taby27.ru о философии дизайне, имидже, архитектуре, у нас появился логотип!  


Классическая модель солнцезащитных очков Wayfarer от фирмы Ray-Ban

Комментарий Т.Ю. Быстровой:

1 конктент-анализ имитативен 2 история всего класса вещей не нужна 3 первообраз морфологически неточен 4 горизонталь - синхронный анализ трендов, моды, других дизайнов очков и т.п. 5 не раскрыто понятие "классика" 6 я не знаю, что роднит Одри Хепберн с Блюз Бразерс. Их я вообще не знаю. Может быть, произносить скрытые смыслы научными терминами, не скатываясь в журналистику? Отдельные фрагменты очень неплохо, оценка 22




 

 

работу выполнил: Сидорова анна Александровна, гр 502

Введение


Объект анализа

1. Определение дизайна

Дизайн – деятельность, направленная на визуализацию замысла и функциональности для предмета, опирающаяся на технологии, временной фактор, экономический фактор и несущая смысловую нагрузку.

2. Первое впечатление

На сегодняшний день в моду снова вошло ретро. Притом, в разных формах его проявления, будь то 80-е, 50-е или 30-е годы двадцатого столетия. И привлекательным стало носить очки в классических оправах. Ярким примером этого являются оправы в стиле классических очков Ray-Ban Wayfarer.

Но увидела я их задолго до пришедшей вновь моды на них.

При первом моем знакомстве с данной моделью очков, мне вспомнился известный джазовый исполнитель Рэй Чарльз. Эта модель была его отличительной чертой внешности. Однако, это была не прихоть музыканта, а необходимость. Из-за своей слепоты он всегда носил как раз в то время появившиеся солнцезащитные Wayfarer.

Поскольку я являюсь поклонницей его творчества, я прониклась хорошими чувствами: на ум пришел джаз, навеялась энергетика произведений Рэя Чарльза, ощущался дух творчества, порыва…

Посмотрев на них сегодня, я узрела новый смысл в образе этой модели. Сегодня для меня это воплощение стиля, идейности ( как проявления изобретательности), креатива, творчества. С течением времени этот образ для меня наполнился новыми характеристиками, новыми смыслами. Так сказать, назрел и слегка перевоплотился.

Бесспорно, наиболее привлекательными элементами являются две эллипсовидные детали, в сочетании с формой изделия подчеркивающие контур глаз и форму лица.

Первое впечатление

1. Определение дизайна

Дизайн – деятельность, направленная на визуализацию замысла и функциональности для предмета, опирающаяся на технологии, временной фактор, экономический фактор и несущая смысловую нагрузку.

2. Первое впечатление

На сегодняшний день в моду снова вошло ретро. Притом, в разных формах его проявления, будь то 80-е, 50-е или 30-е годы двадцатого столетия. И привлекательным стало носить очки в классических оправах. Ярким примером этого являются оправы в стиле классических очков Ray-Ban Wayfarer.

Но увидела я их задолго до пришедшей вновь моды на них.

При первом моем знакомстве с данной моделью очков, мне вспомнился известный джазовый исполнитель Рэй Чарльз. Эта модель была его отличительной чертой внешности. Однако, это была не прихоть музыканта, а необходимость. Из-за своей слепоты он всегда носил как раз в то время появившиеся солнцезащитные Wayfarer.

Поскольку я являюсь поклонницей его творчества, я прониклась хорошими чувствами: на ум пришел джаз, навеялась энергетика произведений Рэя Чарльза, ощущался дух творчества, порыва…

Посмотрев на них сегодня, я узрела новый смысл в образе этой модели. Сегодня для меня это воплощение стиля, идейности ( как проявления изобретательности), креатива, творчества. С течением времени этот образ для меня наполнился новыми характеристиками, новыми смыслами. Так сказать, назрел и слегка перевоплотился.

Бесспорно, наиболее привлекательными элементами являются две эллипсовидные детали, в сочетании с формой изделия подчеркивающие контур глаз и форму лица.

Рисунок

Классическая модель Wayfarer От фирмы Ray-Ban
Рисунок 1: Классическая модель Wayfarer От фирмы Ray-Ban

Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет

При запросе Ray-Ban Wayfarer 1952 поисковая система Google выдает результат примерно 27 100 страниц. наиболее часто встречающиеся характеристики: самые продаваемые очки в мире; новые цвета

Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект

Фразеологизмы: сквозь розовые очки, втриать очки, надеть на него золотые очки(подкупить)

Анекдоты:
В салоне:
- Девушка. подберите мне очки для близости!

***
В пустыне Сахара очкарик прожег спину своему другу.

***
— Ты выглядишь по-идиотски в этих новых очках.
— Но у меня нет никаких новых очков!
— Зато у меня они есть.

***
Очкарик очкарику друг, и запасная пара очков!

***
Купите одну пару очков по цене двух и вторую вы получите совершенно бесплатно!

Культурологический анализ продукта дизайна


Культурологическая "вертикаль"

История очков берет начало в 13 веке, когда как таковых очков, которые мы привыкли видеть сегодня, не было и долго еще не планировалось..

Однако, человеческий организм все-таки имел свои особенности, к которым необходимо было приспосабливаться. В частности к проблеме плохого зрения.

По мере того, как люди учились читать, вопрос о коррекции зрения становился все более насущным.

Так в далеком 1280 году капля застывшего стекла случайно привлекла внимание стекловара, который взял ее в руку и увидел, что она способна не только увеличивать предметы, но и вполне пригодна для исправления (коррекции) старческого зрения. Это был один из первых документально зафиксированных прообразов очков. Для предотвращения сколов края линз стали оправлять ободками, сначала деревянными, а потом и роговыми. Потом мастера соединили ободка рукоятью со штифтом, наподобие ножниц, что хоть и не очень удобно, но все же позволило как-то закрепить линзы на носу. Идея привязать веревочку за ободки оправы и зацепить ее за ушами появилась только в XVI веке.*

первообразом данных очков считаю лупу (увеличительное стекло), так как она была призвана исправлять зрение, обладала черной опрравой. в последствии эволюционировала в очки и приобрела функцию защиты от солнца

Культурологическая "горизонталь"

Если изначально очки служили только инструментом коррекции зрения, сегодня они стали элементом стиля , образа человека. И часто даже не имеют линз с диоптриями. Сегодня по очкам мы можем даже распознать статус, характер и увлечения человека.
Так, например, человек серьезный, деловой скорее выберет прямые очки прямоугольной формы с тонкой оправой, черной или прозрачной, а человек творческий предпочтет таким очкам большие квадратные в цветной оправе.

Модель Ray-Ban «Wayfarer» выберет человек молодой, активно следящий за модными тенденциями, увлекающийся музыкой, а так же предпочитающий вольный стиль (тут речь может идти как об одежде, так и о виде профессии(например, дизайнер-фрилансер)).

Компания начала выпуск очков с 1937 года. И каждая модель была воплощением духа времени. Каждая передавала актуальность того или иного явления, происходящего в жизни людей и имеющего смысл. Первые модели фирмы Ray-Ban были модели Aviator,созданные для летчиков ВВС США. Их прославляли, их считали героями. С тех пор к обладателям Ray Ban приписывается статус «героя нашего времени».

В 1952 году, когда модель Wayfarer только появилась, она также была воплощением духа времени. Это символ свободы: закончилась война, мир уже оправился после этого события, встал на ноги. Началась волна рок-н-ролла. Как пишут нам создатели официального сайта www.ray-ban.com: «Созданная крепкой и надежной ,как и ее обладатель, модель Wayfarer совершает революцию в восприятии нами мира и восприятии миром нас». Даже название, которое в переводе с английского означает «путник, странник», «тот кто путешествует далеко» говорит за себя. Показывает, каким должен быть ее обладатель.

Из данного высказывания можно сложить картину человека, отдающего предпочтение Wayfarer: стремительный, сильный духом человек,смотрящий в сторону солнца. Свободных взглядов, экспериментатор, творческий и инициативный. Любящий жизнь. Живущий сегодняшним днем ,но тем не менее, крепко стоящий на ногах.

Смысловая структура продукта дизайна

Анализ смысловых уровней вещи

Онтологический уровень

Классика Wayfarer заключается во всем, из чего состоит модель. Однако каждый элемент конструкции и образа модели несет в себе определенную психологическую нагрузку, выстраивающую связь с восприятием данной вещи.

Цвет: Так, как в качестве примера в работе представлена классическая модель очков Wayfarer, основным цветом является черный. Положительные характеристики цвета:
Черный : мотивированное применение силы, созидание, обучение, способности к предвидению, содержательность, скрытые сокровища. Каждый вечер мы с удовольствием возвращаемся в ночь для восстановления сил. Но именно он дает начало и всему новому. Жизнь начинается с неизвестности. Относительно очков этот цвет весьма оправдан: возвращаясь к тому, что символом эпохи было освобождение от войны, свобода. Наш герой шагает в новое будущее, пока неизвестное, твердой походкой. Его не страшат перемены, так как он не боится экспериментов, он авантюрист.
По краям оправы присутствует отличительная черта фирмы Ray-Ban – два симметрично расположенных узких эллипса серебряного цвета. Маленькая деталь, но в том контексте, что она является неотъемлемой частью всех моделей Ray-Ban, несет в себе немаловажную нагрузку. Положительные характеристики серебряного цвета:
Освещение, Отражение, Проникновение, Беспристрастность, Плавность, Сильное желание. Она подчеркивают образ «героя нашего времени, выбирающего Ray-Ban Wayfarer».

Блеск: матовый глянец, используемый для оправы очков придает шарма черному цвету и помогает совместно с формой устремить взгляд на 2 эллипсовидные детали по краям очков.

Форма: В сочетании с формой эти эллипсовидные элементы подчеркиваются. Тем самым создавая акцент на устремленный «в небо» краях очков (как напоминание о том, что изначально они изготавливались для летчиков). Так же они разгружают сочетание черного цвета и твердого пластика. Общая форма очков сочетает в себе демократичность квадрата и мягкость закругленных углов и сторон, а так же нестандартность неправильной четырехугольной конструкции. В данном случае квадрат к нам приходит только в восприятии формы, хотя форма сами элементов очков имеет форму неравностороннего четырехугольника.

Человек, смотрящий сквозь такую оправу видит мир как через нестандартные окошки. Эти окошки приподняты у внешних краев глаз, что позволяет нашему герою видеть и небо. То есть взгляд его направлен не просто четко вперед, но и вверх.

Так и при взгляде сбоку мы видим продолжение идеи устремившихся в небо глаз. Душки от заушных элементов поднимаются вверх к основанию, к оправе.

Модель Wayfarer хороший пример «платоновской» формы, где преобладает общее и за основу берется симметричность, повторение элементов.

Функциональный уровень
Функциональный смысл модели Wayfarer –это, во-первых, конечно же самая первая задача-коррекция зрения. В случае с солнцезащитным вариантом Wayfarer – это зашита глаз от воздействия UV-лучей.
Во-вторых, - это, как было сказано выше, элемент стиля человека, благодаря которому он может рассказать о своих пристрастиях, своем положении в обществе, своих взглядах и характере. Это напрямую связывает нас со следующим уровнем - знаковым.

Знаковый уровень
Зачастую вещь помогает нам определить статус человека, особенно, если эта вещь –элемент стиля. Аксессуары, как ничто лучше подчеркивают показатель статусности человека. Это элемент, который выдает характер человека, особенности выбора.
Выбранная нами для анализа модель очков может рассказать о ее обладателе сегодня то, что он принадлежит к классу людей, ценящих качество, надежность, стиль, традиции. И одновременно с тем человек творческий и инициативный. Стоящий в одной линейке вместе с голливудскими звездами.
В 50-е же годы обладатель данной модели очков характеризовался бы как «герой нашего времени», человек прогрессивный, активный, творческий и свободолюбивый, при этом остающийся сильным характером.


Духовно-ценностный уровень

Этот уровень близок к знаковому смыслу. Но расширяя границы последнего. Он как бы продолжает его.

Сегодня обладатель Ray-Ban Wayfarer – это тот, кто сходится во вкусах с голливудскими звездами, начиная от Мэрлин Монро, Одри Хэпберн, и Блюз Бразерс.

Изначально модель отражала царствующий в послевоенной Америке патриотизм, одновременно с вечным американским лозунгом, гласящим, что Америка - свободная страна.

А цвет оправы –черный- создавал так называемую универсальность для этих очков, благодаря которой они не идут вразрез с нежелательной стороной этого цвета (как мы знаем, в Америке в траур люди надевают темные очки).

Очки становятся универсальным средством ,помогающим их владельцу в любых жизненных ситуациях.

Так же черный вариант оправы удовлетворит любого эстета, проявляя свою универсальность и традиционность.


Актуальный уровень

Актуальный смысл так же сродни знаковому.

Актуальный смысл связывает вещь с модой того времени.

Америку 50х годов захлестнула волна рок-н-ролла. Фирма Ray-Ban стала символом рок-н-ролла тех лет. Войне пришел конец и люди получили свободу. Свободу и развлечения!

Исторический уровень

Если первообразом очков (линзы) была капля застывшего стекла, то первообразом данной оправы, соответственно, форма капли.

Отсюда и известная модель оправ – оправы-капли. Первая модель очков Ray ban (Aviator) (1930е годы) были выполнены как раз в форме капли. Если посмотреть на весь ряд моделей очков этой фирмы, то мы видим эволюцию формы. Вследствие чего в 50х форма капли приобрела угловатость (которая все же сглажена).

Что касается восприятия очков в целом, то вспоминаются Братья Блюз и, как я сказала ранее, Рэй Чарльз и Одри Хэпберн (в «Завтраке у Тиффани»). И я бы, говоря про эти очки, сказала : а-ля одри Хэпберн в «завтраке у Тиффани» или а-ля Рэй Чарльз.

Воспроизводить старину активно начинают в 1989, впоследствии в 1999 итальянская фирма Luxottica Group выкупает права на модель Wayfarer,после чего они приобретают большую популярность на Западе, а соответственно и в России.

Культурно-символический уровень

Этот уровень близок к духовному, однако на данном уровне раскрывается значимость элементов, связывающих вещь с ее фирмой-изготовителем. В примере с выбранными очками Wayfarer такими элементами являются эллипсовидные детали на краях очков. Эти декоративные элементы, казалось бы, не играю особой роли, однако попробуйте представить всем известные Wayfarer без них. Получаются просто очки, которые, кстати сказать, мы, скорее всего, воспримем как пародию на наши Ray-Ban. Как раз напротив, если к другим «простым» очкам мы прикрепим эти самые серебристые эллипсы, мы с уверенностью сможем сказать, что эти очки от фирмы Ray-Ban

Личностно-ассоциативный уровень

На данном уровне мы ищем сходство целой вещи с пережитым опытом. В том числе и во время использования вещи.

На этом этапе, не являясь владельцем данной модели очков, могу сказать, что мне она напоминает форму бабочки. Эту мысль рождают приподнимающиеся «в небо» края оправы с эллипсами. И при взгляде на вещь в целом видно сходство с бабочкой (опять же, за счет этих декоративных традиционных элементов-эллипсов): окраска крыльев бабочки с повторяющимися элементами рисунка.

Художественно-образный уровень

Строение человеческого тела диктует дизайнеру правила, по которым он создает модели аксессуаров, одежды и прочего. И если у человека по природе его 2 глаза, от этого дизайнеру никуда не деться. Придется делать очки с парой линз, иначе они будут обречены на непонимание и на маленький спрос. Но другой вопрос, как дизайнер сможет обыграть данную ему форму.

Классика Wayfarer на то и классика, чтобы быть логичной.
Она логично повторяет форму человеческого лица, подчеркивая бровные дуги , линии скул. Здесь мы оправдываем поднимающиеся к оправе душки (которые так же обращают внимание на форму лица носителя).

В них нет третьей линзы, лишней душки. Они созданы для человека, при том для человека мыслящего хоть и свободно, но в меру консервативно. Консерватизм тут проявляется как поклонение традициям и истории.

Именно поэтому данная модель закрепилась как классическая и универсальная. Она не несет в себе индивидуальность, зато сможет подчеркнуть индивидуальные черты ее владельца.

Как аккуратно присевшая погостить бабочка, украшающая лицо.

Выводы

В процессе анализирования данных очков была выявлена и доказана главная характеристика продукта Ray-Ban - это не устаревающая универсальность. Тем самым мы доказали, почему эта модель стала классической. Они уже не просто веяние моды, они -воплощение стиля.

На примере модели Wayfarer можно пронаблюдать, как почти лишенный индивидуальности и оригинальности товар находит признание масс и становится иконой в линейке товаров такого рода.

Заключение


Взяв для анализа классическую модель очков Ray-Ban Wayfarer, я не предполагала, что найду в ней столько глубинных смыслов, которые при первом впечатлении и даже втором в голове не появились.

И эти новые смыслы порадовали меня, так как я доказала значимость данной модели очков не только для себя, но и для целого поколения, а то и не одного. Я поняла причину их резко возросшей популярности и не пожалею сказать, что мне еще больше захотелось стать владельцем Wayfarer.

Список литературы

  • 1) Т.Ю. Быстрова , Введение в философию дизайна. Вещь. Форма. Стиль. Екатеринбург, 2001.
  • 2)http:// www.taby27.ru
  • 3 )http://family.campanella.ru/facts/ Это должен знать каждый: очки - простейший оптический прибор, предназначенный для коррекции зрения.
  • 4) http://otvet.mail.ru/question/17158572/ Лика Королева
  • 5) http://www.ray-ban.com/russia/ история компании/1950е/Wayfarer 1952
  • 6) www.yugzone.ru По материалам авторского курса лекций Нелюбова М.В.
  • 7) http://www.iluhin.com/notes/color/index.html ( «Колористика» [Информация собрана, для объективности, из разных источников.
  • Источники информации: www.rоsdеsign.cоm, www.соlоrzonу.ru, www.раssiоn.ru, www.wikipеdiа.оrg, www.аstrоguidе.ru] )
  • 8) Обухов Я. «Символика цвета» ( “Журнал практического психолога”)

Причина обращения к теме

Причиной обращения к теме стала не так давно возросшая популярность данной марки и ,в частности, данной модели очков, а так же личная симпатия к ним.

Данную работу можно предложить

данную работу могу предложить в качестве публикации на сайты: официальный сайт www.ray-ban.com; онлайн-магазин по продаже очков Ray-Ban www.ray-ban.ru, сайт о моде ретро www.retromoda.ru;
а так же в журналы: "Афиша", "Собака" (+ на их сайты)

Ключевые фразы работы

самые популярные очки, классика Ray-Ban, анализ стиля Ray-Ban, Wayfarer, 1952, оправа, солнцезащитные очки

План работы

...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский