Fiat Grande Punto
Комментарий Т.Ю. Быстровой:
работу выполнил: Родыгина Татьяна Игоревна 6СО
- Введение
- Первое впечатление
- Рисунок
- Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
- Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
- Основная часть
- Культурологический анализ продукта дизайна
- Смысловая структура продукта дизайна
- Анализ названия или концепта (не обязательная часть)
- Заключение
Введение
Объект анализа
Всё познаётся в сравнении. Как-то раз, я проходила мимо парковки, и мой взгляд невольно зацепился за автомобиль выделяющейся среди других машин чувством меры. Если одни автомобили были разлаписто-приземисты, другие кургузо-высокие, то это авто выделялось пропорциями золотого сечения. Присмотрелась к шильдику и прочитала «FIAT». Понятно, сделано на родине Рафаэля и Микеланджело. Уже потом я узнала, что к дизайну этой машины приложил руку знаменитый маэстро Джуджаро – дизайнер роскошных и элегантных «Мазератти». В течение последующих дней, когда я проходила по своим делам мимо парковки, мой взгляд отдыхал на этой машине. Здесь не было невнятных или наоборот кричащих линий. Лёгкий силуэт против тяжеловесности немецких машин, сдержанность и элегантность против щеголеватости (которая в отдельных элементах доходит до выспренности) французских авто. Дружелюбие против агрессивности американцев, самодостаточность против вторичности (а в крайних проявлениях – кричащей дурновкусице) азиатских машин. Симпатичный для меня девиз: «Лучше быть, чем казаться», сполна был воплощён во внешнем облике этой машины.
Первое впечатление
Всё познаётся в сравнении. Как-то раз, я проходила мимо парковки, и мой взгляд невольно зацепился за автомобиль выделяющейся среди других машин чувством меры. Если одни автомобили были разлаписто-приземисты, другие кургузо-высокие, то это авто выделялось пропорциями золотого сечения. Присмотрелась к шильдику и прочитала «FIAT». Понятно, сделано на родине Рафаэля и Микеланджело. Уже потом я узнала, что к дизайну этой машины приложил руку знаменитый маэстро Джуджаро – дизайнер роскошных и элегантных «Мазератти». В течение последующих дней, когда я проходила по своим делам мимо парковки, мой взгляд отдыхал на этой машине. Здесь не было невнятных или наоборот кричащих линий. Лёгкий силуэт против тяжеловесности немецких машин, сдержанность и элегантность против щеголеватости (которая в отдельных элементах доходит до выспренности) французских авто. Дружелюбие против агрессивности американцев, самодостаточность против вторичности (а в крайних проявлениях – кричащей дурновкусице) азиатских машин. Симпатичный для меня девиз: «Лучше быть, чем казаться», сполна был воплощён во внешнем облике этой машины.
Рисунок
Рисунок 1: Fiat Grande Punto
Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
Результатов: примерно 15 300 000
чаще всего сопровождается характеристиками: динамичный, одна из самых популярных моделей,Самой неповторимым автомобилем в модельном ряде Fiat
Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать.
Автомобиль - любимая игрушка взрослых мужчин
Культурологический анализ продукта дизайна
Культурологическая "вертикаль"
Знаменитое восклицание Остапа Бендера: «Автомобиль не роскошь, а средство передвижения» опровергалось, и будет опровергаться жизнью, да средство передвижения, но передвижение именно с роскошью, иначе это плохой автомобиль. Желание передвигаться с удобствами издревле было присуще человеку. Но позволить себе, это могли немногие. Первообраз современного автомобиля, не телега, не лошадь, а паланкин переносимый рабами. И сегодня одной из основных характеристик интересующих покупателя легкового автомобиля является плавность хода и тишина в салоне. Минуя колесницы, арбы и другие повозки, мы переходим к рессорной карете, иными словами опять к небольшому кругу избранных. Первые автомобили, это рессорные ландо с моторчиком. Понимание того, что лошадь и кучер спереди, а багаж сзади, настолько впитались за столетия в наши кровь плоть, что эта компоновка (двигатель, салон, багажник) является определяющей для подавляющего большинства современных легковых автомобилей.
Культурологическая "горизонталь"
Сегодня передвигаться с удобством могут себе позволить если не все, то очень многие, и проблема только одна: Что выбрать? Сразу встаёт вопрос, из какой ценовой категории выбрать автомобиль? Фиат Grande Punto относится к категории недорогих машин. Это городская малолитражка – самый массовый сегмент мирового автомобилестроения. Разумеется, уровень конкуренции наиболее высок именно в этом сегменте. Не только соотношение «цена – качество», важно для потребителей, но и безпроблемность дальнейшей эксплуатации во всех аспектах: стоимость запчастей, стоимость обслуживания и ремонта, экономичность. Да и возможность похвастаться перед друзьями, также определяет выбор. Про внешность этой машины я уже говорила — она хороша, легка и динамична. Снаружи Grande Punto выглядит намного более «горячим» хэтчбэком, чем он есть на самом деле. А вот внутри всё хоть и стильно, но вовсе не по-гоночному — обыкновенный добротный и красивый салон. На сиденьях и передней панели Grande Punto — симпатичные светло-голубые вставки. Мягкий пластик в автомобиле можно даже и не искать, но тот, что есть, выглядит очень качественно. И собрано всё аккуратно — зазоры ровненькие, а при езде ничего, кроме оставленного в багажнике хлама, не гремит. Однако претензии к эргономике и обзорности есть. Маленький и «рельефный» кожаный руль так и просится в руки. Но, немного порулив, начинаешь думать, что приливы под правильный хват на нём делались не для людей, а для дизайна — выглядят классно, но держаться за них не очень удобно. Рычаг КПП расположен высоко и слишком близко к водителю, а треугольные передние стойки довольно успешно перекрывают обзор в повороте. Но в целом (и главном) — интерьер нравится. К тому же диапазоны регулировок хороши, а руль можно настроить и по высоте, и по вылету. Поэтому усесться удобно можно без проблем. Радуют всякие мелочи: обильно разбросанные по рулю кнопки, удобный информационный дисплей и возможность настроить многие функции машины под себя. Хорош и двухзонный климат-контроль, который на машинах такого класса пока встречается не так уж часто. В общем, когда привыкнешь к Grande Punto, то он станет автомобилем, который не напрягает. Низкий расход топлива, как говорят в народе: «машина бензин только нюхает». В заключение добавлю, что Grande Punto чуть комфортней многих, чуть дороже немногих, безусловно, красивей всех своих одноклассников.
Смысловая структура продукта дизайна
1. Онтологический смысл
«Онтология в своем классическом понимании есть знание о предельно общем». На этом уровне смысла следует рассмотреть чувственный аспект взаимоотношений вещи и человека. Данная вещь структурно организована, имеет активную форму. Здесь можно наблюдать сочетание форм, цвета, блеска, фактуры. При этом отмечу, одинаково важно качество не только объекта, но и субъекта, то есть качество того кто оценивает. Это как со слухом, если он есть услышишь, а если его нет, то слышен только ритм барабанов, а вся прелесть адажио Иоганна Георга Альбрехтсбергера будет недоступна. Я выбрала чёрную машину. Чёрный цвет скрывает стыки и зазоры. Машина выглядит более цельной. И потом чёрный цвет это графика, это как бы отсутствие цвета, который мог бы отвлекать от формы объекта. А форма машины упруга и одновременно мягка, по ней хочется провести ладонью, погладить, как гладишь кошку. Присутствуют затаённые женственность и грация, они раскрываются не сразу, машину хочется оглядывать с разных ракурсов, взгляд не устаёт любоваться.
2. Функциональный смысл
Машину покупают не только для того, чтобы доехать из пункта «А» в пункт «Е». Феномен и притягательность личного авто в том, что при передвижении в пространстве и времени сохраняются уют, обособленность, защищённость от окружающей среды. Человек созерцает меняющийся ландшафт, никак с этим ландшафтом не сопрягаясь. Это совпадает с изначальной претензией человека быть над природой. Это вызывает улыбку, но находясь в такой отстраненности от реальности, человек попадает в грёзы, его как бы «рабы несут в паланкине», говоря вульгарно: «Жизнь удалась». В этом, повторюсь, и состоит прелесть личного авто.
3. Знаковый смысл
Если коротко, то знаковый смысл владельца легкового автомобиля сводится к его социальному статусу. Покупая машину, люди платят, условно говоря, половину, не за механизм и дизайн, а за статус. Grande Punto позволяет своему владельцу, чувствовать себя чуть дороже тех денег, которые он отдал за машину.
4. Аксиологический смысл
Аксиологический смысл вещи схож с уровнем знаковым смыслом, но более личен и индивидуализирован, по поговорке: «Расскажи, кто твой друг и я расскажу, кто ты». Через аксиологический смысл вещь демонстрирует познания и представления человека об окружающем его мире, об отношении к этому миру, о шкале ценностей. Я уже говорила выше, чем привлекла меня эта машина. Может, повторюсь, но добавлю, Grande Punto привлёк меня лаконичностью и цельностью образа, в нём нет эклектики, мишуры и блёсток, вычурной красивости. При этом он не выглядит уныло и бедно. Уют и функционал на достойном уровне.
5. Актуальный смысл
Актуальность такая же, как у всех машин этого класса. Удобство парковки, экономичность, функциональность. В этом смысле Grande Punto не выделяется из своего сегмента. Он полностью находится в русле современных тенденций автомобилестроения.
6. Культурно-исторический и культурно-символический смыслы
Поиск культурно-исторического смысла состоит в отслеживании корней, истоков зарождения протовещи, и ее изменения с течением времени. О паланкине переносимом рабами, рессорной карете я уже говорила. С изобретением паровой машины, появились самодвижущиеся повозки разнообразных типов и назначений, но как индивидуальное и комфортабельное средство передвижения распространения не получили. Появилась коллективная, с достаточным комфортом, возможность перемещения – пароходы, поезда. Только с изобретением компактного двигателя внутреннего сгорания у отдельного человека появилась возможность выделить свой эгоизм из эгоизма толпы. На уровне культурно-символического смысла автомобиль даёт человеку большую степень свободы и независимости от других, при перемещении в пространстве, и как следствие, иллюзию свободы и независимости от ситуаций. Возможность покинуть печаль, возможность эмоционального обновления. Как поёт Люба Успенская: « А я сяду в кабриолет и уеду, куда нибудь, Ты вдруг вспомнишь, а меня здесь нет…».
7. Личностно-ассоциативный смысл
Этот смысл изначально дизайнером не заложен. Он возникает в процессе эксплуатации машины. Многие дают своим авто ласковые имена, и наоборот уничижительные прозвища. Одушевляют неодушевлённый предмет. Разговаривают с предметом, предполагая в нём характер. Более того, хотят добавить характерных черт - имеют место разнообразный тюнинг и аэрография.
8. Художественно-образный смысл
На капоте советского автомобиля «Волга» стояла фигурка отталкивающегося от поверхности оленя. На капоте Роллс-ройса фигурка Ники – богини свободы. Возможность освобождения, возможность сменить горизонт, путешествие и связанные с этим приключения и вытекающее из этих приключений обновлённое состояние души. Свобода, дающая полноту и радость жизни.
Выводы
Я исследовала легковую малолитражку «С» класса произведённую автомобильным концерном FIAT. Это товар массового потребления, тем не менее, он содержит в себе множество скрытых смыслов. Некоторые из этих смыслов были вложены в вещь дизайнером сознательно, некоторые, возможно, подсознательно. И совершенно иные смыслы проявляются или могут проявится в процессе ее эксплуатации пользователями.
Заключение
Впервые когда я увидела Grande Punto, подумалось вот недорогая, но достойная машина для женщины. Она как элегантное платье, в котором удобно работать в офисе, и не стыдно появиться на вечеринке. Каково же было моё удивление, когда я убедилась, что немало мужчин, причём разного возраста предпочитают эту малолитражку. Считаю, что основные покупатели этой машины жители города и его пригорода. Люди со средним достатком, ценящие не только практичность, но и эстетику вещи, тяготеющие к определённому уровню комфорта и готовые за это доплатить. Но это люди не массовой культуры, во всяком случае, у нас в России. Это люди, уважающие личное пространство и независимость суждений, а таких не так много. Рискну предположить, что по этой причине продажи Grande Punto не приобретут массовый характер.
Список литературы
- 1. Быстрова Т.Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна
- 2. Ганс Бидерманн "Энциклопедия символов". М., Изд-во "Республика", 1996
- 3. И.Л. Соломин "По ту сторону теста Люшера"
Причина обращения к теме
При множестве частных определений дизайна, выработанных в западной литературе, наибольшей четкостью отличается определение, принятое в 1964 году международным семинаром по дизайнерскому образованию в Брюгге: "Дизайн - это творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделия, но главным образом те структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое, как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя". Промышленный дизайн как вид деятельности включает в себя элементы искусства, маркетинга и технологии.
Данную работу можно предложить
Потенциальным покупателям в виде рекламы
Ключевые фразы работы
Fiat Grande Punto, категория недорогих машин,маленький и «рельефный», женственность и грация
План работы
- Введение
- Первое впечатление
- Рисунок
- Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
- Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
- Основная часть
- Культурологический анализ продукта дизайна
- Смысловая структура продукта дизайна
- Анализ названия или концепта (не обязательная часть)
- Заключение
но не вещь.
Иосиф Бродский