taby27.ru о философии дизайне, имидже, архитектуре, у нас появился логотип!  


Акустическая система B&W Nautilus (1997). Исправленное и дополненное.

Комментарий Т.Ю. Быстровой:

Оценка 40




 

 

работу выполнил: Абрамов Антон Сергеевич, гр. 502

Введение


Объект анализа

Страх, медленно закручивающийся в самую глубь. Тягучая масса темной материи. Извлекаемые фобии распускаются цветком: во всей красе темно-синего, черного глянца, играющего на формах более древних, чем наш разум. Блеск на черной колышащейся воде, внутри которой притаилось нечто опасное. Что-то холодное. Отталкивающее, но при этом подсознательно знакомое. Не отторжение, но опасение. Уходящая в себя мрачная спираль. И три этих «рога» - «черта морского». Свернувшийся уродец, очертания тела которого трудно обозначить. Хтонический кошмар, хотя, наверное, эта тварь вне власти даже матушки-земли. Что-то… чужое. Что-то… древнее, что было до нас, и – кто знает? – останется после. Но постойте! Он поднимает голову, раскрывает круглый рот, распахивающийся во все стороны, и издает утробный басовый вой. Есть во всем этом что-то из «космического ужаса» Г.Ф.Лавкрафта, из тех его видений древних цивилизаций, ушедших под воду. «Ктхулху фхтагн»?..

Первое впечатление

Страх, медленно закручивающийся в самую глубь. Тягучая масса темной материи. Извлекаемые фобии распускаются цветком: во всей красе темно-синего, черного глянца, играющего на формах более древних, чем наш разум. Блеск на черной колышащейся воде, внутри которой притаилось нечто опасное. Что-то холодное. Отталкивающее, но при этом подсознательно знакомое. Не отторжение, но опасение. Уходящая в себя мрачная спираль. И три этих «рога» - «черта морского». Свернувшийся уродец, очертания тела которого трудно обозначить. Хтонический кошмар, хотя, наверное, эта тварь вне власти даже матушки-земли. Что-то… чужое. Что-то… древнее, что было до нас, и – кто знает? – останется после. Но постойте! Он поднимает голову, раскрывает круглый рот, распахивающийся во все стороны, и издает утробный басовый вой. Есть во всем этом что-то из «космического ужаса» Г.Ф.Лавкрафта, из тех его видений древних цивилизаций, ушедших под воду. «Ктхулху фхтагн»?..

Рисунок

B&W Nautilus (черный)
Рисунок 1: B&W Nautilus (черный)

Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет

Запрос по «Nautilus» в Google выдает порядка 9 040 000 значений. В большинстве своем результаты касаются музыкальной группы «Наутилус Помпилиус» и моллюска, давшего ей название (как и нашей акустической системе). Для уточнения поиска стоит выбрать «B&W Nautilus»: это сразу дает примерно 70 800 соответствующих поиску значений, первое же из которых отправляет на официальный сайт www.bowers-wilkins.com (автоматически заменяется на .ru, в зависимости от региона). В большинстве своем поиск сопровождается следующими словами: hi-end, hi-fi speakers, акустические системы, напольные АС. То есть основное определение: напольная акустическая система высшего класса.

Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект

Я никогда не слышал и не видел ни одной шутки или поговорки об акустических системах премиум-класса: все до неприличия серьезно и сурово. Мне бы не хотелось заполнять этот раздел притянутыми "для галочки" шуточками и поговорками.

Культурологический анализ продукта дизайна


Культурологическая "вертикаль"

Следует понимать, что форма "Наутилуса" - не более чем капризный изыск: функциональная составляющая акустической системы скрыта в нескольких конусах из кевлара в верхней части системы. Все остальное - неприкрытый китч и дизайнерский разгул, созданный для обоснования (оправдания?) непомерной цены и подчеркнутой премиальности продукта. Дело в том, что точно такие же динамики были поставлены в другие модели компании, и стоимость этих систем в разы ниже. (Инженеры, а скорее - маркетологи, - оправдывают форму еще и тем, что она успешнее гасит нежелательные волны, но этот вопрос стоит скептично отдать на откуп технологам). Поэтому нам придется отдельно рассмотреть «Наутилус» и как звуковой проигрыватель, и как декоративный элемент интерьера.

Будет ли открытие сказать, что форма "Наутилуса" повторяет форму раковины наутилуса? http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/2a/Nautilus.jpg Наутилусы (кораблики; лат. Nautilus) — род головоногих моллюсков, прямых родственников осьминогов, некоторые наутилусы жили на Земле пятьсот миллионов лет назад, в палеозойскую эру. Единственные среди современных головоногих моллюсков, имеющие наружную спирально-закрученную раковину.

Но что бы пришло в голову первым, если бы мы не знали "выдающее" название модели? Очевидно, мы вспомнили бы граммофон [26 сентября 1877 года, http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/d6/VictorVPhonograph.jpg ]. (Хотя технически верно было бы вспомнить его предка - фонограф [21 ноября того же года, http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/f/f1/Phonograph-standart_edison.jpg ]). Это очевидное технологическое наследство в форме расширяющейся, "раскрывающейся" трубки прослеживается, хоть и не столь явно, в этой акустической системе. В свою очередь, граммофон позаимствовал форму у валторны [~середина XVII века, http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/63/French_horn_front.png ], которая есть ничто иное как много раз технически усложненный охотничий рожок.
Поэтому если нам необходимо найти первообраз «Наутилуса» в качестве акустической системы, то необходимо говорить о фонографе, как о системе, способной воспроизводить звуки; то есть о комплексной системе, способной без дополнительного воздействия человека воспроизвести уже записанный материал. Если же речь идет именно о системе распространения звука, то первообразом является труба, валторна, рожок, - расширяющаяся к концу трубка, способная увеличивать громкость входящего сигнала и распространять его далее. Так или иначе, форма и общая технология современных динамиков повторяет эти древние принципы. Ну и как эстетический элемент дизайна помещения, «Наутилус» - это стилизованное обращение к панцирям головоногих моллюсков.

Еще одна неоднозначная ассоциация: если рассматривать "Наутилус" как украшение, декорацию, - а он несомненно разработан и в этом ключе, - то стоит обратиться к образу и истории статуэток домашнего декора.

Культурологическая "горизонталь"

Здесь и далее в работе используются два ключевые понятия-антонимы, не в полной мере или лишь частично соответствующие их подлинному значению: это "бионичный" и "техногенный". Будем считать, что "бионичный" подразумевает плавные, мягкие линии, не обязательно ровные, без острых углов (не обязательно именно "природного происхождения"), взаимное перетекание форм и подчеркнутую "вылизанность", безагрессивность конструкции. "Техногенный" же будет включать себя обратное: острые углы, четкие прямые линии, выступающие грани, агрессивную модерновую "взъерошенность" и то, что можно назвать "вырубленный топором" (неотесанность и производственную простоту?). Это пояснение, которое я считаю необходимым проговорить.
"Наутилус" появился на рынке в 1997 году. Стоит отметить, что конец 90х стал эпохой "последнего цветения" бионического дизайна. Дабы подкрепить свои слова, предлагаю сравнить дизайн «локомотива» автомобильной индустрии, машины знаковой и важной в каждой из своих генераций: Мерседеса Е-класса. И хотя этот пример может показаться несколько далеким от темы акустических систем, это вынужденный ход для показания эпохи дизайна, касающегося не только автомобилей, но и мышления в целом. Кроме того, сравнение начинает выглядеть более удачным, если говорить о рынках премиальных продуктов: скажем так, это дизайн для продукции одного сегмента товаров: средний и выше среднего.
Общий вид эволюции дизайна: http://www.drive.ru/images/lib/gallery/2848.jpeg
Пример дизайна модели «до»: http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/26/500e2a.jpg и
http://www.drive.ru/images/lib/gallery/2932.jpeg . Пример дизайна модели описываемого периода: http://www.drive.ru/images/lib/gallery/195746.jpeg и http://www.drive.ru/images/lib/articles/additional/2023251.jpeg Как видно по фотографиям, поколение этого периода - подчеркнуто бионично, прямо противоположно угловатому дизайну ранней модели. Но будет ошибкой сказать, что это не более чем эволюция "старого вида": следующее, нынешнее поколение Е-класса - исключительно угловато и техногенно: http://www.drive.ru/images/lib/galleries/normal/2078876.jpeg и http://www.drive.ru/images/lib/galleries/normal/2441829.jpeg Так что мы говорим именно об определенном тренде, тяге к мягким, природным формам, лишенным остроты и угловатости. К чему это упоминание? Этим примером я хотел подчеркнуть эпоху дизайна, в котором был «сварен» мой подопытный. Это показатель эпохи бионики. Эпохи, породившей форму "Наутилуса". Очень четко обозначается эпоха в сравнении с последующим в двухтысячных возвращению к «взъерошенной техногенности», причем прослеживаться это сравнение будет во всем: от формы смесителей для ванны до автомобильного дизайна, от дизайна компьютерных игр до вида мобильных телефонов. Увы, ограниченный формат работы не позволяет привести больше доказательств этой идеи. Трудно продемонстрировать это на примере непосредственно колонок, потому что их форма в большинстве своей остается все той же: вытянутая коробка, покрытая темной тканью, за которой скрываются конусы динамиков. В этой сфере есть только одна обратная сторона: вариации на тему круга и полкруга. И «Наутилус», как нечто действительно уникальное по форме, но соответствующее своей эпохе по духу.

Смысловая структура продукта дизайна

Онтологический смысл

На этом уровне мы рассмотрим эмоционально-чувственное восприятие вещи, то есть за счет каких средств вещь обращает на себя внимание. В данном случае уместно анализировать форму, цвет, блеск и ритм.

Форма
Формой предмета является круг, но не простой круг, а спираль. Являясь формой, близкой к окружности, она сохраняет психофизические черты полноты и завершенности, но теряет характеристику равновесия и обретает прямо обратное свойство: постоянное движение. Если круг олицетворяет завершенность и стабильность повторения (восход и заход солнца, зима-лето, природные циклы), то спираль норовит «сползти» с намеченного пути, и достичь в итоге определенного центра. С точки зрения мистических символов, этот образ можно рассмотреть как достижения центра мироздания в любом его проявлении, будь то Мировое древо в центре земли или другая ось, вокруг которой вращается мироздание. В этом ключе так же вспоминается интерпретация Дж. Кэмпбеллом древних мифов: Бог «выбрасывает», «исключает» героя из бытия, отправляет в иной мир или просто за пределы мироздания, и там герой приобретает новые способности. Спираль здесь – как символ этого «выбрасывания» из обычного порядка вещей, круга, уход в иной план, изменение. Это и символ эгоизма? Я не уверен в последних утверждения, но вижу в них определенный смысл.

Цвет
Черный, темно-синий и серый как лаковый блеск по черному фону. Н. В. Серов: глубокий синий цвет соответствует покою, уравновешенности, самодостаточности, надежности и стабильности. Гете охарактеризовал синий как «очаровательное ничто». Многие авторы, среди которых Кандинский, К. Кестлин, описывают синий как цвет покоя, способный охлаждать, давать отпор всему яркому и утомляющему. С другой стороны, концентрированность синего на себе, его направленность вглубь, способность увлекать (Гете: «Мы охотно смотрим на синее… потому что оно влечет нас за собою»), может иметь негативные последствия – Кандинский отмечает, что «в синем можно утонуть» (и это многократно усиливается спиральностью конструкции!). Таким образом, синий из «привлекательного ничто» может превратиться в «угрожающее ничто». Серый цвет часто трактуется как посредственность и скука. Замкнутым, самодостаточным, статичным называет серый цвет и Н. В. Серов. Серый цвет, как нечто известное, защищает от чувства хаоса, помогает освоиться с неизвестным и, вместе с тем, позволяет ощутить волнение приобщения к чему-то неосязаемому. В данном случае серый возникает эпизодически – на свету часть металлических поверхностей приобретает серебряный блеск, другая часть – серый цвет. Когда устаешь смотреть на синий и черный блеск, взгляд фокусируется на серой поверхности, как на точке, в которой можно отдохнуть.
Якоб Беме утверждал: «Черный цвет не принадлежит к числу цветов. Он — мистерия. Таинство, которое невозможно понять». Невозможность понимания черного отмечала Элизабет Бремон, считая черный цветом нашего бессознательного, «то есть всего того, чего мы не знаем сами о себе». Виктор Гюго и Рихард Вагнер отмечают близость черного материнскому началу, тьма в этом случае знаменует собой женственное, нелогичное, неподдающееся предсказанию. Черный сопоставлен с опасностью, стихией, с иррациональностью и непознаваемостью будущего времени. Ощущения опасности, тревога, рожденные черным цветом, усугубляются наличием блеска на черной поверхности.

Блеск
Блеск покрытых лаком поверхностей. Самым активным и наиболее привлекающим внимание является именно такой блеск, блеск черного цвета. Появляющийся на стыке процессов поглощения и рассеивания света «черный свет» назван у В.Н. Соловьева «визуальным нонсенсом». При длительном рассматривании предмета от этого блеска устают глаза, и начинает болеть голова. Синий цвет, направленный вглубь себя, способный к поглощению света, в сочетании с блеском получает аналогичную черному амбивалентность. Готовность погрузиться в синий цвет наталкивается на сопротивление блеска, вызывая чувство дискомфорта, неясности, непонимания. Прочие блески практически не улавливаются, возможно, они просто усиливают воздействие черного и синего блеска.

Ритм
Этот предмет, вся конструкция – есть концентрированный ритм. Ритм закручивающейся спирали, черной, мрачной, блестящей спирали, монотонно втягивающейся в саму себя в блеске черного лака. Зрелище в прямом и переносном смыслах головокружительное, если долго наблюдать его. Поскольку к сердцевине спираль кажется скручивающейся более плотно, создается иллюзия внутреннего напряжения, словно вся конструкция стягивается в себя для того, чтобы резко распрямиться.

Функциональный смысл
В данной вещи функциональный смысл играет не главную роль, так как вещь изготовлена в первую очередь для самовыражения владельца, как подтверждение его имиджа и стиля жизни (и обеспеченности, стоит заметить). Но акустическая система выполняет свою первоначальную функцию воспроизведения музыки также хорошо, как и другие более стандартные варианты. Нет, лучше их, потому что инженеры действительно сделали эту модель передовой для своего времени. Функций у «Наутилуса» две: уже названное воспроизведение музыки на высочайшем уровне, - и эстетическая функция организации пространства вокруг себя в доме. С той и другой функцией система справляется блестяще. Однако здесь не все гладко: если «Наутилус» должен выполнять функцию организации пространства в помещении, роль статуэтки, - то он скорее отталкивает зрителя, чем притягивает внимание.

Знаковый смысл
Знаковый смысл «Наутилуса» очень специфичен, так как должен подчеркивать статус владельца, но при этом настолько тяжел и велик, что может находиться только у него дома, то есть показывается посторонним не так часто, как, скажем, дорогие часы, одежда или автомобиль. А много ли людей будут кичиться своим достатком (цена вопроса - 82888,81 евро) перед теми, кто живет с ними? Или часто ли они будут приглашать гостей, чтобы покрасоваться? Особо следует заметить, что данная модель рассчитана на подчеркивание индивидуальности и оригинальности владельца. Также данная вещь показывает высокий социальный статус владельца, ведь это премиальная саунд-система от именитого производителя акустики, да еще и топовая версия, вершина разработок компании, а возможно – и всей сферы? Далеко неоднозначный дизайн может оттолкнуть консервативную публику, поскольку придает «Наутилусу» ореол мрачности и некий паранормальный вид (это связано с совокупностью факторов формы, цвета, спирали, глянца и проч.). Однако невозможно не повторить, что играет эта система потрясающе четко и качественно. То есть с основной своей функцией справляется отлично!

Культурно-исторический смысл
Единственным проявлением этого уровня можно считать акустическую систему в роли символа перехода: от визуального общества - к аудиальному. Это довольно громкое и спорное замечание, однако постоянное наблюдение за моими сверстниками и самим собой позволяет сделать выводы, что наше поколение значительно больше зависит от звукового сопровождения: плееры, наушники в телефоне, айпод, автомобильная акустика, домашняя акустика, шумные музыкальные вечеринки, клубы, музыкальные файлообменники, - все это позволяет говорить об «озвучивании» культуры и общества в целом. Возможно, «Наутилус» будет некоторой исторической вехой в этом процессе, как лучший представитель домашней акустики премиум-класса?

Актуальный смысл
К сожалению, я не могу объективно оценить актуальность этой вещи. Нужны ли домашние звуковые системы? Да. Хорошие звуковые системы? Да. Звуковые системы в виде моллюска ценой в 83 тысячи евро? Нет. Остальное решит вкус покупателя и желание выделиться, - только и выделиться-то столь домашней вещью – не выйдет. Вряд ли эта дорогая игрушка может быть названа модной или не модной, - скорее, она вне этих понятий. Возможно, мы имеем дело с тем случаем, когда что-то очень большое, необычное, чудовищно раздутое с ровного места становится легендой? Однако если рассматривать нынешнюю моду в сфере домашней акустики, то прослеживаются три течения: встраиваемая акустика, когда корпус полностью «утоплен» в стену; подчеркнутая техногенность старой школы, - неприкрытый функционал и простота; и сферические формы. «Наутилус» - в стороне. Но для тех, кто слышит 13 скрипок в оркестре из 12 человек он все равно остается отличным аппаратом.

Знаковый смысл
Вещь статусная, дорогая, капризная, неоправданно завышена цена, с оттенком мрачноватости, как некий темный артефакт – для ценителей. В этом году в Россию уехало лишь 12 «особей» «Наутилуса». Хозяин такой игрушки явно хочет показать себя большим ценителем звука. Да простят меня авторы этой системы, но она – как золотой унитаз, - может быть только знаком нефтедолларовой эпохи. Мне бы хотелось ошибаться и верить, что истинные ценители прекрасного звука от B&W выбрали ее за качество, а не за статус.

Художественно-образный смысл
Наиболее мощный уровень из прочих. Речь идет о том, что разработчики из кожи вон вылезли, чтобы придать акустической системе необычный вид: пусть даже и столь специфический, как панцирь моллюска. Художественность этого хода, его образность, придают «Наутилусу» статус скорее произведения искусства, артефакта, сувенира, чем просто хороших колонок. Однако это же и создает главную проблему: выбор формы остается под большим вопросом. Она слишком неоднозначна. От древних скандинавских мифов о подводных чудовищах, тварях, кракенах и великом змее Ёрмунганде до японских фобий об осьминогах-насильниках и пожирающих людей огромных медузах, мифах об Атлантиде, Бермудских треугольниках, мрачных глубинах, куда не проникает свет солнца, неизвестности, холоде и страхе, популяризованное в последнее время творчество Лавкрафта (Ктулху, древние цивилизации на дне океана); даже в масс-культуре – отвратительная команда «Летучего голландца» Дэйви Джоунса (да и сам осьминог-красавчик) из «Пиратов Карибского моря», - не слишком ли мрачный и нежелательный фон у нашей ракушки?..

Духовно-ценностный смысл
Отсутствует, если вы не техно-хед и не горячий поклонник гаджетов и хай-енда, а по утрам не читаете молитвы Богу-Машине. Увы, это просто отличная акустическая система необычной формы, но не более того. Не стоит воображать и видеть в ней нечто большее. Техника – не цель, а средство.

Личностно-ассоциативный
Очевидно ассоциируется с обитателями мрачных глубин, холодных пластов океана, где сохранились твари, существовавшие до появления человека. Спирали их панцирей и стали образом для «Наутилуса». Меня пугает эта вещь.

Выводы

Анализ смысловых уровней показывает нам идейную «пустоту» проекта: за красивой, шокирующей, мрачноватой оберткой скрывается дорогой пшик. Для кого эта система? Для истинных ценителей звука? Но ведь те же самые компоненты использованы и в более доступных моделях компании. Для желающих покрасоваться? Но перед кем, если система статична и находится дома, в приватной обстановке? Должна ли акустическая система создавать визуальный и аудиальный уют? Да, и она прекрасно играет, но как она выглядит? Слишком много противоречий, выдающих дорогую недоделку. Красивую, но пустую. Спорную, дорогую, эксклюзивную, для любителей китча. Не для всех - не в лучшем из смыслов.

Заключение


После подробного анализа первый шок от вида "Наутилуса" никуда не исчезает, но появляются скептический вопрос: зачем? Выходит, что форма системы не обоснована ничем, кроме капризов дизайнера, никак не влияет на функциональность, но может при этом вызывать дискомфорт из-за нежелательных, скрытых ассоциаций. Допустимо ли это для премиальной продукции? Это противоречит основной задаче домашней звуковой системы: создавать уют (аудиальный и визуальный) в помещении. Однако кому-то стиль системы придется по вкусу. Иными словами, разработчики решили рискнуть в опасном и консервативном сегменте. С одной стороны, это оправдано: ведь обеспеченные люди, желающие чего-то необычного, наверняка отметят для себя дизайн предмета. С другой – слишком много мрачных и нежелательных визуальных ассоциаций. Как отреагируют потребители – с восхищением или отвращением, - зависит от многих субъективным фактов. Я не считаю этот риск оправданным. Перед нами просто очень дорогая, качественная, но спорная игрушка. Создается ощущение, что авторы проекта специально сделали все «назло», ведь часто именно так - против моды, тенденций и даже здравого смысла, - создаются знаковые, легендарные вещи. Увы, в данном случае мы имеем дело со слишком большим количеством спорных моментов, ассоциаций и непродуманностей, чтобы говорить о продукте как о легенде.

Список литературы

  • Быстрова Т.Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна. Екатеринбург, Издательство Уральского университета, 2001.
  • http://www.bowers-wilkins.ru/
  • http://www.taby27.ru/
  • http://wikipedia.ru/

Причина обращения к теме

Причины обращения к теме просты: я ознакомился с линейкой продукции Bowers & Wilkins, когда подбирал себе качественную акустическую систему. Поскольку "Наутилус" является постоянно упоминаемым козырем марки, я не мог не обратить на него внимания. Первое впечатление было шокирующим и очень неоднозначным: должна ли столь дорогая игрушка, столь качественно исполняющая свое предназначение (а звук действительно прекрасный) иметь настолько спорную форму, балансирующую на грани восторга и отвращения? Все эти раковины, моллюски, древние, пугающие формы - имеет ли эта спорная тема право на жизнь в столь консервативном сегменте, как акустические системы? Я решил разобраться с этим.

Данную работу можно предложить

Работа подойдет в качестве руководства для дизайнеров помещений, убеждающих клиента выбрать эту акустическую систему. Может быть использована в качестве развернутого комментария продукта на сайтах дистрибьюторов. С большой натяжкой может быть использована в виде краткого обзора тенденций конца 90х.

Ключевые фразы работы

Nautilus, B&W Nautilus, hi-end, acoustic, hi-fi speakers, философия дизайна, hi-end, А.С.Абрамов

План работы

...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский