taby27.ru о философии дизайне, имидже, архитектуре, у нас появился логотип!  


Деревянная рамка для фотографий, выполненная собственноручно моим отцом (1998 г.)

Комментарий Т.Ю. Быстровой:

Я бы поспорила о том, что у рамки есть художественно-образные значения, ведь она в основном функциональна и абсолютно геометрична. Можно было написать про роль пустоты, которая требует заполнения. В целом, кроме списка литературы, все нормально, хотя временами вы говорите о классе вещей, а не о конкретной рамке. Оценка отлично в рамках требований к з.о..




 

 

работу выполнил: Куклинов Леонид Сергеевич гр. СО-6

Введение


Объект анализа

Я хочу описать деревянную рамку для фотографии, подаренную мне мои отцом 12 лет назад. В то время фотографии хранились не в электронном виде в компьютере, а в фотоальбомах, а также, если позволяли условия, во многих домах можно было увидеть фотографии на стенах, на полках в шкафу или на столах. Рамки для фотографий пользовались популярностью. Но, к сожалению, их массовое производство оставляло желать лучшего: недорогие рамки были однообразны, часто выполнены не качественно и не вызывали никаких эмоций. Поэтому, когда отец принёс мне несколько рамок, выполненных им собственноручно из дерева в столярной мастерской, я сильно обрадовался. Взяв одну из них в руки, я почувствовал свет и тепло, которые излучало дерево. Рамка была изготовлена буквально на днях, поэтому у неё ещё сохранился запах свежей древесины, который навеял мне воспоминания из детства. Будучи ребёнком, я часто бывал в гостях у своей любимой бабушки, которая жила в деревянном доме. Вечером я ходил за дровами, и мы с ней топили большую русскую печь. А дом наполнялся теплом и запахом леса. В это время я чувствовал себя спокойным и безмятежным. Теперь, держа в руках подарок отца, я вновь испытал эти чувства. Мне не хотелось с ними расставаться! Рассматривая рамку, я вглядывался вдаль, очерченную деревянными брусками, и начинал фантазировать…

Первое впечатление

Я хочу описать деревянную рамку для фотографии, подаренную мне мои отцом 12 лет назад. В то время фотографии хранились не в электронном виде в компьютере, а в фотоальбомах, а также, если позволяли условия, во многих домах можно было увидеть фотографии на стенах, на полках в шкафу или на столах. Рамки для фотографий пользовались популярностью. Но, к сожалению, их массовое производство оставляло желать лучшего: недорогие рамки были однообразны, часто выполнены не качественно и не вызывали никаких эмоций. Поэтому, когда отец принёс мне несколько рамок, выполненных им собственноручно из дерева в столярной мастерской, я сильно обрадовался. Взяв одну из них в руки, я почувствовал свет и тепло, которые излучало дерево. Рамка была изготовлена буквально на днях, поэтому у неё ещё сохранился запах свежей древесины, который навеял мне воспоминания из детства. Будучи ребёнком, я часто бывал в гостях у своей любимой бабушки, которая жила в деревянном доме. Вечером я ходил за дровами, и мы с ней топили большую русскую печь. А дом наполнялся теплом и запахом леса. В это время я чувствовал себя спокойным и безмятежным. Теперь, держа в руках подарок отца, я вновь испытал эти чувства. Мне не хотелось с ними расставаться! Рассматривая рамку, я вглядывался вдаль, очерченную деревянными брусками, и начинал фантазировать…

Рисунок

Деревянная рамка для фотографий
Рисунок 1: Деревянная рамка для фотографий

Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет

В поисковой системе Яндекс словосочетание «деревянная рамка для фотографий» упоминается 3 млн. раз. Поисковая система Google выдает около 65 тысяч упоминаний. Сопровождается следующими характеристиками: «элитная» (398 тыс.), «качественная» (767 тыс.), «классическая» (759 тыс.), «декоративная» (771 тыс.), «багетная» (70 тыс.).

Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект

«Вне рамок человеку плохо жить в обществе» (В.И.Ленин).
«Держать себя в рамках» - вести себя сдержанно, прилично, не позволять себе ничего лишнего.
«Загнать в рамки».
«Рамки приличия».

Культурологический анализ продукта дизайна


Культурологическая "вертикаль"

Первообразом рамки для фотографий служит рама (дверная, оконная и т.д.). Рама представляет собой четырехугольное, овальное или иной формы скрепление из брусьев, планок для вставки в него чего-нибудь или для обрамления чего-нибудь. Таким образом, рамка для фотографии позволяет вставлять фотографию и фиксировать её в неподвижном состоянии.
По-другому деревянную рамку называют ещё деревянным багетом. Багет - гладкая или профилированная деревянная планка, предназначенная для изготовления рам к картинам, произведениям графики, фотографиям и др. Багет известен со времен античности. В храмах, дворцах полы, стены и потолки украшались мозаиками, которые обрамлялись так называемым "декоративным багетом", или бордюром. В таком виде багет и изображение были неразделимы и составляли одно целое. Тем не менее, подобное оформление настенных изображений можно считать первыми шагами к культуре создания гармоничного интерьера. В средневековье поля страниц рукописей украшались декоративными бордюрами, которые заполнялись орнаментом: как скромного, так и достаточно богатого содержания. Это еще не современный багет, однако, функция орнамента очевидна: он служит разграничением внешнего хаоса и творческого порядка. С XI века во внутреннем убранстве церквей появляется большое количество декоративных элементов: такие, как триптихи, ретабло (декоративное украшение алтаря) и многое другое. Все произведения украшались изысканной резьбой из того же самого дерева, по которому работал художник. Со временем настенная живопись приобретает тенденцию "отделения от стены". Именно тогда зарождается искусство иконописи на деревянной или металлической основе. Таким образом, религиозное искусство начинает выходить за пределы храма. В Эпоху Возрождения появляется живопись по холсту, которую необходимо было "защищать". Именно тогда и появляется классический багет. В то время он уже выполнял две основные функции: защитную и декоративную. В конце XV - начале XVI веков багет, наконец, занимает свою нишу в искусстве. После этого техника выполнения багетов развивается и крепнет, соответствуя всем архитектурным стилям разных эпох.
В России багет стал популярным относительно недавно, что, видимо, связано с психологией русского человека, который всегда гораздо больше значения придавал содержанию, а не форме, и в основном заботился о том, что изображено на картине, а не о рамке для нее. История багета в нашей стране связана, в первую очередь, с развитием национального искусства резьбы по дереву, которое нашло самое широкое применение в изготовлении окладов икон. С развитием светской культуры появились замечательные мастера по рамам, работы которых украшают знаменитые картины русских художников. К сожалению, имена этих людей утеряны, так как они не оставляли на работах клейм или автографов. В начале восемнадцатого века в комнатах царского дворца и знатных домах появились картины в деревянных художественных багетах-рамах. Тогда багеты-рамы были исключительно позолоченные или посеребренные с резным поперечным орнаментом. Когда в 19-м веке увеличился спрос на оформительские работы, в городах России стали открываться багетные мастерские и багетно-рамочные фабрики. Эти предприятия уже заявляли о принадлежности продукции, оставляя свой штамп. Самыми знаменитыми были мастерские Абросимовых, Жеселя, фабрика Беггрова, чьи рамы дошли до наших дней и сегодня представлены в частных собраниях и музеях.
История багета в советские времена грустна. Оформлению интерьера стали придавать очень малое значение, и багет перестал пользоваться спросом. Многие роскошные рамы, украшавшие картины, были просто уничтожены, другие испортились от времени и небрежного отношения. Сейчас в нашей стране отмечается повышенный интерес как к музейным рамам, так и к использованию багета для украшения интерьеров. Для демонстрации старинных образцов работы иностранных и русских мастеров устраиваются выставки, написано несколько книг об истории рам. Каждый желающий может заказать красивую раму из современных видов багета, чтобы сохранить памятное изображение и украсить интерьер.

Культурологическая "горизонталь"

Стены квартир советских граждан в начале 60-х годов изобиловали фотографиями. Тогда это было модно. В фотоателье работали мастера, которые делали неплохую черно-белую фотографию. В 90-е с приходом новых технологий традиция семейной фотографии, сделанной в ателье, сошла на нет. Но в эти же годы появились возможности, которые позволили непрофессионалам самостоятельно делать достаточно качественные цветные фотографии (этому способствовало появление в продаже современных фотоаппаратов, так называемых «мыльниц», и возможность заказывать в фотоателье печать снимков по приемлемым ценам). И желание разместить фотографии на стенах у себя дома стало вновь актуальным! Однако мало сделать удачный снимок, его надо уметь красиво и оригинально оформить в рамку.
Фоторамка служит декоративным элементом интерьера. С её помощью можно придать фотографии определенное настроение, подчеркнуть яркий спектр оригинальности, подчеркнутость силы, грациозности, определив центральную деталь.
Мир рамок для фотографий безграничен. Благодаря оформлению фоторамкой можно зрительно увеличить само изображение, усилить восприятие его красок и полутонов. Обрамление создает оптически объемный вид. Функция рамки – оживить фотографию, дать позволить смотрящему почувствовать остановившееся мгновение. Рамка играет свою внутреннюю незаметную, но очень важную роль. Она концентрирует внимание непосредственно на самом объекте, гармонично абстрагируя от лишних деталей.
При изготовлении рамки используется отборная доска без сучков, багет строго подбирается по текстуре древесины. Коллекции багета в настоящее время огромны, выбор велик, пластик, алюминий, багет с накатанной текстурой рельефа, но деревянный багет имеет ряд преимуществ. Самые дорогие рамки изготавливают из деревянного багета. Деревянный багет может быть сделан из сосны, ясеня, дуба. При производстве рамок используется древесина хвойных пород, что позволяет снизить цену рамок и изготовить любую форму багета. Наиболее распространенным материалом в этой группе является сосна. Мягкая структура сосны и неравномерное качество создает багету естественную фактуру при отделке специальными лаками и морилками. Рамки изготавливают для всех стандартных размеров фотографий. Расцветка рамок расширяет область применения - всевозможные цвета натурального дерева подойдут под любой интерьер, а крашеные рамки пастельных или насыщенных оттенков прекрасно оттенят детские фотографии. При окраске рамок используют прозрачные тонировочные лаки переходящих оттенков, что подчеркивает структуру волокон дерева и делает их незаменимыми для офисных и домашних интерьеров. Деревянная рамка может быть гладкой или профилированной. Классические рамки для фотографий, как правило, используются для оформления интерьера и имеют традиционную форму и классический дизайн. Но все чаще багет используется в качестве переходного элемента от самой работы к стене. Он может как придавать завершенность фотографии, так и быть её продолжением или просто служить декоративным элементом интерьера. Профили багета бывают плоские, классические и обратные. Классика создает впечатление углубленности, обратный профиль создает противоположное впечатление, как бы выдвигает изображение вперед. Плоский профиль багета не дает зрительных эффектов. Багет – это шанс показать неповторимость любимой вещи.

Смысловая структура продукта дизайна

Онтологический смысл
Деревянная рамка достаточно проста для восприятия. В ней нет каких-либо излишеств ни со стороны формы, ни со стороны цвета. Всё чётко и понятно.

Форма рамки – прямоугольная. Это форма простая, способствует созданию ощущения устойчивости, рациональности и упорядоченности. Так как бруски достаточно широкие (это связано с тем, что изначально они предназначались для изготовления рам под географические карты, и рамки для фотографий сделаны из остатков данных материалов), возникает небольшое ощущение грузности и массивности. Но эти недостатки скрашиваются светлыми тонами самой древесины.

Цвет натурального дерева выглядит естественным. Он приближает нас к природе, вызывает спокойствие и душевное равновесие. «Живое» тепло дерева создает атмосферу психологической релаксации.

Блеск возникает благодаря покрытию рамки прозрачным лаком. Он создает эффект праздничности и нарядности, вызывает ощущение гладкости поверхности.

Пустота внутри рамки создаёт интригу, вызывает бурю фантазий, манит за собой. В то же время создаётся эффект беспокойства из-за неизвестности, царящей внутри формы.

Симметрия противоположных сторон рамки придает равновесие и устойчивость. Этому способствует и ритм предмета: он достаточно прост и статичен и призывает человека не поддаваться всеобщей суете, остановиться и задуматься о каких-то важных вещах, обратиться к вечным ценностям, поразмышлять над смыслом всего происходящего.

Функциональный смысл
Важную роль играет функциональный смыл вещи: она всегда должна отвечать на определенные потребности человека. В данном случае, основной функцией является хранение фотографий и использование их в оформлении интерьера. Кроме того, рамка позволяет скрыть какие-то недостатки в интерьере (например, пятно, отверстие в стене и др., что позволяет придать интерьеру эстетический вид). Также деревянная рамка в сочетании с любимыми фотографиями вызывает положительные эмоции, чем способствует улучшению общего самочувствия её обладателя. Использование дерева при изготовлении данного предмета позволяет реализовать современную тенденцию обращения человека к природе и всему натуральному.


Знаковый смысл
Знаковый смысл данного предмета позволяет причислить её владельца к сообществу людей, соблюдающих определенные традиции, людей, окружающих себя простыми натуральными вещами, без особых излишеств, любящих простоту и сдержанность, не стремящихся к гламурности и вычурности. Важны семейные ценности и идеалы.

Аксиологический смысл
Данный предмет позволяет организовать свою жизнь размеренно, опираясь на фундамент прошлого. Всегда можно остановиться и распланировать свои действия, не поддаваясь сильным эмоциям, а спокойно, взвесив все «за» и «против», оценив прошлый опыт. При этом будет чувствоваться поддержка семейных устоев. В то же время рамка напоминает окно в мир. А это, в свою очередь, открывает перед человеком безграничные возможности, даёт ему ощущение свободы. Здесь важно, каковы были эмоции человека в детстве. Если ребенок был счастлив, чувствовал поддержку родителей, эмоциональную защищенность, то путь будет светел и интересен. Если же, наоборот, в семье царили непонимание, страх перед отцом, напряженность, то и будущее будет выглядеть весьма опасным и пугающим. «Окно в будущее» порождает развитие фантазии человека.

Культурно-исторический смысл
В данном случае культурно-исторический смысл вещи можно рассматривать с двух сторон. Во-первых, предмет напрямую ориентирует человека к историческим моментам, происходящим в его (личной) жизни. Рамка для фотографий позволяет держать в памяти самые яркие события, что создает ощущение временной непрерывности, связи поколений. Во-вторых, обращаясь к мировой истории, мы понимаем, что рамка выполняла очень важную функцию: она позволяла на долгие годы сохранить культурную информацию об историческом моменте в виде картин и фотографий. Появление багета позволило сделать это не только качественно (выполняя защитную функцию от неблагоприятных условий хранения), но и красиво (многие багеты сами по себе являлись произведениями искусства). В последнее время становится популярным обращение к своим истокам. Поэтому очень важно сохранять полученную информацию в первозданном виде.

Культурно-символический смысл
Как окно считается символом движения навстречу миру, прорывом в пространство, так и рамка обладает тем же смыслом, но с более личностной ориентацией, поскольку чаще всего мы размещаем в ней изображения близких нам людей, знакомых мест, любимых предметов. Вглядываясь вглубь её, можно рисовать множество картин, которые позволяют либо вновь переживать уже произошедшие с человеком события, либо фантазировать о будущем, культивируя в себе положительные эмоции. В наш век постоянного стресса это очень важно. Ведь найти своеобразный якорь, за который можно закрепиться, не так-то просто. А изображение в рамке позволяет это сделать гораздо успешнее, фокусируя внимание на важных, с точки зрения всеобщего бытия, вещах. При этом человек как бы оставляет в стороне свой негативный опыт и может позволить себе делать то, на что раньше ему не хватало сил или смелости, пускай для начала только мысленно. Таким образом, рамка для фотографии является своеобразным «окном в мир», позволяющим разглядеть более чётко детали, на которые в повседневной жизни мы бы не обратили должного внимания. Кроме того, она мотивирует человека к совершению каких-либо действий, открывая ему возможные перспективы.

Личностно-ассоциативный смысл
Данный предмет ассоциируется с сохранением семейных традиций, памяти о родных и близких, связи поколений. Его наличие в доме позволяет человеку обратиться к своим корням, придаёт уверенность в себе и своеобразную психологическую устойчивость. Использование натурального дерева подсознательно возвращает нас в те времена, когда человек был близок к природе.

Актуальный смысл
Анализируя данный предмет с точки зрения моды, можно отметить следующее. Несмотря на то, что рамки для фотографий в последние годы использовались в интерьере не так часто (этому способствовало увлечение хранить фотоснимки в памяти компьютера или сотового телефона!), сейчас идёт возвращение к тому, чтобы зафиксировать информационные изображения своей семьи и близких на долгие годы в традиционной форме, в большинстве случаев, в виде размещения портретов и других изображений в рамках на стенах своей квартиры. Кроме того, наблюдается очень активное увлечение людей поиском данных о членах своей семьи в течение нескольких поколений, популярным становится составление своей родословной, генеалогического древа. Вся эта информация как нельзя лучше может быть продемонстрирована и сохранена в рамках для фотографий. Также люди стремятся в своей жизни активно использовать натуральные продукты и материалы. Поэтому применение дерева при изготовлении рамок для фотографий вполне обосновано.

Художественно-образный смысл
В данном предмете, на мой взгляд, художественная образность играет не последнюю роль. Она сбалансировано гармонирует с прямыми функциями вещи. Это связано с тем, что изначально рамки служили обрамлением живописных полотен и часто сами являлись произведениями искусства, напоминая собой причудливые орнаменты или даже сказочные сюжеты. В дальнейшем, уже при изготовлении рамок для фотографий, эта особенность стала не столь заметной (рамки всё-таки выглядели попроще!), но всё же подчёркнутая строгость и ритмичность линий, игра с объёмом натурального материала позволяют создать ощущение чего-то ирреального, погружающего нас в мир фантазий о средневековых замках, готических соборах и др.

Выводы

В ходе исследования сформировалось более объемное представление о вещи, которое наполнилось новыми для меня смыслами, над которыми я раньше не задумывался. Хочется отметить, что, по моему мнению, все перечисленные смысловые уровни предмета сбалансированы между собой, нет какого-то одного, явно преобладающего. Это придает предмету целостность и законченность.

Заключение


Первое впечатление не только не изменилось, но и приобрело новые краски, т.к. появилась возможность задуматься не только о функциональности предмета, его прямом предназначении, но и о тех, казалось бы, скрытых, на первый взгляд, дополнительных смыслах, которые позволяют посмотреть на предмет с разных сторон.

Список литературы

  • 1. Быстрова Т.Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна. – Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2001.
  • 2. www.subb.spb.ru
  • 3. www.evrobaget.ru
  • 4. www. photo-frame.ru
  • 5. www.artmaster.ru
  • 6. www.art-ru.ru
  • 7. www.bagetmaster.ru
  • 8. www.bagetoff.ru
  • 9. www.derevo-art.ru
  • 10. www.ekort-photo.ru
  • 11. www.floorceramic.ru
  • 12. www.ppl.nnov.ru
  • 13. www.taby27.ru.
  • 14. www.vlasta-tula.ru

Причина обращения к теме

 

Данную работу можно предложить

Работу можно предложить для публикаций в современных журналах по интерьеру и дизайну помещений (например, «Современный дом и офис»), для размещения на сайтах фирм, предлагающих услуги по изготовлению деревянных рамок для фотографий, в частности, багетных мастерских. Также использование подготовленной информации будет актуально при подготовке рекламных брошюр и буклетов данных предприятий. Возможно активное применение в виде рекламной информации в фотоателье и фотомастерских, в магазинах по продаже сувениров и подарков.

Ключевые фразы работы

Фотография, деревянная рамка для фотографий, деревянный багет, история возникновения багета, смысл вещей, оформление интерьера.

План работы

...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский