Напольная ваза. Создатель: Кулакова Илона (моя сестра).
Комментарий Т.Ю. Быстровой:
Ваза хороша (информация для сестры), записка не очень (информация для вас). Посмотрите, от чего я тысячу раз предостерегала вас в "вертикали": от истории класса вещей. Но именно ее вы и вписываете. Кто и когда начал делать вазы из жгутиков? "Горизонталь" - предложения рынка, предпочтения, тенденции. Духовные ценности - какие? Стилизация - от чего и почему? Контент-анализ - имитация анализа. Кому предложить работу - опять отписка. Оценка удовлетворительно.
работу выполнил: Кулакова Кристина Сергеевна гр.501
- Введение
- Первое впечатление
- Рисунок
- Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
- Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
- Основная часть
- Культурологический анализ продукта дизайна
- Смысловая структура продукта дизайна
- Анализ названия или концепта (не обязательная часть)
- Заключение
Введение
Объект анализа
В своей аналитической записке я решила проанализировать напольную вазу. Когда я впервые ее увидела, то не сразу поняла, что это такое. Ваза стояла без цветов и напоминала красиво оформленную трубу. Также при первом взгляде, можно подумать, что это стопка жестяных крыжек. Если присмотреться, то легко заметить, что ваза напоминает еще и пружинку из плотно сложенных колец. Разглядев эти самые пружинки, мне захотелось дотронуться до нее. В результате, возникло двойное ощущение: с одной стороны ваза показалась мне гладкой, с другой – слегка шершавой. Чем больше трогаешь эту вещь, тем больше ощущаешь теплоту ее цвета. Должна сказать, цвет очень привлекает глаз, особенно, когда на вазу падают солнечные лучи из окна.
При взгляде на вазу, больше всего в глаза бросаются канатики, так как они самые выпуклые из всех составляющих вещь элементов. Меня порадовало сочетание, а точнее, переплетение золотого цвета с бардовым. На темно-золотом фоне виден рисунок, но не сразу можно заметить, что там изображено. Думаю, это что-то в хохломском стиле (так как есть листочки, завитушки, точки).
На мой взгляд, ваза имеет неплохую цилиндрическую форму, что придает ей некую удлиненность и легкость. В этом я и убедилась, попробовав поднять вазу.
Первое впечатление
В своей аналитической записке я решила проанализировать напольную вазу. Когда я впервые ее увидела, то не сразу поняла, что это такое. Ваза стояла без цветов и напоминала красиво оформленную трубу. Также при первом взгляде, можно подумать, что это стопка жестяных крыжек. Если присмотреться, то легко заметить, что ваза напоминает еще и пружинку из плотно сложенных колец. Разглядев эти самые пружинки, мне захотелось дотронуться до нее. В результате, возникло двойное ощущение: с одной стороны ваза показалась мне гладкой, с другой – слегка шершавой. Чем больше трогаешь эту вещь, тем больше ощущаешь теплоту ее цвета. Должна сказать, цвет очень привлекает глаз, особенно, когда на вазу падают солнечные лучи из окна.
При взгляде на вазу, больше всего в глаза бросаются канатики, так как они самые выпуклые из всех составляющих вещь элементов. Меня порадовало сочетание, а точнее, переплетение золотого цвета с бардовым. На темно-золотом фоне виден рисунок, но не сразу можно заметить, что там изображено. Думаю, это что-то в хохломском стиле (так как есть листочки, завитушки, точки).
На мой взгляд, ваза имеет неплохую цилиндрическую форму, что придает ей некую удлиненность и легкость. В этом я и убедилась, попробовав поднять вазу.
Рисунок
Рисунок 1: Напольная ваза
Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
Упоминание слова «ваза» можно встретить на более, чем 3 млн.страниц поисковой системы Google в сети Интернет.
Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
Проводя контент-анализ страниц, можно найти:
- определение понятия
- анекдоты о вазе, например: «Маша опять разбила вазу, за что ее мама не поругала, потому что мама поругалась с папой, а вазу подарил маме он. А Маша разбила вазу, что бы они помирились. Папа же рассердился на Машу за вазу и сгоряча отшлепал ее. За Машу вступилась мама, и они снова стали ругаться. Маша ревела и сильно жалела, что больше нет вазы и разбивать нечего, чтобы помирились мама с папой. Тогда она подумала, что остался еще хрустальный набор, который купила мама ко дню рождения папы» (humor.rin.ru/cgi-bin/show);
- сказки о вазе (пример на сайте: www.devichnik.ru);
- стихи о вазе (www.newmedialine.com):
Этой вазе суть большая цена,
И затрачен на неё тяжкий труд,
Но давно не продаётся она, —
Не берут её, увы, не берут...
Почему же так капризен народ,
Отчего же не скрипят кошельки?
Почему все на неё кривят рот
И отводят ярких глаз угольки?
Просто есть у вазы мелкий дефект,
Просто кто-то что-то ей отломал.
Превзошел все ожиданья эффект,
Несмотря на то, что выломок мал.
Так и я живу: не куплен, не взят,
Боль обиды мне, вино, заглуши.
Ты ушла и годы мимо скользят,
Хоть отломан лишь кусочек души...
-значения в соннике (www.loolik.ru):
«Сон о вазе означает удовольствия и радости семейной жизни. Пить во сне из вазы — вам предстоят радости запретной любви. Разбитая ваза предвещает близкую печаль. Если во сне девушка видит, что ей дарят вазу, она скоро осуществит свое заветное желание».
Культурологический анализ продукта дизайна
Культурологическая "вертикаль"
Ваза (итал. vaso от лат. vas - «сосуд, посуда») - традиционная форма емкости для жидкостей - воды, вина, масла. Появилась 4 тыс. до н. э. В отличие от других ритуальных и утилитарных сосудов (зооморфных, прямоугольных, уплощенных), форма вазы обязана своим появлением выдающемуся техническому изобретению - гончарному кругу, а позднее, с I в. н. э., - стеклодувной трубке. До этого архаические сосуды изготавливали обмазыванием глиной плетеных корзин из ивовых прутьев. Лепка сосуда из пластичной глины на вращающемся столе позволила не только достичь идеально симметричной (и, следовательно, устойчивой) формы, равномерной толщины стенок, но и эстетически оценивать такую форму как совершенную, правильную, прекрасную. Позднее сосуды с крышками и ручками изготавливали из керамики (фарфора), стекла, мрамора, бронзы, золота и серебра. Декорировали рельефами и росписью. Эстетические качества, наделяемые сложным содержанием - представлениями, ассоциациями, аллюзиями форм окружающего мира, приводят к художественному преображению формы утилитарной емкости: сосуда - в вазу. Декоративные вазы в архитектуре и садово-парковом искусстве называются вазонами. Форма вазы имеет и символический смысл. В Древней Греции, Индии, Китае округлая форма вазы - образ женской фигуры, источника жизни. В традиционном искусстве Китая ваза - символ «вечной гармонии»; «закрытость» вазы с узким горлом - символ «нерастекания», сохранения тайн мироздания, превосходства высшего разума над силами рождения и смерти. Эта идея была развита буддизмом, ваза - один из знаков Будды. На буддийских алтарях стоят вазы с цветами. Изображение вазы входит в древнюю символику «Мирового дерева», в которой сосуд, кувшин, ваза означают космические воды, «Великую Мать», «женское влажное начало», откуда проистекает жизнь. Ваза с языками пламени - союз огня и воды; ваза, наполненная вином, - вдохновение. Ваза - эмблема древнеегипетских богов Осириса и Исиды; атрибут зодиакального знака Водолея. Ваза является атрибутом Венеры, а также аллегории обоняния, одного из «пяти чувств». Ваза, из которой вырываются языки пламени, означает Милосердие и Любовь небесную. Ваза встречается в качестве атрибутов Пандоры, Психеи, Сев. Ирины и Марии Магдалины. Ваза с лилией - символ Благовещения. В композиции монументального надгробия ваза символизирует душу умершего (в отличие от урны с крышкой, в которой по языческому обряду хранится прах). В форме ваз делали светильники. Лежащая ваза, из которой льется вода, - постоянный атрибут аллегорических изображений рек, «Союза Земли и Воды», в самом глубоком значении - символ Вечной жизни.
Также необходимо добавить, что китайские вазы изначально служили не только в качестве украшения, но и для хранения сыпучих и жидких веществ. Вазы использовали в качестве погребальных урн и сосудов для совершения сакральных обрядов. Лишь со временем они утратили утилитарные функции и превратились в предмет вожделения коллекционеров.
Что касается Греции, она из покон веков славилась своими мастерами и гончарными промыслами, поэтому не удивительно, что вазы также стали историей. Существует огромное количество древнегреческих ваз, все они имеют изюминку и историческую ценность. Вазы использовались в разнообразных целях, и в хозяйстве и просто для украшения жилищ, в каких-то хранили припасы еды. Самый большой сосуд назывался пифос, имеющий яйцеобразную форму и острие в нижней части, то есть, установить вертикально такую вазу было невозможно.
Её принято было утыкивать в землю, а на расширении вверху прикрепляли 4 ручки, ваза использовался в хозяйственных целях. Очень известны греческие амфоры и стамнос, которые были незаменимы в хозяйстве и предполагались для сохранения вина, а также масла. Стамнос довольно часто использовали при обрядах в храмах, например, в нем приносили вино в жертву какому-то божеству. Формой стамнос напоминал пифос, только по бокам приделывались две узкие ручки, которые походили на рога, а внизу ножка. Самым популярным сосудом у греков считалась амфора, которая имела очень грациозные конфигурации, использовалась для хранения продуктов, а также с эстетической целью. Ваза под названием гидрия, которая включала 3 ручки, применялась для ношения жидкостей, чаще всего воды. Греки изготовляли специальные кубки и чаши для питья, самая популярная величалась килоиксом.
Этот сосуд выглядел утонченно, к нему была прикреплена изящная ножка и две ручки, имел плоскую форму. Лекиф и лекитос использовались греками для хранения более ценных жидкостей, чем вино, это были духи и душистые мази. Такие вазы, наполненные благовонными маслами, часто приносились в храмы для задабривания мифологических богов. Но часто эти сосуды были дорогим подарком либо просто украшением богатых домов и даже гробниц. Следует также вспомнить и ритоны, которые нельзя определить к какому-либо виду сосудов. Они являли собой своеобразный питьевой рог, который слыл своими разнообразными орнаментами и рисунками.
Мир ваз многолик и представляет собой как бы повторение истории архитектуры в миниатюре; главный композиционный принцип — архитектоничность. Конструкция остается неизменной: основание, тулово, «плечики», ручки, горло и венчик, - но формы меняются согласно эволюции художественных стилей, вкусов и моды.
Культурологическая "горизонталь"
Ваза с давних времен играла важную роль в оформлении помещений как один из самых изящных и важных предметов интерьера. Вазы использовались в древнейших мировых культурах на протяжении веков и продолжают оставаться актуальными элементами декора и в повседневной жизни. Многообразие форм керамических, бронзовых, мраморных, серебряных, золотых, деревянных изделий позволяет удачно обыграть интерьер любого стиля и создать дома неповторимую атмосферу с совершенно разными настроениями.
Великолепие ваз всегда захватывало даже людей, которые не имели отношения к искусству, ими просто восхищались. Например, известно, что в Египте были найдены вазы, на которых можно разобрать надпись: «Счастливого Нового года». Таким сосудам больше чем три тысячелетия, а сегодня они самые роскошные подарки, которые только можно представить, поскольку несут историческую ценность.
Интересно, что и в эпоху Возрождения была очень популярна ночная ваза, которая служила в качестве ночного горшка. Более того, самая простая ночная ваза, которая исполняла естественные функции, обрела звание произведения искусства. Теперь эти сосуды стали выполнять с использованием высококлассного фаянса, при этом мастера их расписывали, а для вип-персон использовали даже инкрустацию. Некоторые мастера сделали себе состоянии на ночных вазах, поскольку они непроизвольно пользовались популярностью. Красиво разрисованная ваза была символом благородного рода, пускай даже и ночная, знать всегда пыталась себя побаловать, сидя даже на горшке. Теперь это кажется сказкой, так как мы живем в мире технологий, но ночная ваза пользовалась популярностью на протяжении многих столетий и даже составляла некую историческую ценность.
В конце хотелось бы добавтить, что ещё в 18 веке в домах богачей декоративная ваза из фарфора считалась самым элегантным компонентом в декоре зала. А в Китае, например, эти сосуды являются символом мира, красоты и гармонии, они несут скрытую тайну в своем орнаменте и рисунке.
Таким образом, в наше время ваза имеет большое значение. Она является необходимым предметом интерьера. Наиболее частыми потребителями ваз, на мой вгляд, являются женщины. Ведь именно им мужчины дарят цветы, которые они ставят в вазы, и именно представительницы прекрасного пола чаще всего украшают свои дома раличными вазочками.
Сейчас большей популярностью стали пользоваться напольные вазы. Моя семья тоже решила обзавестись такой вещью. Дизайнером и вообще создателем анализируемой вазы в записке является моя сестра.
Смысловая структура продукта дизайна
Онтологический смысл
На этом уровне я буду рассматривать средства, с помощью которых вещь привлекает к себе внимание.
Если рассматривать форму вазы можно заметить, что она достаточно проста и лаконична. Здесь нет каких-то особенных элементов, нет ничего нестандартного. Ваза сделана в форме цилиндра, что зрительно вытягивает ее, делает длиннее. Данная форма достаточно удобна, позволяет вазе прочно стоять на полу.
На самом деле, ваза сделана из канализационной трубы, преобразившейся при помощи краски, пары канатиков и небольшого рисунка. Труба визуально напоминает пружину с плотно сомкнутыми кольцами, что придает вазе некую плотность, собранность, помимо этого, украшает ее.
Внимание привлекает и цвет вазы. В основном, преобладает золотой цвет. Его можно рассматривать как один из оттенков желтого или коричневого цвета (так как золотой цвет как таковой в природе не существует). Однако, его влияние на человека очень велико, что и позволяет выделить золотой цвет как самостятельный элемент цветовой гаммы. Золотой, как известно, укрепляет физическую и психическую силу человека. Золотой крайне нежелательно применять в избытке. Его рекомендуется использовать в качестве дополнительного элемента цветовой гаммы помещения. Он идеально подходит для оформления рамок, подсвечников или декоративных деталей различных предметов интерьера. Данная ваза имеет, в основном, золотой цвет. Второй цвет – красный (бардовый), который хорошо смотрится на темно-золотом фоне. Помимо того, мы видим переплетение двух канатов разных цветов (бардового и золотого). Получается, создается единство за счет слияния этих цветов (любовь, страсть дополняется роскошью, яркостью).
Следующий цвет, который присутствует в цветовой гамме вазы – голубой. Мне не совсем понятно, зачем дизайнер решила использовать данный цвет. По моему мнению, он совершенно не вписывается в общую картину и не сочетается с основными цветами.
Небольшой рисунок, изображенный у нижнего основания вазы, выполнен в хохломском стиле (даже здесь что-то от уральского стиля): мы видим своеобразные завитки, листики и точки.
Функциональный смысл
Обычно человек создает вещь, исходя из своих потребностей. В данном случае, моя сестра хотела украсить комнату, дополнить интерьер, поэтому решила сделать такую вазу. Получается, ваза выполняет важную функцию. Она является не только деталью интерьера, но и создает красоту и уют в доме. Для дополнения в вазу можно поставить искусственные цветы (как показано на картинке).
Знаковый смысл
Знаковый смысл вещи связан, с ее способностью показать принадлежность владельца к социальному слою. Данная ваза дочеркивает индивидуальность и оригинальность ее владельца. Не беря во внимание материалы, из которых сделана ваза, она выглядит достаточно элитно, хорошо вписывается в интерьер. Статусность этой вещи выделяется за счет цветов (золотого, бардового).
Духовно-ценностный смысл (аксиологический)
Данная ваза сделана в соответствии с домашним интерьером. Я считаю, что визуально она удачно его дополняет. Так как вазочку создавала моя сестра, можно сделать скидку на какие-то маленькие оплошности в общей композиции всех элементов, и, в тоже время, выделить. Молодой дизайнер создала свою вещь такой, какой она ее видит, исходя из собственных ценностей.
Личностно-ассоциативный смысл
При восприятии данной формы у меня возникает ассоциация, как будто это труба, точнее кусочек трубы, который ровно отпилили, создав форму цилиндра, и украсили. В данном случае, на мой взгляд, автор хорошо поработал, сумев придать вазочке некий шик, важность. При помощи определенной подборки цветов и элементов для украшения, ваза соответствует декору. В целом, можно сказать, что вазочка дополняет сатусность комнате. В данном случае, дизайнеру удалось это предусмотреть.
Культурно-исторический смысл
Изначально (4 тыс.лет до н.э.) вазы использовали в качестве украшения, емкости для хранения жидких и сыпучих веществ. Затем ваза стала служить погребальной урной и сосудом для совершения сакральных обрядов. Вазы делали из глины и бронзы , а потом уже в IV–VI веках в Китае научились создавать вазы из фарфора. С конца XIV века создатели ваз стали уделять большое внимание рисункам на них. В XV было разрешено маркировать изделия императорским клеймом.
Позднее гармония соотношения частей и целого была разрушена благодаря поиску новых необычных форм и пропорций, осуществлявшихся мастерами маньеризма и раннего барокко. Уже в XVI веке художники пошли по пути усложнения живописных композиций. Всю поверхность ваз заполнил броский нарядный узор. Помимо монохромной подглазурной росписи кобальтом художники все чаще и чаще стали использовать полихромные краски, наносившиеся поверх глазури. На вазах появились иллюстрации к известным литературным произведениям, театральным постановкам и жанровые сценки.
В истории Китая XVIII век — последний период, когда продолжалось развитие фарфорового дела в стране. В XVIII веке были созданы новые формы ваз, а их размеры увеличились. Мастера разработали новые знаменитые палитры раскраски фарфора, название которых происходит от преобладания того или иного тона в полихромной росписи. К таковым относятся изделия «зеленого семейства», «розового семейства» и «желтого семейства». Не менее активно продолжалось изготовление ваз, украшенных традиционной подглазурной росписью кобальтом. Изделия этого времени замыкают список вещей, интересуют серьезных коллекционеров китайского фарфора. С начала XIX века в Китае наступил период копий и повторов. Все это сопровождалось постепенным снижением качества самого черепка, схематизацией и ухудшением уровня вазописи.
Таким образом, вазы завозились из Китая в разные страны, их форма повергалась различным изменениям. В 1720 году ваза была завезена Петром I и в Россию.
Культурно-символический смысл
Смотря на вазу, мы можем увидеть две прямые параллельные линии, соедиенные двумя кругами. Здесь можно выделить символ полукруга (круга). Круг - идеальная по композиции, лаконичности и симметричности фигура. В круге присутствует чувство защищенности, комфорта, целостности. Прямые линии как бы указывают направление, движение к чему-то целому.
Художественно-образный смысл
Если находить в этом предмете художественный образ, то я бы упоминула здесь дерево. Дерево – воплощение прочности, опоры, стойкости. Это дерево, которое радует глаз человека.
Актуальный смысл
Что такое «ваза» знают все, поскольку она быстрым шагом вошла в наш ежедневный обиход и стала его частью. В наше время существует огромное разнообразие ваз, начиная от миниатюрных цветочных ваз и заканчивая напольными вазами. Мастера разрисовывают их стилистическими орнаментами и рисунками, которые иногда имеют магическое значение или просто становятся украшением.
Напольная ваза в современном интерьере - это дополнение интерьреа, его украшение. Ваза может преобразить любую комнату.
Выводы
Объектом исследования в моей работе выступила напольная ваза. Мое первое впечатление оказалось верным, оно совпало с тем, что я изучила во время анализа вещи. Исследование постепенно дополнялось в процессе работы, находился новый смысл, что позволяло рассматривать вещь по-разному.
Заключение
После долгого изучения вещи, я не столкнулась с теми вещами, которые вызвали бы у меня диссонанс. Разочарование при восприятии мною вещи не наступило. Я считаю, что функциональность вещи соответствует ценностям ее творца. Также создание вещи полностью зависит от дизайнерской фантазии, умений и возможностей.
Список литературы
- 1) Быстрова Т.Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна. Екатеринбург, Издательство Уральского университета, 2001.
- 2)www.ozon.ru
- 3)www.slovopedia.com
- 4)slovari.yandex.ru
- 5)krasotavaz.com
- 6)www.vazy.ru
- 7)www.wikipedia.org
- 8)magazine.antiq.info
- 9)mirslovarei.com
- 10)www.alabin.ru/kurlina/exposure/vazy/
- 11)www.dpholding.ru/articles
Причина обращения к теме
Мой выбор был не совсем прост. Я долго думала, какая вещь интерьера может стать подходящей для анализа. Когда я приехала домой к родителям и осмотрела всю комнату, мой взгляд остановился на этой привлекательной вазе. После чего напольная ваза и стала объектом моего исследования.
Данную работу можно предложить
Я считаю, данный материал был бы полезен компаниям, которые занимаются продажей различных ваз, дизайнерам, которые создают различные интерсные вещи (в том числе, начинающим дизайнерам). На основе этй работы можно созавать материалы о декоре, интерьере помещений, размещать эту информацию в соответствующих журналах и на сайтах.
Ключевые фразы работы
напольная ваза, интерьерный дизайн, украшение
План работы
- Введение
- Первое впечатление
- Рисунок
- Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
- Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
- Основная часть
- Культурологический анализ продукта дизайна
- Смысловая структура продукта дизайна
- Анализ названия или концепта (не обязательная часть)
- Заключение
но не вещь.
Иосиф Бродский