taby27.ru о философии дизайне, имидже, архитектуре, у нас появился логотип!  


Электрический чайник TW91100 design by F.A. Porsche. Производитель: Siemens

Комментарий Т.Ю. Быстровой:

Такой чайник уже три года работает у меня на кухне, поэтому читала с особым интересом. начало сильнее, чем конец. Как и многих студентов, вас не хватает на детальный анализ дизайна. Например, "тертый алюминий" - и что? Как воздействуют блеск и матовость попеременно? Нужна хотя бы гипотеза. Привязка к восточным философиям выглядит случайной. Другое дело - темы средового дизайна, создания стилевого единства среды в конце 1990-х - как реакция на постмодерн и эклектику. Оценка 4+.




 

 

работу выполнил: Сметанина Варвара Анатольевна

Введение


Объект анализа

С первого взгляда меня привлекла фактура материала, из которого сделан чайник – захотелось его потрогать. Затем взгляд привлекла ручка, «оторванная от автомобиля». И, наконец, самое острое ощущение технологичности, «автомобильности» этого продукта, если можно так сказать. Еще можно добавить скорость, лампочки и указатели приборной панели какого-нибудь средства передвижения. Хотя анализируемый предмет чайник (предмет, предназначены для быстрого кипячения), ощущения теплоты не возникает, наверное, из-за цвета холодной стали.

Первое впечатление

С первого взгляда меня привлекла фактура материала, из которого сделан чайник – захотелось его потрогать. Затем взгляд привлекла ручка, «оторванная от автомобиля». И, наконец, самое острое ощущение технологичности, «автомобильности» этого продукта, если можно так сказать. Еще можно добавить скорость, лампочки и указатели приборной панели какого-нибудь средства передвижения. Хотя анализируемый предмет чайник (предмет, предназначены для быстрого кипячения), ощущения теплоты не возникает, наверное, из-за цвета холодной стали.

Рисунок

электрический чайник TW91100 (design by F.A. Porsche). Производитель: Siemens.
Рисунок 1: электрический чайник TW91100 (design by F.A. Porsche). Производитель: Siemens.

Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет

В Yandex нашлось 16 млн. страниц с упоминанием «чайника», 3 млн. страниц с упоминанием словосочетания «электрический чайник» в основном в разделе «бытовая техника/товары». Очень много ссылок на анекдоты про «чайников».
Я нашла довольно много обсуждений конкретной модели чайника в Интернет. Одно из них было спровоцировано вопросом громкости работы данной модели. В обсуждении принимало участие около десяти человек. Участники сделали следующие выводы:
- Он же чайник, он воду кипятит!
- Это нормально - большая мощность + дисковый нагреватель (+ металлический, а не пластмассовый корпус).
- Одно слово Porsсhe, он должен реветь.
- Возможно, что этот шум - часть дезигна от порше...Что-то вроде тюнинга звука движка у BMW.
Также в Интернет нашлась публикаця с упоминанием конкретной модели чайника. Публикация посвящалась «современным электрическим малым кухонным приборам». Всю статью приводить не к чему, ниже часть, касающаяся исследуемого объекта:
…Вслед за Philips подобные наборы предложила Ufesa, а новый всплеск интереса к ним возник после появления набора Siemens, разработанного совместно с дизайнерским бюро F.A.Porshe. Эту эксклюзивную «алюминиевую» серию, которую иначе как коллекция и не назовешь, настолько уникален дизайн каждого входящего в нее предмета, отличает также использование новейших технических разработок. Сочетание безупречного стиля с техническими характеристиками, предоставляющими максимум комфорта, характерно и для коллекции Solitaire фирмы Bosch…
Еще упоминания в блогах:
- Порше на нашей кухне =). Продолжая тему «автомобильных» чайников, не один «Филипс», оказывается, неравнодушен к автомобильному дизайну. Сегодня за утренним кофе с удивлением обнаружил на своем стареньком «Сименс-е» гордую надпись DESIGN BY F.A.PORSHE.
- Когда я еще жила с родителями, у нас был такой чайник, и во время чаепитий мы все им любовались. Тогда он был самым стильным представителем рода чайников, представленного на витринах; даже, пожалуй, единственным в своем роде – по-моему, именно с него началась эта мода на «тертый» алюминий.
- О! Сам Фердинанд Александр Порше над чайником кропал!
- Кстати, чайник пережил рестайлинг, и выглядит теперь так: www.siemens-appliances.ie/?5=TW911P2GB.
- На мой взгляд, чайник – как чайник, а вот первая версия была просто идеальна: www.insumio.com/siemens_p…emens_porsche_kettle.html.

Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект

Мужик идёт по рельсам, а сзади поезд ему свистит. Мужик обернулся, посмотрел и дальше пошёл. Сбил его поезд. Через три недели мужик домой из больницы вернулся, сидит на кухне, а жена чайник со свистком поставила на плиту и вышла. Чайник засвистел, жена приходит, а муж взял палку и долбит по чайнику.
Ж.: - Ты чего?
М.: - Давить их надо, пока они маленькие!
Не демонстрируй кипучую деятельность - ты не чайник!

У мня на сарафане бублики, да чайники!
Меня в этом сарафане любят все начальники!!!

Как будут решать задачу "Вскипятить чайник?" физики и математики - налить воду, зажечь огонь, поставить чайник на огонь и подогреть до 100° С. А теперь новая задача "Вскипятить наполненный водой чайник?"

Культурологический анализ продукта дизайна


Культурологическая "вертикаль"

Чайник – 1. Сосуд с ручкой и носиком для кипячения воды или для заварки чая. Электрический ч. Эмалированный ч…
Первообразом электрического чайника, как впрочем, и любого другого, является чаша. До наших дней сохранились чаши цилиндрической формы (Индия, культура среднего Ганга, 4 – 3 тысячелетие до н.э.).
«Символ Чаши с древних времен является утверждением Служения. В Чашу собирают дары Высших Сил. Из Чаши дают. Символ Чаши означает всегда самоотвержение. Несущий Чашу есть Подвиг Несущий. Каждое высокое деяние может обозначаться символом Чаши. Все самое высокое во благо человечества нуждается в этом знаке. Чаша Грааля или Чаша Сердца, отдавшего себя на Великое Служение, есть самый Космический Магнит. Сердце Космоса отражается в этом великом символе. Все образы героев духа могут быть изображены как несущие Чашу. Все Мироздание отражается в Чаше духа огненного. Ведь Чаша имеет в себе все вековые накопления, которые собираются вокруг зерна духа. Как великий символ нужно принять утверждение Чаши в каждодневности. И детей, и молодых нужно приучать мыслить о Чаше. Нужно понять все многообразие образов великого символа Чаши». (Н.К. Рерих, «Шамбала Сияющая»).

Культурологическая "горизонталь"

Многовековая история бытовых предметов демонстрирует зависимость их формы от развития техники, материалов и технологии изготовления, архитектуры, декоративно-прикладного искусства и, наконец, дизайна.
Как широко распространенный предмет быта чайники стали объектом художественного творчества еще в глубокой древности.
Электрический чайник появляется вследствие научно-технической революции/изобретения электричества. Достоверно известно, что немецкая фирма “AEG” в середине 90-х годов XIX века уже выпускала 80 различных электрических бытовых и кухонных приборов для домашнего использования, среди которых были и чайники.
Традиционная “лебединая” форма корпуса чайника долго оставалась неизменной. Материалом для него чаще всего служила медь, позже хромированная сталь, еще позже алюминий. И только в середине 50-х годов появились модели электрических чайников новой формы: полусферические и приземистые цилиндрические, с широким коротким носиком
Дизайн чайника в форме кувшина, широко распространенный сегодня, сформировался к концу 70-х годов. Специалисты немало потрудились над носиком такой модели, добиваясь, чтобы ни одна капля с него не упала на скатерть.
Электрочайники делают из пластика, металла, стекла или комбинируют эти материалы.

Смысловая структура продукта дизайна

1.Онтологический смысл
На этом уровне мы рассмотрим эмоционально-чувственное восприятие вещи, то есть за счет чего вещь обращает на себя внимание.
Обратим внимание на форму чайника, он имеет форму кругового цилиндра (в основании лежит круг). С первой же минуты, взяв в руки чайник, ощущаются пульсовые волны из левой стороны в правую и наоборот. Одно из самых интересных свойств цилиндров – интимность общения с ними, человек как бы привыкает к ним. Согласно гипотезе изобретателя А.С. Кузнецова, цилиндры являются резонаторами космической энергии; как бы мы ни старались, нам никогда не удастся сделать две пары совершенно идентичных цилиндров. Всегда будут небольшие отклонения и разброс в их физических полях и структуре материала.
Металлический, в меру блестящий цвет в сочетании с цилиндрической формой определяют всю простоту и лаконичность предмета. (Дизайнерская команда F.A.Porshe, вообще, любит использовать серебряный цвет, признанный самым «автомобильным» цветом во всем мире). Неотъемлемые детали чайника: нос, ручка, гнездо электрического шнура и крышка, сделаны из чернильно-синего пластика, когда для подобных приборов более характерно сочетание серебристого и черного. Согласно Люшеру, синий цвет отражает физиологическую и психическую потребность, а именно покой. Здесь уместно процитировать Гете, естествоиспытателя и поэта, так как он выразил сущность синего цвета поэтическим понятием "очаровательное ничто". Темно-синий вызывает безмятежный покой. «При рассматривании темно-синего цвета наступает вегетативное успокоение. Пульс, давление крови, частота дыхания и функции бодрствования снижаются и регулируются трофотропно. Организм настраивается на успокоение и отдых. При заболевании и переутомлении потребность в синем цвете повышается. Восприимчивость и готовность к боли повышаются».
Динамика и татика: форма и цвет чайника имеют некоторое движение по направлению вверх (цилиндр расширяется за счет носа и ручки темно-синего цвета). Основание – подставка чайника имеет форму таблетки, такую же лаконичную и простую как его корпус.
Фактура чайника далеко неоднозначна, как может показаться на первый взгляд. Касаясь его, создается впечатление, что дотрагиваешься до поверхности сродни пилки для ногтей с мягким зернением. Из блогов в Интернет, на мой взгляд, я выделила самое точное определение фактуры предмета: «тертый алюминий». За счет такой вот «тертой» алюминиевой поверхности фактура одновременно и блестящая, и матовая (под прямым светом – блестящая, и наоборот).

2. Функциональный смысл
Чайник является прибором для нагрева/кипячения жидкостей (некоторые в электрических чайниках и пельмени варят!). Он функционально-удобен в использовании, его легко переместить, практически, на любую горизонтальную поверхность. Хочется заострить внимание на ручке, если закрыть глаза и взяться за нее, можно представить, что сейчас откроешь дверь автомобиля (очень удобно).
Воду чайник кипятит исправно, можно пожаловаться лишь на слегка избыточный шум (неизбежный при имеющейся мощности). Опять же в Интернет по этому поводу выискался еще один функциональный смысл данного прибора, если его слегка усовершенствовать: использовать в качестве будильника, если пьешь чай или кофе по утрам. Таймер можно купить или сделать из обычного будильника.

3. Знаковый смысл
Знаковый смысл вещи связан, с ее способностью показать принадлежность владельца к социальному слою, идейному течению, сообществу людей. Наличие такого электрического чайника в интерьере может говорить о том, что его хозяин представитель активного устойчивого среднего класса, любящий интересные красивые дизайнерские «вещи». Практически любой предмет, находящийся в окружении такого человека, прежде чем быть приобретенным проходит, так сказать, тщательную «проверку» на соответствие, в первую очередь, самому «приобретателю».
Философия дизайна команды F.A.Porshe, взятая с официального сайта (http://www.porsche-design.com/live/deutsch_en.PorscheDesign): студия дизайна porsche-desing производит уникальную продукцию как для, непосредственно, автомобилей porsche, так и для других известных брендов. Каждая деталь отсылается к автомобильному «происхождению» компании. Уникальная подпись «Порше» может быть увидена в проектировании, материалах, и в целом конечном результате. Результат – прекрасное сочетание дизайна и функций. Прекрасно сконструированный, инновационный и безупречный.
Каждый дизайнерский объект, производимый дизайн-бюро F.A.Porshe имеет потенциал стать классическим. Это здесь традиционные знания идут нога в ногу с инновационной инженерией. Все дизайнеры, выходцы из этой студии, хранят очевидную/безошибочную подпись/знак – результат чистой и функциональной формы, аккуратный/бережный выбор материалов и высокое качество выполнения. Успешный концепт, который никогда не терпел поражения в преобладающем духе времен.

4. Аксиологический смысл
Аксиологический смысл вещи вырастает из ее способности нести информацию об эстетической шкале, нравственно-эстетических нормах, представлениях о богатстве или чести, личных религиозных пристрастиях.
Различные электрические приборы совершенствуются каждый день. Конечно, престижно иметь «самую последнюю разработку чайника» у себя дома, в этом наблюдается как декоративная, так и статусная роль подобных предметов. Анализируемый мной чайник не несет данного смысла, так как с помощью этой вещи сложно передать представления о богатстве или религии. Это довольно старая модель чайника (1997 г.), возможно, во время ее выхода на массовый рынок можно было говорить о предмете в этом смысле.

5. Культурно-исторический смысл
Поиск культурно-исторического смысла предполагает представление об исторических корнях вещи, ее исторической ценности. На мой взгляд, данный чайник не является как таковой исторической, либо культурной ценностью. Возможно, ему можно придать культурно-исторический смысл, как одному из множества предметов научно-технического прогресса.

6. Культурно-символический смысл
Чайник как модель вселенной или круговорот смыслов в природе – мало кому известное верование. У даосов есть такое выражение: «Внутри чайника небо и земля». Это очень красивое выражение и у него интересное происхождение... История с чайником, который содержит в себе весь мир, заканчивается тем, что сам иероглиф чайник пишется так же, как и иероглиф единица, написанный прописью. Таким образом, Единица привела нас к чайнику, а чайник снова к Единице. Вот такой вот круговорот смыслов в природе.

7. Личностно-ассоциативный смысл
Личностно-ассоциативным смыслом анализируемого чайника будет, в первую очередь, его функциональность и эргономичность, а во вторую очередь оригинальность и эксклюзивность.

8. Актуальный смысл
Актуальный смысл формируется в ходе оценки вещи с точки зрения моды. Данный чайник по-своему красив, интересен, его дизайн может подчеркнуть статусность хозяина. Актуальность электрического чайника проявляется в культурном состоянии городского общества, не теряет своей актуальности в интерьере hi-tech или минимализм.

9. Художественно-образный смысл
Наделенный «автомобильным» контекстом дизайн чайника является образом стремительного ритма современной повседневной жизни.

Выводы

В процессе выполнения данной работы я открыла для себя существование скрытых смыслов, о которых раньше даже не задумывалась. Например, я даже не предполагала, что чайник может обладать таким культурно-символическим смыслом. Анализируемый предмет оказался хорошим примером грамотного, эстетически привлекательного дизайна, хотя и не будет гармонично выглядеть в любом интерьере. Чайник удобен и прост в обращении.

Заключение


Проанализировав электрический чайник «Сименс», я поняла, что первоначальные впечатления от данной вещи, на мой взгляд, полностью отражаются на всех смысловых уровнях анализа. Чайник, как предмет, имеет глубокий смысл и определенную энергетику. Чем дальше я анализировала эту вещь, тем больше она мне нравилась.

Список литературы

  • 1). Быстрова Т.Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна. Екатеринбург, Издательство Уральского университета, 2001
  • 2). 1.Быстрова Т.Ю. Философские проблемы творчества в искусстве и дизайне. Екатеринбург, 2007
  • 3). http://moikompas.ru/compas/elektriheckiichainik
  • 4). http://www.nkj.ru/archive/articles/4381/
  • 5). Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля. М., 2006.
  • 6). http://www.aquarun.ru/psih/ct/ct4p2.html


Причина обращения к теме

 

Данную работу можно предложить

Данную работу, как мне кажется, можно разместить в каталогах кухонной бытовой техники, в блогах по автомобильному дизайну малых бытовых предметах и в аналогичных публикациях.

Ключевые фразы работы

электрический чайник, авто-дизайн

План работы

...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский