Красный придиванный столик ЛАКК от Икеи
Комментарий Т.Ю. Быстровой:
1. вообще нет контент-анализа 2. IKEA пишется так 3. история класса вещей не нужна, нужен поиск прямоугольного покрашенного деревянного разборного стола 4. скрытые цитаты из меня 5. анализ смыслов - отписка оценка 6.
работу выполнил: Тарасенко Дарья Алексеевна, гр. 402
- Введение
- Первое впечатление
- Рисунок
- Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
- Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
- Основная часть
- Культурологический анализ продукта дизайна
- Смысловая структура продукта дизайна
- Анализ названия или концепта (не обязательная часть)
- Заключение
Введение
Объект анализа
Когда я впервые увидела столик в магазине, я закричала на весь магазин: «Хочу! Хочу! Хочу!». Идеальная форма и идеальный цвет. Я была в восторге. Весь интерьер моей комнаты в последствии подбирался под этот столик. Когда я привезла его домой, меня приятно поразила простота сборки и функциональность столика, я испытывала восторг и эйфорию. Я уже полюбила его. Мы со столиком существуем вместе уже больше полугода, и с каждым днем моя любовь к нему крепнет. Яркий цвет всегда придает мне бодрость и вдохновляет.
Первое впечатление
Когда я впервые увидела столик в магазине, я закричала на весь магазин: «Хочу! Хочу! Хочу!». Идеальная форма и идеальный цвет. Я была в восторге. Весь интерьер моей комнаты в последствии подбирался под этот столик. Когда я привезла его домой, меня приятно поразила простота сборки и функциональность столика, я испытывала восторг и эйфорию. Я уже полюбила его. Мы со столиком существуем вместе уже больше полугода, и с каждым днем моя любовь к нему крепнет. Яркий цвет всегда придает мне бодрость и вдохновляет.
Рисунок
Рисунок 1:
Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
Стол — единственное место, за которым мы не ску¬чаем с первой же минуты.
Посади свинья за стол, она и ноги на стол.
Стол – всему голова.
Недосол на столе, пересол на спине.
Стол – предмет мебели, состоящий из горизонтальной поверхности (столешницы) и основания.
Стол – ровная горизонтальная поверхность на некотором количестве опор, предназначенная для приема пищи и письменных работ.
Стол – горизонтальная поверхность, предназначенная для размещения на ней объектов и выполнения действий над ними.
Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
Стол — единственное место, за которым мы не ску¬чаем с первой же минуты.
Посади свинья за стол, она и ноги на стол.
Стол – всему голова.
Недосол на столе, пересол на спине.
Стол – предмет мебели, состоящий из горизонтальной поверхности (столешницы) и основания.
Стол – ровная горизонтальная поверхность на некотором количестве опор, предназначенная для приема пищи и письменных работ.
Стол – горизонтальная поверхность, предназначенная для размещения на ней объектов и выполнения действий над ними.
Культурологический анализ продукта дизайна
Культурологическая "вертикаль"
Столы используют для того, чтобы размещать предметы, в частности пищу, на высоте удобной для сидящего человека. Прямоугольная доска на четырех ножках служила человеку с древних времен. Многие вещи на сегодняшний день либо трансформируются до неузнаваемости, либо исчезают совсем, а стол так и остался первым важным предметом.
Столы впервые появились в Древнем Египте. Жителям Древнего Египта приписывается создание двух видов столов – обеденного и рабочего. Рабочий стол был мобилен – легко складывался и переносился с места на место. Небольшой стол для приема пищи имел круглую столешницу, которая располагалась на округлой же массивной ножке (прототип гефидона). Позднее появилась модель с прямоугольной столешницей, поддерживаемой тремя ножками.
Грекам принадлежит изобретение высоких столов-подставок на трех ногах, которые служили для размещения сосудов с напитками. Трапезы проходили за приземистыми столиками, которые по завершению приема пищи выносились из помещения. Для изготовления столов греки использовали мрамор, бронзу и дерево.
Во времена Средневековья в обиход вошли модели из дерева. Грубо сработанные массивные столы были насмешкой над утонченными античными силуэтами.
Эпоха Возрождения стала новой точкой отсчета в истории стола - они пробрели утраченное былое изящество. Они вновь украшались резьбой, инкрустацией, варьировались формы столешницы. Возродился интерес к рабочим столам (первоначально это были конторки, за которыми работали стоя, но постепенно их вытеснили более удобные модели, рабочая деятельность за которыми осуществлялась сидя).
В восемнадцатом веке на мебельную сцену вышли элегантные туалетные столики, а также сервировочные, необходимые в столь важном для соблюдения этикета процессе – сервировке стола. Примерно в это же время в салонах вошли в моду жардиньерки – изящные столики с круглой столешницей, на которых размещались цветы.
Французы считают низкий столик ровесником эпохи ар-деко и приписывают его появление своему соотечественнику Жан-Мишелю Франку. Так или иначе, незаменимым предметом обстановки придиваный столик сделали конструктивисты. В 20-е годы XX века Ле Корбюзье создал знаменитый «Модулор» и предложил считать обеденными все плоскости выше 70 см, а прочие поверхности, рядом с которыми удобно сидеть в кресле и на пуфе, «назначил» низкими столиками.
На Руси в общее употребление стол вошел в десятом веке. Именно тогда в жилищах простых крестьян стали врываться в земляной пол сделанные из глины столы. Дерево пришло на смену глине значительно позже.
В наше время стол по-прежнему остается основополагающим элементом интерьера. Поэтому все прогрессивные дизайнеры почитают делом чести внести свой вклад в эволюцию стол. Их смелые эксперименты с материалами (стеклом, пластиком, природным камнем, зеркалом и т.д.), формами столешницы (капля, абстракция и прочее) и не снились мебельщикам былых времен.
Культурологическая "горизонталь"
Благодаря невысоким ценам и грамотной маркетинговой политике, мебель Икеа становится все более популярна у среднего класса, именно на него она и ориентирована. Можно сколько угодно спорить о достоинствах и недостатках тех или иных решений, одно очевидно - Икеа утерла нос всем производителям мебели, доказав на деле, что возможна качественная и недорогая мебель.
Информация о производителе:
«Мебель должна стоить столько, сколько стоят материалы, из которых она сделана» - лозунг компании ИКЕА. Благодаря невысоким ценам и грамотной маркетинговой политике, мебель Икеа становится все более популярна у среднего класса, именно на него она и ориентирована. Можно долго спорить о достоинствах и недостатках тех или иных решений, но очевидно что Икеа доказала на деле, что возможна качественная и недорогая мебель. За шесть десятилетий ИКЕА превратилась из скромной частной компании на юге Швеции в крупнейшее предприятие розничной торговли, имеющее представительство в 44 странах мира.
Таким образом, потребителем данной вещи является типичный представитель среднего класса.
Смысловая структура продукта дизайна
Онтологический (бытийный) смысл
На данном уровне мы рассматриваем эмоционально-чувственное восприятие, т.е. посредством чего, данная вещь притягивает к себе внимание – предсмысл – оценка, которая совершается почти на рефлекторном уровне. Еще до осознания конкретных качеств начинает формироваться отношение. Бытийный смысл вещи предполагает разговор о целостности: целостность вещи и целостность своего представления о мире.
По мнению Аристотеля, материя – она не может быть первична, т.к. она бесформенна и пассивна и может восприниматься только как материал для оформления вещи. Вещь, как совокупность формы и материала также не может быть первична в силу своей сложности. Следовательно, получается, что первичной из причин является форма. Она является определителем сущности бытия предмета, несет в себе его смысл.
Форма.
Согласно теории Аристотеля, ««форма» обозначает существенную природу вещи, или, более точно, природу как таковую, понимаемую обусловливающей во всех ее проявлениях, в том числе и в фигуре, и в очертаниях… Форма есть то, за счет чего определенная вещь есть именно та, которой она является». По форме предмета человек определяет его назначение, характер пользования, отличает его от других предметов. Все формы, существующие в природе и созданные человеком, можно разделить на простые и сложные. К простым формам относятся наиболее понятные человеку, «чистые» в композиционном плане, простые в восприятию.
Стол имеет простую геометрическую форму квадрата. Даная форма значительно облегчает восприятие предмета, так как она архитипична. За счет архитепичности формы стола, мы сразу можем определить его предназначение – придиваный столик для расположения на нем различных предметов – чашки чая, книги. Также легко и моментально определяется характер его использования – расположив стол рядом с диваном или креслом, либо сидя на полу.
Квадрат и четырехугольник – является символом постоянства, безопасности, равновесия, божественного участия в сотворении мира, пропорциональности, ограничения, нравственных устремлений и честных намерений. Квадрат противостоит "динамичным" знакам - кругу, спирали, кресту, треугольнику, являясь наиболее статической из геометрических форм, используемых в качестве символов. Квадрат воспринимается как нечто стабильное, прочное, основательное. Во многих культурах является символом земли. И действительно, стол, несмотря на небольшой размер, выглядит основательно, стабильно, он пропорционален, геометрически точен.
Форма – это граница вещи, которая определяет ее и, тем самым, отделяет от всего окружения, задает индивидуальные отличительные особенности вещи. Форма не только определяет значение вещи – «что?», но и задает ее положение – «где?».
Цвет.
«Форма – это основополагающее средство выражения художественного образа, но не единственное. Цвет в совокупности с формой дает более богатые по своему содержанию произведения.
И. Иттен уделял большое значение цветам и их воздействию на человека. Он говорит, что «форма, также как и цвет, обладает своей «чувственно-нравственной» выразительной ценностью. В живописном произведении эти выразительные качества формы и цвета должны действовать синхронно, то есть форма и цвет должны поддерживать друг друга. Как для трёх основных цветов - красного, жёлтого и синего, так и для трех основных форм — квадрата, треугольника и круга должны быть найдены присущие им выразительные характеристики». Иттен утверждает, что каждой форме соответствует свой цвет. Так, например, квадрату с его статикой соответствует красный цвет с присущей ему непрозрачностью и тяжестью – именно поэтому дизайнер выбрал именно красный цвет для квадратного стола.
Красный цвет вызывает возбуждение и активность, т.е. самоуверенность или уверенность в своих силах. Красный цвет устремляется навстречу взгляду, он активен и со¬ответствует активному состоянию человека. "В этом смысле его можно называть мужским цветом", _ говорит Люшер. Все, что связано с проявлениями силы, энергии, власти, выражается красным. Он воспринимается как возбуждающий и активизи¬рующий цвет. За сексуальностью, страстностью, возбуждени¬ем закреплены красные тона. Красное платье и косметика на женщине способны сделать ее самодостаточной, напол¬ненной противоположностями настолько, что мужчина как бы "не помещается" рядом. Красная софа, пусть и очень спокой¬ных форм, не располагает к отдыху, напротив, человек словно подпрыгивает на ней. Красное сидение офисного кресла ука¬зывает на активного, энергичного и властного начальника и т.д. Одновременно красный создает впечатление уменьшаю¬щегося пространства, тесноты, повышенной температуры, теп¬ла, особенно когда встречается в больших количествах. Эти качества усиливаются при ярком освещении. На пределе крас¬ный несет с собой раздражение, конфликты и ссоры.
Материал.
Согласно философии Платона, форма, являясь активным началом, придает бесформенному материалу не только вид и смысл, но и красоту. Форма помогает художнику и дизайнеру проявить основные качества и характеристики материала. По теории Аристотеля понятия формы и материи неотделимы и практически не могут рассматриваться по отдельности. Не только форма, но и материя у Аристотеля – это в чем-то активное начало, принцип индивидуализации вещей. Она вечна, переходя из одного состояния в другое под воздействием формы.
Стол выполнен из древесины, покрытой сверху лаком. При прикосновении поверхность воспринимается гладкой и теплой, что воспринимается нами как нечто хорошее, близкое. Дерево отличается долговечностью, достаточно устойчиво к износу. В документах на стол также написано, что в нем использована бумага. Это сделано для того, чтобы сделать стол более легким.
Блеск.
О блеске не пишут практически ничего. Между тем он со¬ставляет самостоятельное качество материала, воздействует особым образом и по-разному, но бесспорно - воздействует. Чаще всего все блестящее расценивается человеком как более красивое, нежели неблестящее. На это указывает также распространенное в последние года увлечение многих гламурным стилем и, в особенности, лаковой обувью и аксессуарами. Блеск привлекает внимание, играет глянцевыми бликами, притягивает. Блеск отражает свет, таким образом, делая предмет мерцающим, приковывающим к себе взгляд. Стол имеет блестящую гладкую поверхность — совершенно гладкую, отражающую свет в одном направлении, имеющую светлые блики, то есть очень яркая с определенной точки обозрения, но темная — со всех остальных, отражающая окружающие предметы. Это влечет за собой целую цепочку ассоциаций – чистота, шелковость, зеркальность, глянцевость, стильность, живость. Но в то же время блеск искажает цвета, вносит некое беспокойство, что вкупе с активным красным цветом при длительном воздействии может оказать не очень благоприятное внимание. Поэтому выбрана именно форма квадрата – он уравновешивает, приземляет, делает красный блестящий стабильным.
Функциональный смысл
Функциональный смысл подразумевает оценку удобности/неудобности вещи, аргнономичности, а, следовательно, и привлекательности.
Стол соответствует антропометрическим показателям и движениям, совершаемым человеком. Его высота удобна и при сидении человека в кресле, и при сидении на полу, также высота удобна – чтобы взять что-либо со стола наклониться нужно, но совсем немного и ты чувствуешь себя удобно при этом наклоне. Придиваный столик должен легко передвигаться с места на место и не занимать много места. Именно поэтому дизайнер выбрал ширину и длину стола 55 см, высоту – 45 см, и сделал стол не целиком из дерева, а внутренние части, не видимые глазу, из легкой бумаги. Такие размеры и материалы делают стол удобным в использовании.
Знаковый смысл
Знаковый смысл вещи показывает принадлежность человека к определенному социальному слою, статусу, течению, сообществу.
Данный стол символизирует легкость и практичность, функциональность. Он не подчеркивает статусность, «пафосность». Данный дизайн рассчитан на широкого потребителя, не притязательного, но практичного. Легкость и мобильность стола, простота линий также подчеркивают демократичность вещи.
Духовно-ценностный смысл
Красный цвет символизирует активность, экспрессивность, страстность владельца.
Личностно-ассоциативный смысл
Ложных ассоциаций нет. Форма вещи проста и понятна. Поэтому нет никаких ассоциаций, вещь вызывает только эмоции. Красный блестящий цвет бодрит, будоражит фантазию, побуждает к активным действиям.
Актуальный смысл
Стол способен формировать линию поведения своего владельца, влиять на его поведение и поступки. В основном, это происходит за счет яркого экспрессивного цвета и блеска.
Выводы
В качестве объекта исследования бы л выбран красный придиванный столик от ИКЕИ. Первое впечатление от формы было положительным. В процессе анализа мы выяснили, что автор не наделил вещь дополнительными смыслами, он сделал акцент на легкости и практичности , что соответствует потребностям целевой аудитории.
На мой взгляд, объект выдержал аналитику, доказал свою способность влиять на человека, вызывать в нем чувства, доказал свою эмоциональность. За время анализа я как бы «сроднилась» со столом, он стал еще ближе и понятнее мне.
Заключение
В качестве объекта исследования бы л выбран красный придиванный столик от ИКЕИ. Первое впечатление от формы было положительным. В процессе анализа мы выяснили, что автор не наделил вещь дополнительными смыслами, он сделал акцент на легкости и практичности , что соответствует потребностям целевой аудитории.
На мой взгляд, объект выдержал аналитику, доказал свою способность влиять на человека, вызывать в нем чувства, доказал свою эмоциональность. За время анализа я как бы «сроднилась» со столом, он стал еще ближе и понятнее мне.
Список литературы
- 2. http://koptseva.ru/index.php/2006/09/30/epoxa-v-portsigare.html
- 3. http://www.top4man.ru/menthings/2229/97071/
- 4. Быстрова Т. Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна. Монография. – Екатеринбург: УрГУ, 2001
- 5. taby27.ru
Причина обращения к теме
Яркие эмоции
Данную работу можно предложить
дизайнерам мебели, студентам
Ключевые фразы работы
стол, дизайн Икея, красный цвет
План работы
- Введение
- Первое впечатление
- Рисунок
- Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
- Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
- Основная часть
- Культурологический анализ продукта дизайна
- Смысловая структура продукта дизайна
- Анализ названия или концепта (не обязательная часть)
- Заключение
но не вещь.
Иосиф Бродский