taby27.ru о философии дизайне, имидже, архитектуре, у нас появился логотип!  


Моя первая встреча с роялем Bergmann произошла 14 лет назад, ровно через год обучения в музыкальной школе. Это был мой первый академический концерт перед публикой. На самом деле не происходило ничего страшного, обычный экзамен, где все ученики фортепианн

Комментарий Т.Ю. Быстровой:




работу выполнил: Шебалова Татьяна Сергеевна гр.5СО заочное

Введение


Объект анализа

Моя первая встреча с роялем Bergmann произошла 14 лет назад, ровно через год обучения в музыкальной школе. Это был мой первый академический концерт перед публикой. На самом деле не происходило ничего страшного, обычный экзамен, где все ученики фортепианного отделения должны исполнить небольшую концертную программу: небольшой этюд, вариация и соната. Но этот день запомнился мне на всю жизнь.
Так как сдающих экзамен было много, то все были выпроводены в коридор и , разбившись на маленькие «кучки», ожидали тот волнующий момент, когда приоткроются двери концертного зала и один из педагогов назовет фамилию того, кто должен быстренько отыграть свою партию. Ну вот и я дождалась своей минуты…
Итак, захожу в концертный зал и вижу его (рояль), «белого лебедя». Он стоит такой гордый, невозмутимый, важный, на великолепных стройных ножках, и от одного лишь взгляда на этот предмет у меня потеют ладони и дрожат колени. Я подхожу, сажусь за этот великолепный инструмент и меня переполняет фейерверк эмоций: то мне страшно, то я горда за саму себя, ведь мне выпала такая возможность – сидеть за этим инструментом, играть на нем, наслаждаться его неповторимыми звуками; то мне радостно, но и как-то одновременно грустно… В общем, одним словом, со мной творилось что-то непонятное.
Начинаю лихорадочно осматривать его и удивляться тому, насколько он блестящий, отполированный, словно только что покрыт лаком, а эти роскошные изгибы….Еще никогда мне не приходилось видеть настолько громоздкую и одновременно изящную вещь!
Несколько мгновений спустя, прикоснувшись к его клавишам, я почувствовала невообразимый прилив вдохновения, полное удовлетворение удивительным тембром и способностью передавать всю гамму звуков. В тот момент я забыла о страхе, я лишь наслаждалась игрой, забыв про все на свете…С последними аккордами, я поняла, что рояль проявил дружественность по отношению ко мне, за что я ему всегда буду благодарна. Возможно, что кто-то не поймет мои слова, о ведь бывают такие инструменты, которые сразу же, при первом прикосновении, словно говорят: «отстань, я тебя знать не хочу!».
Именно поэтому с роялем меня связывает многое; он добрый и душевный, а все остальные школьные инструменты были холодными мизантропами по сравнению с ним.

Первое впечатление

Моя первая встреча с роялем Bergmann произошла 14 лет назад, ровно через год обучения в музыкальной школе. Это был мой первый академический концерт перед публикой. На самом деле не происходило ничего страшного, обычный экзамен, где все ученики фортепианного отделения должны исполнить небольшую концертную программу: небольшой этюд, вариация и соната. Но этот день запомнился мне на всю жизнь.
Так как сдающих экзамен было много, то все были выпроводены в коридор и , разбившись на маленькие «кучки», ожидали тот волнующий момент, когда приоткроются двери концертного зала и один из педагогов назовет фамилию того, кто должен быстренько отыграть свою партию. Ну вот и я дождалась своей минуты…
Итак, захожу в концертный зал и вижу его (рояль), «белого лебедя». Он стоит такой гордый, невозмутимый, важный, на великолепных стройных ножках, и от одного лишь взгляда на этот предмет у меня потеют ладони и дрожат колени. Я подхожу, сажусь за этот великолепный инструмент и меня переполняет фейерверк эмоций: то мне страшно, то я горда за саму себя, ведь мне выпала такая возможность – сидеть за этим инструментом, играть на нем, наслаждаться его неповторимыми звуками; то мне радостно, но и как-то одновременно грустно… В общем, одним словом, со мной творилось что-то непонятное.
Начинаю лихорадочно осматривать его и удивляться тому, насколько он блестящий, отполированный, словно только что покрыт лаком, а эти роскошные изгибы….Еще никогда мне не приходилось видеть настолько громоздкую и одновременно изящную вещь!
Несколько мгновений спустя, прикоснувшись к его клавишам, я почувствовала невообразимый прилив вдохновения, полное удовлетворение удивительным тембром и способностью передавать всю гамму звуков. В тот момент я забыла о страхе, я лишь наслаждалась игрой, забыв про все на свете…С последними аккордами, я поняла, что рояль проявил дружественность по отношению ко мне, за что я ему всегда буду благодарна. Возможно, что кто-то не поймет мои слова, о ведь бывают такие инструменты, которые сразу же, при первом прикосновении, словно говорят: «отстань, я тебя знать не хочу!».
Именно поэтому с роялем меня связывает многое; он добрый и душевный, а все остальные школьные инструменты были холодными мизантропами по сравнению с ним.

Рисунок

белый рояль марки Bergmann
Рисунок 1: белый рояль марки Bergmann

Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет

По запросу в поисковой системе yandex слово «рояль» дает 19 млн. ответов, словосочетания «белый рояль» - 3 млн. ответов, белый рояль марки Bergmann – 21 тыс. ответов.

Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект

В клубе пируют гусары. Сломан рояль, под его крышкой придавлен гусар,
в углу два совершенно пьяних гусара делают любовь с не менее
пьяными барышнями. Везде наблевано, в беспорядке валяется
посуда и нижнее белье. Два гусара бьют друг другу морды...
Вбегает корнет и кричит:"Господа, сюда идет поручик Ржевский!"
Совешенно пьяный Одоевский поднимает голову из тарелки с салатом
и говорит: "Ну.... сейчас такое начнется!"

- Поручик, вы играете на гитаре?
- Играю-с.
- А на рояле?
- И на рояле приходилось.
- А на барабане?
- И на барабане.
- Поручик, а на арфе?
- Нет, на арфе нет. Карты сквозь струны проскакивают-с.

В магазине:
— Почему у рояля клавиши жёлтые?
— А потому что слон курил много!

- Ты на арфе играть умеешь? - Да в гробу я видал вашу арфу. - Чудак, арфа в гробу - это же рояль.

Стихи
Сон о рояле (Юрий Литвинский), отрывок:
Как бы чертеж земли, погубленной
какой-то страшною виной,
огромной крышкою обугленной
мерцал рояль передо мной.

Рояль был старый, фирмы Беккера,
и клавишей его гряда
казалась тонкой кромкой берега,
а дальше - черная вода.

Сказки
Притча о рояле и пианино
Рояль повздорил с пианино -
"Ты с ума сошло как видно...
Позволяешь всем подряд
Трогать клавиш стройный ряд !

Все кому не лень бренчат
Нарушая звукоряд
Где здесь пьяно, а где форте -
Нет высокого полёта !

Фальш и ритм, размер, тональность...
Вообщем - примитив, банальность...
Всем твоим ученикам
Трогать я себя не дам !!!"

Загадки:
Я стою на трех ногах, обута в черных сапогах.
Зубы – белые. Педаль. Как зовут меня? (рояль)

Цитаты:
Жизнь – как рояль: клавиша белая, клавиша черная… крышка. (Михаил Жванецкий)
Пальцы должны создавать на рояле то, чего хочет голова, - а не наоборот.
Чета скряг — это играющие в четыре руки на одном рояле. (Ренар)

Культурологический анализ продукта дизайна


Культурологическая "вертикаль"

Рояль – музыкальный клавишный инструмент, одна из разновидностей фортепиано. Рояль отличается от фортепиано тем, что он более громоздок и имеет крыловидную форму, а так же обладает более чистым и громким звучанием. Струны, дека и механическая часть в рояле расположены горизонтально, в то время как в фортепиано они имеют вертикальное расположение.
Вообще, предшественником фортепиано считается клавесин, который был изобретен в Италии в XV веке. Все струны клавесина были расположены параллельно клавишам, как у современного рояля. Поэтому я думаю, что будет разумным отнести клавесин не только к предшественникам пианино, но и предшественникам рояля.
Все же необходимо отметить, что, несмотря на падение своей популярности, клавесин не исчез со сцены совсем. Его нежное звучание и сегодня можно услышать на концертах старинной музыки.

Культурологическая "горизонталь"

У каждой вещи есть своя история, есть она и у рояля. Знать ее, несомненно, не только интересно, но и полезно. Это позволяет лучше разбираться в музыкальных стилях и понимать содержание того или иного произведения.


На рубеже XVIII века композиторы и музыканты стали остро ощущать потребность в новом клавишном инструменте, который не уступал бы по выразительности скрипке. Более того, был необходим инструмент с большим динамическим диапазоном, способным на громовое фортиссимо, нежнейшее пианиссимо и тончайшие динамические переходы. Эти мечты стали реальностью, когда в 1709 году итальянец Бартоломео Кристофори, занимавшийся музыкальными инструментами семейства Медичи, изобрел первое фортепиано. Он назвал свое изобретение "gravicembalo col piano e forte", что означает «клавишный инструмент, играющий нежно и громко». Это название затем было сокращено, и появилось слово «фортепиано». Несколько позже подобные инструменты были созданы учителем музыки из Германии Кристофором Готлибом Шретером (1717 г.) и французом Жаном Мариусом (1716 г.).
Рояль появился же появился чуть позже. Особенностью данного музыкального инструмента является более насыщенный и яркий звук, который получается за счет усовершенствованной системы заглушения части струны. Такой способ изобрел Себастьян Эрар, мастер из Франции.


Когда рояль впервые заявил о себе, в Европе царила эпоха рококо (1725–1775)—период, переходный от барокко к классицизму. В период классицизма рояль как и фортепиано стал популярным инструментом домашнего музицирования и концертного исполнения. Он как правило был богато декорирован и потому являлся таким же украшением дома, как и красивая мебель.
Рояль как нельзя более подходил для исполнения появившегося в это время жанра сонаты, ярким образцом которого являются произведения Клементи и Моцарта.

Появление фортепиано и рояля также вызвало изменение репертуара ансамблей и оркестров. Концерт для фортепиано с оркестром—новый жанр, ставший весьма популярным в период классицизма. Динамические возможности позволили фортепиано и роялю встать в ряд сольных инструментов и занять центральное место в концертных залах Европы.

Благодаря тому, что фортепиано теперь можно было услышать не только во дворцах знати, круг любителей фортепианной музыки начал расширяться. Все больше и больше людей были готовы платить за то, чтобы услышать того или иного солиста. Это вызывало потребность во все новых и новых произведениях для фортепиано, росло количество композиторов, получавших признание благодаря музыке для фортепиано.

На смену классицизму приходит эпоха романтизма, когда в музыке, да и в искусстве в целом, основную роль стало играть выражение эмоций. Это выразилось, в частности, в фортепианном творчестве Бетховена и Шумана, Листа, Шопена. И здесь выразительные возможности фортепиано оказались очень кстати.


В период романтизма рояль как и фортепиано был популярным инструментом домашнего музицирования. Любители музыки предпочитали именно эти инструменты, потому что они давали возможность исполнять одновременно и мелодию, и гармонию. Рост популярности фортепиано привел к появлению пианистов–виртуозов.


Очевидно, что появление фортепиано и рояля стало поворотным моментом в истории искусства. Это изобретение изменило характер всей европейской музыки, которая является важной частью всей мировой культуры. За прошедшие триста лет почти все великие композиторы писали для фортепиано, и многие из них знамениты именно своими фортепианными произведениями. Сегодня нельзя найти музыканта—будь то певец или композитор, кларнетист или скрипач—у которого в доме не было бы фортепиано. Несмотря на молодость этих двух инструментов, именно они оказывают на общество в целом большее воздействие, чем какой–либо другой инструмент, и надо полагать, что их славе еще очень далеко до заката.



Сегодня рояль уже не является атрибутом богатства и роскоши, хотя в некоторых европейских странах есть фабрики, которые выпускают данный музыкальный инструмент в штучном экземпляре для лучших мировых концертных залов и для великих исполнителей.

На сегодняшний день рояль является распространенным музыкальным инструментом в России, ведь его можно встретить и в детских садиках и в школах. А ведь раньше этот инструмент был доступен лишь богатым и знатным людям.

Смысловая структура продукта дизайна

1. Онтологический смысл.

Рояль марки Bergmann привлекает внимание величественными формами, которые символизируют силу и могущественность инструмента; роскошными изогнутыми линиями, символизирующие нечто сказочное и загадочное, намой взгляд, то, чем человек должен восхищаться.
Белый цвет, в котором выполнен рояль, связывает наше воображение с потусторонними сферами, так как олицетворяет белые облака, чистоту струящегося потока света, а отсюда – это свет и цвет святости, цвет невинности. По мнению Платона: «Белое-то, что расширяет зрительный луч, а черное- то, что его сужает».
Что же касается блеска экстерьера, то он как будто воплощает блеск потрясающего звука рояля. Таким образом, вокруг инструмента создается неповторимая аура роскоши и респектабельности.

2. Функциональный смысл.

Основная функция рояля заключается в воспроизведении и наслаждении непревзойденными шедеврами музыкальных произведений всех времен, а также в оттачивании мастерства начинающих или опытных музыкантов.
Также рояль может выступать в виде центрального элемента в оформлении интерьера. Этот инструмент нуждается в большой площади, высоких потолках и стильных декорациях в духе XIX века, например, тяжелые гардины, лепнина на потолках и пр. Мебель же должна быть дорогой, подчеркивающая титулованность рояля.


3. Знаковый смысл.

Знаковый смысл отражает способность инструмента сообщить о профессии хозяина или же о его социальном положении в обществе.
На мой взгляд, потребителей такого музыкального инструмента как рояль, можно разделить на три класса.
К первому классу относятся потребители, которым предоставляется возможность обучать и обучаться музыкальной и игре на инструменте, например, в музыкальной школе или же консерватории.
Ко второму классу относятся ценители музыкального искусства, которые получают неизгладимое удовольствие и непередаваемые эмоции от прослушивания музыкальных композиций в театрах и филармониях.
Третий класс представляет собой буржуазную прослойку общества, одна часть которой приобретает рояли, выпущенные в единственном экземпляре из дорогих пород деревьев лишь для того, чтобы украсить свою гостиную для чужих глаз и показать свой статус и материальное благополучие. Вторая же часть покупает непревзойденный шедевр среди музыкальных инструментов, так как знает толк в этом мастерстве, из-за увлечения и получения удовольствия от одного лишь взгляда на эту «жемчужину» музыкальной индустрии, от одного лишь звука, будоражущего сердца.


4. Аксиологический (духовно-ценностный) смысл.

Плавные линии и изогнутые формы белого рояля Bergmann перетекают друг в друга, сообщая нам о грациозности этого инструмента, а его размеры – о величественности, в совокупности все это указывает на аристократическую принадлежность хозяина, о его тяге к роскоши и красоте. Владелец такого инструмента знает толк в искусстве, и приобретение рояля является для него одним из самых важных событий в жизни.


5. Культурно-исторический смысл.

Как известно, XIX век – это классицизм, начавшийся в эпоху Просвещения – время радикальных перемен в сознании человеческих и социальных ценностей и правил поведения в обществе. Именно тогда и появился первый рояль – самый молодой представитель клавишных. В эту эпоху царило великое множество стилевых направлений, но, на мой взгляд, рояль, а точнее его формы, будет правильнее отнести к неоклассицизму, который основывается на классических традициях искусства античности.
Классическая эпоха была временем, когда композиторы вводили ощущение элегантности в музыку. Эта ясная и чистая музыка, несущая покой и расслабление, на самом деле намного глубже и в ней можно обнаружить драматическое ядро, трогательные чувства и безграничный драйв.
К сожалению, за последние 100 лет не было создано ничего принципиально нового в конструкции роялей. «Новшества» современных производителей повторяют эксперименты позапрошлого века, влияющие больше на психологию покупателей, чем на качество инструмента. Применение синтетических материалов в конструкциях и механизмах современных роялей имеет целью удешевление (упрощение) производства,- такие инструменты не обладают многолетней перспективой надежности и работоспособности.


6. Культурно-символический смысл.

Для проведения анализа культурно-символического смысла я исходила от крыловидной формы рояля, следовательно, символ, который несет в себе музыкальный инструмент – крыло.
Крыло – символ освобождения, облегчения, обретения духовности (во всех культурных традициях).
Разделяет символику
• Воздуха, самого легкого из элементов;
• Существа, которому принадлежат крылья: птица, бабочка, летучая мышь.
• Божества;
• Духовную природу;
• Подвижную, защищающую и всеохватную силу божества;
• Защита;
• Способность выйти за пределы земного шара;
• Вездесущесть;
• Воздух, ветер;
• Мгновенное начало движения;
• Полет времени;
• Полет мысли;
• Силу воли;
• Разум;
• Свободу;
• Победу;
• Быстроту;
• Способности к сношениям между людьми и богами.
Крыльями наделяется тот, кто преодолел долгий, трудный и опасный путь познания окружающего мира. Об этом свидетельствуют аллегорические сказки, притчи и легенды христианских мистиков, суфистов, шаманов.
Во всей христианской культурной традиции крылья являются символом духовности, означают восхождение к божественному, преодолению мирского, суетного, человеческого.
В онейрокритике приснившиеся крылья означают высвобождение творческих сил и способностей.
В буддизме два крыла символизирую мудрость и метод.
В древнегреческой теогонии крыльями наделялось божество в знак того, что оно является олицетворением добра и способно дать жизнь Космическому Яйцу. Своей любовью оно (божество) наполняет мир. Второе же его свойство позволяет расколоться Яйцу Мирового Хаоса.
По мнению Платона, крылья – символ разумности, и поэтому некоторые мифические животные наделены крыльями, что отражает сублимацию символических качеств, обычно приписываемых каждому из животных.
В геральдике крылья означают, что «человек, благодаря своим похвальным делам, хочет подняться ввысь или, благодаря им уже вознесен». (Беклер 1675г.)
Крыло также означает добрых духов, демонических существ, фей, призраков в более ранних культурах древнего мира.
Так как у рояля имеются 3 педали, то его цифровой символ – 3.
Три означает неустойчивость и символизируется треугольником, который представляет прошлое, настоящее и будущее. Оно объединяет талант и веселость и символизирует собой приспосабливаемость.


7. Личностно-ассоциативный смысл.

Мои ассоциации в отношении рояля сводятся к следующему: роскошь, величественность, окно в прошлое, открытие талантов, расцвет искусства, элегантность, великая музыка, вдохновение, праздничность, торжественность.


8. Художественно-образный смысл.

В данном случае я не уверена, что анализируемый объект содержит какие-либо образы из живого или предметного мира, но лично мне плавно изогнутая форма корпуса белого рояля напоминает парус яхты на ветру.


9. Актуальный смысл.

С давних времен хорошая фортепианная игра считалась одной из главных составляющих образованного человека как в России , так и в Европе. В наши дни количество желающих освоить музыкальный инструмент не уменьшается. Все больше родителей, стараясь дать своим детям классическое образование, устраивают своих чад в музыкальные школы.
Также, рояль весьма актуален как предмет интерьера, подчеркивающий образ и стиль жизни владельца. Эта веешь никогда не утратить свою прямую функцию, ведь фортепианная игра никогда не выйдет из моды.

Выводы

Проделанная работа помогла мне более детально ознакомиться с историей возникновения рояля и его предков, других клавишных инструментов. Вообще, у каждой вещи есть история, каждый предмет одушевлен, так как ее создатель, дизайнер вкладывает в нее всю свою душу и любовь. Ни одна идея и ни одна вещь не рождается без смысла, будь он скрытым или же явным.

Заключение


В принципе первое мое впечатление об объекте исследования оказалось верным. С каждым уровнем оно лишь дополнялось благодаря открытию чего-то нового и интересного. В процессе работы у меня появилось еще больше уважения к этому удивительному музыкальному инструменту. Особенно любопытно было заниматься культурно-символическим и онтологическим смыслами, благодаря которым мне удалось выяснить, что эта вещь была наделена автором на подсознательном уровне множеством подтекстов, которые относят нас в различные эпохи существования человечества, и наполнена глубочайшим смыслом и энергетикой.

Список литературы

  • 1)www.taby27.ru
  • 2)www.wikipedia.ru
  • 3)П. Н. Зимина "История фортепиано и его предшественников"
  • 4)В.Корнев "Философия повседневных вещей"

Причина обращения к теме

Объектом своего анализа я выбрала белый рояль марки Bergmann, так как на протяжении семи лет я училась в музыкальной школе по направлению фортепиано, и мне приходилось достаточно часто встречаться с этим музыкальным инструментом на академических концертах и с которым меня очень многое связывает.

Данную работу можно предложить

На мой взгляд данную работу можно предложить в виде ознакомительного материала будущим ученикам музыкальных школ и их родителям, а также студентам консерваторий и тем, кто интересуется музыкальным искусствам.

Ключевые фразы работы

Рояль, белый рояль, рояль марки Bergmann, музыкальный инструмент.

План работы

...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский