Записная книжка. Производитель неизвестен. Италия (2007).
Комментарий Т.Ю. Быстровой:
Оценка хорошо, комментарии как-то не приходят. Очень слабый контент-анализ.
работу выполнил: Черкашева Ксения Андреевна гр. 502
- Введение
- Первое впечатление
- Рисунок
- Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
- Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
- Основная часть
- Культурологический анализ продукта дизайна
- Смысловая структура продукта дизайна
- Анализ названия или концепта (не обязательная часть)
- Заключение
Введение
Объект анализа
Для анализа я выбрала записную книжку, которая явилась для меня неожиданным подарком. С виду книга напоминает обычную, только у нее пусто внутри и нет названия.
С первого взгляда взятая мной для анализа книга привлекла своей сдержанностью и простотой. Сразу захотелось поставить ее отдельно от всех вещей, убрать с общей полки для книг, потому что эта книга «другая». Она сочетает в себе сдержанность и легкомыслие, как девушка, которая хочет казаться взрослой. Она заинтриговала меня.
Сперва, я к ней боялся прикоснуться и испортить, начав писать что-то внутри. Прошло много времени, прежде чем она начала заполняться содержанием. До этой записной книжки, я не предполагала, что к вещи можно долго привыкать и осмысливать, насколько мы друг другу подходим.
Первое впечатление
Для анализа я выбрала записную книжку, которая явилась для меня неожиданным подарком. С виду книга напоминает обычную, только у нее пусто внутри и нет названия.
С первого взгляда взятая мной для анализа книга привлекла своей сдержанностью и простотой. Сразу захотелось поставить ее отдельно от всех вещей, убрать с общей полки для книг, потому что эта книга «другая». Она сочетает в себе сдержанность и легкомыслие, как девушка, которая хочет казаться взрослой. Она заинтриговала меня.
Сперва, я к ней боялся прикоснуться и испортить, начав писать что-то внутри. Прошло много времени, прежде чем она начала заполняться содержанием. До этой записной книжки, я не предполагала, что к вещи можно долго привыкать и осмысливать, насколько мы друг другу подходим.
Рисунок
Рисунок 1: Записная книжка
Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
В поисковой системе Yandex словосочетание записная книжка встречается на 10 млн. страниц. Чаще всего записная книжка сопровождается такими характеристиками, как "удобная" (3 млн. стр.), "эксклюзивная" (903 тыс. стр.), "кожаная" (844 тыс. стр.), "стильная" (583 тыс. стр.), "долговечная" (34 тыс. стр.)
Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
О книге сказано очень много и в разные времена, конкретно, о записной книге намного меньше. Пословицы и поговорки про книги известны каждому школьнику:
• Глядит в книгу, видит фигу.
• Что написано пером, то не вырубишь топором.
• Книга – друг человека.
• Книга книгой, да и своим умом двигай.
• Книга мала, да ума придала.
• Пишут не пером, а умом и др.
Культурологический анализ продукта дизайна
Культурологическая "вертикаль"
Не имеет смысла уделять большого внимания значению книги в истории человека. До сих пор книга остается одним из самых выразительных, актуальных и ведущих средств массовой коммуникации. Книга начала свое существование, когда человек захотел выражать свои мысли, и с той поры развитие человечества неразрывно связано с книгой.
Суть и смысл книги с самого ее рождения не менялся. Это источник знаний, носитель информации и опыта. Менялась только ее форма. Пергамент, античные свитки постепенно были вытеснены привычными нам книгами со страницами.
Сегодня, во время информационной революции, появился новый тип книг – электронные книги. Последствия этого трудно предсказать, но одно можно сказать точно – доступ к информации ещё никогда не был столь простым.
Но в своей работе я говорю не о книге, которая произошла после Гуттенберга с появлением печати. Первообразом моей записной книги, скорее, является рукописная книга – манускрипт.
После падения Римской Империи происходит общий упадок культуры, практически прекращается книготорговля, и производство книг переходит в монастыри. Именно там, в течение долгих веков она приобретала тот внешний вид, какой мы привыкли понимать под современной книгой: ирландские монахи изобрели пробелы, в Европе книги стали писать за столом самостоятельно (раньше это делали под диктовку), появлялись знаки препинания. В VI-VII века в монастыре могло быть не больше 20 книг, при этом они тщательно переписывались, хотя общая грамотность среди монахов была невысокой. Уже к IX веку количество книг, которое можно было бы считать крупной коллекцией равнялось 500 экземпляром, в некоторых монастырях насчитывалось до 2000 книг.
Манускрипты часто украшали орнаментом, иллюстрациями, миниатюрами, декоративными рамками. Процесс изготовления книги был трудоемким, и монахи старались сохранить свои труди, обтягивая обложку кожей. Также книга отличалась индивидуальностью и обычно ее украшали драгоценностями или золотом.
К XIII веку с появлением библиотек, университетов, появился новый формат книг, новые техники, которые позволяли быстрее копировать книги, а значит, они становились менее детализированными и простыми. Производство книг переходит от монастырей к городским ремесленникам, поскольку первые не могут справляться с возросшим количеством запросов.
Поздняя культура манускриптов датируется примерно концом пятнадцатого века и характеризуется стремлением к единообразию и более тщательному оформлению книг. Примерно в 1470 году от рукописной книги переходят к печатному варианту. И хотя внешне они практически не различались. Прообразом моей записной книжки я буду все считать именно манускрипт конца XV века. На примере иллюминированного манускрипта, посвященного рыцарским соревнованиям. http://www.e1.ru/fun/photo/view_pic.php/p/b61fd09d96215bfd97e9ae9101837cd3/view.pic
История записной книжки насчитывает не одно столетие. Моя записная книжка была произведена в Италии, что имеет свои особенности. XV век для Италии – это время ее процветания. Богатая Италия заслужено гордилась традициями и расцветом ремесел. Это время, когда творили Мазаччо, Боттичелли, Тициан, в начале XVI века Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль. Это было время гениальных людей, которые знали, более того во многом создали взгляд на красивые вещи. Именно в Италии и Франции зарождается традиция из простых повседневных вещей делать произведения искусства. Записная книжка не является исключением. Первые фирмы по производству записных книг зародились именно в этих странах, хотя и позднее, чем в XVI веке.
С одной стороны, записная книжка это обычная письменная принадлежность, но с другой, она с самого начала существования была не просто необходимостью, часто отражая индивидуальность своего владельца. Есть специальные книги для музыкантов, журналистов, путешественников, актеров, в общем, для людей творческих.
Культурологическая "горизонталь"
Культурологическая горизонталь.
Потребитель такой вещи, как данная записная книжка, должен быть творческой личностью, желанием излагать свои мысли на бумаге. Вряд ли такую вещь приобретет человек, которому необходимо делать деловые ежедневные записи или заполнять контакты. Она не удобна в использовании ее в качестве ежедневника. Скорее всего, как раз в данном случае такая вещь может стать личным дневником.
Также можно сказать, что перед нами женская вещь, стоит только обратить внимание на закладку в форме цветка. Хотя без этой закладки «определить пол» этой книги было бы трудно. Книга заявляет об определенном статусе владельца: невооруженным взглядом видно, что она выполнена из натуральной кожи.
Потребитель этой вещи должен быть скорее интровертом, поскольку держит все самое ценное и яркое внутри. Я еще раз подчеркну, что внешне книга довольно сдержана, практически лишена деталей.
Поскольку книга была мне подарена, то мне не известен ее производитель. Точнее, в ней указано, что это итальянская марка, основанная в 1931 году, Флоренция, но найти какую-либо информацию о ней мне не удалось.
Смысловая структура продукта дизайна
Онтологический (бытийный) смысл.
Несмотря на свою простоту оформления, книга производит довольно сильное впечатление. Я всегда, в первую очередь, чувству, вещь на ощупь. Вообще самое больше впечатление от вещи мы получаем через тактильные и зрительные ощущения.
Этот дневник выполнен из натуральной кожи, он абсолютно гладкий и мягкий. Из этого же материала сделана закладка, завернутая в форме цветка, от нее пахнет кожей.
Ни одной лишней детали в этой книги, все лаконично, просто и сдержано. Она не однотонная, но смешивает еле уловимые разные оттенки коричневого цвета. Известно, что коричневый цвет практичности, он «естественен, но серьезен…коричневый, как бы привязывает человека к месту на котором он стоит, к настоящему, к земле, поэтому его метафорические и символические значения часто связаны с прагматизмом, здравым смыслом, а также натуральностью и соприродностью» . Это сложные оттенки, которые тем немее прекрасно сочетаются с формой. Данная записная книга имеет четкую форму четырехугольника. В ней нет противоречивых элементов, создается ощущение порядка, сдержанности, завершенности.
Гегель впервые заговорил о форме книги и разделил ее на внутреннюю и внешнюю. Переплет, обложка, закладка – не имеют ничего общего с содержанием записной книжки. Записная книжка внутри – совсем иная, чем снаружи и ее внутреннюю форму определяет структура текста. В данном случае, если внешняя форма способна донести часть информации до своего владельца, то внутренняя форма, по сути, и есть ее владелец. Уникальность книги как сотворённого человеком объекта в том, что помимо физической формы и характеристик она имеет интеллектуальное содержание.
Определенную динамику создает рисунок, выполненный уже на бумаге по бортам книги. Довольно распространенный прием, особенно на книгах, претендующих на высокий социальный статус владельца. Обычно края покрыты золотом. Но в данном случае, можно увидеть разноцветные полосы, издалека напоминающие хаотичный рисунок разноцветными ручками. Но в целом, эти волнообразные линии и задают определенный, особый характер вещи, она становится не столь консервативной и скучной, как может издалека показаться на первый взгляд.
Совокупное впечатление от вещи остается вполне гармоничным. Ощутив всеми возможными органами чувств эту записную книжку, я не обнаружила противоречий или неприятия ее с моей стороны.
Функциональный смысл.
Безусловно, вещь должна нести за собой определенное предназначение, отвечать потребностям человека, служить ему. В случае с записной книжкой основной ее функцией является – заполнение ее владельцем необходимой информацией. Подчеркну, что если раньше рукописная записная книжка была необходимостью, то сегодня с развитием электронных технологий без нее вполне можно обойтись.
Тем не менее это полезная и практичная вещь. Электронный диск служит десять лет, информацию в компьютере может погубить вирус, а записные книжки Ахматовой, Пушкина, Гоголя доступны ценителям до сих пор. Это долговечная вещь, в чем заключается одно из ее главных удобств.
Минимальное количество деталей тесно связаны с вещью и не создают дисгармонии. Даже закладка, которая, по сути, легко отделается от книги, является неотъемлемой ее частью, кроме того, этой закладке принято там быть. Производитель книги знаком с тем, что иметь личный дневник без закладки, это практически дурной тон.
Неудобство данной записной книжки состоит, в первую очередь, в ее размерах. С одной стороны, ее размеры вполне соответствуют стандартным, с другой, она большая и тяжелая для того, чтобы брать ее в дорогу или перемещать на дальние расстояния. Во-вторых, есть определенное неудобство при ее заполнении. Тесный переплет сдавливает страницы так, что невозможно писать, если крепко не придерживать сгиб второй рукой. В общем, как любая новая толстая книга, она сразу захлопывается. Держать постоянно руку в напряжении и при этом писать второй довольно неудобно.
Подобную записную книжку можно было бы использовать не только для личных заметок. Конечно, суть книги останется всегда, но содержание может быть совершенно разным: деловые записи, кулинарные рецепты, дневник, стихи… - все что угодно может принадлежать этой книге.
Знаковый смысл.
Записная книжка - вещь интимная. В данном случае этот факт - правда в полной мере: никто не знаком с ее содержанием и редко кому она демонстрируется даже издали. Поэтому нельзя сказать, что данная вещь призвана громко заявлять о статусе своего владельца. Это роскошь заметная только человеку, владеющим ей, но именно это создает ему комфорт и ощущение индивидуальности. Такая книга в какой-то степени отсылает в прошлое, ведь сегодня принято пользоваться электронными записными книжками. Но владелец этой вещи не старомоден, он обращен к себе, к своему внутреннему «я». Он как бы намекает, что увидеть эту книгу может только тот, кто достоин его, кто способен его понять. Эта вещь может принадлежать гармоничному, консервативному, сдержанному человеку. Еще дело в том, что хорошая записная книжка должна вдохновлять к творчеству, она может быть даже якорем, при виде которого хочется творить.
Аксиологический (духовно-ценностный) смысл.
Духовно – ценностный смысл вещи подразумевает под собой соответствие продукта дизайна с моральными и нравственными, мировоззренческими и эстетическими ценностями владельца.
В том, чтобы писать от руки есть особый интерес, особенно в эпоху, когда все делается на компьютере. Делая наброски на листах такой книги, хочется, чтобы время остановилось, все делается аккуратно, не торопясь. Что можно в таком случае сказать о владельце? Что это сформированный, аккуратный человек. Если учесть, что в содержание этой книги заполнено личными сочинениями, то, безусловно, владелец – творческая личность.
Можно сказать, что владелец этой книги редко готов к переменам, он довольно устойчив в своем выборе, консервативен и однозначен. Но интригу добавляет орнамент по бокам книги, а также веселая закладка. Кажется, что хозяин такой книги может быть даже религиозным и закрытым человеком. Об этом говорит отсутствие многообразия деталей, довольно практичные цвета, внешняя сдержанность книги.
Если бы эта книга была не подарком, а личным приобретением, можно было бы смело говорить о социальном статусе владельца, как о завидном. В данном случае, это, пожалуй, больше желаемое, чем действительное.
Актуальный смысл.
Осознавая в целом, что потеря актуальности записной книжки, пожалуй, это лишь вопрос времени, дизайнер не стремился к тому, чтобы она попала в волну модных тенденций. В данной вещи можно говорить о стабильности и норме. Это практичная вещь и дорогая, что, возможно, в наше время важно уточнить, поскольку часто удобство и цена находятся по разные стороны баррикады.
Эта вещь с учетом той функции, которую я в нее вкладываю, переживает процесс старения, внешне она «соответствует своему возрасту», она не стремиться выглядеть моложе, а принадлежит к классическому представлению о книге. Именно такое независимое отношение к последним модным тенденциям и подкупает. В данной записной книге в первую очередь интересно именно то, что она не торопиться за временем. Она выглядит, как старая вещь и в то же время, эта искусственно-созданная старина создает определенную гармонию вещи и намекает на статус ее хозяина.
Культурно – исторический и культурно – символический смыслы.
Как уже было написано ранее, записная книга являет своим прообразом манускрипт. И хотя история с печатным станком, появлением широкомасштабных издательств, книжных магазинов, интернета, должна была уже давно вытеснить записную книжку, как личный дневник из бытия человека. Тем не менее, эта вещь продолжает существовать, только, вероятно, приобретая другой смысл в истории человека.
Теперь это не необходимость, а предмет, сообщающий об оригинальности владельца, о причастности даже его к определенному элитарному кругу ценителей такого образа жизни. Эта вещь обращает нас назад в прошлое, а не в будущее, даже своим внешним видом. С одной стороны, она выполнена современными технологиями, с другой, отсылает нас к старым традициям. Престижная вещь часто отсылает нас в старину.
Поскольку такая книга должна подчеркивать оригинальность владельца, то она выпускается ограниченным тиражом, что так же обращено в прошлое, в котором Ван Гог, Оскар Уайльд, Хемингуэй лично заказывали такие книги, существующие в одном экземпляре.
Кроме того, стремление человека обращаться к себе, к саморазвитию и изложению собственных мыслей, еще долго не уберут с прилавков такой дизайнерский продукт, как записная книга.
Личностно – ассоциативный смысл.
Сильный интерес к литературе, личные романтические представления о судьбах писателей и о том, как их перо (ручка, карандаш) оставляло свой след в истории, безусловно, приводят к определенного рода ассоциациям. Но скорее, эти ассоциации связаны с собственной мечтой и желанием приблизиться к этому духовному миру.
Отсюда ассоциации с прошлыми временами, с глубоким миром писателя и неисчерпаемых возможностей литературы. Честно, эта записная книжка не ассоциируется у меня с детективами Дарьи Донцовой, она располагает к более серьезному содержанию.
Художественно – образный смысл.
«Наличие художественной образности вовсе не обязательно для вещей, хотя само по себе способно придать им дополнительную выразительность и самобытность» .
Нельзя сказать, что художественный смысл взятой мной для анализа записной книжки прост и понятен. По сути, она не являет перед собой что-то сверхъестественное, вроде петуха-самовара. Напротив, образ, форма книги вполне совпадают с самыми классическими представлениями о книге. С другой стороны, когда речь шла о функциональности, то я отмечала, что слишком упругое теснение мешает заполнению пустых листов. Таким образом, образ книги все же мешает ее функциональности.
Выводы
В целом, хотелось бы сделать вывод, что особых противоречий в смыслах я не выявила. Можно отметить, что есть нарушение в связи между смыслами функциональным и художественно-образным, поскольку создается определенное неудобство при заполнении книги. Но по другим параметрам записная книжка гармонична и удобна.
Так же прошу обратить внимание на предложенную по ссылке схему.
http://www.e1.ru/fun/photo/view_pic.php/p/334a4ae5e0ff6471b1be673cd1d02f77/view.pic
Заключение
Ознакомившись с историей, с предпосылками возникновения записных книг, с особенностью их оформления, я поняла, что дизайнер, создававший мою записную книжку, поддерживает традиционное представление о своем продукте.
Следует отметить, что мои первоначальные впечатления были обоснованы и закреплены связкой смыслов, которые открыли новые грани любимой вещи.
Список литературы
- 1) Быстрова Т.Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна. Екатеринбург, Издательство Уральского университета, 2001.
- 2) Шиффман Х.Р. Ощущение и восприятие. СПб.: Питер, 2003.
- 3) Корн И. Шедевры мирового искусства. Минск: Белфаксиздатгрупп, 2000.
Причина обращения к теме
Данную работу можно предложить
Журнал "Private banking", компаниям, издающим сувенирную продукцию (Прагматика, Черкасов, Krik Centre).
Ключевые фразы работы
Записная книжка, дизайн, история записной книжки, смысловая структура записной книжки
План работы
- Введение
- Первое впечатление
- Рисунок
- Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
- Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
- Основная часть
- Культурологический анализ продукта дизайна
- Смысловая структура продукта дизайна
- Анализ названия или концепта (не обязательная часть)
- Заключение
но не вещь.
Иосиф Бродский