taby27.ru о философии дизайне, имидже, архитектуре, у нас появился логотип!  


Объект исследования - венецианская маска. Производитель F.Lti Stefan (Italy, 2007 год)

Комментарий Т.Ю. Быстровой:

Все написала подробно, а тут связь прервалась. Анна, я все произнесу устно. Оценка хорошо. Извините.




 

 

работу выполнил: Преображенская Анна Сергеевна гр.501

Введение


Объект анализа

Это был подарок…И пусть он был сделан не совсем умело (дарил маленький брат), это не имело никакого значения. Увидев эту вещь впервые, просто хотелось ей обладать – взять в руки и любоваться. Яркие цвета, точность формы, блеск – все это завораживало и притягивало. В первые мгновения, взяв маску в руку, я просто смотрела на нее, затаив дыхание (насколько велика была ее таинственность и красота), потом стала ее вертеть и примерять, хотя прекрасно понимала, что размерчик явно не мой. С тех пор, несмотря на свой миниатюрный размер, венецианская маска занимает одно их ключевых мест в украшении моей комнаты.

Первое впечатление

Это был подарок…И пусть он был сделан не совсем умело (дарил маленький брат), это не имело никакого значения. Увидев эту вещь впервые, просто хотелось ей обладать – взять в руки и любоваться. Яркие цвета, точность формы, блеск – все это завораживало и притягивало. В первые мгновения, взяв маску в руку, я просто смотрела на нее, затаив дыхание (насколько велика была ее таинственность и красота), потом стала ее вертеть и примерять, хотя прекрасно понимала, что размерчик явно не мой. С тех пор, несмотря на свой миниатюрный размер, венецианская маска занимает одно их ключевых мест в украшении моей комнаты.

Рисунок

Венецианская маска
Рисунок 1: Венецианская маска

Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет

В поисковой системе Yandex нашлось 526 тысяч страниц со словосочетанием "венецианская маска". Данная вещь чаще всего сопровождается такими словами, как "карнавал" (33 843), "Венеция" (42 889), "таинственная" (1 904), "красивая" (15 670)

Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект

Мир – это маскарад: лицо, одежда, голос – все подделка,
каждый хочет казаться не таким, каков он есть на самом деле;
каждый обманывается, и никто не узнает себя.
(Франсиско ГОЙЯ)

Под маской все чины равны,
У маски ни души, ни званья нет, - есть тело.
И если маскою черты утаены,
То маску с чувств снимают смело.
(М.Ю.Лермонтов)

Молчание - наряд умного и маска глупого
(араб.пословица)

Культурологический анализ продукта дизайна


Культурологическая "вертикаль"

Маска (франц. masque, итал. Máschera) - театр. изображение человеческого лица из бумаги или другой ткани для придачи живому лицу желательного выражения и характера или для сокрытия своего лица.

Первообразом венецианской маски, как впрочем, и любой другой, является человеческое лицо. В древности люди так разрисовывали лицо с помощью сажи или крови, что внешне становились похожи на маски. Первоначально маска использовалась в качестве выражения религиозного культа. Надевание маски сопровождалось строгим соблюдением ритуала и приравнивалось к перевоплощению в сущность этой маски. Для обрядов и ритуальных танцев служили маски, изображающие духов и тотемных зверей, изготовленные из дерева, листьев, волокон, тканей. Позже маска получила широкое применение в античном театре, как удобный способ передавать характер ролей. Театральные маски изготовлялись из бумаги, папье-маше и других материалов. Из Рима маска по наследству перешла в итальянскую народную комедию (“commedia dell'arte”), где выработались определенные типы арлекина, панталона, бригеллы и прочее. С XV— XVI в. маски распространяются во всей Европе (особенно во Франции и Италии), далеко за пределы сцены, как средство не быть узнанным и как забава во время карнавала. В России маски использовались также на масленице и балах. В настоящее время маски делают из гипса, папье-маше, пластмассы.

Культурологическая "горизонталь"

В наше время настоящим театром масок стала Венеция. По старой венецианской легенде, в 998 году хорватские пираты украли местных девушек-невест, а молодые венецианцы бросились в погоню и отбили ценный груз. В честь этой победы и был организован большой праздник, ставший впоследствии карнавалом. Впрочем, венецианцы носили маски не только в праздники, но и в будни. Во времена чумы, когда доктора посещали больных, они надевали маски с длинным птичьим клювом. В длинный, клювообразный нос маски, они капали ароматические масла и другие вещества, так как считали, что эти ароматические вещества предохраняют от заражения чумой. Также ежедневный маскарад в условиях городка с небольшим населением часто помогал избежать встреч с нежелательными людьми.
Маски для Венеции - это вечная и непреодолимая страсть. В XVII и XVIII веках городской совет вынужден был даже запретить ношение масок в определенные дни. А в дни карнавала все было наоборот: только маскам разрешалось входить в бальные залы и на приемы. Да и на улицах, и за рыночным прилавком, в судах, тавернах и больницах лицо прикрывали папье-маше или кожей. Звание и имя оказывались на несколько недель несущественными, а роскошь костюма и аура неизвестности заменяли благопристойность поведения, манили и устрашали, изменяли и дурманили не только тех, кто этот костюм носил.
Процесс изготовления венецианской карнавальной маски внешне прост. Берется гипсовая форма, смазанная вазелином, и заполняется изнутри слоем папье-маше, приготовленного по особому рецепту. Полученная заготовка высушивается и отшлифовывается, затем в ней вырезают отверстия для глаз. После этого приступают к декору. Маски нередко покрывают слоем специальной краски, чтобы они выглядели как старинные. Украшение поверхности – это зачастую медленный и кропотливый процесс, с использованием акриловых красок, золотой и серебряной фольги, эмали, лака, дорогих тканей, стразов, перьев, бисера… здесь все зависит от фантазии художника. Некоторые экземпляры настолько красивы и искусно выполнены, что их боязно надевать. Цены на такие шедевры часто поражают воображение не меньше, чем их внешний вид.

Смысловая структура продукта дизайна

3.1. Онтологический смысл
На этом уровне мы рассмотрим эмоционально-чувственное восприятие вещи, то есть за счет каких средств вещь обращает на себя внимание.
В первую очередь, я обратила внимание на форму маски – в основе ее лежит пригнанность 2 небесных тел - солнца и месяца. Такое единство дает ощущение целостности формы, нет эффекта разрозненности. Несмотря на динамичную форму солнца (солнечные лучи), благодаря округлой форме месяца у меня создалось ощущение, что маска круглая сама по себе, она как единое целое. Это объединение двух начал – темного (мужчины) и светлого (женщины) - хорошо выражено с помощью цвета. Так, в точке объединения солнца и месяца цвет самый темный (черный). И, тем не менее, первый цвет, который бросается в глаза – белый. Белый - свет, день, когда человек наиболее активен и деятелен, когда он воспринимает окружающее ясно и отчетливо (именно поэтому солнце изображено с помощью белого цвета). Насыщенность золотисто-коричных тонов дает ощущение тепла, а блеск добавляет ощущение праздника. Блестки желтого цвета предполагают некое развитие, стремление, движение. Согласно Гете желтый цвет «отличается ясностью, веселостью и мягкой прелестью».
Динамика и статика: форма (особенно со стороны солнца) и цвета маски направлены на некое движение, расширение. Несмотря на статичность самого предмета, нет ощущения полного замирания.

3.2. Функциональный смысл.
Вещь – ответ на потребность человека. В данной вещи функциональный смысл играет не главную роль. Функция данной венецианской маски – украшение интерьера. Хотя, если бы маска была выполнена не в миниатюре, а в натуральную величину, ее можно было использовать по прямому назначению.

3.3. Знаковый смысл
Знаковый смысл вещи связан, с ее способностью показать принадлежность владельца к социальному слою, идейному течению, сообществу людей.
Наличие венецианской маски в интерьере может говорить о том, что это либо сувенир, который человек сам привез непосредственно из Венеции (как главный символ Венецианского карнавала), либо это подарок, привезенный ему. В моем случае, как я уже говорила, это был подарок.

3.4. Духовно-ценностный смысл
Аксиологический смысл вещи вырастает из ее способности нести информацию об эстетической шкале, нравственно-эстетических нормах, представлениях о богатстве или чести, личных религиозных пристрастиях. Описываемая мной маска не несет данного смысла, так как с помощью этой вещи сложно передать представления о богатстве или религии. Как я уже говорила, во время карнавала любой человек (даже бедняк) мог стать с помощью маски богатым и властным человеком. Маска – некая подделка, благодаря которой человек кажется не тем, кем является на самом деле.

3.5. Культурно-исторический и культурно-символический смысл
Венецианская маска – символ одного из важнейших праздников в Италии - карнавала. По неписаным законам средневекового карнавала, в период его проведения отменялись все социальные условности и повседневные правила жизни: каждый мог делать всё, что ему вздумается. Маска, карнавальный костюм, скрывая подлинный облик своего владельца, позволяли ему делать все, что угодно, невзирая на титулы и звания, а главное — нимало не заботясь о последствиях этого для своей репутации.

3.6. Личностно-ассоциативный смысл
Для меня маска ассоциируется с карнавалом, загадкой, таинством, волшебством, красотой, праздником, обманом.

3.7. Актуальный смысл
Мода на маски была (вспомним античный театр) и будет всегда (ежегодный Венецианский карнавал). Можно претендовать на частичное изменение формы масок, но не на ее внутренний смысл. Сейчас в Венеции есть всего несколько мастеров, которые изготавливают маски по старинным рецептам, они считаются произведением искусства и стоят очень дорого.

3.8. Художественно-образный смысл
«Наличие художественной образности вовсе не обязательно для вещей, хотя способно придать им дополнительную выразительность и самобытность».
Художественный образ маски придает ей выразительность, изящество. В интерьере маска используется для декора, красоты.

Выводы

Анализируя смысловые уровни маски, открыла для себя много нового. Первоначально для меня были важны лишь онтологический и личностно-ассоциативный смыслы (главное было, чтобы маска мне нравилась и доставляла эстетическое удовольствие). После анализа смогла посмотреть на маску с другой стороны, как бы "заглянуть внутрь" ее. Самое главное, что отношение к вещи после анализа не изменилось.

Заключение


В качестве объекта исследования выступала венецианская маска. Первое впечатление от маски было положительное. В процессе анализа оно не поменялось, а наоборот усилилось за счет узнавания внутренних смыслов вещи. Маска доказала свою неповторимость, изящество и внутреннюю красоту. Это целое произведение искусства, продуманное до мелочей. В ней нет ни одного лишнего штриха или элемента, который бы раздражал глаз. Наоборот, глядя на маску, возникает ощущение теплоты и солнечного настроения. За время работы захотелось в живую побывать на Венецианском карнавале и почувствовать себя таинственной незнакомкой благодаря маске.

Список литературы

  • 1. Быстрова Т. Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна. - Екатеринбург, 2001
  • 2. Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • 3. www. carnevale.ru
  • 4. www. moikompas.ru
  • 5. www. italy.ru

Причина обращения к теме

Данный объект исследования выбрала не случайно - с недавних пор я увлеклась изучением Италии. А контент-анализ маски (как главного символа Венецианского карнавала) стал хорошим способом подробнее узнать традиции и историю этой страны.

Данную работу можно предложить

Я думаю, элементы данного текста можно предолжить изданиям, которые занимаются сувенирной продукцией или интернет-порталам, которые рассказывают о итальянской культуре и традициях.

Ключевые фразы работы

венецианская маска, карнавал, традиции Италии

План работы

...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский