Ситечко для заварки чая Идеалиск IKEA (2008)
Комментарий Т.Ю. Быстровой:
А почему художественность вещи связывается вами исключительно с "образами живого мира"?.. В целом неплохо, особенно первая часть, это редкий случай. оценка 5-
работу выполнил: Ларионова Наталья Александровна гр. 502
- Введение
- Первое впечатление
- Рисунок
- Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
- Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
- Основная часть
- Культурологический анализ продукта дизайна
- Смысловая структура продукта дизайна
- Анализ названия или концепта (не обязательная часть)
- Заключение
Введение
Объект анализа
Эта вещица сразу вызвала во мне интерес. Раньше я ни разу не сталкивалась в принципе с ситечками для заварки чая, так что сначала пришлось подумать, зачем собственно это приспособление нужно и как оно работает. Что же касается внешнего вида, то она мне безоговорочно нравится своей простотой, отсутствием украшательства, лаконичностью и стальным блеском. Ко всему прочему эту вещицу удобно держать в руке.
Первое впечатление
Эта вещица сразу вызвала во мне интерес. Раньше я ни разу не сталкивалась в принципе с ситечками для заварки чая, так что сначала пришлось подумать, зачем собственно это приспособление нужно и как оно работает. Что же касается внешнего вида, то она мне безоговорочно нравится своей простотой, отсутствием украшательства, лаконичностью и стальным блеском. Ко всему прочему эту вещицу удобно держать в руке.
Рисунок
Рисунок 1: Ситечко для заварки чая Идеалиск от IKEA
Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
«Ситечко для заварки чая» встречается, согласно поисковой системе Google, примерно на 21 100 страницах. При этом именно ситечко Идеалиск от IKEA было найдено на 10 страницах, сопровождающаяся такими характеристиками как: «очень удобная».
Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
Тар-тарары, двор двероват, а некуда ни выйти, ни выехать.
Чудо чудом, сошлось кругом: дыр много, а выскочить некуда.
В лесу снята, в дому гнута, посередине заплетена.
«– Вы знаете, сейчас в Европе и в лучших домах Филадельфии возобновили старинную моду – разливать чай через ситечко. Необычайно эффектно и очень элегантно.
Эллочка насторожилась.
– У меня как раз знакомый дипломат приехал из Вены и привез в подарок. Забавная вещь.
– Должно быть, знаменито, – заинтересовалась Эллочка.
– Ого! Хо хо! Давайте обменяемся. Вы мне стул, а я вам ситечко. Хотите?
И Остап вынул из кармана маленькое позолоченное ситечко.
Солнце каталось в ситечке, как яйцо. По потолку сигали зайчики. Неожиданно осветился темный угол комнаты. На Эллочку вещь произвела такое же неотразимое впечатление, какое производит старая банка из под консервов на людоеда Мумбо Юмбо. В таких случаях людоед кричит полным голосом, Эллочка же тихо застонала:
– Хо хо!
Не дав ей опомниться, Остап положил ситечко на стол, взял стул и, узнав у очаровательной женщины адрес мужа, галантно раскланялся». (с) «Двенадцать стульев» Евгений Петров, Илья Ильф.
Культурологический анализ продукта дизайна
Культурологическая "вертикаль"
Данное ситечко для заварки чая фактически является двумя маленькими ситами полусферической формы, прикрепленные к палочке, напоминающей булавку, сгибающим механизмом. Исходя из этого его «первообразом», на мой взгляд, можно считать именно сито. Сито обязано своим существованием появлению необходимости у человека разделять различные сыпучие массы по величине их составляющих. При помощи сита можно промывать песок в поисках самородков, промывать ягоды, просеивать муку для пышности. Первое сито могло выглядеть либо как ветка, закрепленная в форме обруча, с привязанным к ней круглым кусочком ткани, либо как чаша с образовавшимися по разным причинам в ней дырочками.
Культурологическая "горизонталь"
Появление чайного ситечка связано с распространением чая на нашем континенте и формированием культуры его потребления. Логично было бы предположить, что чайное ситечко появилось на родине чая, в Китае, но это не так. Китаю мир обязан появлением заварника с небольшим дырчатым стаканчиком-ситечком, который помещается в заварник. Самое же чайное ситечко появилось в Европе в конце XVIII века. Данное приспособление в те времена было непременным аристократическим аксессуаром для чаепития, не пропускающим ни одной чаинки в драгоценный напиток господ. Но помимо этого чайное ситечко использовалось и для экономии заварки, так как чай был дорогим удовольствием. Любопытно, что процеженная при помощи ситечка заварка из богатых домов продавалась снова в заведения классом пониже.
Мне сложно сказать, в какое время люди придумали соединить два обычных чайных ситечка, чтобы заваривать чай уже в кружке, а не процеживать его из заварника. Известно только, что в уже СССР в продаже имелось такое приспособление.
Сейчас ситечко для заварки чая у кого-либо встретить практически невозможно. Причина, по которой подобная недорогая модель была пущена в массовое производство, мне кажется, кроется в следующем. В наше время самого настоящего бума на чай в пакетиках, который, как известно, не отличается высоким качеством, все больше людей начинает ценить «настоящий» крупнолистовой чай. Поэтому для тех, кто не прочь единолично заваривать хороший чай у себя в кружке, ситечко для заварки чая является вполне желанной альтернативой чайному пакетику. При этом невысокая стоимость «нержавейки», из которой сделано данное приспособление, в сравнении со стоимостью серебра или золота (вспоминая чайные ситечки XIX века) и отсутствие всяческих украшательств в дизайне позволяют сделать производство массовым.
Смысловая структура продукта дизайна
Онтологический смысл
Ситечко для заварки чая Идеалиск IKEA привлекает к себе внимание самой шаровидной формой ситечка (когда оно закрыто), стальным блеском, минимализмом, лаконичностью форм, предельной функциональностью. Явно читается, что дизайнеры сделали приоритет в сторону функциональности и минимализма. Можно предположить, что здесь даже воплощен в какой-то мере стиль хай-тек, который характеризуется обилием металла и опять же предельной функциональностью. В дополнение к этому, стальной блеск изделия перекликается с темой будущего, каким нам рисуют его популярные фантастические фильмы.
Что же касается шара, форму которого напоминает закрытое ситечко, то этот символ трактуют как символ будущего, а также как воплощение гармонии, глобальности, полноты. Плоские створки двух полусфер ситечка имеют округлую форму, которая символизирует вечность, завершенность и непрерывность.
Функциональный смысл
В нашем случае функциональность играет решающую роль, и все в облике ситечка работает только на нее, отвергая какую-либо дополнительную декоративность. Хотя интуитивно догадаться, как открыть его, у меня получилось не сразу. Пришлось минутку покрутить-повертеть, пока не пришло в голову нажать на ручку.
Первая и последняя функция вещи – заваривание чая. Разве что этим ситечком еще очень удобно тюкнуть разгневавшегося оппонента во время спора.
Знаковый смысл
Знаковый смысл отражает способность вещи сообщить информацию о социальном положении, статусе либо профессии владельца. О чем может говорить данное ситечко для заварки чая? Стоит отметить, что недорогой материал вещи («нержавейка») не может подчеркнуть высокий статус владельца. Он сообщает нам о том, что владелец принадлежит к среднему классу, он экономный и рачительный хозяин.
Духовно-ценностный смысл
Минимализм и предельная функциональность ситечка для заварки чая Идеалиск от IKEA говорят о тяге владельца к простоте и предельной конкретности. Также стоит отметить, что само по себе подобное ситечко для заварки чая рассчитано только на одну кружку и, в отличие от заварника, процесс заварки чая ускоряется, поэтому хозяин вещи отличается ярким индивидуализмом и потребностью экономии времени. Данная вещь не может рассказать о вероисповедании человека. Но ситечко совершенно определенно говорит о том, что хозяин любит чай, и, зная себе цену, готов тратиться на крупнолистовой, а не на чайные пакетики.
Культурно-исторический
Вещь создана современными дизайнерами и не несет в себе исторической ценности. Здесь можно говорить только о возрождении интереса к ситечкам для заварки чая как к классу вещей в целом.
Культурно-символический смысл
На мой взгляд, в данном случае идет перекличка идентичной формы ручки ситечка той ручке ситечка, которое было распространено в СССР.
Как класс ситечко для заварки чая окутано ореолом давно прошедших времен. Но современный материал, элементы стиля хай-тек заявляют об устремленности в будущее. Таким образом, в данной вещи органично сливаются прошлое и будущее, при этом символ шара и круга способствуют этому. Как было сказано ранее, шар в какой-то мере символизирует будущее, а круг – вечность и непрерывность.
Личностно-ассоциативный смысл
Мои ассоциации в отношении данного ситечка для заварки чая сводятся к следующему: технократическое будущее, мобильность, дом лишь как перевалочный пункт, холод, удобство.
Актуальный смысл
Ситечки для заварки чая как вид утратили свою актуальность в России после развала СССР, когда исчезли из продажи. Сейчас они рассматриваются как пережиток прошлого благодаря популярности чайных пакетиков. Но, на мой взгляд, со временем данная вещь приобретет былую популярность, так как класс потребителей постепенно формируется, в том числе и с помощью IKEA, выпустившей данную модель в массовое производство (благо материал этому способствует).
Художественно-образный смысл
В данном случае не удалось обнаружить дополнительных образов живого мира.
Выводы
Анализ ситечка для заварки чая Идеалиск от IKEA дал мне возможность узнать интересную историю ситечек и распознать постепенное превращение их из статусных вещей в предмет массового потребления. Данная вещь является продуктом современного дизайна. Она функциональна, стоит недорого, относительно нейтральна по причине отсутствия украшений и художественно-образного смысла. На мой взгляд, решающую роль здесь играет функциональный смысл.
Заключение
Мое отношение к данной вещи после анализа изменилось: ситечко стало нравиться мне на порядок больше. С каждым новым уровнем, я открывала для себя в этой, казалось бы, ничем не примечательной с точки зрения украшательства вещи что-то новое и интересное. Особенно любопытно было заниматься функциональным и знаковыми смыслами. Однако, при сопоставлении их я обнаружила некий диссонанс. Материал, из которого изготовлена вещь, говорит о владельце как о человеке, принадлежащем среднему классу, но знаковый смысл дает понять, что хозяин готов тратиться на хороший чай. Я нашла для себя компромисс между этими смыслами в следующем. Хозяин выбирает вещь функциональную и недорогую из расчета экономии (вспомним, как позиционирует себя IKEA), для него важна простота. Но чай при этом может и должен быть хорошим. И, говоря честно, духовно-ценностный смысл совпал с реальностью, если рассматривать меня как владельца вещи в серьез.
Список литературы
- Быстрова Т.Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна. Екатеринбург, 2001
- http://ru.wikipedia.org
- http://www.artantique.ru/list.phtml?cat=68
- http://www.stroyby.com
- http://www.ikea.ru
Причина обращения к теме
Эта вещь есть у меня дома. И мне хочется узнать о ней больше, чем лишь: «это приспособление для заварки чая в кружке».
Данную работу можно предложить
IKEA
Ключевые фразы работы
Ситечко Идеалиск IKEA
Ситечко для заварки чая
План работы
- Введение
- Первое впечатление
- Рисунок
- Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
- Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
- Основная часть
- Культурологический анализ продукта дизайна
- Смысловая структура продукта дизайна
- Анализ названия или концепта (не обязательная часть)
- Заключение
но не вещь.
Иосиф Бродский