taby27.ru о философии дизайне, имидже, архитектуре, у нас появился логотип!  


Красный придиванный столик ЛАКК от IKEA (переделанный)

Комментарий Т.Ю. Быстровой:




работу выполнил: Тарасенко Дарья Алексеевна, гр. 502

Введение


Объект анализа

Когда я впервые увидела столик в магазине, я закричала на весь магазин: «Хочу! Хочу! Хочу!». Идеальная форма и идеальный цвет. Я была в восторге. Весь интерьер моей комнаты в последствии подбирался под этот столик. Когда я привезла его домой, меня приятно поразила простота сборки и функциональность столика, я испытывала восторг и эйфорию. Я уже полюбила его. Мы со столиком существуем вместе уже больше полугода, и с каждым днем моя любовь к нему крепнет. Яркий цвет всегда придает мне бодрость и вдохновляет.

Первое впечатление

Когда я впервые увидела столик в магазине, я закричала на весь магазин: «Хочу! Хочу! Хочу!». Идеальная форма и идеальный цвет. Я была в восторге. Весь интерьер моей комнаты в последствии подбирался под этот столик. Когда я привезла его домой, меня приятно поразила простота сборки и функциональность столика, я испытывала восторг и эйфорию. Я уже полюбила его. Мы со столиком существуем вместе уже больше полугода, и с каждым днем моя любовь к нему крепнет. Яркий цвет всегда придает мне бодрость и вдохновляет.

Рисунок

Красный придиванный столик ЛАКК от IKEA
Рисунок 1: Красный придиванный столик ЛАКК от IKEA

Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет

Поисковая система Google по запросу «придиванный столик» находит 28 100 страниц, Яндекс – 29 000 ссылок. Выбранному объекту приписывают следующие характеристики: «компактный» - 391 страница, «легкий» - 644 ссылки, «отличный» - 562 страницы. «яркий» - 355 ссылок.

Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект

Стол — единственное место, за которым мы не скучаем с первой же минуты.
Посади свинь. за стол, она и ноги на стол.
Стол – всему голова.
Недосол на столе, пересол на спине.
Не дай вам Бог вчерашний стол не превратить сегодня в стул.
- Алло! Это из ресторана вас беспокоят. Вы столик заказывали?
- Заказывал!
- Разнесли в щепки!!! Приходите удостовериться!

Культурологический анализ продукта дизайна


Культурологическая "вертикаль"

Столы используют для того, чтобы размещать предметы, в частности пищу, на высоте удобной для сидящего человека. Прямоугольная доска на четырех ножках служила человеку с древних времен. Многие вещи на сегодняшний день либо трансформируются до неузнаваемости, либо исчезают совсем, а стол так и остался первым важным предметом.
Столы впервые появились в Древнем Египте. Жителям Древнего Египта приписывается создание двух видов столов – обеденного и рабочего. Рабочий стол был мобилен – легко складывался и переносился с места на место. Небольшой стол для приема пищи имел круглую столешницу, которая располагалась на округлой же массивной ножке (прототип гефидона). Позднее появилась модель с прямоугольной столешницей, поддерживаемой тремя ножками.
Грекам принадлежит изобретение высоких столов-подставок на трех ногах, которые служили для размещения сосудов с напитками. Трапезы проходили за приземистыми столиками, которые по завершению приема пищи выносились из помещения. Для изготовления столов греки использовали мрамор, бронзу и дерево.
Во времена Средневековья в обиход вошли модели из дерева. Грубо сработанные массивные столы были насмешкой над утонченными античными силуэтами.
Эпоха Возрождения стала новой точкой отсчета в истории стола - они пробрели утраченное былое изящество. Они вновь украшались резьбой, инкрустацией, варьировались формы столешницы. Возродился интерес к рабочим столам (первоначально это были конторки, за которыми работали стоя, но постепенно их вытеснили более удобные модели, рабочая деятельность за которыми осуществлялась сидя).
В восемнадцатом веке на мебельную сцену вышли элегантные туалетные столики, а также сервировочные, необходимые в столь важном для соблюдения этикета процессе – сервировке стола. Примерно в это же время в салонах вошли в моду жардиньерки – изящные столики с круглой столешницей, на которых размещались цветы.
Французы считают низкий столик ровесником эпохи ар-деко и приписывают его появление своему соотечественнику Жан-Мишелю Франку. Так или иначе, незаменимым предметом обстановки придиваный столик сделали конструктивисты. В 20-е годы XX века Ле Корбюзье создал знаменитый «Модулор» и предложил считать обеденными все плоскости выше 70 см, а прочие поверхности, рядом с которыми удобно сидеть в кресле и на пуфе, «назначил» низкими столиками.
В наше время стол по-прежнему остается основополагающим элементом интерьера. Поэтому все прогрессивные дизайнеры почитают делом чести внести свой вклад в эволюцию стол. Их смелые эксперименты с материалами (стеклом, пластиком, природным камнем, зеркалом и т.д.), формами столешницы (капля, абстракция и прочее) и не снились мебельщикам былых времен.

Культурологическая "горизонталь"

Благодаря невысоким ценам и грамотной маркетинговой политике, мебель Икеа становится все более популярна у среднего класса, именно на него она и ориентирована. Можно сколько угодно спорить о достоинствах и недостатках тех или иных решений, одно очевидно - Икеа утерла нос всем производителям мебели, доказав на деле, что возможна качественная и недорогая мебель.
Информация о производителе:
«Мебель должна стоить столько, сколько стоят материалы, из которых она сделана» - лозунг компании ИКЕА. Благодаря невысоким ценам и грамотной маркетинговой политике, мебель Икеа становится все более популярна у среднего класса, именно на него она и ориентирована. Можно долго спорить о достоинствах и недостатках тех или иных решений, но очевидно что Икеа доказала на деле, что возможна качественная и недорогая мебель. За шесть десятилетий ИКЕА превратилась из скромной частной компании на юге Швеции в крупнейшее предприятие розничной торговли, имеющее представительство в 44 странах мира.
Таким образом, потребителем данной вещи является типичный представитель среднего класса.

Смысловая структура продукта дизайна

Онтологический (бытийный) смысл

На данном уровне мы рассматриваем эмоционально-чувственное восприятие, т.е. посредством чего, данная вещь притягивает к себе внимание – предсмысл – оценка, которая совершается почти на рефлекторном уровне. Еще до осознания конкретных качеств начинает формироваться отношение. Бытийный смысл вещи предполагает разговор о целостности: целостность вещи и целостность своего представления о мире.
По мнению Аристотеля, материя – она не может быть первична, т.к. она бесформенна и пассивна и может восприниматься только как материал для оформления вещи. Вещь, как совокупность формы и материала также не может быть первична в силу своей сложности. Следовательно, получается, что первичной из причин является форма. Она является определителем сущности бытия предмета, несет в себе его смысл.
Форма.
Согласно теории Аристотеля, ««форма» обозначает существенную природу вещи, или, более точно, природу как таковую, понимаемую обусловливающей во всех ее проявлениях, в том числе и в фигуре, и в очертаниях… Форма есть то, за счет чего определенная вещь есть именно та, которой она является». По форме предмета человек определяет его назначение, характер пользования, отличает его от других предметов. Все формы, существующие в природе и созданные человеком, можно разделить на простые и сложные. К простым формам относятся наиболее понятные человеку, «чистые» в композиционном плане, простые в восприятию.
Стол имеет простую геометрическую форму квадрата. Даная форма значительно облегчает восприятие предмета, так как она архитипична. За счет архитепичности формы стола, мы сразу можем определить его предназначение – придиваный столик для расположения на нем различных предметов – чашки чая, книги. Также легко и моментально определяется характер его использования – расположив стол рядом с диваном или креслом, либо сидя на полу.
Квадрат и четырехугольник – является символом постоянства, безопасности, равновесия, божественного участия в сотворении мира, пропорциональности, ограничения, нравственных устремлений и честных намерений. Квадрат противостоит "динамичным" знакам - кругу, спирали, кресту, треугольнику, являясь наиболее статической из геометрических форм, используемых в качестве символов. Квадрат воспринимается как нечто стабильное, прочное, основательное. Во многих культурах является символом земли. И действительно, стол, несмотря на небольшой размер, выглядит основательно, стабильно, он пропорционален, геометрически точен.
Форма – это граница вещи, которая определяет ее и, тем самым, отделяет от всего окружения, задает индивидуальные отличительные особенности вещи. Форма не только определяет значение вещи – «что?», но и задает ее положение – «где?».

Цвет.

«Форма – это основополагающее средство выражения художественного образа, но не единственное. Цвет в совокупности с формой дает более богатые по своему содержанию произведения.
И. Иттен уделял большое значение цветам и их воздействию на человека. Он говорит, что «форма, также как и цвет, обладает своей «чувственно-нравственной» выразительной ценностью. В живописном произведении эти выразительные качества формы и цвета должны действовать синхронно, то есть форма и цвет должны поддерживать друг друга. Как для трёх основных цветов - красного, жёлтого и синего, так и для трех основных форм — квадрата, треугольника и круга должны быть найдены присущие им выразительные характеристики». Иттен утверждает, что каждой форме соответствует свой цвет. Так, например, квадрату с его статикой соответствует красный цвет с присущей ему непрозрачностью и тяжестью – именно поэтому дизайнер выбрал именно красный цвет для квадратного стола.
Красный цвет вызывает возбуждение и активность, т.е. самоуверенность или уверенность в своих силах. Красный цвет устремляется навстречу взгляду, он активен и соответствует активному состоянию человека. "В этом смысле его можно называть мужским цветом", _ говорит Люшер. Все, что связано с проявлениями силы, энергии, власти, выражается красным. Он воспринимается как возбуждающий и активизирующий цвет. За сексуальностью, страстностью, возбуждением закреплены красные тона. Красное платье и косметика на женщине способны сделать ее самодостаточной, наполненной противоположностями настолько, что мужчина как бы "не помещается" рядом. Красная софа, пусть и очень спокойных форм, не располагает к отдыху, напротив, человек словно подпрыгивает на ней. Красное сидение офисного кресла указывает на активного, энергичного и властного начальника и т.д. Одновременно красный создает впечатление уменьшающегося пространства, тесноты, повышенной температуры, тепла, особенно когда встречается в больших количествах. Эти качества усиливаются при ярком освещении. На пределе красный несет с собой раздражение, конфликты и ссоры.

Материал.
Согласно философии Платона, форма, являясь активным началом, придает бесформенному материалу не только вид и смысл, но и красоту. Форма помогает художнику и дизайнеру проявить основные качества и характеристики материала. По теории Аристотеля понятия формы и материи неотделимы и практически не могут рассматриваться по отдельности. Не только форма, но и материя у Аристотеля – это в чем-то активное начало, принцип индивидуализации вещей. Она вечна, переходя из одного состояния в другое под воздействием формы.
Стол выполнен из древесины, покрытой сверху лаком. При прикосновении поверхность воспринимается гладкой и теплой, что воспринимается нами как нечто хорошее, близкое. Дерево отличается долговечностью, достаточно устойчиво к износу. В документах на стол также написано, что в нем использована бумага. Это сделано для того, чтобы сделать стол более легким.

Блеск.
О блеске не пишут практически ничего. Между тем он составляет самостоятельное качество материала, воздействует особым образом и по-разному, но бесспорно - воздействует. Чаще всего все блестящее расценивается человеком как более красивое, нежели неблестящее. На это указывает также распространенное в последние года увлечение многих гламурным стилем и, в особенности, лаковой обувью и аксессуарами. Блеск привлекает внимание, играет глянцевыми бликами, притягивает. Блеск отражает свет, таким образом, делая предмет мерцающим, приковывающим к себе взгляд. Стол имеет блестящую гладкую поверхность — совершенно гладкую, отражающую свет в одном направлении, имеющую светлые блики, то есть очень яркая с определенной точки обозрения, но темная — со всех остальных, отражающая окружающие предметы. Это влечет за собой целую цепочку ассоциаций – чистота, шелковость, зеркальность, глянцевость, стильность, живость. Но в то же время блеск искажает цвета, вносит некое беспокойство, что вкупе с активным красным цветом при длительном воздействии может оказать не очень благоприятное внимание. Поэтому выбрана именно форма квадрата – он уравновешивает, приземляет, делает красный блестящий стабильным.

Если рассматривать форму, цвет и блеск вместе, мы получаем прямой отсыл к восточной культуре. Именно на Востоке впервые стали использоваться низкие квадратные столики, покрытые лаком.
Функциональный смысл

Функциональный смысл подразумевает оценку удобности/неудобности вещи, аргнономичности, а, следовательно, и привлекательности.
Стол соответствует антропометрическим показателям и движениям, совершаемым человеком. Его высота удобна и при сидении человека в кресле, и при сидении на полу, также высота удобна – чтобы взять что-либо со стола наклониться нужно, но совсем немного и ты чувствуешь себя удобно при этом наклоне. Придиваный столик должен легко передвигаться с места на место и не занимать много места. Именно поэтому дизайнер выбрал ширину и длину стола 55 см, высоту – 45 см, и сделал стол не целиком из дерева, а внутренние части, не видимые глазу, из легкой бумаги. Такие размеры и материалы делают стол удобным в использовании.
Стол выполенен в стиле функционализма, родоночальниками которого являються Ле Корбюзье и школа «Баухауз». Философия этого стиля – «форма определяется функцией» - ярко выраженна в нашей вещи: функция стола (подставка для мелких вещей, расположенная возле дивана) определяет его форму (низкий, компактный).

Знаковый смысл

Знаковый смысл вещи показывает принадлежность человека к определенному социальному слою, статусу, течению, сообществу.
Данный стол символизирует легкость и практичность, функциональность. Он не подчеркивает статусность, «пафосность». Данный дизайн рассчитан на широкого потребителя, не притязательного, но практичного. Легкость и мобильность стола, простота линий также подчеркивают демократичность вещи. Яркий цвет стола рассчитан на молодежную аудиторию. Такой стол вряд ли увидишь у пожилой четы, но в квартире молодой семьи, студента или начинающего специалиста он будет вполне органичен.

Духовно-ценностный смысл

Духовно-ценностный смысл вещи совпадает с духовными ценностями владельца, несет в себе информацию о морально-нравственных ценностях, мировоззренческих установках, религиозных пристрастиях владельца, его шкале эстетических ценностей. Духовно-ценностный смысл близок к знаковому, но более индивидуален, имеет субективное начало.
Морально-нравственный ценности: владелец вещи заботиться об окружающей среде и экологии, именно поэтому он выбирает вещь, созданную из экологически чистых материалов, переработка которых не наносит вред окуржающей среде.
Мировоззренческие ценности: владелец вещи ценит свободу, активность. Скорее всего, он любит путешествия и активный образ жизни (об этом говорит активный красный цвет и легкость стола). Владелец стола уверен в себе и своих силах, не отсутпает перед преградами и барьерами. Также владелец этого стола, в первую очередь, ценит целесообразность и функциональность.
Эстетические ценности: Стол является целостным и гармоничным, присутствует «законченность», завершенность формы, что положительно влияет на его эстетическую привлекательность. Владелец данной вещи, скорее всего, имеет постмодернистсикй тип сознания. Владелец имеет собственное мнение по всем вопросам, широту взглядов. Красный цвет стола символизирует активность, экспрессивность, страстность владельца.

Личностно-ассоциативный смысл

Содержание данного смысла дизайнер полностью предусмотреть не в силах, так как это очень субъективный уровень. Здесь смыслы и образы закладываються в ходе использования предмета, его освоения, и связаны с переживаниями и ассоциациями, вызванными именно в период появления предмета.
Лично для меня этот стол ассоциируется с началом новой жизни, так как я приобрела его, когда обставляла новую квартиру. Этот стол для меня – своеобразный символ новой, лучшей жизни, символ радости и счастья.
Совсем недавно я заметила, что стол стал ассоциироваться для меня с картиной К. Малевича «Красный квадрат». Мой стол расположен на абсолютно белом ковре, и если смотреть на него сверху, я сразу вспоминаю именно эту картину. «Искуствоведы сравнивают суперматизм Малевича с творчеством Льва Толстого. В частности, в рассказе Толстого «Записки сумасшедшего» описывается абсолютно белая квадратная комната с красной гардинкой, где герой начинает испытывать смертельную тоску. То есть, красный квадрат на белом фоне является, по сути, символом тоски. Сам Малевич пояснял концепцию своего первого «Черного квадрата», как: «квадрат – чувство, белое пространство – пустота за этим чувством». Поэтому исследователи пришли к выводу, что красный квадрат на белом фоне графически изображает страх смерти и пустоты». После прочтения данной информации, я задмалась, почему я поставила красный стол именно на белый ковер. Быть может, это связано с моим страхом неразделенных чувств или ощущением какой-либо пустоты вокруг меня.

Актуальный смысл
Анализируемая вещь выполнена в стиле функционализма с влиянием авангарда (его направления – суперматизма). Функционализм сформировался в начале 1920-х годов, постепенно перерос в интернациональный стиль, предтечей движения послужили футуризм и конструктивизм. От футуризма функционализм воспринял его демонстративное отрицание творческого наследия, от конструктивизма – культ обобщенных абстрактных геометрических форм. Основные черты функционализма – использование прямоугольных форм, крупных нерасчлененных плоскостей одного материала, отсутствие орнаментации. Фуннкционализму свойственны простые, мобильные, многофункциональные формы, что мы и видим в анализируемом столе. Мебель выполненная в стиле функционализма всегда узнаваема, имеет ясные и законченные формы. Направление авангардного искусства – суперматизм – означает прежде всего доминирование цвета над остальными свойствами живописи. Применительно к анализируемой вещи яркий красный цвет дейстивтельно доминирует: сначала мы замечаем цвет, а затем уже форму. Также данную вещь можно отнести к стилю минимализма, который является продолжением идей конструктивизма и функционализма. Минимализм стал особенно популярен в последнее время. Минимализм – символ свободы, простоты. Человек, выбирая данный стол, подчеркивает, что находиться в фокусе современных тенденций и течений.
Культурно-исторический и культурно-символический смыслы
Культурно-исторический смысл несет в себе представление об истоках, исторических корнях вещи. Анализируемый стол очень похож на низкие лаковые столики, импользуемые на Востоке. Классический японский интерьер: диван, низкий придиванный столик, этажерки из древесины, ширмы и перегородки. В качестве отделки мебели мастера часто использовали лакирование. На Востоке красный цвет очень распространен, он считается символом огня и солнца, приносит урожай и благоденствие. Таким образом, мы можем сделать вывод, что анализируемая вещь имеет восточные корни.

Выводы

В качестве объекта исследования был выбран красный придиванный столик ЛАКК от IKEA. Первое впечатление было положительным, форма привлекала своей простотой и лаконичностью, цвет – яркостью и экспрессивностью.
В ходе анализа выяснилось явное преобладание функциональности и практичности. Автор не наделил вещь дополнительными смыслами, сделав акцент на легкости и практичности, что соответствует потребностям целевой аудитории.
На мой взгляд объект выдержал аналитику, докахал свою способность влиять на человека, вызывать в нем чувства. В какой-то момент анализа стол показался мне скучным и бессмысленным предметом. Но в процессе работы для меня открылись новые смыслы, я как бы «сроднилась» со столом, он стал еще ближе и понятнее мне.

Заключение


В качестве объекта исследования был выбран красный придиванный столик ЛАКК от IKEA. Первое впечатление было положительным, форма привлекала своей простотой и лаконичностью, цвет – яркостью и экспрессивностью.
В ходе анализа выяснилось явное преобладание функциональности и практичности. Автор не наделил вещь дополнительными смыслами, сделав акцент на легкости и практичности, что соответствует потребностям целевой аудитории.
На мой взгляд объект выдержал аналитику, докахал свою способность влиять на человека, вызывать в нем чувства. В какой-то момент анализа стол показался мне скучным и бессмысленным предметом. Но в процессе работы для меня открылись новые смыслы, я как бы «сроднилась» со столом, он стал еще ближе и понятнее мне.

Список литературы

  • • 2. http://koptseva.ru/index.php/2006/09/30/epoxa-v-portsigare.html
  • • 3. http://www.top4man.ru/menthings/2229/97071/
  • • 4. Быстрова Т. Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна. Монография. – Екатеринбург: УрГУ, 2001
  • • 5. taby27.ru
  • • 6. www.strojmir.ru
  • • 7. www.furnitury.ru
  • • 6. www. wikipedia.org

Причина обращения к теме

Яркие эмоции

Данную работу можно предложить

дизайнерам мебели, студентам, журналам об интерьере

Ключевые фразы работы

стол, дизайн стола, красный цвет, смысл вещи, IKEA

План работы

...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский