taby27.ru о философии дизайне, имидже, архитектуре, у нас появился логотип!  


конкретная модел обуви от Заха Хадид, изготовленная по заказу бразильской фирмы Melissa

Комментарий Т.Ю. Быстровой:

1. в вертикали не нужно рассмотрение класса вещей, о чем говорилось пятьсот раз подряд. Нужно рассмотрение такой обуви, которая тоже была цельной (например, золотые сандалии фараона Тутанхамона) 2. указать, каким конкретно журналам и для каких разделов это можно предложить. 3. нет творческой программы Захи Хадид: деконструктивизм, постмодерн и т.п. Нет специфики архитектурного подхода к дизайну обуви. 4. тоже в горизонтали не указано состояние современного fashion- и обувного рынка: почему это привлечет байеров, маркетологов кокретной фирмы. 5. цвет - анализ фиолетового, который на фотографии 6. смысловые уровни - сплошные общие слова. 7. нет культуры гламура и ее оппозиций 8. нет вывода о связи или не связи первого впечатления с результатами аналитического рассмотрения. доделывать




 

 

работу выполнил: Коробкина Юлия Сергеевна - группа 502 - PR

Введение


Объект анализа

В современном мире человек во всем окружен большим разнообразием. Мир обуви не является исключением. Обувь давно стала одним из показателей статуса, вкуса и состоятельности людей. Ассортимент пополняется новыми моделями ежедневно. Ускоряющийся ритм жизни, разнообразие досуга, спорт и прочие немыслимые ранее виды деятельности обретают свою, специфическую обувь.
Эту концептуальную пару обуви я нашла в интернете, ее спроектировала известная на весь мир архитектор Заха Хадид (Zaha Hadid) для бразильского брэнда Мелисса (Melissa).
Впервые увидев эту модель туфель, я была, действительно, удивлена. Такую форму я не могла себе даже представить, она вся, словно, живая и неразрывно связанная с человеком, с человеком будущего, находящегося в постоянно движении в этом быстро ускоряющемся мире. Мне стало сразу интересно опробовать эту пару на себе, примерить. Смотря на картинку, невольно начинаешь представлять, а как ты будешь в них смотреться? С одной стороны, данная модель сразу привлечет к тебе внимание окружающих. Но ведь с другой стороны, если ты боишься этого «всеобщего взгляда», если ты не уверен в себе, то эта пара туфель совсем тебе не подойдет и лишь внесет лишний дискомфорт в твою жизнь. Они, как огонь: вроде и дотронуться хочешь, но и обжечься страшно!

Первое впечатление

В современном мире человек во всем окружен большим разнообразием. Мир обуви не является исключением. Обувь давно стала одним из показателей статуса, вкуса и состоятельности людей. Ассортимент пополняется новыми моделями ежедневно. Ускоряющийся ритм жизни, разнообразие досуга, спорт и прочие немыслимые ранее виды деятельности обретают свою, специфическую обувь.
Эту концептуальную пару обуви я нашла в интернете, ее спроектировала известная на весь мир архитектор Заха Хадид (Zaha Hadid) для бразильского брэнда Мелисса (Melissa).
Впервые увидев эту модель туфель, я была, действительно, удивлена. Такую форму я не могла себе даже представить, она вся, словно, живая и неразрывно связанная с человеком, с человеком будущего, находящегося в постоянно движении в этом быстро ускоряющемся мире. Мне стало сразу интересно опробовать эту пару на себе, примерить. Смотря на картинку, невольно начинаешь представлять, а как ты будешь в них смотреться? С одной стороны, данная модель сразу привлечет к тебе внимание окружающих. Но ведь с другой стороны, если ты боишься этого «всеобщего взгляда», если ты не уверен в себе, то эта пара туфель совсем тебе не подойдет и лишь внесет лишний дискомфорт в твою жизнь. Они, как огонь: вроде и дотронуться хочешь, но и обжечься страшно!

Рисунок

модель обуви от Заха Хадид для бразильской фирмы Melissa
Рисунок 1: модель обуви от Заха Хадид для бразильской фирмы Melissa

Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет

В поисковой системе Yandex, к великому моему удивлению (а удивило меня, что речь идет все-таки и всемироно известном дизайне), словосочетание "обувь от Заха Хадид" встречается всего лишь на 314 странизац. Модель выбранной мной обуви чаще всего сопровождается такими словами, как "лимитированный выпуск", "эксклюзивная модель", "Карл Легерфельд" (это имя всегда упоминает сам дизайнер, посколько именно Легерфельд вдохновил на создание таких моделей), "непропорциональные", "обувь новой эпохи".

Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект

Поговорки и пословицы русского народа:
1 - Какова обувь, таков и след.
2 - Когда обувь тесна, человек не может наслождаться красотой жизни.
3 - Под каблуком (башмаком, сапогом).
4 - Два сапога пара, и оба на левую ногу.
5 - Сапоги всмятку.
6 - Сапожник без сапог.
7 - Сесть в галошу.
8 - Не лыком шит.
9 - Липовые лапти.
10 - Не будь лапотника, не было бы и бархатника (т.е. дворянина).
11 - Не лаптем щи хлебаем.
12 - Лапотная деревня (в переносном смысле — некультурная, нищая).
13 - Дело вести — не лапти плести.
14 - Откинуть сандалии.
15 - Лыко не вяжет.
16 - Сапоги каши просят.
17 - Все люди как люди, а мой муж как поршень (поршень — обувь шерстью наружу). Пословица из словаря В.И. Даля.
18 - Батрак обувь делает и обувает. Пословица из словаря В.И. Даля.

Культурологический анализ продукта дизайна


Культурологическая "вертикаль"

Ноги - это уязвимое место человека, поэтому обувь появилась очень давно. История обуви насчитывает не одно тысячелетие. Наши предки довольно быстро приспособились к суровой действительности, поняли, что исповедовать нудизм хорошо лишь в тепличных условиях и догадались сшить себе одежду и обувь из шкур. Историк Эрик Тринакус из частного Университета Вашингтона в Сент-Луисе, штат Миссури, США, пришел к выводу, что обувь появилась 26-30 тыс. лет назад на западе Евразии. Он проанализировал особенности скелета живших там в эпоху среднего и позднего палеолита людей, обращая внимание на мизинец стопы, заметил, что мизинец становился все слабее, а затем и начала изменяться и форма стопы. Все дело в обуви, решил ученый.
Еще наши предки научились сохранять ноги от острых камней, холода и горячего песка, но у кого впервые зародилась идея создания обуви, в настоящее время уже вряд ли можно узнать. Под словом «обувь» подразумеваются все ее виды, форму-основу которых составляет подметка, покрывающая всю ступню и защищающая ногу от вредных внешних влияний.
По мнению исследователей, первые в истории человечества ботинки представляли собой что-то вроде портянок из медвежьих шкур, утепленных изнутри сухой травой. Правда, это всего лишь догадки: до наших дней меховые туфли со стельками из сена не дожили.
Сведения о том, какую обувь носили в Древнем Египте, более достоверны: сандалии из пальмовых листьев или папируса прикреплялись к ноге кожаными ремешками.
У ассирийцев, кроме сандалий, снабженных задником для защиты пятки, были в ходу и высокие башмаки, очень напоминающие современные.
Древние евреи носили туфли из кожи, шерсти, тростника и дерева. Традиция предписывали снимать обувь в присутствии гостя, которому хозяева хотели выразить свое особое уважение.
В Древней Греции, кроме простых сандалий умели шить полуботинки с задником, сапожки на шнуровке, подчеркивавшие стройность ног и пользовавшиеся большим спросом у женщин и эндромисы - сапоги без носка. Но настоящей революцией стало изобретение греками обувной пары, когда правый и левый ботинки шьются по разным лекалам. К столь очевидной, на наш нынешний взгляд, идее человечество шло много веков. Говорят, этому открытию способствовали куртизанки. По их заказу сапожники подбивали гвоздями обувь так, чтобы она оставляла на песке следы с надписью "Следуй за мной".
У римлян существовало два вида обуви: calceus - туфли, закрывающие всю ногу и завязывающиеся спереди ленточкой или шнурком и solea - сандалии, прикрывающие только подошву ноги и прикрепляющийся к стопе ремешками. Появляться в публичных местах в открытой обуви считалось моветоном. Женская обувь была в основном белого цвета, мужская - черного. В особо торжественных случаях римляне надевали пурпурные или алые туфли, украшенные вышивками и жемчугом. Патриции прикрепляли свою обувь четырьмя ремнями, а плебеи одним.
Скифские племена, по одной из гипотез - предки восточных славян, предпочитали мягкие высокие сапоги, в которые они заправляли штаны. Эти сапоги, напоминающие кожаный чулок, обтягивали ногу с помощью ремней, охватывающих ступню и щиколотку. Под сапоги скифы надевали длинные войлочные чулки с пришитой войлочной подошвой. По верхнему краю чулок часто нашивались полосы с орнаментом из разноцветных лоскутов. Поверх чулок натягивались сапоги с мягкой кожаной головкой, с голенищами до колен - так, чтобы был виден орнаментированный верх чулок. Голенища сапог были мозаичными: они сшивались из чередующихся квадратиков меха и кожи (или меха и цветного войлока). В итоге обувь выглядела настолько своеобразно, что древние прозвали ее "скифской".
Женская обувь скифских народов - полусапожки - чаще всего изготовлялась из тонкой кожи красного цвета и была богато орнаментирована. По месту соединения головки с голенищем была вшита полоска красной шерстяной тесьмы, украшенной кожаными аппликациями. Оригинально были отделаны и подошвы - для украшения использовали кожу, бисер, сухожильную нить. Богатая отделка подошв скифской обуви особенно удивляет историков: такие украшения имели место только при обычае сидеть, сложив ноги пятками наружу так, как это было принято у степных народов Азии.
Средневековая Европа отвергла классические сандалии, отдав предпочтение претенциозным туфлям с длинными, загнутыми вверх носами, которые, по моде того времени, украшались колокольчиками или бубенцами. Французский король Филипп IV даже издал специальный закон, согласно которому вся знать должна была носить только такую обувь. В ХIV веке длина туфель отражала знатность их владельца: рядовым дворянам разрешалось покупать обувь на полтора, баронам - на два, князьям - на три сантиметра больше истинного размера ноги. Чтобы не спотыкаться, князья нередко привязывали загнутый кончик туфли к ноге бечевкой.
XV век принес модникам заметное облегчение: туфли стали короче и шире. Чтобы они выглядели поизящнее, обувщики придумали прибивать к ним деревянные каблуки.
В конце XVII - начале XVIII веков произошло еще одно значимое для развития обувного дела событие: юбки дам стали гораздо короче и игривее. Грубые башмаки на толстых каблуках сменили изящные, легкие туфельки из бархата, шелка и парчи.
И если раньше, когда обувь скрывало длинное платье, высота подошв башмаков была умеренной, то со временем их стали делать выше. Своего предела высота подошвы и каблуков достигла в начале XVII века.
Новаторство двадцатого века главным образом состоит в том, что форма обуви начинает повторять очертания стопы, стелька становится ассиметричной.
Обувь стала объектом внимания художников и конструкторов, но, как и прежде, оставалась признаком социального различия владельцев.

Культурологическая "горизонталь"

Дизайнером данной модели обуви является известная на весь мир архитектор Заха Хадид, которая занимается не только зодчеством, но и другими направлениями. Именно она создала эту необычную обувь для бразильской фирмы Melissa. 30 лет назад профессионалы этой компании изобрели особый, приятный на ощупь гипоаллергенный полимерный материал melflex, мягкий, эластичный, но упругий. Данная инновация в технологии дала толчок и новым разработкам в дизайне. Каждая пара отливается из мягкого силикона, очень приятного на ощупь, благодаря чему идеально садится, принимает форму ноги, не спадает и не натирает.
Кстати, эта обувь полностью поддается вторичной переработке. И еще один секрет Melissa: эти туфли, похожие на конфеты, еще и пахнут самыми сладкими детскими мечтами!
Заха Хадид - единственная женщина-архитектор, ставшая лауреатом премии Притцкера (2004 год). Хадид принадлежит к деконструктивистскому направлению современной архитектуры. Складки, швы и другие термины деконструкции получают в ее трудах архитектурное воплощение. Для Хадид также характерно и стремление позаимствовать у мира органики текучесть форм, воссоздать волнообразную линию, искривляющую пространство. "Мои замыслы честолюбивы, а именно – реализовывать теоретические проекты, которые на сегодняшний день кажутся не выполнимыми", - смело заявляет Заха Хадид и также смело воплощает свои замыслы в жизнь. "Каждый мой проект - это своего рода ландшафт. Очень важно то, как вы расположите в этом ландшафте необходимые вам элементы, какой будет его топография, каков будет угол падения света. Архитектор должен думать о том, будет ли человеку просто ориентироваться в нем, сможет ли он легко найти путь назад, если захочет вернуться и еще раз посмотреть на что-то, что уже видел. В проекте обязательно должна присутствовать значительная доля странного. Проект, как любой подлинный объект желания, сначала должен казаться загадочным, словно незнакомая территория, которая ждет, чтобы ее открыли и исследовали".
Её стиль – в чём-то созвучный постмодернистской архитектурной стилистике, в чём-то – глубоко индивидуальный, - определяет сейчас и будет, судя по всему, определять в дальнейшем главные тенденции мирового градостроительства.
Сотрудничество с обувным брендом расширило фэшн-портфолио Заха Хадид (Zaha Hadid). Для Захи этот проект анализируемых туфель стал интересной возможностью применить пространственные идеи в другом масштабе. Сотрудничество с архитектурным профи позволило обувному бренду открыть в своей нише новую тему, значительно развивающую традиционный репертуар.
Целевая группа потребителей данной обуви это современные, энергичные, открытые, обладающие активной жизненной позицией молодые женщины. Возраст группы варьируется, на мой взгляд, от 15 до 40 лет. Эти туфли подойдут как для детской насыщенной движением, так и для взрослой преуспевающей и энергичной жизни.

Смысловая структура продукта дизайна

1 - Онтологический смысл:

Форма:
Форма туфель абсолютно органично сливается с плавными контурами человеческого тела. Ассиметричность обуви передает энергию движения, требуя постоянной трансформации. Концепция воплощает движение, для которого создается обувь, а не статическую картинку для показа на витрине. Органическое качество пластиковой хореографии повторяет кожу. Таким образом, удивительно легко исчезает грань между телом и объектом.
Природная пластика линий делает туфли женственными, утончёнными, их пористая структура придает ажурности. Небольшая танкетка придает форме туфель чувственности, легкости.

Цвет:
Цветовое решение туфель может быть абсолютно любым, впечатление от объекта не меняется, а разнообразие цветовой палитры лишь передает все многообразие современной жизни. Данную модель можно увидеть в различных цветах: желтый, белый, черный, зеленый и т.д.

2 - Функциональный смысл:
Вещь призвана выполнять определенные функции или отвечать потребностям человека.
Первоочередная функция обуви - защита ног от грязи и холода. Обувь существует не только для того, чтобы защищать ноги, но является средством самовыражения. Обувь должна обеспечивать свободу движения и поднимать настроение. Сейчас все больше людей главным образом обращают свое внимание на удобство и эстетическую привлекательность обуви. Ведь только в удобной и комфортной обуви можно почувствовать радость жизни.
Продвинутые технологии компьютерного моделирования позволили создать продукт, начинающий диалог. Ключевыми инструментами для производства нового качества эргономичности стали технологии 3D. Эти туфли изготовлены из самого дружественного по отношению к человеку и природе материала, пластик: он пахнет жевательной резинкой, что обрадует и детей и взрослых, обладает завидными гигиеническими свойствами – "дышит", не загрязняет окружающей среды, так как 99% отбросов производства утилизируется. Туфли идеально садятся, принимает форму ноги, что подчеркивает удобство данной модели.

3 - Знаковый смысл:
Туфли словно неразрывно связаны с человеком. В данной модели туфель выражена связь человека с природой, ее постоянное изменение и движение.
Следует заметить, что данная обувь рассчитана на подчеркивание индивидуальности и оригинальности владельца. Такие туфли говорят о позитивной, харизматичной, постоянно совершенствующейся личности. Владелица такой обуви очень энергична и знает секрет хорошего самочувствия и здоровья.
Плавные, округлые, волнистые линии воспринимаются родственно и гармонично, потому как в человеческом теле есть множество легко узнаваемых кривых линий. Подобные линии родственны женскому началу.

4 - Духовно-ценностный смысл:
Аксиологический, или духовно-ценностный, смысл вещи вырастает из ее способности нести информацию об эстетической шкале религиозной принадлежности, отношении к богатству и бедности. Аксиологический смысл более индивидуализирован, связан с образом жизни конкретного человека.
Женщины, носящие такие туфли футуристического дизайна, привыкли обращать на себя внимание. Очень большое количество времени, они проводят в движении, так как туфли сами за себя говорят об активном образе жизни и бодром духе. Отдают предпочтение вещам не просто удобным и модным, а способным выразить их индивидуальность и подчеркнуть их стиль. Туфли говорят о любви таких женщин ко всему новому, непознанному. Они не боятся перемен и смело идут к своим целям. Врятли такие женщины останутся в нищете, их сильный и напористый характер не даст им этого сделать.

5 - Актуальный смысл:
Актуальный смысл формируется в ходе оценки вещи с точки зрения моды. Но эти туфли они не просто модны, они совершенно уникальны, индивидуальны. Они открывают нам новые идеи в создании вещей будущего. Материал туфель гибкий, что придает свободу движения и комфортное ношение. Конечно, подойдут они не к любой одежде и поэтому их владелец должен быть очень неординарной личностью, стремящийся к самовыражению.

6 - Культурно-исторический и культурно-символический смысл:
Вещь в культуре не существует, как отдельно-обособленное накопление. Она обязательно вписана в определенный контекст времен и с его течением обрастает разнообразными ценностными характеристиками, смыслами.
По моему мнению, анализируемые туфли, как нельзя лучше показывают взаимосвязь человека с природой. С ее непредсказуемостью, постоянным развитием и движением вперед. Чувствуется такая мощная взаимосвязь, формы и структуры, что даже стирается грань между потребителем и вещью. Туфли словно и были у владельца с рождения. Прослеживается единство человека и мира природы. Человек обращается к своим истокам к миру природы.

7 Личностно-ассоциативный смысл:
При восприятии формы туфель первое, что приходит на ум это ассоциации связанные с природными ландшафтами. Также если не затрагивать тему природы, туфли очень футуристичны, словно попали на прилавок из будущего.

8 - Художественно-образный смысл:
Туфли являются продолжением самого человека. Они возникают из земли и поднимаются по ноге, мягко и изящно. В основе художественно-образного смысла лежит идея взаимосвязи человека и мира природы. Текучесть форм Заха Хадид заимствует у природных ландшафтов.

Выводы

Какую бы мещь мы не анализировали, она сделана на основании первоистоков и первообраза. Любое новое и эксклюзивное состоит из "старых образцов и элементов", которые изначально заложены в сознание человека. Именно такой подход может гарантировать успех вещи.

Заключение


Проанализировав эти, поистине уникальные туфли, можно сказать, что женщина, носящая их, приобретает не только удобную, комфортную во всех отношениях обувь, но и собственный ни с чем не сравнимый стиль. Она приобретает вещь, корнями уходящую к нашим истокам, к миру природы. Одевая их, человек объединяется с природой, достигает внутренней гармонии.

Список литературы

  • 1 - Заха Хадид. Вглядываясь в бездну - Издательство: Архитектура-С, 2007 г., 336 стр.
  • 2 - Быстрова Т.Ю. Вещь.Форма.Стиль.: Введение в философию дизайна.
  • Екатеринбург, 2001г., 288с.
  • 3 - Электронная версия журнала «Сибирский дом», 27.12.2008 о новостройках, дизайне и строительстве
  • 4 - http://wapedia.mobi/ru/обувь - wapedia, глава обувь
  • 5 - http://www.x-vim.info/s_c013c635.html - Интернет ресурс с подборкой поговорок и пословиц, раздел «Поговорки и пословицы русского народа»
  • 6 - http://ru.wikipedia.org/wiki/Обувь - Википедия, статья «Обувь», раздел «Выражения, пословицы и поговорки, связанные с обувью».

Причина обращения к теме

Во все времена людей встречали по одежде, а по уму лишь только провожали. Одежда, внешний вид, аксессуары - все это компоненты тех первых 5-10 секунд, по которым складывается первое впечатление о человеке.
Передо мной стоял выбор: взять для анализа какой-то аксессуар или все-таки обувь. Я решила обратиться ко второму. Плюс, каждому из нас хочется выглядеть оригинальным. Подтверждением этого стал тот факт, что я выбрала не рядовую пару обуви, не кроссовки, а достаточно интересную и необычную модель. Надеюсь она заинтересует и Вас.

Данную работу можно предложить

В ходе работы, я столкнулась с тем, что достаточно малое количество российских изданий интересуются работой Заха Хадид. Возможно современным fashion-журналам (во всяком случаи интернет-журналам точно) следовало обратить более пристальное внимание на модельеров новой эпохи, не бояться оттолкнуть потребителя эксклюзивными формами, а наоборот объяснить, в чем заключается вся суть.

Ключевые фразы работы

"Заха Хадид", "бразильская фирма Melissa", "неделя моды в Лондоне 2009", "модельеры 21 века", "аналитическая записка".

План работы

...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский