taby27.ru о философии дизайне, имидже, архитектуре, у нас появился логотип!  


Настенные часы Andeas Mayes by AMS (2004)

Комментарий Т.Ю. Быстровой:

В "горизонтали" не хватает следующих сведений: место часов (этих) в современном интерьере и интерьерно-дизайнерских тенденциях, точная дата их появления и все культурные обстоятельства, с ней связанные, от моды до экономики; другие часовые тенденции в стилистике и формообразовании. Трактовка времени в связи с формой произведена неплохо. Оценка четыре.




 

 

работу выполнил: Кочнев Иван Дмитриевич гр. 502

Введение


Объект анализа

Первый взгляд на часы практически всегда недолог. Когда я рассматривал эти часы возникло ощущение умиротворения и спокойствия, поскольку при неярком освещении часы как бы мягко светятся. Размеренный ход маятника успокаивает.

Первое впечатление

Первый взгляд на часы практически всегда недолог. Когда я рассматривал эти часы возникло ощущение умиротворения и спокойствия, поскольку при неярком освещении часы как бы мягко светятся. Размеренный ход маятника успокаивает.

Рисунок

Настенные часы на маятниковом ходу, вид спереди
Рисунок 1: Настенные часы на маятниковом ходу, вид спереди

Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет

Настенные часы
Нашлось
6 млн страниц
Настенные часы с маятниковым ходом
5600 страниц
Поисковая система Яндекс

Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект

Анекдот.
Девушка приходит домой, что-то достает из сумочки и, показывая это отцу, говоpит:
- Папа, ты представляешь, выхожу я сегодня из колледжа, а ко мне подходит какой-то пьяный подонок и предлагает мне переспать с ним вот за ЭТИ часы!

Часы с кукушкой - каждый час выезжает Ленин на броневичке, простирает руку и говорит: "Товагищи! Габочая и кгестьянская геволюция, о необходимости котогой все вгемя говогили большевики... Ку-ку!"

Афоризмы.
«Будущее скрыто от нас - не в настоящем, а в будущем. Время - это посредник между возможным и действительным»
Артур Шопенгауэр

«Вот оно время в его наготе, оно осуществляется медленно, его приходится ждать, а когда оно наступает, становится тошно, потому что замечаешь, что оно давно уже здесь»
Жан-Поль Сартр

«Времени нет, есть только мгновение. И поэтому в одно это мгновение надо полагать все свои силы»
Лев Толстой

«время создано смертью»
Иосиф Бродский

«Время - вещь, о которой идет дело, наверное, все дело мысли»
Мартин Хайдеггер

Культурологический анализ продукта дизайна


Культурологическая "вертикаль"

2.1. Культурологическая вертикаль

Первообразом моих настенных часов является маятник. Настенные часы родились примерно на рубеже XIV и XV вв. и являлись прямыми потомками часов башенных. По своей схеме и конструктивным элементам такие часы были достаточно просты и приводились в движение посредством гири, что и определило в какой-то мере их форму и приподнятое для как можно более долгого хода положение. Материалами служили железо, бронза, латунь. Позднее были изобретены часы на пружинном, маятниковом ходу. Маятниковые настенные часы обрели большую популярность во Франции, где они назывались «пендели» (маятники), так как маятник был хорошо виден в расширяющейся нижней части часов, выполненной из стекла. Прямоугольную форму маятниковым часам придали австрийские мастера в конце XVIII в. и в начале XIX в. Корпус был застеклен.

Культурологическая "горизонталь"

2.2. Культурологическая горизонталь

С момента своего появления и до сегодняшних дней настенные часы являются непременным атрибутом любого дома, постоянно совершенствуясь и изменяясь. С прагматической точки зрения, часы необходимы, чтобы знать который час, и некоторым неважно, как они выглядят, важнее функционал. Данные часы не относятся к этой категории, эстетическая функция в них достаточно выражена. Механизм этих часов практически такой же, как и века назад, и основан на использовании маятника. Прямоугольная форма, использование стекла и маятника позволяет назвать эти часы современными правопреемницами австрийских часовых механизмов XVIII – XIX вв. ( с

Смысловая структура продукта дизайна

3.1. Онтологический смысл

Материал. Металл и стекло.

Цвет. Черный и серебристый. Преимущественно серебристый цвет меняется в зависимости от освещения – при слабом освещении приобретает матовый оттенок, при ярком – глянцевый, начинает блестеть и привлекать внимание. Композиционно цветовое решение достаточно интересно, ядром композиции является черный цвет, центральные планки под циферблатом, стрелки, цифры и деления – черные. Далее идет окружение черного серебристым цветом, внешнее оформление заканчивается окантовкой циферблата прозрачным стеклом. Такая композиция привлекает внимание к основной функции часов – обращает внимание на время, в то же время при ярком освещении часы привлекают внимание ещё и блеском корпуса.

Часы легкие, не производят впечатления статичной вещи благодаря постоянному движению маятника.

Пустотность в часах ярко выражена за счет промежутков в ближней к стене части часов, прозрачного стекла вокруг циферблата, оторванности циферблата от подложки.

Тень. Присутствует в основном между циферблатом и задней стенкой, прилегающей к стене, что имеет практический смысл – скрывает детали механизма.

Прозрачность. Прозрачной является только окантовка циферблата, что неким образом актуализирует именно центр циферблата.

Блеск. Поверхность вещи большей частью блестит, отражая свет, но не ярко, а успокаивающе.

3.2. Функциональный смысл

Функционально любые часы должны показывать владельцу время. И эти часы, безусловно, служат этой цели. Определять по ним время достаточно удобно, так как стрелки, цифры и деления являют собой яркий контраст с корпусом часов. В то же время, данные часы отличаются не одной голой функциональностью, но и выполняют эстетическую функцию, облагораживая интерьер и сигнализируя о вкусе владельца.

3.3. Знаковый смысл

Способность вещи показать статус владельца, его взгляды, идеи и принадлежность к какому-либо сообществу – все это заключается в знаковом смысле вещи.
Так как все люди так или иначе используют настенные часы, то можно разделить хотя бы подходы к виду этих самых часов – как по форме, так по сути. Одни люди – чистые прагматики, их слабо интересует эстетическая функция, главное для них, что бы часы показывали время. В этом случае часы обычно недорогие, электрические, не обладающие какими-либо эстетическими достоинствами. В другом случае, люди могут ценить часы именно как предмет интерьера, дополняющий весь облик жилища или офиса. В этом случае, часы могут быть или очень современными, или, наоборот, старинными, представляющими ценность как предмет старины; и в том, и в другом случае, часы должны быть красивы. И если простота часов первой группы людей подчеркивает определенные качества (неприхотливость, например) чаще всего незаметно для владельца и им неосознанно, то вторая группа людей выбирает часы из того, что они могут сказать об их владельце, его вкусе, любит ли он старину или hi-teck.
Данные часы, скорее всего, принадлежат к некоей средней категории. Для пользователей этих часов ни функциональность, ни красота не возведены в абсолют, это достаточно демократичная вещь, для людей, ценящих красоту, но не настолько, что бы платить за нее очень уж большие деньги.

3.4 Аксиологический смысл

Аксиологический, или духовно-ценностный, смысл вещи вырастает из ее способности нести информацию об эстетической шкале, нравственно-этических нормах, представлениях о богатстве и чести, личных религиозных пристрастиях и т.п.
Часы, представленные в этой работе, не требовательны к своему владельцу – ради них не станешь менять весь интерьер или окружать себя только вещами, сочетающимися с этими часами. Эти часы легко и естественно впишутся в любой интерьер, который более-менее близок к классическому. Но вот для других часов в доме они, конечно, диктуют определенные требования. Часы в доме не должны быть, по крайней мере, некрасивыми пластмассовыми дешевками, способными лишь показывать время, да и то не всегда точно.

3.5. Культурно-исторический смысл

Исторические корни, истоки настенных часов, без сомнения, уходят в далекие времена, когда жизнь социума усложнилась настолько, что обходиться лишь примерным представлением о времени (положение солнца над горизонтом, тень в солнечных часах и т.д.) стало невозможно. Тогда начинают появляться башенные часы, вслед за ними – небольшие часы на улицах, а уж затем часы становятся обитателями домов жителей той или иной страны. Причем, как многие другие новинки, такие часы заняли законное место и в дворцах знати, и даже королей. При Людовике XV и Людовике XVI во Франции появилась мода на настенные «картельные» часы. Их изощренные по форме, украшенные листовым орнаментом корпуса первоначально отливались из бронзы, которую затем золотили. На чехословацкой земле в этом типе часов появились элементы классического стиля и элементы рококо, затем дорогие металлические отливки стали заменять резьбой по дереву, художественная ценность которой была отнюдь не меньшей.
Во второй половине XVIII в., в период расцвета интереса к фигурным автоматам и играющим часам, возник новый вариант настенных часов, часовой механизм которых, как правило, вставлялся в художественно разрисованную композицию с пейзажной или архитектурной тематикой, вписанной в позолоченную раму. Из этих «картинных часов» несколько позднее, в начале XIX в., развились рамные часы со стереотипным орнаментом. Самой существенной и самой дорогой частью этих часов была наряду с часовым механизмом позолоченная рама в стиле бидермейера или позднего рококо.
Одновременно начинают сказываться плоды научно-технической революции, появляется возможность делать часы в больших объемах, ну а массовость дает уменьшение стоимости и более широкое распространиение среди населения. Конечно, фабричные часы тех лет не могли похвастаться красотой и изяществом. Но по прошествии времени, настенные часы для широкого круга стали выглядеть довольно симпатично. И на примере анализируемых часов можно убедиться, что тенденция сохранилась и по наши дни.

3.6 Культурно-символический смысл.

В этих часах просматриваются три геометрические фигуры – круг (условный, по линии часовых делений), квадрат – циферблат, и прямоугольник – общий контур часов. Круг - это движение, круговорот, цикличность, а эти определения напрямую связаны с главной функцией часов - отображение хода времени. Прямоугольник символизирует состояние перехода и изменения. Квадрат символизировал абсолют, четыре стихии Мира, сотворенную Вселенную (Небо и Землю), земную реальность, действительность, постоянство, в противопоставление кругу и спирали, которые связаны со временем; четыре стороны Света; разделение всего сущего на четыре части, меру, цифру "4"; единство, слитность, однозначность и порядок. Противопоставление квадрата как символа пространства (земная реальность) и круга как символа времени в одном предмете придает ему глубину.

3.7 Личностно-ассоциативный смысл

Маятник, который ставят на стол занятые люди, и чтобы отвлечься смотрят на него.

3.8 Актуальный смысл

Настенные часы всегда будут актуальны и необходимы в любом интерьере. Сейчас модные и очень дорогие часы станут многим не по карману, мировой кризис, но их вполне могут заменить анализируемые часы, которые достаточно красивы и недороги.

3.9 Художественно-образный смысл

Я думаю, что дизайнер, создавая этот образ, пытался совместить современность и времена старых мастеров часовых дел. Образ этих часов – это компромисс и для дизайнера, и для пользователя.

Выводы

Функциональность часов с течением времени никуда не исчезает и не умаляется, эстетическая функция также имеет важное значение, я бы отметил некоторое равновесие в фунциях, чего не наблюдалось в более поздние времена, когда одна из функций доминировала.

Заключение


В процессе анализа часов я во многом пересмотрел своё отношение к этой вещи. Если раньше я только смотрел на время, то теперь мне открылись многие грани, ранее скрытые. Более четко представил себя как обладателя этой вещи, рассмотрел своё к ней отношение.

Список литературы

  • 1)Быстрова Т.Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна.
  • 2)www.wikipedia.org
  • 3)www.simbolarium.ru
  • 4)Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 99
  • 5)http://nkozlov.ru/library/psychology/s432/print/?full=1
  • 6)http://www.uchk.ru/index.php/pub/inside/42
  • 7)http://www.strojmir.ru/Articles.aspx?aid=456

Причина обращения к теме

Времени никогда не хватает, тем более присмотреться попристальнее к символу времени - часам. Тем они и интересны

Данную работу можно предложить

Данную работу можно предложить компаниям, занимющимся продажами часов, в виде буклета или интересной информации. Также данная работа может быть выложена на интернет-ресурсах, связанных с дизайном или временем.

Ключевые фразы работы

философия дизайна, часы настенные, маятник, анализ

План работы

...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский