taby27.ru о философии дизайне, имидже, архитектуре, у нас появился логотип!  


Золотые кроссовки SPORT с атласными бантами вместо шнурков

Комментарий Т.Ю. Быстровой:




работу выполнил: Кучумова Любовь, группа 4 Р (заочное отделение)

Введение


Объект анализа

Впервые я увидела эти кроссовки около года назад (летом 2008 года), в магазине одежды «Спорт Макси», куда заскочила по пути с работы домой.
Не могу сказать, что тогда у меня была острая потребность или жизненно важная необходимость в спортивной одежде или обуви, тем более в кроссовках: спортом я не увлекаюсь, да и вообще предпочитаю романтический стиль одежды и обувь на высоком каблуке. При виде туфель на высокой шпильке я буквально испытываю трепет и начинаю медленно сходить с ума, могу любоваться ими бесконечно! А особенно дорогие мне пары обуви на каблуке (с выдающимся дизайном, необычным декором), я храню «на память» даже тогда, когда они становятся непригодны для носки (подруги говорят, что это безумие).
Но когда я переступила порог магазина, и увидела ИХ … у меня перехватило дыхание. Среди огромного количества обычных, ничем не выдающихся пар обуви стояли ОНИ – потрясающе красивые кроссовки королевского золотого цвета, с атласным бантом вместо шнурков!
Я поняла – это судьба! Мы были созданы друг для друга!
Хм, подумаешь, что несмотря на свою «замечательность» эти кроссовки не подойдут ни к одному моему наряду (тогда мне фактически не с чем было их носить!) В конце концов, это еще не повод отказываться от «своей судьбы». И даже если бы кто-нибудь попытался убедить меня в бесполезности моей, может быть, самой удачной покупки, я все равно не стала бы слушать!
Так кроссовки заняли почетное место на полке с обувью в моем гардеробе (и пролежали там как сказочный Емеля на печи ровно «33 года и 3 дня»). И не перестают радовать мой глаз до сих пор.
Ах да, самое интересное, что впервые я надела их только в марте этого года – когда в моей жизни появилась еще одна абсолютно не характерная для меня вещь (о ужас!) – джинсы.

Первое впечатление

Впервые я увидела эти кроссовки около года назад (летом 2008 года), в магазине одежды «Спорт Макси», куда заскочила по пути с работы домой.
Не могу сказать, что тогда у меня была острая потребность или жизненно важная необходимость в спортивной одежде или обуви, тем более в кроссовках: спортом я не увлекаюсь, да и вообще предпочитаю романтический стиль одежды и обувь на высоком каблуке. При виде туфель на высокой шпильке я буквально испытываю трепет и начинаю медленно сходить с ума, могу любоваться ими бесконечно! А особенно дорогие мне пары обуви на каблуке (с выдающимся дизайном, необычным декором), я храню «на память» даже тогда, когда они становятся непригодны для носки (подруги говорят, что это безумие).
Но когда я переступила порог магазина, и увидела ИХ … у меня перехватило дыхание. Среди огромного количества обычных, ничем не выдающихся пар обуви стояли ОНИ – потрясающе красивые кроссовки королевского золотого цвета, с атласным бантом вместо шнурков!
Я поняла – это судьба! Мы были созданы друг для друга!
Хм, подумаешь, что несмотря на свою «замечательность» эти кроссовки не подойдут ни к одному моему наряду (тогда мне фактически не с чем было их носить!) В конце концов, это еще не повод отказываться от «своей судьбы». И даже если бы кто-нибудь попытался убедить меня в бесполезности моей, может быть, самой удачной покупки, я все равно не стала бы слушать!
Так кроссовки заняли почетное место на полке с обувью в моем гардеробе (и пролежали там как сказочный Емеля на печи ровно «33 года и 3 дня»). И не перестают радовать мой глаз до сих пор.
Ах да, самое интересное, что впервые я надела их только в марте этого года – когда в моей жизни появилась еще одна абсолютно не характерная для меня вещь (о ужас!) – джинсы.

Рисунок

Золотые кроссовки SPORT с атласными бантами вместо шнурков
Рисунок 1: Золотые кроссовки SPORT с атласными бантами вместо шнурков

Контент-анализ упоминаний выбранной вами вещи в текстах интернет

В ответ на запрос «кроссовки с атласным бантом» в поисковой системе Yandex нашлось 13 тыс. страниц. Запросов кроссовки — 107 458, атласным — 7 311, бантом — 6 646. Выбранная мною вещь чаще всего сопровождается словами: обувь, купить, магазин, одежда.

Пословицы, поговорки, анекдоты о классе вещей, к которому принадлежит выбранный объект

Класс вещей – обувь.
• Портной без кафтана, сапожник без сапогов, а плотник без дверей.
• Портной без порток, сапожник без сапог.
• Смешно. Реальный случай в магазине.
Мужик меряет обувь, пыхтит, а она не налазит. Обращается к продавцу-консультанту:
-Молодой человек, что-то не налазит. Малы наверное.
Продавец внимательно смотрит и говорит:
-А вы язычок высуньте, тогда налезут
Мужик реально высовывает свой язычище почти до шеи и краснея от натуги:
-НУ НЕ НАЛАЗИИИИИИТ....
• Мужик приходит в обувной магазин покупать новые ботинки. Размер ноги у него 42. Но в этот раз он просит продавца принести ему ботинки 39птого размера. Продавец удивляется и спрашивает, зачем ему обувь на 3 размера меньше. Мужик отвечает:
"Ты знаешь, я вчера обанкротился, мой сын уже 5 лет как наркоман и моя жена мне постоянно изменяет с моим лучшим другом". Продавец спрашивает: "Ну и все же, зачем вам обувь на 3 размера меньше?" Мужик: "Так вот, последняя радость в моей жизни это придти домой и снять ботинки!"

Культурологический анализ продукта дизайна


Культурологическая "вертикаль"

Первообразом кроссовок являются «сникеры».
Sneakers — обувь, от англ. sneakers — кроссовки.
Sneakers — от англ. слова «sneak» — красться, подкрадываться.
Сникеры прошли длинный путь. В конце 18-го столетия люди носили обувь с каучуковой подошвой, которые назывались парусиновыми туфлями, но они были довольно грубыми и примитивными, не было разделения на правую/левую ногу. Приблизительно в 1892 году, Американская Резиновая Компания придумала более удобную резиновую обувь с верхом из ткани, которая получила название «Кеды» («Keds»). К 1917 году эта обувь поступила в массовое производство (она получили название «сникеры», потому что человек, носящий их, шёл так тихо, что мог подкрасться к кому угодно).
В том же 1917 году Маркус Конверс (Marquis Converse) произвёл первую обувь, созданную только для баскетбола, которая была названа Converse All-Stars (и которая стала несомненно культовой не только в среде баскетбола, но и у множества неформальных субкультур — например у панков). В 1923 году Converse начали рекламу с участием звезды американского баскетбола тех лет — Чака Тейлора (Chuck Taylor), и до сих пор на логотипе Converse стоит его подпись. Converse All-Stars стали самой продаваемой баскетбольной обувью за всё время.
Сникеры появились в международном масштабе в 1924 году. Тогда немец по имени Ади Дасслер создал сникер, который он назвал в честь самого себя — Adidas. Эта марка стала самой популярной спортивной обувью в мире. Легкоатлет Джесси Оуэнс (Jessie Owens) носил Adidas, когда он выиграл четыре золотых медали на Олимпийских Играх 1936 года. Брат Ади, Руди, основал другую, ставшую всемирно известной, марку спортивной обуви — Puma.
В течении первой половины двадцатого столетия спортивную обувь носили главным образом чтобы заниматься спортом. Но в пятидесятых годах дети начали носить их как явление моды. Ещё больше подростков последовало за модой, когда увидели Джеймса Дина (James Dean — популярный американский киноактёр 50-х годов) в популярном фильме Бунтарь без идеала (Rebel Without a Cause).
Продажи кроссовок буквально взлетели в 1984 году, когда Майкл Джордан (Michael Jordan — известнейший американский баскетболист) подписал контракт с Nike, чтобы носить кроссовки названные Air-Jordans — самые известные кроссовки, которые когда либо были произведены. Даже после того как Джордан ушёл из NBA — его именные кроссовки продолжали быть бестселлером. Когда компании, такие как Nike, Reebok начали конкурировать, они начали изменять вид кроссовок, добавлять дикие цвета и убирать шнурки. Кроссовки начали производиться для каждого вида спорта, включая ходьбу, скейтбординга и универсального тренинга.
Новые технологии кроссовок увеличивают эффективность. в легендарных Nike Air Force использовились небольшие газовые карманы, чтобы улучшить амортизацию, в то время как Reebok использовали в кроссовках "Воздушный насос" для большего уюта. Неожиданности в производстве кроссовок продолжились: например, Spira сделали эластичную подошву, для снятия стресса с ног. Естественно, новшества шагают в ногу с ценой: зачастую кроссовки стоят больше чем 100$ за пару.
В современной уличной моде появилось понятие «сникер-культура». Сникеры — это подвид спортивной обуви. Сейчас они являются огромной составляющей так называемого уличного стиля (street style) и имеют огромную популярность по всему миру.
В наше время ежедневно выпускаются несколько новых моделей сникеров. Настоящими монстрами производства сникеров стали Nike, Adidas, Puma, Vans, Converse и т. д. Выпуск новых моделей сникеров постоянно сопровождается сотрудничеством компаний-производителей с известными уличными художниками, графическими дизайнерами, рок-группами (например известное сотрудничество Vans с рок-группами Iron Maiden, Kiss или отцами хардкор-панка Bad Brains).

Культурологическая "горизонталь"

В моде XIX века господствуют два противоположных направления: одно подчинено спорту, другое - модным салонам. С одной стороны преобладает функциональность, с другой — декорация. Требованием консервативной моды была стилизованная женщина - цветок, женщина салонов, театров и различных вечерних развлечений, это женщина, еще стянутая корсетом. С другой стороны начинается настоящее движение против корсетов, сторонники которого говорили о его вредности и стремились запретить его ношение.
С одной стороны входит в жизнь велосипед и костюм, который дает женщинам возможность свободно двигаться, с другой — проводятся анкеты на тему о том, не вреден ли спорт для женщины, не повредит ли он женской морали.
Первая мировая война не принесла особых перемен в моде. И хотя в Германии появилась какая-то неудачная мода «военных кринолинов» из легких материалов, мода типично женская, но преобладает линия практичная, «мужеподобная», которая подходила всем женщинам, занятым в мужских профессиях.
Таким образом, в период массового производства кроссовок (сникеров) – 1917-1924 гг. – были популярны следующие тенденции в моде и стиле жизни:
Женская мода:
1. дамские костюмы: юбки длиной чуть ниже колена и жакеты, напоминающие фасон классического мужского пиджака;
2. рубашкообразные платья из мягких прозрачных тканей;
3. мелкие легкие складки и плиссе на юбке;
4. короткие стрижки;
5. ярко накрашенные губы, брови резко подчеркнутой формы и глаза с опущенными веками;
6. занятия спортом, борьба с лишним весом (ибо идеалом теперь является высокая, стройная женщина без бедер и груди, со стройными ногами и руками);
7. курение сигарет в длинном мундштуке (женщина в стиле Греты Гарбо);
8. фокстрот, чарлстон и джазовые танцы;
9. шелковые прозрачные чулки телесного цвета;
10. элегантные остроконечные туфли с большим вырезом из тонких сортов кожи - для повседневной носки и золотые или серебряные туфли, парчовые либо кожаные - для вечерних туалетов;
11. шляпки с широкими полями;
12. шляпы-колокола, полностью закрывающие волосы;
13. длинные брюки, как спортивные, так и домашние;
Мужская мода:
14. классический мужской костюм: черный жакет с жилетом и полоса-брюки;
15. смокинг;
16. фетровые шляпы;
17. галстуки;
18. цветная рубашка со сравнительно мягким воротником;
19. спортивный стиль одежды.

Смысловая структура продукта дизайна

Онтологический смысл
Цвет кроссовок – золотой. Как известно, золото – это благородный металл, символизирующий богатство, процветание, успех. Золото также является мерой стоимости. В древние времена из него даже чеканили первые монеты.
Поскольку золотой – это желто-оранжевый цвет, его можно соотнести с Солнцем. Поэтому изначально одежду золотых оттенков носили представители высшей власти: фараоны и короли.
Кроссовки имеют «обтекаемую форму». Подошва изготовлена по классической схеме из каучука (резины). Это делает их максимально гибкими и удобными для передвижения.
Материал, из которого выполнены кроссовки – натуральная кожа, гладкая и приятная на ощупь. Носовая часть и задняя часть (пятка) отделаны мягкой замшей бежевого цвета, в тон золота.
Декоративные элементы: отстрочка каждого отдельного элемента, имитация шнурков, бант.
Бант – очень женственный (даже скорее девичий) элемент одежды. При этом немного кукольный. Используется для создания детских причесок, как элемент украшения одежды для молодых девушек, способствует созданию романтичного образа.
Бант в развернутом виде представляет собой ленту, т.е. полоску прямоугольной формы. Прямоугольник является символом постоянства, безопасности, равновесия, но лента, завязанная в бант, обретает форму «восьмерки», знака бесконечности. Учитывая сказанное выше, можно сделать вывод, что бант – символ «вечной» женской молодости, свежести.
В данном случае он изготовлен из атласной ткани серого-серебристого цвета, с металлическим блеском (это свойство ткани). Концы лента обработаны кантом с блесками.
Таким образом, бант завершает образ вещи и делает ее более стильной, модной, подчеркивая исключительно женскую принадлежность.


Функциональный смысл

Первое время кроссовки считались спортивной обувью, их дизайн был разработан с учетом потребностей спортсменов отдельных видов спорта. Разумеется, цвет и отделка тогда не имели большого значения. Кроме того эта обувь не имела четко выраженной половой принадлежноти. В основном акцент делался на гибкость и легкость (т.к. спорт подразумевает подвижность).
Функциональность вещи подчеркивают:
• форма (обтекаемая, повторяет форму ступни):
• резиновая подошва (легкая, гнущаяся);
• шнурки (фиксирует обувь на ноге);
С течение времени и появлением конкуренции производители кроссовок старались выделить свой товар среди массы подобных. Так появились кроссовки разнообразной цветовой гаммы, с различными декоративными элементами, не несущими функциональную нагрузку.
Вскоре творчество дизайнеров привело к тому, что кроссовки стали частью уличного, молодежного стиля жизни. Основная характеристика кроссовок, «спортивная обувь», постепенно сменилась на «удобную обувь», которая должна быть в гардеробе не только у профессиональных спортсменов, но и у обычных людей. А вхождение в моду женских брюк способствовало развитию дизайна с учетом гендерных особенностей.


Знаковый смысл
Повторюсь, что в то время кроссовки определяли профессиональную принадлежность. Они являлись атрибутом спортсменов.
В советское время кроссовки импортного производства с фирменным лейблом были знаковой вещью, обладание которой, наряду с джинсами «варенками», лосинами, пакетами и другими вещами было почти обязательным для определенного круга людей. Это было модно, престижно, «круто», позволило выделиться из толпы. Более подвержена влиянию модных тенденций, естественно, была молодежь.
Сейчас кроссовки являются составляющей так называемого уличного стиля (street style) и имеют огромную популярность по всему миру.


Духовно-ценностный смысл
Появился тогда, когда вещь стала элементом моды и перестала выполнять чисто практическую функцию.
В современной культуре кроссовки – это часть стиля современных подростков, представителей различных субкультур (например, хип-хоп культуры), и просто людей, ведущих здоровый образа жизни.
Они являются воплощением таких социально-значимых ценностей, как здоровье и имидж.

Культурно-исторический смысл
Появление кроссовок было тесно связано с развитием спорта. В частности – баскетбола. Позже стали производить кроссовки для игры в теннис, футбол, для занятий бегом и т.д.

Культурно-символический смысл
Кроссовки – универсальная обувь, одновременно может служить удовлетворению нескольких потребностей: комфорт, удобство, поддержание имиджа, признание окружающих, самовыражение.
Кроссовки, созданные специально для женщин, это символ начала новой эпохи, начала эмансипации женщин, если хотите. Ведь наряду с кроссовками стали популярны деловые женские костюмы, женщины стали носить брюки (это просто открытый вызов мужчинам! – претензия на равноправие).

Художественно-образный смысл
Мои замечательные кроссовки золотого цвета, с атласным бантом вместо шнурков, несомненно, ассоциируются с женственностью.
Художественный смысл вещи отсылает нас к произведениям классической литературы, в которых всегда образ женщины преподносился как нечто абсолютно противоположное образу мужчины: нежное, милое, мягкое, наивное, беззащитное, хрупкое.
К сожалению или к счастью, современные женщины строят карьеру наряду с мужчинами, у которых позаимствовали такие черты, как жесткость, расчетливость, твердость характера.
Мои кроссовки призывают всех молодых девушек и женщин задуматься о своем истинном предназначении, и помнить о том, что женщина всегда должна оставаться женщиной и радовать мужской глаз (будь то офис, спортивный клуб, поездка на природу или просто домашняя обстановка).

Актуальный смысл
Актуальность моей вещи в XXI веке, на мой взгляд, трудно переоценить.
В настоящее время огромную популярность приобрела мода на здоровый образ жизни и активный отдых.
Занятия спортом в многочисленных фитнесс-клубах являются еще и имиджевой составляющей и определяют принадлежность человека к определенному кругу лиц. Соответственно, одежда и обувь должна быть не только удобной и практичной, но и красивой.
Активный отдых: спортивные игры, теннис, катание на сноуборде, боулинг и т.д. также трудно представить без кроссовок.
Кроссовки очень популярны среди детей и подростков, студентов, т.к. соответствуют их подвижному образу жизни, не ограничивая свободу движений. Они стали элементом повседневного стиля. Поэтому важно, чтобы они выделяли их обладателя из толпы, подчеркивали его индивидуальность.
P.S. Например, у одного хорошо мне знакомого молодого человека, порядка 5-7 пар кроссовок на все случаи жизни.

Личностно-ассоциативный смысл
Когда я любуюсь своей вещью, у меня возникают ассоциации с Золушкой, которая потеряла на балу хрустальную туфельку. Ассоциации возникают из-за того, что они выглядят маленькими, аккуратными, удивительно «девчачьими» и уникальными в своем роде (я ни на ком больше не видела таких кроссовок, а хрустальные туфельки Золушки были в единственном экземпляре). К тому же золотой цвет и очаровательный бант позволяют мне почувствовать себя настоящей принцессой.

Выводы

Мое восприятие скорее отражает художественно-образный смысл вещи.
А вот функциональный, знаковый и культурно-исторический смысл в моем случае отсутствуют, так как спортом я не увлекаюсь. Эти кроссовки служат для поддержания индивидуального стиля и нужны мне, как говорится, «для красоты».

Заключение


В процессе работы в качестве основного источника информации я использовала возможности Internet. Мне удалось собрать воедино исторические факты, отзывы людей, народное творчество (пословицы, поговорки, анекдоты) и проанализировать вещь с точки зрения онтологии, культуры, эмоционального восприятия.
Я была поражена, что на первый взгляд самая обычная, доступная массе людей, повседневная вещь может содержать в себе столько смыслов и значений. Сама работа напоминает написание биографии, только в центре событий не человек, а продукт его деятельности, т.е. вещь.

Список литературы

  • 1)http://www.aphorism.ru/
  • 2)http://fashion.artyx.ru/
  • 3)http://www.intertop.ua/forum/read.php?4,483,637
  • 4)http://www.krossovki.info/
  • 5)http://ru.wikipedia.org/
  • 6)http://www.yandex.ru/

Причина обращения к теме

Причина, по которой я выбрала данную вещь – это моя любовь к красоте и красивым вещам в принципе. Это касается не только одежды и обуви, но и домашней обстановки, отдыха, принципов жизни. Я считаю, что жизнь состоит из мелочей, она скоротечна, поэтому нужно наслаждаться каждой минутой и получать радость даже от привычных, повседневных вещей.
А маленькая «изюминка» способна сделать их веселее, интереснее, ярче и гораздо приятнее  (как листок зленного салата на тарелке или «зонтик» в коктейле).

Данную работу можно предложить

Мою работу можно было бы предложить магазину «Спорт-макси» (для использования в рекламных целях), фирмам-производителям кроссовок (для изучения реакции потребителя на вещь и потребительских предпочтений), Internet-ресурсам («чтобы было»), студентам (пример, как написать аналитическую заметку за 3 дня?).

Ключевые фразы работы

Кроссовки, сникеры, бант, модные тенденции, здоровый образ жизни.

План работы

...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский