taby27.ru о философии дизайне, имидже, архитектуре, у нас появился логотип!  


Рожок для обуви, металлический

Комментарий Т.Ю. Быстровой:

Думаю, что вы недостаточно проговариваете все, что связано с минималистичной формой, от аэродинамики (и ее истоков в дизайне 20 в.) до стилистики (например, в духовно-ценностном плане, - минимализм ведь не каждому потребителю подходит). Еще, м.б. я пропустила, но: связь серебряного и покатого, податливость - при внутренней твердости... Если вплоть до Генриха VIII или Людовиков вести, то это тема мужского и женского начал культуры, которые временами очень сильно спорят между собой, придавая времени неповторимость. Оценка отлично, но где-то на самой грани с четверкой.




 

 

работу выполнил: Скобелина Елизавета Андреевна гр.501

Введение


Объект анализа

Я хотела найти идеальную по форме вещь. Такую, чтобы она сочетала в себе функциональность и эстетическую завершенность… Думала, искала и наткнулась на рожок для обуви. Простой, металлический, среднего размера с дыркой вверху и слегка загнутый. Он привлек мое внимание своим блеском и простотой. Ничего лишнего, подумала я. В каждом доме есть этот аксессуар, но форму хозяин выбирает в соответствии со своим вкусом. Кому то нравится пластмасса с наконечником в форме головы коня, но не будем об этом. Холодный мерцающий блеск, притягивал, и я решила дотронуться до «совершенной» ложки. Она оказалась прохладной и скользкой. Отпечатки теплых пальцев остались на блестящей поверхности рожка. Хотелось, может, чуть больше удобства, но и так она отвечала своему предназначению.

Первое впечатление

Я хотела найти идеальную по форме вещь. Такую, чтобы она сочетала в себе функциональность и эстетическую завершенность… Думала, искала и наткнулась на рожок для обуви. Простой, металлический, среднего размера с дыркой вверху и слегка загнутый. Он привлек мое внимание своим блеском и простотой. Ничего лишнего, подумала я. В каждом доме есть этот аксессуар, но форму хозяин выбирает в соответствии со своим вкусом. Кому то нравится пластмасса с наконечником в форме головы коня, но не будем об этом. Холодный мерцающий блеск, притягивал, и я решила дотронуться до «совершенной» ложки. Она оказалась прохладной и скользкой. Отпечатки теплых пальцев остались на блестящей поверхности рожка. Хотелось, может, чуть больше удобства, но и так она отвечала своему предназначению.

Рисунок

Рожок для обуви металлический. Длинна 32 см.
Рисунок 1: Рожок для обуви металлический. Длинна 32 см.

Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет

В поисковой системе Yandex словосочетание "рожок для обуви" встречается на 221 тыс. страниц. "Рожок для обуви" чаще всего сопровождается такими характеристиками, как "металлический" (72 тыс страниц), "пластмассовый" (24 тыс страниц), "удлиненный" (14 тыс страниц).

Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект

Не найдены

Культурологический анализ продукта дизайна


Культурологическая "вертикаль"

Рассуждать о первообразе рожка для обуви не просто. Полагаю, на первоначальном этапе его функции выполняет палка, заточенная виде лопатки. Первые упоминания о нем появляются во времена Генриха 8. Но об этом позднее. Рожок в той форме, которая дошла до наших дней предстает относительно недавно. Наряду с ним, появляется и крючок для обуви, предполагалось, что с его помощью дамы и господа при дворах станут быстрее шнуровать свои ботинки. Но мода на пряжки постепенно вытеснила этот аксессуар.
Форма рожка обусловлена его назначением, он должен быть эргономичным – облегать пятку, и тонким, чтобы не портить ботинок, который в то время, стоил очень дорого и, зачастую, изготавливался из ткани, тончайшей кожи, а то и кружев. Кроме того, мода на высокие сапоги прошла, а на смену им пришли ботильоны и туфли. Возникновение именно такой формы рожка обусловлен еще и тем, что его вытянутая и достаточно длинная ручка, значительно облегчала одевание туфель людям, носившим в те времена длинные и пышные одежды.

Культурологическая "горизонталь"

В начале XVI в. английский король Генрих VIII особым указом запретил носить башмаки шире 15 см, что значительно осложнило процесс надевания обуви.
В это же время в богатых домах появляется первый аксессуар для обуви — рожок. В музеях хранятся рожки, украшенные изображениями животных и геральдическими узорами, представляющие собой произведения искусства.
Если вспомнить некоторые сведения о короле Генрихе, то пусть и с определенной долей иронии, можно предположить, что ложка получила свое распространение от того, что король очень любил балы и маскарады, и к концу жизни стал весьма тучным и с трудом мог передвигаться. Хотя, не думаю, что он когда-либо надевал обувь самостоятельно, без помощи слуг.
Рожок для обуви в те времена, да и достаточно продолжительное время после, был предметом роскоши. Его делали из серебра или слоновой кости, украшали камнями и узорами. Дарили в подарок в комплекте с крючками для обуви. В 1890 и 1900 появляются компании по производству аксессуаров для обуви, такие как: Addie, Foster, Reеd Barton, Crisford. Разнообразие орнаментов на ручке рожка уже тогда поражало воображение: голова филина, торс коня, голова петрушки и многое другое.
В настоящее время рожок для обуви стал предметом хозяйства. Вряд ли кто-то сегодня мечтает получить его в подарок. Хотя, тяга к прекрасному сохранилась, и в некоторых прихожих можно встретить пластмассовую ложку розового цвета с наконечником в форме головы коня. Сейчас этот предмет мало кто сочтет произведением искусства.
Теперь он доступен каждому. А купить его можно на рынке в магазине хозтоваров или заказать по интернету за весьма скромную стоимость. Сегодняшний облик рожка обусловлен основными требованиями к нему у потребителя: простота, удобство, прочность, экономичность, эстетичность.

Смысловая структура продукта дизайна

3.2.1 Онтологический смысл.
На данном уровне мы анализируем эмоционально-чувственное восприятие. Необходимо обратить более пристальное внимание к материалу, форме, фактуре и наличию блеска.
Рожок прост для восприятия, имеет форму овала, сам он вертикален, что говорит о его динамичности. Симметричен относительно своей оси и пропорционален, что указывает на его стабильность и легкость восприятия. Ритмичность предмета слабо выражена, но прослеживается за счет сужения к верху и пропорциональности левой и правой частей рожка. Расширение к низу делает его визуально более устойчивым. На нем нет узора и рельефа. Он гладкий и блестящий, правда есть отверстие в верхней части, которое служит для удобного крепления рожка к крючку или гвоздю на стене. Кроме того, можно сказать, что он светло серого цвета серого цвета. Форма располагает к симпатии со стороны человека своей простотой и эргономичностью.
Вертикаль – по мысли В.В. Кандинского представляется белой и холодной.
Блеск – Использование блеска в данном предмете повышает его эстетические свойства. И, хотя в литературе ему мало уделяют внимания, он бесспорно оказывает очень сильно воздействие на человека. Блеск предполагает гладкость, которая в сою очередь, тоже имеет смысловую нагрузку.
Гладкость – ассоциируется с красотой, зеркальностью, мерцанием. Она приятна на ощупь. Гладкая вещь вызывает желание дотронуться до нее.
Светло Серый – промежуточный цвет между белым и черным. Во времена Ренессанса серый в быту уже не считался негативным, он означал умеренность, практичность, трезвый расчет. (Борис Базыма). Светлые краски считаются более притягательными для глаза, чем темные.
Овал - как разновидность простых форм, легко воспринимается человеком и способна гармонизировать пространство.
Материал – металл. Диктует форму и восприятие предмета: обобщенная форма, блеск, отсутствие рисунка и угловатость конструкции, мой рожок соответствует всем рекомендациям кроме острых углов. Отсутствие острых углов делает его более дружелюбным для человека.
3.2.2 Функциональный смысл.
Вещь призвана выполнять определенные функции или отвечать потребностям человека. Рожок удобен в использовании. Он помогает сохранить обувь и облегчает процесс одевания обуви. Раньше он был еще и украшением дома, а теперь просто предмет необходимости. Возможно, он стал бы более удобным, если к нему прибавить ручку из черного каучука или тоже из металла, но с рельефом и более эргономичную, чтобы держать рожок стало удобнее. Не чувствуя холода от металла.
3.2.3 Знаковый смысл.
Знаковый смысл способен указать на статус и систему ценностей человека. Показать его предпочтения и особенности восприятия. Указать на его приоритеты и стремления. Обладая той или иной вещью, человек через нее транслирует окружающим свою систему ценностей.
Обладатель металлического рожка динамичен, об этом говорит овальность форм, любит украшения и ценит эстетическую составляющую в вещи ( Наличие блеска), он верен в себе и крепко стоит на ногах – основание рожка шире его верхушки, вертикальность организации предмета, говорит о стремлении вверх. Рожок прост и не обладает декоративными элементами. Он приобретен хозяином для того, чтобы он выполнял функции, заложенные в нем. Рожок не имеет статусной отсылки, он не стоит больших денег и не уникален.
3.2.4 Аксиологический смысл.
Аксиологически, или духовно-ценностный, смысл вещи вырастает из ее способности нести информацию об эстетической шкале религиозной принадлежности, отношении к богатству и бедности. Аксиологический смысл более индивидуализирован.
Рожок для обуви в этом смысле не слишком информативен. Можно утверждать, что обладатель блестящего металлического рожка трепетно относится к своей обуви, бережет ее, а потому использует рожок вместо пальца, запиханного в ботинок. Обладатель рожка экономичен и не готов тратить значительные суммы на хозяйственный предмет. Он не задумывается о его интерьерном значении, просто приобретает то, что не дорого, удобно в использовании и практично. Ведь металлический рожок прослужит дольше пластикового, его не сгрызут домашние животные и, он не зацепит колготок при надевании ботинок.
3.2.5 Культурно-исторический смысл.
Рожок появился в эпоху Ренессанса, когда особую ценность приобретало все красивое. Эпоха Возрождения ознаменована великими открытиями в области искусства, балами, маскарадами, модой на кружевную обувь и пышные платья. Он был предметом роскоши, его изготавливали из драгоценных металлов и украшали камнями. Каждый рожок был уникален. Но свою особую популярность он приобрел позднее, когда обувь же могли себе позволить не только знатные и богатые люди, но и средние слои населения. В 1890 х годах появляются компании по производству рожков и других аксессуаров для обуви. Они по прежнему дорогие, но их производство же носит массовый характер и металлы, используемые при их изготовлении значительно дешевеют, украшение из камней заменяется на декоративные фигурки из того же метала или замысловатые узоры. Объяснить подобное распространение рожков можно и тем, что он требовался людям средним достатком, обладающим определенным капиталом, все же не достаточным, чтобы держать отдельного слугу, в чьи обязанности входила бы помощь при надевании ботинок. Да и платья к тому времени стали менее пышными, а прически ниже. Одежда и прическа уже не мешали человеку склоняться для того, чтобы надеть обувь. Рожок для обуви обладал статусными характеристиками. Иметь его дома мог не каждый человек.
3.2.6 Культурно-символический смысл.
В данном случае всеобщим будет наличие в элементах вещи того или иного известного культурного символа. На данном этапе анализа можно выделить три архетипа.
Овал – производная от круга форма. Но, в отличии от круга, он наделен динамикой.
Металл – прочность, блеск, жесткость.
Серебро – чистота, простота, святость.
3.2.7 Личностно-ассоциативный смысл.
Содержание этого уровня дизайнер полностью не в силах предусмотреть. Здесь смысл рождается в ходе использования вещи и связан с очень конкретными ассоциациями и переживаниями.
3.2.8 Актуальный смысл.
С тех пор, как рожок перешел из категории модного аксессуара для обуви в разряд хозяйственного предмета, он потерял актуальный смысл. Выпал из модного контекста. Возможно некоторое изменение формы в зависимости от того, на какой сегмент потребителей ориентируется дизайнер. Но в целом он остается прежним. В музеях можно найти рожки инкрустированные драгоценными камнями, а в домах, как правило люди держат простые и экономичные рожки, не отличающиеся особой оригинальностью.
3.2.9 Художественно-образный смысл.
Для меня художественным образом рожка для обуви служит волшебная палочка. Он «выручает», когда нужно одет обувь, им можно отпугнуть неприятеля, помешать СП, при желании… Да мало ли модно придумать применений для металлической обувной ложки. «Волшебность» и привлекательность рожку придает блеск и серебристо-серый цвет.

Выводы

Анализируя рожок для обуви, даже не могла себе представить, что эта вещь наделена столь глубокими смыслами. Простая , на первый взгляд, но очень многообразная иногда даже противоречивая для восприятия. Многие смыслы вытекают один из другого, позволяя задуматься над глубинными причинами возникновения и трансформации вещи во времени.
Рожок, как оказалось, не всегда был простым обыденным предметом. Еще сто лет назад он был предметом роскоши и желанным, дорогим подарком. Об истории этого аксессуара написано мало и этапы его развития проследить трудно.

Заключение


В качестве объекта исследования выступил рожок для обуви. Первое впечатление от формы было положительным. Форма привлекала своей простотой.
В процессе исследования открылся ряд новых смыслов и значений этой, простой, на первый взгляд, вещи. Рожок мне казался идеальным с точки зрения формы, но после анализа я убедилась в том, что предмет нуждается в некоторых доработках, благодаря которым он мог бы стать более удобным и эргономичным, не теряя при этом простоты формы и эстетической привлекательности.

Список литературы

  • 1. Ганс Бидерманн "Энциклопедия символов". М., Изд-во "Республика", 1996
  • 2. Быстрова Т.Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна. Екатеринбург, Издательство Уральского университета, 2001
  • 3. http://www.shoe-icons.com
  • 4. Буровик К.А. Красная книга вещей. М., 1996.
  • 5. Жуковский В.А. Баллады, поэмы. М., 1983.
  • 6. http://www.it-med.ru/library/v/vospriytie.htm
  • 7. http://www.ndn.su/text/text_form.htm

Причина обращения к теме

 

Данную работу можно предложить

Сайт "Энциклопедия непознанного", "Википедия", "Из истории вещей"

Ключевые фразы работы

Рожок для обуви, первообраз рожка для обуви, смысловая нагрузка рожка для обуви

План работы

...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский