taby27.ru о философии дизайне, имидже, архитектуре, у нас появился логотип!  


Русские счеты, XVII—XVIII вв.

Комментарий Т.Ю. Быстровой:

Мне кажется, что тема традиции, уходящей вглубь веков, развита не в полной мере. Получается, что, играя сегодня, девочка воспроизводит культурные движения тысячелетней давности... Мало о звуке. Мало об этой форме, в ее конкретных материалах и размерах. Больше о классе вещей, чем о данной отдельной вещи. Необходимо доказать принадлежность к дизайну. Оценка 4+




 

 

работу выполнил: Петрина Ольга Степановна гр. 501

Введение


Объект анализа

Для анализа мною были выбраны обыкновенные русские счёты. Этот, казалось бы, забытый всеми предмет имеет в моей жизни огромное значение. Я, как человек творческий, использую счёты в качестве музыкального инструмента на сцене. Но и в обычной жизни они меня не покидают. Странно, конечно, но счёты занимают своё законное место на комоде в моей комнате, а не где-то в пыльном углу кладовки. И мне кажется, что такое соседство не вызывает никакого несоответствия. Ведь они идеально сочетаются с мебелью и по фактуре, и по цвету, и по материалу, из которого изготовлены. Коричневая рама счётов практически сливается с комодом, и все это выглядит как единая недвижимая композиция. Мне даже кажется, что такое сочетание зрительно утяжеляет их, поэтому видимо ни у кого не возникает желания сдвинуть их с места или взять в руки.
Но иногда, когда ко мне в гости приходит подруга детства, я вспоминаю, глядя на счёты, как часто мы играли с ней в «магазин». Как мы дрались с ней за право стать продавцом, а не покупателем, чтобы иметь возможность потрещать бездумно костяшками, создавая впечатление бесконечных и сложных вычислений. Меня просто завораживал этот звук. И до сих пор, мне иногда хочется сесть, взять в руки счёты, и начать изображать из себя советского продавца…и по окончании выписать чек…хотя пользоваться ими по назначению я так и не научилась…

Первое впечатление

Для анализа мною были выбраны обыкновенные русские счёты. Этот, казалось бы, забытый всеми предмет имеет в моей жизни огромное значение. Я, как человек творческий, использую счёты в качестве музыкального инструмента на сцене. Но и в обычной жизни они меня не покидают. Странно, конечно, но счёты занимают своё законное место на комоде в моей комнате, а не где-то в пыльном углу кладовки. И мне кажется, что такое соседство не вызывает никакого несоответствия. Ведь они идеально сочетаются с мебелью и по фактуре, и по цвету, и по материалу, из которого изготовлены. Коричневая рама счётов практически сливается с комодом, и все это выглядит как единая недвижимая композиция. Мне даже кажется, что такое сочетание зрительно утяжеляет их, поэтому видимо ни у кого не возникает желания сдвинуть их с места или взять в руки.
Но иногда, когда ко мне в гости приходит подруга детства, я вспоминаю, глядя на счёты, как часто мы играли с ней в «магазин». Как мы дрались с ней за право стать продавцом, а не покупателем, чтобы иметь возможность потрещать бездумно костяшками, создавая впечатление бесконечных и сложных вычислений. Меня просто завораживал этот звук. И до сих пор, мне иногда хочется сесть, взять в руки счёты, и начать изображать из себя советского продавца…и по окончании выписать чек…хотя пользоваться ими по назначению я так и не научилась…

Рисунок

анализ дизайна русских счет
Рисунок 1: Счеты

Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет

В поисковой системе Yandex слово "Счеты" встречается на 14 млн. страниц. В основном, вся представленная информация о счетах, как о счетном устройстве, из словарей и энциклопедий. Также счеты упоминаются в контексте "Свести счеты с...". Очень много картинок.

Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект

ВНИМАНИЕ!
Перед использованием прочитать инструкцию!

ИНСТРУКЦИЯ:

-- КОМПЛЕКТНОСТЬ ИЗДЕЛИЯ:
КЛАВИАТУРА (KEYBOARD)

Всего................................... 64 (шестьдесят четыре) косточек
Из них:
Черные................................. 15 (пятнадцать) косточек,
Белые................................... 40 (сорок) косточек,
Не определились - остальные .....9 (девять) косточек.

Ну, вот, вообщем, и все из комплектации.

-- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ:
А черт его знает, как этой фигней, пардон - прибором, пользоваться!
Насколько я понимаю в ЭВМ, этот прибор кроме как массажер для спины (и ниже) использоваться не может в связи с возможностью повреждения лобной доли головного мозга и мозжечка, что ведет к потере ориентации во времени и пространстве, и вообще, к полному отупению до степени топора или валенка, стоптанного и воняющего умершей своей смертью (от переедания лесных орешков) маленькой рыжей белочки с пушистым хвостом из искусственного меха (в качестве протеза от Доктора Айболита)... Сам видел... в смысле - Белочку...

-- МЕРЫ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ:
-- Сильно не кидать
-- Не грызть
-- Не пить
-- Не курить
-- Не употреблять вовнутрь
-- Не наступать руками и ногами или... руками и ногами одновременно

И вообще, руками не трогать!

-- ГАРАНТИЙНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА:
Нету... нет... и не может быть!

-- ПРИМЕЧАНИЕ:
Если на приборе будет обнаружена хоть одна царапина или выбоина все гарантийные обязательства аннулируются!

-- ВЫВОД:
Вообщем так: если хотите остаться в здравом уме и памяти - НЕ ТРОЖЬТЕ!!! В смысле - счеты...

Культурологический анализ продукта дизайна


Культурологическая "вертикаль"

У каждого современного человека, при произнесении слова «счеты», возникает единый образ в голове. Это рама с нанизанными на спицы костяшками, обычно по 10 штук. Но мало кто знает, что до этого счёты прошли достаточно длительный этап эволюции. Долгое время считалось, что русские счеты ведут свое происхождение от китайского суаньпаня, и лишь в начале 50-х годов прошлого столетия ленинградский ученый И.Г. Спасский убедительно показал оригинальное русское происхождение этого счетного прибора.
Прообразом современных счётов явился так называемый дощаный (дощатый) счёт, возникший впервые в России в XVI в. Большое влияние на создание дощаного счёта оказала система налогового обложения в России XV—XVII вв. (сошное письмо), при которой, наряду со сложением, вычитанием, умножением и делением целых чисел, надо было производить те же операции и с дробями, поскольку условная единица обложения — соха, делилась на части. Дощаный (дощатый) счёт представлял собой два складывающихся ящика. Каждый ящик разгораживался надвое (позже только внизу); второй ящик был необходим ввиду особенностей денежного счёта. Внутри ящика на натянутые шнуры или проволоку нанизывались кости.
С переходом к арабским цифрам и отменой сошного письма, счёты утратили в конце XVII в. ряды для дробей, а в начале XVIII в. лишились второго ящика и приобрели свой современный вид. Сохранившийся в счётах один неполный ряд, обычно из четырёх костей, отделяет два ряда для десятых и сотых единицы, а также иногда служит для счёта четвертей и половинок.

Культурологическая "горизонталь"

Десятичный строй счетов — довольно веское основание для того, чтобы признать временем возникновения (дощаного счёта) этого прибора XVI век, когда десятичный принцип счисления был впервые применен в денежном деле России.
В 30-е годы XVI века московское правительство, возглавляемое Еленой Глинской, матерью малолетнего Ивана Грозного, провело денежную реформу, объединив московскую и новгородскую денежные системы. Московская деньга, составлявшая в то время 1/200 московского рубля, и ее половина — полушка — стали половиной и четвертью новой основной монетной единицы, которая получила название “копейки”. Благодаря введению копейки рубль стал делиться на 100 основных единиц.
Вероятно, в это время, а может быть, и немного позже какому-то наблюдательному человеку пришла в голову мысль заменить горизонтальные линии “счета костьми” горизонтальными натянутыми веревками, навесив на них, по существу, все те же “кости”. Может быть, идею такого устройства ему подсказали четки, этот древнейший примитивный счетный инструмент, широко распространенный в русском быту XVI века. Недаром великий ученый и путешественник Александр Гумбольдт, обративший внимание на сродство счетов и четок, рассматривал четки как “ритуальную счетную машину”. '"Впрочем, в XVI веке термина “счеты” еще не существовало, и прибор именовался “дощаным счетом”. Один из ранних образцов такого “счета” представлял собой два соединенных ящика, одинаково разделенных по высоте перегородками. В каждом ящике два счетных поля, где натянуты веревки или проволочки. На верхних 10 веревках по 9 косточек (четок), на 11-й—их четыре, и." остальных веревках — по одной. Существовали и другие варианты “дощаного счета”.
Название прибора изменилось в XVII столетии. Taк в “Переписной книге домной казны патриарха Никона,1658 г.” среди “рухляди” никонова келейного старца Сергия упомянуты “счоты”, которые, по свидетельствам археологов и историков, в XVII столетии уже изготовлялись на продажу.
Широкое использование в торговле и учреждениях невиданного на Западе счетного инструмента отмечали в XVII—XVIII столетиях многие иностранцы. Английский капитан Перри, находившийся в России с 1698 по 1712 год и издавший по возвращению на родину книгу “Положение России при нынешнем царе с описанием татар и других народов” (1716 г.), писал: “Для счета они пользуются изобретенным ими особым прибором с нанизанными на проволочные прутья шариками от четок или бусами, который они устраивают в ящике или небольшой раме, почти не отличающейся от тех, которыми пользуются у нас женщины, чтобы ставить на них утюги... Передвигая туда и сюда шарики, они справляются с делением и умножением разных сумм...”
Ко времени посещения капитаном Перри России счеты уже приняли вид, существующий и поныне. В них осталось лишь одно счетное поле, на спицах которого размещались либо 10, либо 4 косточки (спица с 4 четками — дань “полушке”, денежной единице в 1/4 копейки).
Хотя форма счетов остается неизменной вот уже свыше 250 лет, на протяжении трех столетий было предложено немало модификаций этого элементарного, но полезного прибора.

Смысловая структура продукта дизайна

 Бытийный смысл
На этом уровне мы рассмотрим эмоционально-чувственное восприятие вещи, то есть за счет каких средств вещь обращает на себя внимание.
Счёты, которые я описываю, выглядят достаточно добротно и тяжеловесно, видимо за счет деревянной рамы коричневого цвета и деревянных костяшек коричневых оттенков. Ведь это природные материал и цвет, которые настраивают на волну спокойствия, умиротворенности, ни в коем случае не раздражают и не приводят, наоборот, к полному упадку сил. Более того, и материал и цвет пассивны, но вместе с тем и надежны. Игра костяшками и их характерный звук, который получается при столкновении с рамой и друг с другом, способны либо успокоить, либо, наоборот, приподнять настроение, довести до баланса, так скажем. Думаю, они способны удерживать человека в равновесии. Как-то отвлечь его от повседневной реальности, ведь недаром Александр Гумбольдт, обративший внимание на сродство счетов и четок, рассматривал четки как “ритуальную счетную машину”.

 функциональный смысл
Функциональный смысл является столь же значимым для оценки вещи в системе дизайна, как и онтологический, ведь вещь всегда должна отвечать на определенную потребность человека.

Как я уже говорила в самом начале моей аналитической записки, использую счёты совсем не по назначению. Счеты, для меня, музыкальный инструмент… так же я считаю их неотъемлемой частью интерьера своей комнаты…иногда я прячу под них, точнее храню под ними свои наиболее ценные бумаги, которые необходимо не потерять…Как счёты могут использовать остальные даже и не догадываюсь. Может быть как массажер для спины)))… Возможно, какой-нибудь ценитель исторических ценностей бережно хранит их в своей коллекции. Думаю, многие приверженцы совкового периода могут держать счёты в своих кабинетах, как символ того периода. Вообще, я считаю, этот предмет, вряд ли кто-то рискнет просто так выкинуть в мусорный бак, ведь это достаточно добротная вещь, сделанная, как говориться, на совесть, которая «мало ли когда-то еще пригодится». Думаю, в магазинах и бухгалтерских кабинетах, все равно где-нибудь да завалялись старенькие счёты, так на всякий «пожарный» случай…

 Знаковый смысл
Знаковый смысл вещи связан, с ее способностью показать принадлежность владельца к социальному слою. Возможно, наличие счетов в доме может говорить о том, что в данной семье были или есть бухгалтеры, продавцы. Или те, кто когда-то занимался инвентаризацией на каком-либо предприятии. И списав их, за ненадобностью, принес домой… А может быть обладатель данной вещи жуткий консерватор или достаточно старый человек, который либо не хочет, либо уже не может принимать новые технологии и возможности современного мира.

 Духовно-ценностный
Из монографии Т.Ю. Быстровой аксиологический смысл - духовно-ценностный смысл, который несет информацию о нравственно- этических нормах, представлениях о богатстве или чести, личных религиозных пристрастиях. Он близок к знаковому, но более субъективен, индивидуализирован.
Анализируемые мною счёты являются достаточно простой, функциональной и в чем-то даже грубой вещью. Их обладателю они явно необходимы, за ненадобностью счёты не держат. Они не диктуют стиль жизни, они не являются модным аксессуаром, под них не нужно подстраиваться. Они либо есть, либо их нет. Самое главное в них - их функционал.
Они никогда не расскажут о религиозных, о нравственно-этических предпочтениях хозяина. Лишь, мысля стереотипно, могу предположить, что обладатель такой вещи-человек умеющий считать свои деньги, планировать и жить согласно своему достатку. А еще, привыкший надеяться на свои силы, доверять лишь себе, своим рукам…

 Культурно-исторический смысл
На мой взгляд, счёты являются одним из показателей развития общества. Русские счёты как показатель десятичной позиционной системы счисления; символизируют переход к арабским цифрам и отмену сошного письма.
Счёты появились в период развития массовой торговли для оптимизации этого процесса. Просуществовав очень длительный период, исчезли лишь с появлением калькуляторов, с переходом общества в период технологического развития.
На сегодняшний день счеты все-таки используются по назначению в глубинках: деревнях и селах, там где нет достаточного технологического обеспечения.
За границей русские счеты применяются в Иране, а в Западной Европе – созданные на их основе в XIX веке наглядные пособия для школы. Так же счёты являются и музейным экспонатом.


 Культурно-символический смысл
Культурно-символический смысл раскрывает и уточняет рассмот¬ренный выше. Вещь во всех своих проявлениях является пересече¬нием всеобщего и единичного. В данном случае всеобщим будет на¬личие в элементах вещи того или иного известного культурного сим¬вола.
Рассмотрим символику в анализируемых мною счётах. Во-первых, это прямоугольная рама. С этой геометрической фигурой связываются такие характеристики, как рациональность, устойчивость, удобство. Думаю, изначально прямоугольная рама была выбрана не случайно, ведь рациональность, как ни как лучше характеризует процесс арифметических вычислений. Рама деревянная, а дерево, как известно, является символом добра и доверия, что очень кстати при взаимодействии продавца и покупателя. Так же, хотелось бы отметить символическую роль «костяшек», они так же сделаны из дерева, но изначально в них вкладывался совершенно иной смысл: костяшка→кость→камень. Кость в значении камень, как что-то нетленное, неподвластное времени. А камень, в свою очередь, символизирует стабильность, постоянство, прочность. Все смыслы достаточно хорошо характеризуют назначение такой вещи, как счёты.
Если рассматривать счёты, как некий неформализованный символ, то, на мой взгляд, они будут символизировать педантичность, пунктуальность, точность, серьёзность и рациональность.

 Личностно-ассоциативный смысл
Содержание этого уровня дизайнер полностью предусмотреть не в силах. Здесь смыслы рождаются в ходе освоения, использования, обживания вещи и связаны с очень конкретными ассоциациями и переживаниями.
У каждого свои; мои ассоциации - советский период, очередь, магазин , продуктовый отдел, продавщица… Думаю, детские впечатления и переживания самые сильные и на всю жизнь.

 Актуальный смысл
Имеет смысл отметить, что счёты стали утрачивать свою актуальность приблизительно с 70-х годов XX века, с ними успешно начали конкурировать электронные калькуляторы, пока и не вытеснили вовсе. На данный момент сложно представить человека, пользующегося счётами по их прямому назначению, хотя...
Моды на счеты сейчас тоже не наблюдается. Но думаю, близок то час, когда счёты будут использоваться как элемент имиджа, как показатель стабильности, точности, доверия, статусности, приверженности старым добрым традициям, стойкости и т.д. А во внешнем оформлении счётов, будет выражаться статус владельца, его достаток.

 Художественно-образный смысл
Говорить о художественно-образном смысле счётов, на мой взгляд, бессмысленно, ведь по внешнему виду современный вариант кардинально не отличается от первообраза. Когда на свет появятся имиджевые варианты счётов, тогда, думаю, уже будет можно говорить на эту тему.

Выводы

Анализируя счеты, даже не могла себе представить, что эта вещь наделена столь глубокими смыслами. Простая на первый взгляд, но очень содержательная и глубокая "внутри". Многие смыслы вытекают один из другого и дополняют, что делает еще шире мое понимание и представление о счетах. Очень интересная история, и еще более интресным мне показался функциональный смысл, можно было пофантазировать по поводу применения счет не по их прямому назначению. Очень жаль, что не смогла отразить художественно-образный смысл.

Заключение


Первоначальное впечатление оказалось верным, но в процессе исследования оно дополнилось скрытыми смыслами, и вещь приобрела более отчётливый характер.
В процессе исследования выяснилось, что создатель не случайно использовал в производстве счёт данные материалы и наделил их такой формой, он изначально предвидел психологические реакции людей на данную вещь.
Проведя анализ, я поняла, что более идеальной формы для такого счётного устройства просто не придумать, видимо, поэтому она остается неизменной вот уже несколько столетий…ничего лишнего.

Список литературы

  • 1. ru.wikipedia.org/wiki/счёты
  • 2. slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00076/87500.htm
  • 3. www.adresaspb.ru/arch/adresa_20/20_021/20_21.htm
  • 4. Быстрова Т.Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна.
  • 5. В.В Адамчик. Полная энциклопедия символов и знаков. Минск: Харвест, 2008
  • 6. http://www.smeshnoe.info/story01200.html

Причина обращения к теме

 

Данную работу можно предложить

Думаю, можно использовать как дополнительный материал в учебных целях.
Или напечатать некоторые интересные факты из жизни данной вещи в энциклопедия, возможно даже детских, типа «Все обо всем».
Как обоснование варианта использования счётов, как сувенира, как имиджевого элемента.
Так же можно опубликовать данный материал на форумах по обсуждению различных интересных вещей, забытых вещей.

Ключевые фразы работы

Философия дизайна, забытые вещи, интересные факты

План работы

...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский