китайский календарь багуа
Комментарий Т.Ю. Быстровой:
работу выполнил: Кириченко Нина Владимировна гр. 403
- Введение
- Первое впечатление
- Рисунок
- Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
- Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
- Основная часть
- Культурологический анализ продукта дизайна
- Смысловая структура продукта дизайна
- Анализ названия или концепта (не обязательная часть)
- Заключение
Введение
Объект анализа
Этот предмет привлек меня своей формой - идеальный круг. Поначалу мне было неясно его назначение. Затем я рассмотрела, что он разделен на определенные секторы. И лишь после прочтения свитка мне стало ясно его предназначение.
Первое впечатление
Этот предмет привлек меня своей формой - идеальный круг. Поначалу мне было неясно его назначение. Затем я рассмотрела, что он разделен на определенные секторы. И лишь после прочтения свитка мне стало ясно его предназначение.
Рисунок
Рисунок 1:
Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
Китайский календарь 9 млн стр
Багуа 372 тыс. стр
«китайский календарь багуа» Запросов за месяц: китайский — 1 258 714, календарь — 1 554 720, багуа — 3 609.
Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
1 Пьянварь
2 Фигвраль
3 Кошмарт
4 Сопрель
5 Сымай
6 Теплюнь
7 Жарюль
8 Авгрусть
9 Свистябрь
10 Моктябрь
11 Гноябрь
12 Дубабрь
Разговаривают 2 блондинки:
-Слышь, Маринка, в этом году 8 марта будет в пятницу!
- Да?! Только бы не тринадцатого!!!!
Культурологический анализ продукта дизайна
Культурологическая "вертикаль"
Развитие астрономии в Китае, как и в других странах, было продиктовано практическими потребностями человека. В 1100 г. до н. э. китайские астрономы использовали гномон для определения наклонения экватора к эклиптике. Гномон - это инструмент, представляющий собой вертикальный стержень на горизонтальной площадке. По длине тени в полдень устанавливались дни солнцестояний и равноденствий, а следовательно, и даты смены времен года.
Примерно за 360 лет до н. э., т. е. почти на целое столетие раньше, чем в Египте, китайцы составили первый звездный каталог. Их летописи содержат записи о появлении комет, о вспышках новых звезд, о появлении на Солнце пятен и о некоторых других наблюдениях.
Однако самым важным достижением древней китайской науки является создание календаря. Зачатки его относятся к третьему тысячелетию до н. э. Уже тогда в Китае имели понятие о сезонах и временах года.
Некоторые китайские летописи, а также ряд археологических данных свидетельствует о том, что уже в эпоху Шан-Инь (XVIII-XII вв. до н. э.) была установлена продолжительность года в 356 дней, а сам год был разделен на 12 месяцев по 29 и 30 дней. Время от времени вставляли добавочные месяцы.
Примерно за тысячу лет до н. э. китайские астрономы знали, что год нельзя разделить на целое число месяцев. В результате длительных наблюдений за небесными светилами были уточнены продолжительность лунного месяца и солнечного года: лунный месяц был определен в 29,5 суток, а солнечный год - в 365,25 суток. Па этой основе были созданы сначала лунные, а впоследствии лунно-солнечные и солнечные календари.
КИТАЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
Традиционный китайский календарь представляет собой интересную систему отслеживания и координации временных циклов в системе функциональных взаимодействий человека с внутренним и внешним миром. Традиционная идеология китайского мировоззрения была построена на принципе просчёта судьбы (предопределённости) и прогноза развития событий таким образом, чтобы можно было вписывать в предопределённые паттерны предметов и явлений зыбкие реальности человеческих восприятий с минимумом дискомфорта. Именно этот постоянно испытываемый дискомфорт является оaсновным фактором укорачивания человеческой жизни, тогда как главной ценностью, ориентирующей человека в пространстве бытия, является долговечность и долголетие. Поэтому наука о времени и технике прогнозов являются двумя основными составляющими в системе ценностей традиционного китайского мира.
Годовой цикл, будучи базовой координатой в человеческом круговращении в пространстве жизни (ведь и жизнь наша считается единицами прожитых лет), делится на две половины, одна из которых есть время преобладания силы ЯН, а другая, соответственно, ИНЬ. Потом выделяется четыре сезона, и им соответствуют фазы зарождения, роста, урожая и сохранения семян (для будущего сева). Следующий уровень деления - это восемь сочленений года, в которых кроме четырёх точек начала сезонов выделяются ещё два равноденствия и два солнцестояния как фазы равновесного и максимального развития ИНЬ и ЯН. Каждое из сочленений насчитывает 45 дней, а 15-тидневный период представляет собой один вдох или выдох. Дальше идут 72 периода по пять дней. Кроме деления года на 12 месяцев существует ещё независимый, но взаимосвязанный цикл в шестьдесят единиц, который строится в результате составления комбинаций 10 так называемых небесных стволов и 12 земных ветвей. 10 ветвей выражают ИНЬ-ские и ЯН-ские энергии пяти движений - дерева, огня, почвы, металла и воды. А 12 ветвей являются производными от Земной четвёрки и отражают взаимодействие пяти движений на земном уровне.
В идеале, в мифический момент запуска календарных циклов по воле Жёлтого императора Хуан Ди, который по некоторым источникам пришёлся на 2697 год до нашей эры, первый знак небесного цикла совпадал с первым знаком земной последовательности, а на небе в это время была полночь новолуния в день зимнего солнцестояния. Солнце и Луна в своих циклах не совсем уравновешены, что выражается в символическом различии пятёрки и шестёрки, и потому начала солнечных и лунных циклов в настоящее время редко совпадают с началами циклов стволов и ветвей. Этим можно объяснить дисбаланс в круговороте предметов и явлений в нашей суматошной жизни.
Культурологическая "горизонталь"
Со времён глубокой древности и вплоть до наших дней человек, наряду с решением повседневных, бытовых проблем своего пребывания в этом мире не оставлял попыток разобраться в закономерностях перемен созидающего нас и непрерывно созидаемого нами бытия.
Устремляя взор к Небесам, древние наблюдали перемены в небесном узоре, пытались постичь суть закономерностей этих перемен через законы чисел . Устремляя взор вниз, наблюдали преломление этих законов на Земле, выявляли закономерности и выстраивали взаимосвязи.
В те времена не проводили деления предмета познания, воспринимали Небо, себя и Землю через единый инструментарий сознания Инь и Ян или лян и , сань цай или "три силы" - Цянь, жэнь, Ди - "Небо, человек, Земля"; багуа или восемь гуа ,иусин или пять стихий . При этом искусство толкования по звёздам ("чжань син шу") развивалось наряду с учением о числах, через которые описывались изменения узоров на небе ("тянь вэнь") .
По одной из теорий считается, что появление животных, ассоциирующихся с каждым временем года предшествовало появлению подобных "животных" ассоциаций и с другими циклическими единицами - годом, месяцем, днём и часом.
Наблюдение китайцев за Солнцем и сменой сезонов года позволило им разделить год на 12 частей, а так же установить 12-летнюю цикличность. Постепенно в результате ряда трансформаций каждой единице такого цикла стало соответствовать своё животное. В настоящее время "животный" цикл начинается с Крысы и заканчивается Свиньёй. Таким образом двенадцать ветвей по числу секторов небесной сферы стали ассоциироваться с циклами времени: двенадцать частей года - месяцы, двенадцать лет в "Большом году" - двенадцатилетнем цикле и двенадцать часов в сутках (каждый из китайских часов равен 2-ум часам по западному исчислению).
По одной из легенд календарь из двенадцати животных родился так: однажды великий Будда созвал зверей, чтобы распределить между ними годы. Сначала явилась одна Крыса. Будда поручил ей созвать остальных. Ответственная Крыса, прирожденный администратор, после долгих стараний и хлопот привела еще 11 зверей. Они начали спорить, кто из них главнее и больше. Спор затянулся. Крыса заявила, что она больше всех и сумеет это доказать. Она убежала, а звери продолжали спорить. Неожиданно на стене появилась гигантская тень Крысы.
Звери закричали:
- Какая большая Крыса! Она больше нас всех!
Подавляющее большинство дошедших до наших дней календарных знаковых систем позволяет не только объяснять природу и механизмы возникновения тех или иных ситуаций, но и определять пути их гармоничного разрешения. Таким образом, традиционный китайский календарь, лежащий в основе практически всех календарных знаковых систем анализа, стал явленным выражением матрицы китайского сознания. Благодаря своей общедоступности календарь не оставил равнодушными к постижению закономерностей реализации последствий вовлечения в те или иные дела и ситуации прогрессивных и ищущих представителей различных слоев общества и тем самым обусловил необратимость процесса выправления судьбы посредством культивации состояний гармонии и цельности.
Смысловая структура продукта дизайна
Онтологический смысл.
На этом уровне мы рассмотрим эмоционально-чувственное восприятие вещи, то есть за счет каких средств вещь обращает на себя внимание.
В этом предмете привлекает его форма - диск. Она обусловлена представлениями китайцев о времени : В основе китайской астрономии лежит понятие «контура неба», круга, ограниченного сплошной линией горизонта. На нём размещены четыре стороны света, соответствующие разным солнцестояниям и равноденствиям. Северу соответствует зимнее солнцестояние, югу летнее, востоку весеннее равноденствие, западу осеннее
Функциональный смысл
Традиционный китайский календарь несёт в себе знания о природе и человеке и представляет собой уникальную систему описания времени, посредством знаков и чисел, описывающих закономерности перемен циклических Ци Неба и Земли. Благодаря чему являет собой некоторую базу данных, содержащую исходные составляющие для расчётов и вычислений, как в медицине, так и во всех известных традиционных китайских системах анализа. Несмотря на то, что в 1930 году был введен закон об использовании григорианского календаря, многие сельскохозяйственные деятели по-прежнему используют традиционный китайский календарь.
Культурно-символический
Форма предмета несет символы Триграмма (восемь гуа, ба-гуа) — (кит. 八卦, пиньинь bāguà) — особый знак, состоящий из трёх яо. Все возможные комбинации яо образуют восемь триграмм; Преднебесный чертеж триграмм (Порядок расположения триграмм по Фу Си; 先天图 или 伏羲八卦图) — зафиксированная последовательность расположение триграмм, приписываемая мифическому создателю китайской цивилизации Фу Си.
Духовно-ценностный смысл
В Китае данный предмет можно найти у любого жителя. Если же выйти за границы страны, то предмет приобретает дополнительные смыслы, мы можем сказать, что человек увлекается учением фен шуй, И Цзин.
Актуальный смысл
Это формирование смысла в ходе оценки вещи с точки зрения моды. На сегодняшний день китайский календарь - это скорее имиджевая и стилистическая вещь, которая несколько утратила свою прямую функцию. его используют при дизайне квартир, расстановке мебели
Выводы
Став поистине народным, традиционный китайский календарь вместе с выросшими на его основе знаковыми системами анализа, с одной стороны, расчленил мир и сознание китайцев на многие составляющие, с другой стороны, собрал его вновь в виде одного единого инструмента познания, позволяющего и в наши дни, на основе нарушения гармонии соотношения Инь и Ян пяти стихий судить о закономерностях реализации последствий вовлечения в те или иные дела и ситуации.
Заключение
Описание ЦА:
Школьники подростки (5-9 классы). Особенности: Большая восприимчивость к новой информации, увлеченность новыми объектами, которые содержат какую-то загадку. Сильная зависимость от мнения старших и одновременно стремление преодолеть эту зависимость.
То есть при работе с этой целевой аудиторией нам нужно вовлечь ребенка в процесс игры или в процесс изучения вещи и дать некоторую свободу для самостоятельного познания этой вещи.
Чтобы привлечь детей к данному экспонату нужно рассказать им о том, что раньше это было средством предсказывания судьбы. После рассказа о том, как это делалось, следует предложение приоткрыть тайну будущего. Естественно все это делается в шуточной манере, дабы не травмировать детскую психику.
Список литературы
- Китайский календарь http://calendarium.narod.ru/lib/history/china.html
- Традиционный китайский календарь -
- практика использования в прогнозах судьбы
- http://www.fengshuiaudit.com
- Китайский календарь http://www.rusmaster.org/fengshui/fscalendar.html
- ежегодник "Традиционный китайский календарь", А.Н. Воробьев http://fengshui.nm.ru/fengshui/calendar/0002.htm
- Свободная энциклопедия www.ru.wikipedia.org
Причина обращения к теме
Данную работу можно предложить
данная работа будет полезна организаторам выставки
Ключевые фразы работы
китайский календарь, багуа
План работы
- Введение
- Первое впечатление
- Рисунок
- Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет
- Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект
- Основная часть
- Культурологический анализ продукта дизайна
- Смысловая структура продукта дизайна
- Анализ названия или концепта (не обязательная часть)
- Заключение
но не вещь.
Иосиф Бродский