taby27.ru о философии дизайне, имидже, архитектуре, у нас появился логотип!  


Пудреница из оргстекла. Изготовитель не известен.

Комментарий Т.Ю. Быстровой:

Необходимо сказать про советский дизайн, эпоху, в которой появилась вещь. Прозрачность и пустоту рассматривать не автономно, а применительно к этой форме. Не указаны точные адреса, куда можно предлагать материал. Оценка 3+




 

 

работу выполнил: Шалаева Евгения, гр. 501

Введение


Объект анализа

Первое эмоциональное состояние: заинтересованность чем-то необычным, чего раньше я не видела в домах своих друзей или на прилавках магазинов. Ощущения, которые возникли у меня от более длительного рассмотрения: легкость, чистота, изысканность, нежность.
Я взяла пудреницу в руки и поняла, что на самом деле она не такая уж легкая, как показалась на первый взгляд.
Я прониклась уважением к этой старинной вещи. Маленькие царапины на крышке и донышке – это свидетельство ее долгой жизни. Может быть, эта вещь хранит в себе историю своего путешествия во времени от хозяев к хозяевам?

Первое впечатление

Первое эмоциональное состояние: заинтересованность чем-то необычным, чего раньше я не видела в домах своих друзей или на прилавках магазинов. Ощущения, которые возникли у меня от более длительного рассмотрения: легкость, чистота, изысканность, нежность.
Я взяла пудреницу в руки и поняла, что на самом деле она не такая уж легкая, как показалась на первый взгляд.
Я прониклась уважением к этой старинной вещи. Маленькие царапины на крышке и донышке – это свидетельство ее долгой жизни. Может быть, эта вещь хранит в себе историю своего путешествия во времени от хозяев к хозяевам?

Рисунок

Пудреница из оргстекла (закрытый и открытый вид).
Рисунок 1: Пудреница из оргстекла (закрытый и открытый вид).

Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет

Яндекс нашел по запросу слова «пудреница» 215 тыс. страниц.
Статистика запросов Яндекс.Директ:
Слово «пудреница» искали: 173 показов в месяц.
Также искали словосочетания: «телефон пудреница» – 20 показов, «старинные пудреницы» – 7 показов.

Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект

Афоризм: «Как бы искренне ты ни плакала, рано или поздно нужно заглянуть в пудреницу» (Анри Дювернуа).

Культурологический анализ продукта дизайна


Культурологическая "вертикаль"

ПЕРВООБРАЗ
Дальняя родственница пудреницы – древнеегипетское изобретение, представляющее собой особую ложку из дорогого дерева с изящной выдвижной крышечкой, которую дарили красавицам. В Древнем Египте в них держали косметические снадобья, смешивая благовония или растительное масло с краской для ресниц и лица. Пять тысяч лет назад богатые египтянки не обходились без макияжных ложек, и этот атрибут женской косметики превратился со временем в одно из желанных подношений представительницам прекрасного пола. Как уже сказано, черпачок такой ложки обычно имел крышку, поворачиваемую на коротком штырьке, для которого просверливалось отверстие. Макияжные ложки Египта декорировались растительным орнаментом, миниатюрным сюжетным рельефом или скульптурной резьбой. Пудреница – это как бы «сокращенный» вариант древнеегипетского изобретения.

ПАРУ СЛОВ ОБ ИСТОРИИ
Популярность пудра приобрела в XIX веке. На туалетных столиках дамских будуаров покоились оригинальные пудреницы, выполненные из самых разных материалов – стекла, раковин, драгоценных металлов, камня. В сумочку ее не спрячешь – замочка нет, пудра рассыплется. Такая вещица не просто содержит в себе порошок определенного цвета, она является полноценным элементом интерьера. Чем богаче хозяйка – тем больше украшений на этом предмете. Пудреницы покрывали эмалью, украшали филигранью, делали на них вставки из драгоценных камней и стекла. А деревянные пудреницы часто инкрустировали перламутром.

Культурологическая "горизонталь"

Пудреницы из чистого золота были редкостью и предназначались исключительно императорским особам. Обычные пудреницы были из серебра, посеребренные или позолоченные, из стекла, фарфора, слоновой кости. Отделка пудрениц всегда считалась маленькой сценой, на которой ювелиры стремились блеснуть и удивить. Крупные пудреницы предназначались для туалетных столиков, поменьше и попроще – для дорожных несессеров, совсем крошки – для сумочек. Существовали пудреницы на цепочке с зеркальцем для бала.

Точный возраст анализируемой пудреницы сложно определить. Безусловно, она была изготовлена в ХХ столетие. Органическое стекло было изобретено в 1928 году. В 30-е годы было организовано производство изделий из оргстекла массового потребления. Куплена пудреница была приблизительно в довоенные годы.

Смысловая структура продукта дизайна

ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ

ФОРМА
Анализируемая пудреница состоит из двух частей: крышка и сама коробочка. Коробочка круглая, глубиной примерно 2 см. Крышка внешне напоминает линзу по форме – она выпуклая, представляет собой часть сферы. Несмотря на то, что предмет имеет две несоединенные между собой части, он воспринимается как единое целое. В закрытом состоянии обе части пудреницы как бы дополняют, продолжают друг друга.

Круг – это древнейшая форма, обозначающая покой, уют, порядок во всем. Круглая форма всегда соответствует психофизиологическому состоянию человека, т.к. связана с личным устройством освоения мира. Круг обозначает некий центр, из которого происходит восприятие мира. С динамической точки зрения круг – это воспроизведение движения глаза или руки в процессе целостного постижения мира. Таким образом, круг – это некий идеал, означающий путь познания мира.

Сфера, не приведенная к завершению, может восприниматься различно в зависимости от того, насколько глаз способен угадать в ней законченность и цельность. Правильная полусфера приемлет и отдает в равной степени. Прохождение линии горизонта усиливает ее замкнутость, стремление огородить и защитить, аккумулировать или обособить.

Форма пудреницы подсказывает нам характеристики неспешности, важности процесса ухода за собой.

ЦВЕТ
В этой вещи единственный присутствующий цвет – белый. Белого цвета орнамент на коробочке и декоративный элемент крышки пудреницы – цветы.

По В.В. Драгунскому, белый – это конечная точка яркости. Это демонстрация абсолютного и окончательного решения. Белый цвет является выражением разрешения, бегства и освобождения от всякого сопротивления, означает абсолютную свободу от всех препятствий и свободу для всех возможностей. Белый – это чистая доска, разрешение проблем и новое начало.

Основная часть пудреницы – прозрачная, то есть не имеет цвета, а правильнее сказать, она будет принимать цвет вещества, находящегося внутри.

Как известно, знатные дамы считали моветоном загорелую кожу и делали все для того, чтобы не находиться лишние минуты на солнце. В XVI–XVIII веках загорелая кожа считалось привилегией одних лишь плебеев, никто из знатных особ никогда не стал бы загорать. Чем бледнее и анемичнее казалась на первый взгляд девушка, тем красивее она считалась. Кроме того, бледность кожи была прямым указанием на то, что перед нами находится натура утонченная, требующая совершенно уникального подхода и особого ухаживания.

ПРОЗРАЧНОСТЬ
Прозрачность – это открытость. Прозрачность создает невидимую, но ощутимую границу. Пудру или белила в старину делали из риса, свинца, и даже жемчужной пыли, такая субстанция имела мало общего с натуральным оттенком кожи. Возможно, через прозрачность пудреницы белила должны были подсознательно стать ближе, естественнее даме.

ПУСТОТА
Форма, в которой живет пустота, может быть неожиданной, внутренне напряженной, в ней появляется характер, интрига. Пустота приводит к полноте возможных проявлений вещи. Если украсить вещь пустотой, то пустота оказывается декоративной, ничего не добавляя к сущности вещи.

Пустота является неотъемлемой частью анализируемой пудреницы: коробочку невозможно заполнить полностью, т.к. даже в этом случае воздух будет «гулять» между частицами рассыпчатой пудры. Кроме того, как декоративный элемент мы «видим» пустоту в оформлении крышки пудреницы.

БЛЕСК
Все блестящее расценивается как более красивое, изысканное. Способность блеска отражать свет приковывает к предмету взгляд человека. Возможно, также хозяйка пудреницы, хотела приковывать к себе взгляды окружающих людей. Блеск естественно связан с представлениями о гладкости, что влечет за собой цепочку ассоциаций, – от гладкости предмета на туалетном столике до гладкости и чистоты кожи хозяйки пудреницы.

В пудренице стеклянный блеск сымитирован, на самом деле она изготовлена из оргстекла.

СИММЕТРИЯ
Пудреница симметрична. Симметрия с давних пор оценивалась как эквивалент уравновешенности и гармонии. Равновесие, устойчивость, классичность диктуют обращение к симметричным структурам.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ СМЫСЛ

Среди функциональных качеств в первую очередь хочется отметить эргономичность, пригнанность формы телу человека. Данная вещь соответствует физиологическим параметрам человека: пудреница идеально «вписывается» в руку. Выпуклость крышки повторяет изгиб ладони, когда мы беремся за нее.

Затем необходимо сказать о простоте формы: здесь нет ничего лишнего, что мешало бы или затрудняло пользование.

ЗНАКОВЫЙ СМЫСЛ

Знаковый смысл вещи связан с ее способностью показать принадлежность владельца к социальному слою, идейному течению, сообществу людей.

Мое внимание обратилось на боковую сторону пудреницы. Здесь расположен узор в виде геометризированных снежинок. Цветы на крышке (предположительно розы) тоже кажутся «припорошенными» снегом. Снег и пудра имеют много общих черт: чистота, белизна, рассыпчатость. Создатель пудреницы, возможно, хотел подчеркнуть, что, пользуясь пудрой из этой коробочки, кожа светской дамы будет белоСНЕЖной.

ДУХОВНО-ЦЕННОСТНЫЙ СМЫСЛ

Аксиологический, или духовно-ценностный, смысл вещи вырастает из ее способности нести информацию об эстетической шкале, нравственно-этических нормах, представлениях о богатстве и чести, личных религиозных пристрастиях и т.п. Он близок к знаковому, но более субъективен, индивидуализирован.

Здесь хотелось бы еще раз обратить внимание на такие свойства предмета:
1. Нет замочка и вообще соединения между крышкой и коробочкой.
2. Пудреница достаточно тяжелая.

Из этого можно сделать вывод, что данная пудреница занимает место в комнате своей хозяйки, а не сопровождает ее в дороге. Соответственно, хозяйка никуда не спешит, у нее есть время ухаживать за своим внешним видом дома – опять же указание на светский образ жизни.

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ СМЫСЛ.

Пудреница действительно гостья из прошлого. К сожалению, информация об ее изготовителе не дошла до наших дней. Как я уже говорила, возраст анализируемой вещи сложно определить. Можно лишь предположить, судя по материалу, из которого она изготовлена: органическое стекло было изобретено в 1928 году, в 30-е годы было организовано производство изделий из оргстекла массового потребления, а куплена пудреница была приблизительно в довоенные годы.

КУЛЬТУРНО-СИМВОЛИЧЕСКИЙ СМЫСЛ.

На крышке пудреницы (вернее, в ней самой) – декоративный элемент в виде букета белых роз. Белые розы – во все времена были символом чистоты и невинности. Преподнося в дар белоснежные бутоны роз, даритель словно хочет сказать: «Вы небесны и чисты», «Я восхищаюсь вашей неземной и первозданной красотой, Вы так же совершенны, как и эти белые розы».

Чаще всего именно белые розы дарят в честь искренней любви, такой же чистой, как девственно белая пелена первого снега. Белая роза является символом вечной любви, чистой, сильной и крепкой.

ЛИЧНОСТНО-АССОЦИАТИВНЫЙ СМЫСЛ.

Анализируемая пудреница ассоциируется у меня с воздушным пирожным из белкового крема. Эта ассоциация приходит в голову из-за схожести двух предметов по цвету, форме, величине, узорности – пирожные тоже часто украшают розочками из крема.

АКТУАЛЬНЫЙ СМЫСЛ

Мне кажется (мне остается только предполагать), что данная вещь была модной в свое время. Сейчас она выглядит необычной и даже красивой. Хотя она больше не актуальна как пудреница, от нее не хочется избавляться, как от старой вещи, а наоборот – появляется желание придумать новое предназначение или просто хранить ее дома как раритет.

ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНЫЙ СМЫСЛ

Наличие художественной образности вовсе необязательно для вещей, хотя способно придать им дополнительную выразительность и самобытность.

Никаких дополнительных образов из живого или предметного мира анализируемая пудреница не содержит. Хотя можно предположить, что моя ассоциация с воздушным пирожным из белкового крема была не случайной. Быть может, автор пудреницы специально вкладывал в нее схожесть с этим кондитерским изделием, желая подчеркнуть эстетическую привлекательность поистине женского атрибута.

Выводы

В процессе изучения смысловой структуры вещи были найдены следующие мотивы: легкость, чистота, изысканность, нежность, покой, уют, порядок, неспешность, важность, свобода от препятствий и свобода для возможностей, чистая доска, разрешение проблем, открытость, естественность, изысканность, гладкость, уравновешенность, гармония, совершенство, искренность. Все эти черты были присущи светскому образу жизни.

Заключение


В качестве объекта исследования выступила старинная пудреница из оргстекла. Ощущения, которые возникли у меня при первом ее рассмотрении: легкость, чистота, изысканность, нежность.

В процессе изучения ее смыслов подтвердилось, что эти ощущения были не случайны. На всех уровнях смысловой структуры вещь сообщает своему владельцу стройную смысловую картинку.

Список литературы

  • 1. Быстрова Т.Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна. Екатеринбург, Издательство Уральского университета, 2001
  • 2. Дмитриева О. Привет из прошлого специально для дам. // Газета «Вести» Ленинградской области.
  • 3. Редкие предметы коллекционирования. Борис Субботин // Сайт Академии русской символики «МАРС» http://www.simvolika.org
  • 4. Сборник афоризмов. http://www.aphorism.ru/
  • 5. http://www.Flower.Net.Ru
  • 6. Колева М. Тайны туалетного столика. http://www.artantique.ru/article-item.phtml?id=11

Причина обращения к теме

 

Данную работу можно предложить

На мой взгляд, работа заинтересует порталы, связанные с антикварными, редкими вещами, коллекционными предметами, а также порталы о женщинах в мировой культуре.

Ключевые фразы работы

Пудреница, смысловая структура, пудра, светская дама, старинная пудреница.

План работы

...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский