Термосумка. Сделана в СССР. (1965-1967)
Комментарий Т.Ю. Быстровой:
Оксана, все славно, кроме "горизонтали". Надо тенденции и идеологию советского дизайна 1960-х, Глазычева, ВНИИТЭ, хотя бы мимоходом о функционализме. Отдельно - графический советский дизайн, он хорошо исследован. Оценка 5-.
работу выполнил: Нудна Оксана Юрьевна, группа 502
- Введение
- Первое впечатление
- Рисунок
- Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
- Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
- Основная часть
- Культурологический анализ продукта дизайна
- Смысловая структура продукта дизайна
- Анализ названия или концепта (не обязательная часть)
- Заключение
Введение
Объект анализа
Мне было лет восемь, когда бабушка с дедушкой стали брать меня с собой на рыбалку. Они ехали на велосипедах, бабушкин багажник был занят термосумкой, вмещавшей нашу провизию. Без этой вещи, а еще нашей палатки я не могла представить себе выходных за городом. Если бабушка вечером приносит сумку на кухню, значит, завтра мы встаем рано, быстро завтракаем и едем на природу. Я не помню, чтобы тогда мне нравилась эта вещь, я едва ли обращала внимание на то, как она выглядит.
Прошли года-года-года, и вот как-то мама, погостив у бабушки, заехала ко мне, я помню, она привезла фрукты в этой сумке. Старенькая, с выцветшими изображениями, сильно потрепанная, эта вещь сразу стала моей. Был сентябрь, а эта сумка подействовала на меня как летний дождь, будто я просмотрела набор слайдов того времени, когда была совсем маленькой. Летние картинки, имена советских здравниц: Ялта, Мисхор, Симеиз… Где сейчас увидишь такое? Мне захотелось рассмотреть пристально все картинки, прочесть каждое слово. Цвета притянули мой взгляд. Душа ликовала, какие цвета! Соцветие – красного и зеленого – такое простое и яркое! Надо же, они прекрасно соседствуют не только на цветочном лугу! Сейчас, когда я в снова внимательно разглядываю вещь, замечаю изображение кисти винограда, которое не видела раньше. Эта сумка для меня ларец, который открывается не сразу, как и подобает вещи с историей. Я узнала у бабушки немного об этой сумке. Ее бабушке подарила подруга около сорока лет назад. Куплена вещь была на одном из курортов СССР, бабушка сказала, что тогда и сама бы такую купила, но в продаже ее не нашла.
В моем доме эта вещь долго была «сундучком» путешественника, предметом интерьера. Пока я не захотела отвезти подруге испеченные пироги, сохранив их теплыми. Я вспомнила о функциональном назначении сумки. Так вещь вернулась к жизни. Она начала сопротивляться, крепления, поддерживающие ручки, оторвались, порвался ярлык, помогавший поднимать крышку сумки. Металлические кнопки, которые есть на сумке – это мое вмешательство, так я починила вещь. Теперь сумка не только украшает интерьер моей кухни, но и может послужить мне, когда это нужно.
Первое впечатление
Мне было лет восемь, когда бабушка с дедушкой стали брать меня с собой на рыбалку. Они ехали на велосипедах, бабушкин багажник был занят термосумкой, вмещавшей нашу провизию. Без этой вещи, а еще нашей палатки я не могла представить себе выходных за городом. Если бабушка вечером приносит сумку на кухню, значит, завтра мы встаем рано, быстро завтракаем и едем на природу. Я не помню, чтобы тогда мне нравилась эта вещь, я едва ли обращала внимание на то, как она выглядит.
Прошли года-года-года, и вот как-то мама, погостив у бабушки, заехала ко мне, я помню, она привезла фрукты в этой сумке. Старенькая, с выцветшими изображениями, сильно потрепанная, эта вещь сразу стала моей. Был сентябрь, а эта сумка подействовала на меня как летний дождь, будто я просмотрела набор слайдов того времени, когда была совсем маленькой. Летние картинки, имена советских здравниц: Ялта, Мисхор, Симеиз… Где сейчас увидишь такое? Мне захотелось рассмотреть пристально все картинки, прочесть каждое слово. Цвета притянули мой взгляд. Душа ликовала, какие цвета! Соцветие – красного и зеленого – такое простое и яркое! Надо же, они прекрасно соседствуют не только на цветочном лугу! Сейчас, когда я в снова внимательно разглядываю вещь, замечаю изображение кисти винограда, которое не видела раньше. Эта сумка для меня ларец, который открывается не сразу, как и подобает вещи с историей. Я узнала у бабушки немного об этой сумке. Ее бабушке подарила подруга около сорока лет назад. Куплена вещь была на одном из курортов СССР, бабушка сказала, что тогда и сама бы такую купила, но в продаже ее не нашла.
В моем доме эта вещь долго была «сундучком» путешественника, предметом интерьера. Пока я не захотела отвезти подруге испеченные пироги, сохранив их теплыми. Я вспомнила о функциональном назначении сумки. Так вещь вернулась к жизни. Она начала сопротивляться, крепления, поддерживающие ручки, оторвались, порвался ярлык, помогавший поднимать крышку сумки. Металлические кнопки, которые есть на сумке – это мое вмешательство, так я починила вещь. Теперь сумка не только украшает интерьер моей кухни, но и может послужить мне, когда это нужно.
Рисунок
Рисунок 1: Термосумка.
Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
В поисковой системе Yandex я нашла 82 тыс. стр. при вводе словосочетания «термосумка», рядом такие слова как «полезный» - 23 тыс. стр., «удобная» - 17 тыс. стр., «надежная» - 6 032 стр., «стильная» - 15 тыс. стр., «компактная» - 6 084 стр., «долговечная» - 814 стр.
Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
«Сума, дай пить и есть!» (народная сказка)
«Скатерть-хлебосолка, кормит хозяина».
«Не тяжело суму носить, коли хлеб в ней есть».
«Женские умы — что татарские сумы».
Культурологический анализ продукта дизайна
Культурологическая "вертикаль"
Первообразом термосумки служит корзина. Внутрь такой корзины помещался плотный материал, затем куски льда, емкости с холодной водой или другие охлажденные предметы. Таким образом, созданная температура поддерживалась в корзине определенное время и позволяла сохранять свежесть находящихся в ней продуктов.
Культурологическая "горизонталь"
Вещь создана в конце 60-х годов XX века. Это время романтичной юности Советского государства перед вступлением в зрелые застойные 70-е. Вход в эпоху развитого социализма дает людям ощущение покоя и стабильности. Заработная плата населения растет, в то время как промышленные продукты исчезают с прилавков (пока это не ощущается). Приходящая в упадок, но сохраняющаяся до середины 80-х командная экономика оставила свой след на данной вещи. На одной из ручек сумки надпечатка «1с. Ц. 8р.» Это было начало времен, когда родилась фраза: «каждый советский человек хоть раз побывал в Сочи». Достаются путевки, многие могли купить билет на самолет и полететь в отпуск к морю.
Смысловая структура продукта дизайна
Онтологический смысл.
Идея вещи – пустота как вмещающее.
Форма. Вещь имеет форму прямоугольной емкости. Форма, составленная из прямоугольников, лаконична, проста и была бы скучна без иллюстраций, которые настолько многоголосы и выразительны, что создают иллюзию рельефности. Очертания вещи нерезкие за счет скругленных углов.
Материал. Полиэстер. Гладкий и матовый, холодный на ощупь. Дно термосумки черного цвета (отвечает требованиям практичности), материал жестче, менее поддается повреждениям.
Конструкция. Внутри полая. Между обшивкой и подкладкой размещена пенополистироловая теплоизолирующая прослойка. Тонкие ручки, охватывающие боковые стенки сумки и смыкающиеся на ее крышке, тонки не настолько, чтобы врезаться в ладони.
Цветовое решение.
Четыре цвета. Цвет топленого молока - фон. Красный - полоса окантовки, петли, закрепляющие ручки, ярлык-петля на крышке, надписи. Синий, зеленый в сочетании с цветом фона – иллюстрации.
Центральные цвета – зеленый и красный. На фоне пестрых иллюстраций эти цвета не выглядят грубо. Игрой на контрасте они подчеркивают летнее настроение вещи. В тандеме красный и зеленый символизируют достижение успеха, преодоление преград, целенаправленность. Курт Гольдштейн писал: «Можно сказать, что красный цвет стимулирует активность и благоприятно сказывается на эмоционально окрашенных действиях; зеленый же вводит человека в состояние медитации и способствует точной реализации задачи. Красный цвет создает эмоциональный фон, благоприятный для выработки идей и плана действий. В зеленом цвете эти идеи получают развитие, а действия осуществляются»
Вещь как отражение характера владельца (привнесенные элементы). Когда термосумка стала «рассыпаться», я занялась ее реставрацией. Я закрепила все «слабые» детали кнопками-гвоздиками из белого металла (здесь я смогла выразить свои эстетические предпочтения).
Функциональный смысл
Роль функционального смысла в вещи главенствует. Основной функциональный смысл – сохранение прохлады и тепла пищевых продуктов. Также эргономичность - сумка компактна и легка. Она прекрасно уместится на сидении автомобиля, удобно встанет в нишу багажника, во многом благодаря скругленным углам геометрически правильной формы вещи.
Знаковый смысл
Термосумка нужна активному человеку, легкому на подъем, предпочитающему провести свое свободное время вне городского пространства. Круг его увлечений – рыбалка, альпинизм, походы, пикники на открытом воздухе, пеший туризм, прогулки в лесу, путешествия. Принадлежность к определенному социальному слою, уровень дохода владельца этой вещи может найти свое отражение в ее дизайне, марке изготовителя и стоимости.
Аксиологический смысл
Владелец данной вещи не склонен выбирать между практичностью и красотой. В его представлении любая, даже самая обычная и неромантичная вещь призвана радовать глаз. Этот человек смотрит в будущее с оптимизмом, и в то же время любит предаваться ностальгии; его жизнь полна ярких событий и красивых картин прошлого. Когда вещь состарится, он не выбросит ее, а сделает памятником своих воспоминаний.
Культурно-исторический смысл
Человек путешествовал всегда. И всегда он стремился делать свои перемещения максимально комфортными и приятными. Если раньше, чтобы сделать привал и пообедать на пригорке, он помещал свой провиант в корзину со льдом, то сейчас в такой же ситуации он воспользуется термосумкой с многоразовым аккумулятором холода, которая сохранит продукты свежими до 12-14 часов.
Культурно-символический смысл
На пересечении всеобщего и единичного возникает символика прямоугольника. Прямоугольник символизирует состояние перехода и изменения. Психологические характеристики прямоугольника таковы: неудовлетворенность тем, что есть сейчас, как следствие поиск лучшего, ценность перемен, молниеносные, крутые, неожиданные изменения, смелость, любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему, открытость новым идеям. Так, мы сделали проекцию формы вещи, сопровождающей человека в путешествиях на его владельца. А что есть путешествие, как не стремление изменить нерадостную действительность?
Личностно-ассоциативный смысл
Несмотря на некоторую простоту и детскость дизайна, данная вещь высокоинформативна и представляет широкий ассоциативный ряд. Бегло взглянув на вещь, и выхватив для себя один элемент изображения, можно понять – термосумка была куплена на приморском курорте Советского Союза. Таким образом, несложно вычислить, что вещи уже более 17 лет. Я не знаю курорта Мисхор, но я вижу изображение крепости, возведенной на горе, и складываю свое образ этого месте. Я не бывала в Ливадии, но теперь знаю, что там растут кипарисы.
Актуальный смысл
Отдых на свежем воздухе, поездки к водоемам, городские пикники, путешествия актуальны всегда. Во всех этих случаях под рукой должна быть удобная емкость для перевозки разнообразной снеди. Но я ставлю под сомнение актуальность термосумки, выпущенной более 40 лет назад. Сегодня технологии ушли далеко вперед. Появились новые альтернативные варианты этой вещи, которые вытеснили им предшествующие. Раньше термосумку делались только из пластика, что делало их весьма неудобными для транспортировки и хранения без продуктов. Нынешнее поколение сумок - это матерчатые термосумки с особым внутренним слоем (хладоэлементами), который успешно держит холод долгое время.
Художественно-образный смысл
В Советском Союзе реклама, гласящая: «Летайте самолетами Аэрофлота!», была не единственной. Изучая надписи на поверхности термосумки, я вспомнила призывное: «Отдыхайте в здравницах Крыма!». Гурзуф, Алушта, Ливадия, Мисхор, Ялта, Симферополь, Ласточкино, Симеиз, Алупка (та же Алушта, но по-украински), - все это славные курорты Союза Советских Социалистических Республик. В сочетании с изображениями архитектурных сооружений, растительности, рельефов, морей, а также транспорта, который доставит товарища отдыхающего в любую из указанных точек – это карта туристического маршрута по Советскому Союзу.
Параллельный образ, родившийся в моем сознании – аквариум, быть может, навеянный изображениями морских волн и рыбок.
Выводы
Данная вещь в ходе анализа обнаружила в себе новые образы, контексты, перенесла внимание с формальных признаков на глубинные смыслы. Вещь оправдала поставленные перед ней функциональные задачи, проявив себя как спутник путешественника и самостоятельный предмет дизайна, способный быть вписанным в интерьер. Когда анализ был практически завершен, я ощутила слегка гнетущую силу дизайна вещи, раскрывшегося во множестве культурно-исторических и художественно-образных смыслов. Возможно, здесь имело место перенасыщение вещи информацией.
Заключение
А вещь не так-то и проста, подумала я. Не ожидала, что прослежу в термосумке пропаганду отдыха по-советски. Летние картинки, украшавшие вещь, утратили для меня свою наивность и былое очарование. Сейчас я без сентиментальности оцениваю эту термосумку как предмет исторической ценности, в то время как еще несколько дней назад я просто любила вещь всем сердцем.
Список литературы
- 1. http://www.prodesign.ru
- 2. www.taby27.ru
- 3. http://tests.pp.ru/
- 4. http://slovari.yandex.ru/dict/dal/article/dal/03162/57600.htm
- 5. Немецкая поэзия XIX века: Сборник. - Сост. А.С.Дмитриев. - М.: Радуга, 1984
- 6. Гете, И.В.: К учению о цвете (хроматика). В: Психология цвета. Сб. Пер. с англ. - М.: “Рефл-бук”, К.: “Ваклер” 1996, с. 281-349
- 7. Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997
Причина обращения к теме
Данную работу можно предложить
Я бы предложила свою работу печатным/электронным проектам, описывающим советский дизайн обычных/привычных вещей.
Ключевые фразы работы
термосумка
путешествия
туризм
пикник
продукты питания
отдых
активный отдых
советский дизайн
сделано в СССР
План работы
- Введение
- Первое впечатление
- Рисунок
- Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
- Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
- Основная часть
- Культурологический анализ продукта дизайна
- Смысловая структура продукта дизайна
- Анализ названия или концепта (не обязательная часть)
- Заключение
но не вещь.
Иосиф Бродский