Объект анализа – заварной чайник Sorapot, дизайнер Джоем Ротом (Joey Roth) .
Комментарий Т.Ю. Быстровой:
работу выполнил: Глинских Екатерина Владимировна гр. СО5
- Введение
- Первое впечатление
- Рисунок
- Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
- Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
- Основная часть
- Культурологический анализ продукта дизайна
- Смысловая структура продукта дизайна
- Анализ названия или концепта (не обязательная часть)
- Заключение
Введение
Объект анализа
Я- любитель почаевничать. А лучший способ получить вкусный и ароматный чай, как известно, это заварить его в чайничке и дать настояться. Я видела много разных чайников, но этот пробудил во мне бурю эмоций. Этот заварной чайник совсем не похож на знакомые до боли «вертикальные» чайники. Совершенно нелогичная форма, выбранная дизайнером Джоем Ротом (Joey Roth), ни капельки не соответствует понятиям британцев о традиционных заварных чайниках. Какой дизайн, какая форма, и эти листики, плавающие в стеклянном стакане... Великолепный сплав стекла и металла выглядит чарующе. И как можно не любить чай, не понимаю. Сам процесс его готовки уже заставляет влюбиться в этот божественно вкусный напиток.
Первое впечатление
Я- любитель почаевничать. А лучший способ получить вкусный и ароматный чай, как известно, это заварить его в чайничке и дать настояться. Я видела много разных чайников, но этот пробудил во мне бурю эмоций. Этот заварной чайник совсем не похож на знакомые до боли «вертикальные» чайники. Совершенно нелогичная форма, выбранная дизайнером Джоем Ротом (Joey Roth), ни капельки не соответствует понятиям британцев о традиционных заварных чайниках. Какой дизайн, какая форма, и эти листики, плавающие в стеклянном стакане... Великолепный сплав стекла и металла выглядит чарующе. И как можно не любить чай, не понимаю. Сам процесс его готовки уже заставляет влюбиться в этот божественно вкусный напиток.
Рисунок
Рисунок 1:
Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
Поисковая система Yandex, по запросу «современный заварочный чайник» нашла 64 тыс. ответов.
Поисковая система Google, по этому варианту нашла 61 тыс. ответов.
На Mail.ru нашлось 34 тыс
Выражения, связанные со словосочетанием «современный заварочный чайник»:
- необычный
- красивый
- термостойкий
- эстетичный
Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
1. Пузатый чайник я люблю!
Он жарким делом занят,
Свистит он песенку свою
И крышкой барабанит!
2. Пых-пых, весёлый вкусный пар
Из чайника летит, как шар,
А иногда из носа
Торчит, как знак вопроса.
3. Пузатый чайник знаменит
В любое время года,
Особенно когда стоит
Неважная погода.
4. кто над чайником стоит, у того он не кипит;
5. Hе пей из чайника - чайником станешь.
6. Именно чайники развивают самую кипучую деятельность.
7. Анекдоты
Подруга поехала на дачу. И вот в электричке ее начинает клинить - выключила она чайник или нет. Дома спит муж, ему на работу днем. Мобил тогда еще не было, а ехать прилично. Решает попросить попутчиц кто раньше выходит позвонить и попросить выключить. Две тетки соглашаются, типа "не 100%, но постараюсь". А дальше со слов мужа:
Встаю. Полусонный иду ставлю чайник. Звонок.
- Здрасти, Коля Николаев?
- Да.
- Выключите чайник.
В анабиозе иду выключаю.
Бреюсь в ванной, потихоньку прихожу в себя и фигею.
Иду ставлю чайник. Звонок.
- Здрасти, Коля Николаев?
- Да.
- Выключите чайник.
Окончательно офигев, иду выключаю. Сижу на кухне и туплю. Да что ж за лажа такая?!?!?!?!? Ставлю чайник. Звонок. Жена любимая:
- Коль, привет, ты чайник выключил?
Чукча пошел в тайгу, на медведя охотится. Неделю бродил, потом видит – большая берлога, темно, глубокая значит. Ну он взял шашку тротиловую и кинул в берлогу – авось медведь не убьется, так выскочит. Из берлоги, дико гудя вылетает поезд и сбивает чукчу. Месяца через три чукчу из больницы домой выписали. Приезжает он, а жена на кухне чайник поставила, да не простой чайник, а со свистком. Чайник засвистел, чукча ружье и разнес чайник с двух стволов выстрелив. – Убивать этих зверей нужно, пока маленькие.
Загадки:
Хоть и задрал он кверху нос,
Но это вовсе не всерьёз.
Ни перед кем он не гордится,
Кто пить захочет – убедится.
Закипит - исходит паром,
И свистит, и пышет жаром,
Крышкой брякает, стучит: -
Эй! Сними меня! – кричит
… И, вскипев от ревности, чайник отключился.
Культурологический анализ продукта дизайна
Культурологическая "вертикаль"
Заварной чайник — посуда для заливания чайных листов (в том числе в чайном пакетике) горячей или кипящей водой с целью приготовления чая. Обычно заварные чайники имеют открывающийся верх — крышку, через который засыпается чайный ингредиент и заливается вода, и длинную, полую, изогнутую трубку — носик, через который и разливается чай. Маленькое отверстие в крышке обычно служит для того, чтобы из носика не капала вода при заполнении чайника. Часто, по старой русской традиции, заварные чайники накрывают т. н. «чайной бабой», чтобы содержимое не остывало слишком быстро.
История возникновения заварочного чайника.
В начале шестнадцатого столетия чай впервые попал в Европу, да не один, а со своим верным другом заварочным чайником. Небольшой горшочек, рассчитанный только на одну порцию чая, назывался Воссаго (в переводе с португальского, "большой рот", также - имя демона). Некоторые считают, что именно вассаго стал прообразом современного заварочного чайника.
В создании чайника, каким мы его знаем мы с вами, сыграло роль слияние двух веяний, достигших Европы в середине XVII века. Первое, связано с вечным соперником чая - кофе, а точнее, с исламским кофейником. Знакомство европейцев с этим предметом пришлось как раз на то время, когда кофе-дома, появившиеся в Европе и Англии, пользовались большой популярностью. Второе ? с китайскими сосудами для вина, служившими упаковкой для чая при его перевозке и были заморской диковинкой. Таким образом, чайник является неким синтезом кофейника и винного сосуда, унаследовав у последнего свою шарообразную форму.
Первые экземпляры европейских чайников были достаточно неудачными: тяжеловесные и неудобные, из керамики довольно грубого изготовления, они не шли ни в какое сравнение с изящными изделиями китайских мастеров. Еще долгое время Китай оставался основным источником фарфора. Вест-индская компания импортировала его в огромных количествах.
В начале XVIII века немецкие, а затем и английские мастера научились производить фарфор, по качеству не уступающий китайском. Началось его массовое производство на мануфактурах.
Немного позднее в Европе появилась чайная посуда из металла. Изысканные столовые приборы из серебра были символом высокого социального статуса. Возникла мода на чайные сервизы. Интересно и то, что чайник в этих сервизах не имел постоянной формы, первоначально шарообразный, на какое-то время он стал прямоугольным, а затем овальным. Естественным недостатком серебряных чайников было то, что они сильно нагревались, в том числе ручка. А это сказывалось на вкусе чая. Одновременно появились оловянные чайники, как более дешевый вариант для тех, кто не мог позволить себе дорогие серебряные.
В конце XVIII века чайник приобрел все свои основные черты, которые сохраняет и сегодня.
В начале XX века наметилась тенденция к упрощению форм, целенаправленное развитие их в пользу повышения функциональности. Продолжали развиваться классические направления, сказывались витавшие в то время дизайнерские идеи: кубизм Корбюзье, позднее Art Decoс с философией "Машина как предмет искусства".
Вторая мировая война и последовавший за ней глубокий кризис и депрессия стали безвременьем для чайников. Последующие 50-е и 60-е годы были эпохой функционального модернизма. И лишь в 70-е оригинальный дизайн стал постепенно возвращаться, но это было лишь проявлением модернизма на более высоком уровне, 80-е стали своеобразным ренессансом, возвращением изящности и элегантности XVIII и XIX веков. Имитации классических сервизов занимали место в современных квартирах. Наряду с этим развивалось и новое поколение высоко функциональных заварочных чайников для повседневного потребления.
Наметившаяся в 80-е годы тенденция следовать классическим образцам плавно перетекла и в 90-е. Изящные чайные сервизы с изысканно декорированными чайниками имеют стабильный спрос у потребителей. Актуальны и формы, близкие к классическим.
Фарфор по-прежнему остается дорогим , а значит, востребованным остается дешевый и доступный заменитель фарфора - фаянс.
В современной Европе популярны металлические чайники, видимо, Они редко используются в быту, являясь принадлежностью ресторанов и баров. Обычно, такие чайники рассчитаны на 1-2 чашки чая, точнее, на один пакетик. Обычный листовой чай в них не заваривают. Выполнены такие чайники, как правило, из нержавеющей стали, отличительной чертой которой является то, что она полностью нейтральна по отношению к тому, что заполняет ее изнутри.
Стекло также является абсолютно нейтральным материалом, поэтому изготовленные из него заварочные чайники более чем популярны. Стекло, которое используется для чайников, жаростойкое. Именно в стеклянных чайниках часто используется конструкция, когда заварка не свободно плавает в кипятке, а находится в специальной воронке-фильтре, через которую в чайник заливается вода. Она может быть стеклянной с отверстиями или сетчатой, часто позолоченной. Это обеспечивает идеальную прозрачность чая, отсутствие в нем чаинок. Подобная конструкция в чайниках из других материалов применяется гораздо реже.
Новейшим веянием чайной моды можно считать чайник, предназначенный для заварки исключительно листового чая. В его емкости находится пресс, поршень которого изготовлен из сетчатого материала с диаметр чайника. Чаинки свободно плавают в воде, полностью отдавая свой аромат напитку. Потом нажимается кнопка на крышке. И... чаинки пойманы в своеобразную ловушку, прижаты к дну...
Глиняный заварочный чайник
По качеству материала одними из лучших считаются чайники из исинской глины (Исин город в Китае, где издревле делали чайники). Глиняные чайники долго не остывают и за множество заварок пропитываются чаем (нарабатываются) и начинают излучать чайный дух. Если прокрутить крышку не плотно ее закрыв, то глина издаст звук, и чем тоньше и более маталическим он будет , тем качество глины лучше.
Стеклянный заварочный чайник
Интересны стеклянные заварочные чайники, так как сквозь стекло можно наблюдать процесс заваривания чайных листьев.
Фарфоровый заварной чайник
Первые чайники из европейского фарфора были изготовлены в китайском стиле, который в Европе называли boccaro. Они были тяжелыми, с короткими прямыми носиками. Форма чайника могла быть практически любой - восьмиугольной, круглой, в виде белки, кролика или более экзотических животных – верблюда, обезьяны и др. Ручки фарфоровых чайников украшались фарфоровыми дельфинами, рыбами, птичьими головами. Однако, несмотря на веселый дизайн, качество таких чайников оставляло желать лучшего.
С XVIII века чай подешевел, и размеры фарфоровых чайников увеличились.
До 1920-х основным приоритетом в дизайне чайников была функциональность. Но в 30-х годах стали появляться чайники в виде гоночных машин, самолетов и даже танков и лишь в 1960-х они вернулись к своему «функциональному» внешнему виду. Вернулись лишь для того, чтобы в 70-х вновь послужить плацдармом для дизайнерских экспериментов (чайники в форме животных и космических кораблей были обычным делом). Десятилетие спустя заварники вновь возвращаются к элегантному дизайну 18-19 веков.
Культурологическая "горизонталь"
Сегодня, заварочные чайники существуют на любой вкус и цвет, все со своими особенностями и преимуществами. Сегодняшние заварники очень похожи на своих предшественников, но прогресс не стоит на месте. К тому же, многие люди, в целях экономии времени, могут предпочесть заваривать пакетированный чай. И им совсем может не понадобиться специальный чайничек. . Однако тут стоит отметить то, что те, кому больше необходим ритуал заваривания ароматного чая предпочитают заварники. Нужно сказать, что сейчас дизайн чайничков практически не изменился. В основном можно встретить их округлой формы, а реже овальные. Хотя дизайнеры всех времен и народов выдумывали и выдумывают различные формы для своего творения.
Смысловая структура продукта дизайна
Онтологический смысл.
На этом уровне мы рассмотрим эмоционально-чувственное восприятие вещи, то есть за счет каких средств вещь обращает на себя внимание.
Данный чайник имеет форму окружности. Окружность воспринима¬ется человеком положительно, прежде всего потому, что свя¬зана с его собственным "устройством", участвующим в осво¬ении мира. Обозревая его, глаз совершает круговое движе¬ние, движение по окружности. Определяя границы освоенно¬го, рука прочерчивает все ту же окружность. Разрозненные предметы соединяются в кругозоре человека в нечто целост-ное, единое, что является его миром. Поэтому круг восприни¬мается как целостное и единое. Кроме того, круг обозначает некий центр, место, из кото¬рого происходит восприятие мира и к которому устремляются наши впечатления. Положительное восприятие круга свойственно представи¬телям всех культур, начиная с древнейших времен. Круг с динамической точки зрения это воспроизведение Движения глаза или руки в процессе целостного постижения мира. Он говорит о возможных изменениях внутри уже изве¬стного. Колесо или овал представляют собой целостность, на¬полненную потенциальными изменениями.
Цвет
Через зрение Цвет оказывает дей¬ствие на душевное состояние, настроение, оценку объекта. Восприятие цвета складывается из:
- объективных физиологических реакций, общих для всех людей
- психологических реакций, эмоций. Эти реакции диктуются как психологическим состоянием человека в момент восприятия того или иного цвета, так и всем предшествующим развитием личности
- ассоциативных цепочек, как индивидуальных для каждого человека, так и продиктованных этническими и культурными традициями, модой, представлениями об идеале, престиже, ста¬тусе, социальном уровне и т.п.;
- символического значения цвета, формируемого различ¬ными культурными обстоятельствами.
Сочетание принципиально новой эстетики и традиционных выразительных цветовых решений — хром с темно-серым и прозрачность соотносят данный товар с чем- то современным, ультрамодным и продвинутым в технологии.
4.2.Функциональный смысл.
Функциональный смысл является столь же значимым для оцен¬ки вещи в системе дизайна, как и онтологический. Вещь всегда есть ответ на определенную потребность человека. Полнота удовлетворения этой потребности, соответствие эргономичес¬ким и экономическим показателям, удобство, комфорт тоже выступают критериями оценки.
Первый и наверное самый главный функциональный смысл любого заварного чайничка- приготовление ароматного, бодрящего напитка, путем правильного запаривания листьев чая. Но так как для многих важна сама церемония чаепития, то тут важно все. А значит от того как будет выглядеть сам чайник, из каких материалов он будет изготовлен, какие ассоциации он будет пробуждать будет зависеть и атмосфера за столом и настрой человека пьющего данный напиток. Так же заварник должен быть практичным в использовании, т.е. он должен обладать такими техническими характеристиками, чтобы шагать в ногу со временем. Например:
- ручка должна быть выполнена из такого материала, чтобы она не нагревалась.
- должно быть предусмотрено ситечко, чтобы чаинки не попадали в кружку.
- сам чайник должен эстетически радовать глаз.
- хотелось бы чтобы чайничек хорошо вписывался в интерьер кухни или гостиной.
4.3.Культурно-исторический смысл.
Поиск культурно-исторического смысла предполагает представление, с одной стороны, об исторических корнях, истоках вещи, с другой стороны, ее исторической ценности.
Заварочный чайник проходит через всю сознательную жизнь, пожалуй, каждого человека. Он меняет свои очертания с ходом времен, отражает пристрастия эпох, уровень изучения материала, из которого изготовлен. К заварникам добавлялись все новые и новые элементы (сеточки, пружинки, кнопки), но при этом смысл его оставался неизменным. И это самое главное.
4.4. Культурно-символический смысл.
Глядя на этот заварочный чайник, мы видим перед собой древне японский мотив, стоящий у истоков создания чайника. Но его стеклянные стенки, говорят нам о том, что это предмет современной жизни. Такое сочетание старого и нового времени оставляет в нашем сознании впечатление, к которому мы будем снова и снова возвращаться.
4.5. Актуальный смысл.
Актуальный смысл формируется в ходе оценки вещи с точки зрения моды, как в положительном, так и в отрицательном смыс¬ле. Сейчас в нашем прогрессивном и динамичном мире, где люди постепенно превращаются в роботов, очень мало внимания уделяется гармонии души человека. Как многим семьям не хватает тепла и доброты. А выход есть- надо лишь заварить в чайничке ароматный напиток. И его вкус растопит холодные сердца, приободрит разочаровавшихся и просто объединит всю семью за большим столом.
4.6. Знаковый смысл.
Знаковый смысл вещи связан с ее способностью показать принадлежность владельца к социальному слою. Заварной чайник– это вещь, которая «работает» только на потребителя, на его эмоциональное состояние. Этот предмет могут себе позволить многие люди т.к. данный вид продукции считается не дорогим. Но данный дизайнерский чайничек, будет не всем по карману. А значит статус потребителя можно считать высоким.
4.7. Духовно-ценностный смысл.
Простота, изящность, легкость, современность, стиль, гармония, целостность. Человек, имеющий такую вещь, мобилен, современен, знает себе цену и ценит качество, комфорт, простоту.
4.8. Личностно-ассоциативный смысл.
Для меня данный заварочный чайник- произведение искусства. Я люблю окружать себя красивыми, современными, стильными и практичными вещами. А относительно моей кухни он хорошо впишется в интерьер. Ассоциации возникают следующие: утро, бодрое настроение, желание поэкспериментировать и успеть все на свете. Прожить этот день так, чтобы запомнить на всю жизнь.
4.9. Художественно-образный смысл.
Этот чайник будет не просто предметом быта. Он будет центром притяжения. Рядом с ним захочется творить. В нем есть что- то космическое, неизведанное, благодаря чему все вокруг будет меняться и совершенствоваться. . Основания целостности вещи. Концепция.
Данная вещь на мой взгляд абсолютно соответствует своему предназначению. Это и определяет ее целостность.
Выводы
Данная работа была очень увлекательной. В ходе анализа, исследуемый мной объект (заварочный чайник Sorapot) не утратил для меня свой эстетичной привлекательности, первоначальное впечатление оказалось верным, а в последствии, даже приобрело более яркий и индивидуальный характер.
Заключение
Подробное изучение характеристик товара еще больше проявило во мне желание приобрести его. Как только у меня появится такая возможность, я обязательно это сделаю.
Список литературы
- www.interesnoochaye.ru
- www.zeremonia.ru
- www.novate.ru
- www.pcnews.ru
- photo.djournal.com.
- pogovorki.biz
- aphorism-list.com
Причина обращения к теме
Данный чайник мне не принадлежит, но я очень люблю подобные вещи. Увидев его, я не смогла оторвать взгляд. Захотелось узнать о нем больше, а в будущем приобрести.
Данную работу можно предложить
Печатные издания о домашних мелочах. Издания для людей изучающих кулинарию, сервировку стола. Для людей, занимающихся дизайном.
Ключевые фразы работы
стеклянный заварочный чайник
необычный чайник
современные чайники
перевернутый заварник
План работы
- Введение
- Первое впечатление
- Рисунок
- Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
- Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
- Основная часть
- Культурологический анализ продукта дизайна
- Смысловая структура продукта дизайна
- Анализ названия или концепта (не обязательная часть)
- Заключение
но не вещь.
Иосиф Бродский