taby27.ru о философии дизайне, имидже, архитектуре, у нас появился логотип!  


Брелок в виде венецианской маски производства Тайвань (2009)

Комментарий Т.Ю. Быстровой:

Очень хорошая записка, видно, как все элементы формы, возможно, даже помимо идей разработчиков, воздействуют "в едином русле". Единственное, что я бы добавила в "горизонтали", - это карнавальность в современной культуре (исходя из идей М. М. Бахтина). Оценка 40.




 

 

работу выполнил: Иванова Надежда Алексеевна, гр. 501

Введение


Объект анализа

завороженность: долго и упорно смотришь в пустые глаза маски. Постепенно начинаешь ощущать страх, головокружение. Под воздействием блестящих синих и черных поверхностей рождаются образы воды: моря, а затем болота, которое затягивает в свои глубины. Порочность, страсть, желание. Появляется ощущение непонимания, смешанное с ожиданием чего-то неотвратимого, возвращается страх, появляется боль в груди. Губительная красота, жестокость, холод.

Первое впечатление

завороженность: долго и упорно смотришь в пустые глаза маски. Постепенно начинаешь ощущать страх, головокружение. Под воздействием блестящих синих и черных поверхностей рождаются образы воды: моря, а затем болота, которое затягивает в свои глубины. Порочность, страсть, желание. Появляется ощущение непонимания, смешанное с ожиданием чего-то неотвратимого, возвращается страх, появляется боль в груди. Губительная красота, жестокость, холод.

Рисунок

Брелок в виде маски
Рисунок 1: Брелок в виде маски "Венецианская дама"

Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет

Для конкретного запроса «брелок в виде венецианской маски» было найдено 0 результатов. По запросу «венецианская маска» Яндекс предлагает 1млн. страниц. Слова, которые чаще всего встречаются рядом со словосочетанием: карнавал (347 тыс.), настоящая (260 страниц), традиционная (99 страниц), таинственная (31 страниц), красивая (29 страниц). Наиболее яркие эпитеты: «венецианское буйство», «коварные маски». Наиболее эмоциональные описания: «Рты и бледные лица, дикие рожи и головы магов, высокомерные или до коликов смешные: нет на свете того, чего не было в хороводе венецианских масок»; «Она притягивает и отталкивает своей неподвижностью, фатальной окаменелостью черт. Как бы человек, но не человек – символ человека. Пугающая таинственность неестественной улыбки, застылое удивление»

Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект

• Это правда, что возможно
Здесь не думать о разлуке,
И не вздрагивать тревожно,
И не маяться от скуки,
И не помнить о расплате,
Не играть и сбросить маску,
Мы нашли любовь и ласку.
(А. Свиридова «Розовый фламинго»)
• Молчание - наряд умного и маска глупца (арабская поговорка)
• Чем ближе маска к лицу, тем больше она на него похожа.
• Две одинаковые маски рядом не живут.
• Неожиданность срывает маску, а любовь снимает.
• Раскрыть маску для себя можно, заглянув ей в глаза.
• Людей много, а масок мало, поэтому свою маску можно увидеть на другом.
• Каждой маске нужно зеркало, но не каждому зеркалу - маска.
• Маски снимают или меняют.
• Без маски легче видеть.
• "Я скрылся под одеждой и маской клоуна. Мои мысли, намерения, действия неожиданны. Я умею постоянно перевоплощаться и со смехом делать то, что многим может показаться запрещенным или непристойным. Любить, не любя...". (Джакомо Казанова)

Культурологический анализ продукта дизайна


Культурологическая "вертикаль"

Для раскрытия культурологической вертикали рассмотрим два аспекта: историю маски и историю появления брелоков.

Прообразом предмета послужила классическая маска венецианского карнавала – Венецианская Дама (Dama di Venezia). Истоки этого карнавала лежат в древних римских Сатурналиях - ежегодных праздниках в честь бога Сатурна, которые справлялись после уборки урожая во время зимнего солнцестояния и сопровождались массовыми гуляньями. Предполагают, что отсюда ведут происхождение и карнавальные маски. Бахтин в книге «Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса» пишет, что маска связана с радостью смен и перевоплощений, с отрицанием тождества и однозначности, отрицанием «тупого совпадения с самим собой». Маска – это переход, нарушение естественных границ, она связана с общекарнавальным переворачивание мира. На карнавальной площади все считались равными, преодолевались барьеры сословного, имущественного, служебного, семейного и возрастного положения.

Позднее, в XVI веке из карнавальной культуры появляется народный итальянский театр – комедия дель арте – комедия масок. Это вид площадного театра, спектакли которого создавались методом импровизации. Актеры театра носили маски, в различных по сюжету спектаклях принимали участие одни и те же персонажи, характер, манеру поведения которых можно было узнать по маскам.

Основные женские персонажи театра: юная влюблённая (Изабелла, Лучинда, Витториа) и Коломбина (в зависимости от диалекта Фантеска, Фьяметта, Смеральдина итп.), –служанка. Маску Венецианская дама (Либерти, Валери, Саломея, Фантазия и др.) описывают как знатную венецианскую красавицу эпохи Тициана. Среди основных персонажей комедии дель арте ее нет. Но, поскольку этот жанр развивался сразу в нескольких областях Италии и насчитывает более ста масок, я предполагаю, что она могла быть каким-то специфическим персонажем, который просто не перечислен в источниках. В результате взаимного влияния маски комедии дель арте пополнили традиционные варианты масок Венецианского карнавала.

Что касается второй части, то брелоком изначально называли подвески, которыми украшали цепочки карманных часов, они служили не столько украшением, сколько оберегом. Оберег – это некий предмет, заговорённый или настроенный колдуном на защиту носителя от определённого типа атак или воздействия. Очень часто материалом для оберегов становилось серебро – считалось (и до сих пор считается), что этот металл принимает на себя большинство энергетических ударов, весь негатив, с которым человек сталкивается; также считается, что серебро предупреждает и излечивает заболевания. Функции оберега сводятся к
• созданию «желаемого» положения вещей, т.е. изменению мира «под себя» («чтоб скот родился», «чтоб ребенок рос здоровым»);
• сохранению текущего положения вещей («чтоб ведьма у коровы молоко не забрала», «нечистый человека не тронул»);
• прекращению нежелательных действий (чтоб «болящий выздоровел», «испорченный скот снова начал плодиться» и т.п.).
Позднее обереги стали крепить к ключам – также для защиты обладателя.

Культурологическая "горизонталь"

Данный брелок, по моим предположениям, изготовлен не в Венеции, а, скорее всего, на Тайване (более характерный для азиатского типа черты лица – разрез глаз, нос, рот, сравнительно не высокая стоимость изделия). Тайвань начинает производить разнообразную сувенирную продукцию с 1981г. К этому моменту уже была создана промышленная база производства потребительских товаров. В 1980г. после почти двухсотлетнего перерыва (XIX-XX вв.) возрождается традиция массового карнавала в Венеции. Возрастает поток туристов, развивается связанный с ними сектор услуг, в том числе рынок сувенирной продукции. Думаю, уже тогда «венецианские» сувениры начали производить на Тайване.

На сегодняшний день предложение сувениров в Венеции поражает воображение: огромное количество магнитов, тарелок, изделий из муранского стекла, марионеток, но больше всего, конечно, масок – неоспоримого, наряду с гондолами, символа города. Можно найти любые варианты по качеству исполнения и по стоимости: от 5 до 200 и более евро. Появление таких вещей – необходимость, продиктованная рынком: количество туристов, посещающих Венецию, по некоторым данным составляет 55 тысяч человек в день (т.е. примерно 8,25 млн. только в курортный сезон). В данном случае актуален девиз – каждому по потребности: кто-то может позволить себе произведения настоящих венецианских мастеров, а кому-то просто необходимо «поставить галочку», показать, что он в Венеции был. Именно из необходимости обеспечивать сувенирами нескончаемый поток туристов возникают брелоки в виде венецианских масок производства Тайвань.

Смысловая структура продукта дизайна

1. Бытийный смысл
В данном случае уместно анализировать форму, цвет, блеск и ритм.

Форма
Форма предмета достраивается до овала. Можно даже говорить о трех овалах: овал лица, вложенный в овал декора маски, вложенный в овал формы в целом. Овал – это круг, который предпочел вытянуться в определенном направлении. Являясь формой, близкой к окружности, он сохраняет психофизические черты полноты и завершенности, но, как мне кажется, теряет характеристику равновесия. Овал, в отличие от совершенно спокойного круга, динамичен; эллиптическая форма рождает беспокойство.
Брелок имеет спиральную композицию: динамика вращения задается округлостью формы, расположением страз, центром композиции являются разрезы глаз. «Глаза – зеркало души», то, на что человек смотрит дольше всего и внимательнее. Пустые глаза маски – отсутствие у нее души.
Кроме глаз в форме присутствуют еще три выреза. Они не несут функциональной нагрузки, при восприятии формы не считываются. По-моему, это происходит из-за того, что вырезы эти расположены рядом с блестящими поверхностями. Блестящая поверхность фокусирует взгляд на себе, отвлекая внимание от формы.

Цвет
Собственно цветов использовано два: черный и синий, однако можно также рассматривать металлический блеск как серый цвет.
Согласно трактовке Н. В. Серова глубокий синий цвет соответствует покою, уравновешенности, самодостаточности, надежности и стабильности. Гете охарактеризовал синий как «очаровательное ничто». Многие авторы, среди которых Кандинский, К. Кестлин, описывают синий как цвет покоя, способный охлаждать, давать отпор всему яркому и утомляющему. С другой стороны, концентрированность синего на себе, его направленность вглубь, способность увлекать (Гете: «Мы охотно смотрим на синее… потому что оно влечет нас за собою»), может иметь негативные последствия – Кандинский отмечает, что «в синем можно утонуть». Таким образом, синий из «привлекательного ничто» может превратиться в «угрожающее ничто».
Серый цвет часто трактуется как посредственность и скука. Замкнутым, самодостаточным, статичным называет серый цвет и Н. В. Серов. Серый цвет, как нечто известное, защищает от чувства хаоса, помогает освоиться с неизвестным и, вместе с тем, позволяет ощутить волнение приобщения к чему-то неосязаемому. В данном случае серый возникает эпизодически – на свету часть металлических поверхностей приобретает серебряный блеск, другая часть – серый цвет. Когда устаешь смотреть на синий и черный блеск, взгляд фокусируется на серой поверхности, как на точке, в которой можно отдохнуть.
Якоб Беме утверждал: «Черный цвет не принадлежит к числу цветов. Он — мистерия. Таинство, которое невозможно понять». Невозможность понимания черного отмечала Элизабет Бремон, считая черный цветом нашего бессознательного, «то есть всего того, чего мы не знаем сами о себе». Виктор Гюго и Рихард Вагнер отмечают близость черного материнскому началу, тьма в этом случае знаменует собой женственное, нелогичное, неподдающееся предсказанию. Черный сопоставлен с опасностью, стихией, с иррациональностью и непознаваемостью будущего времени. Ощущения опасности, тревога, рожденные черным цветом, усугубляются в брелоке наличием блеска на черной поверхности.

Блеск
Присутствует блеск четырех типов: блеск металла – напряженный на креплении и матовый (я бы сказала даже фоновый) на форме, блеск страз и блеск покрытых лаком эмалированных поверхностей. Самым активным и наиболее привлекающим внимание является как раз последний блеск, особенно блеск черного цвета. Появляющийся на стыке процессов поглощения и рассеивания света «черный свет» назван у В.Н. Соловьева «визуальным нонсенсом». При длительном рассматривании предмета от этого блеска устают глаза, и начинает болеть голова. Синий цвет, направленный вглубь себя, способный к поглощению света, в сочетании с блеском получает аналогичную черному амбивалентность. Готовность погрузиться в синий цвет наталкивается на сопротивление блеска, вызывая чувство дискомфорта, неясности, непонимания. Прочие блески практически не улавливаются, возможно, они просто усиливают воздействие черного и синего блесков.

Ритм
В предмете много ритма. Первое движение использует чередование черного и синего цветов и направлено к вершине брелока. Второе, конфликтное движение идет по спирали: начиная с «правого уха», далее по кругу по стразам, по овалу лица и выходит к центру – пустым глазам. Ритм овалов.

Динамичность, беспокойство овальной формы в сочетании с дробными закручивающимися ритмами и засасывающими, но блестящими цветами рождают двойственность чувств – предмет привлекает к себе внимание, его хочется рассмотреть, понять, но чем дольше находишься в контакте с ним, тем яснее испытываешь дискомфорт, желание убрать предмет подальше.

2. Функциональный смысл
Первоначальный смысл оберега у нынешних брелоков утрачен. На сегодня брелок может выполнять две функции: эстетическую (в качестве украшения на сумках, телефонах ит.д.) или функциональную (в связке ключей). Функционально брелок достаточно удобен – удобно брать, удобно искать ключи в сумке (сейчас в тенденциях объемные сумки, в которых легко все потерять). Однако, кроме функционального преимущества – размера, брелок имеет явный функциональный недостаток – вес. В эстетическом плане предмет не проработан – обратная сторона не имеет оформления, просто пошлифованный металл. Это является препятствием для использования данного брелока в качестве украшения чего-либо.

3. Культурно-символический
Маска в карнавальной культуре сохраняет обрядовое значение: она – инструмент перехода от профанного к сакральному, от повседневного к сверхъестественному. Маска закрывает лицо, препятствуя считыванию выражения лица, мимики. Человек в маске – человек без эмоций, пола, возраста, социальной принадлежности. Переменчивое и выразительное человеческое лицо воплощает саму жизнь. Маска в традиционной культуре означает смерть. Символическая смерть и возрождение (надевание и снимание маски) – переход в новое качество, вступление в новый мир.
Брелок в виде маски утрачивает символическое значение – маску здесь нельзя использовать по назначению. Трудно сказать, может ли данный предмет выступать в качестве оберега: маска – это переход, оберег – защита, сохранение или предотвращение чего-либо. Хотя, еще одна функция маски – предотвращение узнавания, это «чужое лицо», возможность стать своим среди чужих, возможно, брелок как оберег в данном виде мог бы выполнять функции защиты от враждебной среды.

4. Культурно-исторический
Брелок исполнен в виде классической маски Венецианского карнавала – одного из самых известных карнавалов в мире.
Карнавал еще в 1094 году был занесен в официальные документы. В 1296 году Сенат Венецианской Республики провозгласил праздничным днём последний день перед Великим Постом. Таким образом, карнавал становится публичным праздником. И уже тогда участники карнавала используют маски. Ее ношение во время карнавала предполагает временный отказ от собственного лица, индивидуальности и норм морали, средневековой корпоративной принадлежности.
В последующие годы празднования достигли огромного масштаба. Они начинались ещё с октября и достигали своего расцвета в последние дни перед Постом. Весь этот длительный период многие венецианцы повсеместно носили маски. В августе 1608 года "Совет десяти" издал декрет, в котором говорилось о неуместности ношения маски в течение длительного периода. Дело в том, что под масками скрывались воры и мошенники, грабившие людей и наводившие ужас на город. С этого момента маски можно было использовать только во время Карнавала или на официальных банкетах. За нарушение закона мужчины приговаривались к двум годам тюремного заключения и денежному штрафу, а женщин публично секли на площади Сан Марко с последующим изгнанием на четыре года с территории Венецианской Республики.
Уже в наши дни тысячи человека приезжают в Венецию специально на карнавал. Гигантские автомобильные пробки на въезде в город, гигантские людские пробки у входа на площадь Сан Марко. Безудержная фантазия, беспредельное веселье, безостановочное веселье. И маски, маски, маски…Средство окунуться в волшебный, ирреальный мир, почувствовать то, что в обычной, такой регламентированной жизни не испытать.
Брелок, конечно, не является полноценной маской, но содержит большое количество смыслов, связанных именно с культурно-историческим и культурно-символическим значением маски.

5. Актуальный
Предполагается, что брелок в данном виде является сувениром. Сувенир от французского «souvenir» подарок на память; вещь, связанная с воспоминаниями о ком-либо или о чём-либо. Вещи могут олицетворять город, страну, рассказывать об истории или традиционных ремеслах этой области.
Туристический сезон в Венеции длиться примерно с мая по сентябрь. Следовательно, повлиять на выбор именно такой формы, такого цвета могли модные тенденции лета 2009 г. Летом 2009 дизайнеры предлагали остановить свой выбор на современных металлических оттенках, в сочетании с насыщенными цветами: фиолетовым, красным, охрой, индиго, серебром и золотом; цветами драгоценных и полудрагоценных камней смарагд, кобальт, рубин, янтарь. Популярны одновременно геометрические формы и мягкие драпировки, например, египетская драпировка, напоминающая о великой Клеопатре. На подиумах обилие тюрбанов и шароваров. Что касается сумок, то летом 2009 – чем вместительнее и бесформеннее, чем лучше. Сумки уместно украшать бисером, кристаллами, восточной чеканкой. Выбирая аксессуары, следовало предпочесть крупные и даже очень крупные украшения (крупные очки с массивной оправой, возможно, контрастного цвета либо усыпанные стразами). Главная форма летнего сезона - цветок, ему посвящены всевозможные ювелирные стилизации.
Возникает впечатление, что брелок максимально старались подогнать под модные тенденции: форма напоминает цветочный бутон, головной убор на подобие тюрбана украшен стразами, использовано модное цветовое сочетание: серебристый металл с кобальтом, добавили и актуального всегда черно-белого сочетания в вариации черный-серебряный. Размер брелока учитывает рекомендации к аксессуарам и тренды в сумках.
Что касается моды на сувениры, то на сегодня, на мой взгляд, можно выделить два направления:
1. товары оккультного плана: нэцкэ, руны, товары фен-шуй, четки, турецкий глаз, сувенирное оружие (мечи, катаны, кортики, ножи, топоры), обереги, талисманы, брелоки;
2. «коллекционируемые» вещи - однотипные маленькие объекты, которые можно собирать по всему миру: магнитики на холодильник, мини-блюдца, charms (крошечные подвески на специальные браслетики) ит.д.
Брелок выполнен в соответствии с тенденциями нынешнего года, как предмет он будет актуален в ближайшее время – в моде на сезон весна-лето 2010 по-прежнему большие сумки, мода на сувениры тоже, на мой взгляд, сохранится (выведенные тренды в сувенирах являются прибыльными, поэтому я не думаю, что они изменяться). Что касается цвета, в тенденциях белый и синий, видимо, брелок еще сезон будет актуален.

6. Знаковый смысл
Настоящую венецианскую маску можно назвать статусной вещью. Она – знак культурного уровня человека, его эстетического вкуса, его материального положения. Рассматриваемый брелок не самый удачный субститут. На первый взгляд, он производит впечатление знаковой вещи, но при ближайшем рассмотрении становятся видны «азиатские» корни предмета. В результате, предмет в некоторой степени опровергает вышеперечисленные характеристики.

7. Художественно-образный
Как уже говорилось, брелоком могла стать вещь, над которой были совершены определенные магические действия. После того, как брелок утратил свое магическое значение, использование предметов в качестве брелоков, фактически, не имеет ограничений. В данном случае, брелоку не только предана форма венецианской маски, он также наделен культурно-историческими и культурно-символическими смыслами данной маски. Значения, заложенные проектом, выделяют брелок из общего ряда брелоков, делают его сувениром.

8. Духовно-ценностный
Ясно выраженных духовно-ценностных смыслов я в этом предмете не нашла. Рассматривать данный брелок как модель мировоззрения можно, на мой взгляд, только если человек, приобретающий этот предмет, знает о символических и культурных смыслах карнавальной маски. Не уверена, что именно по этому критерию данный брелок выбирается потребителями. Брелок для них – просто предмет, которым можно украсить сумку. Брелок не связан с субкультурой и не демонстрирует морально-нравственных ценностей. Можно предположить, что есть некие религиозные ограничения, которые помешают, например, мусульманам (которым карнавальная культура чужда по религиозным причинам) приобрести данный предмет, но это не дает право говорить о том, что брелок используется по религиозным соображениям.

9. Личностно-ассоциативный
Брелок ассоциируется с карнавалом, с преступлением, бегством. Маска похожа на злую колдунью из мультфильма «Белоснежка и семь гномов», по форме – на цветок.

Выводы

Присутствуют практически все смысловые уровни, но большинство из них находится в противоречии. Связи между смыслами в предмете хаотичны, существуют фундаментальные, я бы сказала, противоречия между бытийным и функциональным смыслами, функциональным и личностно-ассоциативным. Человек, разработавший этот брелок, либо подошел к проекту очень формально (максимально полное воплощение модных тенденций в предмете), либо сознательно хотел поиздеваться над людьми.

Заключение


В процессе анализа стало понятно первое впечатление от предмета: затягивающее желание посмотреть-головокружение-страх-желание убрать предмет. После анализа впечатление не изменилось.

Список литературы

  • 1. Анастасия «Мода осень-зима 2008-2009. Модные цвета, рисунки, силуэты» http://kak-ya.ru/ana2/documents/moda2008-2008svet
  • 2. Бахтин М.М. «Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса»
  • 3. Гофман А.Б. «Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения»
  • 4. Медникова М. Б. «Феномен маски в традиционной культуре: символическая природа способа ритуального превращения»
  • 5. Prometa «Практика – февраль, 3, 2009», блог http://prometa.livejournal.com/2009/02/03/
  • 6. Саночки С. «Мода 1980-х» http://www.fashiontime.ru/article/5964.html
  • 7. Чернь. О. «Мода лето 2009. Ярче, выше, длинее», журнал JustLady http://www.justlady.ru/fashion/3297/
  • 8. «Венецианский карнавал» http://ru.wikipedia.org/wiki/Венецианский_карнавал
  • 9. «История венецианского карнавала» http://www.laitalia.ru/pra/karnaval
  • 10. «Карнавал в Венеции» http://www.italytour.ru/carnival.htm
  • 11. «Магические маски Венеции» http://archive.travel.ru/italy/4927.html
  • 12. «Модные тенденции лето-осень 2009» http://mirsovetov.ru/a/fashion/clothes/summer-2009.html
  • 13. «Психологическая характеристика синего цвета» http://www.ayurvedaplus.ru/color/mat_2334.htm
  • 14. «Сокровенные смыслы природы» http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s01/z0001028/index.shtml
  • 15. «Феномен маски: культурные смыслы» http://planetadisser.com/see/dis_68969.html
  • 16. «Цвет культуры: психология, культурология, физиология» http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s01/z0001028/index.shtml
  • 17. http://www.newscience.ru/konferencia/konfer2004/mednikova/

Причина обращения к теме

Купила в магазинчике в Венеции этот брелок. Никак не могла понять, зачем мне эта жуткая вещь

Данную работу можно предложить

в качестве примера плохой работы проектировщикам сувениров, фирмам, продающим сувениры, учащимся художественных училищ и архитектурных институтов

Ключевые фразы работы

брелок в виде маски, Венецианская дама, маска в карнавале, плохой дизайн

План работы

...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский