taby27.ru о философии дизайне, имидже, архитектуре, у нас появился логотип!  


Самодельный домашний стул в меховой обшивке (коричневый мутон). Дизайнер – Скоморохов Владимир Евгеньевич. Стул изготовлен в 2006 году, зимой.

Комментарий Т.Ю. Быстровой:

Минусов два: не доказана принадлежность вещи к дизайну (а не ремеслу); не рассмотрена фактура и тактильные ощущения. Остальное очень славно, спасибо! Оценка отлично.




 

 

работу выполнил: Скоморохова Ирина Владимировна гр. 501

Введение


Объект анализа

Изначально это был очень маленький, деревянный, абсолютно ничем не примечательный стул. Он использовался на балконе в качестве подставки под ноги (в гостях часто бывали дети, которые вставали на стул, чтобы выглядывать с балкона на улицу). Другими словами, его никогда никто не замечал… В последствии мой папа – мастер на все руки обшил его мехом и поставил в прихожую, напротив гостиной. Я вспоминаю свои первые эмоции: «Уау! Какая прелесть! Откуда это взялось??!!!» Стоит отметить, что я не села на стул, а первым делом начала его тискать и гладить! Это ощущение чего-то необыкновенно уютного, теплого. Таким образом, в первую очередь, внимание привлекает именно небольшой размер и структура – мех. Цвет в данном предмете играет большую роль. Именно за счет насыщенной коричневой структуры меха восприятие стула как чего-то невероятно уютного, домашнего, комфортного усиливается.
Стул чаще всего находится в прихожей, но также может стоять в гостиной, рядом с диваном и использоваться по назначению. То есть, следует отметить, что предмет «подвижен», хотя большинство гостей (спрашивала у постояльцев) воспринимают его именно как аксессуар, который украшает интерьер комнаты. Более того, это обожаемое место отдыха кота. Может быть, благодаря именно этому факту, стульчик, так же как кота, хочется потискать, пощупать.

Первое впечатление

Изначально это был очень маленький, деревянный, абсолютно ничем не примечательный стул. Он использовался на балконе в качестве подставки под ноги (в гостях часто бывали дети, которые вставали на стул, чтобы выглядывать с балкона на улицу). Другими словами, его никогда никто не замечал… В последствии мой папа – мастер на все руки обшил его мехом и поставил в прихожую, напротив гостиной. Я вспоминаю свои первые эмоции: «Уау! Какая прелесть! Откуда это взялось??!!!» Стоит отметить, что я не села на стул, а первым делом начала его тискать и гладить! Это ощущение чего-то необыкновенно уютного, теплого. Таким образом, в первую очередь, внимание привлекает именно небольшой размер и структура – мех. Цвет в данном предмете играет большую роль. Именно за счет насыщенной коричневой структуры меха восприятие стула как чего-то невероятно уютного, домашнего, комфортного усиливается.
Стул чаще всего находится в прихожей, но также может стоять в гостиной, рядом с диваном и использоваться по назначению. То есть, следует отметить, что предмет «подвижен», хотя большинство гостей (спрашивала у постояльцев) воспринимают его именно как аксессуар, который украшает интерьер комнаты. Более того, это обожаемое место отдыха кота. Может быть, благодаря именно этому факту, стульчик, так же как кота, хочется потискать, пощупать.

Рисунок

анализ дизайна стула
Рисунок 1: Самодельный стул в меховой обшивке

Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет

В поисковой системе Yandex словосочетание «стул в меховой обшивке» встречается на 19 тыс. страницах, чаще всего это исторические заметки, либо рекламные тексты мебельных магазинов. Слово «стул» в пословицах и поговорках употребляется на 64 тыс. страницах в поисковой системе.

Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект

Пословицы, поговорки:
- На посуле, как на стуле: посидишь, да встаешь (посул – церковная дань, на подарках можно спокойно сидеть как бы на стуле).
- Сидит на стуле, как черт в кастрюле.
- Чванится, как холоп на воеводском стуле.
- Посади лягушку хоть на золотой стул, все равно она опять в лужу прыгнет.
- Между двух стульев не садись, а наплюй в колодец.
- На двух стульях не усидишь (Нельзя сидеть на двух стульях одновременно).
- Медленно делается, как стул Луки (венгерская пословица).
- Хорошему танцору стулья не помеха.
- Заставь дурака президенту молиться – он и стул унесет (новая версия народной поговорки).
- Стулом бы тебя поставил, на дворянище (чурбаном под колку дров).

Афоризмы:
- Прогресс: вначале был простой стул, потом – электрический (афоризм Владимира Голобородько)
- Утром деньги, вечером стулья (знаменитая фраза из фильма «12 стульев»).
- Чем мизернее наши потребности, тем микроскопичнее наш стул (афоризм Валерия Афонченко).
- Любая юбка лучше всего смотрится на спинке стула.
- Если грозит электрический стул, можно смело давать голову на отсечение.
- Выключатель на стене придумал лентяй, потому что трудолюбивый человек не поленился бы влезть на стул и выкрутить лампочку.
- Ну оторви недвижимость от стула.

Анекдоты:
-В американской тюрьме ведут преступника на электрический стул.
Палач:
-Пожалуйста, дайте нам адреса ваших ближайших родственников.
-Чтобы выдать им мой прах?
- Нет, чтобы выслать им счет за электричество.

- Америка? Америка - она как... офисный стул! Удобно, функционально, везде ручечки, можно под себя настроить. Но скучно. А Англия - она как старое кожаное кресло. Неповоротливое, тяжелое, где-то протертое, где-то дырявое. Но уютное! И неповторимый запах...
- А Россия?
- Хм. Садовая скамейка. Жестко. Занозы. Дует... Но на ней вырезаны наши имена.

Барон Ротшильд занят делами. Лакей вводит в кабинет посетителя. Ротшильд, не
отрывая глаз от бумаг, говорит:
- Возьмите себе стул и садитесь.
- Барон, я князь Чарльз Луи де Граммон!
- Ну так возьмите себе два стула...


Сонник: Видеть во сне стул - означает невозможность выполнить обязательства. Если Вы не примете меры предосторожности, то также потеряете свои наиболее доходные дела. Видеть друга, сидящего неподвижно на стуле, означает, что Вы получите неутешительные известия о нем.

Интересная заметка:

- …13 декабря начинали делать «стулья Луки», завершить которые следовало к Рождеству. С этим обычаем связана венгерская пословица «Медленно делается, как стул Луки». Согласно преданию, тот, кто в полночь в Рождество встанет на собственноручно изготовленный стул, может увидеть ведьм. После этого стул нужно было сжечь, чтобы в доме не поселилась нечистая сила (празднование Рождества в Венгрии).

Культурологический анализ продукта дизайна


Культурологическая "вертикаль"

Самым первым стулом была земля. Идеальный предмет мебели - носить с собой не надо, но всегда под рукой. Где хочешь, там и садишься. Правда, не всегда комфортно - то мокро, то холодно. И поза может быть не совсем удобной, и даже небезопасной - древнему человеку нужно быть очень мобильным (попробуйте быстро-быстро встать, когда сидите на полу). Нужно было, во-первых, получить сидение не мокрое и не холодное, а, во-вторых, подходящей высоты. С первой проблемой могла справиться циновка или шкура, постеленная на землю. Зато бревно - прототабуретка - решало сразу обе проблемы. Бревно - упавшее дерево - горизонтальный цилиндр. Точка контакта тела человека с поверхностью бревна очень мала - обе поверхности выпукло-сферические. Лучше сидеть на чем-нибудь плоском. А если от бревна кусочек отрезать и перевернуть? Сидеть на таком «пеньке» удобно, устойчиво, высоту сиденья можно подобрать по желанию (правда, только один раз). Но теряется полезное свойство лежащего на боку бревна – «катимость». Его можно было просто перекатить на нужное место. А с вертикальным его вариантом сложнее - для переноски тяжеловато, и неудобно поднимать, для перекатывания нужно сделать много телодвижений - перевернуть, покатить, перевернуть опять. Чтобы сделать сей предмет мебели менее тяжеловесным, из него в средней части по вертикали стали удалять лишний материал. Широкими должны оставаться само сидение (для удобства) и основание (для устойчивости), остальное служит только для удерживания сиденья на нужной высоте. В верхней части получилась удобная для захвата форма. (Удалить материала можно и больше. Получаются замечательные декоративные эффекты). Материала под сидением становится все меньше, пока не остаются только ножки-опоры. Но легкость и удобство переноски - это вторичные свойства. А как выполнялась главная функция? Совсем плоская поверхность плохо соответствует изгибам и выпуклостям человеческого тела. Нужно согласовать поверхность сиденья и седалища. Один из способов - изменить кривизну, выйти в пространство. Поверхность табуретки можно изогнуть в одном направлении - придать ей форму внутренней поверхности цилиндра. А можно и в двух направлениях - форма будет соответствовать внутренней поверхности сферы. У такой поверхности есть маленький недостаток - она не индивидуальна. Кривизна поверхности жестко задана. То что для одной попы - комфорт, для другой - мозоли. Как же сделать табуретку удобной для каждого пользователя? Почему бы не поместить между твердой поверхностью и телом объект с изменяющейся формой? Так сказать, "посредника" между сидением и человеком. Это может быть подушка - любой эластичный материал с деформируемым наполнителем. Она изменяет форму точно в соответствии с телом пользователя. Потом "посредника" прикрепили к сидению, чтобы всегда был на месте. И получили прототип мягкого стула и кресла. Есть еще один замечательный способ согласования формы сидения и тела – циновка (или, позже, ткань). Если ее края закрепить на высоте, а середину оставить свободной, то тяжесть сидящего человека деформирует ее в нужную форму. Устойчивой была X-образная форма основания. Кто-то догадался сделать крепление подвижным, и получилась складная табуретка. На этом этапе соответствие объекта выполняемой функции стало практически идеальным. Дальше табуретке функционально развиваться некуда. Меняются материалы, технология изготовления, появляются дополнительные, вторичные функции, свойства и назначения. Меняется форма, меняется образ, но все это внуки и правнуки бревна. Табурет позволяет снять нагрузку с ног, но остается нагрузка на спину. Почему бы и для нее не создать подпорку? Сначала - скромные, осторожные попытки в Древнем Египте. На задней поверхности сидения появляется небольшой, всего сантиметров десять, вертикальный выступ. Потом он увеличивается и подпирает уже не только крестец, но и верхнюю часть позвоночника, плечи. Табуретка превратилась в стул - опору уже не только для таза, но и для спины. То есть, функция предопределила форму сидения - нагрузка на ноги уменьшается горизонтальной поверхностью, а вертикальная поверхность позволяет расслабиться спине. Для полнейшей релаксации совершенствуют поверхность стула, покрывая ее мехом.

Культурологическая "горизонталь"

Стул, как предмет быта для сидения и расположения вещей, сопутствовал человеческой жизни всегда - даже у неандертальцев были каменные стулья.
В Египте, в период ранних династий, вместо стульев изготавливали табуреты из местных пород дерева (черное, эвенговое и др.), а также из других материалов (тростник, пальмовые листья, сухожилья, кожа) с характерными декоративными включениями из бирюзы, малахита и слоновой кости.
Стулья Египет стал производить во времена "среднего царства". Однако, стулья с современной конструкцией спинки появились гораздо позже, в египетских спинка выполнялась в виде независимого элемента со своей собственной точкой опоры.
У египтян, в производстве стульев присутствовал характерный дизайн, в котором практически полностью отсутствовали прямолинейные формы. Ножки стульев и кресел исполнялись в виде лап животного. Для достижения такого эффекта дерево растили, придавая ему нужный изгиб, в течение нескольких лет, а уже потом из ствола изготавливали ножку стула.
Традиции Египта и Греции продолжил и преобразовал Рим. В основу римского дизайна легла простота и функциональность, а красота и удобство. Стулья становились настоящим произведением искусства. Для украшения стульев использовали золото и драгоценные камни, позолоту, теснения и целые элементы из мрамора и бронзы.
На подражании итальянской мебели этой эпохи были основаны такие стилистические направления, как ренессанс и классицизм.
С приходом христианства в Европу дизайн стульев стал очень простым. Стулья вполне приличных домов не содержали ножек, а были изготовлены из двух опорных досок, сообщенных общей перекладиной, обитой жестяным листом для придания прочности.
Дизайн стульев изменился лишь после X-го века, с приходом во Францию готики. В этот период стулья были выполнены в легком витиеватом стиле, украшенные барельефами и резьбой.
Новую эру мебели определила техника - изобретенная в XV веке "лесопильная мельница" и другие инструменты для обработки дерева. Традиции средневековой готики продолжает и преобразует новая эпоха - эпоха ренессанса. Стулья в эпоху ренессанса изготавливали с использованием золотого сечения. Для изготовления стула используются такие сорта дерева как бук, дуб, черное дерево и различные породы красного дерева.
В XVII веке на смену ренессансу приходит вычурный стиль барокко. Для дизайна стульев характерна несдержанность форм и линий, романтические сюжеты, перегруженные лепкой, живописью и позолотой. Основными материалами для изготовления стульев служат липа и орех, которые легко поддаются тонкой резьбе.
На смену барокко приходит стиль рококо. В мебельном дизайне появляется некоторая сдержанность, легкость и изящество. В эпоху рококо стул теряет свою былую привлекательность. Мягкая мебель приобретает необыкновенную популярность - неотъемлемыми попутчиками кресел и диванов становятся встроенные шелковые подушки и пуфы с сюжетной вышивкой.
Последовавший вслед за рококо классицизм (XVIII век), поставил на первый план естественную текстуру дерева. С приходом военной империи Наполеона классицизм приобретает античный оттенок. Для декора стульев все чаще используется военная символика (мечи, шпаги, копья), формы приобретают конструктивность, четко выраженный архитектурный профиль - возникает стиль "ампир". Основными материалами для изготовления стульев являются - красное дерево, дуб, отделка - бронза, тканевые, меховые вставки.
В XIX-XX веках элементы интерьера приобретают тот вид, к которому привык современник.
Основным стилем становится стиль "модерн", в котором дизайн не имеет четких границ, появляется стремление к большему комфорту и гигиеничности и полное отсутствие строгих правил исполнения.

Смысловая структура продукта дизайна

Бытийный смысл:
Стул может рассматриваться как симметричный предмет. Симметрия рассматривается как эквивалент уравновешенности и гармонии. Равновесие устойчивость, классичность, некоторая однозначность диктуют обращение к симметричным структурам.
В данном предмете основная форма - это овальное основание - сидение. Овал, круг - это простая форма, воспринимаемая человеком положительно, так как он связан с его собственным «устройством», участвующим в освобождении мира. Обозревая его, глаз совершает круговое движение, движение по окружности.
Обратимся к цвету. Коричневый – это затемненный желто – красный. Он возникает из оранжевого, например, к которому подмешивают черный. Импульсивная жизненная сила красного в коричневом, благодаря затемнению, тускнеет, сдерживается, или, как говорят художники, "замирает". Коричневый теряет активный экспансивный импульс и ударную силу красного. В коричневом остается только жизненность, потерявшая активность.
Если в предметах обстановки широкое применение находит дерево (в нашем случае - мех) с его коричневыми тонами, то тем самым выполняются требования уюта, предъявляемые к жилым помещениям.
Осенняя и зимняя мода предлагает коричневые тона, так как теплый и приятный коричневый цвет наиболее отвечает условиям этих холодных времен года. Таким образом, стул в мутоновой меховой обшивке воспринимается как теплый домашний предмет интерьера.

Функциональный смысл:
Данный стул используется в быту по предназначению и в качестве домашнего аксессуара. Зачастую папа сидит на нем, читая газету или за вечерним чаепитием. Что касается меня, то я, к примеру, нередко использую стульчик в качестве подставки по ноги, когда сама сижу на диване. Очень удобно, комфортно и тепло. Домашний любимец – старый ленивый кот, любит спать на стуле. Когда была жива моя бабушка, она всегда садилась на него, когда надевала обувь в прихожей. Вот еще одна интересная особенность, мама никогда «не контактирует» со стулом. Наверное, для нее это совершенно бесполезный домашний предмет мебели, который она переставляет с места на место, когда делает уборку…
Гости иногда не решаются использовать стул по предназначению, для них это домашний аксессуар или лежбище для кота. Чаще всего дискуссии на тему данного предмета заканчиваются историей возникновения, рассказом о дизайнере. Практически никогда человек не стремиться сеть на стул, максимум, может потрогать, пощупать.
Таким образом, каждый в нашей семье находит свое предназначение данному стулу. Немаловажно, что он привлекает внимание гостей. Казалось бы, ничего сверх инновационного в нем нет, но дискуссий на его тему бесконечное множество.

Знаковый смысл:
Впервые увидев данный стул, можно сразу же понять, что это не дизайнерская вещь из последней коллекции «Зимний интерьер 2008», к примеру… Ясно с первой секунды, что стул – самодельный. Предмет легко сообщает о статусе его владельца. Не богатство, не современный дизайн, а удобство, креатив, «уют своими руками». Возможны предпосылки антиквариата.
В форме стула преобладают вертикальные и горизонтальные линии, плоскости. Из экспериментальной психологии: горизонтальная линия, направление рождает чувство покоя, прочности, легкости, свободы, безопасности, равновесия, пассивности, монотонности. Вертикальная линия в направлении сверху - вниз рождает ощущение поражения, отступления, убежища, укрытия, уединения, соответствия с силой тяжести, все возрастающего ограничения, чувство депрессии. Все перечисленные ощущения заложены в данном предмете. Это элемент домашнего очага – покой, безопасность, укрытие, уединение.

Духовно-ценностный смысл:
Рассматриваемый стул в меховой обшивке выполнен в соответствии с домашними традициями уюта и комфорта. Так как мои родители – люди уже пожилого возраста, данный предмет интерьера соответствует их моральным и нравственным ценностям, отсылая, возможно, к старине, тому времени…
В стуле нет ничего лишнего (каких либо дополнительных аксессуаров), все моменты продуманы (форма, цвет, структура), что не может не доставлять эстетического удовольствия.
О владельце можно говорить, как о человеке с определенным художественным вкусом (дизайнер и есть владелец).

Личностно-ассоциативный смысл:
Маленький стул в меховой обшивке ассоциируется у меня с чем-то необычайно теплым, уютным, домашним, комфортным. Так как он является обожаемым местом отдыха моего любимого кота, я с «трепетом» отношусь к нему. Никогда не возникало ощущение «неприкасаемости к предмету», то есть восприятия его как домашнего аксессуара. За счет простоты формы и структуры не создается никакой ложной образности.

Культурно-исторический смысл:
Со средних веков неким символом стал стул из трех досок: одна служила спинкой и задней опорой одновременно, другая - передней опорой, третья - сиденьем. Виртуозная художественная резьба, обшивка и инкрустация делали даже такие вроде бы простенькие стулья произведениями искусства. Подлинные образцы их экспонируются и в наших, и в зарубежных музеях. Удобный или не очень, роскошно отделанный или скромный, стул продолжал нести функцию общественного престижа. Недаром английское слово chairmen (председатель) буквально переводится как "человек стула". Лорды в британском парламенте снабжали свои стулья откидной доской с запором, чтобы никто не покусился на их место. Наши предки больше ценили в вещах знаковые функции. Удобства были на втором плане. До XVIII века низкий табурет соответствовал гражданским добродетелям, а трон - мировой славе.
Культурно-символический:

Самодельный стул в меховой обшивке, в первую очередь, является символом домашнего очага, уюта. В нем сосредотачиваются обычаи, сложившиеся в доме, семейные традиции. Цвет, форма говорят о теплоте семейных отношений.

Актуальный смысл:
Стулья предназначены для сидения в период выполнения самой разнообразной работы, а также для кратковременного отдыха. И на протяжении веков человечество постоянно искало способы придания стулу все большей красоты и удобства. Так появилось великое множество самых разнообразных форм, отделок и бесчисленное множество разновидностей этого предмета мебели. И до сих пор дизайнеры всего мира продолжают создавать сотни и сотни новых видов стульев, способных удовлетворить предпочтения самых различных слоев потребителей.
Что касается конкретного стула в меховой обшивке, то о моде речи идти не может. Он изготавливался в домашних условиях, собственноручно, не учитывая модных тенденций, реализуя в себе только те качества формы и цвета, которые были необходимы дизайнеру, как пользователю данного предмета. Возможно, когда-нибудь стул станет экспонатом выставки дизайнерских вещей…) Следует отметить, что данный домашний аксессуар впишется не в любой интерьер.


Художественно-образный смысл:
Художественно-образный смысл заложен в предмете посредством формы, структуры, цвета и размера. Оттенок коричневого создает своеобразную жизненность, утратившую активность, маленький размер, меховая обшивка ассоциируется с домашним уютом, теплом, умиротворенностью, гармонией.

Выводы

По итогам проделанной работы, я сделала для себя вывод, что любая вещь наделена множеством смыслов. Данные смыслы раскрываются полностью в процессе исследования и анализа. Тем не менее, каждый отдельный человек может открывать для себя новые смыслы. Стул в меховой обшивке, сделанный моим папой, оказывается имеет и исторический смысл, если обратиться к источникам. Художественная образность может быть рассмотрена с психологической точки зрения и восприниматься каждым человеком по-разному. Уверена, что автор данной вещи не задумывался о смыслах, заложенных в ней…

Заключение


В заключении могу сказать, что первоначальное впечатление оправдалось в процессе анализа. Сам тот факт, что эта вещь изготовлена своими руками, уже привлекает внимание. В ней нет каких то навороченных акцентов дизайна. Но даже за счет простоты сочетания формы, цвета и размера стул привлекает внимание абсолютно каждого человека. Как уже говорилось, каждый член семьи нашел свое предназначение стулу. Кто знает, может быть, в будущем будут выдуманы иные функциональные особенности предмета. Также стоит помнить, что дизайнер-владелец обладает особенностью видоизменять свои творческие проекты со временем…

Список литературы

  • 1.http://www.sunhome.ru/psychology/12023
  • 2.http://www.derevodom.com/show_3777.html
  • 3.http://www.newhouse.ru/mistress/home/stul0.html
  • 4.Быстрова Т.Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна.
  • 5.http://www.mebeluka.ru/rus/furniture_140.php

Причина обращения к теме

Я никогда не оставалась равнодушна к данному предмету мебели с самого момента его появления. Стул всегда вызывал у меня эмоции, которые я с радостью выплескивала на гостей, впервые приходящих ко мне домой. Также причиной выбора именно данного объекта мог стать тот факт, что дизайнер – никто иной, как мой папа!)

Данную работу можно предложить

Возможно, данную работу можно было бы предложить учителям труда в школах, где дети самостоятельно изготавливают подобные вещи. Если добавить конкретный обучающий материал, то работа может быть представлена в качестве учебного пособия…

Ключевые фразы работы

Философия дизайна, hand made

План работы

...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский