тарелка синтез конст Ikea (2008)
Комментарий Т.Ю. Быстровой:
Оценка хорошо. Мало о дизайне и философии IKEA, а стоило бы. Напротив, рассказ об истории всего класса вещей (тарелок) не нужен, первообраза вы не нашли. Есть суждения типа "черный цвет успокаивает", ничем не подтверждаемые.
работу выполнил: Пономарева Ксения Сергеевна гр.502
- Введение
- Первое впечатление
- Рисунок
- Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
- Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
- Основная часть
- Культурологический анализ продукта дизайна
- Смысловая структура продукта дизайна
- Анализ названия или концепта (не обязательная часть)
- Заключение
Введение
Объект анализа
Увидев большую тарелочку с едой, я прониклась дружеским добрым чувством к ней, взяла ее аккуратно и нежно поставила на стол. Черный цвет меня успокаивал, окутывал меня ощущением стабильности и спокойствия, расслаблял мою концентрацию, уставшую от мелких ярких разноцветных узорчиков окружающего мира.
Потом я увидела эти «дырочки», которые на самом деле не дырочки, а просто прозрачные стеклянные кружки в черной тарелке. Они повергли меня в состояние беспокойства и волнения. Началась активная мыслительная деятельность – подсознательно мучил вопрос: Как так, почему еда не проливается, не вываливается через дырочки?
Я ем, отвлекаюсь на еду, мгновение тепла и безмятежности. Следующее мгновение - взгляд снова падает на эти дырочки, и снова лавина паранойи – мыслительная деятельность со злосчастным вопросом и желание подставить руки под тарелку, чтобы закрыть дырочки.
То есть, данная тарелка рождала во мне активный мыслительный процесс, движение внутреннее и внешнее, вдохновляла на творческую деятельность.
Первое впечатление
Увидев большую тарелочку с едой, я прониклась дружеским добрым чувством к ней, взяла ее аккуратно и нежно поставила на стол. Черный цвет меня успокаивал, окутывал меня ощущением стабильности и спокойствия, расслаблял мою концентрацию, уставшую от мелких ярких разноцветных узорчиков окружающего мира.
Потом я увидела эти «дырочки», которые на самом деле не дырочки, а просто прозрачные стеклянные кружки в черной тарелке. Они повергли меня в состояние беспокойства и волнения. Началась активная мыслительная деятельность – подсознательно мучил вопрос: Как так, почему еда не проливается, не вываливается через дырочки?
Я ем, отвлекаюсь на еду, мгновение тепла и безмятежности. Следующее мгновение - взгляд снова падает на эти дырочки, и снова лавина паранойи – мыслительная деятельность со злосчастным вопросом и желание подставить руки под тарелку, чтобы закрыть дырочки.
То есть, данная тарелка рождала во мне активный мыслительный процесс, движение внутреннее и внешнее, вдохновляла на творческую деятельность.
Рисунок
Рисунок 1: Тарелка на полу
Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
В поисковой системе Google словосочетание "тарелка синтез конст Ikea" встречается примерно на 269 стр. В поисковой системе Yandex словосочетание "тарелка синтез конст Ikea" встречается на 82 стр.
Модель выбранной мной тарелки чаще всего сопровождается такими характеристиками, как "можно использовать в СВЧ-печи, мыть в посудомоечной машине " (30% упоминаний), "дизайнерская" (10%), "недорогая" (3%).
Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
Пословицы
Земля – тарелка, что положишь, то и возьмешь.
Близко к тарелке (ивритская)
Поговорки
Ничего не делает, а тарелка полная.
Любая тарелка в конце концов бьется.
Большому куску из соседней тарелки рот радуется.
Загадки
На стене висит тарелка, на тарелке ходит стрелка.
Эта стрелка наперед нам погоду узнает.
Анекдоты.
-Официант! Почему тарелка мокрая?
Это Ваш суп, сэр!
На Красной площади приземляется летающая тарелка. Из нее
вылезает гуманоид, красивый такой трехметровый парень с
зелеными волосами и большими грустными глазами.
Самый главный россиянин выходит вперед, здоровается, заводит
разговор, спрашивает:
- Скажите, а что у вас там, на Альфа Центавра, все такие вот
высокие?
- Да, все, поголовно.
- И что, все такие же красивые и зеленоволосые?
- Ну да, почти все.
- И что, у всех такие же грустные глаза?!!
- Нет, только у евреев.
Откупорив бутылочку пива и высыпав на тарелку чипсы, Инна устроилась на диване поудобней, чтобы посмотреть свою любимую кассету по аэробике...
Бабушка:
- Кто разбил тарелку?
- Мама. Но виноват папа. Он присел, когда тарелка летела в его голову.
Другие фразы, афоризмы.
Свою болезнь ищи на дне тарелки.
Не в своей тарелке.
Летающая тарелка.
Культурологический анализ продукта дизайна
Культурологическая "вертикаль"
История. Мои размышления по поводу первообраза.
Самые первые тарелки появились в эпоху неолита. Правда, древние тарелки делали из жгутов глины. Со временем появились тарелки с плоским дном, покрытые орнаментом, а позднее и глазурью. В античных Греции и Риме искусство изготовления керамической посуды достигло необычайного расцвета. Популярными были всевозможные блюда, на которых были изображены сцены из жизни богов или из жизни обычных смертных.
В VIII веке в королевских дворах Европы еда накладывалась в углубления, вырезанные в дубовых столах. На Руси делали миски из глины и дерева. Размеры некоторых из них были довольно большие, из одной миски ела порой вся семья. Такие огромные "мисы", которыми пользовались в XII веке, летописец Даниил Заточник называет солилами.
В XIV-XV веках четырехугольные тарелки из олова и дерева впервые начинают использовать во Франции, на Руси не раньше XVI века.
Слово «тарелка» было заимствованно из немецкого языка, оно пришло на смену древнему слову «миска». Впервые это немецкое слово встречается в завещании одного из московских князей в 1509 году. В "Домострое" говорилось, что в час обеда следует «осмотреть стол, скатерть белу стлати, хлеб, соль, лжицы (маленькие ложечки), тарели собрати".
Начиная с эпохи Возрождения, популярность приобрела столовая посуда из олова, а также дорогая — из серебра и золота. Постепенно в обиходе появляется и "индивидуальная" посуда — тарелки, миски, которые подавали уже для каждого сидящего за столом.
В русском языке знакомое нам всем слово "посуда" появилось в начале XVII века. Более древнее название любой посуды — "судно". Например, в записи о житиях Великого Новгорода, сделанных в 1650 году, употребляются оба этих названия: "что было в хоромах... всякой домовой деревянной посуды, то все пограбили... что было серебряных судов... то все разломали".
То есть, мы можем рассматривать судно, лодку как вариант первообраза современной тарелки. Кроме того, мне кажется, если подумать о природном образе, то небезосновательным будет рассматривать ладошку человека как первообраз тарелки.
Культурологическая "горизонталь"
Пользуется посудой все человечество, тарелка – это универсальный прибор для ежедневного приема пищи. Однако теперь тарелка перестала быть только функциональной вещью, она, как и многие современные вещи, стала активным элементом имиджа и производители стараются полностью удовлетворить запросы потребителей.
Компания Ikea сегодня - один из крупнейших производителей и продавцов (в том числе) всевозможной посуды в мире. Отделения компании распространены по всем странам мира. Имя Ikea - это своеобразный синоним простоты, доступности, универсальности и качества. 22 марта 2000 года магазин ИКЕА был открыт в подмосковных Химках, а 7 октября 2006 года открылся магазин и в Екатеринбурге, что дало возможность мне познакомиться с объектом моего анализа.
Последняя тенденция на рынке профессиональной посуды – стремление к максимальной функциональности и универсальности. Сегодня одна тарелка подходит для супов, салатов, горячего и десертов. Требования покупателей (требования времени) – тарелку можно мыть в посудомоечной машине, она должна выживать в СВЧ, быть защищенной от сколов и царапин, радовать глаз необыкновенными формами. Всем этим требованиям соответствует тарелка синтез конст ikea.
Как и в одежде, в посуде на пике популярности сочетание белого и черного. ИКЕА не отстает от тенденций моды – новая дизайнерскую коллекцию «Синтез Конст», построенную на контрасте черного и белого, в которую и входит наша тарелка.
Смысловая структура продукта дизайна
Онтологический смысл
Здесь мы рассматриваем эмоционально-чувственное восприятие вещи, то есть за счет каких средств вещь обращает на себя внимание. Онтологический смысл формируется всеми выразительными средствами дизайна.
Прежде всего, мы видим, по внешней конфигурации, обычную тарелку. Форма круга достаточно проста и лаконична. Круг сопровождается ощущением непрерывности, цельности, завершенности, поскольку очерчивается одним движением, а также с позитивной фиксацией своего места в этом пространстве. Сфера воспринимается как совершенство и красота.
Также использовано в какой то мере нестандартное решение – прозрачные, опять же круглые вставки. Помимо контраста стереотипа о цельности тарелки (ее основного цвета) и тарелки с прозрачными вставками мы видим контраст цвета – черного (как наполненности, наличия цвета) и «белого» (как пустоты, прозрачности).
Данный прием позволяет наполнить объект новыми свойствами и расширить сферу его воздействия. Если раньше обычные тарелку мы могли использовать только по прямому назначению (хранение пищи), то теперь мы можем еще и любоваться, рассматривать их.
Пару слов о черном цвете. Через зрение цвет оказывает действие на душевное состояние человека, настроение, оценку объекта. Черный уравновешивает белый цвет (прозрачные вставочки). Черный соотносится с бесконечностью, с женской жизненной силой. Черный цвет традиционно ассоциируется с элегантностью, изысканностью и сексуальностью. Это цвет ночи и смерти, цвет ведьмовства и черной магии, цвет незаконных действий. В среде художников - модельеров и дизайнеров - черный цвет приобрел популярность очень давно, поскольку он всегда говорил о нарушении запретов. Есть мнение (и для меня в момент моего первого знакомства с тарелкой оно оказалось актуальным), что человек ищет черного цвета, как защиты и спокойствия. Выбор черного предмета - это совершенно безопасный выбор.
Прозрачность.
1. Прозрачность тарелки может указывать на ее чистоту.
2. Главная функция тарелки – это сохранение пищи, а данные прозрачные вставки «делают» из этой тарелки ситечко, как бы отрицая стандартное решение. Наверное, в этом и есть 2й смысл. Перенос этого качества нестандартности, отрицания обыденности с вещи на ее владельца.
Функциональный смысл
Вещь - это ответ на потребности человека. Первоначальный смысл данной вещи – прибор для принятия пищи. Конструктивно тарелка выполнена подобно другим аналогам.
Однако есть и другой смысл - самовыражение владельца, как подтверждение его имиджа и стиля жизни – который подтвержден нестандартностью структуры объекта.
Знаковый смысл
Данная вещь показывает социальный статус владельца (средний уровень цен, отражение тенденций моды в продуктах ikea).
Также следует еще раз отметить, что данная модель тарелки рассчитана на подчеркивание индивидуальности и оригинальности ее владельца - можно с уверенностью сказать, что потребителем данного товара будет молодежь; стильная, модная, стремящаяся к выражению своей натуры и характера.
Аксиологический смысл
Аксиологически, или духовно-ценностный, смысл вещи вырастает из ее способности нести информацию об эстетической шкале, нравственно-этических нормах, представлениях о богатстве и чести, личных религиозных пристрастиях и т.п. Он близок к знаковому, но более субъективен, индивидуализирован.
Представленная вещь практичная, красивая, необычная.
Данный объект вызывает у субъекта волну эмоций, переживаний, образов, возможно, вдохновения, то есть с эстетической точки зрения тарелка обладает достаточно яркими свойствами.
Она выделяется из своих аналогов, тем самым задавая дух соперничества, движения, развития.
Культурно-символический смысл.
Вещь во всех своих проявлениях является пересечением всеобщего и единичного. В данном случае всеобщим будет наличие в элементах вещи того или иного известного культурного символа.
Более подробно о круге мы уже писали в онтологическом смысле. Круг - это движение, круговорот, цикличность, эти определения связаны с главной функцией тарелки – прибор ежедневного приема пищи.
Кроме того, мне вспоминается символ круглого солнца, как источника жизни и тепла. А тарелка – это ведь пища – тепло – жизнь.
Личностно-ассоциативный смысл.
Для меня эта тарелка – это символ вечного поиска, вдохновения, бесконечности творчества, волшебства и загадок.
Ассоциации – еда, краски, лепка
Художественно-образный смысл
Главной идеей при проектировании вещи стала идея сочетания двух черного корпуса и прозрачных вставок. Сформировав, таким образом, новую форму.
Художественность проявляется в данном нестандартном решении и простом сочетании двух самых «простых цветов». Образность – это круг, солнце, наполненность…
Актуальный смысл
Тарелка как элемент посуды, я думаю, будет еще долго актуальна. Опасность для нее я вижу только со стороны тюбиков и освоения космоса.
Тарелка соответствует модным тенденциям, как в цветовой гамме, так и в плане технологий ее создания.
Выводы
Итак, вещь имеет форму круга, что рождает архетипичное восприятие его как совершенства, красоты, цикличности. Черный цвет успокаивает, дарит ощущение наполненности, прозрачность дает ощущение чистоты, возможно, праздника.
Объект соответствует модным тенденциям: стремлению к простоте в форме и цвете.
Заключение
Соотнеся мое первое впечатление и результаты анализа тарелки, я понимаю, что "попалась" на весь символизм, на меня подействовали все те свойства и смыслы, которые были вложены в объект. Однако от этого, мое отношение к данной тарелке не сильно поменялось.
Мне было действительно интересно проделывать эту работу, и теперь я обязательно буду еще тщательнее анализировать дизайн вещей, думать о смыслах, заложенных в них, а главное, видеть и понимать больше.
Список литературы
- 1. Быстрова Т.Ю. Философски проблемы творчества в искусстве и дизайне, Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2007.
- 2. Богданов В. История вещей. Тарелка. Журнал «Костер», №8, август, 2005.
- 3. Универсальный солдат, 10.12.2007, Menu.Ru, раздел ProfАналитика
- 4. Актуальность простого в современном дизайне, 15.08.2002, http://www.taby27.ru
- 5. http://www.ikea.com
- 6. http://www.google.ru
- 7. http://ru.wikipedia.org/wiki/
- 8. http://www.posud.ru/ Энциклопедия посуды.
- 9. http://evolutsia.com
Причина обращения к теме
1. в новом доме очень мало вещей, выбор очень маленький
2. полгода назад эта вещь мне очень запомнилась.
Данную работу можно предложить
Дизайнерам посуды, маркетологам, историкам, студентам PR.
Маркетинговый отдел Ikea, журнал "Посуда Инфо", "Свет и посуда".
Ключевые фразы работы
философия дизайна, тарелка синтез конст Ikea...
План работы
- Введение
- Первое впечатление
- Рисунок
- Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
- Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
- Основная часть
- Культурологический анализ продукта дизайна
- Смысловая структура продукта дизайна
- Анализ названия или концепта (не обязательная часть)
- Заключение
но не вещь.
Иосиф Бродский