taby27.ru о философии дизайне, имидже, архитектуре, у нас появился логотип!  

tui.ru.

Механические карманные часы, Челябинский завод "Молния"

Комментарий Т.Ю. Быстровой:

Воспринимаю этот текст как отписку. Не соблюдено столько требований, что прописывать их считаю нецелесообразным.




 

 

работу выполнил: Сухогузова Ольга Евгеньевна гр. 501

Введение


Объект анализа

Вещь, которую я анализирую – это механические карманные часы на цепочке, изготовленные на челябинском заводе «Молния» еще в Советском Союзе. Первое что привлекает - блеск металла, из которого изготовлен корпус часов. Сразу возникает желание прикоснуться к ним, открыть крышку и заглянуть внутрь. Кажется, что это старинная вещь и в голове возникают различные исторические образы.

Первое впечатление

Вещь, которую я анализирую – это механические карманные часы на цепочке, изготовленные на челябинском заводе «Молния» еще в Советском Союзе. Первое что привлекает - блеск металла, из которого изготовлен корпус часов. Сразу возникает желание прикоснуться к ним, открыть крышку и заглянуть внутрь. Кажется, что это старинная вещь и в голове возникают различные исторические образы.

Рисунок

механические карманные часы
Рисунок 1: механические карманные часы

Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет

Словосочетание «карманные механические часы» встречается на 603 тыс. страницах интернет. В основном это ссылки на Интернет-магазины, которые предлагают приобрести карманные часы в подарок, либо ссылки на документы образца ГОСТ.

Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект

Пословиц и поговорок на тему времени достаточно много. Образы часов так же являются ключевыми в популярных песнях, например в исполнении А. Пугачевой "Старинные часы" и других. Этот образ используется и при написании стихов.
Карманные часы

Карманные часы. Им - сотня лет.
Владельца нет, и где он - не секрет.
Не преуспевшие во вкусе тонком,
Часы на свалку бросили потомки.
Сверкают золотом, да что за прок?
Другие цены, ценности иные.
Промчался век трагедий и морок,
Всё изменилось. Рамки временные

Сместились. Относительность. Неясность.
Картин Дали нелепая бессвязность:
"Растекшееся время". Век слезы,
Я снова познаю твои азы
На антикварном римском циферблате,
Невозмутим, спокоен, как монах
В своём беспрекословном целибате,
Пред временем не ощущая страх.

Идут, напоминая тиктактично,
Что в мире всё - обыденно, привычно,
Карманные часы. Им - сотня лет.
На крышке оттиск, отблеск - взгляд владельца,
В оправе золотой - его портрет,
Стареющий. И никуда не деться:
Неумолимы времени весы.
И лишь в любви не смотрят на часы. (http://www.poezia.ru/showall.php?uname=MICHAEL)

Культурологический анализ продукта дизайна


Культурологическая "вертикаль"

Время – это абстрактная вещь, для измерения которой человеком были изобретены часы. История развития часов насчитывает множество веков. Традиционно считается, что первые солнечные часы были изобретены в Китае, около 1100 года до н.э. Далее были изобретены водяные, а также песочные и огневые часы. С развитием промышленности появились башенные часы и часы с маятником. В 1450 году появились пружинные часы, а к концу XV столетия – переносные. Но они были слишком крупные, чтобы их можно было положить в карман. В следующем веке часовые мастерские, где стали делать карманные часы, получили свое распространение по всей Европе. К середине XVII века циферблат часов впервые накрывается стеклом, а с изобретением секундного механизма появляется секундная стрелка. В это же время появляются часы в двойном корпусе: внешний корпус предохраняет внутренний. Впервые клеймо-надпись производителя возникает в середине XVIII века.

Культурологическая "горизонталь"

Несмотря на то, что наибольшую популярность в Советском Союзе имели наручные часы, производство карманных механических часов продолжается.
Производителем таких часов в СССР занимался Челябинский часовой завод «Молния». Этот завод был создан в 1947 году и производил только механические карманные часы на основании распоряжения Советов Министров СССР, кроме него производством механических карманных часов никто в Советском Союзе не занимался.
На сегодняшний день завод с более чем полувековой историей прекратил выпуск своих механизмов.

Смысловая структура продукта дизайна

Онтологический смысл
На данном этапе необходимо рассмотреть, за счет чего эта вещь привлекает внимание потребителя.
Прежде всего, это блеск металла из которого изготовлен корпус часов. При производстве данного изделия использовался высококачественный металл, тонированный под старинное серебро. Изображенный на верхней крышке классический орнамент, привлекает внимание своей симметричностью и рельефностью.
Внутреннее содержание изделия повторяет корпус часов, а именно их форму - круг. Размер является стандартным для механических карманных часов. Циферблат часов выполнен в двух цветах, основной из них – белый (создан за счет эмали, которой покрыт циферблат), и черный (которым покрыты стрелки часов и изображены арабские цифры). Кроме того, здесь, мы наблюдаем «часы в часах». Маленький круг внутри циферблата – это секундная стрелка, выполненная в той же гамме цветов что и основное изделие. В центральной части взгляд привлекает знак страны производителя и заводской знак.
Кроме того, изделие дополняет цепочка, изготовленная из того же материала, что и основной продукт дизайна.

Функциональный смысл:
Существуют множество критериев выбора часов. Кто-то предпочитает электронный часы, другие руководствуются удобством изделия, третьи предпочитают стильные новинки.
Анализируемые часы за счет «тяжеловесности» материала, из которого они изготовлены, воспринимаются как прочное, практичное, а значит удобное изделие, которое выполняет свою первоначальную функцию, а именно определение времени. Верхняя крышка исполняет функцию защиты циферблата от повреждений, при этом не создавая никаких неудобств в процессе ее использования.

Знаковый смысл:
С позиции пользователя сегодня часы не только дают возможность узнать время, но и выражают социальный статус их обладателей.
Сегодня редко можно встретить человека, который бы пользовался карманными часами. Тем не менее, такая вещь может стать оригинальным и престижным подарком.

Аксиологический смысл:
В данной вещи мы не наблюдаем диссонанса ни в нравственных, ни в моральных, ни в религиозных ценностях. Здесь на первое место выступает мировоззренческий взгляд на течение времени как метафору жизни. Современному человеку многое нужно успеть и важно не потерять время.

Личностно – ассоциативный смысл:
Карманные часы вызывают у меня исторические образы и события, связанные с ходом истории. Такие часы несут в себе дух старого времени.

Культурно- исторический смысл:
Как уже было сказано выше, производство аналогичных часов именно этого производителя приостановлено, а значит, данное изделие уже представляет собой историческую ценность. Кроме того, технологии производства под старинное серебро, которые были использованы при создании данной модели часов, также передают культурно-исторический смысл.

Культурно – символический смысл:
На данном этапе мы можем говорить о формализованных символах, а именно о знаке страны, в которой было изготовлено изделие (СССР) и о знаке завода (Молния), на котором оно было изготовлено.

Актуальный смысл:
В обществе богатых людей, крупных политиков и деятелей шоу-бизнеса можно стать «своим», обзаведясь часами дорогой фирмы. Актуальность часов, сделанных на отечественном заводе «Молния» вряд ли можно рассматривать как статусный предмет. Однако они приобретают значимость в культурном смысле.

Художественно – образный смысл:
При изготовлении данной модели механических карманных часов создание дополнительных художественных образов не предусматривалось.

Выводы

При анализе данной вещи никакой трансформации первоначального впечатления не произошло. Основная задача дизайнера, создать ощущение времени, когда карманные часы были популярны, выполнена.

Заключение


Выбор данной вещи для анализа не случаен. Мне хотелось изучить смысловую структуру именно этих часов, поскольку они являются для меня не просто предметом дизайна, но и памятным подарком.

Список литературы

  • 1. Быстрова Т.Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна. Екатеринбург, Издательство Уральского университета, 2001
  • 2. Сборник афоризмов. http://www.aphorism.ru/
  • 3. http://time.156.ru/history-clock.htm
  • 4. http://n-t.ru/ri/mh/ch24.htm
  • 5. Ю. Липс Происхождение вещей. Русич, 2001
  • 6. Боровик К.А. Родословная вещей. М. Знание, 1991

Причина обращения к теме

памятная для меня вещь

Данную работу можно предложить

коллекционерам вещей, имеющих историческое значение

Ключевые фразы работы

карманные часы, механические часы

План работы

...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский