Подстаканник «Спасская башня», серия «Архитектура Москвы» Переделанный вариант
Комментарий Т.Ю. Быстровой:
Стало существенно объемнее, вывод хорош, тем более что о качествах советского "классического" дизайна не так много написано. Оценка отлично.
работу выполнил: Канаева Наталья Юрьевна, гр 502-СО
- Введение
- Первое впечатление
- Рисунок
- Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
- Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
- Основная часть
- Культурологический анализ продукта дизайна
- Смысловая структура продукта дизайна
- Анализ названия или концепта (не обязательная часть)
- Заключение
Введение
Объект анализа
Предметом анализа является Подстаканник «Спасская башня», серия «Архитектура Москвы», выпускавшийся на Кольчугинском заводе (Владимирская обл.) в 50-х годах 20 века.
Материал – мельхиор (сплав никеля и меди).
Заводское клеймо: КОЛЬЧУГИНСКИЙ З-Д.МЕЛЬХ
Этот подстаканник был в нашем доме, сколько я себя помню. Поэтому самое первое впечатление мне отразить довольно трудно, но поскольку в моем детстве он был несколько светлее, то вызывал мой живой интерес. Это была яркая, блестящая, притягательная и, в моем представлении, прекрасная вещь.
Раньше этот подстаканник попадался мне на глаза чаще, чем сейчас, поэтому первое впечатление после долгого перерыва было ощущение уюта, тепла. Если описать мои ощущения/эмоции от этого подстаканника одним словом, то это будет слово «комфорт».
Первое впечатление
Предметом анализа является Подстаканник «Спасская башня», серия «Архитектура Москвы», выпускавшийся на Кольчугинском заводе (Владимирская обл.) в 50-х годах 20 века.
Материал – мельхиор (сплав никеля и меди).
Заводское клеймо: КОЛЬЧУГИНСКИЙ З-Д.МЕЛЬХ
Этот подстаканник был в нашем доме, сколько я себя помню. Поэтому самое первое впечатление мне отразить довольно трудно, но поскольку в моем детстве он был несколько светлее, то вызывал мой живой интерес. Это была яркая, блестящая, притягательная и, в моем представлении, прекрасная вещь.
Раньше этот подстаканник попадался мне на глаза чаще, чем сейчас, поэтому первое впечатление после долгого перерыва было ощущение уюта, тепла. Если описать мои ощущения/эмоции от этого подстаканника одним словом, то это будет слово «комфорт».
Рисунок
Рисунок 1:
Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
На запрос "подстаканник "Спасская башня" поисковая система Yandex выдает 1975 страниц. Применительно к этому подстаканнику наиболее часто применяются характеристики "советский", "коллекционный", "кольчугинский", а по своему содержанию сайты представляют собой интернет-магазины, клубы коллекционеров, каталоги сувенирной продукции. Также в первую 10ку сайтов входит сайт товаров для РЖД.
Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
К сожалению, мне не удалось найти афоризмы, связанные с изначальным значением слова "подстаканник". Современный разговорный язык трактует его как подставку под пивную кружку. Толковые словари этого значения не содержат.
Культурологический анализ продукта дизайна
Культурологическая "вертикаль"
ПОДСТАКАННИК – подставка с ручкой для стакана (словарь Ожегова).
ПОДСТАКАННИК- подставка с ручкой, обычно металлическая, в которую вставляют стакан (словарь Ушакова).
ПОДСТАКАННИК − подставка, охватывающая и поддерживающая стеклянный стакан, в большинстве своем циллиндрической формы, имеющая ручку для того, чтобы наслаждаться горячим чаем, не обжигая ладони (Википедия).
Точная дата изобретения подстаканника не запечатлена в истории. Случилось это потому, что, в начале своего жизненного пути подстаканник выполнял только техническую функцию. Первое упоминание о подстаканниках относится к концу 18 века. В то время он представлял собой металлический цилиндр с ручкой и часто с донышком и являлся походным, дорожным атрибутом. По форме подстаканник восходит к форме кружки.
Культурологическая "горизонталь"
Подстаканник как элемент чаепития был известен и до образования СССР, но именно в Советском Союзе он получил широкое распространение. Импульс к внедрению в широкие слои подстаканник получил в середине 1920-х годов. Во-первых, молодое государство отказалось от массового производства посуды из фарфора и фаянса в пользу стекла, как наиболее дешевого и близкого пролетариату материала. Чтобы горячий стакан не обжигал рук творцов революции ему была необходима защитная окантовка. Еще одной причиной, обусловившей массовый выпуск и разнообразие видов подстаканников, стали начавшаяся активная индустриализация, увеличение добычи полезных ископаемых. Механизация производственных процессов наряду с ростом производства металла сыграла одну из главных ролей в судьбе не только всей страны в целом, но и в судьбе подстаканника в частности.
Начиная с 30-х годов ХХ века подстаканник начинает нести еще и функцию средства государственной пропаганды. Определяющим здесь, скорее всего, явился тот факт, что государственная пропаганда это тема почти всего советского искусства: от кино до посуды. Поскольку подстаканник в этот исторический момент это «зеркало» событий, происходящих в СССР, выпускаются разнообразные тематические серии и отдельные подстаканники, отражающие важные аспекты политической и культурной жизни государства. Выпускаются многообразные серии: архитектура, памятники известным людям, памятные даты, цветы, города СССР, разнообразные узоры и прочие.
Подстаканники стоили недешево: от 1-2 до 5 рублей в зависимости от материала. И при этом были популярны. Требования к материалу были просты: коррозионная стойкость, технологичность и достойный внешний вид. Поэтому из всего спектра металлов и сплавов выбрали: нержавеющую сталь, мельхиор (сплав медь – никель) и его разновидности, например, нейзильбер (сплав медь – никель – цинк), алюминий, реже - латунь, бронза и серебро. В СССР подстаканники выпускались более чем на 30 заводах. Весомый вклад в производство мельхиоровых подстаканников внес Кольчугинский завод мельхиоровых изделий, выпустивший наибольшее число подстаканников специфически советской тематики (например, серии «Победа в Великой Отечественной войне», «Советский космос»). Мельхиоровые подстаканники были обязательным атрибутом домов и кабинетов членов партийного аппарата. В советское время они зачастую служили наградой победителям социалистических соревнований в трудовых коллективах или спортивных состязаниях. В меньшем количестве на заводе выпускались подстаканники на сюжеты народного творчества, бытовой тематики, т.к. чаще всего производились из менее дорогих материалов и, следовательно, на других заводах.
Технология производства должна была обеспечивать высокую технологичность и относительно невысокие стоимостные затраты. Для мельхиоровых подстаканников использовались штамповка, литье, сварка и глубокое серебрение, чтобы подстаканник дольше сохранял благородный серебристый цвет.
На всех подстаканниках, выпускавшихся в СССР, на тыльной стороне или на ручке, ставили несколько клейм. Для кольчугинских подстаканников середины 20 века характерно указание завода изготовителя и материала на внутренней стороне донышка.
Смысловая структура продукта дизайна
• Онтологический смысл
Подстаканник имеет форму цилиндра, который получается при вращении прямоугольника вокруг одной из его сторон. Следовательно, форма цилиндра раскладывается на 2 простые формы: прямоугольник и круг. Таким образом, согласно особенностям восприятия этих форм человеком, форма подстаканника означает нечто целостное, завершенное, но и динамичное, что свойственно восприятию круга, и одновременно – нечто стабильное, равновесное, статичное, основательное, что свойственно восприятию прямоугольника.
Подстаканник выполнен из мельхиора, который представляет собой сплав меди и никеля. Для этого сплава характерны высокая коррозийная стойкость, твердость, прочность и пониженная теплопроводность. Выбор материала обусловлен назначением предмета. Современные подарочные подстаканники, лишенные своей функциональности, могут быть выполнены и из бересты, и из пластмассы. Будучи металлическим, подстаканник провоцирует восприятие себя как прочного, надежного, долговечного.
Привлекает внимание металлический блеск и свет, отраженный на гладких поверхностях вещи. Но этот блеск не слепящий, а спокойный. При близком рассмотрении видно, что на самом деле гладкие поверхности подстаканника не идеальны. С внутренней стороны особенно заметны следы, по которым можно проследить, как шел процесс полировки изделия. На лицевой стороне металл также испещрен «сеточкой» царапин. Свет отражается не так интенсивно. Создается ощущение внутреннего свечения предмета. Также ощущение гармонии, покоя связано с сочетанием гладкой и рельефной поверхностей, света и тени.
Восприятие серебристого цвета в чем-то близко восприятию белого. В сочетании с блеском металла и бликами отраженного света на поверхности, он завораживает, обещает, приковывает внимание, ведет за собой, придает вещи дополнительную привлекательность.
Данный подстаканник относится к высоким подстаканникам. Диаметр основания 8, 3 см, высота – 11, 2 см. Стакан помещается в него на две трети. Такой подстаканник воспринимается как массивный, устойчивый, основательный. В то же время сплошная металлическая форма цилиндра имеет вертикально расположенные прорези, которые задают ритм и динамику устремленности вверх, что придает массивному металлу изысканность и утонченность. Также они формирую зеркальную симметрию относительно фигуры башни, фокусируют на ней внимание.
• Функциональный смысл
В данной вещи этот смысл играет определяющую роль, т.к. само появление подстаканников обязано потребности пить горячий чай, не обжигая рук. В Интернете среди коллекционеров бытует такая версия: в дореволюционной России только женщины могли пить чай из фарфоровой посуды, а мужчины должны были пить из стеклянных стаканов. Понятно, что при таком стечении обстоятельств требовался какой-то предмет, чтобы мужчинам было комфортно и удобно пить горячий чай из стеклянных стаканов.
Мельхиоровый подстаканник эргономичен, т.к. чрезвычайно удобен в использовании: его трудно деформировать, он практически не нагревается от горячего стакана и не ржавеет. Кроме того, на мой взгляд, большим удобством обладает уникальная кольчугинская ручка, в которую практически идеально ложится рука. В отличие от квадратных или сильно зауженных ручек, например, Мосювелира или Ленэмальера, ручки кольчугинских подстаканников не врезаются в руку, когда держишь тяжелый полный стакан.
• Знаковый смысл
За время существования изделия его знаковый смысл претерпел изменения. В советское время владелец этого подстаканника демонстрировал свою полную приверженность идеологии коммунизма, принадлежность к сообществу людей-строителей светлого будущего, растворенность своей личности, своего «Я» в государстве и народе, массе. Сегодня обладание этой редко встречающейся вещью способно возвысить своего владельца, выделить его. Присутствие такого подстаканника в коллекции повышает статус коллекционера.
• Духовно-ценностный смысл
Присутствие государственного символа на бытовом предмете делает подстаканник каналом распространения советских ценностей и образа жизни. Такой подстаканник диктует человеку «правильные» ценности и идеологию, пропагандирует превосходство советского народа и коммунистической партии, подчиняет человека и его личность во имя высокой цели, напоминая о ней каждый раз, когда человек садится пить чай.
• Личностно-ассоциативный смысл
В моих глазах присутствующая на подстаканнике советская символика придает ему историчность, определенный «налет времени», не более того. У меня этот подстаканник ассоциируется, в первую очередь, с домашним уютом, детством. Он вызывает во мне светлые детские воспоминания, а еще чувство гордости и легкую грусть по моим родным, которых больше нет.
• Культурно-исторический смысл
Подстаканник «Спасская башня» на сегодняшний день обладает культурной и исторической ценностью, т.к. выпускался в СССР менее 10 лет в рамках государственного заказа Министерства путей сообщения или Министерства обороны, о чем косвенно свидетельствует отсутствие указания цены изделия. Вероятнее всего, до того, как он попал в мою семью, в нем подавали чай пассажирам поездов. В настоящее время Кольчугинский завод, дублирующий некоторые серии советских подстаканников, подстаканник «Спасская башня» не выпускает. В интернет-магазинах такой подстаканник считается достаточно редким.
• Культурно-символический смысл
С приходом Советской власти и переносом столицы в Москву Кремль и Спасская башня стали одними из символов нового строя. Спасская башня присутствует, в том числе, на медалях, плакатах, значках и т.д. Одним из видов ее изображения, распространенном в СССР, является изображение Спасской башни, попирающей земной шар. Таким образом, изображение Спасской башни на подстаканнике призвано пропагандировать превосходство коммунистического строя и советского народа-победителя. Кроме того, в 1950 году была завершена реставрация башни, в результате которой она приобрела свой современный вид. Подстаканник с изображением Спасской башни, выпущенный в серии подстаканников с изображениями сталинских высоток, пропагандировал мощь, достижения советского государства, а также говорил о его амбициях.
• Актуальный смысл
Актуальный смысл показывает связь вещи с процессами моды. В наши дни подстаканник – редкая, часто коллекционная вещь. На данный момент подстаканники утратили свою актуальность и популярность, т.к. в быту практически не используются. Единственным местом их применения остались поезда, где подстаканник остается традиционным элементом процесса чаепития. Основным заказчиком подстаканников сегодня являются российские железные дороги.
Выводы
Проанализированные смысловые уровни не противоречат друг другу. Нет явного перекоса в сторону одного из них.
Заключение
Выврод: в процессе анализа первоначальное впечатление не изменилось, но приобрело осознанность и глубину, смысловые уровни раскрылись более полно и развернуто. Проявилась историчность вещи, ее метаморфоза из актуального и модного атрибута своего времени в разряд антикварных, коллекционных. На мой взгляд, подстаканник «Спасская башня» - пример гармоничного сочетания функциональности, эстетической привлекательности и идейного наполнения вещи в дизайне.
Список литературы
- Быстрова Т.Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна. Екатеринбург, 2001
- www.podstakanniki.ru
- www.goldmoskow.com
- www.ru.wikipedia.org
- www.effecton.ru
Причина обращения к теме
Данную работу можно предложить
Мне кажется, работа может представлять интерес для пользователей сайтов podstakannik и podstakanniki,на форумах которых пользователи часто жалуются на недостаток информации о предмете.
Ключевые фразы работы
дизайн подстаканников
советские подстаканники
кольчугинский завод
кольчугинские подстаканники
План работы
- Введение
- Первое впечатление
- Рисунок
- Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
- Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
- Основная часть
- Культурологический анализ продукта дизайна
- Смысловая структура продукта дизайна
- Анализ названия или концепта (не обязательная часть)
- Заключение
но не вещь.
Иосиф Бродский