taby27.ru о философии дизайне, имидже, архитектуре, у нас появился логотип!  


Сундук прабабушки Прасковьи Ивановны. Произведен примерно в 1922-1924 годах, в Демидовских мастерских, г. Невьянск.

Комментарий Т.Ю. Быстровой:

Хорошо бы дополнить традициями и спецификой знаменитых невьянских сундуков, которые, говорят, воду не пропускают, даже когда на дне пруда лежат (слышала от экскурсовода в Невьянске). Нет анализа фактур, сочетания цветов и металических поверхностей. Нет специфики советского дизайна начального периода. Слабо проработана тема связи современного горожанина с традицией. Не доказана принадлежность предмета к дизайну, а не ремеслу. ...Вы считаете, Женя, что после этого надо пытаться ставить вам оценку?




 

 

работу выполнил: Титова Евгения Алексеевна

Введение


Объект анализа

Первая моя встреча с анализируемым объектом была 17 лет назад в маленьком домике, какие обычно строят на огородах для сохранения инвентаря от дождя, ветра и т.д. «Сарайчик» был наполнен тряпками, садовыми принадлежностями (тяпочками и грабельками) и сломанными игрушками, которые в ту пору заинтересовали меня больше, чем обшарпанный, с потускневшей медной лентой, сундук. Окружали его лоскутные одеяла и половички, интереса к которым, я также тогда не испытала. Сундук был «списан» из квартиры и увезен в сад.
Следующим этапом нашего знакомства была встреча 2 года назад. Тогда я посмотрела на него другим взглядом. Я увидела его возраст; заметила, собранную в нем моими бабушками мудрость; прочувствовала боль и трудность прошедших времен. Сломанный замок подсказал мне, что сундук больше не может быть просто закрыт и забыт. Он готов служить дальше. Я заметила, что его красивый и тонкий узор медной ленты (который несмотря на время, смотрится молодым и бодрым )– это недостающая деталь в интерьере моей комнаты. Сундук придаст ей завершенный вид.
Я увидела множество гармонично связанных деталей этой вещи, я увидела ее жизнь, и решила, что хочу у нее поучиться.

Первое впечатление

Первая моя встреча с анализируемым объектом была 17 лет назад в маленьком домике, какие обычно строят на огородах для сохранения инвентаря от дождя, ветра и т.д. «Сарайчик» был наполнен тряпками, садовыми принадлежностями (тяпочками и грабельками) и сломанными игрушками, которые в ту пору заинтересовали меня больше, чем обшарпанный, с потускневшей медной лентой, сундук. Окружали его лоскутные одеяла и половички, интереса к которым, я также тогда не испытала. Сундук был «списан» из квартиры и увезен в сад.
Следующим этапом нашего знакомства была встреча 2 года назад. Тогда я посмотрела на него другим взглядом. Я увидела его возраст; заметила, собранную в нем моими бабушками мудрость; прочувствовала боль и трудность прошедших времен. Сломанный замок подсказал мне, что сундук больше не может быть просто закрыт и забыт. Он готов служить дальше. Я заметила, что его красивый и тонкий узор медной ленты (который несмотря на время, смотрится молодым и бодрым )– это недостающая деталь в интерьере моей комнаты. Сундук придаст ей завершенный вид.
Я увидела множество гармонично связанных деталей этой вещи, я увидела ее жизнь, и решила, что хочу у нее поучиться.

Рисунок

Прабабушкин Сундук (закрытый и открытый)
Рисунок 1: Прабабушкин Сундук (закрытый и открытый)

Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет

Слово сундук в поисковой системе Yandex упоминается на 5 млн. страниц; сундук прабабушки – 2 тыс. страниц; невьянские сундуки – чуть больше 1 тыс. страниц. Наиболее распространенные словосочетания - сундук с сокровищами (519), сундук с приданным (66). Основные характеристики – старый (1 млн), скрипящий (87 тыс.).

Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект

Грудь умного – сундук его собственной тайны
Скупые умирают, а дети сундуки отпирают
Сундуки с бельем, да невеста с бельмом
Чем искать у людей, поройся у себя в сундуке
Лучше держать сына на рынке, чем деньги в сундуке
Не сказывает муж жене, сколько у него денег в сундуке, да сама знает.

Культурологический анализ продукта дизайна


Культурологическая "вертикаль"

Как только человек перестал вести кочующий образ жизни, у него появилась необходимость складывать тогда еще немногочисленные вещи. При передвижении люди пользовались мешками из кожи, но в последующем, чтобы не носить это все на себе, люди начали вырубать коробы из деревьев, и чуть позже, делать ящики из досок для вещей.
Известно, что уже в 1539-1292 гг. до н.э. в Египте можно говорить о появлении сундука – он напоминал по форме и конструкции саркофаг, который был сколочен из досок, имел крышку и замок, а также украшался иллюстрациями или иероглифами.
Таким образом, мы понимаем, что прообразом сундука можно считать ящик (с крышкой и замком). Им пользовались наши самые древние предки.

Культурологическая "горизонталь"

Первым владельцем рассматриваемого сундука была Белоусова Прасковья Ивановна, моя прабабушка. Которая в 1924 году, в возрасте 22 лет вышла замуж. Ее преданным было 3 сундука, одинаковых по форме, но разных по размеру; которые ставились один на другой (о среднем идет речь сейчас). Родом Прасковья Ивановна была из Кировграда, Свердловская область; недалеко от которого развивался и рос Невьянск. Основателями Невьянска, как известно, считаются оружейники Демидовы, Никита и его сын Акинфий, которые первыми на Урале смогли добыть чугун. По прошествии лет, помимо добычи железа их мастерские начали славиться сундучным промыслом. Именно здесь, в Невьянске, примерно в 1922-1924 годах был произведен рассматриваемый сундук.
Идея этого промысла была неслучайной. Существует легенда о том, что старообрядцы скрывались в этих краях от церковных гонений. И с собой у них были деревянные переносные ящики, для прочности обитые жестью, в которые они в момент сбрасывали все свое добро и «исчезали». Таким образом, пока не было комодов и шкафов, сундуки считались в хозяйстве предметами первой необходимости. В них хранили одежду, деньги, письма, мелкие предметы быта и т.п. В конце 19 – начале 20 веков, невьянские мастера уже делали сундуки из камня, древесины, обивали их металлами или дорогими тканями и дополняли аксессуарами (например, украшали внутреннюю поверхность крышки). Сундуки из демидовских мастерских пользовались постоянным спросом на ярмарках, а также у восточных купцов.

Смысловая структура продукта дизайна

Онтологический смысл: при первом взгляде на сундук, мы видим, что он прожил и пережил уже многое. Его годы жизни хорошо видны и с внешней стороны, и с внутренней. Слезшая темно-зеленая (и, кстати, очень спокойная по тону) краска, через которую на крышке сундука проглядывается светлое теплое дерево; большая трещина вдоль одной из стенок корпуса; почти полностью стертый узор на медной ленте, который, иногда, появляясь, ведет себя как бы игриво; в некоторых местах полностью отставшая и почерневшая, будто умершая, медная лента.
Хочется обратить внимание на то, что сундук разбит медной лентой на множество ромбов и квадратов. Ромбы мы видим на крышке, и на передней стенке. Квадраты – на боковых. Причем ромбы на передней стенке меньше, чем на крышке. Соотношение ромбов, их количество, их разная степень «вытертости» создает динамику вещи. Она еще живет. И притом, что ей много лет, она еще очень молода.
По форме сундук представляет собой прямоугольный параллелепипед. Простую и четкую форму. Его крышка немного округляется (слегка выгнутая форма). Но за годы жизни сундука, крышка стала почти ровной (из-за того, что сверху часто кто-то сидел или сидит).
Все углы и края сундука обиты той же медной лентой – для сохранения вещи, во-первых, и для придания индивидуальности (благодаря узору) во-вторых. Проанализировав узор на ленте, само расположение ленты, цвет, можно отнести данную вещь к стилю модерна: орнамент из плавных линий растительных элементов, образованная медной потемневшей лентой «решетка», сдержанный зеленый цвет, изначально выгнутый контур крышки, тоненькие кованые ручки сундука.
Замок на сундуке сломан, ключ потерян. Он теперь всегда открыт. Если, надо что-то, «подходи, бери, я здесь именно для этого»
Внутри сундук не разделен на какие-либо элементы (отделения, полочки). Внутри сундука пустое, чистое, светлое пространство, которое так и просится быть заполненным.
Форма сундука целостная и завершенная. Он индивидуален. И молод, несмотря на то, что сначала он кажется «старичком». У него нет уже «блеска в глазах», нет шика, но есть спокойствие и мудрость. Его тонкие стенки, неровное покрытие, его «некрасивости» как раз и делают его изящным, исключительным и настоящим, живым (не хочу использовать слова естественным или натуральным – но, они наверно, немного ближе по смыслу).
Функциональный: сундук служил хранилищем вещей для прабабушки (когда он появился, сундук обязательно закрывался на ключ: в нем не просто вещи лежали, они в нем хранились). Тогда сундуки были еще и скамейкой, и даже кроватью.
Сейчас сундук исполняет почти те же функции: в нем лежат/живут вещи. Просто сегодня есть, например, сейф для сохранности, и сундуку не обязательно сочетать эти функции в себе. Он служит скамейкой. А также обладает эстетической функцией – предмет необычный для современного интерьера, который нравится и удивляет.
Знаковый: предмет не несет важный знаковый смысл. Он отсылает к прошлому – ценности, история, традиции. Может быть здесь можно вести речь о том, что когда начинается разговор о сундуке, то сразу переносится смысл на «приданое». Если у молодой девушки сундук (а значит и приданое), то скоро будет свадьба:)
Аксиологический: или духовно-ценностный. Исходя из таких особенностях вещи, как молодость вещи при внешней ее старости, игривость некоторых элементов, отношение к прошлому (вещь не нова), можно судить об обладателе вещи, как человеке с в чем-то консервативным, традиционным взглядом; при этом, любящим за маской «ребенка» прятать силу и взрослость натуры. Может быть, это открытый и доверчивый человек (соотношение с открытостью и светлотой, свободой внутреннего пространства сундука, возможностью и желанием принять то, что дают). Сокровища сундука – внутри. Может и у владельца также. Не достаточно просто внешнего знакомства. Для чего-то «интересного», надо «открывать дверцу».
Личностно-ассоциативный: непроизвольно вспоминается первая встреча с сундуком и впечатление старого, забитого ненужными вещами ящика (как грубо по отношению к сундуку, но именно так!). Ассоциация с прошлым и ненужным, чем-то непримечательным и серым.
Главной же ассоциацией сейчас является «бабушкина шкатулка», где есть много интересного, необычного и по-своему ценного. Вспоминается бабушкино тепло, уют, любовь, пирожки и т.д. Хоть там и лежат знакомые вещи, каждый раз с каким-то чудом заглядываешь в него в поисках сокровищ.
Культурно-исторический: итак, как менялся сундук во времени: от простого, собранного из досок, ящика, до сменяющего его сундука, с крышкой и замком. От необходимой в жизни вещи (чтобы содержать в порядке хозяйство) до становления чуть ли не самым важным предметом мебели (на определенный срок, до изобретения комода, например), который стал полифункциональным, сохранив при этом свою главную функцию. Как наращивался «потенциал» вещи, и усиливались ее связи с человеком (на примере того, что у каждой невесты был сундук с приданым), или сундуки становились декоративной частью интерьера (украшенные бархатом, металлом и т.п.).
Культурно-символический: на символическом уровне, можно говорить об устойчивой, неизменной и проверенной форме вещи. Она вселяет уверенность и покой. Как будто знает все, и всегда придет на помощь.
Актуальный: рассматриваемый предмет вышел из повседневной жизни людей (в его прямой доминирующей функции хранения вещей). Ему на смену пришли комоды, шифоньеры, шкафы. Он стал неактуальным.
Художественно-образный: не несет дополнительных образов живого мира.

Выводы

В данной вещи очень грамотно, на мой взгляд, сплелись красота и функциональность. Как будто веками вытачивалась форма и обкатывались функции (а в общем-то так оно и было). Может быть, вещь неактуальна сегодня, но не это главное. Если она живет, служит кому-то, помогает, значит этого уже достаточно для того, чтобы о ней говорить. В ней есть и молодость, и старость, и уверенность, и сомнения, и открытость, и закрытость, - и это все она.

Заключение


В заключении хотелось бы отметить, что сундук, в качестве объекта исследования был выбран неслучайно. Чувствовалась внутренняя связь с предметом. Но внешне не было понимая, с чем это связано. В ходе анализа, стало понятным, что у вещи и у ее владельца есть общие черты, а также есть черты, взаимодополняющие. За время анализа я полюбила всей душой прабабушкин сундук. Спасибо!

Список литературы


  • 1) Быстрова Т.Ю. Введение в философию дизайна. Екатеринбург.: Издание Уральского Университета, 2001.
  • 2) Иванов С.А. 1000 лет озарений. История Вещей. М.: Слово, 2002
  • 3) Сомова М. «Коммерсант Weekend» от 16 апреля 2004
  • 4) www.redwoodmaster.ru/catalog/trunk.html
  • 5) www.taby27.ru

Причина обращения к теме

2 года назад забрала сундук из сада, поставила в комнату, и до сих пор удивляюсь, как этот сундук мог мне полюбиться. Он старый, облезлый и обшарпанный, но он вписывается в интерьер моей комнаты и в мою жизнь. Почему?

Данную работу можно предложить

Людям, занимающимся антикварными вещами, возможно, сувенирной продукцией. Может это будет интересно правительству города Невьянска. Изданиям и интернет-порталам, занимающимся дизайном, архитектурой и т.п.

Ключевые фразы работы

история сундука, невьянский сундук, функции сундука.

План работы

...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский