Желтый настенный светильник. Автор/фирма-производитель неизвестны. Год создания - 1999.(работа изменена)
Комментарий Т.Ю. Быстровой:
работу выполнил: Шишова Анастасия Игоревна, PR - 501
- Введение
- Первое впечатление
- Рисунок
- Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
- Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
- Основная часть
- Культурологический анализ продукта дизайна
- Смысловая структура продукта дизайна
- Анализ названия или концепта (не обязательная часть)
- Заключение
Введение
Объект анализа
Первое впечатление от данного светильника – что-то несуразное, неприятное. К чему этот торчащий сверху черный провод? Почему его нельзя было сделать менее заметным, например, при помощи цвета или разместить ниже? Тем не менее, нетипичность светильника вызывает интерес, хочется рассматривать все его детали.
Что касается сценария восприятия элементов, то в первую очередь привлекает внимание контраст цветов. Форму замечаю позже. Но когда присматриваюсь к форме, то создается впечатление чего-то завершенного, гармоничного и целостного.
При длительном взгляде на данный предмет устают глаза, создается тревожное настроение. Думаю это связано с цветовым решением светильника.
Первое впечатление
Первое впечатление от данного светильника – что-то несуразное, неприятное. К чему этот торчащий сверху черный провод? Почему его нельзя было сделать менее заметным, например, при помощи цвета или разместить ниже? Тем не менее, нетипичность светильника вызывает интерес, хочется рассматривать все его детали.
Что касается сценария восприятия элементов, то в первую очередь привлекает внимание контраст цветов. Форму замечаю позже. Но когда присматриваюсь к форме, то создается впечатление чего-то завершенного, гармоничного и целостного.
При длительном взгляде на данный предмет устают глаза, создается тревожное настроение. Думаю это связано с цветовым решением светильника.
Рисунок
Рисунок 1: желтый настенный светильник
Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
В поисковой системе Google словосочетание "настенный светильник" встречается приблизительно 18 800 раз. Сопровождается характеристиками "оригинальный" (163 раза), "современный" (7 раз), "классический" (93 раза), "красивый" (55 раз), "уютный" (2 раза), "стильный" (44 раза), "интересный" (1 раз). При запросе «бра» в google, поисковик выдает 1 060 000 страниц, «изысканное бра» - 29 раз, зато в неправильном словосочетании «изысканный бра» - 8 610 раз, «яркое бра» - 260 раз, «уличное бра» - 210 раз, «оригинальное бра» - 547 раз, «бра модерн» - 3 430 раз, «бра хай-тек» - 278 раз, «бра классика» - 63 100 раз, «зарубежные бра» - 521 раз, «отечественные бра» - 67 раз.
Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
Вольтер, услужливо носивший светильник впереди великих мира, этим же светильником освещал и их наготу (Г.Гейне)
Любовь – это светильник, озаряющий Вселенную; без света любви земля превратилась бы в бесплодную пустыню, а человек – в пригоршню пыли (М.Брэддон)
Совесть - это моральный светильник, озаряющий хороший путь; но когда сворачивают на плохой, то его разбивают (Гегель)
Опыт — надежный светильник в пути (Филлипс).
Какой светильник разума коптит!
Благодари Пламя за свет его, но не забывай Светильника, стоящего в тени с постоянством терпения. (Рабиндранат Тагор)
Если вы владеете знанием, дайте другим зажечь от него свои светильники. (Томас Фуллер)
Слабеющая память подобна потухающему светильнику. (Козьма Прутков)
Кто злословит отца своего и свою мать, того светильник погаснет среди глубокой тьмы.(Царь Соломон)
Экономил на светильнике разума и угас. (Валентин Домиль)
Плох тот светильник, который не претендует на роль светоча. (Валентин Домиль)
Светильник его разума сжёг ни один абажур. (Валерий Афонченко)
Для того, чтобы не заблудиться в потёмках чужой души, необходимо пользоваться светильником сочувствия. (Юрий Татаркин)
Так, едва промелькнув, поколенья сменяют друг друга, передавая друг другу, как в беге, светильники жизни (Лукреций).
Когда всходит солнце и для всех разгоняет мрак, ты гасишь светильник, который разгонял мрак для одного тебя (Л.Да Винчи)
Анализ контекстов, в которых упоминается светильник характеризует данный предмет как положительный, связанный с добродетелями (совесть, доброта, любовь, искренность, сила духа). Светильник часто упоминается в контексте религий («….изготовление светильника было предписано Моисею самим Богом» (Библия), «…светильник в нашей традиции символизирует духовную жизнь» (Иудаизм))
Культурологический анализ продукта дизайна
Культурологическая "вертикаль"
Как и любой другой предмет, настенный светильник (бра) имеет свою историю. Очаг являлся самым первым источником искусственного света. Первоначально жилое помещение освещалось одним источником, находящимся в центре. Необходимость в дополнительном боковом освещении возникла с потребностью человека самовыражаться в наскальных росписях. Для этого люди придумали следующее: в щели между камнями устанавливался факел. В Средние века для укрепления факела на плоскости стены стали применяться кованые зажимы. Именно это устройство послужило прообразом бра.
Вообще, Название «бра» произошло от французского слова «bras», что в переводе обозначает «рука». Это значит, что из стены выставляется рука и держит источник света. Появление свечи явилось серьёзным прорывом в области создания новых видов светильников. Свеча породила целую плеяду светильников.
Уже в 17 веке бра или настенные светильники широко использовались для убранства помещений. Люстры дворцовых залов, столовых дополнялись бра, торшерами, выполненными в единой стилистике. Иногда бра как-будто «росли» из лепнины стен. Более того, бра помещали с обеих сторон зеркал, располагавшихся в залах. Светильники половинчатый вид, а в отражении создавалась пространственная иллюзия целого объема. Бра с приглушенным светом (стекло было цветное или молочное ) размещались в спальнях и будуарах. Приглушенный свет будуарного фонарика создавал интимную, уютную атмосферу. Также использовались стенные раздвижные лампы-бра для подсветки картин.
Для анализа желтого бра необходимо понимать, когда возникло подобное стилевое направление.
Во времена Древней Греции, Этрурии и Рима наряду с богато декорированными бронзовыми светильниками в большом количестве изготовлялись масляные светильники из обожженной глины. Для украшения бронзовых светильников использовались архитектурные мотивы, изображения людей и животных, растительные и геометрические орнаменты. Уже в тот период легко заметить много общего в элементах светильников и мебели. Этрусские канделябры, как и мебель, имели опоры в виде человеческих ног или звериных лап. Глиняные масляные светильники, применявшиеся в жилище простых людей, также различны по форме. Однако в них используются лишь мотивы животного и растительного мира и отсутствуют какие-либо архитектурные мотивы.
По мере развития литейного дела в Киевской Руси еще в IX в. изготавливаются медные и серебряные паникадила (многосвечники) и подсвечники.
Сложные и крупные светильники применялись главным образом в церквях, дворцах и домах богатых людей. Они отличались не только размерами, но и великолепной отделкой, применением рельефной резьбы, художественного литья, ценных материалов, росписи, золочения.
С развитием строительства и архитектуры в XVIIIв. появились многочисленные крупные особняки с богатой отделкой интерьера. Все это вызвало необходимость в новых более эффективных светильниках, которыми явились “стенники” и люстры. Стенники представляли собой блестящие медные плоские или вогнутые отражатели круглой, восьмиугольной или фигурной формы с прикрепленными к ним свечниками, которые вешали на стену. Привлекавшие к себе внимание яркие поверхности стенников гравировались, чеканились, украшались узорами и изображениями.
Наиболее совершенными в светотехническом и архитектурном отношении были многосвечные люстры с хрусталем и цветным стеклом. Использование таких маломощных источников света, как свечи, приводило к необходимости создания крупных подвесных светильников с большим числом свечей. Создание единого светящего объема достигалось за счет применения декоративного стекла и, прежде всего, хрусталя. Хрустальная свечная люстра многократно увеличивала число световых пятен, создавала декоративную игру света. В связи с этим необходимо отметить исключительное влияние на развитие светильников становление и совершенствование стекольного производства.
Появление хрустальных светильников совпало по времени с расцветом стиля барокко. Однако наиболее полно художественные достоинства хрусталя раскрылись в период господства рококо, классицизма и ампира.
В середине XVIIIв. одновременно в мебели и в светильниках появляются “гарнитуры” или “комплекты”, состоящие из различных по способу установки изделий, объединенных единым художественным решением.
По мере распространения в Европе фарфора он стал применяться и в декоративных элементах светильников.
В конце XVIII – начале XIX вв. все большее распространение получают светильники, в которых бронза вытесняет остальные материалы, в том числе и стекло.
Важными этапами на пути развития светильников явились создание керосиновых ламп. Широкое распространение керосиновых ламп, а вслед за ними и газовых горелок привело к необходимости в устройствах для защиты глаз от слепящего действия раскаленных частей этих светильников. В качестве таких устройств использовались различные рассеиватели из молочного силикатного стекла, “абажуры”, непрозрачные отражатели и экраны.
Появление электрического освещения в начале 80-х годов XIXв. пришлось на время стилевого хаоса. Стремление буржуазии к аристократической респектабельности своего жилища возродило интерес к антикварным изделиям и привело к возрождению в архитектуре и мебели исторических стилей разных эпох. Однако передовыми художниками и архитекторами того времени уже были начаты интенсивные поиски новых путей, которые привели к возникновению стиля модерн, носившего откровенно декоративный характер.
В электрических светильниках конца XIX в. сразу определилось два направления: конструктивное (легкая, технологическая форма, лишенная какого-либо декора) и декоративное (использование распространенных стилевых форм прошлых эпох и модерна).
К 20-м годам XX в., когда модерн исчерпал себя, тенденции к упрощению форм изделий быстро распространяются по всей Европе. Сдержанно оформляются и светильники. Подвесные светильники с матерчатым абажуром, светильники-чаши плоской формы, кубовидные подвесы-фонарики, настенные светильники упрощенных форм, настольные лампы на тонкой центральной стойке с матерчатым абажуром, лишенные каких-либо украшений, - вот основной ассортимент светильников, применявшихся в то время.
В начале 50-х годов в жилище начинает входить люминесцентное освещение. Наиболее усиленно процесс проходит в Японии, где этот тип источника света как нельзя более органично подходит к традиционным национальным формам светильников, сформировавшимся на протяжении столетий. В настоящее время люминесцентное освещение доминирует в японском жилище.
И как всегда, нововведение начинается с использования старых форм. Первые люминесцентные светильники для жилых помещений повторяют структуру и форму светильников с лампами накаливания. Лишь позже они обретают свои, специфические формы.
Культурологическая "горизонталь"
Потребителями бра, пожалуй, является все население земного шара. Исходя из различных мотиваций (функциональных, имиджевых и т.п.) люди приобретают их в свои дома, также настенные светильники популярны в кафе, ресторанах, библиотеках, нередко на улицах, когда они подсвечивают дома.
Немного о тенденциях в дизайне, которые были популярны в конце 90-х. Их можно свести к следующим направлениям: хай-тек, постмодернизм, архетипы, минимализм.
Характерной особенностью предметов, выполненных в стиле хай-тек, являлось то, что они на первый взгляд производили впечатление откровенно техницистских, конструктивно-рационалистических, однако на самом деле весь их техницизм — некая декорация, чисто символический, формалистический прием.
Разновидность хай-тека – транс-хай-тек, также был довольно популярным течением в то время. Это своего рода хай-тек, увиденный из далекого будущего. Предметы дизайна предлагают перенестись на несколько веков вперед.
В дизайне постмодернизм в основном проявился в проектировании оборудования интерьеров, характерным признаком которых являлось использование орнаментов, активное применение ярких цветов, введение стилистических признаков формообразования прошлых лет, изобразительность и символика форм. Сформировавшись в эпоху преобладания информационных и коммуникационных технологий начала ХХ века, постмодернизм несет на себе печать плюрализма и терпимости. Его характерной особенностью стало объединение стилей, заимствованных из арсенала различных эпох.
Еще одно направление, ставшее характерным для 1990-х годов — минимализм. Создаваемые арт-объекты в стиле минимализм организованы из минимального количества деталей, имеют простую, лаконичную, ясную форму. В цветовых решениях используются монохромные сочетания. Иногда наблюдается отказ от использования цвета. Поверхности изделия делаются матовыми или металлически-матовыми, изредка допускалось введение золота и серебра.
В 1980-е — 1990-е годы развивалось также направление дизайна, получившее название «архетипы». Дизайнеры этого направления в создаваемых ими объектах стремились выявить некую исходную, начальную структуру, первоформу той или иной вещи. Авторы подобных разработок обычно предваряли свою проектную работу скрупулезным анализом истории вещи, особенностей ее функционирования, закономерностей построения ее структуры.
Разнообразные направления искусства XX века, занимающиеся поиском новых форм освоения мира, оказывают влияние на развитие дизайна в области формообразования. Это можно рассмотреть на примере таких течений как поп-арт, оп-арт, минимализм.
Концептуальная идея художников-минималистов о пространственной свободе получила свое развитие в дизайне предметно-пространственной среды, в создании минималистских интерьеров, минималистской мебели. Произведения художников-минималистов - это металлические скульптуры-конструкции, пустые ящики, рамы без картин, разнообразные геометрические формы. Как уже говорилось выше, минимализму характерно минимум деталей, простая, ясная форма. Как правило, в цветовых решениях используются монохромные сочетания.
Направление поп-арт выражало идеи индустриального общества массового потребления, эстетику материального мира вещей в их конкретности и вещественности. Произведения поп-арта создавались из элементов массовой продукции (пивные банки, этикетки, газеты и т.д.). Одно из направлений поп-арта - оп-арт (оптическое искусство). Композиции оп-арта - это организованные комбинации из кружков, линий, точек и пятен, создающие интересные оптические эффекты, пространственные иллюзии.
В поп-арте применяется техника коллажа, фотомонтажа, совмещение их с традиционной живописью. Художники используют разнообразные материалы, комбинируя традиционные материалы с необычными звуковыми, световыми, оптическими эффектами. Композиции создаются соединением объемных муляжей, скульптур с плоскостными изображениями. Этим же соединением живописи и рельефа пользуются дизайнеры интерьеров, создавая эффект превращения объема или пространства в иллюзию. Дизайнеры создают ирреальные, иллюзорные пространства за счет использования графики, живописи на плоскостях стен внутри и снаружи зданий, применения зеркальных поверхностей.
Иногда отделку стен выполняют заодно с полом или потолком, дверями, мебелью, добиваясь создания эффекта слитности, взаимных переходов одного в другое. Чтобы визуально расширить небольшое пространство, добавить количество окон, дизайнеры используют такой прием, как фальшивое окно, сделанное из зеркала. Для организации таинственного, пульсирующего пространства, для создания игры света и тени размещают световые элементы в потолке, полу, стенах, мебели, в предметах интерьера.
Для отделки интерьеров иногда применяются необычные материалы, такие, как раскрашенные ракушки, стеклянные бутылки, осколки фарфора, зеркала, стекла. Поп-арт оказал влияние на визуальную культуру, на развитие дизайнерских средств и приемов формообразования.
Смысловая структура продукта дизайна
Онтологический смысл
Форма: анализируемый светильник имеет форму овала. Если обратиться к символике геометрических форм, то основные характеристики, передаваемые данной формой – это бесконечность, неограниченность, а также «целостность, наполненная потенциальными изменениями» (Т.Ю. Быстрова, "Вещь.Форма.Стиль"). Небольшой разрез в основании светильника не препятствует восприятию целостности формы, так как человеческий глаз самостоятельно достраивает овал. Более того, он специально сделан так, чтобы максимально замаскировать себя (одна часть входит в другую).Круг, овал чреваты раскрытием, в них просматривается будущее, не отрицая настоящее.
Пустота: Форма наполнена пустотой, которая придает предмету жизни: внутри овала скрыта энергия, которая вот-вот выйдет наружу.
Прозрачность: у данного предмета нет никакого намека на прозрачность. Наполненная энергией форма закрыта. Это стимулирует интерес к познанию формы и того, что скрыто внутри нее. Это заставляет человека достраивать, домысливать внутреннее наполнение данного предмета.
Цвет: желто-черное сочетание – это, так называемое, сигнальное сочетание. Как правило, сигнальные цвета используют для важных поясняющих надписей/сообщений: обозначение предметов, действий, несущих опасность для здоровья и жизни человека. Данное сочетание выбрано не спроста, ведь именно черно-желтое сочетание считается самым опасным, тревожным в природе: тигры, осы/пчелы, некоторые виды змей имеют именно такой окрас. Отмечу, что цвет не просто желтый, он почти неоновый ,что еще больше подчеркивает важную деталь предмета.
Ритм: рассматриваемый светильник – это вертикальная вещь с расширением к низу. Светильник сделан из плотного пористого пластика, приятного на ощупь. При ветре, соприкасаясь со стеной, он покачивается и создает приятный звук.
Черный провод – основа данного светильника. Во-первых, именно он создает форму в таком виде (желтый лист сгибается и закрепляется черным проводом). Это максимально упрощает структуру светильника, ведь больше не требуется дополнительных элементов. Во-вторых, черный провод делает светильник светильником, ведь он представляет собой гнездо для электрической лампы с одной стороны и розетку с другой. Иногда неважные на первый взгляд детали задают основу «жизни» предмета.
Функциональный смысл
Как говорит обладатель данного светильника – это та вещь, которая позволяет взглянуть на ситуацию с другой стороны. Также владельца привлекает возможная вариативность светильника, а именно его декорация различными рисунками, которые потом легко стираются влажной тряпкой.
Большое достоинство данного светильника - минимум деталей. Собрать его очень просто: свернуть желтую пластину и закрепить форму черным проводом. Пластик крепкий и добротный, даже если прогнуть форму - она восстановится. Благодаря материалам светильник очень легкий.
Пыль плохо оседает на поверхности светильника, а если даже и оседает, то ее почти невидно.
Так же за счет материала не нагреваются поверхности, находящиеся под светильником.
Черный провод задает неудобства: задевает голову (если он помещен над кроватью, диваном, креслом). Но это сделано целенаправленно, ведь данный светильник рушит стереотипы о типичной структуре и раскрывает значимость неважных, на первый взгляд, деталей. Задаваемые проводом неудобства, таким образом, приковывают внимание человека к нему.
Знаковый смысл
Данный светильник подчеркивает незаурядность, индивидуальность владельца. Потребители данного товара - молодежь, либо представители творческих профессий: художник, музыкант, поэт, дизайнер, актер.
Духовно-ценностный смысл
Потребители данного предмета – образованные люди. Они ценят светильник не за его функциональность, а за то, что он вдохновляет, позволяет взглянуть на мир по-другому, рушит стереотипы. Эти люди всегда имеют свою точку зрения. Потребители такого светильника - нерелигиозны, так как желто-черное сочетание – самое тревожное и опасное. Здесь, думаю, уместно сказать о постмодернизме. А. Тойнби в книге «Постижение истории» придавал данному направлению культурологический смысл: постмодернизм символизирует конец западного господства в религии и культуре.
Культурно-исторический и культурно-символический смыслы
Свет – основа жизни. Благодаря солнцу зародилась жизнь на земле. Более того, светильник - это отображение Бога по Библии. Это обуславливает следующий символ - яйцо. У яйца очень богатая символика. Остановимся на основных характеристиках.
Яйцо - один из первых религиозных символов, в зародыше которого заключено все, что когда-либо будет создано. Это символ плодородия и вечности. В случае с рассматриваемым светильником я провожу параллель с рождением нового века, а также с формированием нового взгляда на мир. Хочу отметить парадоксальность данного предмета, так как выше я отмечала, что потребителями данного бра могут быть люди нерелигиозные, так как у него самое агрессивное сочетание. Тем не менее, образ яйца, бесспорно, является религиозным образом.
Актуальный смысл
Светильник находится в русле современных течений. В настоящее время популярен минимализм: минимум цветов, четкость композиции, предельная простота оформления, работа большими плоскостями, четкие геометрические фигуры. Наиболее популярные материалы в минимализме: стекло, металл, дерево, бумага, пластик.
Рассматриваемое бра состоит из 2 деталей: желтой пластины и черного провода. Форма – овал с расширением к низу. Цвета: черный и желтый. Материал: пластик и резина. Отсутствие декора. Все вышеперечисленное отвечает требованиям минимализма.
Личностно-ассоциативный смысл
Данный предмет вызывает у меня чувство объема, мягкости, теплоты. Ассоциируется с резиновой грелкой, наполненной водой, создает чувство упругости и тепла.
Художественно-образный смысл
Анализируемый светильник художественный образ в себе не содержит.
Выводы
Проделанная работа изменила мое отношения к вещам. Я поняла, что в каждой из них нет ничего случайного. Вещи - это особая коммуникация, способ познания мира.
Заключение
Первое впечатление в чем-то оказалось верным (тревога от цветового сочетания, принятие целостной и гармоничной формы). Конечно, оно дополнилось многими деталями, которые нельзя считать с первых минут. Я поняла основную идею данной вещи. Увидела, как все элементы работают в комплексе. Теперь данный светильник имеет для меня совершенно иную ценность.
Список литературы
- 1. Быстрова Т.Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна. Екатеринбург, 2001
- 2. Драгунский В.В. Цветовой личностный тест: Практическое пособие. – Мн.: Харвест, 1999. – 448 с.
- 3. www.interiordesign.net
- 4. www.personsky.ru
- 5. www.svetnadom.ru
- 6. www.wikipedia.ru
- 7.http://belorus.by/articles/vliyanie_sovremennogo_iskusstva_na_dizayn-proektirovanie.htm
- 8.http://www.partal.by/publications/19.html
-
Причина обращения к теме
Желтый настенный светильник - любимый предмет моего отца. Меня же данное бра,наоборот, раздражает. Несмотря на девятилетнее соседство до сих пор не могу его принять.
Данную работу можно предложить
Я считаю, что данную работу можно предложить магазинам, занимающимся осветительными приборами (продажа, выполнение индивидуальных заказов) в качестве информации для грамотной подачи рекламно-информационных материалов, а также для грамотной разработки вещи при выполнении индивидуального заказа. Данную информацию можно разместить в специализированных печатных и интернет-издания с целью формирования у людей нового отношения к предметам.
Ключевые фразы работы
философия дизайна, настенный светильник, бра, освещение
План работы
- Введение
- Первое впечатление
- Рисунок
- Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
- Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
- Основная часть
- Культурологический анализ продукта дизайна
- Смысловая структура продукта дизайна
- Анализ названия или концепта (не обязательная часть)
- Заключение
но не вещь.
Иосиф Бродский