taby27.ru о философии дизайне, имидже, архитектуре, у нас появился логотип!  


Объектом анализа я выбрала желтый настенный светильник. Год производства - 1999. Автор/фирма-производитель неизвестны.

Комментарий Т.Ю. Быстровой:

В работе отсутствует культурологический анализ. Интересно, какую форму и структуру должен иметь очаг, чтобы стать морфологическим первообразом светильника на стене?? Почему ничего нет о тенденциях в дизайне конца 1990-х, постмодерне, связи дизайна с современным искусством? Если вы всего этого не знаете, можно спросить на консультации! Доделать.




 

 

работу выполнил: Шишова Анастасия Игоревна, PR-501

Введение


Объект анализа

Первое впечатление от данного светильника – что-то несуразное, неприятное. К чему этот торчащий сверху черный провод? Почему его нельзя было сделать менее заметным, например, при помощи цвета или разместить ниже? Тем не менее, нетипичность светильника вызывает интерес, хочется рассматривать все его детали.
Что касается сценария восприятия элементов, то в первую очередь привлекает внимание контраст цветов. Форму замечаю позже. Но когда присматриваюсь к форме, то создается впечатление чего-то завершенного, гармоничного и целостного.
При длительном взгляде на данный предмет устают глаза, создается тревожное настроение. Думаю это связано с цветовым решением светильника.

Первое впечатление

Первое впечатление от данного светильника – что-то несуразное, неприятное. К чему этот торчащий сверху черный провод? Почему его нельзя было сделать менее заметным, например, при помощи цвета или разместить ниже? Тем не менее, нетипичность светильника вызывает интерес, хочется рассматривать все его детали.
Что касается сценария восприятия элементов, то в первую очередь привлекает внимание контраст цветов. Форму замечаю позже. Но когда присматриваюсь к форме, то создается впечатление чего-то завершенного, гармоничного и целостного.
При длительном взгляде на данный предмет устают глаза, создается тревожное настроение. Думаю это связано с цветовым решением светильника.

Рисунок


Рисунок 1:

Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет

В поисковой системе Google словосочетание "настенный светильник" встречается приблизительно 18 800 раз. Сопровождается характеристиками "оригинальный" (163 раза), "современный" (7 раз), "классический" (93 раза), "красивый" (55 раз), уютный (2 раза), "стильный" (44 раза), "интересный" (1 раз).

Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект

Вольтер, услужливо носивший светильник впереди великих мира, этим же светильником освещал и их наготу (Г.Гейне)

Любовь – это светильник, озаряющий Вселенную; без света любви земля превратилась бы в бесплодную пустыню, а человек – в пригоршню пыли (М.Брэддон)

Совесть - это моральный светильник, озаряющий хороший путь; но когда сворачивают на плохой, то его разбивают (Гегель)

Опыт — надежный светильник в пути.
Какой светильник разума коптит!
Когда всходит солнце и для всех разгоняет мрак, ты гасишь светильник, который разгонял мрак для одного тебя (Л.Да Винчи)Анализ контекстов, в которых упоминается светильник характеризует данный предмет как положительный, связанный с добродетелями (совесть, доброта, любовь, искренность, сила духа). Светильник часто упоминается в контексте религий («….изготовление светильника было предписано Моисею самим Богом» (Библия), «…светильник в нашей традиции символизирует духовную жизнь» (Иудаизм))

Культурологический анализ продукта дизайна


Культурологическая "вертикаль"

История светильника происходит от очага, который освещал жилое помещение, находясь в центре. Позже у людей появилась потребность самовыражения в наскальных росписях. Для этого они устанавливали факел между камнями. Именно это послужило отправной точкой создания различных модификаций светильников.

Культурологическая "горизонталь"

Светильник создан в 1999 году, то есть на стыке веков. XXI век – новая точка отсчета времени. В это время появляется много литературы вроде «Чего нам ждать в XXI веке » в самых различных сферах: экономика, политика, культура, архитектура и т.п. Рассматриваемый светильник – представление о будущем, своего рода экскурс в XXI век.

Смысловая структура продукта дизайна

Онтологический смысл
Форма: анализируемый светильник имеет форму овала. Если обратиться к символике геометрических форм, то основные характеристики, передаваемые данной формой – это бесконечность, неограниченность, а также «целостность, наполненная потенциальными изменениями» (Т.Ю. Быстрова, "Вещь.Форма.Стиль"). Небольшой разрез в основании светильника не препятствует восприятию целостности формы, так как человеческий глаз самостоятельно достраивает овал. Более того, он специально сделан так, чтобы максимально замаскировать себя (одна часть входит в другую).Круг, овал чреваты раскрытием, в них просматривается будущее, не отрицая настоящее.
Пустота: Форма наполнена пустотой, которая придает предмету жизни: внутри овала скрыта энергия, которая вот-вот выйдет наружу.
Прозрачность: у данного предмета нет никакого намека на прозрачность. Наполненная энергией форма закрыта. Это стимулирует интерес к познанию формы и того, что скрыто внутри нее. Это заставляет человека достраивать, домысливать внутреннее наполнение данного предмета.
Цвет: желто-черное сочетание – это, так называемое, сигнальное сочетание. Как правило, сигнальные цвета используют для важных поясняющих надписей/сообщений: обозначение предметов, действий, несущих опасность для здоровья и жизни человека. Данное сочетание выбрано не с проста, ведь именно черно-желтое сочетание считается самым опасным, тревожным в природе: тигры, осы/пчелы, некоторые виды змей имеют именно такой окрас.
Ритм: рассматриваемый светильник – это вертикальная вещь с расширением к низу. Светильник сделан из плотного пористого пластика, приятного на ощупь. При ветре, соприкасаясь со стеной, он покачивается и создает приятный звук.
Черный провод – основа данного светильника. Во-первых, именно он создает форму в таком виде (желтый лист сгибается и закрепляется черным проводом). Это максимально упрощает структуру светильника, ведь больше не требуется дополнительных элементов. Во-вторых, черный провод делает светильник светильником, ведь он представляет собой гнездо для электрической лампы с одной стороны и розетку с другой. Иногда неважные на первый взгляд вещи задают основу «жизни» предмета.

Функциональный смысл
Как говорит обладатель данного светильника – это та вещь, которая позволяет взглянуть на ситуацию с другой стороны. Также владельца привлекает возможная вариативность светильника, а именно его декорация различными рисунками, которые потом легко стираются влажной тряпкой.
Большое достоинство данного светильника - минимум деталей. Собрать его очень просто: свернуть желтую пластину и закрепить форму черным проводом. Пластик крепкий и добротный, даже если прогнуть форму - она восстановится. Благодаря материалам светильник очень легкий.
Пыль плохо оседает на поверхности светильника, а если даже и оседает, то ее почти невидно.
Так же за счет материала не нагреваются поверхности, находящиеся под светильником.
Черный провод задает неудобства: задевает голову (если он помещен над кроватью, диваном, креслом). Но это сделано целенаправленно, ведь данный светильник рушит стереотипы о типичной структуре и раскрывает значимость неважных, на первый взгляд, деталей. Задаваемые проводом неудобства таким образом приковывают внимание человека к нему.

Знаковый смысл
Данный светильник подчеркивает незаурядность, индивидуальность владельца. Потребители данного товара - молодежь, либо представители творческих профессий: художник, музыкант, поэт, дизайнер, актер.

Духовно-ценностный смысл
Потребители данного предмета – образованные люди. Они ценят светильник не за его функциональность, а за то, что он вдохновляет, позволяет взглянуть на мир по-другому, рушит стереотипы. Эти люди всегда имеют свою точку зрения. Потребители такого светильника - нерелигиозны, так как желто-черное сочетание – самое тревожное и опасное.

Культурно-исторический и культурно-символический смыслы
Свет – основа жизни. Благодаря солнцу зародилась жизнь на земле. Более того, светильник - это отображение Бога по Библии. Это обуславливает следующий символ: яйцо. У яйца очень богатая символика. Остановимся на основных характеристиках.
Яйцо - один из первых религиозных символов, в зародыше которого заключено все, что когда-либо будет создано. Это символ плодородия и вечности. В случае с рассматриваемым светильником я провожу параллель с рождением нового века, а также с формированием нового взгляда на мир.

Актуальный смысл
Светильник находится в русле современных течений. В настоящее время популярен минимализм: минимум цветов, четкость композиции, предельная простота оформления, работа большими плоскостями, четкие геометрические фигуры. Наиболее популярные материалы в минимализме: стекло, металл, дерево, бумага, пластик.

Личностно-ассоциативный смысл
Данный предмет вызывает у меня чувство объема, мягкости, теплоты. Ассоциируется с резиновой грелкой, наполненной водой, создает чувство упругости и тепла.

Художественно-образный смысл
Анализируемый светильник художественный образ в себе не содержит.

Выводы

Проделанная работа изменила мое отношения к вещам. Я поняла, что в каждой из них нет ничего случайного. Вещи - это особая коммуникация, способ познания мира.

Заключение


Первое впечатление в чем-то оказалось верным (тревога от цветового сочетания, принятие целостной и гармоничной формы). Конечно, оно дополнилось многими деталями, которые нельзя считать с первых минут. Я поняла основную идею данной вещи. Увидела, как все элементы работают в комплексе. Теперь данный светильник имеет для меня совершенно иную ценность.

Список литературы

  • 1. Быстрова Т.Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна. Екатеринбург, 2001
  • 2.Драгунский В.В. Цветовой личностный тест: Практическое пособие. – Мн.: Харвест, 1999. – 448 с.
  • 3.www.interiordesign.net
  • 4.www.personsky.ru
  • 5.www.svetnadom.ru


Причина обращения к теме

Желтый настенный светильник - любимый предмет моего отца. Меня же данный объект наоборот раздражает. Несмотря на девятилетнее соседство до сих пор не могу его принять.

Данную работу можно предложить

Я считаю, что данную работу можно предложить магазинам, занимающимся осветительными приборами (продажа, выполнение индивидуальных заказов) в качестве информации для грамотной подачи рекламно-информационных материалов, а также для грамотной разработки вещи при выполнении индивидуального заказа. Данную информацию можно разместить в специализированных печатных и интернет-издания с целью формирования у людей нового отношения к предметам.

Ключевые фразы работы

философия дизайна

План работы

...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский