taby27.ru о философии дизайне, имидже, архитектуре, у нас появился логотип!  


шарообразная китайская ваза с орнаментом

Комментарий Т.Ю. Быстровой:




работу выполнил: Ромашина Елена Сергеевна гр.403

Введение


Объект анализа

увидев ее,была заинтересована ее непохожестью на другие вазы в экспозиции, да и на классическое преставление о форме вазы в целом.при более детальном рассмотрении увлекли узоры и ее цветовое решение.

Первое впечатление

увидев ее,была заинтересована ее непохожестью на другие вазы в экспозиции, да и на классическое преставление о форме вазы в целом.при более детальном рассмотрении увлекли узоры и ее цветовое решение.

Рисунок


Рисунок 1:

Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет

«китайская ваза» Запросов в Yandex за месяц: китайская — 1 258 714, ваза — 6 786 709.
в основном, это предложения о покупке ваз различных сувенирных лавок и антикварных салонов.

Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект

Дом без хозяйки — как ваза без цветов.(русская пословица)
Нет всемогущих: луч солнца слепит глаза, но не может проникнуть в опрокинутую вазу.(вьетнамская пословица)
Бродили с драконами под руку луны,
Китайские вазы метались меж ними,
Был факел горящий и лютня, где струны
Твердили одно непонятное имя.
(Н.Гумилев "маскарад")

Культурологический анализ продукта дизайна


Культурологическая "вертикаль"

Ваза— сосуд изящной формы, с живописными или лепными украшениями, сделанный из глины, фарфора, камня или металла.
Древнейшие вазы были найдены в Древней греции. одни из них употреблялись для хранения сыпучих и жидких хозяйственных припасов, другие - для смешивания напитков, третьи для черпания, четвёртые для питья, пятые для туалетных снадобий и т. п. Были также вазы, не имевшие, очевидно, никакого практического назначения, но составлявшие только комнатное украшение, а также и такие, которые, при пригодности своей в домашнем обиходе, изготовлялись, главным образом, для того, чтобы быть приносимыми в дар богам и людям или для раздачи, в виде наград, на гимнастических и других состязаниях
Первообразом моей вазы можно считать динос.
Динос (лат. Dinos) — в классической археологии крупный сосуд с круглым туловом, керамический или металлический. Как правило, динос устанавливался на искусно выполненной подставке,диносы использовались для смешивания вина с водой.
Первое упоминание о китайских вазах отноится к 3 тысячелетию до н.э.Это либо остродонные сосуды с узким горлышком, либо широкие округлые вазы с невысоким горлом и двумя ручками (илл. 376), либо чаши, расширяющиеся кверху; некоторые сосуды похожи по форме на греческие амфоры. Сосуды подвергались обжигу при высокой температуре; роспись на них обычно исполнялась по серому, коричневатому или красноватому фону глины фиолетовой, красной, черной, желтой и белой красками. В редких случаях весь фон заполнялся черной краской и лишь орнамент оставался светлым.
Вазы, чаши и погребальные урны, сделанные на гончарном круге, отличаются правильностью форм, тонкостью и красотой узора, большим совершенством исполнения, тогда как сосуды, выполненные от руки, грубее и часто лишены росписи. Узор покрывает иногда почти всю поверхность сосуда и обычно состоит из геометрического орнамента, в котором преобладают ритмически повторяющиеся спиралевидные завитки, сетчатый и шахматный рисунок, часто заключенный в окружности, ромбы, треугольники и т. п. Этот узор органически связан с формой сосуда. В невысоких сосудах рисунок покрывает верхнюю часть до середины, подчеркивая приземистость и округлость, в более высоких впечатление вытянутости и стройности формы усиливается зигзагообразными линиями, расположенными по вертикали. Орнамент имел магическое значение и был, вероятно, связан с представлениями.древних китайцев о силах природы: предполагают, например, что зигзагообразные линии и серповидные знаки являлись условными изображениями луны и молний, перешедшими в дальнейшем в китайские иероглифы. затем в период Шан (Инь)(2 тысячелетии до н.э) появляются изделия из бронзы, особенно бронзовые сосуды бытового и культового назначения, найденные в погребениях. По стилю они очень близки к скульптуре этого времени. Однако формы и узоры сосудов отличаются гораздо большим совершенством и виртуозным техническим мастерством, свидетельствующим об уже зрелой художественной традиции. Иногда рисунок на сосудах настолько тонок и сложен, что его можно рассматривать только в лупу.
Технология производства:первоначально изготовлялась точная модель сосуда из глины. После обжига по этой модели делали из особой огнеупорной глины форму, на которую оттискивался обратный узор. Наличие выпуклых швов на бронзовых сосудах указывает, что форма была не монолитная, а состояла из отдельных точно пригнанных частей, число которых зависело от типа сосуда. В собранную и обмазанную сверху сырой глиной форму вливали расплавленную в специальных котлах бронзу, заполнявшую пространство между двумя стенками.После окончания литья форма разламывалась и больше не употреблялась. Об уровне литейного производства в период Шан (Инь) можно судить и по тому, что некоторые сосуды достигают веса в 600 - 650 кг, для чего бронза плавилась сразу в нескольких котлах.
После в период Чжаньго (480— 221 гг. до н.э.)оявляется также много новых форм бронзовых сосудов. Сосуды времени Чжаньго отличаются большим изяществом и стройностью, виртуозной тонкостью орнамента. Им чужды массивность и тяжеловесность, характеризующие многие изделия предшествующих эпох. Даже при значительных размерах они производят впечатление легкости, стенки их очень тонки, пропорции вытянуты. Для их украшения в большом количестве применялись различные виды инкрустации драгоценными камнями, цветными металлами - медью и серебром, - а также позолота.Нередко сосуды выплавлялись не монолитными, а состояли из отдельных частей, спаянных оловом. Орнамент часто очень плоский. Для тончайших мелких рисунков употреблялась техника гравировки. В надписях на сосудах этого времени появляется стремление к единству композиции. Надписи уже не выполняются вместе с сосудами, а гравируются позднее.

Культурологическая "горизонталь"

первообраз шарообразной вазы(динос) использовался для смешивания вина с водой. их функциональным предназначением обьясняется форма- для смешивания вина требовалось довольно широкое горлышко, большая вместительность и этим же обьясняется отсутсвие ручек.
такой же формой затем стали обладать урны для пепла, дополнившись лишь крышкой.Разнообразие форм вваз настолько велико,что еще древнегреческие летописцы насчитывали более 65 видов, каждая со своей функцией и собстсвенным названием.С течением времени увеличивалось не только количество вариаций на тему формы,но и материалов изготовления.
Большим удивлением было для меня,что данная ваза изготовлена в Российской империи, руководитель выставки Светлана Анатольевна была удивлена страной ее производства даже больше меня.
Фарфор первоначально был открыт в Китае в первом тысячелетии.В Россию он попал благодаря сибиряку Андрею Курсину, который сам занимался опытами по составлению фарфоровой массы, удалось подкупить мастера богдыханских фарфоровых заводов, расположенных близ Пекина, и добыть у него драгоценный рецепт.Но когда пользуясь этими данными попробовали изготовлять фарфор в России, ничего не получилось - либо рецепт был неверен, либо не хватило знаний, чтобы им воспользоваться.И лишь после 1744 года было налажено производство фарфора в России, так экпортировать его из Европы, уже усвоявшей секрет его изготовления, было чрезвычайно дорого.

Смысловая структура продукта дизайна

-онтологичекий уровень
вазы,помимо широкого функционала, всегда демонстрировлаи социальный статус их обладателей: гостинные во многоих европейских странах украшали вазами из дорогих материалов, вплоть до монарших семейств, имевших обширные коллециии ваз, инкрустированных драгоценными металлами и камнями.
Анализируемая мной ваза максимально проста по форме, в ее основе лежит шар.
Круглая форма у китайцев очень символична,она подобна солнцу,но в тоже время шар всегда служил символом воды, что дает отсылку к функциональному предназначению вещи.
Цвет.цветовая символика была связана в Китае с древней теорией мироздания определявшей пять стихий (дерево, огонь, землю, металл и воду)Наибольшее удовольствие китайскому глазу доставляли не сами цвета, а гармонические отношения между цветами природы и цветами вещей.так основной цвет вазы-красный,что у китайцев означало Огонь, Юг, Лето, Марс, Феникса, Правосудие, ноту Шан, горящее, поднимающееся вверх, горькое;
белый-елый — Металл, Запад, Осень, планету Венеру, Тигра, Правителя, ноту Гун,
изменяемое, острое;
желтый — Землю, Центр Мироздания, Государство, Времена года, планету Сатурн, музыкальную ноту Чжи, плодоносящее и сладкое;
Рисунок:Апельсины и мандарины — золото и изобилие. Эти фрукты — непременный атрибут праздничного стола китайцев, их обязательно ставят на стол во время Праздника Весны.
Белая герань — покой и приятные мечты.
Одной из внешних характеристик можно отметить блеск,который усиливает жизнерадостный настрой вазы, почеркивая контраст цветов и дополняя форму.
и весь предмет стремится к динамике-орнамент и живые фрукты,изображенные на ней,динамичные цвета.
-практический
данный уровень не первостепенен, так как основная функция предмета-декоративная.
-знаковый
В древнем Китае ваза считалась символом благосостояния, а ее размеры являлись показателем количества богатства и способностью к его сбережению.Отсюда знаметия традиция "вазабогатства"- в шанхайскихсемьях вазы портясающих воображение размеров передовали из поколения в поколение,ее содержимое может сейчас показаться странным.1.Бог Богатства (можете выбрать любого, котрый вам больше нравится)
2.Пять кристаллических глобусов, означающих пять видов богатства с пяти направлений
3.Полудрагоценные камешки и кристаллы, означающие богатства земли
4.Золотые слитки- современные символы богатства
5.Древние слитки золота
6.Искусственные бриллианты и цирконы
7.Кристаллы желаний, которые выполнят Васе ваши ожидания
8.Три золотых монеты, связанные красным шнурком
9.Девять императорских монет
10.Запирающая монета – для охраны вашего богатства
11.Монет И-Цзин для преодоления всех сложностей
12.Шесть сферических кристаллов для гармонии в семье
13.Пять видов сухой пищи в пакетах
14.Ру Йи – символ власти и полномочий
но древние китайцы верили,что, если ее верно расположить и соблюсти все в строгом соответствии, она дарует достаток всей семье.
даже сечас на различных форумах по фен-шуй предлагают изготовить такую вазу богатства.
-культурно-символический
символами в моей вазевыступают не только изображения,но и цвета(как описано ранее).
а в целом,вазы со временем утратили исключительно утилитарную функцию(функцию сосуда для жидкостей) и приобрели собственные функции как атрибуты достатка, украшения интерьера.
-актуальный смысл
В наше время ваза есть практически в каждом доме,веяния моды на них сезонны,их изготовляют из самых разных материалов,подбирая под стилевую выдержку всего интерьера. В Китае современные вазы делают даже со встроенными в них гаджетами, то есть мода на форму и исполнение вазы менялась из года в год,но сам по себе предмет интерьера всегда выступал элементом декора и показателем достатка хозяев

Выводы

Зародившись в Древней Греции как сосуд для жидкостей, ваза быстро обрела символические характеристики, неся информацию во всем: от формы до материала и орнамента. Она интегрировалась в культуры почти всех стран и стала неотьемлемой частью жизни.

Анализ названия или концепта:

Выводы по 3й части работы

Заключение


Выводы по ЦА:
Исходя из того, что концепция всей экспозиции:"домашний музей", я предлагаю организовать свою мини-выставку с вазами,принесенными школьниками из дома(интересные экспонаты:из разных стран, отражающие национальный колорит). Таким образом, в процесс музейной коммуникации будет вовлечен не только сам школьник(а персональное участие в выставке сможет стать хорошим стимулом, т к одна из ценностей данной целевой аудитории-самореализация и самоидентификация),но и их родители, без согласия которых ребенок навряд ли сможет доставитьвазу в музей
инсайт:"моя ваза в музее стоит,ведь совсем не каждый участвует в реальной экспозиции"
Эта выставка поможет продемонстрировать эволюцию форм ваз с течением времени и привлечет живой интерес аудитории, построенный на личном участии.
Большим бонусом выступает то,что в музее есть просторный пустующий зал(была в нем за последние 3 месяца 2 раза),где как раз можно организовать этот "домашний музей".

Список литературы

  • 1.Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  • ваза
  • 2.Словарь символов
  • http://dic.academic.ru/searchall.php
  • 3.Китайская культура,традиции, обычаи
  • http://iclub-china.com/
  • 4.Хорошая статья о цвете и его трактовках в разных культурах
  • http://www.photonik.ru/ru/theory/52-compozy/148-simbol
  • 5.Фен-шуй,нумерология,знаки
  • http://du-lya.ru/fenshyi/simvol.php

Причина обращения к теме

Данную работу можно предложить

признаться честно,меня этот вопрос поставил в ступор.

Ключевые фразы работы

аналитическая записка
китайская ваза

План работы

...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский