«Хрущевский холодильник» в кв. 41 по ул. Степана Разина,28 (1962г.)
Комментарий Т.Ю. Быстровой:
Представляется, что вы не обратили внимание на главную формальную особенность: наличие внутреннего полого пространства в степени, т.е. отсутствие внешних поверхностей. Тогда все рассуждения про шкаф - неправомерны. Архетип пещеры - вот что здесь нужно. Исторический смысл, естественно, вырастает из связи с хрущевками и 1960-ми, советским бытом и проч. Оценка хорошо.
работу выполнил: Никифорова Юлия Владимировна, 502-PR.
- Введение
- Первое впечатление
- Рисунок
- Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
- Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
- Основная часть
- Культурологический анализ продукта дизайна
- Смысловая структура продукта дизайна
- Анализ названия или концепта (не обязательная часть)
- Заключение
Введение
Объект анализа
Про «хрущевский» я впервые услышала от подруги, когда та попросила достать из него баночку варенья. Сначала ее просьба ввела меня в легкий ступор. Затем оглядев кухню, к своему удивлению, я обнаружила шкаф под окном. Удивление мое было вызвано тем, что, бывая у подруги довольно часто, раньше я этот шкафчик не замечала. Причем это был именно шкафчик, что меня поразило вдвойне! (При его небольших размерах, довольно большая вместительность разных баночек и скляночек). В целом чувства, оставшиеся после взаимодействия с этим предметом, были неоднозначны. С одной стороны – эйфория от эффекта неожиданности, с другой – ощущение дискомфорта: неудобство, неловкость, скованность в движении. Противность (в смысле нахождение против чего-нибудь; некое противостояние).
Первое впечатление
Про «хрущевский» я впервые услышала от подруги, когда та попросила достать из него баночку варенья. Сначала ее просьба ввела меня в легкий ступор. Затем оглядев кухню, к своему удивлению, я обнаружила шкаф под окном. Удивление мое было вызвано тем, что, бывая у подруги довольно часто, раньше я этот шкафчик не замечала. Причем это был именно шкафчик, что меня поразило вдвойне! (При его небольших размерах, довольно большая вместительность разных баночек и скляночек). В целом чувства, оставшиеся после взаимодействия с этим предметом, были неоднозначны. С одной стороны – эйфория от эффекта неожиданности, с другой – ощущение дискомфорта: неудобство, неловкость, скованность в движении. Противность (в смысле нахождение против чего-нибудь; некое противостояние).
Рисунок
Рисунок 1:
Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
В поисковой системе Yandex словосочетание "хрущевский холодильник" встречается на 21 000 страниц. На 15 000 страниц название предмета сопровождается словом «старый», на 12 000 – упоминается с банками. 3239 страниц выдают словосочетание «хрущевский холодильник с вареньем» и 6965 – с картошкой.
Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
«Мама, почему холодильник трясется? он что, мерзнет?» (Анекдот)
«Его натощак не обойдешь» (Загадка)
«Холодильник пошумит и отдыхает, она же могла это совмещать» (Афоризмы про женщин)
«Переустановка Windows - как разморозка холодильника: помогает, но ненадолго» (Анекдот)
«Вы имеете в виду тот холодильник с бородой, что поставили напротив Большого театра?» (комментарий Фаины Раневской на вопрос: «Вы видели памятник Марксу?»)
Культурологический анализ продукта дизайна
Культурологическая "вертикаль"
Поскольку под «хрущевским холодильником» принято считать «специфический встроенный шкаф типа чулана для хранения продуктов под окном кухни «хрущёвки»», то логично искать первообраз от определяющего слова «шкаф». Первоформой шкафа является сундук, перевернутый набок. Однако, учитывая встроенное положение «хрущевского холодильника», можно провести параллель с погребом. Так погреб, согласно словарю Даля, – это заглубленное в землю сооружение для круглогодичного хранения продуктов. Погреба сооружались под жилыми домами или строились как отдельно стоящие хозяйственные постройки.
Из такого понимания термина «погреб» важным будет следующее: сооружение для хранения продуктов, заглубленное во «что-то» и построенное под «чем-то». Значит, первообраз погреба будет не только полностью соответствовать форме анализируемого предмета, но и отражать его функциональные особенности.
Культурологическая "горизонталь"
Чтобы определить границы культурного пространства данного продукта дизайна, необходимо дать краткую характеристику тому временному отрезку, к которому он относится. Уже из названия очевидно, что анализируемый предмет был спроектирован в период правления Никиты Сергеевича Хрущева. Если быть точным, то бум строительства жилья нового типа возник со второй половине XX века и продолжался вплоть до 1985 года. А началось все с постановления правительства ЦК КПСС от 4 ноября 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Идея дешевого жилья для одной семьи, по слухам, пришла Хрущеву после одного из визитов в дружественную страну, где он подсмотрел идею жилья для всех. Постановление предписывало к 1956 году разработать типовые проекты, призванные резко удешевить строительство жилья. Надо сказать, что эти годы начало первого послевоенного бэби-бума, время, когда многие колхозники наконец-то получили паспорта и приехали в столицу работать по лимиту, а значит, перед властями встал существенный вопрос: где людей селить?
Далее на итоговом всесоюзном конкурсе проектов 1958 года Хрущеву понравилась разработка В. П. Лагутенко, руководителя первой мастерской Моспроекта. Она позволяла строить дома быстро, качественно, дешево.
Таким образом, массовое строительство велось под девизом "каждой семье маленькое, но свое". Конечно, оно двигалось быстрыми темпами, но заключало в себе много недостатков. Так, например, стены пятиэтажек плохо держали тепло, а толщина межкомнатных перегородок составляла всего 4 сантиметра. В связи с этим фактом в народе распространилось выражение «хрущевский холодильник», характеризующее всю квартиру из-за низкой теплоизоляции.
Что же касается непосредственно самого шкафа под окном, то этот предмет дизайнерского проектирования был обусловлен именно спецификой того периода: ведь в те годы холодильник являлся роскошью. В начале 1960-х лишь каждая двадцатая семья строителей коммунизма могла позволить себе такое богатство. Рабочий же класс довольствовался тем, что ему предоставило государство: «хрущевский».
Не стоит забывать и про интенсивную миграцию населения в те годы из колхозов и деревень. Переезжая из сельской местности в город, людям нужны были адаптационные механизмы к новой среде. Одним из таких механизмов стал «хрущевский». Выполняя свою основную функцию, он ассоциировался у людей с погребом, чуланом, где они ранее хранили свои съестные запасы.
Смысловая структура продукта дизайна
Прежде чем начать анализ смысловых уровней «хрущевского холодильника», хотелось бы отметить его сопричастность к кухонному интерьеру: он должен вписываться в общий контекст кухни, которая устроена по законам тепла, уюта и гармонии. Поскольку она относится к территориальным владениям женщины, как хозяйки и хранительнице домашнего очага.
Итак, первый смысловой уровень – онтологический. Его сущность можно выяснить благодаря анализу предмета по следующим критериям: форма, цвет, фактура, материал, ритм, блеск, движение.
Форма. Простая форма, лежащая в основе «хрущевского холодильника», – это четырехугольник. Вещь квадратной формы мы можем воспринимать двояко – как деструкцию, угрозу, разрыв или как порядок. В данной ситуации преобладает первое. Поскольку вполне очевидно двоичное деление целостности предмета (у шкафа две дверки).
В то же время в большинстве архаичных культур квадрат является символом земли. В этом плане использование материала (дерева), из которого сделан «хрущевский холодильник», и квадратной формы весьма органично.
Что касается материала, то выбор также сделан удачно. Даже, несмотря на использование неоднородных средств (дерево и металл), объект воспринимается хорошо. Это объясняется количественным превосходством «живого материала» над «неживым».
Теперь обратимся к цвету. «Хрущевский холодильник» выкрашен в белый. Это с одной стороны вроде бы соответствует законам логики, но с другой – вызывает чувственное противоречие. Причины такого дуализма кроются в неоднозначном восприятии цвета на разных поверхностях. Согласно семантике цвета, белый – холодный, отражающий свет, отдающий тепло. На рациональном уровне он идеально подходит для холодильника, основная функция которого – морозить, охлаждать. В тоже время белый может быть открытым, коммуникабельным. В анализируемом предмете это свойство проявляется на иррациональном уровне благодаря сочетанию цвета с фактурой. Воспринимая его на деревянной поверхности, человек ощущает тепло, некий магнетизм (имеется в виду: притяжение однородных предметов). Однако эти ощущения могут меняться в зависимости от специфики материала. Так, например, тот же цвет, нанесенный на металл, подчеркивает его холодность и «неживую природу». А при искусственном свете, белый на металлической поверхности приобретает специфический блеск.
Блеск, бесспорно, привлекает внимание. Поэтому именно белая металлическая ручка, расположенная посередине предмета, является зрительным центром в «хрущевском холодильнике» (см. фото). Также наличием белого цвета можно объяснить первоначальную «незаметность» вещи, поскольку белый, в некотором смысле, – фантом.
Движение. Этот момент также является очень важным элементом в онтологическом смысловом уровне, особенно для «хрущевского холодильника». Причиной тому – зрительное и осязательное взаимодействие с предметом. Очень важно, чтобы эти два процесса совпадали, иначе возникает пресловутая дисгармония.
В случае с анализируемым объектом налицо вариант №2. Так, например, при обращении к предмету глаз останавливается на центральном объекте – ручке. Это происходит за счет пространственного расположения данного элемента относительно остальных мелких частей (о чем речь пойдет ниже), и за счет зрительного восприятия белого цвета, который приобретает блеск на металлической поверхности, в отличие от его расположения на деревянной. Естественно появляется желание дернуть за ручку. Однако алгоритм действий предписывает сначала повернуть замок, а затем уже открыть шкаф.
Еще одно противоречие возникает на основе разного направления векторов движения человеческого тела и самого предмета: открывая дверцы «хрущевского», тело находится в горизонтальном положении, в то время как механизм самого шкафа действует вертикально.
Ритм. А точнее его отсутствие, выраженное в неравномерном расположении отдельных элементов по всей поверхности «хрущевского». Численное превосходство мелких атрибутов на правой дверце рушит целостное единство предмета, утяжеляет, давит психологически. Ко всему прочему не понятна общая сумма всех составляющих, которая равняется 9, а согласно простой форме, лежащей в основе предмета, она должна быть кратна двум.
Таким образом, анализ смыслового онтологического уровня вскрывает причины того эмоционально-чувственного состояния, которое было получено при первом впечатлении.
Функциональный смысл является столь же значимым, что и онтологический, поскольку отвечает на определенную потребность человека. Рассматривая такой предмет как «хрущевский холодильник», в качестве его главной функции можно выделить функцию хранения. На протяжении всех этих лет она так и несет в себе передовое значение. Конечно, сегодня «хрущевский» уже не играет роль холодильника – необходимость в этом исчезла, поскольку любой «оригинал» есть в каждом доме. (Примечательно, что эта тенденция отражается и на лингвистическом уровне. Так словосочетание «хрущевский холодильник», широко распространенное во время «оттепели», превратилось в слово «хрущевский».) Однако в нем по-прежнему хранятся банки с соленьями или вареньями.
Таким образом, сегодня функциональный смысл закладывается самим владельцем квартиры. Для человека, проживающего в доме 28 по улице Степана Разина, такой смысл «хрущевского» заключается именно в хранении консервированной продукции.
Знаковый смысл вещи связан с ее способностью сообщить информацию о социальном положении, статусе, профессии владельца. Найти такой смысл в анализируемом предмете очень сложно. Поскольку, во-первых, время появления данного объекта характеризуется массовым и анонимным производством. А во-вторых, сам факт наличия «хрущевского» в доме малоинформативен. Скорее его отсутствие даст больше сведений. Например, то, что хозяин – новатор, склонен к переменам.
Однако попытаемся выделить данный смысл в анализируемом объекте. Так, глядя на шкаф под окном кухни в кв. 41, можно утверждать, что доход его владельца составляет около 5 000 руб. в месяц или средний прожиточный минимум. На сегодняшний день аналогичным доходом обладает либо студент, либо пенсионер. Следовательно, хозяином квартиры может быть человек, занимающий такое социальное положение.
Следующий смысл – духовно-ценностный. Анализируемый «хрущевский холодильник» декорирован в духе минимализма, без каких-либо украшений и орнаментов. Таким образом, это свидетельствует о том, что его владелец прост, аскетичен, консервативен.
Личностно-ассоциативный смысл. Лично я воспринимаю «хрущевский» в совокупности с окном. В этой связи мое воображение рисует мне образ трельяжа с зеркалом.
Культурно-исторический смысл непосредственно предмета определить сложно. Это связано с отсутствием стиля, в котором выполнен дизайн анализируемого «хрущевского». Однако можно говорить о том, что он сам является атрибутом определенной эпохи.
Культурно-символический смысл. Поскольку «хрущевский» - это встроенный шкаф, то человек воспринимает только внешнюю его часть – дверь. Все, что скрыто за ней, человеческому глазу неведомо. Следовательно, дверь является границей между тем и этим миром. В этом случае шкаф (его полость) воспринимается как потусторонний мир, в котором существуют другие вещи. Отсюда и предназначение шкафа – охрана от чужого воздействия (например, от солнечных лучей, влаги).
Актуальный смысл связан со знаковым. А в ходе анализа последнего выяснилось что, «хрущевский» не является статусной вещью. Его наличие в доме, и тем более декорирование, - не модно. Сегодня большинство, наоборот, стремится убрать такой шкафчик, разместив на том месте теплообогреватель, раковину, посудомоечную или стиральную машину.
Художественно-образный смысл.
Этот смысл в данном предмете гармонично сочетается со своей первоформой, поэтому противоречие между удобством и художественным образом в «хрущевском» отсутствует.
Выводы
Анализ 9 смысловых уровней предмета позволяет определить взаимосвязь одних смыслов с другими, выявить основополагающие, которые могут служить «фундаментом» построения уникального продукта дизайна.
Так «сканирование» «хрущевского холодильника» согласно смысловой структуре способствовало реконструированию процесса создания этого предмета. Исходя из полученных результатов, иерархия смыслов выстроилась следующим образом:
1. Функциональный
2. Художественно-образный
3. Знаковый
4. Культурно-исторический
5. Культурно-символический
6. Онтологический
7. Актуальный
8. Духовно-ценностный
9. Личностно-ассоциативный
Конечно, данное расположение смысловых уровней не соответствует идеальной модели, которая обеспечила бы гармоничное сосуществование вещи и человека. Но такая схема вполне объяснима. Просто хозяин квартиры видит смысл «хрущевского» в его прямом назначении, и вероятно считает, что декорирование предмета излишне.
На мой взгляд, в любом дизайне главным является функциональный смысл, взаимодействующий с онтологическим. Они в совокупности задают вектор направления. Затем, на ступеньку ниже, стоят все те смыслы, которые связаны с личностью, владельцем декорируемого предмета (духовно-ценностный и личностно-ассоциативный). За ними идут культурно-символический, художественно-образный, и уж потом – культурно-исторический, актуальный знаковый.
Заключение
Проделанная работа по анализу смысловых уровней предмета, позволила вскрыть причины того эмоционально-чувственного состояния, которое было получено при первом впечатлении.
Оснований для дискомфорта было несколько. Во-первых, разное направление векторов движения тела человека и самого предмета. Во-вторых, несоответствие сценария восприятия алгоритму действий. А также отсутствие ритма и доминирование квадратных форм.
В целом анализ помог не только установить причины, но и найти пути решения проблем. Он способствовал развитию новых дизайнерских идей по декорированию «хрущевского холодильника».
Список литературы
- 1. Быстрова Т.Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна. Екатеринбург: изд-во УрГУ, 2001.
- 2. http://org.vikipedia.ru
- 3. http://realt-cityspb.ru/hruschevka
- 4. http://www.kdo.ru/index.shtml
- 5. http://ekat.ru/articles/191-print.html
- 6. http://www.epr-magazine.ru/vlast/foreign_exp/serial_domostroy
- 7. http://slovari.yandex.ru
Причина обращения к теме
Данную работу можно предложить
Проведенный анализ может послужить хорошей теоретической основой для ее практического применения в оформлении кухонного пространства как для людей, занимающихся этим профессионально, так и для простых обывателей, решивших самостоятельно сделать ремонт на кухне.
Поэтому к числу пользователей стоит отнести архитекторов и проектировщиков строительных фирм, дизайнеров, профессиональные медиа- и Интернет-сообщества этой сферы (Например, сайт «Светлый дом»), а также различные форумы, посвященные благоустройству жилища. В качестве образца можно взять форум «Город Мастеров» или городской портал e1.
Ключевые фразы работы
Дизайн кухонного интерьера, «хрущевский холодильник».
План работы
- Введение
- Первое впечатление
- Рисунок
- Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
- Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
- Основная часть
- Культурологический анализ продукта дизайна
- Смысловая структура продукта дизайна
- Анализ названия или концепта (не обязательная часть)
- Заключение
но не вещь.
Иосиф Бродский