зрения их анализа. Можно увидеть насколько новые тенденции в моде, смена положения женщины в истории, ее прав и свобод влияет на форму, дизайн и смысл вещи.

Заключение


В качестве объекта исследования было выбрано черное платье Коко Шанель. Первое впечатление о нем было неконкретным, но в процессе рассмотрения и анализа эпохи того времени, процессов моды я начала относится к нему с долей уважения. Оно вобрало в себя различные смыслы, включая и значение цвета, и исторические аспекты появления, и даже саму личность Коко Шанель. Ведь многое в этом платье от ее властного характера. Платье поистине было своего рода вызовом консервативному обществу.

Список литературы

  • 1) Киреева Е.В. История костюма
  • 2) Ермилова Д. Источник: Fashion Bank: «Коко Шанель»
  • 3) БЕЛКИНА О. «Вечно молодая классика»
  • 4) Базыма Б.А. «Цвет и психика»
  • 5) http://psyfactor.org «Цветовой тест Люшера»
  • 6) www.spletnik.ru “Английский стиль в одежде как неизменная классика»
  • 7) http://www.peoples.ru :
  • • Коко Шанель: стиль N 1 двадцатого века
  • • Коко Шанель: сняла с женщин корсет, подарила черный цвет и революционные духи
  • • Цена успеха великой мадемуазель
  • • Главное - чтобы костюмчик сидел
  • • Женщина покорившая Мир

Причина обращения к теме

У меня нет в гардеробе ни одного черного платья. И никогда не было. И я никогда не понимала утверждение, почему это в гардеробе каждой женщины обязательно должно быть маленькое черное платье. В чем, интересно мне было знать, заключалась его такая ошеломительная универсальность.

Данную работу можно предложить

Данную работу можно использовать для публикации в различных книгах или статьях, посвященных становлению и развитию моды. Можно использовать как историческую модную справку.

Ключевые фразы работы

Коко Шанель, английская классика, маленькое черное платье, черный цвет, крепдешин, афоризмы про платье, мода 20-ых годов ХХ века.

План работы

...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский