Подстаканник «Спасская башня», серия «Архитектура Москвы», выпускавшийся на Кольчугинском заводе (Владимирская обл.) в 50-х годах 20 века. Материал – мельхиор Заводское клеймо: КОЛЬЧУГИНСКИЙ З-Д.МЕЛЬХ
Комментарий Т.Ю. Быстровой:
Наличие соцреализма в советском дизайне не доказано, и нет авторов, которые бы так считали. Сам соцреализм обозначен формально и поверхностно. Кольчугинский завод и его стилистика даны не полностью. Размеры, эргономика, формальные особенности, технологии не прописаны. Оценки поставить не могу.
работу выполнил: Канаева Наталья Юрьевна, гр 502-СО
- Введение
- Первое впечатление
- Рисунок
- Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
- Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
- Основная часть
- Культурологический анализ продукта дизайна
- Смысловая структура продукта дизайна
- Анализ названия или концепта (не обязательная часть)
- Заключение
Введение
Объект анализа
Этот подстаканник был в нашем доме, сколько я себя помню. Поэтому самое первое впечатление мне отразить довольно трудно, но поскольку в моем детстве он был несколько светлее, то вызывал мой живой интерес. Это была яркая, блестящая, притягательная и, в моем представлении, прекрасная вещь.
Раньше этот подстаканник попадался мне на глаза чаще, чем сейчас, поэтому первое впечатление после долгого перерыва было ощущение уюта, тепла. Если описать мои ощущения/эмоции от этого подстаканника одним словом, то это будет слово «комфорт».
Первое впечатление
Этот подстаканник был в нашем доме, сколько я себя помню. Поэтому самое первое впечатление мне отразить довольно трудно, но поскольку в моем детстве он был несколько светлее, то вызывал мой живой интерес. Это была яркая, блестящая, притягательная и, в моем представлении, прекрасная вещь.
Раньше этот подстаканник попадался мне на глаза чаще, чем сейчас, поэтому первое впечатление после долгого перерыва было ощущение уюта, тепла. Если описать мои ощущения/эмоции от этого подстаканника одним словом, то это будет слово «комфорт».
Рисунок
Рисунок 1: Подстаканник "Спасская башня"
Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
На запрос "подстаканник "Спасская башня" поисковая система Yandex выдает 1975 страниц. Применительно к этому подстаканнику наиболее часто применяются характеристики "советский", "коллекционный", "кольчугинский", а по своему содержанию сайты представляют собой интернет-магазины, клубы коллекционеров, каталоги сувенирной продукции. Также в первую 10ку сайтов входит сайт товаров для РЖД.
Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
К сожалению, мне не удалось найти афоризмы, связанные с изначальным значением слова "подстаканник". Современный разговорный язык трактует его как подставку под пивную кружку. Толковые словари этого значения не содержат.
Культурологический анализ продукта дизайна
Культурологическая "вертикаль"
ПОДСТАКАННИК – подставка с ручкой для стакана (словарь Ожегова).
ПОДСТАКАННИК- подставка с ручкой, обычно металлическая, в которую вставляют стакан (словарь Ушакова).
ПОДСТАКАННИК − подставка, охватывающая и поддерживающая стеклянный стакан, в большинстве своем циллиндрической формы, имеющая ручку для того, чтобы наслаждаться горячим чаем, не обжигая ладони (Википедия).
Точная дата изобретения подстаканника не запечатлена в истории. Случилось это потому, что, в начале своего жизненного пути подстаканник выполнял только техническую функцию. Первое упоминание о подстаканниках относится к концу 18 века. В то время он представлял собой металлический цилиндр с ручкой и часто с донышком и являлся походным, дорожным атрибутом. По форме подстаканник восходит к форме кружки.
Культурологическая "горизонталь"
Подстаканник «Спасская башня» производился в 50-е года 20 века и выполнен в духе соцреализма. Социалистический реализм – теоретический принцип и официальное направление в советском искусстве, представляющее собой в формулировке 1930-х гг. «правдивое и исторически конкретное изображение действительности в сочетании с задачей идейной переделки трудящихся в духе социализма» . Соцреализм господствовал в СССР с середины 30-х до начала 80-х годов. Его основными принципами были правдивое изображение действительности в ее революционном развитии, сочетание исторической конкретности образа с его героикой и романтикой. Социалистический реализм прославлял революционную борьбу народа и его вождей, советский строй, социалистическое строительство и трудовой энтузиазм. Начиная с 30-х годов ХХ века, в рамках этого идейного течения, подстаканник начинает нести функцию средства государственной пропаганды. Определяющим здесь, скорее всего, явился тот факт, что государственная пропаганда это тема почти всего советского искусства: от кино до посуды. Поскольку подстаканник в этот исторический момент это «зеркало» событий, происходящих в СССР, выпускаются разнообразные тематические серии и отдельные подстаканники, отражающие важные аспекты политической и культурной жизни государства. Выпускаются многообразные серии: архитектура, памятники известным людям, памятные даты, цветы, города СССР, разнообразные узоры и прочие.
Подстаканники стоили недешево: от 1-2 до 5 рублей в зависимости от материала. И при этом были популярны. В СССР они выпускались более чем на 30 заводах.
Смысловая структура продукта дизайна
• Онтологический смысл
Подстаканник имеет форму цилиндра, который получается при вращении прямоугольника вокруг одной из его сторон. Следовательно, форма цилиндра раскладывается на 2 простые формы: прямоугольник и круг. Таким образом, согласно особенностям восприятия этих форм человеком, форма подстаканника означает нечто целостное, завершенное, но и динамичное, что свойственно восприятию круга, и одновременно – нечто стабильное, равновесное, статичное, основательное, что свойственно восприятию прямоугольника.
Подстаканник выполнен из мельхиора, который представляет собой сплав меди и никеля. Для этого сплава характерны высокая коррозийная стойкость, твердость, прочность и пониженная теплопроводность. Выбор материала обусловлен назначением предмета. Однако, будучи металлическим, подстаканник провоцирует восприятие себя как прочного, надежного, долговечного.
Привлекает внимание металлический блеск и свет, отраженный на гладких поверхностях вещи. Но этот блеск не слепящий, а спокойный. При близком рассмотрении видно, что на самом деле гладкие поверхности подстаканника не идеальны. С внутренней стороны особенно заметны следы, по которым можно проследить, как шел процесс полировки изделия. На лицевой стороне металл также испещрен «сеточкой» царапин. Свет отражается не так интенсивно. Создается ощущение внутреннего свечения предмета. Также ощущение гармонии, покоя связано с сочетанием гладкой и рельефной поверхностей, света и тени.
Восприятие серебристого цвета в чем-то близко восприятию белого. В сочетании с блеском металла и бликами отраженного света на поверхности, он завораживает, обещает, приковывает внимание, ведет за собой, придает вещи дополнительную привлекательность.
Сплошная металлическая форма цилиндра имеет вертикально расположенные прорези, которые задают ритм и динамику устремленности вверх, что придает массивному металлу изысканность и утонченность.
• Функциональный смысл
В данной вещи этот смысл играет определяющую роль, т.к. само появление подстаканников обязано потребности пить горячий чай, не обжигая рук. В Интернете среди коллекционеров бытует такая версия: в дореволюционной России только женщины могли пить чай из фарфоровой посуды, а мужчины должны были пить из стеклянных стаканов. Понятно, что при таком стечении обстоятельств требовался какой-то предмет, чтобы мужчинам было комфортно и удобно пить горячий чай из стеклянных стаканов.
• Знаковый смысл
За время существования изделия его знаковый смысл претерпел изменения. В советское время владелец этого подстаканника демонстрировал свою полную приверженность идеологии коммунизма, принадлежность к сообществу людей-строителей светлого будущего, растворенность своей личности, своего «Я» в государстве и народе, массе. Сегодня обладание этой редко встречающейся вещью способно возвысить своего владельца, выделить его. Присутствие такого подстаканника в коллекции повышает статус коллекционера.
• Духовно-ценностный смысл
Присутствие государственного символа на бытовом предмете делает подстаканник каналом распространения советских ценностей и образа жизни. Такой подстаканник диктует человеку «правильные» ценности и идеологию, пропагандирует превосходство советского народа и коммунистической партии, подчиняет человека и его личность во имя высокой цели, напоминая о ней каждый раз, когда человек садится пить чай.
• Личностно-ассоциативный смысл
В моих глазах присутствующая на подстаканнике советская символика придает ему историчность, определенный «налет времени», не более того. У меня этот подстаканник ассоциируется, в первую очередь, с домашним уютом, детством. Он вызывает во мне светлые детские воспоминания, а еще чувство гордости и легкую грусть по моим родным, которых больше нет.
• Культурно-исторический смысл
Подстаканник «Спасская башня» является типичным представителем течения социалистического реализма и на сегодняшний день обладает культурной и исторической ценностью. В интернет-магазинах такой подстаканник считается редким.
На подстаканнике не указана цена изделия. Это значит, что, скорее всего, подстаканник был частью госзаказа Министерства путей сообщения или Министерства обороны. Вероятнее всего, до того, как он попал в мою семью, в нем подавали чай пассажирам поездов.
• Культурно-символический смысл
С приходом Советской власти и переносом столицы в Москву Кремль и Спасская башня стали одними из символов нового строя. Спасская башня присутствует, в том числе, на медалях, плакатах, значках и т.д. Одним из видов ее изображения, распространенном в СССР, является изображение Спасской башни, попирающей земной шар. Таким образом, изображение Спасской башни на подстаканнике призвано пропагандировать превосходство коммунистического строя и советского народа-победителя. Кроме того, в 1950 году была завершена реставрация башни, в результате которой она приобрела свой современный вид. Подстаканник с изображением Спасской башни, выпущенный в серии подстаканников с изображениями сталинских высоток, пропагандировал мощь, достижения советского государства, а также говорил о его амбициях.
• Актуальный смысл
Актуальный смысл показывает связь вещи с процессами моды. В наши дни подстаканник – редкая, часто коллекционная вещь. На данный момент подстаканники утратили свою актуальность и популярность, т.к. в быту практически не используются. Единственным местом их применения остались поезда, где подстаканник остается традиционным элементом процесса чаепития. Основным заказчиком подстаканников сегодня являются российские железные дороги.
Выводы
Проанализированные смысловые уровни не противоречат друг другу. Нет явного перекоса в сторону одного из них.
Заключение
В процессе анализа первоначальное впечатление не изменилось, но приобрело осознанность и глубину. Подстаканник «Спасская башня» - пример гармоничного сочетания функциональности, эстетической привлекательности и идейного наполнения вещи в дизайне.
Список литературы
- Быстрова Т.Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна. Екатеринбург, 2001
- www.podstakanniki.ru
- www.goldmoskow.com
- www.ru.wikipedia.org
- www.effecton.ru
Причина обращения к теме
Данную работу можно предложить
Мне кажется, работа может представлять интерес для пользователей сайтов podstakannik и podstakanniki,на форумах которых пользователи часто жалуются на недостаток информации о предмете.
Ключевые фразы работы
дизайн подстаканников
советские подстаканники
кольчугинский завод
кольчугинские подстаканники
План работы
- Введение
- Первое впечатление
- Рисунок
- Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
- Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
- Основная часть
- Культурологический анализ продукта дизайна
- Смысловая структура продукта дизайна
- Анализ названия или концепта (не обязательная часть)
- Заключение
но не вещь.
Иосиф Бродский