Табурет на 3-х ножках. Производитель не известен
Комментарий Т.Ю. Быстровой:
Слишком много незакавыченных кусков из интернета, не имеющих прямого отношения в форме вашей вещи. Содержание знакового смысла относится в основном к культурно-символическому. Думаю, что обязательно нужно отнести объект к какому-то стилевому направлению: я бы сказала "поп-арт". А также точнее прописать адресата (молодежь) и особенности вкуса и т.п. Оценка 4-.
работу выполнил: Рыжикова Татьяна Леонидовна, 501гр.PR
- Введение
- Первое впечатление
- Рисунок
- Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
- Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
- Основная часть
- Культурологический анализ продукта дизайна
- Смысловая структура продукта дизайна
- Анализ названия или концепта (не обязательная часть)
- Заключение
Введение
Объект анализа
При рассмотрении табурета меня привлекло цветовое решение. Она не похожа на другие табуретки, т.к. она имеет яркие цвета и 3 ножки и именно это делает ее эксклюзивной и неповторимой, не похожей на другие. Мне захотелось ее сразу потрогать, т.к. мне показалась, что она липкая из-за конфеты и холодная, поднять ее и отнести в гостиную. Эта табуретка многофункциональна и я начала представлять, для чего ее можно использовать. Мне кажется, что на нее можно что-то поставить. Например, вазу, телевизор, картину, рамку с фотографией, часы, цветок, косметику. Я думаю, что ее не стоит использовать по ее прямому назначению, т.е. для того, чтобы сидеть или стоять на ней. Далее я начала думать, как с помощью интерьера сделать на нее акцент, а именно: какую картину рядом с ней повесить, какие сувениры и аксессуары будут с ней гармоничны. Мне захотелось, чтобы она выделялась в интерьере и все гости, заходя в гостиную комнату, обращали на нее внимание, любовались ей.
Спустя некоторое время я стала замечать, что присутствие красного цвета начинает утомлять и, в какой-то степени, у меня появилось раздражение. Но смотря на ножку табуретки меня успокаивало сочетание бело-розового оттенка.
Первое впечатление
При рассмотрении табурета меня привлекло цветовое решение. Она не похожа на другие табуретки, т.к. она имеет яркие цвета и 3 ножки и именно это делает ее эксклюзивной и неповторимой, не похожей на другие. Мне захотелось ее сразу потрогать, т.к. мне показалась, что она липкая из-за конфеты и холодная, поднять ее и отнести в гостиную. Эта табуретка многофункциональна и я начала представлять, для чего ее можно использовать. Мне кажется, что на нее можно что-то поставить. Например, вазу, телевизор, картину, рамку с фотографией, часы, цветок, косметику. Я думаю, что ее не стоит использовать по ее прямому назначению, т.е. для того, чтобы сидеть или стоять на ней. Далее я начала думать, как с помощью интерьера сделать на нее акцент, а именно: какую картину рядом с ней повесить, какие сувениры и аксессуары будут с ней гармоничны. Мне захотелось, чтобы она выделялась в интерьере и все гости, заходя в гостиную комнату, обращали на нее внимание, любовались ей.
Спустя некоторое время я стала замечать, что присутствие красного цвета начинает утомлять и, в какой-то степени, у меня появилось раздражение. Но смотря на ножку табуретки меня успокаивало сочетание бело-розового оттенка.
Рисунок
Рисунок 1:
Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
В поисковой системе Yandex информация о табурете встречается на 3 млн. страниц, чаще всего это мебельные магазины. В поисковой системе Mail размещено сайтов по этому предмету 304,204, а документов 2, 867,626.
Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
Частушки про хромую (3 ножки) табуретку
Она лежит, трёхногая,
В кухне, на боку.
Испытала многое
На своем веку.
Давно ей кто-то грудь прожёг -
На ней забыли утюжок,
Потом котята лапами
Её скребли, царапали.
Андрюша зиму целую
Твердил: - Я завтра сделаю
Для табуретки ножку. -
Но в кухне зиму целую
Она лежала в лёжку,
Будто понимая,
Что она хромая.
Пообещал купить гвоздей
Сосед однажды летом,
Но (понадейся на людей!)
Сосед забыл об этом.
Её в порядок привести
Пообещал Володенька,
Но парню нужно подрасти,
Пока ему три годика.
У Пети в школьной мастерской
Все инструменты под рукой,
Но табурет не в плане,
А если он не в плане,
Пускай лежит в чулане.
К вам обращаюсь, детвора!
Возьмите на заметку:
Поставить на ноги пора
Хромую табуретку.
Анекдоты
***
Папа-бобер пошел на охоту и поймал в реке табуретку.
Вся семья собралась вечером на торжественный ужин.
Сидят за столом, салфетки повязали, табуретка на столе.
И самый маленький бобер говорит: "Папа! А можно мне ножку?!"
***
На тебе табуретку и тряпку.
Зачем?
Сиди и молчи.
***
В ЦРУ проходит конкурс на вакантную должность киллера, последним заданием было: зайти в комнату и убить из пистолета собственную жену. Первый кандидат отказался сразу. Второй зашел, через полчаса вышел весь в поту:
- Не могу убить родного человека...
Третий зашел, раздаются крики, грохот, через 5 минут выходит:
- Что же вы гады, холостыми зарядили, пришлось табуреткой замочить!
Культурологический анализ продукта дизайна
Культурологическая "вертикаль"
Самым первым стулом была земля. Идеальный предмет мебели - носить с собой не надо, но всегда под рукой. Где хочешь, там и садишься. Правда, не всегда комфортно - то мокро, то холодно. И поза может быть не совсем удобной, и даже небезопасной – древнему человеку нужно быть очень мобильным. Нужно было, во-первых, получить сидение не мокрое и не холодное, а во-вторых, подходящей высоты. С первой проблемой могла справиться циновка или шкура, постеленная на землю. Зато бревно – прототабуретка – решало сразу обе проблемы. Но, бревно – павшее дерево – горизонтальный цилиндр. Точка контакта тела человека с поверхностью бревна очень мала – обе поверхности выпукло-сферические. Лучше сидеть на чем-нибудь плоском. А если от бревна отрезать кусочек и перевернуть? Удобно, устойчиво, высоту сиденья можно подобрать по вкусу. Но теряется одно хорошее свойство горизонтального бревна – мобильность, а также, оно было тяжелым и неудобным при переноске.
На статус древнейшей профессии претендуют многие специальности, мебельщикам ввязываться в это спор, в общем, не обязательно, однако с тем фактом, что искусство мебельного дизайна было известно еще в Древней Греции, спорить не приходится. Главным направлением творчества мебельщиков 6-7 века до нашей эры было изготовление комодов и сундуков. На протяжении нескольких сот лет менялись только формы крышек на этих сундуках (интересно, что они с опозданием на несколько лет повторяли изменения в архитектуре крыш домов того же периода), но к 5-му веку до нашей эры археологи относят зарождения дизайна мебели в его современно понимании, а именно, всевозможных орнаментов и резьб, украшавших мебель, а также активного применения краски. Эти сундуки использовались для хранений посуды и одежды, но в эллинистический период их постепенно вытеснили новомодные шкафы.
Современная западная цивилизация до сих пор находится под несомненным влиянием древнегреческой культуры. Драма, литература, архитектура, мифология и Олимпийские игры - все эти привычные факты нашей жизни корнями уходят в маленькую европейскую страну. Но мало кто знает, что и мебель в современном ее мире зародилась также в Греции.
К настоящему моменту никаких предметов древнегреческой домашней мебели не сохранилось по той простой причине, что все они изготовлялись из дерева. Однако мы можем наблюдать их на фресках, росписях и в скульптуре, да хотя бы в Пантеоне. Другое дело - мебель, созданная для уличных условий, но вряд ли по ней можно делать выводы обо всей древнегреческой мебели в целом.
В период с 7 по 4 века до нашей эры, насчитывалось пять основных типов мебели: табуреты, столы, кушетки, сундуки и кресла. Считается, что все они несли на себе отпечатки еще более древней, египетской, культуры. Египетскую мебель отличала грубость исполнения, недолговечности и неудобство - египтяне не гнались за комфортом. Однако к 4-5 веку до нашей эры у греков возник свой собственный стиль, влияние которого явственно ощущается и по сей день. Мебель становиться более гладкой, удобной и красивой.
Культурологическая "горизонталь"
Различают два основных направления в изготовлении табуретов. Первый тип практически совпадает с табуретом, на котором мы сидим до сих пор. Его легко переносили с места на место, в доме ему не отводилось какого-то определенного места, и он немного весил. С развитием культуры ножки табурета стали вытачивать в виде "львиных" - эта тенденция также жива по сей день. Для пущего комфорта на такие табуреты было принято класть подушки.
Второй тип более всего подходит под сегодняшнее определение маленького столика. Он использовался в тех же целях, но был менее мобильным, то есть обычно стоял в одном месте и мог использоваться не только как сиденье, но и как стол. Постепенно на таких табуретах стали вырезаться различные орнаменты и даже сценки. В особых случаях такие табуреты изготовлялись из камня и таким образом сохранились до настоящего времени.
Существовал и третий тип, хотя прямо отнести его к табуретам вряд ли уместно. Они тоже сохранились до нашего времени, причем под своим древним названием - это троны. Троны предназначались исключительно для персон, обеленных властью, всегда очень богато украшались, уже не только резьбой, но даже драгоценными камнями.
А как выполнялась главная функция?
Совсем плоская поверхность плохо соответствует изгибам и выпуклостям человеческого тела. Нужно согласовать поверхность сиденья и седалища. Один из способов - изменить кривизну, выйти в пространство.
Поверхность табуретки можно изогнуть в одном направлении - придать ей форму внутренней поверхности цилиндра.
А можно и в двух направлениях - форма будет соответствовать внутренней поверхности сферы.
У такой поверхности есть маленький недостаток - она не индивидуальна. Кривизна поверхности жестко задана. То что для одной попы - комфорт, для другой - мозоли. Как же сделать табуретку удобной для каждого пользователя?
Почему бы не поместить между твердой поверхностью и телом объект с изменяющейся формой? Так сказать, "посредника" между сидением и человеком. Это может быть подушка - любой эластичный материал с деформируемым наполнителем. Она изменяет форму точно в соответствии с телом пользователя.
Потом "посредника" прикрепили к сидению, чтобы всегда был на месте. И получили прототип мягкого стула и кресла.
Есть еще один замечательный способ согласования формы сидения и тела - циновка. Если ее края закрепить на высоте, а середину оставить свободной, то тяжесть сидящего человека деформирует ее в нужную форму. Устойчивой была X-образная форма основания. Кто-то догадался сделать крепление подвижным, и получилась складная табуретка.
На этом этапе соответствие объекта выполняемой функции стало идеальным. Дальше табуретке функционально развиваться некуда. Меняются материалы, технология изготовления, появляются дополнительные, вторичные функции, свойства и назначения. Меняется форма, меняется образ. Все это внуки и правнуки бревна, когда-то поставленного "на попа".
После того, как табурет улучшили окончательно, сделали сидение с мягкой обивкой, ему функционально развиваться стало некуда. Но табурет может превратится во что-нибудь другое.
Табурет позволяет снять нагрузку с ног, но остается нагрузка на спину. Почему бы и для нее не создать подпорку?
Сначала - скромные, осторожные попытки в Древнем Египте. На задней поверхности сидения появляется небольшой, всего сантиметров десять, вертикальный выступ. Потом он увеличивается и подпирает уже не только крестец, но и верхнюю часть позвоночника, плечи. Табуретка превратилась в стул - опору уже не только для таза, но и для спины.
То есть, функция предопределила форму сидения - нагрузка на ноги уменьшается горизонтальной поверхностью, а вертикальная поверхность позволяет расслабиться спине.
Прямая спинка - хорошо. Но для долгого сидения она утомительна. Уже в Древнем Египте это начинают понимать, и совсем немного выгибают ее соответственно S-образному изгибу позвоночника.
А в Древней Греции пошли дальше. Усилили изгиб спинки по вертикали, но и не забыли, что человек в сечении округлый. Греческий стул, клисмос, имел широко вогнутую перемычку на спинке.
Со времени социального расслоения существовало два основных вида стульев. Бытовой и представительский, иначе говоря - трон. Для заслуженных или облеченных властью членов сообщества. Такое сидение старались делать особенно красивым. Но главное - человек, на нем сидящий, должен был иметь величественный вид. Отсюда - прямая спинка, чтобы поддерживать гордую осанку.
Значительная высота сидения - чтобы человек, сидящий на нем, был выше всех, а неудобство, с этим связанное, компенсировалось маленькой скамеечкой - подставкой для ног.
Величественная поза не предполагает, чтобы руки были скромно сложены на коленях. Их можно гордо скрестить на груди, но неудобно долгое время сохранять такую позу. Если есть подпорки для таза и спины, почему бы не добавить и для рук, точнее, предплечий? Так появились подлокотники.
Если же трон использовать в быту, когда его представительская функция становится неглавной, то после небольших изменений можно получить кресло. Достаточно уменьшить высоту сидения и добавить изгиб спинке. А скамеечку для ног можно и оставить.
Древние люди мифологизировали все, что видели. И даже (или особенно) то, что делали сами. И, правда, разве это не чудо - из бревна обыкновенного сделать замечательный удобный и красивый табурет. О всех своих мифологических (космогонических и прочих о мироустройстве) идеях древний человек стремился проинформировать мир (проинфорМИРовать МИР).
Позже, когда мир усложнился, и вместить рассказ о нем в орнамент с тало невозможно, на первый план выступил эстетический акцент.
В Древнем Египте формы просты и лаконичны. Чистые линии и гладкие цвета в живописи - и те же чистые линии в мебели, изящная простота. Если кривизна - то очень небольшая, нюансная.
В Месопотамии чуть больше декора; пышнее, тяжелее искусство и архитектура. И те же пропорции в стульях. Более массивные и ярче украшенные, чем египетские.
Пропорции древнегреческого храма соразмерны человеку. И мебель так же добра и человечна, как и архитектура. Гибкие линии, пластичные формы. Стулья, которые позволяют сохранить тщательно уложенные складки хитонов и принять позу, удобную и естественную. Кстати, лучше всего даже не стул, а ложе-клине, чтобы можно было совсем расслабиться.
Сурово-помпезный Рим соотносит типы стульев с должностями. Основные типы были таковы: для консулов и преторов - курульные кресла с квадратным сиденьем и ножками Х-образной формы, для высших должностных лиц и заслуженных граждан - скамья с двойным сидением - бицеллум, солиум - кресло для главы симейства и катедра - стул с удобной полукруглой спинкой для женщин.
Античность умерла, и на смену ей пришли "темные времена". Мебель упростилась почти до первобытного состояния. Только прямые линии. О пропорциях можно сказать одно - "неклассические". Тяжелые и грубые стулья-сундуки. Стулья с прямыми спинками. Аскетизм в идеологии требовал лишить человека любых земных удовольствий. Поэтому даже подумать о том, чтобы сделать спинку чуть изогнутой или подлокотники более удобными, было почти кощунством. Поза должна быть прямой и строгой, и, желательно, неудобной.
К периоду готики пропорции облегчаются, в композиции начинает доминировать вертикаль. Этот период мебельной истории как никакой другой связан с архитектурой. Стул похож на уменьшенную модель готического собора. Те же пластические приемы, композиционные решения, розетки и каннелюры и все та же всесильная вертикаль. Потом пути мебели и архитектуры разойдутся и уже больше никогда так близко не смогут соприкоснуться.
Возрождение вернуло идею о ценности человека. Долженствование достоинства в позе не оспаривается, но ценность человеческой личности подразумевает создание для нее удобств. Появляется эргономичная кривизна поверхностей, сидения дополняются подушками из бархата или из гобелена. Или даже покрываются коврами. Стулья приобретают пропорции, закономерности которых действенны для любого предмета. Все должно быть прекрасно, гармонично и пропорционально. Стул, как и любой другой предмет, должен давать усладу глазам, разуму и телу. Декор умеренный, ровно столько, сколько надо.
Эпоха барокко завихрила линии и пустила рябь по строгим фасадам. Ренессансные пропорции не затерялись, но начали обрастать декоративными деталями, чистые контуры приобрели усложненную форму, ткани для обивки стали богаче, утонченнее и декоративнее. Деревянные детали золотились, для обивки использовался атлас и тонкие гобелены с пасторальными сценами.
Буйство криволинейности, усложненности, изощренности форм все нарастало, барокко эволюционировало (или вырождалось - кому как больше нравится) в рококо. Прямые линии были изгнаны из мебели, ножки стульев, кресел и канапе напоминали своим изяществом дамские ножки, а роскошная обивка - дамские же туалеты. Мебель стала предельно уютной и располагающей к отдыху. На ней можно было принимать непринужденные позы и вести игривые светские беседы, столь же легкомысленные, как мебельные ножки.
А потом наступила реакция на пресыщение приторно-сладким витиеватым продуктом.
Деликатеснейший пир рококо сменился постноватым классицизмом. Все витиеватости оказались не у дел, в моду вернулись колонны и пилястры, некоторая тяжеловесность и солидность. В качестве обивки предпочитался бархат глубоких тонов, кожа и сукно. Стулья стали похожи на троны, а не на изукрашенные бонбоньерки.
Ампир вырос из классицизма, весомые ножки стульев-тронов снабдились львиными лапами и прочими военно-героическими атрибутами вроде знамен, лент и копий. Красный бархат, как наиболее героическая материя, стал наиболее популярен, а все, что не напоминало о тяжеловатой, строгой роскоши Римской Империи, с позором изгонялось из модных интерьеров.
Затем на смену ампирной мебели пришла мебель в стиле бидермайер. Стулья и кресла снова упрощаются, декора все меньше, для обивки используется ситец и репс. Формы округлые и мягко изогнутые. В ту же стилевую тенденцию попадают и знаменитые изделия Тонета - венские стулья из гнуто-клеенной древесины. Плавные, лаконичные линии - и только необходимые детали, ничего лишнего. Особая эстетика оздается исключительно средствами технологии. Это было революцией в мебельном деле.
Но проходит немного времени, и технологически обоснованный изгиб венского стула превращается в упруго-хлесткую модерновую кривую. Перезрелый растительный орнамент подавляет конструкцию.
Казалось бы, обнаженное нутро вещей уже никогда не обрастет плотью декора. Но по закону маятника, оппоненты функционализма смогли выйти на новое качество декоративности. "Добавленный" декор так и не вернулся, но зато сама форма приобрела новое свойство- игрой силуэтов, красок и фактур удалось добиться поразительных и качественно новых декоративных эффектов.
Этот круговорот, смена тенденций - то усложнение, то обеднение формы продолжалось весь 20-й век, все быстрее и быстрее, наслаиваясь и пересекаясь.
К 90-м годам оформился минимализм как стиль. Простота, доведенная до нуля, но это звенящая простота, она глубока и обдумана, она наполнена содержанием, сопоставимым с символичностью первобытной мифо-мебели. Нужно было пройти весь круг, чтобы на новом витке выйти на чистые и умные формы. И именно сейчас минимализм уже на шажок-другой переступил грань своего зенита. Что дальше? Столь глубокое погружение в чистую простоту по закону контраста должно смениться буйством форм, фактур и декоративных эффектов. Посмотрим…
Эта семерка культовых стульев (стулом мы условно назовем любое устройство для сидения - от табурета до шезлонга) выбрана по субъективному желанию автора, основанному частью на количестве ремиксов, а также на популярности модели и на частоте упоминаний в литературе. Несмотря на почтенный возраст, кроме последнего, все эти стулья не стали музейной пылью, а живут в современных интерьерах, производятся и продаются огромными тиражами.
Другой автор может предложить иной букет, и тоже будет прав.
1. Венский стул "Модель 14"
1859
Дизайн: Михаэль Тонет, Австрия
Начнем обзор мебельных шедевров с того времени, когда слово "дизайн" может уже и было произнесено, но было совсем новеньким и нетронуто-блестящим. Середина 19 века, Австрия. Михаэль Тонет, мебельщик, в 1842 году запатентовал метод "гнуто-клеенной" технологии изготовления мебели, и с этого момента начался победный марш венского стула. Венских стульев было немало, как минимум 20 моделей. И каждая может вполне оправданно называться венским стулом. Тем не менее, среди всей этой гаммы есть стул, ставший действительно классикой - "Модель 14". Тонет довел эту модель до звенящего совершенства. Всего 6 деталей! Трехмерное гнутье позволило объединить спинку и задние ножки в одну деталь. Сидение круглой формы затягивалось камышовым плетением. Конструкция получилась очень легкой, пружинящей и, вместе с тем, стабильной. Но не революционность технологии стала причиной бешеной и устойчивой популярности венского стула. Удобный, легкий и ажурный, он обладал незаменимым свойством - мог вписаться в любой интерьер органично и незаметно. А, кроме того, волшебным образом "исчезал" - стоило человеку сесть на него, и стул напоминал о себе только изгибом тела сидящего.
2. "Хилл Хаус", Стул для спальни
1902-03
Дизайн: Чарльз Ренни Макинтош, Шотландия
Макинтош, будучи одним из "отцов" британского модерна, определил для последователей направления развития стиля, а сам пошел иным, уникальным путем, успешно избежав и символичности, и орнаментальности, и прочих составяющих модерна. Вместо упругих изощренных кривых - прямая линия и прямой угол. Чистый геометрический эксперимент. У стула "Хилл Хаус" и у других стульев этого семейства очень высокая спинка. Кажется, что дизайнер изменил требованиям функциональности, потакая своим эстетическим капризам. Но не мешает вспомнить, что этот стул предназначен специально для спальни. И становится понятно, что это не просто сидение, а очень полезный предмет обстановки. Это вешалка, на которой можно оставить головной убор и повесить одежду - горизонтальные перекладины весьма к этому располагают. Это своеобразная ширма, которая делит помещение на функциональные зоны. Это почти скульптура - вертикальная доминанта, организующая пространство интерьера. А еще это прототип оп-арта: планки, перекладины и промежутки между ними играют со светом и отбрасывают тени. Получается изменчивая светотеневая живопись.
3. Шезлонг Model B3
1928
Дизайн: Ле Корбюзье, Пьер Жаннере, Шарлотта Перриан, Франция
Великий функционалист Ле Корбюзье при всей небесспорности однозначно утилитарного подхода к вещам отнюдь не был противником комфорта (к счастью, комфорт - тоже функция). Этот стул - уже почти лежанка, а не стул - как нельзя лучше подходит к его крупно-плоскостным, индустриально-жилым интерьерам. Незначительный, чуть намеченный завиток, оживляющий девственную плоскость стен и пола. Изгибы проверены и перепроверены пропорциями модулора - необязательно испытывать телом, доверяешь взгляду - будет очень удобно, валик в головах убеждает в этом так красноречиво…
4. Табурет 60
1933
Дизайн: Альвар Аалто, Швеция
Простой табурет, продаваемый миллионными тиражами. Он был запущен в производство в 1933 году, сразу приобрел популярность, которая устойчиво сохраняется и по сей день. Бывают вещи, которые вне времени. Потому что они гениально просты, и, соответственно, совершенны. Круглое сидение и три L-образные ножки из гнутой фанеры. Минимум деталей, простая технология, в результате - очень дешево в производстве. Есть дополнительное полезное свойство: складируемость. Табуреты составляются один поверх другого высокой стопкой. Очень удобно при дефиците жилого пространства. И технология, и идеология очень близки к венскому стулу. Так же, как "Модель 14", аалтовский табурет ненавязчиво вписывается в интерьер. И, одновременно, он самодостаточен как эстетический объект. Мало того, трехногий круглый табурет играет в современном интерьере и некую символическую роль. Круг сидения, желтый, лакированный, - этакое солнышко в доме. Ножки - лучи. Материал - дерево - намек на экологичность. А если глубже копнуть эту тему, то, возможно, обнаружится множество других наслоений смысла и знаковости.
5. " Mezzadro"
1957
Дизайн: Ахилле и Пьер Джакомо Кастильони, Италия
В 1957 году, в Италии, на вилле Ольмо в Комо проходила выставка "Цвет и форма в сегодняшнем доме". Дизайнеры братья Кастильони представили на ней свою концепцию жилого интерьера. Нестандартные, временами причудливые сочетания вещей: вместе сосуществовали предметы обычные, "анонимного дизайна" и специально спроектированные. Идея коллажа присутствовала и в интерьере в целом, и в отдельных предметах. Квинтэссенцией коллажности стала забавная табуретка "Mezzadro". Непохожая ни на что, она в то же время навевает массу ассоциаций: то ли заводная игрушка, то ли консервный нож, то ли садовый инвентарь. Все гораздо проще. Братья-дизайнеры взяли сидение от трактора и укрепили его на стальной пружинящей рессоре. Получился необычный консольный табурет. Со времени той выставки актуальность формы "Mezzadro" не уменьшилась. Эта почти полувековая "старушка" весьма органично смотрится в агресивно-молодежных интерьерах и, даже в ультрасовременных хайтековских.
В качестве примечания.
У табуретки "Mezzadro" есть "брат", представленный на той же выставке и достойный упоминания. Они очень разные по внешнему виду, но весьма близки по духу. Это табурет для телефонных разговоров "Селла" - "Седло". Способ его использования звучит замысловато: "сидеть стоя или стоять сидя". Велосипедное седло насажено на металлический стержень красного цвета, а основанием служит чугунная полусфера. Получается своеобразная "неваляшка".
6. Кресло "Сакко"
18
Дизайн: ПьероГатти, Чезаре Паолини, Франко Теодоро, Италия
Замечательный "мешок" итальянских дизайнеров, образец "антидизайна", бесформенный и (о ужас!) розовый. Хорошего дизайна, качественного дизайна к середине 60-х стало слишком много, и он начал утомлять. Радикальная молодежь предпочла делать "дизайн без вещей" - дизайн поведения. Они отказались от канонических методов проектирования и заменили их проектной игрой. В то же время, несмотря на "антидизайнерские" декларации, с точки зрения выполнения главной функции - удобно сидеть, кресло-мешок безупречен. Кожаная оболочка не туго наполнена пластмассовыми гранулами. Наполнитель легко принимает форму, удобную для сидящего, и столь же услужливо меняет ее для следующего пользователя. Эта идея эксплуатировалась последователями во множестве вариантов исполнения, пока не дошла до логического финала - "мешок" заставили застыть, выкачав из него воздух, и сохранили навечно отпечаток седалища хозяина (Идея: Рон Арад). Есть сомнения в эргономическом преимуществе подобного усовершенствования, но в этом действе присутствует нечто от арт-акции.
Смысловая структура продукта дизайна
Бытийный смысл:
Симметрия —может быть свойственна не только элементарному предмету, но и предмету, состоящему из нескольких частей.
В данной вещи основная форма – это круг. Круг - универсальный символ. Означает целостность, непрерывность, первоначальное совершенство. Округлость священна как наиболее естественное состояние, содержащее самость, неявленное, бесконечное, вечность. Это время, заключающее в себе пространство и отсутствие времени, как отсутствие начала и конца, пространства, верха и низа. Как циркулярность и сферичность это отрицание времени и пространства, но означает также возвращение, возвратное движение. Это небесное единство, солярные циклы, всякое цикличное движение, динамизм, бесконечное движение, завершение, исполнение, Бог. Бог есть круг, центр которого везде, а окружность - нигде (Гермес Трисмегист).
Характеристика цвета как теплота во многом определяет воздействия цвета на человека. Собственно, даже для непосвященного человека будет несложным отличить теплый цвет от холодного. Это как раз тот случай, когда оценка зависит от простой эмоциональной оценки. Теплые цвета кажутся близкими, добрыми, внушающими доверие, в то время как холодные как бы находятся на расстоянии, независимы. К теплым цветам можно отнести красные оттенки.
Если цвет способен вызывать те ила иные эмоции, они могут передаваться в искусстве своеобразным цветовым выражением.
Активные цвета действуют возбуждающе, ускоряют процессы жизнедеятельности, часто улучшают самочувствие. Это в первую очередь красные цвета.
Табуретка имеет насыщенный красный цвет (2 ножки и основная форма), возбуждает нервную систему, учащает дыхание и пульс, активизирует мускульную систему и побуждает к движению, выражает энергию, страсть, горячность, оживление, веселье. Воспринимается как теплый, сухой, выступающий, волевой и жизнеутверждающий цвет. Наиболее пригоден в качестве акцентного цвета.
Однако при длительном воздействии, применяемый без меры, становится кричащим, громким, слишком возбуждающим, утомляет, вызывает депрессию, нервозность и раздражительность, следующие за первоначальным возбуждением. Кроваво-красный цвет, кроме того, связан с чувством тревоги и опасности.
«Красный – это любовь, красный – это кровь, красный – это дьявол в ярости», - так гласит детское стихотворение, из которого видно, что возбуждающее действие красного цвета может проявиться как в любви, так и в ярости. Эротизирующие освещение танго – конечно, красное; красные фонари во всем мире указывают путь туда, где предлагается сексуальное возбуждение. Один из немногих художников, сумевших словами сформулировать то, что выражает цвет, - Кандинский – в книге « О духовном в искусстве» очень точно охарактеризовал красный цвет, не раскрывая при этом его психологического значения. Об оптически чистом красном цвете он сказал, что тот действует «проникновенно, как очень живой, полный воодушевления, беспокойный цвет, не имеющий легкомысленного характера желтого, расточаемого направо и налево».
Красный цвет возбуждает, а потому импонирует зрителю. Поэтому одеяния королей, кардиналов и отделка тог римских сенаторов были красными. Этот цвет можно охарактеризовать как «роскошный». По этой причине в театрах до последнего времени занавес и сидения были, конечно, всегда красными. Рембо, который, как известно, одно из своих стихотворений посвятил значениям цветов, считал, что женщину, одевающуюся в красное, легко соблазнить. Научная психология не может дать оценку этому высказыванию на основании статистического опыта, однако она установила, что компенсаторное предпочтение красного означает: «Срочно хотелось бы возбудиться с помощью интенсивных впечатлений». В религиозной символике цвет также используется со смыслом. Красный является символом пылкой любовной страсти, загорающейся в головах освященных духом.
Белый цвет характеризуется совершенством и завершенностью, демонстрирует абсолютное и окончательное решение, полная свобода для возможностей и снятие препятствий.Его фундаментальное качество – равенство, т.к. заключает в себе все цвета, они в нем равны. Он всегда вдохновляет, помогает, внушает определенную веру (дает свободу).Если белого цвета много – в силу вступают его негативные характеристики.
Розовый цвет означает романтичность, доброту, любовь, страстность. Чем он бледнее, тем сильнее выражение любви. Вызывает чувство комфорта, успокаивает, избавляет от навязчивых мыслей, помогает в кризисе. Но! – ему свойственна чрезмерная чувствительность.
Говорят, что оптимисты смотрят на мир "сквозь розовые очки". Неудивительно поэтому, что розовый не только провоцирует приветливость, но и понижает злобность и агрессивность. Если красный говорит о страстной любви, то розовый скорее о нежности, например к ребенку. Этот цвет расслабляет, успокаивает, ласкает. Каким бы тяжелым ни выдался ваш день, видя перед собой розовое, вы просто не сумеете сохранить агрессивность.
А вот к сочетанию чистых и ясных оттенков красного с белым и его "родственниками" прибегают наиболее часто, и почти всегда это выглядит весьма оригинально. Излучающий жизненную силу пульсирующий красный очень удачно соседствует с белым, символизирующим строгость, чистоту линий и минимализм. Такое сочетание называется королевским.
Функциональный смысл:
В житейской суете или в дальней дороге накапливается усталость. Хочется присесть, дать отдых ногам и телу. Глаз невольно ищет большой камень, поваленный ствол дерева, перекладину забора или, наконец, удобной высоты пенек. Присаживаясь, мы снимаем нагрузку с ног, в значительной мере переводим ее на седалище, а при расположении сзади вертикальной плоскости получаем дополнительную опору для спины.
Жизнь потребовала от плотника, а затем и от столяра изготовления самостоятельного, удобного для сидения предмета мебели, используя который человек мог бы не только отдыхать, но и длительное время работать в положении сидя.
Первоначально для изготовления предмета для сидения приспосабливались элементы, подсказанные самой природой. С небольшой долей ручной обработки, используя корневище, можно сделать табурет. Распиленный вдоль ствол дерева с не полностью обрубленными сучками можно превратить в лавку с парными ножками. А изображенный чурбак можно вообще считать прообразом стула.
Табурет позволяет снять нагрузку с ног, но остается нагрузка на позвоночник, т.к. нет спинки, которая будет подпирать верхнюю часть позвоночника, плечи.
Нагрузка на ноги уменьшается, благодаря горизонтальной поверхности, но нет вертикальной поверхности, которая позволяет расслабиться спине.
Табуретка имеет 3 ножки, а не 4 как у стандартных, но не смотря на это является удобной и практичной.
Табурет нужен для разных повседневных дел – за ним сидят, на него кладут что-нибудь (например, бумаги), встают, чтобы достать что – нибудь, используют как подставку, например, под лампу, телевизор, вазу с цветами. Эта вещь многофункциональна.
Знаковый смысл:
В плане эта табуретка – пирамида, но основой пирамиды является треугольник. Основание этой табуретки – треугольник и оно разбито на круги.
Треугольник - триединая природа вселенной: Небо, Земля, Человек; отец, мать, дитя; человек как тело, душа и дух; мистическое число три; тройка, первая из плоских фигур. Отсюда символ поверхности вообще. Поверхность состоит из треугольников (Платон). Равносторонний треугольник символизирует завершение. Треугольник, обращенный вершиной вверх, является солнечным и имеет символику жизни, огня, пламени, жара (отсюда горизонтальная линия, символизирующая воздух), мужское начало, лингам, шакта, духовный мир; это также троица любви, истины и мудрости. Означает королевское величие и имеет в качестве символа красный цвет. Треугольник, обращенный вершиной вниз, является лунным и имеет символику женского начала, воды, холода, природы, тела. Символизирует Великую Мать как родительницу. Горизонтальная линия - это земля; ее цвет - белый. В символике горы и пещеры гора - это мужской, обращенный вверх треугольник, а пещера - треугольник женский, обращенный вершиной вниз. Треугольник в круге означает мир форм, заключенный в круге вечности. Область внутри такого треугольника есть общий центр их всех и именуется Равниной Истины, на которой находятся причина, формы и образы всего, что было и что будет; они пребывают там в покое, который не может быть нарушен, и Вечность окружает их; и отсюда время, как струя фонтана, стекает вниз в миры (Плутарх).
Эффект от полученных форм и объемов может быть различным. К примеру, треугольные очертания конструкции акцентируют на себе повышенной внимание жителей дома и его гостей и даже могут вызывать агрессию. Поэтому к проектированию интерьера нужно всегда относиться с особой тщательностью, уделяя внимание даже малейшим деталям и нюансам.
Линию можно рассматривать как одно из основных средств изобразительного искусства в целом. Удивительно, что с помощью линий на плоском листе бумаги можно передать впечатление объема предмета. Это достигается тем, что линия строит форму предмета в пропорциях и в перспективе. Другими словами линия – предшественница формы.
Любая линия обладает эмоциональным воздействием на человека, имеет свой характер. Линия вносит необходимый эмоциональный настрой в композицию, в том числе и в интерьер. Линии могут связывать смежные помещения, поэтому очень важно созвучие линий, особенно в помещениях без дверей. Линии в интерьере непрерывны. Они не обрываются, не уходят в угол. Одна линия должна переходить в другую, либо завершаться формой.
Каждая композиция несет в себе линию. От их характера зависит характер всей композиции и направление ее развития.
Линия связана с формой и создает структуру или очертание композиции, а также определяет зрительный путь по ней. Зачастую линия может подчеркнуть основной посыл композиции даже больше, чем ритм или цвет.
Линия, лежащая в основе круга, овала, треугольника и других форм, определяет форму и размер законченной композиции. Зачастую фактическая форма индивидуальных элементов используется для создания линии всей композиции. Линия может быть: вертикальной, придающей драматические нотки; горизонтальной, выражающей спокойствие; диагональной, подчеркивающей неопределенность, и изогнутой, изображающей грацию. В дизайне может быть одна линия или их комбинация с одной доминирующей.
Вертикальная линия
Эта линия символизирует стремление вверх, торжественность, праздничность. Очень горячая и быстрая линия. С помощью вертикальных линий подчеркивается высота помещения. Вертикальные линии всегда придают помещению ощущение величия и приподнятости. Они же вносят парадность и торжественность в любую композицию.
Горизонтальная линия
выражает фундаментальность, приземленность, спокойствие. Она не такая быстрая, как вертикальная, но зато движение вдоль нее кажется непрерывным. По температуре она также холоднее вертикальной линии. Зато она символизирует твердую почву под ногами и уверенность в себе. Горизонтальное направление в композиции создает впечатление неподвижности и тишины. Горизонталь ассоциируется с надёжностью, стабильностью, движением, развитием. Горизонтальная композиция будет выглядеть более основательной, тяжеловесной, чем вертикальная. Справедливость этого утверждения в большой степени зависит и от соотношения сторон прямоугольников, и от размещения материала внутри них.
Использование горизонтальных и вертикальных линий для придания помещению «удобных» дизайнеру пропорций является наиболее часто использующимся приемом.
Совершенно по-другому работают элементы декора с главенствующими горизонтальными составляющими. Они как бы расширяют пространство. Такой же эффект достигается с помощью использования белых предметов обстановки в помещении темной цветовой гаммы. Следует также учитывать, что визуально увеличивают помещение предметы, заметно контрастирующие с общим однотонным фоном и имеющие в качестве рисунка крупный орнамент, полосы или клетку.
Круг и шар символизируют стабильность, - полагают современные ученые, изучающие энергетику форм. Эти фигуры занимали умы ученых и исследователей с древнейших времен - еще в Древней Греции считалось, что мироздание сферично. Эта совершенная форма вдохновляла античных художников, скульпторов и архитекторов, и продолжает будоражить умы великих в наши дни. Круг - символ абсолюта, демонстрирующий сакральную роль библиотеки, как вместилища мудрости и опыта многих народов. В интерьере форму круга эффектно использовал гонконгский архитектор Гари Чанг (Edge Design Institute Ltd). Круг связан с покоем, уютом. Круг обозначает некий центр, место, из которого происходит восприятие мира и к которому устремляются наши впечатления.
Духовно-ценностный смысл:
Я думаю, что данный предмет несет информацию об эстетической шкале, нравственно эстетических нормах, представлениях о богатстве. Этот табурет указывает на состоятельность человека, его пристрастия быть стильным.
Личностно-ассоциативный смысл:
Я вижу в данном предмете, а точнее в ножке табурета, распустившейся цветок, зонт, растаявшее мороженое. Мне кажется, что трогая или садясь на табурет можно замараться или прилипнуть к нему. Такие ассоциации возникают у меня потому, что присутствует красный и белый цвет, которые похожи на конфету. Эта вещь может у разных людей вызывать разные совершенно ассоциации.
Культурно-исторический смысл:
Самым первым стулом была земля. Идеальный предмет мебели - носить с собой не надо, но всегда под рукой. Где хочешь, там и садишься. Правда, не всегда комфортно - то мокро, то холодно. И поза может быть не совсем удобной, и даже небезопасной – древнему человеку нужно быть очень мобильным. Нужно было, во-первых, получить сидение не мокрое и не холодное, а во-вторых, подходящей высоты. С первой проблемой могла справиться циновка или шкура, постеленная на землю. Зато бревно – прототабуретка – решало сразу обе проблемы. Но, бревно – павшее дерево – горизонтальный цилиндр. Точка контакта тела человека с поверхностью бревна очень мала – обе поверхности выпукло-сферические. В период с 7 по 4 века до нашей эры, насчитывалось пять основных типов мебели: табуреты, столы, кушетки, сундуки и кресла. Считается, что все они несли на себе отпечатки еще более древней, египетской, культуры. Египетскую мебель отличала грубость исполнения, недолговечности и неудобство - египтяне не гнались за комфортом. Однако к 4-5 веку до нашей эры у греков возник свой собственный стиль, влияние которого явственно ощущается и по сей день. Мебель становиться более гладкой, удобной и красивой.
Культурно-символический:
Данная табуретка является символом домашнего уюта и роскоши. Об этом говорит форма и цвет предмета.
Актуальный смысл:
В зависимости от моды люди приобретают себе те или иные вещи. Мода регулирует систему, ориентируя ее на некоторое постоянство. Мода всякий раз стремится стать нормой, но сами понятия эти – противоположны по своему существу: едва достигнув относительной стабильности, приближающейся к состоянию нормы, мода немедленно стремится выйти из нее.
В современном мире эта вещь является актуальной. В зависимости от модных тенденций люди приобретают себе предметы, как, например, данная табуретка, для изменения или подчеркивания своего интерьера и статности. Ее можно применить в современном стиле.
Художественно-образный смысл:
Под образом нередко понимается элемент или часть художественного целого, обыкновенно — такой фрагмент, который обладает как бы самостоятельной жизнью и содержанием. Но в более общем смысле художественный образ — самый способ существования произведения, взятого со стороны его выразительности, впечатляющей энергии и значности.
В данном предмете форма образа личностна, она несёт неизгладимый след авторской идейности, его вычленяющей и претворяющей инициативы, благодаря чему образ предстаёт оцененной человеческой действительностью, культурной ценностью в ряду других ценностей, выражением исторически относительных тенденций и идеалов.
Художественный смысл данного предмета заключается в цветовом решении и в ассоциациях (ножка данной табуретки рождает разные ассоциации: цветок, зонт, ваза и т.д.).
Наличие художественной образности вовсе не обязательно для вещей, но если рассматривать данный табурет, то именно худ. образность способна придать ему дополнительную выразительность и самобытность.
Выводы
Анализируя данный предмет, у меня так и осталось некое раздражение из-за присутствия в нем красного цвета и уже сочетание бело-розового оттенка не дают расслабиться. Но мне кажется, что каждый человек по -разному будет воспринимать этот предмет и будут рождаться разные ассоциации с ним.
Заключение
По итогам проделанной работы, я сделала для себя вывод, что, анализируя любую вещь узнаешь много интересного о ее происхождении, о ее смыслах .
Список литературы
- 1. Популярная детская энциклопедия «Все обо всем». М., 1994.
- 2. Быстрова Т.Ю. «Введение в философию дизайна»
- 3. www.wikipedia.org
- 4. www.vart-leila.ru
- 5. http://www.krugosvet.ru/articles/104/1010471/1010471a1.htm
- 6. www.mirslovarei.com
- 7. www. -1/tu-cottbus.de.htm
- 8. http://proslova.ru/word/шар/
- 9. http://www.sreda.boom.ru/history.htm
- 10. www.dekorhome.ephotolink.ru
- 11. www.designinfoline.ru
Причина обращения к теме
Мне хотелось рассмотреть не просто табуретку, а чтобы она отличалась от всех своей эксклюзивностью, функциональностью, цветовой гаммой.
Данную работу можно предложить
Мне кажется, что данную работу можно предложить студиям дизайна, дизайнерам по проектированию жилых помещений.
Ключевые фразы работы
Аналитическая записка-философия дизайна
План работы
- Введение
- Первое впечатление
- Рисунок
- Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
- Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
- Основная часть
- Культурологический анализ продукта дизайна
- Смысловая структура продукта дизайна
- Анализ названия или концепта (не обязательная часть)
- Заключение
но не вещь.
Иосиф Бродский