"Фарфоровая кукла" Пьер-Франсуа Жюмо
Комментарий Т.Ю. Быстровой:
1. Много раз звучало, что история всего класса вещей не требуется. нужны формальные и стилевые признаки дизайна П. Ф. Жюмо и их наличие (отсутствие) в вашей кукле (у меня фотография не открылась, смотрела в гугле) 2. Напротив, в "вертикали", не Жюмо, а потребность современного человека в этой кукле, контекст, в т.ч. коллекционирование. 3. символика цвета должна находиться в другом месте. В целом заинтересованно и на хорошей основе. Очень мало про дизайн. Спрна принадлежность к дизайну, отдельно не оговаривается. Оценка 32.
работу выполнил: Исламова Анастасия гр. 502
- Введение
- Первое впечатление
- Рисунок
- Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
- Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
- Основная часть
- Культурологический анализ продукта дизайна
- Смысловая структура продукта дизайна
- Анализ названия или концепта (не обязательная часть)
- Заключение
Введение
Объект анализа
Увидев такую красоту, у меня перехватило дыхание. Появилось ощущение радости и восторга от полученного эстетического наслаждения. Мне захотелось взять эту роскошную куколку в руки и хорошенько рассмотреть каждую деталь. Ее наряд из нежных рюш, роз, аксессуаров, словно, уносит меня во времена пышных балов и совершенных манер. У меня возникло приятное ощущение спокойствия, соразмеренности жизни в окружении роскоши и богатства убранства. Еще я заметила, что у кукол абсолютно разные глаза, у каждой особенный взгляд. У моей куклы - выразительный и добрый, как бы удивительно это не звучало. Я смотрю на нее и вспоминаю свою любимую в детстве куколку Катю, с которой ни на минуту не расставалась. Как будто Катя выросла вместе со мной и стала совершенством женской красоты.
Первое впечатление
Увидев такую красоту, у меня перехватило дыхание. Появилось ощущение радости и восторга от полученного эстетического наслаждения. Мне захотелось взять эту роскошную куколку в руки и хорошенько рассмотреть каждую деталь. Ее наряд из нежных рюш, роз, аксессуаров, словно, уносит меня во времена пышных балов и совершенных манер. У меня возникло приятное ощущение спокойствия, соразмеренности жизни в окружении роскоши и богатства убранства. Еще я заметила, что у кукол абсолютно разные глаза, у каждой особенный взгляд. У моей куклы - выразительный и добрый, как бы удивительно это не звучало. Я смотрю на нее и вспоминаю свою любимую в детстве куколку Катю, с которой ни на минуту не расставалась. Как будто Катя выросла вместе со мной и стала совершенством женской красоты.
Рисунок
Рисунок 1: "Фарфоровая кукла" Пьер-Франсуа Жюмо
Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
Поисковая система на запрос «Фарфоровая кукла» выдала мне 2 млн. страниц.
фарфоровая — 53 690, кукла — 261 141.
Чаще всего словосочетание «фарфоровая кукла» встречается с фразами:
Коллекционные фарфоровые куклы,
Оригинальный подарок
Авторская кукла,
Антикварные куклы,
Старинные куклы,
Выставка кукол,
Реставрация кукол,
Кукольная мода.
Самое оригинальное о фарфоровой кукле: Кукла тряпичная декоративная для улучшения заваривания чая. Лицо и руки куклы изготовлены из фарфора.
Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
Пословица: «Первый ребенок – последняя кукла»
Пословица: «Кто в куклы не играет, тот счастья не знает»
Пословица: «В поле пахать – не в куклы играть»
Пословица: «Трудное детство - деревянные игрушки»
Афоризм: «Разница между взрослыми и детьми заключается в стоимости их игрушек» Р. Фрост.
Афоризм: Всюду, где селится и живет человек, кукла — неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка.
Легенда о кукле, спасшей город: Во время междоусобной воины в одной стране, в которой люди потеряли надежду на победу и собирались сдаться, к императору пришёл мудрец и сказал: "Сделайте кукол в виде красивых девушек и выставьте их на крепостной стене". Император приказал сделать так, как сказал мудрец. Через день враги отступили. Император спросил мудреца, как он додумался до этого. Он ответил, что послал разведчика, который узнал, что жена вражеского императора очень ревнива, и когда она увидела красивых девушек, приказала мужу, чтобы он отступил. Так куклы спасли город.
Примета: «Если дети много и усердно играют в куклы, то будет в семье прибыль и достаток, а если небрежно относятся к своим игрушкам — быть беде»
Примета: Верили что игрушки приносят хороший урожай, особенно если с ними играют взрослые девушки.
Культурологический анализ продукта дизайна
Культурологическая "вертикаль"
У многих народов есть мифы о том, что вначале боги делали из разных материалов кукол, а те затем превращались в людей. Ученые же полагают, что куклы появились вместе с человеком. Ведь куклой можно считать любую фигурку людей, сделанную из любого материала - солома, дерево, ткань и т.д. Сущность и назначение древних кукол означает образ человека. Русское слово «кукла» родственно греческому «киклос» («круг») и означает нечто свернутое, например, деревяшку или пучок соломы, которые девочки издавна пеленали и завертывали, подчиняясь инстинкту материнства. Поэтому, изначально, кукла считается подобием человека в уменьшенном виде.
Древнейшие куклы, выполненные мастерами, датируются 20 в. до н.э. они были найдены в Египте. Эти куклы вырезаны из тонких кусочков дерева и покрыты геометрическими рисунками, означающими одежду. Парики выполнены из ниток унизанных деревянными и глиняными бусами и закреплены на голове куклы воском.
В Чехословакии, в захоронении "Брно-2" найдена маленькая фигурка из мамонтовой кости. Её конечности были подвижно прикреплены к туловищу. Некоторые исследователи предлагают считать эту находку началом истории куклы. Фигурке из "Брно", по самым приблизительным подсчетам, 30-35 тысяч лет.
Первые детские куклы представляли собой ветки необычного вида или камушки редких цветов. С развитием ремесел, стали делать деревянные фигурки в виде людей или животных. Так появились первые детские куклы в современном их понимании.
Первые куклы были достаточно примитивны в своем исполнении: кукла представляла собой грубый чурбанчик без рук и ног. Позже развитие человека поспособствовало созданию более сложных конструкций кукол. Так, например, голова куклы украшалась париком из деревянных и нитяных бус. Появилась одежда, движущиеся руки и ноги, по подобию человека. Например, в древнем Египте детские куклы были с движущимися руками и ногами, имели настоящие волосы. Сначала одежду куклам рисовали яркими красками или вырезали узоры острыми предметами, позже стали одевать такие детские куклы как настоящих жрецов.
Стоит заметить, что у каждого народа свои традиции изготовления куклы. Например, все игровые игровые куклы древних славян не имели лица, просто белый лоскут без обозначения глаз, носа, рта и ушей. Кукла без лица, считалась предметом не одушевленным, не доступным для вселения в нее злых сил (которые, как известно, входят через глаза и рот, реже через нос и уши). Такая кукла не могла ожить и навредить ребенку.
Первые человекообразные фигурки появились вместе с человеком, тогда они олицетворяли богов. Но священные предметы, попадая в детские руки, превращались в кукол. У народов на примитивной стадии развития куклы изготавливались из простых материалов. Это мог быть кусочек кости, дерева или корня, кукурузный початок, который девочки нянчили как детей.
Куклы в древности служили обрядовым символом, они участвовали в магических заклинаниях и мистериях. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю.
Кукла сопровождает человека от рождения до самой смерти, закрепив за собой магическую и охранительную функции.
Как и сегодня, первой игрушкой ребенка в древности была погремушка. В Древней Греции и Риме погремушки дарили новорожденному. Постукивая этими погремушками, матери и кормилицы напевали колыбельные песни. Еще эти предметы имели и иное назначение. От первобытных времен сохранилось поверье, что трещотки своим шумом отклоняют злых духов и тем самым оберегают ребенка.
Не расстается человек с куклой и в юности: например, в Древней Греции девочки играли в кукол, пока не выходили замуж. Во время свадебной церемонии гречанки отдавали своих кукол со всей их одеждой в подарок Гере, Артемиде или Афродите.
На Руси кукла -как -символ - становилась участницей многих ритуальных обрядов и праздников. Очевидна ее связь с персонажем языческой мифологии - Богиней-Матерью, олицетворявшей возрождение жизни. Например, в Воронежской губернии их преподносили молодоженам в качестве подарка. Подарят куклу и скажут "Чтобы дети у вас были хорошие да много". Благожелательным символом, знаком счастья и прибыли, пожеланием потомства были в Калужской губернии "домашние семейные куклы", которых делали на масленицу в домах, где жили молодожены.
Северные народы, мастеря детские куклы, лица им не рисовали. Считалось, что вместе с лицом у куклы появится душа, и в нее смогут вселиться недобрые духи. На Руси детские куклы считались оберегами. Их укладывали вместе с детьми в кровать, чтобы дети спокойно засыпали. Куклы считаются не только игрушками но, отчасти, и покровителями женского плодородия. Выходя замуж, женщина уносит с собой свои куклы и прячет их под изголовьем, чтобы их воздействием получить скорее детей. Отдать кoмy-нибудь куклу нельзя, - так как вместе с тем будет отдан залог плодородия семьи. Зато, когда у матери родятся дочери, она дает им играть своими куклами, при чем старается разделить их между всеми дочерьми. Если же кукла одна, она отдается старшей дочери, и для остальных делаются новые. Есть, таким образом, куклы, которые переходят от матери к дочери в течение нескольких поколений, каждый раз в исправном, возобновленном виде.
Напротив, древнейшие египетские куклы несли функцию погребальных даров и были призваны скрасить одиночество умершего. Считалось, что человеческие изображения могут оживать и влиять на судьбы людей. Поэтому куклы часто делались резцом, так как боялись, чтобы она не убежала из гробницы.
Кукла с древности служит для человека защитой от мистических злых сил. И сегодня человек непроизвольно пользуется защитой куклы. Это может быть тряпичная кукла, кукла, сделанная из дерева, глины, фарфора, пластика, слоновой кости, стекла и т.д. Вырастая, девушки не выбрасывают своих кукол, так обожаемых в детстве, а складывают их в дальний угол шкафа. А вдруг еще пригодятся. Или сохраняют их для своих детей. Так же как делали наши предки.
Изучая кукольную тему, я обнаружила, что и в моей семье существует такая негласная традиция – передавать куклу от матери дочери. Когда-то в детстве у меня была любимая кукла Катя (о ней я рассказывала выше). Повзрослев, я потеряла к ней интерес, в связи с чем, мама убрала ее в дальний угол шкафа. Так я думала до своего двадцатилетия. В тот день мама сделала мне подарок. Это шикарная кукла в царском пышном платье, шляпке с огромными полями, под которой скрывались знакомые глаза. Оказалось, это моя кукла Катя в новом платье и шляпке, сшитых специально для нее. Вот так подарок. Вот так традиции.
Человек соединен с куклой куда более прочно, чем мы сегодня можем представить. Кукла, повторяя человека и отталкиваясь от него, связана с ним физическими, психологическими и мировоззренческими связями.
Начиная с середины XIX века, в области археологии произошли открытия чрезвычайной важности. В пещерах Франции и Испании были обнаружены произведения эпохи палеолита - столь совершенные, что их долго принимали за поздние подделки. Сам ряд изображений - в живописи, графике и мелкой пластике - свидетельствует о некоей изначальной потребности человека дублировать объект. А что же такое кукла, если не дубль? Животного, человека, духа, наконец.
Со временем куклы перестали быть связаны исключительно с культами и обрядами, стали служить аксессуаром для дам, украшением интерьера. История кукол, дает представление об истории развития моды, о меняющемся идеале красоты и происходивших социальных процессах.
Со второй половины XVII века Франция начинает задавать всей Европе тон как в области политики, экономики, духовной жизни, так и в области моды. Модных журналов в те времена еще не издавали, а узнавать о новых тенденциях во французской моде желали все модницы Европы. Предприимчивые французы вспомнили, что в древнем Риме для демонстрации мод в провинцию посылали раскрашенные глиняные фигурки (фигурины), высотой от 8 до 25 см. И во Франции создают потомков фигуринов - прекрасных кукол из фарфора (типичным для 18 в., для эпохи Рококо, материалом был фарфор). Изготовители стремились придать своим куклам как можно более правдоподобный вид. Для этого использовались парики из натуральных волос, стеклянные глаза, впервые изготовленные стеклодувами немецкого г. Лауша. Поистине, куклы были настоящими произведениями искусства. Это были средних размеров фарфоровые куклы с примерными пропорциями взрослой женщины, одетые по последнему слову моды. К кукле прилагался целый гардероб, сундучки с парфюмерными новинками, огромное количество аксессуаров.
В 17 в. среди дам высшего света хорошим тоном стало иметь пару элегантно одетых кукол для приятного развлечения: одну в официально - парадном туалете, другую - в элегантном неглиже.
Культурологическая "горизонталь"
В наши дни промышленное производство кукол достигло неимоверного развития. Кукла стала неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, неким напоминанием о детстве или просто красивым аксессуаром, предметом интерьера. Куклы встречают нас в театре, в магазине, они смотрят на нас с экранов телевизоров или становятся частью рекламных акций. И все же, на фоне победоносно шагающих серийных игрушек, в XX веке появляется новый жанр искусства, странный и загадочный, - авторская художественная кукла.
Вероятно, зарождение этого жанра было своеобразной попыткой художников уйти от хаоса современной жизни в совершенно иное, камерное пространство, создать в нем свои правила игры. В отличие от театральной куклы, кукольной анимации, от детских кукол для "игры", эти произведения созданы исключительно для созерцания и порой поражают своей неигрушечной глубиной. К настоящему времени этот вид искусства полностью сформировался, обрел собственные направления и течения, имеет своих классиков и авангардистов. Современные авторы уже создают работы, которые можно с большим трудом отнести к куклам, несмотря на их кукольную технологию. Скорее их можно назвать фигурами, объектами. Их нельзя отнести к бутафории, скульптуре малых форм или одетой скульптуре. Они слишком подробны, отточены, ювелирны. Как правило, они фигуративны. Такие работы - плод экспериментов художника, поиска новых приемов, новых фактур, сочетания стилей. Тема авторской художественной куклы только начала звучать на российской сцене. И можно с большой степенью вероятности утверждать, что этот вид искусства получит в России интересное и неординарное развитие. Как правило, в авторской кукле каждый художник отдает предпочтение какому-то одному, своему, виду материалов. На изучение их свойств и возможностей использования под свою стилистику иногда тратится очень длительное время. Классический материал, используемых для создания кукол - фарфор. Он дорог в изготовлении и требует высокого мастерства художника на всех стадиях работы с ним. Современные технологии дали художникам-кукольникам материалы, удобные в работе и открывающие новые возможности.
В 19 в. искусство кукол совершенствовалось. Всемирно известны куклы прошлого века, таких марок как «Жюмо», «Бру», «Кэммер и Райнхард»,«Кестнер», «Саймон и Хальбиг». Продолжателями их традиций стали ведущие современные компании – производители кукол: французская фирма «Мундиа», немецкая – «Вальтерсхаузен». Эти компании выпускают специальные серии, воспроизводящие старинные куклы.
Начало компании положил Пьер-Франсуа Жюмо и его партнер по бизнесу Луи-Дезире Белтон, основавшие в 1841 году фабрику в Париже. К 1845 году Жюмо уже работал один — его предприятие выпускало тела для кукол и кукольную одежду. Фирма быстро стала известна во Франции, ее изделия получали медали на международных выставках за высокое качество своей продукции.Однако настоящий успех пришел к компании, когда ее возглавил сын Пьера-Франсуа — Эмиль-Луи Жюмо. В 1873 году фирмой был построен завод в Монтрей-су-Буа, на котором стали производить кукольные фарфоровые головки. Теперь предприятие выпускало все необходимые составляющие для производства кукол и не нуждалось в сторонних поставщиках. Более того, вскоре кукольные головки Jumeau стали покупать и другие французские компании-производители игрушек, однако лучшими считались куклы, от начала до конца созданные фирмой Jumeau. Славу игрушечным красавицам по всему миру составило их высокое качество. Особую прелесть придавали куклам очаровательные личики и нарядные платья, которые придумывала для них Эрнестина Жюмо, жена директора компании.
Темпы роста производства впечатляли: если в 1879 году компания выпускала 10 000 кукол в год, к 1897 году это число превысило три миллиона. Настоящим хитом стала созданная в 1877 году знаменитая «Bébé Jumeau», изображающая маленькую девочку. Уже в 1878 году фирма получила за нее первую золотую медаль на Парижской выставке. Высокую награду с гордостью демонстрировали; сообщения о ней можно было обнаружить на телах кукол, коробках, туфельках и даже ярлычках платьев. С 1878 года куклы Жюмо получали золотые и серебряные медали на многих международных выставках, а в Австралии в Сиднее в 1879 году и в Мельбурне в 1880 году фирма Jumeau была признана лучшим производителем игрушек.
К 1882 году «Bebe Jumeau», представленная уже 17 различными моделями, удостоилась статуса национальной куклы. Задолго до появления больших компаний, производящих и продающих игрушки, Эмиль Жюмо использовал новые маркетинговые ходы, оригинальные рекламные и производственные решения. Он старался не только не отставать от конкурентов, но и опережать их. Фирме принадлежало несколько патентов на нововведения в конструкции кукол. Так, Жюмо принадлежал патент на шарнирное крепление кукольных конечностей. Раньше подобные крепления использовали только для манекенов, которыми пользовались художники, изучая различные движения человека. Жюмо впервые применил их в производстве игрушек и не проиграл: к 1881 году было продано 85 тысяч таких кукол. В 1896 году фирмой был получен патент на кукол с двигающимися глазами — так куклы впервые научились «спать».
Успешным было и производство «говорящих» кукол. История звучащих игрушек началась еще в 1877 году. Именно тогда изобретатель фонографа — первого прибора, который мог записывать и воспроизводить звук — Томас Альва Эдисон предложил использовать принципы фонографа для того, чтобы куклы заговорили, заплакали и запели. И не только куклы, но и все игрушки — собаки, звери и цветы. Первым попробовал воплотить эту идею в реальность Уильям Уайт Жак (William White Jacques), работавший начале 1880-х годов с Эмилем Берлинером над усовершенствованием телефона. Именно он в 1887 году получил первый патент на куклу, снабженную фонографическим устройством. Изобретатель послал письмо Эдисону, поскольку чувствовал себя обязанным отдать должное изобретателю. Куклы Уайта не были запущены в производство, зато его письмо пробудило интерес Эдисона к игрушечному делу. Патент Эдисона был зарегистрирован в 1889 году, и в том же году образец его куклы, с фонографической записью на французском языке, был представлен на Универсальной выставке в Париже. Эдисон привлек инвесторов и запустил куклу в промышленное производство. У нее были деревянные руки и ноги, металлический корпус, фарфоровая головка немецкой фирмы Simon&Halbig. Более 10 000 экземпляров было собрано, но первую же поступившую в продажу партию разъяренные покупатели почти полностью вернули продавцам — механизм фонографа был несовершенен и практически мгновенно выходил из строя. Продано было всего 500 кукол, предприятие Эдисона пришлось закрыть.
Чтобы создать свою собственную говорящую куклу, Эмиль Жюмо нанял известного парижского часовщика Анри Лиоре (Henri Lioret). Механизм, разработанный Лиоре для компании Jumeau, был запатентован в 1893 году. Сменный цилиндр для воспроизведения звука был сделан из целлулоида, а сам механизм был недорогим, простым и надежным, что делало его как нельзя более подходящим для производства игрушек. Кукла появилась на рынке в 1894 году под марками «Лиореграф Жюмо» («Lioretgraph Jumeau») или «Бебе с фонографом» («Bebe Phonograph»). Кукла могла говорить 35 слов, а также петь и рассказывать истории. Чтобы заинтересовать своих будущих маленьких покупательниц, Жюмо на страницах издания «Моя газета» (Mon Journal) в 1893 году объявил конкурс. Девочки должны были присылать письма с пожеланиями, какие слова они хотят услышать из уст своих кукол. Победительница в конце года должна была получить одну из говорящих кукол Jumeau.
Несмотря на удачи в разработке, производство этой куклы требовало значительных затрат, поэтому спустя несколько лет ее выпуск был прекращен, и найти эти куклы в продаже можно было лишь до 1898 года. Тем не менее «Bébé Phonograph» дала начало французской фонографической индустрии. Механизм Лиоре, названный «Чудо» («Le Merveilleux»), позднее использовался в его фонографе и говорящих часах.
Следуя за требованиями рынка, компания Jumeau, чтобы выдержать конкуренцию с немецкими производителями прочных деревянных игрушек, наладила выпуск кукол из дерева. Они назывались «неломающиеся бебе». Эксперимент был коротким — купить эти куклы можно было только в 1878–1879 годах. Производство их было слишком сложным, ресурсозатратным; для него требовались специальные рабочие и новые технологии обработки сырья. Однако по красоте деревянные новинки не шли ни в какое сравнение с куклами с фарфоровыми головками.
Удачное название фирма оставила за собой, но с деревянными куклами было покончено раз и навсегда: под маркой «неломающаяся бебе» теперь продавались только куклы с головками из бисквита.
К сожалению, золотой век фирмы оказался не слишком долгим - с конца 1870-х до конца 1890-х годов. Соперничество с немецкими производителями игрушек привело компанию в конце 1890-х на грань банкротства. В это время немецкие куклы были дешевле французских, но не уступали им по качеству, поэтому французским компаниям пришлось объединить свои усилия. Фирма Jumeau стал частью «Французской Ассоциации по производству кукол и игрушек» (Société Française de Fabrication des Bébés et Jouets, сокращенно S.F.B.J.). В 1899 –1958 годах «Ассоциация» владела всеми правами на марку и часто ее использовала для продвижения своей собственной продукции. Но и она в 1958 году прекратила свое существование.
Коллекционирование кукол
В Европе коллекционирование кукол - развитое и устоявшееся направление. В связи с этим рост цен на лучшие предметы обычно не превышает 10% в год: ведь большинство раритетов уже в частных собраниях, а новостей, будоражащих рынок, мало. За последние пять лет стоимость кукол возросла на 50%. Однако для России этот вид антиквариата пока в новинку, и у него появляется все больше поклонников, что провоцирует постоянное повышение цен. И чем интенсивнее будет развиваться рынок, тем активнее будут расти цены.
Сегодня особенно популярны у российских коллекционеров французские, германские "характерные" куклы (с определенным выражением лица), а также миниатюры, населяющие маленькие немецкие домики.
В Европе антикварными считаются куклы, сделанные до 1930-х годов. И все они - от деревянных, выпущенных в последней четверти XVII века, до целлулоидных, появившихся уже в XX столетии, являются предметами коллекционирования. Однако чаще всего в собрания попадают куклы периода 1850-1930 годов - именно тогда их производство достигло наивысшего расцвета.
В XIX веке во Франции ручное производство кукол превратилось в промышленное: здесь впервые стали изготавливать игрушки с фарфоровыми головами. На долгие годы страна превратилась в мирового лидера по производству кукол. Лишь к концу XIX века инициативу в изготовлении кукол перехватила Германия, вскоре она разделила первенство Франции в этом сложном ремесле. Немецкие производители сумели предложить покупателям качественную продукцию по конкурентоспособным ценам, однако художественное мастерство французов так и осталось непревзойденным. Они долгое время производили парики и великолепные платья - в этом на них ориентировался весь мир.
Коллекционные куклы сейчас имеют довольно широкий ценовой диапазон (от 10 до 40000 евро) и доступны всем, самые дорогие куклы - авторские, полностью изготовленные вручную ограниченным тиражом, их стоимость от 800 до 10000 евро. К этой же ценовой категории относятся куклы "винтаж" (от 50 лет) и антикварные (от 100 лет).
Русские коллекционные куклы
В России традиция изготовления кукол очень старинная: еще древние славяне использовали их в своих религиозных обрядах. Создавали и тряпичные игрушки для игры. Именно такова классическая русская кукла XIX века: сшитая из кусочков ткани, в простом платье, с глазами из пуговиц и нарисованным лицом. К последней четверти XIX века центром кукольного производства стал Сергиев Посад, там изготавливали уже литых кукол - клейкую тягучую массу разливали по формам, а получившиеся фрагменты склеивали между собой. С конца XIX века до революции в России существовал кукольный Императорский завод (фабрика Журавлева и Кочеткова), который выпускал уже фарфоровых красавиц. Они были дороги, их берегли и передавали из поколения в поколение. К сожалению, из-за революционных событий 1917 года старинных русских кукол сохранилось крайне мало, особенно в хорошем состоянии. Однако это направление все больше интересует коллекционеров российской старины, сейчас лучшие экземпляры русских игрушек в хорошем состоянии стоят около $3 тыс.
Смысловая структура продукта дизайна
Онтологический смысл
Кукла является неодушевленным подобием человека. У многих народов есть мифы о том, что вначале боги делали из разных материалов кукол, а те затем превращались в людей. Куклы служили защитой и оберегом от болезней и сглаза.
Сегодня кукле официально не придается значение оберега. Зачастую она служит украшением интерьера или игрушкой для ребенка. Тем не менее, повторяя форму человека, кукла негласно олицетворяет «друга». Это объясняет причину вербального общения человека с куклой.
Рассматривая объект целиком, стоит обратить внимание на форму. Кукла имеет очертания человеческого тела в уменьшенных размерах. Объемный наряд и множество аксессуаров придает кукле форму овала. (Рис.2).
Материя – это то, из чего состоит данная вещь; форма – это вид, который придается данной материи.
Рассматривая вешь детально, стоит обратить внимание на материю: голова куклы сделана из фарфора (гладкого, приятного на ощупь). Наряд для куклы изготовлен из нежных шелковых тканей(шелк, шифон, органза), которые вызывают приятные тактильные ощущения. Согласно теории Х.Шиффмана, описанной в книге «Ощущение и восприятие», человек адекватно воспринимает вещь, когда тактильные ощущения соответствуют вещи, а не когда идет несоответствие.
Целостная цветовая гамма предмета – розовая, также можно выделить отдельные детали близкородственных цветов: волосы темно рыжего цвета = коричнево-оранжевый цвет. Детали на платье – бордового цвета. Для шляпки использована ткань грязно-розового цвета. Подол платья – белый. Розовый цвет символизирует дружелюбие, женственность, легкомысленность (ослабление влияния красного), выставление себя на показ. Розовый цвет означает романтичность, доброту, любовь, страстность. Чем он бледнее, тем сильнее выражение любви. Вызывает чувство комфорта, успокаивает, избавляет от навязчивых мыслей, помогает в кризисе. Ему свойственна чрезмерная чувствительность. Цвет орхидеи (светло – лиловый) в положительном аспекте – выделение яркой индивидуальности, в негативном – излишняя экзотичность, непреклонность, девиз – “все или ничего”. М.Люшер в книге «Четырехцветный человек» обозначает красный цвет и все его оттенки, как желание жить полной жизнью, стремление к новым впечатлениям, трудолюбие; нет желания сейчас отдыхать.
Мне нравится розовый цвет в одежде. Розовое платье на кукле смотрится достаточно гармонично и целостно. Когда начинаю разглядывать детали, возникает ощущения нехватки насыщенности цвета отдельных элементов, например, сумочки. Но взглянув на объект целиком, такое ощущение пропадает, так как волосы активного рыжего цвета акцентируют внимание на себе, поэтому целостный образ получается гармоничным в цветовом исполнении.
Функциональный смысл
Представленная мной кукла создана для украшения интерьера или как часть коллекции. Зачастую фарфоровые куклы в пышных нарядах не предназначены для игр детей.
Далеко не многие люди приобретают фарфоровую куклу для украшения интерьера или с целью коллекционирования. Некоторым она не по карману, а другие вовсе не считают необходимым использовать куклу как элемент декора.
Кукла эстетически привлекательна, мгновенно притягивает к себе взгляд. Хочется подойти и подробно рассмотреть каждую деталь ее наряда. Кукла не занимает много места, но привлекает внимания не меньше, чем декорированные предметы мебели. Для того, чтобы кукла всегда выглядела привлекательно, необходимо за ней ухаживать (протирать участки из фарфора и освежать наряд). В этом плане содержание куклы не удобно.
Знаковый смысл
Кукла придает необычность и уникальность интерьеру, но она, отнюдь, не исключительный признак высокого статуса владельца. Кукла дорога для человека тогда, когда она что-то символизирует (это может быть подарком близкого человека, напоминание о событии и т.д.). Ценность рассматриваемого предмета не меняется при отсутствии логотипа. Логотип в данном случае не играет никакой роли. В том случае, если бы мы рассматривали эксклюзивную фарфоровую куклу, сотворенную удивительным художником Олиной Вентцель, тогда логотип играл бы важную роль. И истинные ценители и коллекционеры оценили бы данный продукт.
Духовно-ценностный смысл
Зачастую человек отдает предпочтение в пользу той или иной вещи исходя из индивидуальных вкусовых приоритетов. Наш случай не исключение. У человека с детства формируются эстетические ценности, исходя из окружающего его мира. Поэтому у каждого существует своя шкала: что считается красивым, а что нет. В случае с куклой, возможно, стоит дифференцировать аудиторию. Я предлагаю разделить по половому признаку: все женщины считают куклу эстетически привлекательным предметом, потому что с детства девочки играют в куклы. Мужчины – не все считают куклу эстетически привлекательным предметом. Некоторые вообще не обратят внимания на красоту, ведь для них важна техническая составляющая (материал, способ соединения деталей). Оценят мужчины компетентные в вопросе производства кукол и коллекционеры.
Личностно – ассоциативный смысл
С помощью этой куклы я открыла для себя необычный мир. Представляется 19тый век, эпоха праздного дворянства. Тогда, чтобы быть красивой, нужно было провести перед зеркалом чуть ли не полдня! Зато вечером — был, выход в свет… Тогда девушки показывали, насколько они нарядны и красивы.
Актуальный смысл
Красивый и долгожданный подарок не рискует утратить востребованности. Сегодня фарфоровых кукол дарят не детям, а истинным коллекционерам, любителям и знатокам истории старинных кукол. Несмотря на то, что куклы продаются во всех детских магазинах, они, в большей мере, не предназначены для игры.
Финансовый кризис поспособствовал экономному режиму, что приводит к сокращению затрат. Очевидно, сегодня модно то, что просто. Но иногда можно погрузиться во времена пышных балов и богатого убранства.
Культурно – исторический смысл
Кукла с древности бок-о-бок живет с человеком. Она всегда с чем-нибудь ассоциируется. Кукла, явно, связывает человека с прошлым. Красота, элегантность, женственность – эти черты присутствуют во внешности куклы. Возможно, сегодняшним современным динамичным не хватает умиротворения, которое символизирует кукла. Ведь, во времена пышных платьев и дуэлей, девушки торопились, разве что на бал. Они могли часами разговаривать и попивать чай. Возможно, гармонии, спокойствия, умиротворения не хватает современным женщинам.
Культурно – символический смысл
Считается, что куклы появились вместе с человеком. Ведь куклой можно считать любую фигурку людей, сделанную из любого материала - солома, дерево, ткань и т.д. Первые человекообразные фигурки появились вместе с человеком, тогда они олицетворяли богов. Но священные предметы, попадая в детские руки, превращались в кукол. У народов на примитивной стадии развития куклы изготавливались из простых материалов. Это мог быть кусочек кости, дерева или корня, кукурузный початок, который девочки нянчили как детей.
Куклы в древности служили обрядовым символом, они участвовали в магических заклинаниях и мистериях. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю.
Кукла сопровождает человека от рождения до самой смерти, закрепив за собой магическую и охранительную функции.
Художественно – образный смысл
Сущность и назначение древних кукол означает образ человека. Русское слово «кукла» родственно греческому «киклос» («круг») и означает нечто свернутое, например, деревяшку или пучок соломы, которые девочки издавна пеленали и завертывали, подчиняясь инстинкту материнства. Поэтому, изначально, кукла считается подобием человека в уменьшенном виде. Поэтому, зачастую, кукла выступает в роли друга, с которым можно чем-нибудь поделиться. В детстве девочки, играя в куклы, разговаривают с ними как с подругами.
Даже для взрослого кукла всегда останется частью детства.
Выводы
В ходе работы над аналитической запиской изучаемая мной вещь не утратила для меня интереса. Наоборот, изучив историю появления куклы и ее смысловую структуру, я стала ценить ее еще больше. В качестве украшения, кукла гармонично смотрится в любом интерьере. В частных коллекциях среди своих подруг, кукла займет достойное место. Весомым преимуществом фарфоровой куклы в шикарном платье служит ее привлекательная внешность, пышный и богатый наряд. Благодаря этому, куклой хочется любоваться каждую секунду, не отводя взгляда.
Заключение
В ходе работы над аналитической запиской изучаемая мной вещь не утратила для меня интереса. Наоборот, изучив историю появления куклы и ее смысловую структуру, я стала ценить ее еще больше. В качестве украшения, кукла гармонично смотрится в любом интерьере. В частных коллекциях среди своих подруг, кукла займет достойное место. Весомым преимуществом фарфоровой куклы в шикарном платье служит ее привлекательная внешность, пышный и богатый наряд. Благодаря этому, куклой хочется любоваться каждую секунду, не отводя взгляда.
Список литературы
- Банакина Л. Лоскутное шитье из полос.Техники.Приемы.Изделия
- Галанова Т. Мягкие игрушки
- Иванова Ю. Игра в лоскуты Веры Щербаковой
- Мудрагель Л. Мишки-игрушки и коллекционные медведи
- Дайн Г.и М. Русская тряпичная кукла
- Толмачева Плетение из лозы
- http://community.livejournal.com/tn_kukla/
- http://www.vedjena.ru/tradic_kukla.htm
- http://handmade.idvz.ru/forum/forum_posts.asp?TID=564&PN=2 (форум с описаниями и фотографиями кукол)
- http://oberejie.ru/stat_i_o_kuklah.htm (статьи о куклах)
- http://www.forum.vedjena.ru/lofiversion/index.php/t190.html (форум Веджены, обрядовые куклы)
- http://letopisi.ru/index.php/Куклы-обереги (Куклы-обереги - название и фото)
- http://letopisi.ru/index.php/Обрядовые_куклы (Обрядовые куклы - фото и название)
- http://letopisi.ru/index.php/Игровые_куклы (игровые народные куклы - фото с названием)
- http://club.osinka.ru/viewtopic.php?printertopic=1&t=19576&postdays=0&postorder=asc&start=0&finish_rel=-10000 (клуб Осинка - раздел о народной кукле)
- http://vilena-60.livejournal.com/ (проведение занятий по кукле)
- http://school875.narod.ru/myzei.html (музей Берегиня при школе номер 875)
- http://www.handmaderu.narod.ru/kykl.html#kykl (продажа кукол в нарядах)
- kukla-dusha.net (сайт Вилены "Куклы для души)
- http://www.rukukla.ru/article/kuhi/toystory/iz_ictorii_poavlenia_kukol.htm
- Галерея Олины Вентцель - http://www.ventsel.ru/
Причина обращения к теме
Данную работу можно предложить
Организации по производству и продаже игрушек; Печатные издания, специализирующиеся на коллекционировании (в частности фарфоровых кукол); Специализированные сайты-аукционы по продаже антиквариата.
Ключевые фразы работы
Фарфоровая кукла
План работы
- Введение
- Первое впечатление
- Рисунок
- Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
- Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
- Основная часть
- Культурологический анализ продукта дизайна
- Смысловая структура продукта дизайна
- Анализ названия или концепта (не обязательная часть)
- Заключение
но не вещь.
Иосиф Бродский