кованый стул, приобретенный в мебельном центре в Екатеринбурге
Комментарий Т.Ю. Быстровой:
Начало мало обнадеживающее. Контент-анализа нет. Вместо морфологии конкретного стула вы сообщаете мне маловразумительные данные о ковке. Думаю, их при необходимости я могу найти сама. Доделывать.
работу выполнил: Батрак Евгения Александровна, гр.502
- Введение
- Первое впечатление
- Рисунок
- Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
- Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
- Основная часть
- Культурологический анализ продукта дизайна
- Смысловая структура продукта дизайна
- Анализ названия или концепта (не обязательная часть)
- Заключение
Введение
Объект анализа
Эмоциональное восприятие:
Мое внимание привлек именно этот кованый стул, так как он таит в себе какую-то загадку, в отличие от других разных стульев: мягких, твердых, деревянных, пластиковых и т.д. Более точно мои эмоции передадут метафоры и обрывки фраз, которые рождаются в голове при виде этого стула:
Миниатюрность
Изящество
Лаконичность
Изысканность
Элегантность
Стильность
Трогательность
Уютность
….Сочетание грубого металла и тонкого древесного плетения как мужское и женское начало…, грубое и нежное, холодное и теплое…
Ярко и тускло
Энергия и статика
Твердость и мягкость
Свет и тьма
Шум и тишина
Живое и неживое
Труд, зафиксированный в красивую форму
Привычная форма из непривычного материала
Придуманная история
Чувствуется опора, устойчивость в форме и фантазия в содержании
Первое впечатление
Эмоциональное восприятие:
Мое внимание привлек именно этот кованый стул, так как он таит в себе какую-то загадку, в отличие от других разных стульев: мягких, твердых, деревянных, пластиковых и т.д. Более точно мои эмоции передадут метафоры и обрывки фраз, которые рождаются в голове при виде этого стула:
Миниатюрность
Изящество
Лаконичность
Изысканность
Элегантность
Стильность
Трогательность
Уютность
….Сочетание грубого металла и тонкого древесного плетения как мужское и женское начало…, грубое и нежное, холодное и теплое…
Ярко и тускло
Энергия и статика
Твердость и мягкость
Свет и тьма
Шум и тишина
Живое и неживое
Труд, зафиксированный в красивую форму
Привычная форма из непривычного материала
Придуманная история
Чувствуется опора, устойчивость в форме и фантазия в содержании
Рисунок
Рисунок 1:
Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
в поисковой системе mail/ru словосочетание "кованый стул" встречается в 364,661 документах
Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
На посуле ни на стуле: посидишь да и встанешь.
Культурологический анализ продукта дизайна
Культурологическая "вертикаль"
Культурологическая «вертикаль». Поиск «первообраза».
Родиной кованой мебели принято считать Францию. Кованую мебель можно увидеть чуть ли не в каждой квартире и доме во Франции.
История ковки и кованых изделий насчитывает тысячи лет, однако и в настоящее время наблюдается повышенной спрос на эту продукцию. И это неспроста. Ведь ковка - это стиль, надежность, прочность и долговечность. Связь с историей.
Художественная ковка занимает особое место в истории декоративного искусства. Металл можно плавить, заливать в форму, штамповать, волочить, гнуть, скручивать, ковать, чеканить и т. д. Это прекрасный материал для создания художественных изделий. Металл стал первым из материалов, который человек не одолжил у природы, а создал сам, и на протяжении веков был неизменным источником вдохновения и двигателем научной мысли и искусств.
Художественная ковка в античный период
Во втором тысячелетии до н. э. железо ценилось гораздо дороже золота. Например, один из египетских фараонов просил царя хеттов, славившихся искусством ковки железа, прислать ему этот металл в обмен на золото, которое у фараона было что песка в пустыне, а железа, увы, не было вовсе. Ещё в античном мире высоко ценилась художественная ковка металлов. Доказательством тому является положение в иерархии олимпийских богов покровителя кузнечного дела Гефеста, который был сыном самого главного бога Зевса и его жены Геры. Строфы «Илиады» Гомера свидетельствуют, что Гефест создал себе и некоторым другим богам на Олимпе дворцы из металла, высокохудожественные кованые изделия из железа, бронзы, золота и серебра. С именем другого древнегреческого мифологического персонажа, Геракла, связаны первые сведения о двух способах обработки – ковке металла и литье, а также процессе закалки железа – в воде, крови, либо бараньем сале.
Роль художественной ковки на Руси
На Руси кузнечным делом начали заниматься в 6-4 вв. до н.э. В те времена это были грубо выполненные предметы. Позднее научились изготовлять мечи и серпы, топоры и ножи, кольчуги и шлемы, искусство изготовления которых поражает. Ковка и художественная ковка как древнейший способ обработки металлов имела особый расцвет на Руси в 16, 17 и 18 веках. При Иване Грозном труд кузнецов был исключительно ручным, но производство их совершенствовалось. В 18 в., при Петре I, было создано много оружейных заводов, где широкое применение получили ковочные рычажные молоты с водяным приводом.
В 1800 году кузнец тульского оружейного завода Пастухов первым применил штамповку - новое слово в художественной ковке. К середине 19 в. появились паровые молоты, на смену которым в наше время пришли гидравлические машины (прессы). Наибольших успехов художественная ковка достигла в России в 17 – 20 вв. Своеобразие русских национальных традиций неразрывно связано с историей государства, требованием господствовавших в различные периоды архитектурных стилей, мастерством русских архитекторов и скульпторов, кузнецов и литейщиков. В XVII в. многие кузнечные мастера переходят на ковку больших и малых оград для дворцов – парковых ансамблей. Старые русские кузнецы не только обладали знаниями технологии художественной ковки в совершенстве, но и славились высоким художественным вкусом. Поражает присутствие легких кованых кружев на балконах домов, на оградах парков, скверов, церквей. Мастера классицизма великие архитекторы и зодчие Бова, Жилярди, Баженов, Казаков любили использовать кованый металл при проектировании и создании архитектурных ансамблей. Весьма оригинальны ограды, выполненные в стиле русского барокко, который был популярен во второй половине XVIII в. Игривый узор художественной ковки, выполненный с использованием растительных мотивов, контрастирует с мощными каменными столбами. Симметричный рисунок, составленный из сердцевидных изгибов стеблей, называемых мастерами «черновонками», характерен для русского декоративного искусства XVII – XIX вв.
В конце XIX – начале XX в. в Москве, Санкт-Петербурге, Одессе и других городах наибольшее число решёток и оград выполнено в стиле модерн. Асимметрия кованых извивающихся стеблей создает какой-то текучий орнамент из сливающихся и переплетающихся диковинных растений. Зачастую рисунок с кованых решеток органически переходит на стену дома и далее в камне или гипсе развивается по фасаду и заканчивается на карнизе дома или парапете крыши.
В советский период 1930-1960гг. художественная ковка уступает почти все свои позиции художественному литью. Очень часто архитектурно–пространственные композиции из металла украшают официальные государственные и общественные здания. С развитием прокатного и кузнечно–штампованного производства постепенно в архитектуре все реже стал примениться декоративный кованый металл, и художественная ковка постепенно сдает позиции. Его заменяют сварные конструкции из прокатных профилей круглого, квадратного и прямоугольного сечения. Художественная ковка стала упрощаться, всё меньше осталось настоящих мастеров, умеющих отковать ограду, реставрировать или починить старинную решетку. Поэтому возрождение этого вида ремесла имеет огромное значение для современного декоративно-прикладного искусства.
Кованая мебель позволяет создать в доме неповторимую атмосферу средневекового замка, добротности, роскоши и уюта.
Культурологическая "горизонталь"
«Как я счастлив, что владею ремеслом, которое дает мне возможность познавать природу — олицетворение силы и свежести, источник очарования и вдохновения — через мою любовь к ней...»
Огюстен Роден
Les Cathedrales II
Для того, чтобы в полной мере оценить любую вещь, имеющую историческую и культурную ценность, необходимо понять историческую обстановку, в которой она создавалась. Итак, С давних времен металл был олицетворением силы. Это атрибут власти, синоним победы. Ковка - одно из самых древних ремесел известных человечеству. Кузнечное ремесло было в почете, ведь именно кузнец выковывал оружие и доспехи, инструменты и другие предметы.
Во все времена кузнечное дело считалось уделом сильных и мужественных людей. Такое мнение закономерно, ведь не каждому под силу орудовать тяжелым молотом, при этом ловко управляясь с раскаленным докрасна металлом. С древних времен процесс работы кузнеца претерпел много технологических изменений. Усовершенствовались орудия труда и технология производства. Оснащение современной кузнечной мастерской намного лучше, чем в древние времена. Но при всем при этом для изготовления высококачественных изделий художественной ковки по-прежнему, как и в старину, применяется ручной труд. Только настоящий, талантливый мастер художественной ковки способен «влить» душу в свое творение так, чтобы оно стало по-настоящему произведением искусства и радовало глаз.
В интерьере металлические предметы появились еще в Средневековье. Сегодня кованые изделия - это одно из модных течений в дизайнерской индустрии.
В средние века металл служил для изготовления опоры для различных предметов интерьера - ножки столов и стульев, петли, подвески.
Отношение к металлу как к отличному материалу для декора пришло позже. Уже в XVII веке придворные мастера Европы начали активно использовать металл для украшения каминов и каркасов светильников. Следующим историческим этапом в развитии мебельных аксессуаров было появление факелов, подсвечников и люстр. Конечно, в начале своего вхождения в интерьер аксессуары имели сугубо утилитарное значение.
Совершенствуясь в формах и палитре декораций, со временем кованые изделия заняли свое место среди интерьерных украшений.
Смысловая структура продукта дизайна
ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
«Онтологический смысл формируется всеми выразительными средствами дизайна» то есть по каким причинам кованый стул обращает на себя внимание. На этом уровне рассматривается эмоционально-чувственное восприятие, посредством каких выразительных средств дизайна формируется смысл.
Кованые изделия подчеркивают статус владельца дома и являются своего рода визитной карточкой. Ковка красива, надежна и долговечна. Через столетия мастера кузнечного дела бережно проносят свои знания и секреты, передавая их от отца к сыну. Благодаря этому техника художественной ковки не изменилась и по сей день. Эксклюзивные кованые изделия добавят неповторимости интерьеру, а художественный стиль никого не оставит равнодушными. Рассмотрим детально исследуемый стул.
Цвет.
Цвет - это представление жизни человека во всех проявлениях его сознания. Он раскрывает все грани человеческого существования в пределах созидания и разрушения, определяет ментальность живших в прошлом и живущих в современном мире людей, отношение человека к бытию, к самому себе, к окружающим людям и явлениям, которые предстают перед человеком в результате внутренних изменений бытия и его собственного сознания. Цвет - это логика, психология, философия и эстетика существования человека, это внешнее свойство любого явления, которое призывает постичь тайны сознания человека и бытия.
Данный стул выполнен в двух цветах: бежевый и медный.
Концепция цвета была выработана Гетте: все темные цвета успокаивают, светлые возбуждают. Из тьмы выходит первым синий цвет, из света – желтый. Бежевый и медный цвета относятся к желтой гамме, следовательно, они ассоциируются со светом и спокойствием, так как цвета воспринимаются через ассоциацию, например – желтый – теплый. Бежевый относится к стихии Почва – это уверенность, спокойствие, теплота.
От зрения восприятие цвета идет на органы и доходит до тактильных ощущений. На стул из материала бежевого цвета приятно садиться: чувствуется подсознательная защищенность и спокойствие.
Медный цвет - это цвет славы, неизбежной победы. Этот цвет символизирует мудрость, спокойствие, зрелость, жизненный опыт и жизнестойкость. В общем именно такие ассоциации рождаются при взгляде на рассматриваемый нами стул. Взгляд останавливается на предмете надолго, хочется рассматривать, трогать и «дорисовывать» историю, из которой он «пришел». И это несмотря на то, что стул был произведен в наше время, нашим же современником.
Фактура и материал
Кованая мебель обычно изготавливается из железа. В качестве декоративного материала используются другие материалы, например, плетение.
Древнейшие изделия из железа, найденные при археологических раскопках, датируются примерно IV тыс. до н. э. и относятся к древнешумерской и древнеегипетской цивилизациям. Изделия из железа того времени это наконечники для стрел и украшения. В них использовалось метеоритное железо, точнее, сплав железа и никеля, из которого состоят метеориты. Реминисценции о небесном происхождении железа остались во многих языках.
Между вторым и третьим тысячелетиями до н. э. в Месопотамии, Анатолии и Египте появляются первые предметы изготовленные из переплавленного железа (определяется по отсутствию никеля в составе). Тем не менее, железо использовалось в основном в культовых предметах. Вероятно, железо в те времена было очень дорогим — более дорогим, чем золото.
Во времена «Илиады» оружие было в основном бронзовым, тем не менее Гомер (в 23-й песне «Илиады») рассказывает, что Ахилл наградил диском из железной крицы победителя в соревновании по метанию диска. Между 1600 и 1200 годами до н. э. производство железа развивалось на Ближнем Востоке, однако по распространённости железо всё ещё значительно уступало бронзе.
В период между XII и X веками до н. э. на Ближнем Востоке произошёл резкий скачок в производстве инструментов и оружия — переход от использования бронзы к использованию железа. Вероятно, столь быстрый переход был вызван не столько прогрессом в производстве железа, сколько перебоями в доставке олова — одного из компонентов бронзы. Период времени после начала массовой обработки железа принято называть Железным веком.
Основным методом получения железа в древние времена был сыродутный процесс, в котором перемежающиеся слои железной руды и древесного угля прокаливались в специальных горнах. После прокаливания руды получалось тестообразное кричное или губчатое железо, от шлака его освобождали ковкой. Первые горны имели сравнительно низкую температуру — заметно меньшую температуры плавления чугуна, в результате чего железо получалось сравнительно малоуглеродистым. Поэтому иногда приходилось ещё раз прокаливать изделия из железа в присутствии угля, при этом поверхностный слой металла дополнительно насыщался углеродом и упрочнялся. Изделия, полученные таким способом, были заметно более надёжны, чем бронзовые.
В дальнейшем строились всё более эффективные горны (по-русски: домна, домница) для производства железа, вскоре температура в них стала достаточной для образования чугуна. Первоначально его считали вредным побочным продуктом (англ. pig iron, по-русски свинское железо, чушки, откуда, собственно, и происходит слово чугун). Потом обнаружилось, что при повторном прожигании в горне в условиях сильного дутья чугун превращается в железо хорошего качества. При этом двухстадийный процесс производства железа оказался более выгодным. Этот способ просуществовал без особых изменений многие века.
Сочетание двух материалов (железа и плетеного дерева) – очень символично. Железо как что-то холодное и неживое сливается с теплым и живым деревом. Этот симбиоз – адаптатор, проводник от человеческого организма к неживому, холодному металлу.
Еще очень интересная деталь в дизайне стула – вместо узора созданы три круга.
Круг воспринимается человеком положительно, так как человек «использует» круг в своей жизни. Например, при освоении мира человеческий глаз или человеческая рука (при осязании) совершает именно круговые движения. Круг – это единство (совершенное, не на земле, это космос, небо, что-то божественное), целостность (наполненная потенциальными изменениями; будущее, не отрицая настоящее), бесконечность, покой и уют (определенность места). Если округлая форма не имеет полного материального изображения, то человеческий глаз достраивает его в воображении. При рассмотрении данного стула воображение стремиться дорисовать внутри кругов или снаружи свои собственные рисунки, орнаменты.
Таким образом использование этих цветов и формы соответствует визуально-смысловой концепции анализируемого предмета и позволяет усилить связь с историческим контекстом
Функциональный смысл
При анализе вещи важно понять ее функцию, закрепленную в обществе. То есть ее предназначение.
Помимо прямых функций данного стула, здесь можно выделить еще декоративную и имиджевую.
Кто-то покупает подобный стул и мебель как элемент декора, а кто-то для соответствия определенному имиджу. Это, как правило, имидж человека, разбирающегося в искусстве и ценителя истории. У такого человека изысканный вкус и желание быть частью истории. Надо отметить, что это лишь иллюзия, нарочно созданная легенда, ведь такая мебель – это имитация исторической, как правило. Однако она очень красивая и дорогая.
Форма объекта предельно проста, она располагает к себе и вполне эргономична.
Данная форма исторически сложилась очень давно и до сих пор отвечает всем потребностям, связанным с ней и до сих пор актуальна. Форма стула повторяет изгибы человеческого тела, однако в отличие от кресла, стул имеет очень жесткий каркас, он фиксированный, не мягкий, жесткий.
Несмотря на простую жесткую и устойчивую конструкцию (засчет металла из которого он сделан), стул очень тонок и обманчиво хрупок. Не верится, что эта миниатюрная мебель может выдержать сотни килограмм.
Знаковый смысл
Здесь необходимо проанализировать, кто мог быть обладателем кованой мебели. Ввиду трудоемкости производства подобной мебели, ее эксклюзивности и единичности, цена на кованую мебель была всегда очень высокой. Соответственно ее могли позволить себе лишь знатные особы, аристократы, высшие сословия, готовые приобретать такой элемент декора. В настоящее время ценность кованых изделий ничуть не изменилась. Ковку можно увидеть в домах богатых и разбирающихся в искусстве и декорировании пространстве персон.
Во все времена предметы интерьера, выполненные мастерами кузнечных дел, считались атрибутом роскоши и достатка. Если же над ним трудился не просто ремесленник, а подлинный художник, то к кованым изделиям относились, как к произведениям искусства.
КУЛЬТУРНО-СИМВОЛИЧЕСКИЙ СМЫСЛ
Здесь мы говорим об участии культурных символов в кованом стуле. С моей точки зрения символом данного стула является
Мужское и женское, что проявляется в форме (это круги, как обтикаемая форма, мягкая, и прямые линии каркаса стула, как основа, фундаментальность и надежность, выраженные в грубых линиях) и в цвете бежевый – женский, нежный, светлый, домашний, уютный, и медный – мужской, сильный, а также в используемых материалах: железо – холодный, жесткость, статика, устойчивость, выносливость, рационализм и липа – женственность, благородство, связь с природой.
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ СМЫСЛ
Культурно-исторический смысл – это способность вещи донести информацию об эпохе, стиле или отдельном человеке.
Можно предположить, что данный конкретный стул отсылает нас в 18-19 века, когда монархи накопили огромные богатства и заказывали создание мебели из драгоценных металлов: серебра, позолота. Об этом свидетельствует то, что металл, из которого выполнен стул, покрыт золотистым напылением, имитирующего драгоценный металл.
ДУХОВНО-ЦЕННОСТНЫЙ (АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ)
Духовно-ценностный уровень показывает соответствие формы и назначения вещи. То есть соотнесенность с морально-нравственными ценностями, религиозными, мировоззренческими, эстетическими.
Создавая этот стул, автор, мастер вкладывал в него свою индивидуальность: эмоции, переживания, воспоминания, надежды и мечты. Каждый элемент в стуле он продумывал заранее, рисовал на бумаге, чтобы потом воплотить в жизнь. Каждый элемент в подобной ручной единичной работе несет большую смысловую нагрузку. А если мы задумываемся над этим, анализируем ассоциации и интересуемся историей вещи, тогда перед нами произведение искусство, истинное творчество.
ЛИЧНОСТНО-АССОЦИАТИВНЫЙ
Ассоциации – это представления, мысли, воспоминания, которые возникают спонтанно, без напряжения и сосредоточения. Причем, это не зависит от уровня образования, сферы деятельности и места жительства. Это то, что возникает на рефлекторном уровне, однако вполне реально регулировать этот ассоциативный ряд инструментами рекламы и пиар. На этом и основана наука брендинга: здесь в сознание потребителя внедряются нужные ценности, которые и становятся ассоциациями при встрече с брендированным продуктом. Что касается кованого стула, то здесь совершенно конкретно проявляются следующие ассоциации: изысканность, благополучие, богатое убранство дома, эксклюзивность, единичность, имя мастера.
Этот стул как «пришелец» из другого мира, несмотря на то, что он сделан в наше время. Даже в комплекте с другими элементами мебели, кованая мебель как уголок истории, мистический оазис. Сидя на таком стуле совершенно по-иному хочется себя вести: принимать пищу, разговаривать…хочется больше рефлексировать и мечтать.
АКТУАЛЬНЫЙ СМЫСЛ
Актуальный смысл отражает связь вещи с модой.
Сегодня, в начале XXI века, кованая мебель - самое модное течение мебельной индустрии. Отобрав инициативу у ремесленников, современные дизайнеры подняли кованую мебель до уровня искусства. Соединение в кованой мебели легкости и массивности, одновременно изысканности и долговечности навсегда завоевало сердца современных мировых дизайнеров.
Выводы
Исследуемый стул несет смысловую наполненность на всех смысловых уровнях, что и было рассмотрено в вышеизложенных пунктах. Это позволяет сделать вывод, что кованый стул - предмет многоликий и многофункциональный. Его интересно исследовать, а главное - есть много деталей, которые необходимо освещать и анализировать.
Заключение
После анализа исследуемого кованого стула совершенно отчетливо понимаешь, что эмоции и чувства не подвели и не ввели в заблужление. Все то, что чувствуешь, глядя на рассматриваемый предмет, находит свое подтверждение в рациональном, четко структурированном анализе. Этот кованый стул стал еще ценнее и дороже для его обладателя из-за полученной в результате исследования информаци
Список литературы
- 1)www.kovart.ru/mebel-kovka
- 2)www.lejardin.ru
- 3)colormind.narod.ru
- 4)викепедия
- 5)Быстрова Т.Ю. "Вещь. Форма. Стиль. Введение в философию дизайна".Издательство Уральского университета 2001г
Причина обращения к теме
Данную работу можно предложить
Работа может быть предложена дизайнерам архитектурного бюро для более вдумчивой работы с коваными изделиями при декорировании и организации пространства
Также данный материал будет полезен для рекламных целей, например, фирмы, занимающейся кованой мебелью
Ключевые фразы работы
кованый стул - это "адаптатор", "пришелец" из другого мистического мира
План работы
- Введение
- Первое впечатление
- Рисунок
- Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
- Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
- Основная часть
- Культурологический анализ продукта дизайна
- Смысловая структура продукта дизайна
- Анализ названия или концепта (не обязательная часть)
- Заключение
но не вещь.
Иосиф Бродский