taby27.ru о философии дизайне, имидже, архитектуре, у нас появился логотип!  


Яхта Proteus 170, ORMACO и Vincent Duchatelet Design (2008)

Комментарий Т.Ю. Быстровой:




работу выполнил: Мария Урванцева, СО, 6 курс, заочное отделение

Введение


Объект анализа

Описываема вещь – яхта, моторный тримаран Proteus 170, разработанная компанией ORMACO при участии Vincent Duchatelet Design в 2008 г. Первое впечатление – удивление, восторг и волнение вперемешку с какой-то внутренней мобилизацией и готовностью действовать. После более пристального рассмотрения, обнаружения сходства с дельфином и представления себя «там» появляется ощущение безграничности мира, слияния с водной стихией, чувство свободы, свежести.

Первое впечатление

Описываема вещь – яхта, моторный тримаран Proteus 170, разработанная компанией ORMACO при участии Vincent Duchatelet Design в 2008 г. Первое впечатление – удивление, восторг и волнение вперемешку с какой-то внутренней мобилизацией и готовностью действовать. После более пристального рассмотрения, обнаружения сходства с дельфином и представления себя «там» появляется ощущение безграничности мира, слияния с водной стихией, чувство свободы, свежести.

Рисунок

Яхта Proteus 170
Рисунок 1: Яхта Proteus 170

Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет

В поисковой системе Yandex словосочетание "яхта Proteus 170" встречается на 1721 страницах. Чаще всего сопровождается такими характеристиками, как "фантастика" (583 раза), "новый" (614 раз), "подводный автобус" (102 раза).

Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект

Как вы яхту назовете, так она и поплывет (слова из мультфильма "Приключения капитана Врунгеля").

Если ты спрашиваешь, сколько стоит яхта, ты не сможешь ею владеть (американская поговорка).

Самая лучшая яхта — яхта друга (турецкая пословица).

Как ты к яхте относишься, тем она тебе и платит (яхтенный этикет).

Чикирики бикирики бухты барахты - перевернули все таки яхту.

Как выглядит яхта нового русского? - Золотые якорные цепи, малиновые паруса и мачты веером

В Средиземном море плывет дорогая яхта. На ней мужик в шортах ловит спиннингом рыбу,
рядом загорает жена - блондинка со всеми формами. Мужик вытаскивает по одной маленькой
рыбешке в минуту. Рядом проплывает полусгнившая лодка, на ней четыре мужика в грязной рваной одежде
бросают без перерыва и вытаскивают полную рыбы сеть.
Мужик со спиннингом задумался и говорит:
- Вот так всегда: одним все, другим ничего!

Культурологический анализ продукта дизайна


Культурологическая "вертикаль"

Анималистичный экстерьер Proteus сразу бросается в глаза. Превзойти аэро- и гидродинамическое совершенство морских существ человечеству вряд ли удастся, но позаимствовать кое-какие идеи у водной фауны можно и должно. Профиль лодки максимально сглажен, открытых палуб нет, бортовых иллюминаторов тоже, скруглённый нос с отрицательным углом наклона напоминает морду кита-косaтки, стеклянная рулевая рубка наверху – явный аналог спинного плавника.

Саму идею создания подобной концепции воспевали поэты и писатели, среди которых знаменитый Жюль Верн, ее описывали провидцы, свято верившие в технический прогресс, о ней говорили ученые. Вот как герой романа "Двадцать тысяч лье пол водой" капитан Немо описывает корабль «Наутилус» (Рис.1):
...Судно представляет собой сильно удлиненный цилиндр с коническими концами. По своей форме оно напоминает сигару, а эта форма считается в Лондоне лучшей для подобного рода конструкций. Длина цилиндра семьдесят метров; наибольшая ширина - восемь метров. Пропорция судна несколько отступает от обычного для ваших быстроходных паровых судов отношения ширины к длине, как единица к десяти, но и при данном соотношении лобовое сопротивление невелико и вытесняемая вода не затрудняет хода корабля.
Эти две величины уже позволяют вычислить площадь и объем «Наутилус». Площадь его равняется одной тысяче одиннадцати и сорока пяти сотым квадратных метров, объем равен одной тысяче пятистам и двум десятым кубических метров; короче говоря, корабль, полностью погруженный в воду, вытесняет тысячу пятьсот и две десятых кубических метров, или тонн, воды.
Составляя план судна, предназначенного к подводному плаванию, я исходил из того расчета, что при спуске в воду девять десятых его объема были бы погружены в море и одна десятая выступала из воды. При таких условиях судно должно было вытеснять только девять десятых своего объема, иначе говоря, одну тысячу триста пятьдесят шесть и сорок восемь сотых кубических метров воды, и весить столько же тонн. Конструкция судна не допускала, стало быть, нагрузки свыше этого веса.
«Наутилус» имеет два корпуса, один наружный, другой внутренний; они соединены между собой железными балками, имеющими двутавровое сечение, которые придают судну чрезвычайную прочность. В самом деле, благодаря такой конструкции судно противостоит любому давлению, подобно монолиту. Крепостью своего корпуса «Наутилус» обязан отнюдь не заклепкам обшивки: монолитность его конструкции достигнута путем сварки и обеспечена однородностью материалов, что позволяет ему вступать в единоборство с самыми бурными морями.

Культурологическая "горизонталь"

Дидье Ланата, основавший в 2005 году компанию Ormaco, считает себя «моряком с рождения» и любит цитировать Жюля Верна и Кусто. Помножив свою страсть к кораблям на солидные познания в дизайне и опыт специалиста по продажам, он провозгласил девизом фирмы «радикально иной дизайн».

Смысловая структура продукта дизайна

1. Онтологический смысл

Цвет и блеск. Голубое прозрачное стекло делает окна похожими на глаза морского животного.
Форма. Обтекаемые формы придают яхте такие свойства, как сила, гибкость, скорость.

2. Функциональный смысл

Proteus 170 имеет довольно узкий для тримарана корпус – 16 метров (в небольших клиновидных «поплавках» размещаются только гаражи для лодки и водных игрушек), но именно неканоническая форма позволит судну развивать невероятную для своих размеров скорость.

Достигаться она будет, конечно, за счёт подводного секрета конструкции: все три киля оканчиваются развитыми крыльями-плавниками. Расположены они по тандемной схеме – на одинаковом расстоянии спереди и сзади от центра тяжести лодки.

Первые суда на подводных крыльях стали строиться ещё на рубеже XIX-XX веков, но тогда их эволюция сильно сдерживалась слабостью энергетических установок. Теперь же все необходимые факторы совпали. Компьютерная «прогонка» поведения лодки в самых разных условиях, сверхпрочные и сверхлёгкие материалы (Proteus весит всего 350 тонн) плюс два двигателя TAG 3 600 суммарной мощностью в 10 000 «лошадей» – и пожалуйста: корабль длиной в полсотни метров способен нестись со скоростью 50 узлов!

Тримаран будет оборудован подруливающими устройствами, ёмкость топливных баков составит 20000 л. Предполагается, что для управления яхтой будет достаточно команды численностью в десять человек. Гостей Proteus примет столько же.

Форма, мягко говоря, не совсем традиционна, но что еще интереснее, именно благодаря такой форме тримаран отличается максимальной остойчивостью как при ходе судна, так и при стоянке на якоре.

Proteus оснащен подводными крыльями, напоминающими крылья самолета и позволяющими подниматься над поверхностью воды и таким образом совершать движение, что значительно уменьшает силу трения и, соответственно, улучшает ходовые качества.

3. Знаковый смысл

Яхта Proteus показывает принадлежность владельца к сообществу людей с определенным социальным положением, статусом. Она служит предметом престижа, играет роль входного билета в высшее общество и является убедительным свидетельством финансовой состоятельности своего владельца.

4. Духовно-ценностный смысл

Многие обладатели яхты Proteus воплощают в жизнь мечты юности о морской романтике. Они выбирают маршруты, где можно получить уйму адреналина и заряд бодрости на полгода вперед.

5. Актуальный смысл

Яхтенная пресса именует Proteus не иначе как прорывом. Еще каких-то десять лет назад проекты подобных плавсредств воспринимались как чистая фантазия.

6. Культурно-исторический и культурно-символический смысл

Разрезающий воду словно клинок, с блестящим обтекаемым корпусом и мощным двигателем, Proteus производит очень сильное впечатление.
Клинок – основная часть любого клинкового холодного оружия: меча, кинжала, шпаги и т.д. В народном творчестве – песнях, былинах, легендах, сказках – непременным, неотъемлемым атрибутом любого клинкового оружия является в первую очередь острота: острая («вострая») сабля, острый меч, кинжал и, конечно, острый нож – праотец всех вышеперечисленных видов оружия.
Меч символизирует силу, защиту, власть, королевское достоинство, лидерство, правосудие, мужество, бдительность, физическое уничтожение мужского начала, активной силы. А кинжал по праву можно назвать одним из символов благородства, благородной силы.

7. Личностно-ассоциативный смысл

Яхта ассоциируется у меня скорее не со скоростью и быстротой, а с дружелюбностью, гибкостью и проворностью, присущей дельфинам.

Выводы

?Искусственно созданная вещь, воплощающая в себе особенности строения и внешнего вида живого существа в природе, вызывает в человеке какой-то особенный трепет и симпатию – все мы хотим быть ближе к природе. Яхта Proteus – удачное сочетание ультрамодного дизайна и природной естественности, современности и истории.

Заключение


Положительные впечатления после анализа усилились.

Список литературы

  • 1.Быстрова Т.Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна. – Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2001
  • 2.http://megayachts.ru/articles/14/426/
  • 3.http://www.robbreport.ru/article/?articleid=1687&rubricid=2
  • 4.http://www.hunter.ru/access/klinok_ostrii.htm

Причина обращения к теме

Наверное, представляю себя на такой яхте где-нибудь в океане)

Данную работу можно предложить

Журналам о яхтах

Ключевые фразы работы

яхта Proteus, анималистичный дизайн

План работы

...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский