Традиционный японский чугунный чайник для заваривания (Тэцубин). Производитель неизвестен.
Комментарий Т.Ю. Быстровой:
Что-то я не очень представляю круглый (а не сферический) чайник... Нет картинки. Если это традиционная вещь, не доказана ее принадлежность дизайну. Если она "свежая", не сделаны необходимые оговорки о подлинном и симулятивном. Мало о японской эстетике и западной моде на нее. Оценка 4-
работу выполнил: Усачёва Анна Дмитриевна гр.501
- Введение
- Первое впечатление
- Рисунок
- Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
- Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
- Основная часть
- Культурологический анализ продукта дизайна
- Смысловая структура продукта дизайна
- Анализ названия или концепта (не обязательная часть)
- Заключение
Введение
Объект анализа
Когда я впервые увидела этот чайник, он показался мне очень тяжелым, основательным, надежным. Захотелось к нему притронуться, чтобы понять из какого он материала. Чайник был приятным на ощупь, но холодным. Первое впечатление подсказывало, это вешь из другой культуры, поэтому я взяла этот чайник объектом своего анализа.
Первое впечатление
Когда я впервые увидела этот чайник, он показался мне очень тяжелым, основательным, надежным. Захотелось к нему притронуться, чтобы понять из какого он материала. Чайник был приятным на ощупь, но холодным. Первое впечатление подсказывало, это вешь из другой культуры, поэтому я взяла этот чайник объектом своего анализа.
Рисунок
Рисунок 1: японский чугунный чайник
Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
В поисковой системе Yandex слово "чайник" употребляется на 17 млн. страниц, словосочетание "японский чайник" нашлось на 3 млн. страниц, а словосочетание "японский чугунный чайник" упоминается на 63 тыс. страниц. Чаще всего это ссылки на сайты магазинов посуды и сувениров, немного реже в описаниях чайных церемоний Японии. Слово "Чайник" иногда употребляется так-же и в переносных значениях: 1. профан или начинающий по отношению к человеку. 2. «Чайник» — шутливое название Международного конкурса им. Чайковского
Название "Тэцубин" нашлось на 91 странице в основном в публикациях о кустарном производстве в Японии, и, опять же, проведении чайной церемонии. Совсем редко встречались упоминания в блогах и на форумах (люди хотели узнать, где можно купить настоящий тэцубин)
Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
Мужик идёт по рельсам, а сзади поезд ему свистит. Мужик обернулся, посмотрел и дальше пошёл. Сбил его поезд. Через три недели мужик домой из больницы вернулся, сидит на кухне, а жена чайник со свистком поставила на плиту и вышла. Чайник засвистел, жена приходит, а муж взял палку и долбит по чайнику.
Ж.: - Ты чё, офигел?
М.: - Давить их надо, пока они маленькие!
***
Звонит "чайник" своему приятелю:
- Я тебе из магазина звоню, хочу дискет купить. Тут их много разных фирм, скажи у какой фирмы на дискетах объем больше.
***
Кто над чайником стоит, у того он не кипит.
***
Всего одна рука, И та – на спине. (Чайник)
***
У чаеведов есть поговорка, что вода – мать чая, а чайник – отец чая.
***
Чтоб у мужа были деньги, чтоб он мог их тратить,Есть примета - часть заначки в полночь класть под скатерть. А для жен к деньгам примета - воду брать из чайника,И с любовью ею капать на мозги избранника.
Культурологический анализ продукта дизайна
Культурологическая "вертикаль"
Чайник — небольшой закрытый сосуд с носиком, крышкой и ручкой для подогревания и кипячения воды. Первообразом сосуда является чаша.До наших дней сохранились чаши цилиндрической формы (Индия, культура среднего Ганга, 4 – 3 тысячелетие до н.э.).
Чаша христианского причастия имеет округлую форму (иногда это сосуд с куполообразной крышкой), что связывает ее с символикой круга и привносит космические коннотации в этот образ.
В то же время чаша предстает как доля, судьба человека (каковое представление передано выражением «Да минует меня чаша сия»). В митраизме является символом стихии воды, в суфизме связывается с образом вина. Как сосуд чаша является женским символом и ассоциируется с утробой Матери-Богини. Чаша обладает магическим значением во многих культурах на протяжении всей истории человечества. Согласно преданиям древней Ирландии, в магических чашах на пирах никогда не кончалась пища. Древние кельты ассоциировали чаши (котлы) с плодородием и изобилием, а также с воскресением мертвых. Таинственная чаша Грааля в определенной степени сближается с таким образом кельтской мифологии, как магический котел, символ изобилия, поскольку Грааль наделялся способностью насыщать своих избранников.Чаша в качестве сосуда для жертвоприношения символизирует жертвенник или гроб, но также и мир в целом.
Культурологическая "горизонталь"
Заварной чайник — посуда для заливания чайных листов (в том числе в чайном пакетике) горячей или кипящей водой с целью приготовления чая. Может быть керамическим, фаянсовым, фарфоровым, металлическим, стеклянным. Тэцубин (tetsubin) – это японский заварной чайник с ручкой наверху, который используется для варки и разлива горячей воды для питьевых целей, например, при приготовлении чая. Поскольку в таком чайнике в воду неизбежно попадает железо, то воду ценили как пищевой источник железа. Чугунные чайники были созданы в древнем Китае, позже они были приняты японцами в Тэцубин. Чайник – это привлекательная и изящная посуда для обслуживания. Произведены из особого очищенного чугуна, символизирующего силу и единство. Внутренняя поверхность чайника, покрыта черной эмалью, что предотвращает развитие ржавчины.
Тэцубин традиционно нагревался на огне, а для проведения чайной церемонии (тяною) существовала специальная жаровня бинкакэ (binkake, 瓶挂). Тэцубин часто украшались различными узорами или имели необычные формы, что делает их любимыми предметами коллекционеров. Приплюснутая форма чайника, позволяет дольше сохранять тепло. Размеры чайников также широко варьируются. Сравнительно небольшой тэцубин может вмещать до 5 л воды, крупный – около 5 л. Историческое происхождение тэцубин не бесспорно. Один из авторитетных японских источников гласит, что тэцубин произошёл от чайника тэдоригама (tedorigama), которым пользовались во время чайной церемонии во времена Сэн-но Рикю (Sen no Rikyū; 1522-1591). В XIX в. чай стал чрезвычайно популярным и тэцубин начали рассматривать в первую очередь как символ статуса и положения в обществе, а не функциональный кухонный предмет.
Смысловая структура продукта дизайна
1.Онтологический смысл
На этом уровне мы рассмотрим эмоционально-чувственное восприятие вещи, то есть за счет чего вещь обращает на себя внимание. Во-первых, - это ФОРМА. Данный чайник имеет форму приплюснутого круга. Эта форма проста и гармонична. Детали чайника: ручка, носик, крышка тоже закругленные, поэтому он выглядит органично. Круг – это древнейшая форма, обозначающая покой, уют, порядок во всем. Круглая форма всегда соответствует психофизиологическому состоянию человека, т.к. связана с личным устройством освоения мира. Круг обозначает некий центр, из которого происходит восприятие мира. С динамической точки зрения круг – это воспроизведение движения глаза или руки в процессе целостного постижения мира. Таким образом, круг – это некий идеал, означающий путь познания мира.Чайник симметричен, что с давних пор считается показателем уравновешенности и гармонии.
Единственный цвет данного предмета - черный.У многих народов является цветом траура, с чёрным цветом связывают тёмные силы.
Напротив, на Востоке считается символом добра, чистоты и совершенства. В японской культуре чёрный — символ благородства, возраста и опыта по контрасту с белым цветом, который символизирует ученичество, молодость. Чёрный цвет символизирует высший ранг во многих боевых искусствах (чёрный пояс). В данном случае, это подходит к самой церемонии чаепития, которая в Японии организованна с умом.
Поверхность чайника неровная (его обвивают еле видимые горизонтальные выпуклые линии), но мягкая и приятная на ощупь.
2. Функциональный смысл
Данный чайник является прибором для нагрева и поддержания температуры жидкости. Поэтому он, во-певвых, выполнен из чугуна (материал не сгорает на огне и максимально долго удерживает температуру), во-вторых, имеет удобную для нагревания форму(достаточно большая нижняя поверхность для контакта с огнем или плитой)и, как я уже говорила, его форма и плотно прилегающая крышка не дают остывать жидкости.
Ручка удобно лежит в руке.
3. Знаковый смысл
Знаковый смысл вещи связан, с ее способностью показать принадлежность владельца к определенному социальному слою, идейному течению. В данном случае, исходя из истории, можно отметить, что изначально постигали культуру чайной церемонии буддийские монахи, затем самураи, то есть высшие сословия, только потом она стала появляться в других слоях населения, и была, конечно, скромнее. Что касается, нашего времени и культуры, людей, знающих и увлекающихся Японской чайной церемонией, не так много. Следовательно, такой чайник, могут себе приобрести только те люди, которые обладают определенным знанием, что безусловно характеризует их, как отдельное "идейное течение".
4. Аксиологический смысл
Аксиологический смысл вещи вырастает из ее способности нести информацию об эстетической шкале, нравственно-эстетических нормах, представлениях о богатстве или чести, личных религиозных пристрастиях.
Поскольку, культура японского чаепития у нас в стране не очень популярна, я думаю, обладателя этой вещи посчитают, человеком интересным и "продвинутым"
5. Культурно-исторический смысл
Поиск культурно-исторического смысла предполагает представление об исторических корнях вещи, ее исторической ценности. Я считаю, что именно этот чайник, конечно, отсылает нас к Японской культуре, но сам никакой исторической или культурной ценности не несет, так как, по моим догадкам, изготовлен он в 21 веке.
6. Культурно-символический смысл
Сам иероглиф чайник пишется так же, как и иероглиф единица, написанный прописью. Таким образом, Единица привела нас к чайнику, а чайник снова к Единице.
7. Личностно-ассоциативный смысл
Этот чайник ассоциируется у меня, с чем-то очень основательным и надежным. Мои ощущения подсказывают, что он функционален и долговечен.
8.Актуальный смысл
Актуальность данного предмета в наше время довольно сомнительна, так как давно уже придумали чайники, которые работают быстрее и имеют дополнительные функции, например, отчистки и ионизации воды. Так что, этот чайник скорее не актуален.
9. Художественно-образный смысл
Этот чайник выделяется в современном интерьере, поэтому может придать чаепитию оригинальность и ненадолго внести колорит другой культуры и времени.
Выводы
В процессе выполнения этой работы я убедилась в колосальных отличиях между западной и восточной культурой, открыла для себя смысловую наполняющую этого предмета.
Заключение
Мое впечатление от чайника не поменялось, он все так же кажется мне основательным, надежным, теплым. В процессе работы, я поняла, что нравится он мне ещё тем, что в нем нет никаких лишних деталей. Этот чайник теперь имеет для меня определенный смысл и энергетику восточной культуры.
Список литературы
- 1). Быстрова Т.Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна. Екатеринбург, Издательство Уральского университета, 2001
- 2). 1.Быстрова Т.Ю. Философские проблемы творчества в искусстве и дизайне. Екатеринбург, 2007
- 3)http://leit.ru/modules.php?name=Pages&pa=showpage&pid=1328&page=3
- 4)http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%87%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%8F
- 5)http://www.psyinst.ru/library.php?part=article&id=1153
- 6)http://sigils.ru/symbols/chasha.html
Причина обращения к теме
Данную работу можно предложить
Мою работу можно предложить интернет порталам об японской культуре, церемонии чаепития, различной посуде.
Ключевые фразы работы
Чайник, Японский чугунный чайник, Тэцубин.
План работы
- Введение
- Первое впечатление
- Рисунок
- Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
- Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
- Основная часть
- Культурологический анализ продукта дизайна
- Смысловая структура продукта дизайна
- Анализ названия или концепта (не обязательная часть)
- Заключение
но не вещь.
Иосиф Бродский