Папаха это мужской головной убор, традиционно у народов Кавказа, так же папаху носили казаки, которые проживали на юге России.
Комментарий Т.Ю. Быстровой:
работу выполнил: Дексаво Ксения Анатольевна 5СО
- Введение
- Первое впечатление
- Рисунок
- Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
- Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
- Основная часть
- Культурологический анализ продукта дизайна
- Смысловая структура продукта дизайна
- Анализ названия или концепта (не обязательная часть)
- Заключение
Введение
Объект анализа
Моё первое впечатление от папахи: что-то большое и пушистое, визуально похоже на кошечку “персюка” свернувшуюся в клубочек. Папаха не случайно стала традиционным головным убором у народов Кавказа. В наше время папахи уже не носят, в маршрутках по городу ездить неудобно, потолки низкие, но если у вас “мерседес” или другая иномарка, вам можно. Правда для полного комплекта тогда стоит и черкеску одеть и кинжал повесить, на бок. А чтоб не смеялись кинжал лучше повесить боевой. Боевой кинжал отличается от обычного тем что, боевым кинжалом запросто разрубишь гвоздь, и кинжалу ничего не будет.
Первое впечатление
Моё первое впечатление от папахи: что-то большое и пушистое, визуально похоже на кошечку “персюка” свернувшуюся в клубочек. Папаха не случайно стала традиционным головным убором у народов Кавказа. В наше время папахи уже не носят, в маршрутках по городу ездить неудобно, потолки низкие, но если у вас “мерседес” или другая иномарка, вам можно. Правда для полного комплекта тогда стоит и черкеску одеть и кинжал повесить, на бок. А чтоб не смеялись кинжал лучше повесить боевой. Боевой кинжал отличается от обычного тем что, боевым кинжалом запросто разрубишь гвоздь, и кинжалу ничего не будет.
Рисунок
Рисунок 1: черная папаха
Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
В поисковой системе «Yandex» по запросу «папаха» нашлось 346 тыс. ответов, Googl- 575 тыс. ответов. Rambler 38000 сайтов, 285000 документов. Mail- 10808 сайтов, 369935 документов. В сочетании чаще всего встречаются слова: кавказская папаха, папаха вернулась, где можно купить папаху.
Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
Обычаи:
Сбить папаху с кого-либо считалось невиданным оскорблением. Человек мог снять папаху, оставить её где-то и ненадолго уйти. И даже в таких случаях никто не имел право её трогать, понимая, что будет иметь дело с её хозяином. Если чеченец снимал в споре или ссоре папаху и ударял ей о землю- это означало, что он готов идти на всё, до конца. Известно, что у чеченцев женщина, снявшая и бросившая свой платок к ногам насмерть дерущихся, могла остановить схватку. Мужчины, наоборот, не могут снимать папаху даже в такой ситуации. Когда мужчина просит кого-либо о чем-нибудь и снимает при этом папаху, то это считается низостью, достойной раба. В чеченских традициях есть только одно исключение по этому поводу: папаху можно снять только тогда, когда просят о прощении кровной мести.
Поговорки:
«Если голова цела, на ней должна быть папаха»;
«Если тебе не с кем посоветоваться, посоветуйся с папахой».
Культурологический анализ продукта дизайна
Культурологическая "вертикаль"
Первообраз:
При этом любопытно, что свое наименование – "папаха" – этот головной убор получил довольно поздно. Впервые слово "папахъ" появилось в словаре Владимира Даля издания 1882 года (всего две строки: "Круглая шапка, высокая или плоская с самым косматым бараньим околышем"). А собственно "папаха" зафиксирована только в 3-м издании этого словаря, вышедшем 1903-1909 годах под редакцией Ивана Бодуэна де Куртенэ (Даля к тому времени уже давно не было в живых).
В Красной Армии папаха по идеологическим соображениям ("это атрибут царских войск и белогвардейщины") была отменена (так же, как и погоны). Но ненадолго. Приказом наркома обороны СССР # 67 от 23 апреля 1936 года она вводилась вновь – правда, только для донских казачьих частей. Но уже 1 февраля 1941 года приказом военного наркома # 005 эта казачья папаха была вновь отменена: с 1 октября 1941 года армия должна была начать переход на новые виды обмундирования.
Папаха в ее современном виде была введена в 1940 году для маршалов и генералов. А в 1943-м ее смогли примерить и полковники.
С тех пор "дослужиться до папахи" мечтал каждый выпускник военного училища, поскольку она зримо свидетельствовала о высоком статусе офицера, как бы приближенного к верхушке армии. Особенно явно это стало проявляться с середины 1960-х, когда после изгнания из Кремля Никиты Хрущева прекратилось огульное сокращение войск… В каком-нибудь отдаленном гарнизоне папаха была только у одного командира полка. Разве это не престижно для человека, который решил посвятить свою жизнь армии? Папаха – это как своеобразный "маршальский жезл", который дано обрести далеко не всем! Командир дивизии, в свою очередь, с присвоением ему звания генерала, помимо мундира с "листьями", менял цвет колпака своей папахи с серого на красный. Тем самым "дополнительно" отличался от подчиненных ему полковников: в отдаленной дивизии – такая "красная" папаха была только у него, и заметна была издалека.
Культурологическая "горизонталь"
Конкурентные преимущества дизайна: Папаха не случайно стала традиционным головным убором у народов Кавказа, тому есть несколько серьезных причин. Первое - это подручный материал. Основным промыслов горных народов Кавказа в подавляющем большинстве случаев было овцеводство. У богатых людей были отары по больше и наемные чабаны, у бедных отары поменьше и вместо наемного труда пахали сами. Второе- мастера по пошиву изделий из овечьих шкур были почти в каждом селе, т.е. доступность пошива. Третье- всепогодность. В горах есть такой погодный нюанс, ночью может быт так холодно, что стук твоих зубов будет слышно на следующей железнодорожной станции, а к обеду такая жара станет, что в пору на камнях яйца жарить. В таких экстремальных условиях в сомбреро не походишь, да и кепка не спасет. Можно было бы и шапку ушанку сшить, но пошив ушанки сложнее, а папаху сшить проще. Четвертое - стоимость варьировала от самых дешевых до очень дорогих, т.е папахи всем по карману и бедному и богатому.
Смысловая структура продукта дизайна
Онтологический (бытийный) смысл
Смысл папахи передается через форму, цвет, фактуру. Папаха представляет собой колпак, с закругленной макушкой, и из пришитой к колпаку меховой тульи (опушки).
Форма
Колпак двойной: а) внутренняя его сторона, составляющая подкладку папахи, делается из черной крашенины, и б) наружная сторона строится из подкладочного холста. Каждая сторона колпака папахи составляется из 4-х, сшиваемых между собой, отрезков крашенины (холста), имеющих форму равнобедренного треугольника, с двумя выпуклыми сторонами, причем вершины треугольников приходятся на вершине колпака. Обе стороны колпака (внутренняя и наружная) сшиваются между собой по нижнему краю, причем колпак весь прокладывается ватой и часто простегивается.
Меховая тулья (опушка) папахи делается из черного бараньего меха. В казачьих войсках: Уральском, Амурском, Забайкальском и Уссурийском – меховая тулья папахи делается из черного бараньего меха с волосом такой длины, какой носят на месте.
Меховая тулья подбивается черной крашениной с ваточною прокладкой; к нижнему ее краю подшивается обшивка из черного неворосованного сукна, шириной 5/8 вершка, которая загибается: наружу на 1/16 вершка, и внутрь колпака на 1/2 вершка, образуя, таким образом, суконный канат, идущий по нижней окружности папахи. Верхний край меховой тульи не подшивается к колпаку. К суконной обшивке папахи подшивается подтулейник (изнутри) из черной бараньей или юфтовой кожи, шириной 1 1/8 вершка и длиной 13 1/2 вершка. Подтулейник, по подшивке к папахе, загибается внутрь колпака и имеет ширину, в наружном загибе 7/8 – 15/16 вершка.
Размеры папахи . Папаха делается двух размеров: а)более высокая – для казачьих войск: Уральского, Амурского, Забайкальского и Уссурийского; и б) менее высокая – для остальных казачьих войск.
Цвет
С точки зрения временной составляющей и восприятия цвета, белый – символизирует будущее. Он открыт и коммуникабелен, рядом с любым цветом он будет хорош. Это цвет недифференцированности, трансцендентное совершенство, простота, свет, солнце, воздух, прозрение, чистота, невинность, непорочность, святость, священство, спасение, духовная власть. Белые одежды означают чистоту, непорочность или триумф духа над плотью. В браке этот цвет символизирует смерть старой жизни и рождение для новой. Амплуа белого цвета- быть цветом аристократов и классических решений. Черный обладает парадоксальными свойствами: вызывает чувство защищенности, утешения, ощущение тайны, он связан с тишиной, бесконечностью, с женской жизненной силой. Но может тормозить принятие решение и изменения в жизни.
• Черный цвет авторитарен и в больших дозах может произвести впечатление агрессивности.
• Черный цвет считается консервативным и внушающим уважение.
• В геральдике черный цвет — символ скорби.
• Черный дает ощущение веса и глубины. Людям кажется, что фигуры черного цвета весят больше, чем такие же фигуры белого цвета.
Функциональный смысл
Можно выделить 2 основные функции папахи:
1. Назначение вещи.
Изначально папахи создавались как надежная защита от холода и ветра. Теплый пух хорошо воспринимается как визуально, так и тактильно, обладает великолепными теплозащитными свойствами.
2. Эстетическая функция
Первоначально папахи были сшиты без каких-либо отличий, выполняя лишь утилитарную функцию: сохранить тепло своему хозяину. В горах есть такой погодный нюанс, ночью может быт так холодно, что стук твоих зубов будет слышно на следующей железнодорожной станции, а к обеду такая жара станет, что в пору на камнях яйца жарить. В таких экстремальных условиях в сомбреро не походишь, да и кепка не спасет. Можно было бы и шапку ушанку сшить, но пошив ушанки сложнее, а папаху сшить проще. А в последствие приобрели более глубинный смысл.
Знаковый смысл
В русской армии этот головной убор появился в 1817 году в войсках, ведущих боевые действия на Кавказе. Впрочем, тогда он представлял собой лишь меховую шапку. С 1855 года папаха была головным убором войск Кавказского корпуса и всех казачьих войск. Шилась она обычно из каракуля, овчины или медвежьего меха. Приказ 1871 года по Военному ведомству # 380 вводил черную папаху из смушки или мерлушки (шкура ягненка) высотой от 15 до 25 см. А в Сибирском и Оренбургском казачьих войсках были приняты и так называемые трухменки – мохнатые папахи туркменского образца. К Русско-японской войне 1904-1905 годов в действующей армии носили папахи из черного бараньего меха. В 1913-м, накануне Первой мировой войны, на папахи перешла вся армия. Изготавливались они из серой смушки, а разработаны и введены были еще в 1910 году.
Духовно-ценностный смысл
Духовно – ценностный смысл. Махмуд Эсамбаев, великий сын чеченского народа, гениальный танцовщик, хорошо знал цену папахи и в самых необычных ситуациях заставлял считаться с чеченскими традициями и обычаями. Он, разъезжая по всему миру и будучи принят в самых высших кругах многих государств, ни перед кем не снимал свою папаху. Махмуд никогда, ни при каких обстоятельствах не снимал знаменитую на весь
мир папаху, которую сам он называл короной. Эсамбаев был единственным депутатом Верховного Совета СССР, который на всех сессиях высшего органа власти Союза сидел в папахе. Очевидцы рассказывают, что глава Верховного Совета Л.Брежнев перед началом работы этого органа внимательно смотрел в зал, и, увидев знакомую папаху, говорил: «Махмуд на месте, можно начинать». М. А. Эсамбаев, Герой социалистического труда, народный артист СССР, через всю свою жизнь, творчество пронес высокое имя - чеченский къонах (рыцарь).
Делясь с читателями своей книги «Мой Дагестан» об особенностях аварского этикета и о том, как важно иметь всему и вся собственную индивидуальность, неповторимость и оригинальность, народный поэт Дагестана Расул Гамзатов подчеркивал: «Есть на Северном Кавказе всемирно известный артист Махмуд Эсамбаев. Он танцует танцы разных народов. Но он носит и никогда не снимает с головы свою чеченскую папаху. Пусть разнообразны мотивы моих стихов, но пусть они ходят в горской папахе».
Культурно-исторический и культурно-символический смысл
В Красной Армии папаха по идеологическим соображениям ("это атрибут царских войск и белогвардейщины") была отменена (так же, как и погоны). Но ненадолго. Приказом наркома обороны СССР # 67 от 23 апреля 1936 года она вводилась вновь – правда, только для донских казачьих частей. Но уже 1 февраля 1941 года приказом военного наркома # 005 эта казачья папаха была вновь отменена: с 1 октября 1941 года армия должна была начать переход на новые виды обмундирования.
СЛУЖЕБНЫЙ ОРИЕНТИР
Папаха в ее современном виде была введена в 1940 году для маршалов и генералов. А в 1943-м ее смогли примерить и полковники.
С тех пор "дослужиться до папахи" мечтал каждый выпускник военного училища, поскольку она зримо свидетельствовала о высоком статусе офицера, как бы приближенного к верхушке армии. Особенно явно это стало проявляться с середины 1960-х, когда после изгнания из Кремля Никиты Хрущева прекратилось огульное сокращение войск… В каком-нибудь отдаленном гарнизоне папаха была только у одного командира полка. Разве это не престижно для человека, который решил посвятить свою жизнь армии? Папаха – это как своеобразный "маршальский жезл", который дано обрести далеко не всем! Командир дивизии, в свою очередь, с присвоением ему звания генерала, помимо мундира с "листьями", менял цвет колпака своей папахи с серого на красный. Тем самым "дополнительно" отличался от подчиненных ему полковников: в отдаленной дивизии – такая "красная" папаха была только у него, и заметна была издалека.
Теперь сей далеко не маловажный стимул вновь пускается в ход. Тем более – напомню – нынешние тенденции построения мундира таковы, что солдат в нем почти не отличается от младшего офицера, последний – от старшего, а старший – от генерала. А тут – на тебе – заполучи папаху!
Психологический "расчет на папаху" как некий ориентир для карьерного роста вроде бы верный. Однако насколько он себя оправдает (и оправдает ли?) – покажет время.
Художественно-образный смысл
Художественно-образный смысл папахи заключается в культурологическом отсыле к народному ремеслу. Форма его несет в себе символы мужского начала и стабильности. Наравне с утилитарной, папаха не утратила своей эстетической функции.
Выводы
Во время анализа были отслежены шесть смысловых уровней, что говорит о внутренней наполненности рассматриваемого объекта, папахи. Все смыслы согласуются между собой, не противореча друг другу.
Заключение
В процессе работы я узнала много нового и интересного об истории папахи, глубоких смыслах, заключенных в этой вещи. Моё чувственно-эмоциональное восприятие полностью совпало с идеями, которые несут смыслы. Я вдохновилась историей папахи и решила обязательно приобрести себе такую вещь.
Список литературы
- • Быстрова Т.Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна. – Екатеринбург 2001: Издательство Уральского Университета, 2001.-288 с.
- • http://rosdesign.com
- • . В самом начале приложения N 1 к Указу главы российского государства от 9 мая сего года N 531 "О военной форме одежды, знаках различия и ведомственных знаках различия"
- • К приказу по Военному Ведомству № 305 от 13 ноября 1892 г
- • Незавмсимая газета (НГ)
Причина обращения к теме
Данную работу можно предложить
Мою работу можно предложить как лекцию по истории дизайна. Студентам колледжа.
Ключевые фразы работы
Армия, папаха, традиции, история папахи.
План работы
- Введение
- Первое впечатление
- Рисунок
- Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
- Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
- Основная часть
- Культурологический анализ продукта дизайна
- Смысловая структура продукта дизайна
- Анализ названия или концепта (не обязательная часть)
- Заключение
но не вещь.
Иосиф Бродский