Бра (компании Gallery Vetri d'Arte, 2008 год)
Комментарий Т.Ю. Быстровой:
Неплохо. На онтологическом уровне человек не может воспринимать "значение" цвета, а реагирует на сам цвет. Связь с барокко - это слишком широко. Есть хорошо известные традиции итальянских светильников и дизайна, многократно описанные. Очень важно отсутствие драматизма, свойственного барокко, а также витальность и образность формы. Вы им внимания не уделяете. 4
работу выполнил: Шутемова Екатерина Владимировна, 501 группа
- Введение
- Первое впечатление
- Рисунок
- Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
- Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
- Основная часть
- Культурологический анализ продукта дизайна
- Смысловая структура продукта дизайна
- Анализ названия или концепта (не обязательная часть)
- Заключение
Введение
Объект анализа
Как-то раз я случайно проходила мимо галереи света около дома, и взгляд зацепился за бра внушительных размеров и интересной формы. «Какая красота»- подумала я, и возникло ощущение, что это моя вещь. Первым впечатлением была радость от любования прекрасным.
Сначала взгляд останавливается на очертаниях, форме. Возникло ощущение восторга, торжественности, солнечности. Потом начинаешь присматриваться к деталям, материалу.
С течением времени возникает небольшой диссонанс восприятия цвета и материала. С одной стороны, холодность металла, а с другой – теплый свет от лампы.
Первое впечатление
Как-то раз я случайно проходила мимо галереи света около дома, и взгляд зацепился за бра внушительных размеров и интересной формы. «Какая красота»- подумала я, и возникло ощущение, что это моя вещь. Первым впечатлением была радость от любования прекрасным.
Сначала взгляд останавливается на очертаниях, форме. Возникло ощущение восторга, торжественности, солнечности. Потом начинаешь присматриваться к деталям, материалу.
С течением времени возникает небольшой диссонанс восприятия цвета и материала. С одной стороны, холодность металла, а с другой – теплый свет от лампы.
Рисунок
Рисунок 1: Бра (настенный светильник)
Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
Поисковая система Google.com выдает 194 000 ссылок на словосочетание «настенный светильник», «бра» - 958 000 ссылок. Модель выбранного мною светильника сопровождается такими характеристиками как «элегантный», «изысканный», «декоративный», «оригинальный», «классический».
Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
1. Баба без прикрас, как светильник, что погас.
2. Пословица: "Ясен светильник пред каждым, показывая, где таится истина"
3. «Поистине душа - божественный светильник,
И свет наук она, себя сжигая, льет».
Ибн Сины (Авиценны)
Культурологический анализ продукта дизайна
Культурологическая "вертикаль"
На протяжении многих столетий светильник рассматривался как неотъемлемый элемент интерьера жилища. Историческая эволюция светильников породила огромное разнообразие форм. Большинство форм изобретены довольно давно. Но лишь знание первообраза придает этой вещи дополнительную ценность в глазах человека (потребителя).
Самым первым источником искусственного света был очаг. Таким образом, первоначально жилое помещение освещалось одним источником, находящимся в центре. Необходимость в дополнительном боковом освещении возникла одновременно с потребностью человека самовыражаться в наскальных росписях. В работе ему помогал факел, который устанавливался в щели между камнями. В Средние века для укрепления факела на плоскости стены стали применяться кованые зажимы. Именно это нехитрое устройство послужило прообразом бра. Первообраз формы представленного бра отсылает нас в XVI – начало XVII века в Италии, где зародился стиль барокко.
Формы Барокко (итал. barocco, букв. – странный, причудливый) – стиль европейского искусства и архитектуры 17-18 веков. Барокко связанно с дворянско-церковной культурой зрелого абсолютизма, тяготевшего к торжественному «большому стилю», в тоже время отразило антифиод. устремления, прогресс (представление о сложности, многообразии, изменчивости мира). Барокко свойственны контрастность, напряженность, динамичность образов, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии. Для архитектуры барокко характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. В этот период с развитием строительства и архитектуры появились многочисленные крупные особняки с богатой отделкой интерьера. В больших залах верхний свет дополняется опоясывающим рядом боковых светильников (бра). В декоративных деталях светильников барокко преобладала изогнутая линия, как в стеклянных, так и в металлических частях, которым придавали обычно форму изломанной ветки. Пластичные формы украшений, витиеватые и сложно переплетенные орнаменты создавали некую возвышенность и объемность, торжественность и величие. Искусственный хрусталь играл основную роль в декоративном оформлении бра благодаря его блеску и лучеприломляемости, создающей игру света.
По-моему мнению, дизайнер бра, на 100% воплотил идею совмещения элементов классического стиля барокко и современности, что придает этой вещи элегантность и изысканность.
Культурологическая "горизонталь"
Представленный настенный светильник (бра) был создан в 2008 году известной итальянской фирмой GALLERY VETRI D'ARTE.
В связи с тем, что в производстве вещей сегодня превалирует массовость, вещи начинают терять свою индивидуальность, обездушиваются. Поэтому мода на эксклюзивные вещи, созданные известными итальянским мастерами, придают особую, острую актуальность бра.
Сегодня на рынке можно найти дешевые китайские копии представленного бра. Они разрушают историю создания этой вещи, коверкают и извращают вкус, сознание потребителей.
Сегодня мы можем наблюдать тиражирование дизайнерских настенных бра за счет удешевления материалов. Из-за этого может потеряться острый актуальный смысл вещи.
Для того, чтобы подчеркнуть статусность, продемонстрировать социальное положение в обществе современный потребитель выбирает дорогие вещи, подчеркивающие его эстетический вкус.
Более того, итальянские дизайнеры сегодня диктуют всему миру модные тенденции в дизайне интерьера. Дизайнерские итальянские вещи отличаются высоким качеством, которое обеспечивается с одной стороны огромным опытом итальянских мастеров, а с другой - применением новейших технологий.
Светильник от компании Gallery Vetri d'Arte передает элегантность классических форм благодаря своему современному дизайну, который основывается на старинных традициях и мастерстве венецианских стеклодувов.
Философия компании: «Искусство и технология создания нечто нового: горизонта света, который объединяет прошлое и настоящее время, предусматривает традицию и открывается для современности. Классический, уточненный стиль сочетается с современным видением, свобода формы и использование новых и старых материалов».
Ссылка: www.galleryvetridarte.com
Смысловая структура продукта дизайна
Онтологический смысл
«Цвета – деяния света»
Гете
Психологическое воздействие вещи на человека осуществляется посредством цвета, фактуры, линий или их сочетаний, ритма и, конечно же, формы.
Анализ бра я начну с анализа цвета. Это вещь интересна тем, что у нее нет цвета как такового. Хромированный металл серого цвета создает эффект серебра.
Значение серого цвета - официоз, консерватизм, утонченность. Значение серебряного цвета - тонкость, роскошь. Он выходит из серого, выражает стремление к свободе и попытку преодолеть все ограничения. Положительные характеристики: проникновение, беспристрастность, плавность. Серебряный цвет освобождает от эмоциональной скованности, отличается способностью проникать везде. Серебряный цвет часто связывают с лунной дорожкой. Человек, любящий этот цвет, не приемлет ответственности. Это говорит о том, что человек, приобретающий эту вещь, утонченная, романтичная натура, мягкий, мечтательный.
Свет. Свет позволяет быть миру таким, какой он есть. Создает ощущение позитива. Окружение светом создает эффект ирреальности, который использовали в своей работе византийские иконописцы. Свет струиться сквозь листья, чья прозрачность и «чистота» не препятствуют восприятию света и сосредотачивают все внимание на нем, при этом сама форма вещи становиться более очерченной. Свет дает ощущение единого, целостного образа бра, оживляет его.
Блеск. Способность блеска отражать свет, делает отдельные детали мерцающими, приковывающими к себе взгляд человека. Блеск естественно связан с представлениями о гладкости, что влечет за собой цепочку ассоциаций, - от чистоты до высокотехнологичности, от холодности до зеркальности. В данном случае мы видим металлический блеск ветвей, отражающий свет от ламп. Холодный блеск металла говорит о спокойном нраве, современности, строгости этой вещи и ее владельца.
Прозрачность. Прелесть прозрачности заключается в ее возможности создавать почти невидимую, но ощутимую границу. Прозрачные листья свободно пропускают свет, но он не достижим. Возникает иллюзия открытости, доступности.
Гладкая фактура металла и грани стекла делают преломляющийся свет более мягким.
Форма. Данная вещь организованна, имеет активную форму. Это форма состоит из круга, точки и линии. В основе всей конструкции лежит круг.
Круг – это совокупность, совершенство, единство, вечность. Это символ полноты, законченности, который может заключать в себе идею постоянства и динамизма. Круговое расположение ламп бра устремляет все наше внимание к центру круга. В силу бесконечности круга человеческий глаз обладает способностью достраивать, дописывать в воображении круглые формы, что мы и наблюдаем при взгляде на бра. Симметричное расположение линий, выходящие из одной точки, образуют круг. Волнистые линии ветвей создают ощущение динамизма, движения, роста. Ритм волнистой линии, создает положительные эмоции, оживляет композицию.
Точка в этой вещи является центром, символизирует единство. Точка - последняя граница постоянно уменьшающегося круга (отсюда динамизм). Через постепенное расширение она производит круг, путем увеличения точка овладевает плоскостью и определяет ее.
Главный формообразующий прием – стремление вперед, движение по кругу. В данном случае «активная форма создает красоту» (платоновская теория).
Портрет потребителя (аудитории): Это образованный человек, целеустремленный, состоятельный. Возраст от 25-50 лет, в основном женщины.
Обладатель утонченного вкуса, мечтатель, со спокойным характером. Любит роскошь, комфорт. По психологическому типу – это визуал, он любит созерцать.
Функциональный смысл
Вещь всегда является ответом на определенную потребность человека. Освещение для создания целостного образа, стиля почти так же важно, как и мебель. С одной стороны освещение несет основное функциональное назначение – дает свет, с другой - моделирует пространство. Бра выполняет эстетическую функцию – выступает в качестве декоративного элемента в интерьере с одной стороны, а, с другой стороны, позволяет наполнить помещение мягким рассеянным светом. Но в данном случае, эстетическая функция превалирует, является главной. Эта вещь «привязывает» к себе освещаемое место, а, следовательно, и определенную группу мебели и требуют стилевого соответствия. Размер и красота бра позволяет заполнить пространство стены, создавая целостный образ.
Знаковый смысл
Человек, который приобретает эту вещь, хочет удовлетворить эстетическую потребность в первую очередь, получить удовольствие от созерцания.
Кроме того, красивая дизайнерская вещь подчеркивает статусность ее владельца. Итальянские люстры очень дорогие и позволить их себе может не каждый.
Также можно сделать вывод, что потребитель следит за модными тенденциями. Ведь Италия является законодателем моды и диктует современные тенденции в дизайне интерьера и одежды.
Духовно-ценностный (аксиологический) смысл
В данной вещи мы видим явное преобладание знакового смысла над аксиологическим. Дизайн бра соответствует ценностям своего владельца на всех уровнях. Отсутствует диссонанс восприятия вещи и ее смыслов.
Личностно-ассоциативный смысл
На личностно-ассоциативном уровне я представляю 2 образа: солнцем, лучи которого пробиваются сквозь ветки деревьев, и цветок. Создается ощущение зарождения новой жизни. Когда включается свет, бра оживает. На эмоциональном уровне наступает ощущение праздника, создается атмосфера торжественности.
Культурно-исторический смысл.
Искусственное освещение на протяжении многих веков осуществлялось свечами.
Более безопасные и удобные в эксплуатации, уже в XII в. в Древней Руси они применялись широко. Все осветительные приборы XVI-XVIIIвв. представляли собой различные конструкции, с прикрепленными к ним профитками, в которые вставлялись свечи.
По мере развития литейного дела в Киевской Руси еще в IX в. изготавливали хоросы, представлявшие собой подобие круглой чаши, подвешенной на цепях и обрамленной кольцом, в котором устанавливались свечи. Сложные и крупные светильники применялись главным образом в дворцах и домах богатых людей.
С развитием строительства и архитектуры в XVIIв. появились многочисленные крупные особняки с богатой отделкой интерьера. Все это вызвало необходимость в новых более эффективных светильниках, которыми явились “стенники”. Стенники представляли собой блестящие медные плоские или вогнутые отражатели круглой, восьмиугольной или фигурной формы с прикрепленными к ним свечниками, которые вешали на стену.
Появление электрического освещения в начале 80-х годов XIXв. пришлось на время стилевого хаоса. Новый способ производства повлек за собой появление новых материалов и технологий. Стремление буржуазии к аристократической респектабельности своего жилища возродило интерес к антикварным изделиям и привело к возрождению в архитектуре и мебели исторических стилей разных эпох. Однако передовыми художниками и архитекторами того времени уже были начаты интенсивные поиски новых путей, которые привели к возникновению стиля модерн, носившего откровенно декоративный характер.
В дизайне современных осветительных приборов мы видим лишь отголоски прошлых времен, элементы стилей в сочетании с современными материалами и тенденциями моды.
Культурно-символический смысл.
Наиболее четко считывается символ круга. Все элементы бра подчинены этому символу. Круг символ целостности, непрерывности, цикличности. Круг связан с определенность места, обозначенностью, отсюда – покоем, уютом.
Второй символ: Солнце - древнейший космический символ, известный всем народам, означает жизнь, источник жизни, свет. На исходе римской эпохи многие божества наделялись солнечными характеристиками (Митра, Христос). Солнце — даритель света и жизни, правитель верхнего и нижнего мира, которые он обходит во время своего суточного обращения: «Хотя ты находишься далеко, твои лучи падают на землю; хотя ты пребываешь на лицах людей, твои следы невидимы»; «Мир существует через тебя», — гласят гимны Эхнатона, обращенные к солнечному богу Атону.
Расположение ламп в виде круга символизирует солнце. Солнце как символ возрождение, жизни. Когда мы зажигаем лампу, мы рождаем жизнь.
Художественно-образный смысл
Художественный образ вещи не однозначен. При первом восприятии формы мы видим цветок.
Цветок – воплощение красоты, жизни, динамики. Желание им любоваться. В сочетании с божественной природой огня (свет от ламп), бра в виде цветка выводит нас на неоднозначные и весьма интересные смыслы.
Второй образ, который неизменно следует после того, как начинаешь присматриваться к деталям – солнце, пробивающееся сквозь ветки деревьев. Солнце как символ света, радости, зарождения жизни.
Актуальный смысл
Настенный светильник в современном интерьере – это прежде всего декоративный элемент. С помощью него можно подчеркнуть архитектурное решение, расставить акценты или скрыть изъяны. Итальянские дизайнеры диктуют нам модные тенденции в интерьере. И компания Gallery Vetri d'Arte не исключение. Классическая тема в дизайне интерьера никогда не будет исчерпана настолько, чтобы потерять свою актуальность и наскучить. А грамотное сочетание с современными тенденциями и материалами, всегда найдет свое место в интерьере, создавая неповторимый, индивидуальный образ.
Выводы
В качестве объекта исследования был проанализирован настенный светильник (бра). В процессе исследования первоначальное впечатление дополнилось дополнительным смысловым уровнем. Что позволило более четко обрисовать обладателя вещи. Важность функциональных характеристик, которые несет светильник с древних времен, уходит на второй план. Эстетическая функция создает основную смысловую нагрузку и полет для фантазии потребителя.
Заключение
После глубокого смыслового анализа вещи диссонанса и разочарования не произошло. Я только еще раз убедилась, что это действительно «моя вещь». Первое впечатление о вещи оставило настолько глубокий след, что поначалу было достаточно сложно абстрагироваться от личного эмоционального восприятия и объективно проанализировать бра. Функциональное и эстетическое назначение вещи изначально заложенное компанией-производителем полностью совпала с потребностью и восприятием потребителя.
Список литературы
- 1.Быстрова Т.Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна. Екатеринбург, Издательство Уральского университета, 2001.
- 2.Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. М., 1994.
- 3.Большой энциклопедический словарь. М: Издательство «Советская энциклопедия»
- , 1993 г.
- 4.www.rosdesign.com/design/kolorofdesign.htm
- 5.www.dpholding.ru/catalog/?action=showfirm&id=126
- 6.www.arthistory.ru/baroque.htm
- 7.www.wikipedia.org/wiki/Барокко
- 8.www.gardenweb.ru/stil-barokko
- 9.www.megatavr.com/rus/articles/index.php?art=16
- 10.www.slovar.plib.ru/dictionary/d23/814.html
- 11.www.attik-design.com/publ/92-1-0-1890
Причина обращения к теме
Настенный светильник (бра) был выбран совершенно случайно. Как то раз я проходила мимо галереи света и случайно увидела эту лампу сквозь витрину. Я просто влюбилась в эту вещь. Но так как купить я ее не смогла, это был единственным способ сохранить эту вещь у себя (пусть даже на фото).
Данную работу можно предложить
Я думаю, этот материал можно предложить компаниям, которые занимаются продажей светильников, в качестве материала на сайт и для рекламных буклетов. Например, «Галереи света», где я увидела это бра.
Ключевые фразы работы
Бра, стиль барокко, настенный светильник
План работы
- Введение
- Первое впечатление
- Рисунок
- Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
- Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
- Основная часть
- Культурологический анализ продукта дизайна
- Смысловая структура продукта дизайна
- Анализ названия или концепта (не обязательная часть)
- Заключение
но не вещь.
Иосиф Бродский