Кованый стул, произведенный в 2007 году. Автор:неизвестен
Комментарий Т.Ю. Быстровой:
На мой взгляд, в стуле есть смысловой и эстетический диссонанс (надеюсь, вы его по-прежнему будете любить :). Сиденье круглое и без внешнего обода. А спинка - прямоугольная и с ним. Тогда как психологически, наверное, границы сиденья гораздо важнее. М.б. поэтому не все рискуют садиться?... Оценка отлично.
работу выполнил: Батрак Евгения Александровна
- Введение
- Первое впечатление
- Рисунок
- Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
- Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
- Основная часть
- Культурологический анализ продукта дизайна
- Смысловая структура продукта дизайна
- Анализ названия или концепта (не обязательная часть)
- Заключение
Введение
Объект анализа
Этот стул появился в моем доме совершенно случайно. Я обставляла новую квартиру мебелью, подбирала нужные цвета и формы, когда вдруг увидела в мебельном салоне комплект кованой мебели и не смогла его не приобрести. Эта мебель выглядела как игрушечная: среди громоздких диванов и шкафов аккуратные стульчики и стол были такими уютными, что непременно захотелось иметь их в своем доме. Однако первое впечатление оказалось обманчивым, стул так и стоит как декоративная деталь в интерьере. Разместить стол и два стула я решила на кухне, хотя по стилю они совершенно туда не подходят. Кухня выполнена в стиле модерна, с глянцевыми шоколадного цвета фасадами, а стол со стульями требует совершенно другого контекста. Однако меня это ничуть не смутило. Я решила, что эти кованые изделия вскоре «переместятся» в другое место, но..уже полгода они соседствуют с современной техникой, барной стойкой и «пузатым» мягким диваном. Надо отметить, что угол в кухне, в котором располагается кованая мебель, так и является не жилым. Никто из друзей не сидит на ковано-плетеном стуле, все выбирают диван….Только более старшее поколение - папа и мама с удовольствием пьют кофе и чай на этом стульчике.
Что касается меня, то сидение на этом кованом стуле меня тоже не привлекает, уж очень он жесткий и строгий…Зато этот элемент мебели выполняет очень даже необходимую функцию: он является границей между кухней и гостиной.
Более точно мои эмоции передадут метафоры и обрывки фраз, которые рождаются в голове при виде этого стула:
Миниатюрность
Изящество
Лаконичность
Изысканность
Элегантность
Стильность
Трогательность
Уютность
….Сочетание грубого металла и тонкого древесного плетения как мужское и женское начало…, грубое и нежное, холодное и теплое…
Ярко и тускло
Энергия и статика
Твердость и мягкость
Свет и тьма
Шум и тишина
Живое и неживое
Труд, зафиксированный в красивую форму
Привычная форма из непривычного материала
Придуманная история
Чувствуется опора, устойчивость в форме и фантазия в содержании
Первое впечатление
Этот стул появился в моем доме совершенно случайно. Я обставляла новую квартиру мебелью, подбирала нужные цвета и формы, когда вдруг увидела в мебельном салоне комплект кованой мебели и не смогла его не приобрести. Эта мебель выглядела как игрушечная: среди громоздких диванов и шкафов аккуратные стульчики и стол были такими уютными, что непременно захотелось иметь их в своем доме. Однако первое впечатление оказалось обманчивым, стул так и стоит как декоративная деталь в интерьере. Разместить стол и два стула я решила на кухне, хотя по стилю они совершенно туда не подходят. Кухня выполнена в стиле модерна, с глянцевыми шоколадного цвета фасадами, а стол со стульями требует совершенно другого контекста. Однако меня это ничуть не смутило. Я решила, что эти кованые изделия вскоре «переместятся» в другое место, но..уже полгода они соседствуют с современной техникой, барной стойкой и «пузатым» мягким диваном. Надо отметить, что угол в кухне, в котором располагается кованая мебель, так и является не жилым. Никто из друзей не сидит на ковано-плетеном стуле, все выбирают диван….Только более старшее поколение - папа и мама с удовольствием пьют кофе и чай на этом стульчике.
Что касается меня, то сидение на этом кованом стуле меня тоже не привлекает, уж очень он жесткий и строгий…Зато этот элемент мебели выполняет очень даже необходимую функцию: он является границей между кухней и гостиной.
Более точно мои эмоции передадут метафоры и обрывки фраз, которые рождаются в голове при виде этого стула:
Миниатюрность
Изящество
Лаконичность
Изысканность
Элегантность
Стильность
Трогательность
Уютность
….Сочетание грубого металла и тонкого древесного плетения как мужское и женское начало…, грубое и нежное, холодное и теплое…
Ярко и тускло
Энергия и статика
Твердость и мягкость
Свет и тьма
Шум и тишина
Живое и неживое
Труд, зафиксированный в красивую форму
Привычная форма из непривычного материала
Придуманная история
Чувствуется опора, устойчивость в форме и фантазия в содержании
Рисунок
Рисунок 1:
Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
Слово "стул" в поисковой системе "Яндекс" упоминается на 18 млн страниц, "стульчик" - на 4 млн страниц. Словосочетание "кованый стул" встречается на 358000 страницах.
Надо отметить, что информации по кованой мебели и обсуждений этой темы достаточно много. Вот, например, есть специализтрованный сайт http://gefest-k.ru/.
Там ведется обсуждение кованой мебели и личные высказывания по ней. Вот некоторая информация из форума:
Обсуждение статьи: Кованые изделия для изысканного интерьера дом (сообщений - 1)
Кованые изделия для изысканного интерьера дома
Кованые изделия никогда не выйдут из моды. Они принадлежат к той категории вещей, которые не просто красивы, но и полезны.
Современные технологии и кузнецкие машины позволяют изготовить вещи, которые
по-настоящему подходят именно Вашему интерьеру. Они преобразят дом и сделают Вам
репутацию настоящего эстета среди друзей и знакомых. Кованые изделия — это
возможность сделать интерьер индивидуальным и экстравагантным.
Странно, но большинство людей считают, что кованые элементы подходят только
внешнему оснащению дома. Это ужасная ошибка. На самом деле кованые изделия,
собственно метал, вместе с другими, кардинально отличными материалами создают
новый стиль, новый вкус, новую изюминку.
Удивительно, но в интернете даже есть гимн стулу:
Что такое стул? Стул - это предмет. Что мы знаем о стульях? Всё! Что конкретно? Всё знаем. Но стулья-то у всех разные. У каждого стула свой конструктор был. Который этот стул придумал. Был дизайнер (может и один в двух лицах, кто знает). И этот дизайнер придумал дизайн. Без дизайна стул мы можем увидеть в школе. Стул с дизайном в офисе какого-нибудь лютого барыги. Есть ещё электрический стул в тюрьме. От такого стула сразу бросает в дрожь и сидеть на нём не хочется абсолютно. - Ну присядь, давай. - Нет чего-то не хочется. - Боишься? - Ага. Боюсь. - Да не страшно же, я ток выключу. - А, ну тогда, пожалуй, можно. Вот так вот. Одних стульев мы опасаемся. На других можем отдохнуть. И то и другое - одно - стул. Стул един во всех своих проявлениях. Какие проявления стула мы знаем. Электрический - раз, табуретка - два, кресло - тоже проявление стула в особо мягкой притягательной форме. С какой целью люди используют стулья? Для наказаний - раз, для обучения - два, для отдыха и релаксации - три. У каждого дома есть стул, я надеюсь. Потому что без стульев - вообще не жизнь. Есть группы людей, которые восхваляют кресла, есть люди, которые привыкли к табуреткам. Я даже думаю, что где-то есть люди, которые коллекционируют стулья. Зачем им это нужно? Кто знает... Но вот ты идёщь с работы домой уставши. Весь день ничего не делал, сидел на табуретке и ждал конца рабочего дня. Идёшь домой и, значит, грезится тебе мягкое кресло, а то... даже и диван. При воспроизводстве стула, конечно важен опыт, и деликатность в процессе изготовления . Знания тоже важны и т.д. Но вот, скажу вам по секрету, стул, сделанный своими руками - это очень круто, какой бы он не получился. Всё равно, придёт опыт, и стул изменится тоже. А впрочем, говорить о стульях обычно не интересно. О стульях обычно любят разговаривать дизайнеры, меньше конструктора. Поэтому... Слава архитекторам! Ура!
Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
На посуле ни на стуле: посидишь да и встанешь.
Также есть книга Германа Гессе "Сказка о плетеном стуле"
Сказка, 1918 год
Молодой человек мечтает стать художником. И день за днем садится перед зеркалом в попытке нарисовать свой портрет. Результаты его не удовлетворяют. Он решает сменить тему и попробовать нарисовать обыкновенный плетёный стул...
Культурологический анализ продукта дизайна
Культурологическая "вертикаль"
2.1 Культурологическая «вертикаль». Поиск «первообраза».
Первообразом стула является табурет: сидение без спинки. Первые табуреты и низкие стульчики были еще в античной Греции. Их использование перенял древний Рим, где эти предметы мебели стали атрибутом власти и могущества. За каждым римским чиновником (курулом) ходил раб, который носил складной табурет. Курул мог в любое время с достоинством присесть в тенечке и с комфортом чинить суд и расправу. Для большей помпезности табурет был отделан слоновой костью и нравоучительными сентенциями.
Уже в XV веке европейцы начали комплектовать табуреты спинками и подлокотниками. Так были созданы стулья и кресла, которые очень приглянулись людям интеллектуального труда. Купцы тут же придумали спинкой и подлокотниками оборудовать сундуки, чтобы сидеть в прямом смысле на деньгах. Не для величия, а для сохранности нажитого богатства.
При королевских дворах все «сидячие места» были расписаны согласно регламенту: члены венценосных семей сидели на стульях с подушками. Знать сидела на табуретах. Менее родовитые придворные располагались на складных сидениях. Все остальные стояли. Впрочем, как особую милость король мог даровать подданным «право табурета» — привелегию сидеть в своем присутствии.
Родиной кованой мебели принято считать Францию. Кованую мебель можно увидеть чуть ли не в каждой квартире и доме во Франции.
История ковки и кованых изделий насчитывает тысячи лет, однако и в настоящее время наблюдается повышенной спрос на эту продукцию. И это неспроста. Ведь ковка - это стиль, надежность, прочность и долговечность. Связь с историей
Культурологическая "горизонталь"
2.2 Культурологическая «горизонталь»
«Как я счастлив, что владею ремеслом, которое дает мне возможность познавать природу — олицетворение силы и свежести, источник очарования и вдохновения — через мою любовь к ней...»
Огюстен Роден
Les Cathedrales II
Для того, чтобы в полной мере оценить любую вещь, имеющую историческую и культурную ценность, необходимо понять историческую обстановку, в которой она создавалась. Итак, С давних времен металл был олицетворением силы. Это атрибут власти, синоним победы. Ковка - одно из самых древних ремесел известных человечеству. Кузнечное ремесло было в почете, ведь именно кузнец выковывал оружие и доспехи, инструменты и другие предметы.
Во все времена кузнечное дело считалось уделом сильных и мужественных людей. Такое мнение закономерно, ведь не каждому под силу орудовать тяжелым молотом, при этом ловко управляясь с раскаленным докрасна металлом. С древних времен процесс работы кузнеца претерпел много технологических изменений. Усовершенствовались орудия труда и технология производства. Оснащение современной кузнечной мастерской намного лучше, чем в древние времена. Но при всем при этом для изготовления высококачественных изделий художественной ковки по-прежнему, как и в старину, применяется ручной труд. Только настоящий, талантливый мастер художественной ковки способен «влить» душу в свое творение так, чтобы оно стало по-настоящему произведением искусства и радовало глаз.
В интерьере металлические предметы появились еще в Средневековье. Сегодня кованые изделия - это одно из модных течений в дизайнерской индустрии.
В средние века металл служил для изготовления опоры для различных предметов интерьера - ножки столов и стульев, петли, подвески.
Смысловая структура продукта дизайна
ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
«Онтологический смысл формируется всеми выразительными средствами дизайна» то есть по каким причинам кованый стул обращает на себя внимание. На этом уровне рассматривается эмоционально-чувственное восприятие, посредством каких выразительных средств дизайна формируется смысл.
Кованые изделия подчеркивают статус владельца дома и являются своего рода визитной карточкой. Ковка красива, надежна и долговечна. Через столетия мастера кузнечного дела бережно проносят свои знания и секреты, передавая их от отца к сыну. Благодаря этому техника художественной ковки не изменилась и по сей день. Эксклюзивные кованые изделия добавят неповторимости интерьеру, а художественный стиль никого не оставит равнодушными. Рассмотрим детально исследуемый стул.
Цвет.
Цвет - это представление жизни человека во всех проявлениях его сознания. Он раскрывает все грани человеческого существования в пределах созидания и разрушения, определяет ментальность живших в прошлом и живущих в современном мире людей, отношение человека к бытию, к самому себе, к окружающим людям и явлениям, которые предстают перед человеком в результате внутренних изменений бытия и его собственного сознания. Цвет - это логика, психология, философия и эстетика существования человека, это внешнее свойство любого явления, которое призывает постичь тайны сознания человека и бытия.
Данный стул выполнен в двух цветах: бежевый и медный.
Концепция цвета была выработана Гетте: все темные цвета успокаивают, светлые возбуждают. Из тьмы выходит первым синий цвет, из света – желтый. Бежевый и медный цвета относятся к желтой гамме, следовательно, они ассоциируются со светом и спокойствием, так как цвета воспринимаются через ассоциацию, например – желтый – теплый. Бежевый относится к стихии Почва – это уверенность, спокойствие, теплота.
От зрения восприятие цвета идет на органы и доходит до тактильных ощущений. На стул из материала бежевого цвета приятно садиться: чувствуется подсознательная защищенность и спокойствие.
Медный цвет - это цвет славы, неизбежной победы. Этот цвет символизирует мудрость, спокойствие, зрелость, жизненный опыт и жизнестойкость. В общем именно такие ассоциации рождаются при взгляде на рассматриваемый нами стул. Взгляд останавливается на предмете надолго, хочется рассматривать, трогать и «дорисовывать» историю, из которой он «пришел». И это несмотря на то, что стул был произведен в наше время, нашим же современником.
Фактура и материал
Кованая мебель обычно изготавливается из железа. В качестве декоративного материала используются другие материалы, например, плетение.
Сочетание двух материалов (железа и плетеного дерева) – очень символично. Железо как что-то холодное и неживое сливается с теплым и живым деревом. Этот симбиоз – адаптатор, проводник от человеческого организма к неживому, холодному металлу.
Еще очень интересная деталь в дизайне стула – вместо узора созданы три круга.
Круг воспринимается человеком положительно, так как человек «использует» круг в своей жизни. Например, при освоении мира человеческий глаз или человеческая рука (при осязании) совершает именно круговые движения. Круг – это единство (совершенное, не на земле, это космос, небо, что-то божественное), целостность (наполненная потенциальными изменениями; будущее, не отрицая настоящее), бесконечность, покой и уют (определенность места). Если округлая форма не имеет полного материального изображения, то человеческий глаз достраивает его в воображении. При рассмотрении данного стула воображение стремиться дорисовать внутри кругов или снаружи свои собственные рисунки, орнаменты.
Таким образом использование этих цветов и формы соответствует визуально-смысловой концепции анализируемого предмета и позволяет усилить связь с историческим контекстом
Функциональный смысл
При анализе вещи важно понять ее функцию, закрепленную в обществе. То есть ее предназначение.
Помимо прямых функций данного стула, здесь можно выделить еще декоративную и имиджевую.
Кто-то покупает подобный стул и мебель как элемент декора, а кто-то для соответствия определенному имиджу. Это, как правило, имидж человека, разбирающегося в искусстве и ценителя истории. У такого человека изысканный вкус и желание быть частью истории. Надо отметить, что это лишь иллюзия, нарочно созданная легенда, ведь такая мебель – это имитация исторической, как правило. Однако она очень красивая и дорогая.
Форма объекта предельно проста, она располагает к себе и вполне эргономична.
Данная форма исторически сложилась очень давно и до сих пор отвечает всем потребностям, связанным с ней и до сих пор актуальна. Форма стула повторяет изгибы человеческого тела, однако в отличие от кресла, стул имеет очень жесткий каркас, он фиксированный, не мягкий, жесткий.
Несмотря на простую жесткую и устойчивую конструкцию (засчет металла из которого он сделан), стул очень тонок и обманчиво хрупок. Не верится, что эта миниатюрная мебель может выдержать сотни килограмм.
Знаковый смысл
Здесь необходимо проанализировать, кто мог быть обладателем кованой мебели. Ввиду трудоемкости производства подобной мебели, ее эксклюзивности и единичности, цена на кованую мебель была всегда очень высокой. Соответственно ее могли позволить себе лишь знатные особы, аристократы, высшие сословия, готовые приобретать такой элемент декора. В настоящее время ценность кованых изделий ничуть не изменилась. Ковку можно увидеть в домах богатых и разбирающихся в искусстве и декорировании пространстве персон.
Во все времена предметы интерьера, выполненные мастерами кузнечных дел, считались атрибутом роскоши и достатка. Если же над ним трудился не просто ремесленник, а подлинный художник, то к кованым изделиям относились, как к произведениям искусства.
КУЛЬТУРНО-СИМВОЛИЧЕСКИЙ СМЫСЛ
Здесь мы говорим об участии культурных символов в кованом стуле. С моей точки зрения символом данного стула является
Мужское и женское, что проявляется в форме (это круги, как обтикаемая форма, мягкая, и прямые линии каркаса стула, как основа, фундаментальность и надежность, выраженные в грубых линиях) и в цвете бежевый – женский, нежный, светлый, домашний, уютный, и медный – мужской, сильный, а также в используемых материалах: железо – холодный, жесткость, статика, устойчивость, выносливость, рационализм и липа – женственность, благородство, связь с природой.
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ СМЫСЛ
Культурно-исторический смысл – это способность вещи донести информацию об эпохе, стиле или отдельном человеке.
Можно предположить, что данный конкретный стул отсылает нас в 18-19 века, когда монархи накопили огромные богатства и заказывали создание мебели из драгоценных металлов: серебра, позолота. Об этом свидетельствует то, что металл, из которого выполнен стул, покрыт золотистым напылением, имитирующего драгоценный металл.
ДУХОВНО-ЦЕННОСТНЫЙ (АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ)
Духовно-ценностный уровень показывает соответствие формы и назначения вещи. То есть соотнесенность с морально-нравственными ценностями, религиозными, мировоззренческими, эстетическими.
Создавая этот стул, автор, мастер вкладывал в него свою индивидуальность: эмоции, переживания, воспоминания, надежды и мечты. Каждый элемент в стуле он продумывал заранее, рисовал на бумаге, чтобы потом воплотить в жизнь. Каждый элемент в подобной ручной единичной работе несет большую смысловую нагрузку. А если мы задумываемся над этим, анализируем ассоциации и интересуемся историей вещи, тогда перед нами произведение искусство, истинное творчество.
ЛИЧНОСТНО-АССОЦИАТИВНЫЙ
Ассоциации – это представления, мысли, воспоминания, которые возникают спонтанно, без напряжения и сосредоточения. Причем, это не зависит от уровня образования, сферы деятельности и места жительства. Это то, что возникает на рефлекторном уровне, однако вполне реально регулировать этот ассоциативный ряд инструментами рекламы и пиар. На этом и основана наука брендинга: здесь в сознание потребителя внедряются нужные ценности, которые и становятся ассоциациями при встрече с брендированным продуктом. Что касается кованого стула, то здесь совершенно конкретно проявляются следующие ассоциации: изысканность, благополучие, богатое убранство дома, эксклюзивность, единичность, имя мастера.
Этот стул как «пришелец» из другого мира, несмотря на то, что он сделан в наше время. Даже в комплекте с другими элементами мебели, кованая мебель как уголок истории, мистический оазис. Сидя на таком стуле совершенно по-иному хочется себя вести: принимать пищу, разговаривать…хочется больше рефлексировать и мечтать.
АКТУАЛЬНЫЙ СМЫСЛ
Актуальный смысл отражает связь вещи с модой.
Сегодня, в начале XXI века, кованая мебель - самое модное течение мебельной индустрии. Отобрав инициативу у ремесленников, современные дизайнеры подняли кованую мебель до уровня искусства. Соединение в кованой мебели легкости и массивности, одновременно изысканности и долговечности навсегда завоевало сердца современных мировых дизайнеров.
Выводы
После анализа, становится видно, что рассматриваемый нами обект несет смысловую наполненность на всех уровнях. Глубокий анализ вещи позволяет совершенно по-другому смотреть на окружающие нас предметы. Этот стул, стоящий в моей кухне, является "пришельцем" из другого мира, он как гость. И теперь понятно - почему. Это РЕМЕСЛО, это полностью индивидуальная работа мастера, это его душа, мысли...Этот анализ помог родиться идее: я изготовлю мягкую подушку для этого стула, которая "одомашнит" и сделает этот стул своим.
Заключение
Этот кованый стул совершенно случайно оказался в моем доме, однако нет ничего случайного. Сейчас я понимаю, что он мне совершенно неоходим. Помимо прямых функций, стул несет и дополнительные: декоративный элемент и граница между разными жилыми зонами (гостиная и обеденная зона). Кованый стул ждут некоторые дополнения: мягкая подушка на сидении. Это придаст уют и более высокий уровень комфорта данному стулу.
Список литературы
- 1)www.kovart.ru/mebel-kovka
- 2)www.lejardin.ru
- 3)colormind.narod.ru
- 4)викепедия
- 5)Быстрова Т.Ю. "Вещь. Форма. Стиль. Введение в философию дизайна".Издательство Уральского университета 2001г
Причина обращения к теме
Удивительно, почему этот стул не используется по своему прямому назначению: сидению. Он всегда "одинок", поэтому мне захотелось проанализировать именно его и, возможно, взглянуть несколько с другой позиции
Данную работу можно предложить
Работа может быть предложена дизайнерам архитектурного бюро для более вдумчивой работы с коваными изделиями при декорировании и организации пространства
Также данный материал будет полезен для рекламных целей, например, фирмы, занимающейся кованой мебелью
Ключевые фразы работы
кованый стул - это "адаптатор", "пришелец" из другого мистического мира
План работы
- Введение
- Первое впечатление
- Рисунок
- Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
- Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
- Основная часть
- Культурологический анализ продукта дизайна
- Смысловая структура продукта дизайна
- Анализ названия или концепта (не обязательная часть)
- Заключение
но не вещь.
Иосиф Бродский