taby27.ru о философии дизайне, имидже, архитектуре, у нас появился логотип!  


Представляемый объект – балдахин над моей кроватью. Балдахин был создан в 2005 году по проекту предыдущего хозяина квартиры, мужчины около 60-ти лет.

Комментарий Т.Ю. Быстровой:

Спасибо, все хорошо. Немного спутаны функциональность и функциональный смысл. Нет отсылки к барокко, а она должна быть, ведь драпировки этой формы культивируются именно тогда. Оценка 5-




 

 

работу выполнил: Перевязко Мария Станиславовна

Введение


Объект анализа

Балдахин изначально стал приятным бонусом к купленной квартире. Когда я впервые зашла в спальню и увидела балдахин, ничего кроме «Ого!» сказать не смогла. Хорошо помню, как покосилась на хозяина квартиры одинокого мужчину 60 –ти лет и подумала: «Вот король, престарелый кокет!» Царственность, возвышенность – вот первое впечатление, которое произвел на меня балдахин. И сразу захотелось спать под этим царским навесом. Почувствовать себя принцессой. Уже сейчас, потратив время на анализ вещи, понимаю, что сначала обратила внимание на форму, а уж потом на цвет. Сам факт наличия вещи такой формы в современной квартире меня впечатлил.
Но наряду с первой возвышенной мыслью, появилась вторая, совершенно неромантичная. Затем в динамике наблюдения я убедилась, что это оказывается нормальная женская реакция на балдахин. «Пылесборник» - говорили практически все женщины, побывавшие в квартире.

Первое впечатление

Балдахин изначально стал приятным бонусом к купленной квартире. Когда я впервые зашла в спальню и увидела балдахин, ничего кроме «Ого!» сказать не смогла. Хорошо помню, как покосилась на хозяина квартиры одинокого мужчину 60 –ти лет и подумала: «Вот король, престарелый кокет!» Царственность, возвышенность – вот первое впечатление, которое произвел на меня балдахин. И сразу захотелось спать под этим царским навесом. Почувствовать себя принцессой. Уже сейчас, потратив время на анализ вещи, понимаю, что сначала обратила внимание на форму, а уж потом на цвет. Сам факт наличия вещи такой формы в современной квартире меня впечатлил.
Но наряду с первой возвышенной мыслью, появилась вторая, совершенно неромантичная. Затем в динамике наблюдения я убедилась, что это оказывается нормальная женская реакция на балдахин. «Пылесборник» - говорили практически все женщины, побывавшие в квартире.

Рисунок

балдахин
Рисунок 1: балдахин

Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет

Упоминание слова «балдахин» встречается на 410 тыс. страницах в Интернет.
Контент – анализ первых двух страничек по запросу «балдахин» в Интернет показал, что это понятие рассматривается в следующих контекстах:
• Сделай балдахин своими руками (краткие пособия для рукодельниц)
• Определение понятия в словарях
• Предложения от мебельных фабрик по изготовлению
• Сонники (интерпретация сновидений о балдахине)
• Услуги дизайнеров
• История балдахина

Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект

Афоризмы, пословицы и поговорки не рассматривают «балдахин», как интересный объект для упоминания.
Единственный анекдот со словом «балдахин»: БалдаХин - глупый китаец (www.live4fun.ru)

Культурологический анализ продукта дизайна


Культурологическая "вертикаль"

Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля:
Балдахин - м. итал. убранство над ложем, кроватью, седалищем, престолом и пр., нарядная крыша, почетный навес или шатер; бывает и переносный, по случаю шествия.

Все проанализированные источники сходятся в том, что история балдахинов уходит корнями в древний Восток. На барельефах той эпохи видно, что во время шествий и просто при передвижении над царем держали большой зонт, он спасал правителя от жары и дождя. Именно зонт считается первообразом балдахина. Постепенно начальная конструкция у зонта изменилась, теперь он крепится не по центру на палке, а по углам.

Восточное происхождения балдахина подтверждается истоками самого слова «балдахин». «Baldakinus» некоторые производят от "Балдук" или "Балдак", как в средние века назывался Вавилон, а другие от Багдада, по-итальянски Baldacco.

Данная форма балдахина с крепление к потолочной части без колонн появляется впервые в XV веке во Франции, когда становится модно принимать гостей в спальне и некоторым, особо приближенным разрешается сесть на дальний угол кровати. Колонны не позволяли гостям располагаться на углу, и это неудобство привело к отказу от традиционной формы. Теперь балдахины у особо знатных людей крепились непосредственно к потолку и оформлялись лепниной.

Культурологическая "горизонталь"

Если смотреть на балдахин в современном мире, провести культурный срез, то мы увидим, что балдахины возвращаются в моду. Если раньше потенциальный потребитель видел их на картинках в детских сказках, полотнах художников, то теперь на страницах журналов – например модели «Kioto» и «Week – end».
Если говорить о культурных предпосылках к возрождению моды, то в первую очередь это тревожное состояние общества, бесконечные кризисы, агрессивность окружающей среды. Все это способствует актуализации потребности в защите и уюте. Балдахин в этом смысле создает психологический комфорт в спальне. Эта обволакивающая, как в нашем случае, форма позволяет закрыться от внешних раздражителей.
Если продолжать искать причины возрождения балдахинов в современном обществе, то тут необходимо упомянуть и о такой актуальной в культурном срезе потребности, как необходимость в уважении и почитании, которая в пирамиде потребностей Маслоу занимает срединное положение. Балдахин всегда был статусной вещью, а в аспекте современного хвастовства, при условии выполнения из дорогих материалов приобретает значимое место в интерьере.

Смысловая структура продукта дизайна

Онтологический смысл:
Давайте рассмотрим балдахин подробнее, посмотрим, за счет чего он привлекает к себе внимание.
Данная вещь симметрично организована. Мы можем наблюдать соединение в единую структуру разных фактур, ритма, цвета.
В первую очередь остановимся на форме – она достаточно проста и лаконична. В данном случае использовано не совсем стандартное крепление балдахина к потолку, так как крепиться не на столбах или кольце, а непосредственно прикрепляется к потолку с использованием овальной формы и лепнины по наружной части балдахина. Потолочная часть балдахина представляет собой ½ овала в вытянутой его части. Поверхность потолка гладкая без всяких деталей. Сама тканевая конструкция выполнена в виде 7 кусков ткани задрапированных в виде полукруга у потолочного крепления. Чередование ткани идет через один элемент, что задает ритм и подкрепляет симметрию. От середины между крайней точкой потолочного крепления и стеной с каждой стороны расходятся драпированные широкие полосы ткани. По две разного цвета на одной стороне и крепятся за счет декоративных крюков к стене. В форме нет ни одного острого угла, все линии плавные.
Если разделить балдахин на две части, то мы увидим абсолютно симметричные половинки, это создает целостность, транслируя тем самым неразрывную связь между спящими на кровати.

Цвет: Балдахин выполнен в двух цветах – белом и зеленом.
При характеристике зеленого цвета опираемся на слова Василия Кандинского: «Абсолютный зеленый - самый спокойный цвет из существующих. Он никуда не движется и не имеет призвука радости, печали, страсти. Он ничего не требует, никуда не зовет. Это неподвижный, довольный собой, ограниченный в пространстве элемент».
А также Гете: "Наш глаз находит в нем реальное удовлетворение. Если оба исходных цвета смешать в равных пропорциях, чтобы ни один из них не выделялся, то глаз и душа отдыхают на этой смеси, как на чем-то простом. Не хочется и нельзя двигаться дальше".
М. Деребире приводит следующее описание воздействия цвета на психику, данное доктором Подольским: «Зелёный цвет – болеутоляющий, гипнотический. Он влияет на нервную систему, снимая раздражительность. Бессонницу, усталость, понижает кровяное давление и поднимает тонус».
Что есть белый цвет? Это полное отсутствие пигмента. В данном контексте (мы не берем Индию) белый цвет транслирует ощущение чистоты, непорочности, покоем.
Пустота: Незаменимый элемент дизайна. Например, в Японии пустота рассматривают как одно из проявлений пространства. Балдахин в данном конкретном интерьере доказывает, что эта пустота является определенной территорией с четкими границами. Еще в XVI в. Ли Жихуа (знатный японец, ценитель картин) утверждал, что пустоту необходимо рассматривать с качественной и количественной стороны. Качественная характеристика обозначает пустоту символом «несущего, в котором пребывает все сущее». Количественная характеристика определяет, что порой пустота имеет большее значение, чем любое твердое тело. В данном случае пустота – незаменима.
Прозрачность: большинство источников говорит о прозрачности в контексте web – дизайна. Балдахин выполнен как из плотной зеленой, так и из белой прозрачной ткани. В данном случае прозрачность связывает место для сна с остальной обстановкой. Разделяя за счет плотной ткани, и сближая за счет прозрачной. Это позволяет избежать категоричности и резкого деления в пространстве.

Функциональный смысл:
Несмотря на то, что вещь является отражением потребностей человека, в случае с данным балдахином функциональный смысл не имеет большого значения. Здесь у потребителя несколько иные потребности, как мы уже говорили, это уют, ощущение безопасности и статусность. Первоначальная функция как защита от ветра и дождя не требуется.
Но, тем не менее, если говорить о том, как раскрывается вещь во взаимодействии с человеком, то приглянулись несколько очень удобных функций: защита от света лампы в коридоре, которая при отсутствии балдахина слепила бы, а также защита спящего от отражения его в зеркале шкафа - купе (для поклонников Фэн-шуя). Возможно, будет удобно спасаться от комаров летом.
Обозначая оппозицию удобно/неудобно, то необходимо отметить, что при неловком движении рукой легко зацепить ткань, нарушить драпировку, а потом долго ее укладывать на место.
Касательно применимости вещи к современным условиям можно повторить мысль о «пылесборнике». Большой город, 14 этаж, довольно оживленная улица под окном и как следствие – частая стирка, глажка и потеря ценного времени.

Знаковый смысл:
Знаковый смысл вещи связан с возможность демонстрации статуса владельца. Для данного анализа потребует выделить две основные группы потребителей. Будем делить их в первую очередь по принципу: для себя, для других.
Потребители первой категории устанавливают балдахин над кроватью для себя, для собственно эстетического и психологического удовольствия. Вторая категория потребителей после оформления интерьера будет водить по дому бесконечные экскурсии из родственников и друзей, показывая статусные вещи, в том числе делая яркий акцент на балдахин.
Поскольку спальня является интимным местом в доме и а настоящее время не несет задачи приема гостей, но в данном случае преобладает первая категория потребителей.
Рисуя образ потребителя, можно утверждать, что это мужчины и женщины среднего возраста, с высоким уровнем дохода. Они консервативны и испытывают потребность в статусности. Не исключено, что балдахин можно увидеть в домах молодых семей, стремящихся к стабильности и самоутверждению.

Аксиологический смысл:
В данной вещи мы видим явное преобладание знакового смысла над аксиологическим. Дизайн балдахина соответствует все ценностям своего владельца. Не возникает диссонанса ни на религиозном, ни на нравственном и мировоззренческом уровнях.

Личностно – ассоциативный смысл:
Восприятие балдахина и возникновений ассоциаций, на мой взгляд, может пойти по двум направлениям. Первые, скорее это будут девушки, увидят в нем детскую мечту стать принцессой. Во всех детских сказках самые красивые принцессы спали под балдахином. Второй вариант развития ассоциативного ряда может быть связан с образом короля или султана. В данном случае мы не наблюдаем восточных мотивов, соответственно, можно говорить о королевских покоях. Ситуация с балдахином – одна из немногих, когда дизайнер может отчасти, а может быть даже полностью предусмотреть ассоциации потребителя. В данном случае декор может задать совершенно иной тон вещи.

Культурно- исторический:
На данном уровне мы рассмотрим, как менялась вещь в истории. Как балдахин приобретал новую конструкцию. Коснемся её исторической ценности.
Как мы уже говорили, корни балдахина необходимо искать в Древнем Востоке. Затем в раннем Средневековье кровати были покрыты позолотой, вставками из драгоценных камней. И только около XII века, над кроватью устанавливается балдахин, еще весьма похожий на восточный шатер. На тот период кровать еще напоминала сундук без крышки. Изначально балдахин крепили на потолочные балки, а к XIV веку конструкция изменилась, теперь его крепили к четырем стойкам, которые продолжали ножки кровати.
С XV во Франции появляется тенденция принимать гостей лежа на кровати в спальне. В данном ключе важная роль балдахина укрепляется.
В начале XIX века кровать без балдахина становиться модной и считается весьма оригинальной.

Культурно - символический:
На символическом уровне мы можем обнаружить явные связи с личностно – ассоциативным смыслом. Балдахин как символ королевской жизни. Также можно говорить о том, что полукруг, который нам часто встречается можно рассматривать в контексте символики круга.
Место нахождения человека под балдахином видится как в некой округлой форме. Круг связан с целостностью, совершенством. «Округлость священна как наиболее естественное состояние, содержащее самость, неявленное, бесконечное, вечность» (http://dic.academic.ru). Круг транслирует ощущение безопасности. «Магический круг является элементом традиционной разметки места для магических операций Большинство теоретиков и практических магов утверждают, что круг обладает защитной функцией. Известно немало легенд о том, что духи не видят мага, находящегося в круге, но могут растерзать его при нарушении магического круга» (Энциклопедия мистических терминов. М., 1998).

Актуальный смысл:
Балдахин как элемент интерьера давно уже заслужил мировое признание. Это такой продукт дизайна, которому не надо ничего доказывать. Форма уже устоялась, статусные характеристики сформировались. Актуальность балдахина проявляется в самом психологическом и культурном состоянии общества. Он дает ощущение защиты и покой. Таким образом, рассматриваемый объект занимает свое достойное место в системе последних тенденций в оформлении интерьера.

Художественно – образный смысл:
Данный объект не несет дополнительных образов живого мира. Опирается только на первообраз.

Выводы

Если проводить социологический опрос, то наверняка мы получить четкий ответ на то, какие же все же смыслы ценит человек в вещи, на мой взгляд, самое главное, чтобы человеку с вещью было удобно. Функциональные характеристики, несомненно, важны, но в случае, с балдахином на первое место выходят такие параметры как удобство, эстетика и деление пространства на зоны. Психологический комфорт данного балдахина обеспечивается за счет грамотного подбора цветов, закругленных линий и в отказе от лишней помпезности.

Заключение


Хотелось бы сразу отметить, что никакого изменения в восприятии вещи для меня не произошло. Чему, честно говоря, я очень порадовалась. Наоборот, только подтвердились положительные моменты необходимости присутствия балдахина в моем доме. Первое впечатление и догадки о голубых корнях балдахина нашли отражение в истории происхождения балдахина.
Дизайнер, руководствуясь мнением владельца, вписал балдахин в интерьер и сформировал в спальне место для уюта и покоя.

Список литературы

  • Быстрова Т.Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна. Екатеринбург, Издательство Уральского университета, 2001.
  • Кандинский В. В. О духовном в искусстве. Пер. А. Лисовского, пересмотр. Н. Н. Кандинской и Е. В. Жиглевич. New York, 1967.
  • Гете И.В. Учение о цвете.
  • Фрилинг Г., Ауэр К. Человек – цвет – пространство. М., 1973.
  • Деребире М. Цвет в деятельности человека.
  • www.live4fun.ru
  • Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля. М., 2006.
  • Энциклопедия мистических терминов. М., 1998.
  • http://dic.academic.ru
  • www.dpholding.ru
  • http://sigils.ru


Причина обращения к теме

Несмотря на то, что эта вещь первая пришла мне в голову, когда было озвучено задание, выбор этот трудно назвать спонтанным. В первое время жизни в новой квартире я задавалась вопросами. Зачем эта вещь здесь? Почему она так близка мне, хотя я не являюсь ее первым владельцем? Аналитическая записка позволила мне буквально под лупой рассмотреть балдахин и найти ответы на эти вопросы.

Данную работу можно предложить

Данная работа будет интересная студиям дизайна для презентации своих портфолио. Также может привлечь внимание производителей мебели, как интересное дополнение к информации о своих продуктах. Может размещаться и на сайтах компаний и в буклетах. Но основным потребителем данной информации могут стать журналы об интерьерах, которые включат в контент аналитическую записку в виде статьи. Такие журналы как: «Лучшие интерьеры», «Salon interior», «Весь интерьер», «Декор дома» и прочие. Интернет порталы также является потенциальными интересующимися: www.house.ru, www.homeideas.ru.

Ключевые фразы работы

Балдахин, дизайн интерьера, вещь в истории, потребности.

План работы

...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский