taby27.ru о философии дизайне, имидже, архитектуре, у нас появился логотип!  


штора IKEA,2006 (ПЕРЕДЕЛАННАЯ)

Комментарий Т.Ю. Быстровой:

Плчему вы анализируете класс вещей, но проходите мимо особенностей конкретной формы - на протяжении всей записки? По-прежнему не могу поставить оценку, ибо, на мой взгляд, лучше не стало.




 

 

работу выполнил: Елена Витальевна Салькова, 502 PR

Введение


Объект анализа

Я познакомилась с ней солнечным январским утром. Я открываю глаза – и вижу комнату, залитую солнечным светом. Но свет не ярко белый (как это бывает зимой), а солнечно-желто-теплый, который создает ласкающее тепло и бесконечный уют. Я осматриваю комнату – и вижу ее – такую легкую, сияющую, согревающую всю комнату и мою душу – я вижу шторку. Почему-то хотелось сказать ей спасибо. А почему бы и нет? Ведь она наполнила меня чудесным настроением, она сделала так, что открыв глаза – я начала улыбаться!!!
Мое удивление тому, как она может создавать такую красоту и такое настроение, не передается описанию. Я до сих пор поражаюсь этому, хотя вижу ее каждый день.
Эти чувства и эмоции были настолько сильны и естественны, что вытесняли все остальные мысли. И только сейчас, я подумала о том, что для меня шторы бывают красивыми и некрасивыми, грубо говоря. Других эмоции или ощущений от штор я никогда не получала. Мало того, у меня и мыслей о такой возможности не было. Тогда чем же меня зацепил этот обработанный кусок ткани?...

Первое впечатление

Я познакомилась с ней солнечным январским утром. Я открываю глаза – и вижу комнату, залитую солнечным светом. Но свет не ярко белый (как это бывает зимой), а солнечно-желто-теплый, который создает ласкающее тепло и бесконечный уют. Я осматриваю комнату – и вижу ее – такую легкую, сияющую, согревающую всю комнату и мою душу – я вижу шторку. Почему-то хотелось сказать ей спасибо. А почему бы и нет? Ведь она наполнила меня чудесным настроением, она сделала так, что открыв глаза – я начала улыбаться!!!
Мое удивление тому, как она может создавать такую красоту и такое настроение, не передается описанию. Я до сих пор поражаюсь этому, хотя вижу ее каждый день.
Эти чувства и эмоции были настолько сильны и естественны, что вытесняли все остальные мысли. И только сейчас, я подумала о том, что для меня шторы бывают красивыми и некрасивыми, грубо говоря. Других эмоции или ощущений от штор я никогда не получала. Мало того, у меня и мыслей о такой возможности не было. Тогда чем же меня зацепил этот обработанный кусок ткани?...

Рисунок

штора.ночной вариант
Рисунок 1: штора.ночной вариант

Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет

В поисковой системе Yandex слово «штора» встречается на 10 млн. страниц.
Словосочетание «штора уютная» встречается на 525 тыс. страницах; «роскошная» - на 222 тыс. страницах; «защищает» - на 2 млн. страницах.

Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект

• Анекдоты:
1.Общага. Подходит один студент к другому: - Вась, знаешь, какая разница между шторой и туалетной бумагой?? - Нет... - Так это ты, ЗАРАЗА!!!
2.- Абраша, давай купим шторы в ванную...
- Сарочка, золотце, ну зачем?
- Что значит зачем? Там напротив общежитие... Там молодые люди...
- Сарочка, золотце, ну не надо расстраиваться... Когда они увидят тебя, они сами купят себе шторы.
3. Утро, мужик просыпается с бодуна, открывает шторки ,снимает покрывало с клетки с попугаем, идет на кухню ,открывает шкаф достает стакан , открывает холодильник достает водку, открывает водку ,наливает ,выпивает ,убирает водку в холодильник , убирает стакан идет в зал закрывает шторы ,накрывает попугая, ложиться спать...
Попугай:
-Дааааааааааааааа, Офигеееееееенно длинный день!!!!!!
4. Сидит мужик ночью в Инете, порнуху смотрит, думает, что жена спит. Ну, сидит и картинки листает. Тут вдруг жена трогает его за плечо:
- Ну-ка пролистай на картинку вверх. Ещё на одну, ещё... Вот! Такие шторы на кухню хочу!..
В общем, анекдотов про шторы, либо с упоминанием о них не так уж и много. Стоит отметить, что лишь малую часть я могу назвать приличной и использовать их для данной работы.
P.S.: Никогда бы не подумала, что выполняя работу по философии дизайна, я окажусь на сайте Романа Трахтенберга, и буду читать так называемые трахмульдоты…
• Афоризмы.
ШТОРЫ - это попытка скрыть от посторонних, живущих напротив извращенцев, подробности своей нетрадиционной личной жизни.
В.В.Маяковский:
Смотрите на мир без очков и штор, глазами жадными цапайте все то, что у нашей земли хорошо и что хорошо - на Западе.

Культурологический анализ продукта дизайна


Культурологическая "вертикаль"

Прообраз современной шторы можно обнаружить еще в первобытном обществе. Шкура животного в проеме пещеры защищала и от холода, и от дурного глаза, и от яркого света.
Первые шторы появились еще на заре цивилизации, несколько тысячелетий назад. В те времена в роли окна выступало элементарное отверстие для выхода дыма и притока свежего воздуха. Занавеси выполняли в основном функции защиты проемов от внешней стихии. Затем, по мере развития человечества, вместе с ростом земледелия и появлением инструментов, развивалось прядильное и ткацкое дело. В это время предметы обихода начинают украшаться магическими символами. Появляются орнаменты, которые существуют и до сих пор, в более утончённом и декоративном виде. Случайно подмеченное совпадение: когда я впервые увидела ее – она СОГРЕВАЛА!!! (см. 2.1. Первое впечатление). Тут же проводится параллель с первобытными людьми, которых, защищала от холода шкура. Но в наше же время штора не рассчитана на то, что бы защищать от холода. Тогда почему же возникло это «тепло»? Связь с предками на генном уровне?...

Культурологическая "горизонталь"

Интерьерные драпировки как декоративный элемент оформления помещений впервые получили распространение в Древней Греции. Европейские традиции использования тканей для декорирования помещения во многом определялись общей направленностью художественного стиля эпохи.
Портьеры и шторы приобрели огромное значение в эпоху Возрождения. Завоевали популярность и новые ткани: шелк, бархат, батист, кружевное полотно и др. В орнаменте наряду с геометрическими узорами стали использовать растительные мотивы и изображения животных.
В период барокко впервые стали обращать внимание на сочетание окраски штор и обивки мебели.
Изготовленные из материала одного цвета, они выглядели пышно и роскошно.
На смену барокко пришел стиль рококо. Теперь преобладают лирика и пастельные тона. Для изготовления штор используется шелк, украшенный выполненными в китайском или турецком стиле рисунками. Увеличение размеров окон (они нередко доходили до пола) привело к тому, что занавески, шторы и портьеры стали занимать значительное место в интерьере. Появились в тканевом дизайне всевозможные рюши, банты и бантики. Ленточки, которые очень популярны и в настоящее время.
В начале 18 века в Европе распространяется классицизм: симметрия и сдержанность. Мебель, покрывала и шторы теперь должны быть не только одного цвета, но и изготовлены из одного материала. Обязательным элементом декора стали карнизы, на которых крепились шторы.
И в настоящее время тканевый декор играет огромную роль в формировании облика помещения. Большой выбор материалов позволяет использовать разнообразные цветовые решения, фактуры и фасоны для создания различных стилей, потому что сегодня нет нужды придерживаться какого-то одного стиля, что дает свободу фантазии.
Мода на шторы, как и стили штор, меняется по географическому признаку. Большие модники французы предлагают тяжелые и плотные ткани, тёмные тона, множество ламбрекенов и кистей, велюр и бархат. Ещё одна особенность – золотой декор: во Франции считают, что цвет золота приносит удачу и достаток в дом, поэтому текстиль для дома часто бывает золотым.
Немецкие дизайнеры, напротив, предлагают современные рулонные шторы с механизмом управления (как у жалюзи: лево- и правосторонним) и пропиткой специальным составом, что отталкивает пыль. Такие шторы легко и удобно снимаются и пользуются популярностью на мировом рынке.
Ещё одна модная тенденция, связанная с рулонными шторами, – использование их в сочетании с консервативными гардинами. Последние выступают чаще в качестве декоративного элемента, закрепляются красивыми подвязками и кистями.
Но самыми авангардными считаются разработки дизайнеров из США. Карниз они крепят прямо под потолком, а саму штору наматывают на него в любом порядке – так, как пожелает душа. Конец же ткани лежит на полу, как шлейф, и чем затейливее это шлейф – тем шикарнее. Длинные шторы, образующие множество складок, теряют функциональную нагрузку, зато очень обогащают декор комнаты.
Плотные, тяжёлые шторы подходят больше к классическому интерьеру, лёгкая и прозрачная ткань-вуаль – к «арабскому», а насыщенные ткани с ярким орнаментом – к «тропическому». Классическим помещениям со старинной мебелью подойдут ткани ручной работы. В современном же интерьере стиля «hi-tech» лучше смотрится строгая и непритязательная ткань-вуаль «металик» с рельефным рисунком.
История ИКЕА началась в 1943 году в маленькой шведской деревне Агуннарюд, когда основателю компании Ингвару Кампраду было всего 17 лет. За последующие шесть десятилетий ИКЕА превратилась из скромной частной компании на юге Швеции в крупнейшее предприятие розничной торговли, имеющее представительства в 44 странах мира.
Бизнес-идея ИКЕА заключается в том, чтобы изменить к лучшему повседневную жизнь многих людей, предложив широкий ассортимент удобных и функциональных товаров для обустройства дома по таким низким ценам, чтобы как можно больше людей смогли их купить.

Смысловая структура продукта дизайна

Онтологический смысл
Прямоугольная форма классической шторы обусловлена прямоугольной формой окна. Штора проста по форме (прямоугольник), не напрягает, не создает ощущение тяжести, громоздкости. Форму прямоугольника можно сравнить с формой квадрата, который в свою очередь «является символом постоянства, безопасности, равновесия, божественного участия в сотворении мира, пропорциональности, ограничения, нравственных устремлений и честных намерений» (Тресиддер Джек. Словарь символов. Москва, 1999). Сплошной позитив, а не форма!
Простая по форме штора, берет своим цветом – она красно-золотая и на солнце шикарно переливается и играет. Красный цвет - это выражение жизненной силы и высоты вегетативного возбуждения. Поэтому он имеет значение желания и всех форм аппетита. Красный цвет - это стремление добиться влияния, завоевать успех и жадно желать того, что может предоставить интенсивность и полнота жизни. Красный цвет - это импульс, жизненная воля покорить и потенция, начиная от сексуальных инстинктов, вплоть до революционных преобразований. Красный цвет - это импульс к моторному действию, к спорту, к борьбе. По времени красный цвет соответствует настоящему времени, символически полный сил мужественности, устремленный вверх, к фаллическим формам и огню. Красный цвет стремится пронизать, преобразовать и покорить. Но в этой шторе красный прозрачный и разбавлен орнаментом нейтрального бежевого цвета и золотыми переливами от ткани. Это позволяет сохранить сильные стороны красного, и в то же время разбавить его агрессию и напор легкостью, нежностью и утонченностью.
Ткань – особый момент. Шторы сделаны из органзы. Органза – тонкая жесткая прозрачная ткань, сделанная из шелка, полиэстера или вискозы путем скручивания двух полированных волокон, что придает ей особый блеск. Блеск – характеристика свойства поверхности, отражающей свет. Отражает свет – значит холодная. Следовательно, блеск – это холод. Возникает противоречие материала и цвета, и эффекта передаваемого им. А именно: штора дарит теплый, мягкий, ласкающий свет, а ткань на ощупь холодная, шуршащая, скребущая, да еще и блестящая.
Орна́мент (лат. ornamentum — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов. Орнамент в прошлом никогда не был чисто декоративным. Каждый его элемент имел определённый смысл, был условным, но всем понятным изображением законов природы: рождения, жизни, смерти. Орнамент можно назвать древним языком общения людей. Элементы орнамента подсказывали человеку окружающая природа, место его обитания, климат, обычаи народа, очертания человеческого тела и окружающих предметов.
На анализируемой шторе нанесен растительный орнамент. И в данном случае он несет исключительно декоративный характер. Он «наполняет» штору. Без него – она бы потеряла всю свою прелесть. И возвращаясь к цвету. Цвет орнамента – светло-бежевый. Нейтральный, спокойный, натуральный. Именно он подчеркивает и раскрывает сочетание цвета и фактуры ткани.
Функциональный смысл
Функциональный смысл штор – достаточно разнообразен. Шторы идеально сочетают в себе декоративную и практическую функции. Практическая функция - это защитная функция. Защита разного рода – от солнца, ветра (если окна плохие, то плотные шторы очень помогают), посторонних глаз, от «окружающего мира» (когда он нас разочаровывает, утомляет, злит ну и т.п.), от фантазий, связанных с отражениями в черном ночном окне. Декоративная функция заключается в том, что шторы придают интерьеру современный, законченный, гармоничный вид, уют, либо наоборот строгость (в зависимости от цели).
Анализируемая штора несет в себе больше декоративную функцию, нежели практическую. Ее функция – «подкрашивать» солнечный свет, подчеркивать легкость, молодость, открытость, позитив и радость интерьера и его хозяев.
Она крайне удобна в использовании – ее легко снимать/надевать, стирать, сушить (быстро сохнет), не прячет вид из окна.
Знаковый смысл
Знаковый смысл вещи связан, с ее способностью показать принадлежность владельца к социальному слою, идейному течению, сообществу людей. Данный смысл в моей шторе ярко не выражен. Эта штора в конкретном моем интерьере показывает простоту, мобильность, открытость, динамичность хозяев. Глядя на нее в интерьере, можно сказать, что это спальня молодой пары.
Опять же, если же «поиграть» с ней и другим тканями, фактурами, способами оформления, то можно создать совсем другой эффект, подходящий, например, для роскошной гостиной комнаты, владельцем которой является состоятельная дама.
Духовно-ценностный смысл
Что же может сказать эта штора о человеке, который ее приобрел? Разве только то, что он обладает вкусом, т.к. штора идеально подходит и делает гармоничной всю комнату, освежает ее и оживляет. Человек ценит красоту и практичность, легкость и современность.
Актуальный смысл
С момента своего появления шторы стали актуальны везде и всегда. Совершенствуются технологии, придумываются новые комбинации и варианты. Представить свою квартиру без штор невозможно!!! Чувствуешь себя как не дома. Или как в витрине магазина. Или как в доме2. Шторы – навсегда. Шторы – это уют, уверенность, спокойствие, защита.
Культурно-исторический и культурно-символический смысл
Культурно-исторического смысла шторы я отметить не могу, т.к. она создана совсем недавно, ничем не примечательна и не уникальна в своем роде.
Что же касается культурно-символического смысла, то она может быть символом защищенного, гармоничного, современного дома.
Личностно-ассоциативный смысл
Эта штора ассоциируется у меня с солнечным, радостным настроением, домашним уютом, искренностью чувств.
Художественно-образный смысл
Данная штора не имеет художественно-образного смысла.

Выводы

Любая вещь для его владельца наделена особым смыслом, особым отношением и настроением. Она может ничего не значить для одного и быть символом начала любви для другого. Отношение человека к вещи определяет ее энергию.

Заключение



Все смысловые и предметные слои вещи должны приводиться дизайнером к пластическому единству, не отрицая друг друга.
первое впечатление - самое сильное, и оно меняется в редких случаях. Штору я считаю потрясающей. анализ подвел меня к мысли, что эта видная вещь в интерьере – очень позитивно влияет на обстановку. Она не надоедает именно благодаря своей противоречивости, своему цвету и игрой со светом, с днем и ночью.

Список литературы

  • 1.Русский фолклор.М.:Художественная литература,1986.
  • 2.Быстрова Т.Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна.
  • 3.http://www.textildom.ru/stati/shtoryi-moda-i-dizayn.html
  • 4.http://www.testira.ru/home/shtory-v-interere.html
  • 5.http://www.kmg.kiev.ua/zov/histori/
  • 6.www.wikipedia.org
  • 7.Тресиддер Джек. Словарь символов. Москва, 1999

Причина обращения к теме

 

Данную работу можно предложить

текстильным домам, для понимания того, какие эмоции может вызвать штора, с какими жизненными ситуациями ее можно связать.

Ключевые фразы работы

штора, уют,интерьер, дом.

План работы

...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский